Древний ткацкий станок. Словотворие Фоторепортаж Ткачество ручное Вертикальный ткацкий станок Дерево Нитки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знак ткачества: история ткацкого ремесла на Руси. Древний ткацкий станок


Ткацкий станок. От создания, до наших дней.: la_vida_nueva_v

4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок. Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно. Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.Первые ткани, изготовленные больше шести тысяч лет назад, в эпоху неолита, до нас не дошли. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно.

rivoluzione_industriale_inglese_clip_image006

Сначала нити переплетали с помощью ручной силы. Даже Леонардо да Винчи, сколько ни пытался, так и не смог изобрести механический ткацкий станок.

full1327437042

Вплоть до XVIII века эта задача казалась неразрешимой. И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка. Изобретение исключило необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним человеком (раньше требовались два).

image8

Дело Кея продолжил самый успешный реформатор ткачества Эдмунд Картрайт.

1774_1

Любопытно, что он был по образованию чистым гуманитарием, выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук. В 1785 году Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 таких устройств. Но на этом не остановился: в 1789 году запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, а в 92-м — станок для витья веревок и канатов.Механический станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенным, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества не представлял.

post-19763-1325258399

Поэтому до первых лет XIX века положение ткачей было несравненно лучше, чем прядильщиков, их доходы обнаруживали лишь едва заметную тенденцию к понижению. Еще в 1793 году «тканье кисеи было ремеслом джентльмена. Ткачи всем своим видом походили на офицеров в высшем чине: в модных сапожках, гофрированной рубашке и с тросточкой в руке они отправлялись за своей работой и иногда привозили ее домой в карете».

f_0033

В 1807 году британский парламент направил в правительство меморандум, где утверждалось, что изобретения магистра гуманитарных наук способствовали повышению благосостояния страны (и это чистая правда, Англия не зря слыла тогда «мастерской мира»).

image034

В 1809-м палата общин выделила Картрайту 10 тысяч фунтов стерлингов – совершенно немыслимые по тем временам деньги. После чего изобретатель удалился от дел и поселился на небольшой ферме, где занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин.Станок Картрайта почти сразу же принялись улучшать и модифицировать. И немудрено, ведь прибыль ткацкие фабрики давали нешуточную, и не только в Англии. В Российской империи, например, Лодзь благодаря развитию ткачества за XIX век из маленького поселка превратился в громадный по тогдашним меркам город с населением в несколько сотен тысяч человек. Миллионные состояния в империи часто наживались именно на фабриках этой отрасли – достаточно вспомнить Прохоровых или Морозовых.Уже к 30-м годам в картрайтовский станок добавили массу технических усовершенствований. В итоге таких машин на фабриках становилось все больше, а обслуживало их все меньшее число работников.На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока. Например, при изготовлении самого простого ситца на станке фирмы Platt ткач тратил на эти операции до 30% времени. Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков. При таком положении вещей расширить зону обслуживания не удавалось.

Только после того как в 1890-м англичанин Нортроп придумал способ автоматической зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 96-м фирма Northrop разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок. Это в дальнейшем позволило рачительным фабрикантам изрядно сэкономить на зарплатах. Следом появился и серьезный конкурент станку-автомату – ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких устройств. Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях. Но главное сделал еще два с лишним века назад любознательный Картрайт.4 (1)

jat700

ad_180269_image

la-vida-nueva-v.livejournal.com

Вертикальный ткацкий станок | Страна Мастеров

Здравствуйте, мастера и мастерицы!Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 1

Вы не представляете, насколько интересна историческая реконструкция! Тем она и хороша, что для любого творческого человека в ней найдется дело. Мальчики осваивают боевые искусства, дерутся на мечах, стреляют из лука, строят лодки и корабли, осваивают литье украшений, резьбу по дереву. Девочки шьют, плетут, вяжут, ткут и лепят, и это бесконечный процесс, в котором нет пределов человеческим возможностям. Ведь кроме освоения ремесел мы изучаем историю родной земли. Прочувствовав на себе, как красиво и трудно жили наши предки, мы начинаем понимать, как дорога нам каждая речушка и каждое дерево...

