Древний шумерский язык. Шумерский для простых смертных — Введение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шумерская лексика - сайт Игоря Гаршина. Древний шумерский язык


Шумерский для простых смертных — Введение — Энгурра

Приветствие

Если вы читаете эту статью, то у вас, вероятно, уже есть некоторые основания для изучения шумерского языка. Но во всяком случае давайте кое о чём поговорим.

Шумерская грамматика — очень сложная тема. Когда мы начинаем изучать язык без носителей, с малым количеством источников, некоторые из которых написаны людьми, для которых шумерский не был родным языком, то, конечно, возникнет много трудностей. Однако, храбрые учёные собрали и восстановили приблизительную грамматику этого давно забытого языка. Изучение шумерского также усложняется системой письменности — клинопись очень трудна для запоминания и написания.

shumersky_kot
Автор рисунка — dariatkachoff

Однако, если вы всё же набрались смелости и решили изучать шумерский язык, то это доставит вам большое удовольствие. Для путешествия в глубь времен, когда человеческая цивилизация находилась только на начальной стадии развития, шумерский язык очень поможет. Возможно, с изучением шумерского немного изменится ваше мировоззрение, как это бывает с любым другим иностранным языком. Данный курс призван познакомить читателя с основами шумерского языка в понятной и простой форме.

Шумерский язык

Шумерский — это древний язык, на котором говорило население в Южном Междуречье в 4—3 тысячелетиях до н. э. Самоназвание языка — eme-gir15, где eme «язык», а значение gir15 точно не установлено, возможно, оно значит «благородный». Шумерский язык в каком-то смысле сирота: предпринимались неоднократные попытки найти связь с другим языком мира, но не получилось, поэтому шумерский язык считается языком-изолятом без языковой семьи.

Само собой разумеется, язык претерпел множество изменений в течение периода своей жизни. Даже после того, как он перестал быть разговорным, он использовался в качестве литературного и документного языка другими культурами. Что это означает? Мы имеем не один «шумерский» язык, а как раз наоборот, их чертовски много! Как выразился однажды один шумеролог: «существует столько шумерских грамматик, сколько шумерских грамматистов».

Самое главное — помнить, что шумеры не хотели запутать нас. Они хотели, чтобы то, что они писали, нашли мы. Шумеры хотели передать свои литературные достижения и наследие другим поколениями. Так что, когда вы будете читать шумерскую табличку, помните: она хочет быть прочитанной. Для этого требуется много усилий, но наградой будет знакомство с мыслями шумеров, которые, как и мы, мечтали и творили.

Происхождение и развитие письменности

Пиктографические глиняные таблички, на которые наносили «картинки» пером, уже встречаются в слое IVa города Урука, то есть примерно в 3100 годах до н. э. Многие архаичные тексты с трудом поддаются расшифровке, но примерно к 2600 годам до н. э. тексты становятся почти полностью понятны и состоят из развивающийся смешанной логографической и слоговой клинописной системы.

Пиктограммы

Пиктограммы шумерского языка могут изображать всю часть показываемого объекта либо его часть, либо абстрактные вещи, но всё же отдалённо имеющие связь с некой идеей.

Термины «идеограмма» и «логограмма» более или менее взаимозаменяемы и относятся к знакам, которые представляют собой «идеи» или «слова», но не отображают звучание.

Когда шумеры стали писать не пером, а угловатой палочкой для клинописи, они задались вопросом: а как нам создавать новые знаки для слов? Одним из способов образования новых клинописных знаков был метод gunû-мазков или šeššig-штрихов, названный так аккадскими писцами. Сравните два знака ниже. К первому знаку saĝ ‘голова’ были добавлены штрихи в области рта, так, образовался новый знак ka ‘рот’ (SAĜ-gunû).

sag
saĝ ‘голова’ sag-gunu
ka ‘рот’

Ещё одним способом образования новых знаков является комбинирование двух или трех знаков в один, например:

duoverdu
su8(b) ‘приходить’ anthreetimes
mul ‘звезда’

Ещё новые знаки можно образовать путём комбинирования одного внутри другого и объединением в лигатуру, но об этом речь пойдет ниже.

Правила транслитерации и произношение

Шумерский словоформы пишутся латинскими строчными буквами. Используется несколько особых символов:

  • ĝ — как звук двух последних букв в английском «sing» (ŋ), среднее между «г» и «н».
  • š — как русское «ш».
  • ḫ — как русское «х».
  • e — как русское «э».

Остальные произносятся так же, как латинские (b — б, k — к, r — р и т. д.). Помните, что мы на самом деле не знаем и никогда не узнаем, как реально произносится шумерский язык. Произношение шумерских слов в древних словарях передается аккадской, а не шумерской фонетикой через аккадскую слоговую клинопись. Это подобно тому, как в старых англо-русских словарях английские слова передавали русской фонетикой: to cut [кёть], whether [уэзсёръ] и т. п. Аккадская же фонетика была восстановлена при помощи существующих семитских языков, поэтому фонетика шумерского языка вдвойне неточна. Вы свободны произносить слова так, как можете.

Важным пунктом развития шумерского языка был принцип поливалентности, то есть объединение множества значений в одном знаке с разным произношением. Например:

  • ka ‘рот’ можно также прочитать, как kìri ‘нос’, zú ‘зуб’ или inim ‘слово’;
  • pa ‘ветвь’ можно также прочитать, как  ĝidri ‘скипетр’, sìg ‘бить’ или ugula ‘мастер’;
  • utu ‘солнце’ можно также прочитать, как  ud ‘свет, день, время’, babbar ‘яркий, белый’ или àh ‘высохший’;

Шумерский язык имеет большое количество омонимов — слов, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения и пишутся разными знаками. Отсюда растёт предположение, что шумерский имел богатую тоновую систему (как в китайском) и много гортанных и придыхательных звуков, но доказать или опровергнуть это мы никогда не сможем. Посмотрим на пример: эти три слова читаются одинаково: du.

1

акут и гравис

Чтобы отличать омонимы, учёные решили использоватьдиакритические знаки (знаки «ударения» под разным направлением — акут и гравис) и цифровой индекс, который добавляется в соответствии с частотностью использования слова в древних текстах. Лучше посмотрим на нашем примере:

2

В некоторых версиях транслитерации диакритика заменяется на цифры 2 и 3:

du = du1

dú = du2

dù = du3

du4 = du4

Заглавные буквы или буквы верхнего регистра (капс) в транслитерации шумерского языка используется:

  • Когда точное значение знака неизвестно, непонятно или по ходу изложения несущественно. Например, в предложении KA-ĝu10 ma-gig («Моё KA делает мне больно») знак KA можно прочитать одновременно как ka ‘рот’, kìri ‘нос’ или zú ‘зуб’, а из контекста нельзя точно определить, что писарь имел в виду. ugrimugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR)
  • Когда точное произношение неизвестно или непонятно. Например, в фразе a-SIS ‘солоноватая вода’ произношение второго знака точно учёным неизвестно: sis или ses?
  • Для разложения логограммы на компоненты. Например, слово ugnim ‘армия’ передается пятью знаками: ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR).

Детерминативы, то есть непроизносимые знаки, которые определяют категорию понятий, к которой относится слово, пишут над строкой. Детерминативы могут располагаться перед и после корня. Например, вот так ставятся детерминативы ki ‘земля, место’ и diĝir (d) ‘божество’: Urim5ki ‘город Ур’, dInanna — ‘имя богини Инанны’. Обо всех детерминативах мы поговорим в отдельном уроке. Помните, что детерминативы не произносятся!

Частично или полностью разрушенные знаки могут быть указаны с помощью квадратных скобок, например, lu[gal] или [lugal]. Места, в которых древний писец клинописью ошибся (да-да, шумеры тоже делали ошибки на письме), обозначаются <угловыми> скобками. Если же писец два раза написал по ошибке один и тот же знак, он обозначается в двойных <<угловых>> скобках.

Каждый знак на письме отделяется дефисом в шумерских словоформах, однако сейчас многие учёные не присоединяют дефисом прилагательные.

