Древний рим религия. Мифология и религия Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия древнего Рима. Древний рим религия


Римская религия — WiKi

Как и древнегреческая религия, римская религия не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

Пантеон

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Римская мифология

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Боги и персонажи римской религии

Древнейшие божества

  • Мгла (по Гигину)
    • Калиго (женская ипостась)
    • Скотос (мужская ипостась)
  • Хаос — воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной

Первое поколение — боги заимствованы из греческой религии (по Гигину)

Дети Мглы:

Дети Этара и Диес:

Дети Этара и Теллус

Второе поколение божеств

Дети Каелума и Теллус

Дети Мара и Теллус:

  • Цефей
  • Еврибия
  • Тавмантус
  • Турсциверс
  • Кето

Младшие титаны

  • Солушка
  • Луна
  • Аврора
  • Латона
  • Астерия
  • Атлас
  • Менетеус
  • Эпиметеус
  • Прометеус
  • Пирс
  • Паллас
  • Астрей

Третье поколение

Главные боги — дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)

Четвертое поколение (дети Юпитера)

  • Вулкан (бог огня и засухи)
  • Марс (бог войны и мощи)
  • Вакх, точнее Либер (бог виноделия)
  • Меркурий (бог путешественников, купцов и воров)
  • Минерва (богиня мудрости и наук)
  • Диана (богиня охоты и войны)
  • Феб (бог охоты и поэзии)
  • Венера (богиня любви, брака и страсти)

Прочие божества

  • Квирин (бог битв, сын Марса)
  • Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
  • Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
  • Палес (богиня скотоводства)
  • Бубона (богиня крупного рогатого скота)
  • Кардеа (богиня дверей)
  • Юберта (богиня плодородной земли)
  • Либитина (богиня смерти и похорон)
  • Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
  • Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
  • Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
  • Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
  • Аквилон (бог северного ветра)
  • Фавоний (бог западного ветра)
  • Австр (бог южного ветра)
  • Эвр (бог восточного ветра)
  • Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
  • Термин (божество границ)
  • Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
  • Конс (божество жатвы)
  • Опа (богиня жатвы и плодородия)
  • Ферония (богиня жатвы)
  • Пик (божество полей)
  • Эвентус (божество урожая)
  • Сильван (божество лесов)
  • Пилумн (божество брака)
  • Пикумн (божество рождения)
  • Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
  • Карна (покровительница человеческого тела)
  • Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
  • Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
  • Помона (богиня земледелия и садов)
  • Тривия (богиня лунного света и чародейства)
  • Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
  • Флора (богиня растительного мира)
  • Салация (морская богиня, жена Нептуна)
  • Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
  • Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
  • Сол (Солнце)
  • Луна (Луна)
  • Аврора (Заря)
  • Абунданция (Изобилие)
  • Волупия (Удовольствие)
  • Фуга (Бегство)
  • Виктория (Победа)
  • Кура (Помощь)
  • Пакс (Мир)
  • Фебруус (Очищение)
  • Фатум (Судьба)
  • Фортуна (Случай)
  • Фидес (Верность)
  • Конкордия (Согласие)
  • Дискордия (Раздор)
  • Хонос (Честь)
  • Виртус (Храбрость)
  • Спес (Надежда)
  • Пудисития (Стыдливость)
  • Салюс (Спасение)
  • Пьетас (Родственная любовь)
  • Либертас (Свобода)
  • Клементия (Кротость)
  • Психея (Душа)
  • Кармента (Прорицание)
  • Морс (Смерть)
  • Сомн (Сон)
  • Мания (Безумие)
  • Алгос (Боль)
  • Апата (Ложь)
  • Дика (Правда)
  • Пон (Наказание)
  • Фурина (Месть)
  • Павор (Паника)
  • Тимор (Страх)
  • Этернитас (Вечность)
  • Метис (Разум)
  • Фама (Молва)
  • Ювента (Юность)
  • Герас (Старость)
  • Парки (3 богини судьбы)

Заимствованные боги

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н. э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Мифические основатели Рима

  • Эней — юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и женившись после этого на царевне латинов. Спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю.
  • Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр же Амулием (дядей Реи Сильвии), после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу своё имя, назвав Римом (лат. Roma) и став его первым царем.