На этой волне я озадачила своих мужчин (и не только своих) новой идеей: построить мне вертикальную ткацкую раму. Если я иногда живу в 10-м веке, то и попробовать не мешало бы создать что-то именно таким же способом, как и наши далекие предки. И вот вертикальный ткацкий станок в процессе рождения.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 2

Казалось бы, что сложного? Просто рама. На день работы. Но мужчины ходили вокруг нее неделю, ломая голову, какого она должна быть размера, где отмерить, где отрезать, и как сделать ее так, чтобы она выглядела исторично. Исторично у них все равно не получилось: посадили все соединения на шурупы, замаскировав их шпонками. А ведь в древности ткацкую раму могла сделать себе любая женщина сама. Ей всего-то надо было сходить в лес за подходящими деревяшками и связать все соединения веревкой или шнурами. Но это беднота, а у зажиточных дам, вероятно, было что-то посолиднее...как на рисунке на первом фото...

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 3

Итак, намеки на ткацкую раму уже есть...

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 4

Морила я ее сама. Придала ей благородный темный цвет, вроде как состарила. А теперь можно и за работу!

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 5

Все ткачихи перед тем, как начать ткать, снуют нужное количество нитей. В моей практике это был первый опыт. Я сновала 800 нитей прямо на раме, разложив ее на кровати. История долгая и утомительная. Пару ночей спали мы на диване в кухне (ну как же, Лене очередная возжа под хвост попала), потому что снование основы - это важный этап, торопиться нельзя.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 6

Сновала и нити связывала по 10. Так удобнее считать, да и позже мне удобно было делить на передние и задние.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 7

А делить нужно для того, чтобы ткать полотняным переплетением. В процессе ткачества передние и задние нити меняются местами, образуется ткацкий зев, куда и прокладывается уточная нить. В вертикальном ткацком станке на нити навешивались грузы. Можно и что-то другое навесить для тяжести, но настоящие глиняные грузики выглядят аутентично, так что и их пришлось лепить. Благо, куча глины лежит у ворот уже 8 лет. Именно с них начались и мои гончарные эксперименты.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 8

Рама стоит под наклоном, и именно так образуется естественный зев между передними и задними нитями.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 9

И вот так, постепенно, все грузы обеспечивают натяжение нитей. Оговорюсь: мои грузики оказались недостаточно тяжелыми, и позже мне пришлось нити разъединять руками. Думаю, что каждый грузик должен весить не меньше 300-400 грамм на каждые 20 нитей, только тогда ткачество будет более комфортным. Впрочем, как показал опыт, вертикальный ткацкий станок - это только для очень терпеливых людей. Стоишь так несколько часов на ногах, полностью отрешенный от внешнего мира...Стоишь, ткешь, думаешь себе думу...Эдакая медитация на тему раннего средневековья... Древним женщинам торопиться было некуда: ни вам магазинов, ни вам Интернета и телевизора...Не соткешь, будет твоя семья с голой...ну, вы поняли...

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 10

Очень долгий и муторный этап - вязание полуниченок. Пока вязала, муж наблюдал со здоровым скепсисом. Глаза его тихонько лезли на лоб, и, как он заявил, у него бы не хватило на это все никаких нервов...Пришлось объяснять ему тоном учительницы, что именно так (долго и муторно) ткали в древности ткани.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 11

Полуниченки привязываются к каждой второй нити. Таким образом формируем будущее полотняное переплетение. Есть переплетения и более сложные, например, саржевые и репсовые, но я начала с простого. Итак замахнулась на ширину в 80 см. На деле она получается чуть уже.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 12

Вот и все полуниченки привязаны к ремизке, можно начинать ткать.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 13

Вот и первые сантиметры. Крупный план. На самом деле ткань получается довольно мелкого плетения, мягкая и тонкая.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 14

Дело идет туго. Я девушка немолодая, мне и трех часов на ногах хватает за глаза, да и дел много других, так что мое ткачество на рраме растянулось уже на пару месяцев. Жду зимы, когда закончатся мои заготовки и все другие дела, связанные с огородом и садом. Буду как и все древние женщины, сидеть (пардон, стоять) и ткать при лучине (не, при дневной лампе) долгими зимними вечерами. Спиной к телевизору...