  • an-ki ‘небо и земля’ = ‘мир, вселенная’
  • dumu-tur или dumu tur ‘ребёнок и маленький’ = ‘маленький ребёнок’

Когда один знак пишется внутри, над или под другим это передается через символ ‘x’ с использованием заглавных букв. Например:

kaxaKAxA KA times A = nag ‘пить’ (KA ‘рот’, A ‘вода’)

Если два знака находятся близко друг к другу, особенно если они имеют несколько общих клиньев, то перед вами шумерская лигатура. Связь частей лигатур показывают знаком плюс ‘+’, хотя некоторые учёные используют точку:

lugalGAL+LÚ GAL plus LÚ = lugal ‘царь’ (GAL ‘большой’ LÚ ‘человек’)

Двоеточие применяется в публикациях архаических или старо-шумерских текстах, в которых порядок знаков не является фиксированными, как в более поздние периоды. Таким образом, двоеточие говорит читателю, что порядок знаков транслитерации не такой, как он пишется клинописью. Например, za:gìn ‘ляпис-лазурь’ пишется наоборот — GÌN-ZA. Несколько двоеточий используется, чтобы указать, что правильный порядок знаков вообще неизвестен. Таким образом, транслитерация ba:bi:bu означает: «Я понятия не имею, какой знак идёт первым, вторым и третьим».

Есть ещё одна хитрость, разберём её с примера. Простая фраза «хороший ребёнок» пишется dumu-du10, и, вероятно, произносится /dumu du/. Но когда мы добавим суффикс -e для создания фразы ‘хорошим ребёнком’, вероятно, это произносится /dumu duge/. Cистема шумерского письма как бы «подхватывает» упавший согласный прилагательного, который и выражается в следующем слоговом знаке: Dumu-du10-GE.

Этот скрытый согласный обычно называют немецким термином «ауслаут». Так, в прилагательном du10 имеется ауслаут /g/. Поэтому зачастую приводится «короткая» и «долгая» версия для знака:

  • dùg, du10 ‘хорошо’;
  • kudr, ku5 ‘резать’;
  • dug4, du11 ‘делать’;
  • níĝ, nì ‘вещь, что-то’;
  • gudr, gu4 ‘бык’;
  • šag4, šà ‘сердце’;

В старой научной литературе длинная версия, как правило, использовалась везде: фраза «хорошим ребёнком», писалась dumu-dùg-ge. Но недостаток такого подхода в том, что читателю предлагается фактическое удвоение согласного. Так, многие имена шумерских правителей и божеств, известные с первых дней ассириологии, до сих пор приводятся в формах с удвоенными согласными, которые не отражают правильное шумерское произношение. Например, богиня Инанна, а не Инана, или король Месаннепадда, а не Месанепада.

После Второй мировой войны шумерологи стали больше использовать короткую версию, которой до сих пор отдают предпочтение большинство ученых. Тем не менее, нужно просто научиться комфортно обходится с двумя версиями каждого знака. Достаточно лишь узнать короткое чтение вместе с его ауслаутом, например du10(g), ku5(dr), и т. д.

Поэтому запомните: слово, у которого есть ауслаут, но за ним не следует гласная, произносится без ауслаута.

Правописание

Полностью разработанная шумерская система письма использует логограммы (знаки слов или идей), слоговые знаки (звуковые значения, полученные из знаков слов) и детерминативы.

Многие шумерские логограммы пишутся одним знаком, например, a ‘вода’. Другие логограммы пишутся двумя или большим количеством знаков, представляющих из себя идеи, соединённые вместе, чтобы создать новую идею.

KAxA > naĝ ‘пить’ (комбинация KA ‘рот’ и A ‘вода’).

Такие составные логограммы следует отличать от сложных слов, которые состоят из двух или более логограмм:

kù-babbar ‘серебро’ («белый драгоценный металл»)kù-sig17 ‘золото’ («желтый драгоценный металл»)

Логограммы используются в шумерском для написания именных и глагольных корней или слов. В аккадском они задействованы как своего рода сокращенная для аккадских слов, которые должны были написаны иначе, с использованием слоговых знаков. Например, аккадский писец мог написать фразу ‘царь пришел в свой дворец’ полностью слоговыми знаками: šar-ru-um a-na e-ka-al-li-šu il-li-kam, или он мог использовать шумерские логограммы для слов «король» и «дворец» и написать так: LUGAL a-na É.GAL-šu il-li-kam.

Слоговые знаки используются в основном для написания грамматических элементов, а также для слов, для которых не существовало подходящей логограммы. Зачастую, это значит, что слово было заимствованно в шумерский из другого языка. Например, sa-tu ‘гора’ из аккадского šadû.

Тексты на диалекте шумерского языка, эмесале, имеют большой процент слов, написанных слоговой клинописью. Например, на эмесале шумерское kalam ‘народ’ пишется ka-na-áĝ тремя слоговыми знаками. Иногда встречаются тексты, полностью записанные слоговой клинописью, но это, как правило, находят на окраинах распространения шумерской культуры и языка.

Читаем клинопись

Итак, любой шумерский знак можно интерпретировать тремя способами:

  • Как одно или более логографическое значение, каждое со своим произношением. Необходимо развить такое чувство, чтобы уметь определять основное значение любого шумерского слова, и каким образом оно может быть использовано, чтобы передать ряд других идей и смыслов, для которых современные языки используют различные слова.
  • Как детерминатив.
  • Как слоговой знак.

Например, знак AN может означать:

  • логограмма ‘небо’;
  • логограмма ‘высокое место’;
  • логограмма ‘имя бога Ану’;
  • логограмма diĝir ‘божество, бог’;
  • детерминатив d для категории ‘божества’, например, как в den.líl ‘(бог) Энлиль’;
  • слоговой знак an, как в предложении mu-na-an-šúm ‘он дал это ему’;
  • слоговой знак am6

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engur.ru

Шумерская лексика - сайт Игоря Гаршина

Эмегирский словарный фонд: словарь шумерийцев, лексика шумер, слова эме-гир, речь населения Древнего Шумера

Шумеро-русский частотный словарь: 25 | 50 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 |

В  шумерских литературных текстах употребляется 3 064 различных слова. Больше 1000 из них употребляются лишь 1-2 раза. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употребительных слова. А чтобы понимать каждое каждое третье шумерское слово - всего их нужно знать лишь 36. Если знать 172 слова, то вы поймёте уже 2 из трёх шумерских слов. А зная всего 79 самых частых слов вы можете говорить, что знаете шумерский язык "наполовину". На самом деле это богатый и развитой язык, и в нем почти столько же слов как в Библии.

Еще одна особенность шумерской лексики (в современном знании, основанном только на шумерской графике) - обилие омонимов (одинаково звучащих слов с совершенно разным значением). Возможно, в шумерском языке была богатая тоновая система, и много ларингальных (гортанных и придыхательных) звуков, не учитываемых в графике. кроме того, многие омонимы образовались из-за отпадения конечных согласных в протошумерском языке или в "допотопном" языке-субстрате - источнике заимствованных шумерами слов.

Кроме шумерского литературного (эме-гир), у жрецов Древнего Шумера существовал также тайный язык эме-саль, доставшийся им, вероятно, от предшественников шумеров - "допотопных" жителей Месопотамии. Язык был, видимо, не тоновый - в текстах отсутствуют логограммы-омонимы.

По мнению петербургского ученого И.М.Дьяконова, язык древних шумеров может находиться в родстве с мундскими языками, носители которых проживают на северо-востоке Индостана и являются древнейшим доарийским субстратом индийцев. Причем, один из народов этого субконтинента говорит на изолированном языке нахали, который не только являлся тайным языком Индии, но и близок к мундскому праязыку. А у индийских дравидов тода также имеется 2 священных языка. В древнейшем шумерском эпосе также говорится о проживании части шумеров в стране Аратта, находившейся к востоку от Древнего Междуречья.

Частотный шумеро-русский словник (500 слов)

Здесь приведён краткий список слов языка древних шумеров, который будет пополняться из указанных в конце словаря источников. Список составлен на основе анализа 411 оригинальных шумерских литературных текстов общим объёмом 131 106 слов. Ономастика будет дана отдельным списком.

Первые 1-25 шумерских слов

Первые 25 слов покрывают 27% шумерских текстов.