Герои римских мифов

  • Эней (сын Венеры, прадед Реи Сильвии)
  • Асканий (старший сын Энея)
  • Сильвий (младший сын Энея)
  • Латин (царь Лаврента, его имя связано с происхождением названия племени латинян, отец невесты Энея)
  • Нумитор (старший сын Сильвия)
  • Амулий (младший сын Сильвия)
  • Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
  • Авиллий (сын Ромула)
  • Турн (царь рутулов — племени в древней Италии)
  • Акрос (сабинский царь, убитый по преданию Ромулом в войне и принесенный им в жертву Юпитеру)
  • Геркулес (полубог, сын Юпитера и Алкмены)
  • Персей (полубог, сын Юпитера и Данаи)
  • Терей (сын Марса и нимфы)

Героини римских мифов

  • Рея Сильвия (жрица богини Весты; мать братьев — великих основателей Рима; потомок Энея)
  • Амата (жена царя латинов)
  • Герсилия (жена Ромула, одна из тридцати похищенных римлянами сабинянок)
  • Лавиния (дочь Латина и Аматы; жена Энея)
  • Тарпия (одна из весталок, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости, предательница своего народа в войне с сабинянами)

Мифические существа (по Плинию Старшему)

  • Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
  • Кентавры — народ диких смертных существ с головой и торсом человека на теле лошади
  • Фавны — козлоногие лесные божества
  • Вакханки — спутницы бога вина Вакха
  • Наяды — нимфы-воплощения источников
  • Дриады — нимфы лесов
  • Ореады — нимфы гор
  • Напеи — нимфы долин и полей
  • Лимониады — нимфы полян и лугов
  • Небулы — нимфы облаков
  • Ауры — духи ветра
  • Вентусы — духи шторма
  • Карпои — духи зерна
  • Нереиды — нимфы морей
  • Океаниды — нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
  • Фурии — богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
  • Керы — богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
  • Лары — божества домашнего очага
  • Пенаты — добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
  • Маны — духи предков
  • Камены — покровительницы наук, поэзии и искусств
  • Гигинеи — раса землерожденных великанов
  • Гиганты — раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и её вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти.
  • Тритоны — подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
  • Цетусы — морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
  • Ламии — демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
  • Лестригоны — народ великанов-людоедов
  • Лярвы — души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
  • Амфисбены — раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой — на длинном хвосте.
  • Реморы — гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
  • Гарпии — полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
  • Грации — богини красоты и изящества
  • Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла

Древние римляне в связи со сходством культуры позаимствовали у греков их мифологию, то есть историю сотворения мира.

См. также

Ссылки

ru-wiki.org

Религия древнего Рима. | История

религия древнего рима

Римские верования были заимствованы от этруссков и связаны с природой и сельским хозяйством. Многочисленные боги и духи обозначали различные стихии, а ритуалы были связаны с тем, чтобы увеличить плодородность почвы, вызвать дождь или просто вымолить большой урожай в очередном году. Это было и неудивительно. Если урожай будет плохим, то наступит голод. Кроме тех, что были связаны с явлениями природы, существовало ещё множество богов и духов, занятых домашними делами людей и событиями их личной жизни от рождения и до смерти. Религиозные ритуалы были очень простыми. Единственным дополнением был «имперский культ» — система ритуалов, которые служили к восхвалению правящего дома.

Высшие классы римского общества многое в своей жизни заимствовали из греческой культуры. В частности, это относилось и к религии древнего Рима. Так, греческого Зевса начали отождествлять с римским Юпитером, Минерву с Афиной и так далее. Однако ко времени окончательного установления власти императора как греческая, так и римская религия практически перестали существовать. Представители высших классов общества механически, без малейшего воодушевления, участвовали в ритуалах обеих. Слияние в данном случае произошло легко просто потому, что никого, по сути, не интересовали тонкости двух более или менее близких верований.