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 15

Вот такой милый результат. Хоть и не конечный. Знаете, очень радует, когда что-то получается. Даже знаю, что следующий фестивальный сезон буду щеголять в новом хангероке (сарафане) из настоящей аутентичной ткани...Мысль такая греет и подгоняет.

Здравствуйте, мастера и мастерицы!
 Сегодня прямо с утречка я решила немного рассказать вам, как я осваиваю древнейшие виды ткачества.
 На фото ниже рисунок самого древнего ткацкого станка на земле. Схематическое изображение взято отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post222759421 На подобных ткали тончайшие ткани в древнем Египте и древней Греции, шелка в Китае и сложные узорные ткани и ковры в Византии. На таких же станках и им подобным и более упрощенных ткали шерстяные ткани в Скандинавии и льняные в древней Руси. Более сложные станки появились лишь в 11-12 веке, и то, это лишь предположительно, поскольку даже изобразительных источников на горизонтальные не найдено, а вот вертикальные ткацкие рамы присутствуют во множестве. Это вам такой маленький и краткий экскурс в историю древнего мира. фото 16

stranamasterov.ru

Ткацкий станок - это... Что такое Ткацкий станок?

У этого термина существуют и другие значения, см. Станок. Традиционный вертикальный ковроткацкий станок Схема вертикального ковроткацкого станка Вверху: Горизонтальный ткацкий станок (изображен вертикально). Древний Египет. Бени-Хасан. Среднее царство Под ним: Рама для плетения циновок. Древний Египет. Среднее царство Схема горизонтального ткацкого станка Ручной ткацкий станок русского образца

Ткацкий станок (ткацкий стан[1]) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных и др. ковров, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, и др. тканей, а также прочей продукции текстильной промышленности.

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

Типы станков по принципу прокладки утка

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.

Производство современных ткацких станков

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный).

Данные станки производились и в Новосибирске до 2007 года.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

2. Знакомство с ткацким станком

Прежде чем заправлять станок, разберемся с чем же мы имеем дело, из каких деталей станок состоит и как они называются, чтобы дальнейший текст не вызывал недоумений по поводу экзотических слов.

Перечисление деталей ткацкого станка звучит как песня, настолько они красивы и непосвященному уху не понятны.

На эту тему есть мой семейный анекдот. Как-то мы с мамой и папой поехали в гости к их друзьям в деревню. У них прекрасная баня, я ее очень люблю и ее топят каждый наш приезд. И вот хозяин дома дядя Олег отправил меня и маму пилить дрова для бани (не подумайте, что мужики там лодыри, а заставляют работать женщин, просто мы пилили тонкие палочки-отходы от лесопилки). Мы с мамой эти палочки пилим, а я выбираю себе потолще и поровнее палку на притужальник, и та мне не нравится, и эта вроде не хороша. Подходит дядя Олег и спрашивает, что собственно я ищу. Я ему и говорю, мол ищу палку на притужальник. Он конечно изумляется такому странному слову и начинает меня заинтересованно расспрашивать. Ну конечно, когда есть заинтересованный слушатель, я хвост распушила и завела свою песнь, про станок люблю рассказывать, все детали назвала, что для чего служит и к чему присоединяется. Он слушал-слушал, а потом выдал моей маме такую фразу:«Вот ты, Галя, набилки. А муж твой – притужальник»

Итак перед нами незаправленный ткацкий станок: Сразу же скажу свою просьбу к зашедшим в пост читателям, знающим не понаслышке (да даже и понаслышке) о чем я говорю, если вы знаете какие-то другие названия деталей станка, напишите об этом в комментариях, мне самой это очень любопытно, хочется расширить свои познания в этнографии ткачества.