  • дуг4 - говорить (21.1)
  • ки - земля (18.6)
  • шу - ладонь (15.4)
  • галь - большой (13.5)
  • лу2 - человек (13.3)
  • э2 - дом (12.3)
  • гар - класть (12.3)
  • шаг4 - сердце (11.5)
  • кур - гора (11.3)
  • лугаль - царь (10.8)
  • ("большой человек")
  • уд - день (10.8)
  • иги - глаз (10.2)
  • куг - светлый (9.5)
  • ан - небо (9.4)
  • саг - голова (8.9)
  • эн - владыка (8.7)
  • э3 - входить или выходить (8.5)
  • ак - делать (8.5)
  • губ - ставить (7.8)
  • ген - идти (7.7)
  • галь2 - находиться (7.7)
  • ниг2 - вещь (7.6)
  • ири - город (7.2)
  • де6 - нести (7.1)
  • зид - правый (7.1)

Первые 26-50 шумерских слов

Первые 50 слов покрывают 40% шумерских текстов.

  • ги4 - возвращаться 7.0)
  • мах - могучий (6.8)
  • иним - слово (6.5)
  • ме - быть (6.5)
  • дингир - бог (6.4)
  • а - вода (6.4)
  • думу - ребЁнок (6.4)
  • дуг3 - добрый (6.3)
  • зу - знать (5.9)
  • а2 - рука (5.6)
  • ме - живое существо (5.5)
  • шум2 - давать (5.1)
  • ла2 - вешать (5.1)
  • нам - судьба (5.1)
  • са2 - равный (5.0)
  • иль2 - поднимать (4.9)
  • нин - госпожа (4.7)
  • ду3 - выпрямлять (4.6)
  • тар - резать (4.5)
  • саг9 - хороший (4.4)
  • ге26 - я (4.4)
  • гу2 - шея (4.3)
  • гу3 - голос (4.2)
  • калам - шумер (4.2)
  • туку - брать (4.0)

Первые 51-75 шумерских слов

Первые 75 слов покрывают половину (49%) шумерских текстов.

  • гу7 - есть (4.0)
  • ду8 - расстилать (4.0)
  • ама - мать (4.0)
  • му - имя (4.0)
  • де2 - лить (3.9)
  • зиг3 - вставать (3.9)
  • даб5 - хватать (3.8)
  • пад3 - находить (3.8)
  • те - приближаться (3.7)
  • аг2 - мерять (3.6)
  • ур-саг - герой (3.6)
  • ("собачья голова")
  • кур9 - входить (3.5)
  • суд - далекий (3.5)
  • за - ты (3.5)
  • туд - рождать (3.4)
  • а-а - отец (3.4)
  • ка - рот (3.3)
  • си - рог (3.3)
  • гири3 - нога (3.2)
  • хуль2 - радостный (3.1)
  • уг3 - люди (3.1)
  • ус2 - соседний (3.0)
  • ни2 - страх (2.9)
  • нун - принц (2.9)
  • шуб - падать (2.7)

Первые 75-100 шумерских слов

Первые 100 слов покрывают 55% шумерских текстов.

  • гуд - бык (2.7)
  • заг - сторона (2.7)
  • (буквально-"плечо")
  • гиш - дерево (2.7)
  • бар - откладывать в сторону (2.7)
  • ри - направлять (2.7)
  • гуль - разрушать (2.6)
  • сипад - пастух (2.6)
  • ("клеймящий рога")
  • му - год (2.6)
  • туш - садиться (2.5)
  • ну2 - ложиться (2.5)
  • ше - ячмень (2.5)
  • си - наполнять (2.4)
  • му2 - расти (2.3)
  • а-на - что? (2.3)
  • дириг - превосходный (2.3)
  • сиг10 - помещать (2.3)
  • гиг - больной (2.2)
  • ду7 - совершенный (2.2)
  • хуль - злой (2.1)
  • тиль3 - проживать (2.1)
  • кур2 - различный (2.1)
  • баль - переворачивать (2.1)
  • таг - прикасаться (2.1)
  • тур - маленький (2.0)
  • хур-саг - горная гряда (2.0)
  • ("царапать"+"голова")

Первые 100-125 шумерских слов

Первые 125 слов покрывают 60% всех слов шумерских текстов.

  • ра - бить (2.0)
  • эш3 - часовня (2.0)
  • за-гин3 - лазурит (2.0)
  • ("горные бусины")
  • у2 - трава (2.0)
  • эд3 - подниматься или спускаться (2.0)
  • уд - буря (2.0)
  • ид2 - водный поток (1.9)
  • куд - отрезать (1.9)
  • дагаль - обширный (1.9)
  • а-ба - кто? (1.9)
  • па - ветка (1.9)
  • гештуг2 - ухо (1.9)
  • ("одеяние слуха")
  • бараг - помост (1.8)
  • зи - жизнь (1.8)
  • (буквально: "дыхание") В библейских текстах это слово употребляется в том же значении. "...и вдохнул в него дыхание жизни... - ("Книга Бытия"). Русские слова "дух", "душа - и "вдохновение - содержат тот же корень.
  • диб - проходить (1.8)
  • гид2 - длинный (1.8)
  • бар - внешняя сторона (1.8)
  • (буквально: "бок")
  • ма2 - лодка (1.8)
  • дам - жена (1.8)
  • и3 - масло (1.7)
  • мунус - женщина (1.7)
  • эр2 - слеза (1.7)
  • ген6 - прочный (1.7)
  • нам-лугаль - царствование (1.7)
  • ("судьба царя")
  • калаг - крепкий (1.7)

Первые 125-150 шумерских слов

Первые 150 слов покрывают 64% всех слов шумерских текстов.

  • ме3 - битва (1.7)
  • хе2-галь - изобилие (1.7)
  • ("пусть будет!")
  • шуль - юноша (1.7)
  • заль - переходить (1.6)
  • э-не - он, она (1.6)
  • шеш - брат (1.6)
  • саг3 - бить (1.6)
  • габа - грудь (1.6)
  • наг - пить (1.6)
  • хи-ли - красивый (1.5)
  • тиль - полный (1.5)
  • сикиль - чистый (1.5)
  • дили - единственный (1.5)
  • э2-галь - дворец ("большой дом") (1.5)
  • мушен - птица (1.5)
  • эдин - степь (1.5)
  • кеше2 - связывать (1.5)
  • хуш - яростный (1.5)
  • абзу - подземные воды (1.4)
  • нин9 - сестра (1.4)
  • амаш - загон для овец (1.4)
  • ку6 - рыба (1.4)
  • шар2 - многочисленный (1.4)
  • тукуль - оружие (1.4)
  • ур2 - корень (1.4)

Первые 150-175 шумерских слов

Первые 175 слов покрывают две трети (67%) всех слов шумерских текстов.

  • ми2 - любовь (1.3)
  • нигин2 - бродить (1.3)
  • шу2 - покрывать (1.3)
  • нам-тиль3 - жизнь (1.3)
  • лу - изобильный (1.3)
  • уду - овца (1.3)
  • гуру3 - нести (1.3)
  • су - мясо (1.2)
  • дур2 - задница (1.2)
  • тур3 - загон для скота (1.2)
  • туг2 - одежда (1.2)
  • де5 - собирать (1.2)
  • силим - здоровый (1.2)
  • така4 - забывать (1.2)
  • ба - делить (1.2)
  • сиг9 - класть (1.2)
  • зу2 - зуб (1.2)
  • нинда - хлеб (1.2)
  • итид - месяц (1.2)
  • у5 - ехать (1.2)
  • гиг2 - ночь (1.2)
  • дим2 - творить (1.2)
  • га - молоко (1.2)
  • каль - редкий (1.2)
  • пириг - лев (1.2)

Первые 175-200 шумерских слов

Первые 200 слов покрывают 70% всех слов шумерских текстов.

  • куш2 - утомленный (1.1)
  • ги6 - ночь (1.1)
  • ам - дикий бык (1.1)
  • гири17-заль - радость (1.1)
  • за3-ми2 - хвалить (1.1)
  • гур - поворачивать (1.1)
  • ки-баль - мятежная страна ("перевернутая земля") (1.1)
  • а-шаг4 - поле (1.1)
  • теш2 - согласие (1.1)
  • ди - суд (1.1)
  • ки-туш - место жительства ("место+сидеть") (1.1)
  • сахар - песок (1.1)
  • у3 - и (1.1)
  • ки-сикиль - девушка ("чистое место") (1.1)
  • аб2 - корова (1.1)
  • ги - тростник (1.1)
  • ни2-би - себя (1.0)
  • кар - убегать (1.0)
  • дуль - складывать вместе (1.0)
  • куг - драгоценный металл ("блестящий") (1.0)
  • ур5 - тот (1.0)
  • шир3 - песня (1.0)
  • тах - прибавлять (1.0)
  • киг2 - искать (1.0)
  • ме-лем4 - ужасное сияние (1.0)

Что же такое "ужасное сияние" - ядерный взрыв?

