16 Янв 12 Древняя Греция — афоризмы. Афоризмы древней греции
Древняя Греция - Сайт писателя Натальи Бентанги
Афоризмы Древней Греции
Анахарсис Скифский
***
Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу
во всем его безобразии.
Антисфен из Афин
***
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
***
Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.
***
Делать хорошее и слышать дурное – удел царей.
***
Самая необходимая наука – это наука забывать ненужное.
Аристипп Киренейский
***
Истинно ученые бывают не те, которые читают многое,
но те, которые читают полезное.
***
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристотель
***
Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие.
***
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.
***
Каждому человеку свойственно ошибаться,
но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
***
Мудрость – это сама точная из наук.
***
Разумный гонится не за тем, что приятно,
а за тем, что избавляет от неприятностей.
***
Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.
***
Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.
***
Ясность – главное достоинство речи.
***
Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
***
Мужественным называется тот,
кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
***
Наслаждаться общением – главный признак дружбы.
***
Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
***
Комедия имеет намерение отображать людей худших,
а трагедия – лучших, чем существующие.
Аристофан
***
Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
***
Умный многому сумеет научиться у врага.
***
Быть крылатым от рождения лучше всех благ на свете.
Архилох
***
Несравненный дар – могучая стойкость души.
С нею в жизни ничего не страшно.
Биас
***
Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей
Геродот
***
Если не высказаны противоположные мнения,
то не из чего выбирать наилучшее.
Гиппократ
***
Пьянство - причина слабости и болезненности детей.
***
Сколько звезд на небе, столько обманов таит женское сердце.
Горгий
***
Слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.
Демокрит
***
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
***
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
***
Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляются.
***
Откровенная речь – свойство свободного духа,
однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
***
Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных:
первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
***
Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот,
кто господствует над своими страстями.
***
Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.
***
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
***
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына,
а кому дурной – тот потерял и дочь.
***
Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
***
У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.
***
Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
***
У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока они едят или пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.
***
Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко!
Исократ
***
Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
***
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо.
***
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам:
ведь от всего бывает пресыщение!
***
К родителям относись так, как ты желал бы,
чтобы твои собственные дети относились к тебе.
***
Люди плачут над вымыслами поэтов,
а на подлинные страдания… взирают спокойно и равнодушно.
Менандр
***
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
***
Родителей всегда почитай наравне с Богом.
***
Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.
***
Не будь сварливым и неуживчивым,
такие люди никогда не выходят из нищенского состояния.
Периандр
***
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
Пиндар
***
Склонность к ссоре, поношению и зависти – спутник пустых людей.
Питтак
***
С неизбежностью и боги не спорят.
Пифагор Самосский
***
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть.
***
Просыпаясь утром, спроси себя: “Что я должен сделать?”
Вечером, прежде чем заснуть: “Что я сделал?”
***
Не закрывай глаз, когда хочешь спать,
не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
***
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
***
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
***
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Платон
***
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
***
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок,
а для того, чтобы он не совершался впредь.
***
Время уносит все; длинный ряд лет умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
Плутарх
***
Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим
и шуткой достигать серьезной цели.
***
Когда из мира уходит солнце, все омрачается,
также же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.
***
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
***
Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.
***
Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
***
Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.
***
Движение – кладовая жизни.
Сократ
***
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю,
что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.
***
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
***
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
***
Заговори, чтобы я тебя увидел.
***
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
***
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
***
Лучшая приправа к пище – голод.
***
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
Солон
***
Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон.
***
Избегай удовольствия, которое рождает печаль.
Фалес из Милета
***
Когда легче всего сносит несчастье? – Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.
***
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.
Фукидид
***
История – это философия в примерах.
Хилон
***
Пробным камнем испытывают золото, а золотом испытывается человек.
Эзоп
***
Благодарность – признак благородства души.
***
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе,
и его удача будет твоей.
***
Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
Эпикур
***
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос:
что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и – если не исполнится?
***
Смерь для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
***
Привыкай думать, что смерть для нас - ничто;
ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении,
а смерть есть лишение ощущений.