В конце концов, для общества, состоящего из аристократических, начитанных, хорошо образованных горожан, а не из некультурных крестьян, все эти примитивные культы уже не подходили. Современные люди начинали по-своему смотреть на происхождение Вселенной, а их интересы шли значительно дальше получения хорошего урожая и элементарной сытости. Теперь их больше всего занимало то, как потратить деньги и досуг с максимальной пользой и удовольствием для себя, удовлетворить свой интерес к познанию мира и желание познать тайны Вселенной. С этой целью греки создали развитую философию, а римляне затем переняли наследие некоторых из греческих мыслителей.

Одно из популярных направлений философии того времени создал Эпикур, родившийся в 341 г. до н. э. на греческом острове Самос. В 306 г. до н. э. он создал в Афинах школу, которая процветала до его смерти в 270 г. до н. э. Эпикур, следуя взглядам ранних греческих философов, считал, что все в мире состоит из крошечных кирпичиков, называемых атомами. Соответственно, все изменения в мире происходили от перегруппировки и уничтожения этих частиц. В философии Эпикура очень мало места отводилось для богов и их влияния на жизнь людей и события окружающего мира. Философские воззрения эпикурейцев были проникнуты духом атеизма, но при этом они говорили о том, что нужно легко и непринужденно участвовать во всех необходимых ритуалах для того, чтобы избежать споров с верующими и не создавать для себя ненужных проблем. С их точки зрения, во Вселенной, созданной из атомов и находящейся в постоянном движении, человек мог быть уверен в существовании только двух вещей: наслаждения и боли. Считалось совершенно естественным, что нужно жить так, чтобы по возможности избегать второго и полностью отдаваться первому, и, таким образом, оставалось только решить, что именно способно сделать человеческое существо максимально счастливым. Эпикур считал, что если небольшое количество приятных вещей делает людей счастливыми, то переизбыток во всем может пойти только во вред. Так, например, нет ничего хорошего в том, чтобы умирать от голода, но и переедание способно привести к плохому самочувствию, а больше всего радости можно получить, если соблюдать умеренность в еде, как и во всех остальных радостях жизни. Затем, говорил философ, не следует забывать о радостях духа, отдавать должное образованию и усовершенствованию знаний, дружбе и эмоциональной привязанности. Согласно Эпикуру, эти радости были приятнее и желаннее ординарных наслаждений плоти.

Римляне легко переняли учение греческого философа, тем более что Вечный город был куда богаче и могущественнее, чем греческие полисы, и роскошь там могла достигнуть куда более высокого уровня. Во времена Империи бывало, что самые худшие человеческие пороки прикрывались учением Эпикура.Одним из самых ярких примеров римлянина-эпикурейца может служить Гай Петроний. Это был человек больших способностей, одно время бывший консулом и некогда служивший наместником одной из провинций в Малой Азии. Однако он предпочитал проводить время в роскоши и ничегонеделании (очень напоминая этим современные «сливки общества»).

Со временем египетские божества тоже стали популярными среди жителей Империи. Во времена расцвета Греции самыми почитаемыми среди них были Осирис и Исида. Первый пережил смерть и возрождение, и считалось, что он воплощается в образе священного быка. Греки называли Осириса-Аписа Серапис, и этот культ, вместе с культом Исиды, был очень популярен в Греции около 200 г. до н. э. Столетием позже этот культ проник и в Рим. Август, римлянин старой закалки, не позволял исполнять эти обряды, но, когда императором стал Калигула, они получили официальное признание.Богини, такие, как Деметра, Кибела и Исида, привлекали женщин и всех, кто ценил любовь и нежность. Мужские божества в основном являлись воплощениями ярости и войны и, соответственно, прежде всего покровительствовали солдатам. Поскольку женщины всегда играли существенную роль в общественной жизни Рима и Греции и во многом имели равные права с мужчинами, их влияние ощущалось и в области религии. Существовали особые обряды, к которым мужчины не допускались, и они считались не менее важными, чем те, что были связаны с Юпитером или Марсом.