Первые 200-225 шумерских слов

Первые 200 слов покрывают 70% всех слов шумерских текстов.

Первые 225-250 шумерских слов

Первые 250-275 шумерских слов

Первые 275-300 шумерских слов

Первые 300-325 шумерских слов

Первые 325-350 шумерских слов

Первые 350-375 шумерских слов

Первые 375-400 шумерских слов

400-425 шумерских слов

425-450 шумерских слов

450-475 шумерских слов

475-500 шумерских слов

Сведения о лексике шумеров

Также смотрите ассирологическую библиографию.

  • 500 шумерских слов (блог Ролана Быстрова).
  • Sumerian Lexicon by John A. Halloran.
© «Lexicons.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 14.06.2017

www.lexicons.ru

Шумерский язык | Железный век

Клинописная табличка найденная в шумерском Уруке

Клинописная табличка найденная в шумерском Уруке

Шумерский язык в древней Передней Азии шумерский представлен наибольшим числом памятников из всех несемитских языков. По этой причине, он же и самый изученный в том регионе, что, правда, не касается грамматики шумерского языка, всё ещё не разгаданной или, скорее, не расшифрованной окончательно.

Географически шумерский яэык был распространен в Двуречье Евфрата и Тигра, от линии, проходящей у современного иракского города Багдада, к югу вплоть до Персидского залива. Насколько и когда он был распространен как живой язык севернее этой линии, трудно сказать.

Время появления шумерского языка в Двуречье остается неясным. Намывные, заболоченные низовья Евфрата и Тигра долгое время были необитаемыми и шумеры точно не населяли его испокон веков. Напротив, точно известно, что названия населенных пунктов (топонимика) Шумера не всегда шумерского происхождения, да и в самом шумерском языке имеется некоторое количество слов, которые, возможно, не шумерского, но даже и не семитского происхождения. Поэтому вероятно, что шумеры в низовьях Двуречья Тигра и Евфрата — народ пришлый, хотя откуда они пришли — открытый вопрос.

Существует теория, что шумеры пришли с Востока, с гор Ирана и из Средней Азии. Однако доводы в пользу этого пока недостаточно убедительны. Сами шумеры связывали свое происхождение скорее с юго-востоком, с островами и побережьем Персидского залива.

Первые шумерские поселения (с «собственно шумерскими» названиями) возникают в начале IV тысячелетия до н. э. на крайнем юге страны. Письменные памятники известны в Шумере с последней четверти IV тысячелетия. Около 3000 г. до н. э. засвидетельствовано «ребусное» использование знаков письменности, и из этого видно, что тогда язык уже был шумерским.

Фактически, можно проследить само сложение письменности, и нет оснований предполагать, что первоначально письменность была создана для какого-то другого языка и лишь заимствована для шумерского. Поэтому вероятно, что в Южном Двуречье говорили по шумерски с прото-письменного периода, а судя по преемственности культуры, вероятно и значительно раньше, по крайней мере с середины или с начала IV тысячелетия до н. э.

В III тысячелетии до н. э. различное положение существовало на юге страны (к югу от Ниппура — Шуруппака) и к северу от этого центра. Южнее Ниипура и Шуруппака семитских имен собственных до XXIV—XXIII вв. практически не встречается, севернее же они были распространены уже и раньше, а в дальнейшем число их все увеличивается.

Эта северная часть страны называлась по-шумерски Ки-Ури, а по-аккадски сначала Варум, а позже, по столице государства, основанного в XXIV в. до н. в. Саргоном Древним, Аккад. Центральная, а затем и южная часть стала тогда называться Шумером; ранее же общим названием всей шумероязычной территории было просто Страна — kalam.

Народ шумеров также не имел самоназвания; жители назывались каждый по своей общине — «человек Ура», «человек Урука», «человек Лагаша»; все жители Двуречья, независимо от языка, назывались «черноголовыми» — [sag-giga]; так называли себя и семитоязычные жители Двуречья (акк. salmat kakkadim).

Постепенно, двигаясь с севера на юг, семитский аккадский язык вытесняет архаичные и, видимо, в живой речи сильно различавшиеся общинные шумерские диалекты. Еще в ХХI в., при «Царстве Шумера и Аккада» (так называемой III династии Ура), шумерский язык был официальным языком канцелярий по всему государству. Но в живом обиходе уже в это время аккадский язык проник до самого юга страны.

Шумерский язык сохраняется, по-видимому, в болотах низовий Тигра и Евфрата до середины II тысячелетия до н. э., но примерно с XVI—XV вв. и здесь перестают давать детям шумероязычные имена. Однако шумерский продолжает сохраняться как язык религии и отчасти науки на всем протяжении периода существования аккадского языка и клинообразной письменности, и в качестве такового изучается и за пределами Двуречья, в странах, где была распространена клинопись. Окончательно шумерский язык был забыт только во II—I вв. до н.э.

Любопытно, что хотя шумерский язык был вытеснен семитским аккадским, при этом не было физического вытеснения одного народа другим! Не изменился антропологический тип (вариант средиземноморской расы, сосуществовавшей с арменоидным, или ассироидным, вариантом балкано-кавказской расы), не произошло почти никаких существенных изменений в культуре, кроме обусловленных развитием социальных условий.

Попросту говоря, позднейшие вавилоняне — это тот же народ, что и шумеры (конечно, с некоторой примесью окрестного семитского населения), но сменивший язык.

Источник: Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967

ageiron.ru

Ученые на сайте оживили «мертвый» язык шумеров

Филолог Мартин Уортфингтон из Университета Лондона создал специальный сайт, нацеленный на объединение людей, интересующихся языком древних обитателей Вавилона — шумеров. На этом сайте можно послушать, как звучат шумерские сказки, легенды или рассказы.

vorota02

Язык древних шумеров существовал в IV-I тысячелетиях до нашей эры и к настоящему моменту на Земле не осталось ни одного человека, который был бы его носителем.

794

Шумер — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) в IV—III тысячелетиях до н. э... Считается первой цивилизацией на Земле.

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах.

Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива. Шумеры изобрели первые в мире оросительные каналы. Они научились осушать болота и проводить воду на поля на несколько веков раньше египтян. Ни камня, ни дерева в их стране не было, и они делали камень сами — обжигали глиняные кирпичи и строили из них дома и храмы. Они возвели города, древнейшие в мире, а архитектурные и строительные приемы, разработанные их зодчими, вошли в практику народов, которые и не подозревали о существовании своих учителей.

Сегодня доподлинно известно, что первые шумерские города возникли в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры. В городах процветала торговля, ремесленники изготовляли великолепную керамику и орудия из бронзы. Каждый из городов был самостоятельным государством, управлявшимся царьком-энси. Клинописные таблички рассказывают о войнах, которые велись из-за земель, воды, рабов. Они подробно расписывают методы ведения хозяйства на царских землях и в домах граждан. Шумеры занимались боксом, борьбой и охотой, а также участвовали в скачках на легких двухколесных повозках, запряженных ослами. Их жрецы наблюдали за солнцем и звездами со стен священных башен. Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на двенадцать месяцев, неделю на семь дней, определили, что в сутках двадцать четыре часа, а в часе шестьдесят минут.

По словам самого Уортфингтона, он может сам общаться на некоторые темы на шумерском языке, звучание слов в которых удалось, так или иначе, реконструировать.

«Правда, мне все равно понадобился бы собеседник, чтобы лучше себя понимать», — признался исследователь. С этой целью ученый и группа его единомышленников создала уникальный сайт — Babylonian and Assyrian Poetry and Literature Project (Вавилонский и Ассирийский поэтический и литературный проект), на котором выкладываются записи литературных произведений шумеров, а также других древних жителей междуречья Тигра и Ефрата (современный Ирак) — ассирийцев, аккадцев, халдеев и так далее. Каждый человек может попробовать свои силы в прочтении древних надписей этих народов, дошедших до нас.