***
Редко судьба препятствует мудрому.
Эсхил
***
Мудр – кто знает нужное, а не многое.
***
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.
Эсхин
***
Опьянение показывает душу человека.
www.bentanga.ru
Афоризмы и высказывания великих исторических людей Древней Греции
Алкмеон Кротонский (рубеж VI – V вв. до н.э.) врач, философ, ученый
Легче уберечься от врага, чем от друга.
Андокид(ок. 440 – 390 гг. до н.э.) афинский оратор
Следует пользоваться прошедшим как факелом для освещения будущего.
Антифонт Рамнунтский(ок. 480 – 411 гг. до н.э.) афинский оратор
Кормление стариков похоже на кормление детей.
Болезнь для ленивых есть праздник.
Аполлоний Родосский (ок. 300 – после 245 гг. до н.э.) поэт, ученый-филолог глава Александрийской библиотеки
Ничто не высыхает так быстро, как слезы.
Аристон Хиосский (III в. до н.э.) философ-стоик
Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями.
Аркесилай (314—241 гг. до н.э.) философ-платоник
На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, он [Аркесилай] ответил: «Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя».
Афинодор из Тарса (I в. до н.э.) философ-стоик, учитель императора Августа
Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье.
В гневе (…) ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все двадцать четыре буквы азбуки.
Гекатон (I в. н.э.) философ-стоик
Хочешь, чтобы тебя любили, – люби.
Гней Помпей Гемин (Помпей Великий) (106—48 гг. до н.э.) римский полководе
О (…) великих людях нужно судить не по сомнительным и слабым местам, а по их многочисленным удачам.
Гермоген из Тарса (ок. 160 – ок.230 гг.) ритор
Общеизвестное изложить по-новому, а новое – общим для всех языком.
Евбулид из Милета (конец V – 1-я пол. IV в. до н.э.) философ мегарской школы
Потеряв один волос, еще не становишься лысым; потеряв второй волос – тоже; когда же начинается лысина?
Чего ты не терял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат.
Если лжец говорит «я лгу», он лжет, значит, говорит правду; но если он говорит правду, значит, он лжет (и т. д.).
Евклид (рубеж IV – III вв. до н.э.) математик, работал в Александрии
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств.
Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии.)
Зенон из Тарса (III – II до н.э.) философ-стоик
Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.
Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) философ-элеат
Легче окунуть в воду мех, наполненный воздухом, чем заставить силой какого-либо хорошего человека совершить что-либо вопреки его воле.
Когда тиран [Дионисий, правитель Сиракуз] пытал Зенона Элейского, чтобы он выдал сообщников, тот сказал: «Будь у меня сообщники, ты бы уже не был тираном».
Зоил (ок. 400 – ок. 330 гг.) ритор, автор сочинений «Против Гомера» и «Порицание Гомера»
Зоил из Амфиполя (…) писал против Гомера, против Платона и против других (…). Один ученый спросил его: почему он про всех говорит дурное? А он: «Потому что я хотел бы сделать им дурное, да не могу».
Калликл (V в. до н.э.) философ-софист
Законы (…) устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы.
Карнеад из Кирены (214—219 гг. до н.э.) философ, представитель скептического направления в платоновской школе
[Красота -] владычество без охраны.
Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, – если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, – придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете.
Желающего судьба ведет, не желающего – влачит.
Перипатетики [ученики Аристотеля] похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют.
Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.
Кратет (IV – III вв. до н.э.) философ-киник
Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею, и конец.
Кратет (…) увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим собой!» – был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осторожен (…): ведь твой собеседник – дурной человек!»
Критий (ок. V в. до н.э.) ученик Сократа, поэт и философ глава «Тридцати тиранов»
Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы.
Лакид Киренский (?—206 г. до н.э.) философ
Философа Лакида пригласил к себе пергамский царь Аттал, но Лакид сказал: «На статуи лучше смотреть издали!»