Позднее с Востока, из Парфии и Персии, пришел в Рим культ Митры, божества, воплощением которого являлся солнечный диск. Обычно его изображали в виде юноши, поражающего быка, а ритуал инициации включал в себя принесение в жертву священного животного. Женщинам запрещалось участвовать в ритуалах, и таким образом митраизм остался мужской религией, в особенности любимой солдатами. Впервые митраисты появились в Риме во времена императора Тиберия.

vladhistory.com

Религия Рима - Культура Рима

религия рима

Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

Тотемизм

В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.

Семейные Культы

В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома.

Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.

Культ Предков

Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.

Анимизм

Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.

Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.

Боги Рима

По мере сближения с греческим миром боги Рима отождествлялись с греческими: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида, Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс — Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.

Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.

Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator — сеятель . Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника Сатурналий.

Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.

Религиозные обряды

В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.

Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.

Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

Христианство

В начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

romanpeace.ru

Мифология и религия Древнего Рима

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, — говорит Августин, — имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог» .

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади — все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры» .

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, — страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун — старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы — гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких — и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Далее свое влияние на римскую мифологию оказала греческая. Дмитриева Н. А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – марсом и т. д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)» .

На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа — великого понтифика — выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту — храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского общества стало почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом обществе подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги.» . Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.

Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Рим постепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философских школ, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.

www.librero.ru

Религия древнего рима - О мировых религиях - Каталог статей

"Религия Древнего Рима"

 

За долгую историю Древнего Ри­ма умами и душами его граждан владели самые разные религии -от поклонения безликим силам природы до раннего христиан­ства. Для древнейшей республи­канской эпохи был характерен культ семейно-родовых духов, покровителей жилища и земле­делия. Особым почтением поль­зовались хранители домашнего очага Янус и Веста. Под влияни­ем греческой культуры образы италийских богов претерпели трансформацию и сближение с эллинскими олимпийцами. Самые почетные места в рим­ском пантеоне заняли Юпитер, Юнона, Марс, Венера, Минерва и Диана, рядом с которыми мир­но уживались бесчисленные младшие по рангу божества. Как гласит легенда, Рим был ос­нован в 753 до н. э. братьями Ро-мулом и Ремом. Сменившие их этрусские цари ввели свои веро­вания, сохранившиеся и в эпоху республики. Поклонение богам сводилось к строгому выполне­нию установленных обрядов. Этруски видели проявление выс­ших сил во всех деяниях челове­ка - от появления на свет до простого открывания дверей. Они также верили, что боги уп­равляют такими природными яв­лениями, как смена времен года и движение солнца, поклонялись священным камням, могилам предков, ручьям и рощам. Стре­мясь оградить себя от беды, этру­ски молили богов о милости и приносили им в жертву живот­ных. Римляне унаследовали их страсть к постижению смысла жизни, однако в прорицаниях жрецов их интересовали не столько судьбы мира, сколько свои собственные. Религиозная жизнь римлян зиждилась на культе поклонения духам пред­ков. К ним прежде всего относи­лись маны, а также домашние и общественные пенаты, опекав­шие благополучие всего Римско­го государства. Хранителями дома и домочадцев были домо­вые лары, а общественные лары считались защитниками улиц и городов. Пенаты, первоначально заботившиеся о том, чтобы в до­ме всегда была еда, позднее почи­тались как защитники всего римского народа. Верховные бо­ги имели человеческое обличье. Главным из них был бог небес Юпитер, который вместе с Юно­ной и Минервой входил в Капи­толийскую триаду.