Многие детали в разных местностях имеют разные названия, и ,если я называю несколько названий, то в дальнейвшем буду пользоваться наиболее для себя привычным, которое я называю первым. Основные несущие части станка называются "боковины", "станины". Это боковые стены станка, которые задают его дину и высоту. Верхние части станин - горизонтальные или чуть наклонные брусья с рядом углублений называются "поднебник", они держат на себе всю оснастку. Мне нравится когда в них много углублений, чтобы оснастку можно было двигать в процессе ткачества.

Ширину станка задают поперечные брусья, называются они "иглицы". В станинах есть квадратные отверстия, в которые вставляются концы брусьев-иглиц. Иглицы фиксируются клиньями. Вся эта конструкция из станин, иглиц и клиньев должна стоять крепко и не шататься. Хорошо, если ткачиха может дотянуться руками до поднебников, не вставая со своего места.

Следующие важные детали - это валы. Их два, передний и задний. Задний вал называется "навой", "навойя", "колода". На него наматывается основа и в процессе ткачества она, преврящаясь в ткань, перематывается на передний вал. Передний носит названия "пришва", "грудница", "товарный вал". На него сматывается готовая ткань. В процессе ткачества валы фиксируются в определенном положении, держа в натяжении нити основы и готовую ткань. Рычаги, стопорящие валы, называются "притужальники". Притужальник представляет они из себя прочную палку, зауженную к одному концу и с отверстием или углублениями, в которые вставляется-обматывается веревка. Для удобной работы притужальники должны быть длинными. В идеале до притужальника, вставленного в навой, должна легко дотягиваться ткачиха не вставая со своего места и вытаскивать-встивлять его в вал, а также перетягивать основу не вставая с места. Вот фотография "раздетого ткацкого станка", здесь мы видим станины, иглицы, пришву, навой и один притужальник, вставленный в навой.

Все остальные основные детали, пока еще не названные нами, представляют из себя отдельные системы, и первая из них – та, что отвечает за равномерность ткани и ее постоянную ширину. Главное тут - бердо. Я бы даже сказала БЕРДО. Оно, как главный персонаж фотографии лежит в центре. Это такая рама-расческа. Обычно оно сделано из тонких деревянных щепочек, бывают и железные. Каждая щепочка носит название "зуб" (у расчесок ведь тоже зубы). От плотности, с которой расположены зубья в берде, зависит плотность ткани. Если зубья расположены редко 2-4 на один сантиметр, то это бердо для очень редкой ткани, а точнее для половика. Для ткани в берде в одном сантиметре располагается 6-9 зубьев, а для тонких тканей еще больше (я такие не видала). 30 зубьев составляют "пасму". Так и говорят "бердо на 8 пасм" или "на 10 пасм". Это параметр определяющий количество ниток в основе. Часто в старых бердах ниткой отмечены-прошиты пасмы, чтобы каждый раз не считать, взял и видишь, какая плотность у берда, сколько в нем пасм. Бердо - сердце станка, но к сожалению они чаще всего в старых станках в плохом состоянии, с грязью между зубьями, подистлевшими нитками и зубьями. Бердо - сокровище. И это сокровище обрамляет сборная рама - "набилки", "набелки". Из них можно вынуть одно бердо и вставить другое, другой плотности. Иногда это не сборно-разборная конструкция, а рама футляр, раз и навсегда заключивший в себя бердо. Такие чаще всего встречаются у татар, башкир. Набилки на фото новодельные и, к сожалению, без украшения. На старинных набилках обязательно был вырезан оберегающий знак. Набилки навешиваются веревками на палку. На фото узел неправильный. После, в заправленном стане, я покажу правильный узел, которым привязываются набилки, он позволяет регулировать высоту их расположения относительно полотна.Кое-где набилки с бердом называют «батан».