Геометрией он [Лакид] занялся поздно; кто-то спросил: «Разве теперь время для этого?» – «Неужели еще не время!» – переспросил Лакид.
Ликург (ок. 390 – ок. 324 гг. до н.э.) афинский оратор и государственный деятель
Государство существует, охраняемое личным участием каждого.
Трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек.
Менедем (III в. до н.э.) философ и политический деятель в г. Эретрия (о-в Евбея)
Кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь; он [Менедем] возразил: «Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и взаправду нужно».
Метродор Хиосский (IV в. до н.э.) философ-скептик, ученик Демокрита
Мы не знаем, знаем ли мы что-нибудь или ничего не знаем.
Парменид из Элеи (ок. 540 – ок. 480 гг.) философ и поэт, основатель философской школы элеатов
Мыслить и быть одно и то же.
Плотин (204—270 гг.) философ, основатель неоплатонизма
Любят все, но мучатся не в равной мере; есть такие, которые мучатся особенно. Их-то и называют любящими.
Посидоний из Апамеи (ок. 135 – 51 гг. до н.э.) философ-стоик, основал свою философскую школу на о-ве Родос
Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды.
Править значит не властвовать, а исполнять обязанность.
Закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он – как божественный голос свыше: приказывает, а не обсуждает.
Продик (ок. 470 – после 400 гг. до н.э.) софист
Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием.
Из всех приправ самая лучшая – огонь.
Страбон (ок. 64 – 23 гг. до н.э.) географ и историк
Единственный мудрец – это поэт.
Филодем из Гадары (после 110 – ок. 40 гг. до н.э.) поэт и философ-эпикуреец
Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.
Слова «хорошо подражать Гомеру и ему подобным» (…) не позволяют считать хорошим само творчество Гомера и ему подобных, – ведь они-то не подражали сами себе!
Филоксен (ок. 435 – ок. 380 гг. до н.э.) поэт
Самое вкусное мясо не похоже на мясо, а самая вкусная рыба не похожа на рыбу.
Фрасимах (конец V в. до н.э.) ритор, софист
Устанавливает (…) законы всякая власть в свою пользу.
Во всех государствах справедливостью считается (…) то, что пригодно существующей власти.
Справедливость (…) люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. (Главкон, развивающий у Платона взгляды Фрасимаха).
Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) философ, поэт, врач
Акрагантяне едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно. (Акрагант – город в Сицилии, родина Эмпедокла).
vsebasni.ru
Афоризмы Древней Греции - Афоризмы
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Справедливость же всегда бессмертна. Кривыми путями не добраться барке до гавани. Лишь тот, кто честен и добр, благополучно достигает берега.
Помни: только эта жизнь имеет цену!
***Ложь кормится истиной, на ней она расцветает, но жизнь ее недолгая.
***Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Справедливость же всегда бессмертна. Кривыми путями не добраться барке до гавани. Лишь тот, кто честен и добр, благополучно достигает берега.
***Кто расставляет сети, сам в них попадется; кто роет яму, сам в нее свалится, кто точит меч, сам от меча и погибнет.Если не исправишь зло, оно удвоится.
***Полезно слушать слова других!
***Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен?
***Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
***Что может быть хуже неверных весов, фальшивой гири или справедливого и честного человека, сделавшегося обманщиком?
***Как ни скор человек на слово, он порою слишком торопится. Как ни быстро откликается на все его сердце, ему не поспеть за его страстями.
***Что бы тебе ни сказали, ни с кем не говори так, словно он не имеет права с тобой разговаривать.
***Кто убивает, тоже будет убит. Кто приказывает убить, тоже будет убит по приказу.
***Жадность бездонна - в эту пропасть можно падать бесконечно. Корыстный часто не знает, чего он хочет, и единственное, что его ждет, - конечная неудача.
