Украшения древних славян. ПРИМЕРЯЯ "СТАРИННЫЕ" УКРАШЕНИЯ. СЛАВЯНСКИЙ МИР
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Украшения древних славян. Украшения древних славян


Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-реконструкциях Олега Федорова

Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений.  К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке.

Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей.

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь БоголюбскаяРусская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X – начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи :)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно.

Женщина вятичей (та же самая,  но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века – XII век. Здесь о ювелирных инструментах вятичей

Легенда гласит,  что Радим и Вятка были родными братьями - радимичи расселились по реке Соже, а вятичи - на Оке. Височные кольца этих родов отличались - у радимичей семилучевые,  а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века – начало XIII века.

Источник

world-jewellery.livejournal.com

Костюм и украшения восточных славян

Что-то я не на шутку увлеклась этнографией в последнее время)) Этнография - это наука, которая воссоздает, оживляет и сохраняет образ жизни народов, исчезающий не наших глазах. А поскольку раньше традиции соблюдались на протяжении веков - мы можем заглянуть в это окошко и увидеть еще более глубокую древность. Хотя мне больше интересна история украшений - все-таки ее очень трудно вполне понять без контекста. Украшения были составной частью традиционного наряда, а следовательно, культуры и обычаев. Лучше всего сохранялись традиции и древние представления именно в жизни простого народа, если говорить о славянах - то в крестьянской среде. В РЭМ богатейшие коллекции (всего около полумиллиона экспонатов), все экспонаты подлинные, одежде в большинстве случаев более 200 лет. Это, может быть и не такая уж древность, как бы мне хотелось, но зато это то, что можно полностью воссоздать и увидеть.

В РЭМ по вторникам работает лекторий, я хожу на некоторые лекции, рассскажу коротко о последней, на которой была 20 октября "Одежда и украшения восточных славян", которую читала Н.М.Калашникова, доктор культурологии.

С кем поведешься, от того и наберешься)) Недавно я прочла у кого-то, что у современных русских больше общего с угро-финскими народами или с татарами, например, чем с хорватами, поскольку народы, которые живут ближе, многое перенимают друг у друга, да и породняются чаще. Белорусские, украинские и русские костюмы имеют много общего, но и отличаются заметно)) В белорусском костюме ощущается влияние западноевропейского костюма, в украинском - влияние балканских народов, венгров и словаков, в русском костюме 12-14 века чувствуется татарское влияние.

Белорусский костюм

Речь пойдет о русских, украинцах и белорусах. И хотя сейчас пояаилось много противоречивых теорий, но все три народа входили в состав древнерусской общности. В основе всех костюмов рубаха, на которую одевались остальные части гардероба. У женщин это различные по крою юбки, передники и безрукавки, у русских плюс сарафаны. Все восточные славянки носили венцы. Портков женщины не носили. Мужчины носили рубаху навыпуск, поскольку портки имели несовершенный крой, заправлять стали только тогда, когда у штанов появилась ширинка. Носили пояса, особенно важно это было в мужском костюме. Замужние женщины закрывали волосы полностью, считалось, что длинные волосы соблазняют мужчин. Большой неприятностью было оказаться на людях с неприкрытой головой (опростоволоситься), то же самое для мужчин - оказаться без пояса (распоясаться).

Белорусская девушка. Рубаха, юбка и безрукавка - горсет (привет от поляков). Сорочку белорусы называли кашуля, юбку - спадница, шерстяную - андорак, ну и, естественно, поверх всего пярэдник. Для рубах характерны воротнички-стойки и отложные.

Платок модифицировался в "полотенечный" головной убор, чалму своего рода - у белорусов он назывался наметка, а у украинцев намитка (русские назвали бы, наверное, намоткой). Интересно, что по сей день белорусские и украинские женщины красиво завязывают платки и шарфы, что объясняется традицией, впитаной с материнским молоком :)) русские такого головного убора не имели и платки красиво завязывать не научились. Вот так.

Мужчины уходили на заработки в город, поэтому мужской костюм быстрее видоизменяется и приобретает "городские" черты

Костюм - маркер этноса, но также маркер возраста и "семейного положения" - костюм девушки даже отличался от костюма девушки, давшей согласие на брак. Например, в Вологодской области просватанная девушка носила поверх платка колпачок. Головной убор замужней женщины скрывал волосы. Это связано с представлениями о магии волос. Красивые длинные волосы, считалось, оказывают сильное воздействие на мужчин, поэтому женщина должна была воздействовать только на своего мужа, а следовательно, головной убор снимался только дома. Свдебный костюм - вообще отдельная тема. В одежде вдовы затухает цветовая гамма. Интересно, что у многих кочевых народов цветом траура был белый, умершего человека должны были предать земле до захода солнца. Саван делали из его же чалмы, представляющую собой полотнище ткани 12 метров.