Следующая система – «нитченки» и «педали». Нитченки еще называют «ремизы». Их количество определяет переплетение. В простейшем и самом распространенном варианте их две, и переплетение, ими создается полотняное переплетение. Для более сложных переплетений и рисунков используют несколько нитченок-ремиз. Такое ткачество называют многоремизным. Нитченки представляют собой систему из двух рядов петель, встречающихся в середине нитченки и зацепляющихся друг за друга. Каждый ряд петель фиксируется на отдельной бечевке, которая привязывается к своей отдельной палке.Нитченки подвешиваются к верхней палке с помощью роликов (ой не помню, как их называют, я их не использую) или палочек-качалочек. Снизу каждая нитченка привязывается к своей педали.

Еще в комплект станка входят «цены»-«трестинки» и куча палочек и палок, у каждой из которых свое место и предназначение.Продолжение следует в следующих постах

Ну и напоследок я за своим ткацким станком (к сожалению, фото моего станка полностью нет):

olsha5.livejournal.com

Самый древний ткацкий станочек – Ярмарка Мастеров

Это необычный  станок.  Ему, считается, более 3-х тысяч лет)))Возможно, изначально он выглядел так: ткачество/800/600/https/cs6.livemaster.ru/storage/eb/c7/704ba6a5e892289e26146c97a7sl.jpg" />А в книге вальдорфского педагога Кутч  его можно рассмотреть в таком виде: статьязанятия с детьмивальдорфский садА еще там чудесные фотографии детей за работой:

Палочки оплетаются "восьмеркой" на высоту примерно детской ладошки, а потом вынимаются из паза, - при этом сотканные-переплетенные нити опускаются по нитям основы вниз, образуя полотно.  Чем толще нитки, тем полотно плотнее. Для детских пальцев работать плотными, объемными нитями как раз сподручно!Ну кто ж устоит! ....Только наш с буковыми палочками , - какие они звонкие!Станочек, как видно по фото, вполне годится для дошкольников. Работать на нем легче,  чем на горизонтальном ткацком станке.    А еще палочки можно использовать для самостоятельного плетения:  Сын брал ровницу в одну нить , но мне кажется, вполне можно было брать её вдвое. Вообще, если работать с детьми  маленькими, то лучше сначала "живую" шерсть попробовать спрясть между пальцами в толстую нить, а потом ею ткать.  Чтобы получилась толстая ровница.Что можно таким образом ткать?Шарфики, покрывальца, накидки на стулья, столики, одеяла куклам, пояса и еще много чего.  Да, здесь можно использовать и переплетение многих цветов, если поупражняться!..

И, в заключение, два видео , где видны варианты использования станочка:

www.livemaster.ru

Ткацкий станок - это... Что такое Ткацкий станок?

У этого термина существуют и другие значения, см. Станок. Традиционный вертикальный ковроткацкий станок Схема вертикального ковроткацкого станка Вверху: Горизонтальный ткацкий станок (изображен вертикально). Древний Египет. Бени-Хасан. Среднее царство Под ним: Рама для плетения циновок. Древний Египет. Среднее царство Схема горизонтального ткацкого станка Ручной ткацкий станок русского образца

Ткацкий станок (ткацкий стан[1]) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных и др. ковров, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, и др. тканей, а также прочей продукции текстильной промышленности.

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

Типы станков по принципу прокладки утка

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.

Производство современных ткацких станков

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный).

Данные станки производились и в Новосибирске до 2007 года.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

См. также

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Рустекстиль / при поддержке Минпромторг России

Для одного из самых древних промыслов – ткацкого – на Руси было множество разновидностей не только техник исполнения, но и узорного плетения.

 

Хобби для домохозяек

 

Ткачество – один из древнейших видов ремесла в истории человечества, появившийся еще в каменном веке. До XX века оно было самым распространенным домашним занятием для женщин на Руси. Крестьянские женщины ткали нарядные сарафаны для себя, рубахи с узорами для мужей, платки, головные косынки, всевозможные изделия для домашних нужд, в том числе для «красного угла» – самого важного места в избе. Узорными тканями украшали избы во время больших праздников – например, на свадьбу, чтобы гости могли оценить мастерство и трудолюбие невесты, а также состоятельность семьи.

Все разнообразие прекрасных узоров, различные техники создания тканей, любовь и уважение к ткацкому ремеслу наши прародительницы передавали из поколения в поколение, бережно сохраняя и улучшая.