Поделиться в соцсетях
websiteaboutbusiness.com
Древняя Греция - афоризмы | Крылатые выражения
Семь Мудрецов
Фалес Милетский(ок. 640 – ок. 547 гг. до н.э.)родоначальник греческой философии, математики и астрономии
Все полно богов. [1]Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все. [2][Фалес] сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь?» – спросили его. «Именно поэтому», – сказат Фалес. [3][Фалеса] спросили, что на свете трудно? – «Познать себя». Что легко? – «Советовать другому». [4]Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других». [5]На вопрос, что он видел самого удивительного, Фалес ответил: «Тирана в старости». [6]Из диких [животных] хуже всех тиран, из домашних – льстец. [7]Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в невероятном верь. [8]Фалес, которому мать неотступно советовала жениться, уклонялся от ее настояний, говоря сначала: «Еще не время, матушка», а позднее: «Уже не время, матушка». [9]Фалес (…) будто бы (…) утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. [10]
Солон(ок. 635 – ок. 560 гг. до н.э.)афинский законодатель и поэт
Никого при жизни нельзя считать счастливым. [11]Во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. [12]Ничего слишком! [13]Чего не клал, того не бери. [14]Не советуй угодное, советуй лучшее. [15]О тайном догадывайся по явному. [16]Прежде чем приказывать, научись повиноваться. [17]Когда его [Солона] спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять». [18]Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется. [19]На вопрос, почему он [Солон] не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился». [20]Знаешь – так молчи. [21]Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом». [22]Когда он оплакивал сына, кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон. [23]Питтак (…) уселся у алтаря как проситель и требовал освободить его от власти. На расспросы митиленцев о причине этого Питтак ответил, что трудно быть благородным. Узнав об этом, Солон сказал: «Прекрасное – трудно», и отсюда эти слова вошли в поговорку. [24]
Питтак(ок. 650 – ок. 580 гг. до н.э.)правитель и законодатель города Митилены (о-в Лесбос)
Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла. [25]На вопрос, что лучше всего, он ответил: «Хорошо делать, что делаешь». [26]На вопрос Креза, какая власть сильней, [Питтак ответил:] «Та, что резана на дереве», то есть законы. [27]Митиленяне дали ему [Питтаку] надел земли. (…) Он отделил себе от нее лишь малую часть и сказал: «Половина – больше целого!» [28]Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого. [29]Самое великое, заключающееся в самом малом, есть здравый ум в теле человека.Победы должны быть бескровными.Человека выказывает власть.Задумав дело, не говори о нем: не удастся – засмеют.Неудачей не кори – бойся себе того же.Не злословь ни о друге, ни даже о враге.Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.Знай всему пору.Трудно быть хорошим.С неизбежностью и боги не спорят.
Биант(ок. 625 – ок. 540 гг. до н.э.)философ из Приены (Малая Азия)
Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много. [30]Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом. [31]Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы. [32]Однажды он плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. «Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!» [33]Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле», – сказал ему Биант. [34]Когда его родная Приена была захвачена врагом и все жители бежали, захватив с собой чуть ли не все свое имущество, [Биант] на обращенный к нему чей-то совет поступить таким же образом, ответил: «А я так и поступаю, потому что все свое ношу с собой». [35]
Клеобул(VI в. до н.э.)философ из Линда (о-в Родос)
Дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами. [36]Нужно услужать друзьям, чтобы укрепить их дружбу, и врагам, чтобы приобрести их дружбу. [37]С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства. [38]Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян. [39]В счастье не возносись, в несчастье не унижайся. [40]Лучшее – мера. [41]Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатнее тебя, приобретешь не родственников, а господ. [42]Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. [43]Добродетели свойственно, а пороку не свойственно избегать несправедливости.В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность.Превратности судьбы умей выносить с благородством.Больше слушай, чем говори.Силой ничего не верши.С враждой развязывайся.Над осмеиваемыми не тешься – наживешь в них врагов.