Белорусскя изба

В среднем в год снашивалось 30 пар лаптей, поэтому лапти могли плести все, кожаная обувь у славян тоже была. Почему-то на стенде белорусов меньше всего украшений, возможно просто не делали на них упора, а может нет в колекциях музея - судя по фотографиям носили в основном пару ниток бус - в основном коралловые и бело-голубые пастовые. Древние очень красивые находят украшения.

Украинцы в музее показаны на примере 4 групп - черниговщина, волынщина, Львов и Западная Украина, и еще свадебный костюм. За качество фотографий - примите извинения. В Черниговском костюме - на фото поверх рубахи надета плахта - не сшитая юбка из клетчатой ткани, впереди поэтому юбка расходится, поверх нее фартук. Безрукавка красиво вышита, причем вышита только правая сторона, которая видна. Лишних усилий не делали, то же касается и рубах - только видные части вышивались и украшались. Оригинальный платок с кисточками. Безрукавка, которая у белорусов называлась гарсеткой - в украинской одежде называлась кирсетка и имела более сложный крой.

Это Волынь. Как и в других традиционных костюмах много красного цвета, по той же причине, почему украшения красного цвета играли особую роль - они характерны для женской одежды фертильного (детородного) возраста. Намитка тоже "полотенечного" покроя, но по-другому завязана.

Львов

Украинский свадебный костюм. Чтобы невеста больше отличалась от остальных присутствующих - на ней высокий головной убор. Украшения в этом именно случае довольно скромные - всего пара ниток небольших кораллов, более крупные - искусственые,  а самые крупные - деревянные крашеные. Так что невеста, хоть и симпатичная, но из небогатых. Кораллы (и намисто с кораллами) очень характерны для украинских костюмов. В свадебных костюмах много красного цвета, обычай надевать белое платье совсем молодой :)) До последнего времени во многих местностях сохранялась традиция надевать традиционный костюм на второй день свадьбы. Приданое девушке готовили буквально с самого рождения, чтобы показать свое мастерство и готовность к семейной жизни невеста дарила подарки, сделанные своими руками, буквально всем гостям. Цветная обувь популярна в принципе, на свадьбу одевались красные черевички или как на фото - красные сапоги. Красные сапоги характерны и для богатого княжеского костюма.

Это гуцульский костюм, он не только очень красочный,  но и богатый - в руках у женщины дорогие венецианские бусы, продавались во Львове. Головной убор в виде красных плетеных кос из гаруса. Волос почти не видно, но головной убор напоминает прическу. Покрой брюк и обувь отличается большим удобством для ходьбы по горам. Очень широкий пояс, как и борцовские пояса сделан так, чтобы обеспечивать поддержку спины. Широкие пояса характерны для традиционных мужских костюмов. В этом костюме нет передника, поскольку юбка состоит из двух частей - попередницы и позадницы. Теплая верхняя одежда делалась из более теплых тканей, в том числе носили шубы, например гуцулы носили шубу из длинноворсового меха - jyf она называлась гуня.

Русских костюмов в музее больше

Русский костюм очень разнообразен, в зависимости от местности, общий принцип тот же - рубаха, юбка, берукавка, очень распространен сарафан - характерная деталь русского костюма. Для южных областей характерны поневы.

Это платье, характерное для донских казачек. Этот тип одежды заимствован из кавказской одежды.

Это коновал со знаком отличия - своего рода лицензия или отличительный профессиональный знак.

Так обрабатывали лен - в русской одежде использовался лен, конопля и шерсть. Для получения шерсти держали овец. Хотя это больше черта скотоводческих народов.

В поле могли работать в одной рубахе.

На работе в поле межчины могли снимать пояс

Ну а это настоящая джинсовая одежда. Окрашивание с помощью индиго тоже было распространено, так что это совсем не прерогатива американского континента. Не Левис, но вполне себе настоящая джинсовая ткань - носили в деревне на работу.

Городской костюм отличался от деревенского. Что касается украшений - височные кольца постепенно сползли вниз и превратились в украшения наушные - серьги. Для славян характерны гривны, которые были распространены также и у других соседних народов, у тех же скифов и скандинавов. Археологи находят створчатые браслеты, на которые зачастую нанесены рисунки с изображениями ритуалов, возможно русалий, постепенно символика и рисунки приобретают христианский смысл. Вышивки, манжеты и орнаменты - отдельные большие темы. Если есть желание глубже вникнуть в тему - можно почитать работы Масловой, Шенгиной и Сосниной, много интересного можно найти в библиотеке Театрального музея (рядом с Александринским театром).