 

 

Рождение мифов

ВIV-V вв. до н. э. на Апеннинах усилилось влияние греческой ре­лигии. К тому времени верхов­ные боги римлян уже обрели человеческий облик и обросли собственными мифами. Так, по­кровительница женщин и брака Юнона отождествлялась с грече­ской Герой и почиталась как су­пруга Юпитера; богиня мудрости и ремесел Минерва стала анало­гом Афины; Марс превратился из покровителя земледелия в бога войны, да и сам Рим обрел грозные черты воинственной импе­рии. Италийская богиня лесов Диана пользовалась особым по­четом у бездетных женщин, по­священный ей храм на Авентинском холме (540 до н. э.) был копией храма Артемиды в Эфесе, а сама она стала со време­нем богиней луны и охоты. Прав­да, в римском пантеоне сохранились и некоторые древ­ние боги, не имевшие греческих аналогов. Одним из них был дву­ликий Янус - бог дверей, входа и выхода, а также всякого начала, которому было ведомо прошлое и будущее. Все молитвы доходи­ли до богов только через Януса, и во всех молитвах первым упо­миналось его имя. Богиня до­машнего очага Веста почиталась как символ личной безопаснос­ти. В ее храме, украшавшем рим­ский Форум, под охраной шести дев-весталок не угасал вечный огонь, по легенде принесенный Энеем из Трои. Последняя значительная пере­мена в римском пантеоне про­изошла уже в эпоху империи, когда императоры стали претен­довать на божественное проис­хождение. Юлий Цезарь и Август были возведены после смерти в ранг богов - им поклонялись, но не возносили молитвы.

 

 

Государственный культ

Римская религия носила печать формализма и трезвой практич­ности: ожидая от богов помощи в конкретных делах, люди скру­пулезно выполняли нужные обряды и приносили жертвы под началом могущественной жре­ческой иерархии. Существовали две основные коллегии жрецов: понтифики во главе с великим понтификом, приносившие жертвы богам, и авгуры, возве­щавшие волю богов. В эпоху ре­спублики учреждались новые жреческие должности, которые часто занимались светскими чи­новниками. Так, Совет пятнадца­ти ведал иноземными культами, эпулоны заведовали проведени­ем празднеств, а фестиалы уп­равляли иностранными делами, включая заключение договоров и объявление войн. На закате ре­спублики, когда вторжение Ган­нибала повергло население в панику, римляне бросились во все храмы в надежде умилости­вить всех богов без разбора.

 

 

Философия и культ судьбы

Философские воззрения стоиков проникли в Рим на рубеже II-I вв. до н. э., дав толчок развитию культа слепой судьбы Фортуны, произвольно дарующей счастье и несчастье. Однако, если стоики проповедовали всеобщую брат­скую любовь между людьми, то Цицерон выразил воззрения пат­рицианского класса, рассматри­вая религию как необходимое средство управления народом, предотвращения социального хаоса и усиления патриотизма.

 

 

Обряды и праздники

Свой религиозный календарь на основе 10-месячного солнечного цикла римляне переняли у этрусков. Важнейшие празд­ники приурочивались к смене времен года и имели государ­ственный статус. Римский календарь насчитывал 61 офи­циальный праздник, в том чис­ле 45 общественных, ежегодно отмечаемых в один и тот же день, а также иды каждого меся­ца в честь Юпитера и мартов­ские календы, посвященные Марсу. Самыми популярными публичными праздниками были луперкалии (15 февраля) в честь бога плодородия Лупер-ка и сатурналии (17 декабря) в честь Сатурна. В дни сатурналий люди веселились и ликовали, дарили подарки и приносили жертвы. В память о золотом ве­ке, когда миром правил Сатурн, 19 декабря господа и рабы менялись местами. В 1-Й вв. н. э. традиционная ре­лигия начала утрачивать былые позиции, уходя в тень под нати­ском патриотического культа обожествленных героев, со­бранных в зале Славы. Правя­щие императоры еще при жизни наделялись божествен­ным статусом. В начале III века н. э. в некоторых слоях римско­го общества, особенно в армии, приобрел популярность сугубо мужской культ бога Митры, а в 337 н. э. император Констан­тин объявил христианство госу­дарственной религией, и под погребальный звон церковных колоколов римское язычество кануло в небытие.

Это интересно: религия Древней Греции 

TEXT.RU - 96.13%

ingenious.ucoz.ru


Смотрите также