По словам британского ученого, сейчас его проект не испытывает недостатка в добровольцах — этот сайт посещают сотни и тысячи людей из стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и даже Африки или России. Сложнее всего, по мнению Уортфингтона, обстоит дело с оцифровкой древних текстов.

astro-na-glin-tabl

Использованы материалы

www.inright.ru

www.soas.ac.uk

ru.wikipedia.org

apxeo.info

шумерский язык - Дагот Ур

ингушский язык борза – «бронза».Дрневнееврейский язык barzel "железо"Аккадский язык parzillu "железо"Ассирийский язык parzilu – «железо»Древнеанглийский язык bras "латунь,бронзовый"Сванский язык береж "железо"

Ингушский язык варк "никель"древнеараб яз варкь "сереб деньги. монеты"Аварский язык варак "золотая маска"

Шумерский язык дуг говорить/ ингушский язык дуц говорить, дуг рисШумер язык ки земля/ ингушский яз ки " земля, шапка"Шумер язык лу человек/ ингуш яз лу раб, рабочий, ругать, терпетьШумер язык кур гора/ ингуш яз кур гораШумер яз уд день/ ингуш яз уд бег, ди деньШумер яз куг светлый/ ингуш яз кьега светлый, яркийШуМЕРСКИЙ ЯЗЫК / ИНГУШСКИЙ ЯЗЫКSag- боги, главы, аннунаки / Саг -человек, Жрец.Sag-gig - потомки Саг (шумеры) / Саг-гиг с инг. значит Из чрева Саг. Shumer - название Шинар / Шинар - на ингуш. яз. Телец, Шинар-вторник, от Ши-второй.An -небо, бог Неба, гл. бог. Ан- дневное небо шумер. me-te - «подходящий» / по ингушски метта- подходитСогласно «Списку Царей» некоего Nur-Ninsuhur из Ларсы, датированного 2170 г. до н.э., исходный Царский Список дополняется до 10 царей путем включения в список царя KICHUNNA, который правил в городе Ларса 43000 лет.в горной ингушетии есть селение ЛАРС(щас там осетины живут и к осети он относится) имя ингушей Лорс.Лагаш -город шумера Лагаш - на инг. ступениНинхурсаг -Мать людей Нянхорсаг- мать всех людейEME- "язык" по шумерски Мотт - язык, оамал -учение. - "отец" - A-A, Ada, Ad Отец -ДаAs - по шумерски "первый, начальный" / по ингушски Аз, Ас -Я. (начало)"год" "годы" - Shaneh - shaw-neh' / Шу -по ингушски год, шумерий- годоисчесленияKUR.GAL - "великая гора". / Кур - гора, Галл- город, дворец, башни.метафора для Шумера как места, где земля встречается с небомHA-NA - в шумерской транскрипции "да будет человек / Нах "люди", ноахчи -чеченцыKAAM - "страна (шумер)","нация"/ КЬАМ - нация, народ на ингуш. отчизнаSa-Na - означает "содержание человека / Са-по ингушски душа/свет/ Нах -люди., Саг-человек.is для быков - Еса, Асельг -теленок.Igi - "глаза", "смотреть" /Барьг -Глаз, гу -видетьMar - ложка / Мар -вилка.у ингушей НАК это тейпы, ФАРГНАКИ, ОУШНАКИ, АКИНАКИ, как у шумер АНУНАКИ(по шум. небожители. сошед. с небес)а по ингушски НАК то дорога, и тейп. (роД) тажкке гар ,вяр, это род.(тейп).an-gur = "круглое небо" / на ингушском Небо круглое тоже Гур-"круглое", ан-небо.шум. имя. имя - Хавила - Chaviylah - круг / Хавела -иди сюда шум. Ашкеназ - огонь разноситель / Ашкеназ -Железная СилаЭнлиль - "бог воздуха, ветра, Духа / Эн лил -Носится Небо.шум .Мардук (сын Дуку)(Асаг) /имя ингушей, Мардук. (Мужская Вершина)Ишкур - (Адад, Тешуб) KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") ингуш. Кур- гора(помимо Лоам, Барз) Син (Нанна, Наннар) - бог Луны / Нанна -мать , Хиннанна хранит-ца плодородияИнанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами ИштарГештинанна - у ингушей Хранительница и встречающая мертвых в Эл(мир загробный)Шум."царственность" Kiengi / Киянг -Парень.LiL ("ветер, воздух, дух") / Лийл -носится, двигатьсяЛамех Lemek - могучий / Ламех -Горный, ЛевНоах/ Нах - люди, на ингушском, самоназвание себя.Нохар сын Фарры - шумерНахичивань - с ингушского значит Там где застрял Нох.Хурриты -с ингушского уйри -утроСирия- Суйре, Сейра, -вечер/ страна закатаЛелит -Расплавиться, Ялийт -умри жен. родашум язык ab: домашняя корова / Хайб -домашняя корова.ka: руно; овечья шерсть. / ингуш. Ка-баранama дикий бык, буйво /ингуш. гамаж-буйвол, мууш-рогаana - "для", "для того, чтобы" / ингуш. ана, хана- зачем?as: один; единственный; одинокий, /аз -я, ца-одинdu делать, создавать, придавать форму, творить, строить (du, 'делать'/ ингуш. де-делать. ду, до, ди, да, де -делатьud, i: уходить, появляться; посылать, отправлять; выносить; подниматься, возрастать; прорастать, давать побег; быть или становиться видимым; являться свидетелем /ехай -ушла, да1юд -идет, ад-бегатьNIN: царица, богиня, дама, госпожа./ Нан, Нян, Нанна -мать=kir: (ср. gir) - корова, кобыла / Говр -лошадь, Кхал-кобылаkur, kurum- корзина с рационом еды, порцией/ Кар-в руках kug-ga: хранитель священного барабана./lul...dug: лгать.р. аккад. lillu - слабый, хилый / Г1ийл (хилый), г1ийленг-хиляк Шум. Sag-gig шумеры-вайнах. яз Саг (люди), Саг-гиг (из чрево Саг)Шум. Sag- глава, боги Нинхурсаг, Асаг, Пабилсаг/ вайнах. Саг ("человек").Библейское слово, переводимое как "год" ("годы") - Shaneh / по ингусшки ШУ-годНазвание, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - 'elohiym - el-o-heem /El шумерский бог / По ингусшки Ал (это огонь, Царь) ингуши себя навзали Эълийнах, Аълийнах(Боголюди, Цари)Шум. lu (""человек"") - вайнах.. луо (""человек"") - в обозначении профессий, например, тlем -луо -""человек войны"", ""воин"": ""бlав-луо"" - ""человек башни"", ""башенник"" и т.дШум. gаlе (""дворец"" )-вайнах. . гIала (""дворец"", ""жилая башня"", ""город"")Шум: tur (""повреждать"") -вайнах.яз. тур (""меч"", ""шашка"") и дору (""кромсаю"", ""режу"")Шум. geme (""рабыня"") - вайнах. . гIам (""ведьма"", ""колдунья"", ""злая женщина"")Шум. nine (""хозяйка"", ""мать"") - вайнах.. нана (""хозяйка"", ""мать"")Шум. bar (""емкость"") - вейнах.. бар-ам (""мера"")Шум. ur(""город"")- вейнах.. ур-ам (""улица"", ""квартал"") ар-улица, ура-вверхШум. daim (""постоянно"", ""всегда"") -вайнах.. даим (""постоянно"", ""всегда"")Шум. matt"" страна"", ""место"")-вайнах.. мат, мет(""страна"", ""место"") - меттиг (""местечко"")Шум esa(""теленок"") -вайнах..эса (""теленок"")Шум. erin (""община""), еri (""воин"") - чеч.. гIера (""дружина"", ""отряд воинов"")Шум. аgar (""орошаемая территория"", ""нива"") -ахар (""пахота""), ахар-хо (""земледелец"")Шум. аb (""корова"") - инг. хьайб (""скотина"")Шум. аn (""небо"", ""божество неба"") - вайнах. ан (""небо"", ""горизонт"")Шум. аd (""отец""), аdad (""дед"", ""предок"") -вайнах. Да, дада (""отец"") Шум. Кurrа (""лошадь"", ""конь"") вайнах. говр (""лошадь"") Шум. ka (""ворота""), Каli (""запирать"") инг. ков (""ворота""), къовла (""запирать"") Шум.tug (""платье"", ""одежда"") - вайнах. тега (""шить"") от тей-ниткаШум. kuruh (""счастливый"", ""отличный"", ""прекрасный"") - вайнах. кура (""гордый"", ""спесивый"") /крутой.Шумер яз ан небо/ ингуш яз ан небоШумер яз саг голова / ингуш яз саг человек, олень Шумер яз ири город/ ингуш яз ири острый, урам улица, кварталШумер яз мах могучий, ингуш яз мах игла/ иврит махат игла/ ингуш яз маг, мага, мога, могаш, Могуш здоровье, могучий, мочьШумер яз дуг добрый/ ингуш яз дик, дика добрыйШумер яз зу знать / ингуш яз йоуз узнаю, зий наблюдать, смотретьШумер яз иль поднимать/ ингушский яз эйл, эйла, эйлар поднимать, халэйл, айда, эйдар подниматьШумер яз нин госпожа/ ингуш яз нан матьШумер яз калам шумер / ингуш яз коалум карандаш Шумер яз Ама мать/ ингуш яз ам озеро, Ама привыкать, мамиг грудьШумер яз ур-саг герой / ингуш яз ур саг высший человек, урс нож, урарт яз урс ножШумер яз дириг превосходный/ ингуш яз дериг полныйШумер яз гиг больной/ ингуш яз гиг живот/ греч яз гигнино дитяШумер яз хур-саг (царать голова) / ингуш яз хурсаг ничтожный человек, поросенок Шумер яз минус женщина/ ингуш яз миноуси жен имяШумер яз эр "слеза "/ ингуш яз эр гончая, собака "Эйра "смена"Шумер яз аб корова/ ингуш яз хайб скотина Шумер яз шир песня/ингуш яз ашар песня, илли