Я не пыталась здесь изложить подробно мнение Н.М.Калашниковой, для этого лучше почитать ее работы, например "Имидж и семиотика народного костюма". Нас она порадовала, покзав результат творческого подхода к созданию своих собственные ювелирных украшений, представляющих собой реконструкцию археологических славянских оригиналов. Кстати, в Этнографическом музее продаются работы Алешина, новгородского мастера-реконструктора.

Немного о реконструкции ювелирных украшений в Финляндии писала здесь

world-jewellery.livejournal.com

Украшения древних славян

Наши древние предки создавали много замечательных и интересных украшений. Среди них - разнообразные славянские обереги, кольца, серьги, височные кольца, талисманы, оружие, обручи для ношения на шее, предметы культа и предметы интерьера. Старинные славянские украшения широко представлены изделиями с различными орнаментами.

Помимо металлов славяне использовали в украшениях дерево.

Это позволяло создавать шедевры среди украшений из дерева. Изделия из дерева - гребни для волос, кулоны и многие другие украшения. Особенно распространены были подвески, способные звенеть одна о другую. Часто эти подвески имели форму «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племён, согласно их верованиям, они участвовали в сотворении мира. Также был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые... на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют чётко выраженной «племенной принадлежности». Очень своеобразными и красивыми были «решётчатые» перстни у вятичей, мастера наносили один и тот же узор и на височные кольца, и на перстни с разомкнутыми концами и широкими серединками, которые отливали в виде пластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Иногда узоры заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили не только знатные люди, но и простой народ. Кривичи и словене делали перстни с выпуклыми рубчиками на длинном щитке, а также витые перстни и печатки на которых можно встретить самые разные священные, оберегающие знаки, в том числе и свастику — катящееся солнечное колесо. Позже славяне стали украшать свои перстни не только рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем».

Месторождения цветных камней, кроме янтаря, встречавшегося и на Днепре, были далеки от тогдашних славянских земель. Зато было много мелкого речного жемчуга, из которого делали бусы, а так же расшивали головные уборы — кокошники и одежду. Древние славяне верили, что жемчуг - застывшее отражение молнии в глазах моллюска.

Древние славяне старались защитить себя от злых сил с помощью оберегов из дерева, кости, металлов и драгоценных камней, а еще украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана.

www.biju-butik.ru

Украшения древних славян

Славянский народ славился искусством изготовлять различного рода украшения. Большинство украшений, по их мнению, имели особое значение и определенную функцию. Так они защищали своих близких и родных людей от злых духов и страшных болезней. Украшения и обереги занимали особое место в жизни славян, с помощью них человек проходил общение с природными силами.

Распространенные украшения древних славян

Славянская пряжкаОдной из самых распространенных форм украшений являлись изделия из костей животных. Такое изделие можно было встретить на каждом человеке. Но помимо костяных украшений, для охраны души и тела славяне изготавливали изделия из металла и драгоценных камней. Старославянские мифы хранили в себе секрет, который роднит серебро и золото с богами и солнечным светом. Изделия из драгоценных камней надевали не только для красоты. Выходит, что украшения древних славян имели магический и религиозный характер. Стоит отметить, что женские украшения носились намного чаще, чем мужские.

Славянские мастера никогда не подрожали соседям и изготавливали только уникальные украшения, такие как гривна, височные кольца, серьги, браслеты, подвески, обереги, бусы и различного рода амулеты. Самыми первыми украшениями, которые появились у славян, считаются браслеты и серьги. Славянские браслеты назывались по своему - обручами. Их украшали драгоценным камнем, жемчугом и золотой цепочкой.

То, что мы сегодня считаем украшением для древнего славянского народа носило магический характер. Славянские обереги разделяются на мужские и женские аксессуары. Обереги с «солнечной» символикой в основном изготавливались из желтых сплавов и предназначались для женщин. Мужчины же носили обереги без символики.