Благодаря этому ткацкие промыслы до сих пор живы, хотя, бесспорно, существуют уже скорее на правах «культурного наследия», ведь конкурировать домашнему рукоделию с фабричным производством невозможно.

 

 

Основа основ

 

Технологически процесс ручного ткачества состоит в следующем. Одни нити, идущие вдоль станка и называемые основой, должны быть натянуты параллельно друг другу в горизонтальной плоскости, другие нити – «уточные» – должны переплетаться с нитями основы, образуя ткань. Эти нити имеют поперечное направление.

 

Для натяжения основы и придания ей горизонтального положения на станке имеется система из двух валиков: на первом, так называемом «навое», нити основы должны быть навиты, как на большую катушку. На второй – «товарный валик» – наматывается готовая ткань.

 

 

Хамовники царского двора

 

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на территории средней полосы России, относящихся к X—XIII вв., встречаются узорные ткани местного изготовления. Самым неожиданным стало то, что их узоры и техника выполнения близки крестьянским узорным тканям России XIX—XX вв. Известно также, что льняные ткани Древней Руси в XV в. экспортировались на Восток – в Самарканд, Индию, что говорит о высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

Сырьем для узорного ткачества служили лен, шерсть, конопля, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве.

В XVII в. в Москве население двух слобод, Кадашевской и Тверской-Константиновской, называемой также Хамовники («хамовник» – значит ткач), специализировалось на выработке высококачественных, главным образом узорных тканей для нужд царского двора. Этим же занимались «государевы хамовные» села под Ярославлем — Брейтово и Черкасово, изделия которых ценились очень высоко.

 

Брать или закладывать?

 

В русском народном ткачестве издавна сложились различные приемы, составляющие особенность той или иной техники исполнения.

 

 

Техника закладного ткачества – одна из самых древних и относится к числу наиболее трудоемких. Она состоит в том, что нити утка прокладываются не по всей ширине ткани, а участками. Согласно узору каждый участок выполняется ниткой определенного цвета. Узор при этом получается двусторонним, без изнанки. Техника закладного ткачества позволяет выполнять самые разнообразные узоры геометрического характера, от простых до самых сложных, причем чередование цветов в узоре может быть любым.

 

Техника браного ткачества также древняя – так ткали еще в домонгольской Руси. Ее особенность – в применении плоской дощечки-«бральницы», имеющей один заостренный конец, которым ткачиха перебирает нити основы, оставляя одни сверху, другие снизу. Ткань, выполненная в браной технике, имеет слегка рельефную фактуру. Характерно, что изнаночная сторона ткани здесь является «негативным» отражением лицевой.

Художественные возможности браной техники велики: она позволяет выполнять любые по сложности геометрические узоры.

Однако цветовое решение ограничено: в одной горизонтальной полосе нельзя применять более двух цветов (цвет фона и цвет узора). В случае полихромной гаммы цвета должны располагаться в виде полос (одна над другой). Именно браное ткачество было самым распространенным в XIX в.

 

 

Выборное ткачество можно рассматривать как разновидность браного, так как для получения узора применяется та же дощечка-«бральница». Отличие в том, что здесь узорный уток проходит не по всей ткани, а участками, ограничиваясь пределами одной орнаментальной формы. В выборной технике можно выполнять самые различные узоры с многоцветным цветовым решением.

 

Техника ажурного ткачества была очень распространена на Русском Севере – особенно в Карелии, а также в Новгородской, Вологодской, Московской и других областях.

 

Выполнялись ажурные узоры тоже с помощью дощечек-«бральниц». На плотной ткани создавались просвечивающие участки, образующие геометрический узор.

 

Наименее трудоемкой в народном ткачестве считается ремизная узорная техника. В народном ткачестве существует много ее разновидностей. Нередко применялась двухуточная структура ткани, в которой один уток был узорным, а другой – фоновым, полотняным. Фактура ткани при этом получалась очень рельефной и выразительной.

 

Фото: lori.ru

www.rustekstile.ru


Смотрите также