ШУМЕРСКИЙ СЛОВАРЬ

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнутьИнгуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"Айа — аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище — «Невеста». Богиня света.Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя — супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"УТУ — (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская ШенирдаНанна на ингуш.языке Мать, ЧервьАккад — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде.По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритовНа ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войныОт ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра — семеро детейНИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.С ингуш.яз. Тьема-мат "Место Войны"/ Русское Тьма-мет "место тьмы"/ инг.яз. Тий-мат "мост миров(земель)"/Инг.яз. Том-ат "ядро-рублленное"/ инг.яз. Тоа "молния"/ Том, тьема "война"/ Том "ядро, частица, сердцевина, ум" Татта-мат "место толчков"Нинхурсаг-с ингуш.языка Нин(мать) хур(всех) саг (людей)Нин-хурсаг (мать нечтожных людей) (мать поросят)Ки или Нинхурсаг (NIN.HURSAG - букв. «Владычица лесистой горы») — в шумеро-аккадской мифологии — богиня земли, богиня-мать, супруга богас ингуш. Ки "земля, шапка, ещё, зреть"(Вовнуш-ки "земля башен")/ Кур "гора"/ Ур "высь"/ ингуш.яз. Сисаг "баба, супруга" нин, нан, нян "мать"

akievgalgei.livejournal.com

Древняя цивилизация шумер. Шумерская письменность, развивавшаяся на территории древних шумер.

Шумер – цивилизация  с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это – наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до нашей эры) и династические периоды (3-ье тысячелетие до нашей эры) и до появления Вавилона в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Шумерская цивилизация и особенности древней письменности.

Шумерская цивилизация - это место рождения письменности, колеса и сельского хозяйства. Наиболее важным из Письменность шумерархеологических открытий сделанных на территории шумерской цивилизации, несомненно, является письменность. Огромное количество табличек и манускриптов с записями на шумерском языке, было найдено в период изучения шумерской цивилизации. Шумерская письменность - самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.

Огромное множество разнообразных текстов, которые написала шумерская цивилизация на шумерском языке, выжило и дошло до нашего времени, были найдены как персональные письма, так и деловые письма, квитанции, лексические списки, законы, гимны, молитвы, истории, ежедневные отчеты, и даже библиотеки, заполненные глиняными табличками. Монументальные надписи и тексты на различных объектах, на статуях или кирпичных постройках, получили большое распространение в шумерской цивилизации. Много текстов выжило в многократных копиях. Шумерский язык продолжал быть языком религии и закона в Месопотамии даже после того, как семиты завладели историческими территориями шумеров. Шумерский язык вообще расценивается как одинокий язык в лингвистике, так как он не принадлежит не к одной из известных языковых семей; аккадский язык, в отличие от языка шумерского принадлежит к языкам семито-хамитской языковой семьи. Было много неудачных попыток соединить шумерский язык, с какой либо языковой группой. Шумерский язык - агглютинативный язык; другими словами, морфемы ("единицы значения") соединены вместе, чтобы создавать слова, в отличие от аналитических языков, где морфемы просто добавляются, для создания предложений.

Шумеры, их устный и письменный язык.

Понимание шумерских текстов сегодня может быть проблематичным даже для экспертов. Самые трудные, это ранние поШумерская письменность времени тексты. Во многих случаях шумеры и их тексты не поддаются полной грамматической оценке, то есть полностью не расшифрованы до сих пор. В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами.  Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции. Аккадский язык постепенно заменил язык, на котором говорили шумеры, (примерно во 2-3 веках до нашей эры, точное датирование, является предметом дебатов),  но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.

По материалам: Лунные дни 2013.

Опубликовано 04 Авг 2010 в категории Шумер

Обсудить на форуме

mayax.ru

Реферат Шумерский язык

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Классификация
  • 2 История
    • 2.1 Периоды шумерского языка
  • 3 Письменность
  • 4 Грамматическая характеристика
  • ЛитератураПримечания

Введение

Табличка с древнейшей шумерской клинописью

Шумерский язык — язык древних шумеров, на котором говорили в Южном Междуречье в четвёртом тысячелетии до н. э. Около 2 тысячелетия до н. э. шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве священного, литургического и научного языка вплоть до начала нашей эры.

1. Классификация

Генетико-диалектологический статус шумерского языка внутри какой-либо языковой семьи остаётся открытым. Ленорман, Хоммель в XIX веке, Гастони в 1980 годах сопоставляли отдельные факты урало-алтайских языков (без попыток выявить общие праформы) с таковыми в шумерском языке. В июле 2007 г. на 53-м конгрессе ассириологов в Москве свои аргументы в пользу родства с финно-угорской языковой группой выдвинул известный финский ассириолог Симо Парпола (с его слов, около 500 лексических соответствий)[1]. О родственности шумерских и тюркских языков сказал и немецкий профессор Фриц Хоммель[2][цитата не приведена 129 дней].

Сопоставления шумерского языка с картвельской семьёй проводили М. Церетели (1960 гг.) и В. В. Ребрик (1990-е годы). Привлечение типологических данных по четырём версиям в грузинском языке позволило Мамору Иосикава реконструировать систему степеней осведомлённости в шумерских префиксах спряжения (1981).

В 1988 г. шумерологом А. Г. Кифишиным была высказана гипотеза (на основе анализа показателей 1-го и 2-го лица единственного числа местоимений и общего показателя родительного падежа) относительно родства шумерского языка с языками мунда (из индийского доарийского и додравидского субстрата, современная северо-восточная Индия), в 1991 году Р. Иосивара в своей монографии сопоставил шумерский с японским [Yoshiwara 1991], а в 1996 году П. К. Манансала опубликовал свои аргументы с привлечением как фонетических, так и морфологических и лексических данных в пользу родства шумерского с языками австронезийской семьи, в которую он включил, кроме мунда, японский язык [Manansala 1996].

В 2001 году аргументы в пользу родства с сино-тибетской семьёй (особенно со старотибетским языком) выдвинул польский лингвист Я. Браун (337 лексических соответствий, в том числе показатели 1-го и 2-го лица ед.ч. местоимений, числительные, обозначение частей тела и термины родства, анализ фонемных соответствий между шумерским и старотибетским, словообразование и элементы морфологии) [Braun 2001]. В 2004 году он дополнил список лексических соответствий до 341-го, издал список основных омонимов и синонимов между шумерским и сино-тибетской языковой группой, а также список именных префиксов, совпадающих в данных языках[3]. Если учесть высокий культурный статус старотибетского языка как одного из литургических языков таких религий, как буддизм и бон, то на сегодняшний день это единственное сопоставление, имеющее не только сугубо лингвистическое, но и некоторое культурно-историческое обоснование, пусть и в типологическом аспекте.