Славянские украшения в наше время

Славянская цепочка с подвескойВсе, что древние славяне носили в те века, имело для них большую ценность. На сегодняшний день можно приобрести полные копии украшений древних славян за хорошую цену. Они являются не только удобными, но вполне красивыми. Ценителям исторических украшений такие аксессуары будут по душе.

ruyan-master.ru

Украшения ручной работы: Украшения древних славян

История и культура Древней Руси интересовали меня со школьной скамьи. Мне всегда хотелось понять, чем жили наши далекие предки, и что из их наследия нам удалось сохранить. "Предки" в данном случае понятие не этническое – наша страна огромна и многонациональна, а бурная история не способствовала сохранению "чистоты славянской крови", о которой стало модно рассуждать последнее время. Это понятие, скорее, культурное и историческое. Будучи весьма сомнительной славянкой по происхождению, я считаю русскую культуру родной и интересуюсь ею во всех аспектах. Декоративно-прикладное искусство и, в частности, украшения – один из них. 

Итак, сегодня я предлагаю вам познакомиться с древнерусскими украшениями и по традиции подобрать себе что-нибудь из современных ювелирных изделий в стиле "славянской этники".

В древности украшения (как женские, так и мужские) помимо декоративной функции несли в себе иную, гораздо более важную, – талисманов, оберегов и амулетов. В славянской культуре это было особенно развито – каждый перстень, подвеска или браслет имели особый, не сразу понятный современному человеку, смысл. Даже с принятием христианства древние языческие верования (и типы украшений-оберегов) не ушли в прошлое, а сохранились на долгие столетия. 

Традиционные шейные украшения древних славянок были призваны помешать душе покинуть тело. Это были ожерелья из стеклянных, металлических или самоцветных бусин, часто с различными подвесками - оберегами или монетками. Собственно слово "бусы" появилось на Руси гораздо позже – в XVIII веке. Подвески различались формой и орнаментом – каждая имела свой собственный магический смысл. Лунница - подвеска в форме полумесяца - оберегала женщину от злых духов и сохраняла здоровье. Круглые подвески (в форме солнца) с растительным орнаментом обещали плодородие, уточки и коньки являлись символом рода, длинные шумящие подвески отпугивали зло…

 

Еще чаще славянки носили шейные гривны - обручи из витой проволоки или пластины с рельефными узорами. Делали их из бронзы, меди, реже – из серебра, а золотые гривны встречалась совсем редко – только в княжеских семьях. 

Современные ювелиры, занимающиеся "славянской тематикой", предлагают нам носить бронзовые, серебряные и даже золотые подвески как кулоны. При покупке можно выяснить, на чем именно "специализируется" данный оберег. Гривна - очень своеобразное украшение, которое трудно вписать в современный стиль. Но попадаются такие интересные "старинные" славянские обручи, что хочется попробовать!

   

Серьги древние славянские женщины носили редко, зато очень распространены были так называемые височные кольца, которые вплетали в волосы или прикрепляли к головному убору. Это было чисто женское украшение, призванное хранить материнское начало. Формы височных колец были разными у разных славянских племен (часто именно по распространению височных колец археологи прослеживают границы расселения). Височные кольца отличались тонкой ювелирной работой, часто украшались сканью, зернью и эмалью. Особый их вид – колт – полое кольцо, внутрь которого клали ткань, пропитанную благовониями. Такой своеобразный способ носить ароматы!

Серьги, изготовленные нашими современниками по мотивам славянских височных колец, очень красивы и вполне универсальны. Обратите внимание на тонкую работу ювелиров нашего времени, а главное – на то, как сохранен в этих изделиях дух старины. Формы и материалы разнообразны – так что выбрать что-то по своему вкусу будет несложно. 

 

Очень важны для наших предков (как мужчин, так и женщин) были браслеты – их называли "обручи" или "наручи". Носили их по нескольку штук и на обеих руках. Существовали браслеты из тисненой кожи, дерева, металлические – из бронзы, меди, серебра и золота. Они могли быть плетеными, тиснеными, полыми внутри, пластинчатыми и створчатыми. Браслеты часто украшали орнаментами, изображениями зверей, птиц и целыми сценами. 

Современные копии древнерусских браслетов или изделия "по мотивам", на мой взгляд, вполне носибельны в реальной жизни. Разве что несколько штук сразу могут показаться излишеством, да и широкий створчатый браслет рискнет примерить не каждая. Мне встречались авторские работы изумительной красоты – вполне современные по виду, они несут в себе частицу таинственной и загадочной древности. 

Кольца и перстни, как и браслеты, были призваны "охранять" руки своего владельца. Долгое время считалось, что в языческие времена на Руси колец не носили, а появились они только с распространением христианства. Однако археологические находки доказывают, что наши далекие предки делали очень красивые кольца с тисненым орнаментом или прорезные, перстни тонкой работы с подвесками, камнями и узорами. Полюбуйтесь!

А вот и современные варианты колец "славянской тематики". На выбор – бронза, серебро или золото, а изящество работы ювелира никоим образом от материала не зависит. 