Хилон(VIв. до н.э.)спартанский законодатель
Ничего сверх меры.Познай самого себя. [44]Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти. [45]Не грозись: это дело бабье. [46]Мертвых не хули. [47]Языком не упреждай мысль. [48]Когда говоришь, руками не размахивай – это знак безумства. [49]Счастлив тиран, который умрет у себя дома своей смертью! [50]Пробным камнем испытывают золото, а золотом испытывается человек.Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.Сдерживай язык, особенно в застолье.Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься.За порукой – расплата.Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье.Чужой беде не смейся.Истрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое.Хорошо начальствовать учись на своем доме.Лучше избирай наказание, нежели гнусную корысть, ибо первое огорчит на один раз, а второе навсегда.Избегай постыдного.О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
Анахарсис(VI в. до н.э.)легендарный мудрец, скиф по происхождению
Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: из любви к детям. [51]Анахарсис, посетив Народное собрание [в Афинах], выражал удивление, что у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды. [52]В Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные. [53]Удивительно (…), как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших. [54]Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. [55]Афинянин попрекал его [Анахарсиса], что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине». [56]Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвертая – безумию.Безопасные корабли – это вытащенные на берег корабли.Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
Агафон(ок. 448 – ок. 405 гг. до н.э.)драматург-трагик, дружил с Платоном и Еврипидом
Ведь только одного и богу не дано:Не бывшим сделать то, что было сделано. [57]Вероятно и то, что много происходит невероятного. [58]Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом. [59]Агафон охотно и обильно пользовался антитезами. Когда кто-то, словно для того, чтобы исправить его драмы, хотел повычеркивать из них антитезы, он сказал: «Любезнейший, (…) ты (…) вычеркиваешь Агафона из Агафона». [60]Даже боги не могут изменить прошлое.
Анаксагор Клазоменский(ок. 500 – ок. 428 гг. до н.э.)философ и ученый, входил в близкое окружение Перикла
Все содержится во всем. (Вариант: Во всем содержится доля всего.) [61]Есть два урока смерти: время до рождения и сон. [62]Человеку, спросившему, станут ли когда-нибудь морем лампсакийские холмы, он [Анаксагор] (…) ответил: «Да – хватило бы только времени». [63]На вопрос, для чего он родился на свет, он [Анаксагор] ответил: «Для наблюдения солнца, луны и неба». [64]В конце концов, отказавшись от всего, он [Анаксагор] занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?» Он ответил: «Отнюдь нет, мне очень даже есть дело до отечества!» – и указал на небо. [65]Анаксагор, потеряв сына, сказал: «Я знал, что породил смертного». [66][Анаксагор был изгнан из Афин.] Ему сказали: «Ты лишился общества афинян». Он ответил: «Нет, это они лишились моего общества». [67]Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков». [68]Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка.
Антисфен(ок. 455 – ок. 360 гг. до н.э.)ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников
Человека можно научить добродетели. [69]Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью. [70]Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное. [71]Начало образования состоит в исследовании слов. [72][О платоновских «идеях»:] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. [73]Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож. [74]Безвестность есть благо. [75]Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности. [76]Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима. [77]Добродетель и для мужчины, и для женщины одна. [78]Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния. [79]Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия. [80]Праздник – это повод для обжорства. [81]Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами. [82]С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть. [83]Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать. [84]Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. [85]На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием». [86]На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым». [87]На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой». [88]На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное». [89]Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное». [90]Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (…) Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве». [91]Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?» [92]Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора». [93]Когда какой-то человек спросил Антисфена. чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике». [94]Умер он от чахотки. (…) Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен. [95]Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.Справедливого человека цени больше, чем родного.Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
Апеллес(2-я пол. IV в. до н.э.)живописец, придворный художник Александра Македонского
Законченные работы он [Апеллес] выставлял в открытой беседке и сам, скрываясь за картиной, выслушивал замечания проходящих, так как считал народ более внимательным судьей, чем самого себя. Однажды, говорят, зритель-сапожник отметил, что на сапоге изображено с внутренней стороны одной петлей меньше должного. На следующий день, возгордившись тем, что указанное им упущение исправлено, сапожник стал изощряться об изображении ноги. Тогда разгневанный художник вышел из укрытия и воскликнул: «Сапожник, суди не выше сапога». [96]