2. История

Шумерский язык — разговорный и письменный язык населения Южной Месопотамии кон. IV—II тыс. до н. э. Помимо собственно шумерских городов-государств, расположенных ниже широты современного Багдада (Двуречье Тигра и Евфрата), изучался в школах Северной Месопотамии, Элама (юго-западный Иран), Малой Азии (хеттские и хурритские государства). В архиве города-государства Эблы (городище Телль-Мардих, северная Сирия, III тыс. до н. э.) также зафиксировано его использование в качестве письменного языка наряду с эблаитским (на шумерском языке дошли из Эблы не только деловые, но и литературные документы). Деловые документы на шумерском языке дошли из города Мари на среднем Евфрате (восточная Сирия). Язык Тертерийских табличек (Румыния, IV тыс. до н. э. по радиоуглеродной датировке), возможно, также имеет отношение к данному языку (по мнению Фалькенштейна и Кифишина). Время появления шумерского языка на территории Двуречья точно не установлено. Исследователями высказывается предположение, что в Южной Месопотамии говорили по-шумерски с середины или с начала IV тыс. до н. э.

2.1. Периоды шумерского языка

Вычленяют пять основных периодов в истории шумерского языка по характеру письма, языка и орфографии письменных памятников:

  1. Архаический (3000?-2750 гг. до н. э.), стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Порядок знаков на письме не соответствует порядку чтения. Тематика текстов трактуется неоднозначно.
  2. Старошумерский (в дальнейшем СШ, 2750—2136 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма, когда ряд важнейших грамматических морфем уже передаётся на письме. Представлен текстами различной тематики, как историческими (Лагаш, Урук и др.), так и религиозно-литературными (Абу-Салабих, Фара и Эбла). В период господства Династии Аккада(2315—2200 гг. до н. э.) впервые появляются двуязычные царские надписи.
  3. Новошумерский (в дальнейшем НШ, 2136—1996 гг. до н. э.), когда почти все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и деловыми текстами Гудеа, правителя II-й династии Лагаша (2136—2104 гг. до н. э.) на лагашском диалекте. Многочисленные тексты делового и юридического характера дошли от III-й династии Ура (2100—1996 гг. до н. э.), в том числе законы Шульги, переписка царей и чиновников. Считается, что религиозно-литературные композиции, дошедшие в более поздних копиях, были записаны именно в этот период.
  4. Позднешумерский или Старовавилонский шумерский (в дальнейшем СВ, 1996—1736 гг. до н. э.), когда все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и магическими текстами преимущественно Ниппурской школы, шумеро-аккадскими словарями, лексическими, грамматическими и терминологическими справочниками, законами Липит-Иштара, царя Иссина. Двуязычные царские надписи дошли от I-й династии Вавилона (1894—1736 гг. до н. э.). В лексике и грамматике ощущается влияние аккадского языка.
  5. Послешумерский (в дальнейшем ПШ, 1736 г. до н. э.- 2 в. до н. э.). Представлен религиозно-литературными, литургическими и магическими текстами (копии позднешумерского периода), в том числе и на диалекте Eme-sal, шумерскими фразами и глоссами в аккадских текстах.

В Старошумерский период (2750—2136 гг. до н. э.) Шумерский язык был межгосударственным языком общения не только для чисто шумерских городов-государств Южной Месопотамии, но и, например, города-государства Эбла (на территории северной Сирии). Шумерский язык был официальным государственным языком на территории Двуречья, и, в частности, при ‘Царстве Шумера и Аккада’ (т. н. III-й династии Ура, 2112—1996 гг. до н. э.) — на нём составлялись царские надписи, религиозно-литературные тексты, хозяйственные и юридические документы. В дальнейшем, в течение Старовавилонского периода (2000—1800 гг. до н. э.) шумерский письменный постепенно заменяется аккадским. Так, царские надписи составлялись уже на двух языках. После уничтожения большей части шумерского населения вавилонским царём Самсуилуной во время восстания Рим-Сина II в 1736 г. до н. э., последовавшей за этим гибелью шумерских школ (‘эдуба’) и переноса центра учёности в пригород Вавилона — Борсиппу, а в особенности после 1450 г. до н. э. (конец последней месопотамской династии Приморья с шумерскими именами правителей) сведений о разговорном шумерском языке больше нет.

На отрезке с 1736 до I-х веков до н. э. шумерский язык остаётся научным и литургическим языком месопотамской культуры, выполняя на Древнем Востоке роль средневековой латыни. Многочисленные научные (напр., Астролябия ‘В’) и религиозные тексты как повествовательного (напр., Lugal ud me-lam2-bi), так и магического плана (напр., Udug-hul-a-meš, аккад. Utukkī Lemnūti) существовали в двух версиях: шумерской и аккадской, обеспечивая двуязычный статус ассиро-вавилонской цивилизации. Матричный характер идеографического письма, заимствованного у шумеров, применявшегося в восточносемитском аккадском, урартском и индоевропейском хеттском, способствовало многовековому применению шумерских слов-идеограмм в этих языках и тем самым второй жизни лексики шумерского языка.

Помимо основного диалекта eme-gir15 (в дальнейшем: EG; старое чтение: eme-ku, ‘Благородный(?) язык’, аккадск. Šuwerū, Šumerū), на котором написано большинство деловых и религиозных текстов, зафиксировано существование диалекта eme-sal (в дальнейшем: ES; аккадск. Ummisallu, Lišān silīti ‘искаженный язык’ или lurū ‘некто тонкоголосый’). На ES передаются гимны богиням, речи богинь, смертных женщин и певчих ‘gala’ (евнухов?) в религиозных текстах и некоторые гимны, вероятно, исполнявшиеся этими певчими или жрицами. От EG язык ES отличается довольно сильно в фонетическом отношении и незначительно в морфологическом и лексическом.

В Старошумерский период (когда существовало несколько шумерских городов-государств) сложно выявить достаточно значительные диалектные различия в царских надписях и экономических текстах из Лагаша, Ура и Ниппура. [Falkenstein 1959, 17 § 4a]. Томсен допускает существование юго-восточного (лагашского) диалекта шумерского языка благодаря такому факту, как различение двух групп гласных (в глагольных префиксах): открытых (a, ě, ŏ) и закрытых (ē, i, u) в отличие от общешумерского, где это не выявлено [Thomsen 39, § 8].

Возможно, имел место и профессиональный жаргон: т. н. ‘язык лодочников’ (eme-ma2-lah5-a), ‘язык пастухов’ (eme-udula) и ‘язык жрецов nu’eš’ (eme-nu-eša3), однако письменных памятников на нём не обнаружено. [Falkenstein 1959, 18 § 4b].

Шумерский язык известен только по письменным памятникам разнообразного содержания. Наряду с текстами делового характера (экономические и юридические документы, своды законов) четко выделяются религиозно-литературные тексты (мифы, эпос, гимны, молитвы и заклинания), хотя вопрос о шумерском литературном языке остаётся неисследованным. Выявлено существование корпуса архаических текстов из Шуруппака и Абу-Салябиха, записанного шифрованным жреческим письмом, т. н. UD.GAL.NUN-орфографией (XXVI — сер. XXV в. до н. э.).

В позднем лексическом тексте приводятся названия нескольких, возможно, жанровых литературных диалектов Ш. я.: наряду с ‘правильным языком’ eme-si-sa2, который можно назвать ‘основным диалектом’, существовали eme-gal ‘великий язык’, eme-sukud(-da) ‘возвышенный язык’, eme-suh(-a) ‘избранный язык’, eme-te-na ‘кривой (или тайный?) язык’, но обнаружить их в письменных памятниках пока не представляется возможным. [Falkenstein 1959, 18 § 4b].

Система образования в Южной Месопотамии была представлена школами, по-шумерски e2-dub-ba ‘дом табличек’, преподавание в которых велось на шумерском языке. Была обеспечена высочайшая для своего времени степень грамотности местного населения, о чём можно судить по сохранившимся документам повседневного характера. К 2000 г. до н. э. преподавание, очевидно, стало вестись на двух языках: шумерском и аккадском (на последнем прежде всего математика). После гибели шумерских школ (1700 гг. до н. э.) степень грамотности населения резко падает, и обучение осуществляется отдельными жрецами. Изучение шумерского языка продолжалось вплоть до рубежа I-го века до н. э.

3. Письменность

Wikitext-ru.svg Этот раздел статьи следует викифицировать.

Пожалуйста, оформите его согласно правилам оформления статей.

Главным источником для изучения шумерского языка служат тексты на этом языке, использующие различные системы письменности. Это:

  1. пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;
  2. клинопись в её основных вариантах — классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской. Клинописный знак использует все четыре основных направления света и их инварианты, за исключением направления на юго-восток. Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее — строками, слева направо.

Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием. Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов — омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметь­ся до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.

В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе­нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло­гограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумер­ское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-лого­граммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чте­ние знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’< /gub + a/, а со знаком ‘na’: gin-na /gina/ < /gin-a/ ‘ушедший’. В конце первой половины III тыс. до н. э. появились детерминативы, обозначающие категорию понятия, например, детерминативы деревянных, тростни­ковых, каменных предметов, животных, птиц, рыб и т. д.

Следует отметить правила транслитерации шумерских текстов. Каждый знак транслитерируется строчными прямыми латинскими буквами, отделяясь от транслитерации другого знака в пределах того же слова дефисом. Детерминативы пишутся над строкой. Если правильный выбор того или иного чтения знака в данном контексте сделать нельзя, то знак транслитерируется прописными латинскими буквами в его наиболее обычном чтении. Удвоенных согласных в шумерском нет, поэтому написания типа gub-ba носят чисто орфографический характер, и их следует читать /guba/.

4. Грамматическая характеристика

Шумерский язык — агглютинативный. На синтаксическом уровне язык классифицируется как эргативный.

Литература

Базисные грамматики:

  • Attinger, Pascal. Eléments de linguistique sumérienne. La construction de du11/e/di « dire „. // Orbis Biblicus et Orientalis. Sonderband. — Fribourg-Gottingen, 1993. 816 p.
  • Balke, Th. Das sumerische Dimensionalkasussystem // Alter Orient und Altes Testament, vol. 331. — Muenster, Ugarit-Verlag, 2006. X +287pp.
  • Black, J.A. Sumerian Grammar in Babylonian Theory. — Rome, 1984.
  • Christian, Viktor. Beitrage zur sumerischen Grammatik. — Wien, 1957.
  • Edzard, Dietz Otto. Sumerian Grammar. Leiden, Brill Academic Publishers, 2003. 198p.
  • Falkenstein, Adam. Grammatik der Sprache Gudeas von Lagas. I. Schrift und Formenlehre. II. Syntax. — Roma, 1949—1950.
  • Falkenstein, Adam. Das Sumerische. // Handbuch der Orientalistik, 1959, 1 Abt., 1-2. Absch ., Lief. 1. — Leiden, 1959.
  • Gragg, Gene B. Sumerian Dimensional Infixes // Altes Orient und Altes Testament Serie 5. — Neukirchen-Vluyn, 1973. 120 p.
  • Jestin, Rene. Abrege de Grammaire sumerienne. — Paris, 1951. 117 p.
  • Lambert, Maurice. Grammaire sumerienne. — Paris, 1972—1975.
  • Poebel, Arno. Grundzuege der sumerischen Grammatik. — Rostock, 1923.
  • Rashid, Fauzi. Qawa‘id al-luga as-sumariyya. — Baghdad, 1972.
  • Thomsen, Marie-Louise. The Sumerian Language. An Introduction to its history and grammatical structure // Mesopotamia. Copenhagen Studies in Assyriology. Vol. 10. — Copenhagen, Akademisk Forlag, 1984. 363 p.
  • Zólyomi, Gábor. Voice and Topicalization in Sumerian. PhD Dissertation, 1993.
  • Канева, Ирина Трофимовна. Шумерский язык. — СПб. : Центр“Петерб. востоковедение», 1996. 214 с. (Orientalia). ISBN 5-85803-028-9.

Основополагающие статьи по шумерскому языку:

  • Black, J.A. & Zolyomi. The study of diachronic and synchronic variation in Sumerian // Acta Sumerologica 22 (1999). P. 1-20.
  • Postgate, J.N. Two Points of Grammar in Gudea. JCS 26, 1974: pp. 16-54.
  • Yoshikawa, Mamoru. On the Sumerian Verbal Prefix Chains i-in-, i-ib- and i-im-. JCS 29, 1977b: pp. 223—236.
  • Yoshikawa, Mamoru. Sumerian Ventive and Ientive. OrNS 47, 1978: pp. 461—482.
  • Yoshikawa, Mamoru. The Sumerian Verbal Prefixes mu, i- and Topicality. OrNS 48, 1979a: pp. 185—206.
  • Yoshikawa, Mamoru. The Sumerian Verbal Prefix al-. CRAI 28, Wien, 1981a: pp. 66-71.
  • Кифишин, Анатолий Георгиевич. Ассириологические заметки // Семитские языки. Материалы Первой конференции по семитским языкам 26-28 октября 1964 г. Выпуск 2 (ч.2). Издание 2-е и доп. — М., 1965. С. 786—792.
  • Струве, Василий Васильевич. Категория времени и замена идеограмм в шумерийском языке и письме // Вестник Ленинградского Университета 1957, № 8. С. 85-95.
  • Струве, Василий Васильевич. Префиксы mu- и e- шумерского глагола // Вестник древней истории, 1962, № 4. С. 91-101.

Учебные пособия:

  • Deimel, Anton. Sumerische Grammatik der archaistischen Text mit Ubungsstucken. — Roma, 1924.
  • Hayes, John L. A Manual of Sumerian Grammar and Texts // Aids and Research Tools in Ancient Near Eastern Studies. — Malibu, Undena Publications, 1990. 311 p. 2nd ed., Malibu 2000. XII + 471 p.

Основные словари:

  • Ellermeier, Friedrich. Sumerisches Glossar. Bd.3/T.2: Sumerisch-Deutsches Kurzglossar in Umschrift und Keilschrift. Lfg.1. Buchstaben A-B. Gottingen 1998 (114p.). Lfg.2. Buchstaben D-E (TOAG 4, 3). Gottingen 2001 (174p.)
  • Ellermeier, Friedrich — Studt, Margret. Sumerisches Glossar. Bd.3/T.5: Die Monumentalinschrift des Gudea von Lagash. Lautwertlisten L, Z und K, Gottingen 2001 (107p.)
  • Halloran, J. A. Sumerian lexicon: a dictionary guide to the ancient Sumerian language. — Los Angeles, Calif: Logogram, 2007. ISBN 0-9786429-1-0
  • Jaques, M. Le vocabulaire des sentiments dans les texts sumeriens. Recherche sur le lexique sumerien et akkadien // Alter Orient und Altes Testament, vol. 332. Munster, Ugarit-Verlag, 2006. XXIII +663pp.
  • Oberhuber, Karl. Innsbrucker Sumerisches Lexikon des Instituts fur Sprachen und Kulturen des Alten Orients an der Universitaet Innsbruck. — Abt.1.- Bd.1. — Innsbruck, 1990.
  • Sjoberg, Ake, ed. The Sumerian Dictionary of the University Museum of the University of Pennsylvania. Vol. 1(1): «A(1)», 1992; Vol. 1(2): «A(2)», 1994. Vol. 2: «B». — Philadelphia, 1984.

Основные работы по вероятным связям шумерского языка с другими языковыми группами:

  • Braun, Jan. Sumerian and Tibeto-Burman. — Warsawa, Agade, 2001. 93 p.
  • Lenormant, Francois. Etudes accadiennes. Paris, 1873.
  • Manansala, Paul Kekai. The Austric Origin of the Sumerian Language, Language Form, vol. 22, no.1-2, Jan.-Dec. 1996.
  • Rebrik, Victor. Zur Frage kartwelo-sumerischer Sprachenfamilie. Интернет-ресурс.
  • Whittaker, Gordon. Traces of an Early Indo-European Language in Southern Mesopotamia // Goettinger Beitrage zur Sprachwissenschaft 1998/1, pp. 111—147
  • Yoshiwara, R. Sumerian and Japanese. Japan, 1991.

Примечания

  1. 53e Rencontre Assyriologique Internationale, Moscow, July 23, 2007 - users.cwnet.com/millenia/Sumerian-Parpola.htm
  2. Hommel Fritz. Etnologic und Geographiye des Alten Orienta. Munchen 1925—1926
  3. Jan Braun. Sumerian and Tibeto-Burman. Agada, 2004. ISBN 8387111325
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 12.07.11 16:55:47Похожие рефераты: Шумерский календарь, Шумерский царский список, Кар (язык), Язык С, Ро (язык), Язык яо, Уру (язык), ОМО (язык), Куи (язык).

Категории: Шумер, Древние языки Ближнего Востока, Изоляты Евразии.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru


Смотрите также