 

Обязательным элементом костюма, украшением и, конечно, оберегом, для древнерусской женщины был гребень. Сейчас сложно представить такое украшение повседневной прически, но мастера – знатоки славянских древностей – предлагают нам, например, красивые заколки со славянским орнаментом. По-моему, очень интересно! 

Для блях и фибул, украшавших пояса и скреплявших одежду древних славян, тоже сложно найти применение в современном костюме. Но мотивы древнерусских узоров нашли отражение, например, в современных брошах, сохранивших старинный стиль. 

 

Признаюсь, что при всей любви к древнеславянской культуре, современные украшения "в стиле" меня интересуют исключительно с эстетической точки зрения. В силу оберегов и талисманов мне верится с трудом, хотя… кто его знает? Возможно, что это ожерелье-гривна, приобретенное у мастера с ярмарки древнего Изборска, сохранит мне здоровье и продлит жизнь?

А подвеска с парой птиц на ожерелье, собранном моей подругой – участницей исторических реконструкций, - укрепит семейную жизнь? Ведь это древний славянский символ долгой и верной любви…

А как вы относитесь к украшениям в стиле Древней Руси? Выберете ли себе что-нибудь?

Фото автора, ru.wikipedia.org, rodonews.ru, artrussian.com, historic.ru, pevter.ru, 1939.ru, ligas.by, amrita.spb.ru, domongol.org, historylib.org, 1muzey.ru, rntart.spb.ru, amuletnik.com.ua

polimerrka.blogspot.com

Украшения древних славян | Культура Руси

Древняя русь

Предметы, характеризующие время расселения славян, очень малочисленны и потому не слишком много позволяют узнать о древних славянах — их быт изучают по материалам X—XIII вв. Хотя кур­ганы относятся ко времени, когда племена уже перестали существовать, археология помогает восстановить первоначальное племенное деле­ние славян Восточной Европы. И особый интерес среди них, действительно, представляют височные кольца X—XIII вв. Их женщины носили у головы (у висков) по нескольку с каждой стороны, вплетая в волосы, подвешивая на лентах к головному убору или вдевая в ушную раковину.

Поляне предпочитали височные кольца в виде небольших проволочных колечек — перстнеобразных, с сомкнутыми или заходящими друг за друга концами. Кольца северян круто закручивались в спирали. Очень похожи височные кольца радимичей и вятичей, но у радимичских подвесок от щитка отходит семь лучей, а у вятичских — семь лопастей. Эта осо­бенность, а также сходство пластинчатых шейных гривен, возможно, подтверждают правдивость легенды, рассказы­вающей о родстве этих племён, ведущих своё начало якобы от двух братьев — Радима и Вятко. Простые височные кольца вятичей с каплевидными и секировидными лопастями, обычные в конце XI—XII в., к концу XII — началу XIII в. превратились в пышные ажурные и кружевные под­вески. Шейные гривны, многочисленные витые и пластин­чатые браслеты, подвески и перстни, бусы — вот неполный перечень украшений, которые любили женщины этого сла­вянского племени. Только у вятичей встречались решет­чатые и пластинчатые ячейковые перстни, витые простые и сложного витья браслеты, ожерелья, где сочетались яркие сердоликовые, похожие на сдвоенную пирамидку бусины и хрустальные шарики.

Семилучевое бронзовое височное кольцо вятичей. Московская область, д. Чашниково. XII в. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Семилучевое бронзовое височное кольцо вятичей. Московская область, д. Чашниково. XII в. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Кривичам больше нравились височные подвески в виде больших проволочных колец. В X — начале XII в. они в основном делались из серебра и завязывались концами на обе стороны. Такие кольца выдают, прежде всего, смоленских и полоцких кривичей. У псковских представителей этого племени концы браслетообразных колец оформлялись по-другому: они имели вид втулки, буквы «S» или иной. Кривичи помещали вместе с умершими в могилу шейные украшения (гривны, бусы, подвески), на руки покойников надевали множество браслетов и перстней.

Височные подвески X — начало XII в.

Височные подвески X — начало XII в.

На северо-западе Руси, в районе Ладожского и Чудского озёр, в X—XII вв. среди новгородских словен распространились ромбощитковые височные подвески — основой их служили проволочные кольца с несколькими щитками, украшен­ными крестиками и ромбиками. У дреговичей они пред­ставляли собой кольцо с тремя бусинами, состоявшими из проволочного каркаса с напаянными крупными шариками зерни. Иногда они сочетались в ожерельях с бусами из стекла и сердолика.

kulturarusi.ru


Смотрите также