2.1 Общая характеристика культуры Древней Индии. Особенности древней индии
Особенности общественного строя Древней Индии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"История государства и права зарубежных стран"
Тема: "Особенности общественного строя Древней Индии".
МОСКВА - 2009
Содержание
1. Введение
2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы
3. Особенности рабства в Древней Индии
4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Возникновение каст
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Предполагается, что первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде развития древнейших обществ Индии на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.
Примерно с начала II тысячелетия до н.э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).
Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.
Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества в виде сословий - варн.
Слово "варна" в переводе с санскритского языка буквально означает "качество", "цвет", "категория", "вид", "разряд".
Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
В законах Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления "Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так: "А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
Обучение, изучение Веды (древнейший памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов). Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).
Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия (все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).
Но только одно занятие Владыка указал для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим варнам со смирением".
Управление государством осуществлялось членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.
Однако, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать из государства.
Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.
Со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах Ману сказано так: "При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".
Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.
Свободные члены общины, к которым относились члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати). Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.
Шудры, как представители низшей варны, обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными". Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать на высокое социальное положение.
Древнеиндийская община состояла из семейных групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать жрецам для жертвоприношения.
В сельской общине Древней Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева.
mirznanii.com
Культура древней Индии — особенности индийской культуры, цивилизации древней Индии
Культура древней Индии: особенности индийской культуры и цивилизации древней Индии, Мохенджо-Даро, Лотхал.
Добавить отзыв Читать 1 отзыв Следить
Древнее Индии только Египет. А культура древней Индии сравнима по уровню развития с египетской (разве что пирамид не хватает). Четыре тысячи лет назад на территории современной Индии существовало вполне развитое государство — Хараппская (или индская) цивилизация (с морским и сухопутным импортом-экспортом, скульптурами на площадях, канализацией и общественными туалетами). Однако загадочные пути истории привели к его падению и забвению. Просуществовав тысячу лет, Хараппская цивилизация практически исчезла с лица земли.
И была обнаружена сравнительно недавно. Индийская земля потихоньку раскрывает свои тайны археологам. Временами открытия, потрясающие научную общественность, делаются почти случайно.
Так, самый известный город индской цивилизации Мохенджо-Даро был открыт во время раскопок, где предполагалось найти археологические редкости начала эры. Найдя искомое, археологи радовались и предвкушали славу, почет и научные публикации... Пока кто-то не копнул чуть глубже. Вуаля. Под древним городом лежал его еще более древний — на две тысячи лет старше. Историю в очередной раз пришлось переписывать.
К харрапской цивилизации относится древнейший индийский город Лотхал, расположенный в штате Гурджарат (к северу от Мумбая). Он обнаружен индийскими археологами в шестидесятых годах прошлого века. Большой торговый город (с цитаделью, торговыми площадями и верфью) был расположен на берегу Камбейского залива. Лотхал экспортировал драгоценные камни и ювелирные украшения в далекий Египет. Морские доки Лотхала по своим размерам вполне сравнимы с современными собратьями. А жилые кварталы спланированы по тем же принципам, что и новостройки наших спальных районов. Улица города были строго ориентированы с севера на юг и с запада на восток и застроены многоэтажными домами из обожженного кирпича. Горожане проводили свой досуг в местном театре, музее и цирке. Идиллия бронзового века в один прекрасный день закончилась. Причины упадка и забвения Лотхала до сих пор неизвестны.
Комментарии
Культура древней Индии
Очень заинтерисовало, думаю почаще заходить на этот сайт, и вскоре выбрать себе тур!
Добавить отзыв Следить
Также рекомендуем
tonkosti.ru
Особенности цивилизации Древней Индии. | Шпаргалки.ру .
Особенности цивилизации Древней Индии.
индху - так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово - Индия.
На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.
В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды - невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.
Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.
Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.
Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода - залог богатого урожая, а урожай - это жизнь. Поклонение воде, начитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной...
Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени "подтолкнули" Христофора Колумба к открытию Америки...
Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.
Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.
Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.
Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.
Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.
История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.
Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.
По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.
Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.
Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.
Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при
храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.
Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их "джати", а ученые - "варны"). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов "Ригведы" описывает так. Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, а из ступней - шудры. Шудры считались "экаджати" - "единожды рожденными". Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд "упанаяна", сопровождавшийся торжественным надеванием "упавита". После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.
Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли "авадхья" - "неприкосновенные". Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.
Царь, военную знать представляли кшатрии - "наделенный могуществом". Хорошо знакомое нам слово "раджа" (царь, вождь) относится именно к кшатриям.
Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения "дважды рожденным".
Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные "пуры". Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.
В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.
В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.
Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты - каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской им перии, через которую проходил в древности Великий шел ковый путь.
Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая - под командованием Пердикки и Гефистиона - переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.
Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора - правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.
В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.
Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.
Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.
Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.
Индия является также родиной индуизма - одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.
Отличительная особенность индуизма - многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра - повелитель дождя, победивший Вритру - демона засухи. Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).
Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня.
shpargalki.ru
2.1 Общая характеристика культуры Древней Индии. Религиозно-философские традиции и памятники культуры Древней Индии
Похожие главы из других работ:
Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции
2.1 Полис древней Греции: его общая характеристика
Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов. Полис - город, государство...
Влияние мифологии на скульптуру Древней Греции
1. Общая характеристика древнегреческой культуры
Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности...
Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
2. Общая характеристика советской культуры периода "застоя"
Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок...
Культура Древней Греции
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности...
Культура исламского мира
1. Общая характеристика культуры исламского мира
Исламская культура -- многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии...
Нравственные ценности античной культуры
1. Общая характеристика античной культуры
Античная культура это весьма значительное и многоплановое явление всемирной истории. Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур...
Общая характеристика античной культуры. Убеждения Ф. Ницще
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Античная цивилизация (если исчислять ее от архаической Эллады, IX-VIII вв. до н.э., до позднего Рима, IV-V вв. н.э.), многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточным культурам...
Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа
1.1 Общая характеристика культуры Древнего Рима
Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии...
Ранний Ренессанс
1. Общая характеристика культуры Ренессанс
Ключевая особенность эпохи Возрождения - её переходный характер. Ренессансные мыслители и художники жили и творили в христианской средневековой культуре, но были устремлены в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое...
Религиозно-философские традиции и памятники культуры Древней Индии
1.1 Общая характеристика религиозно-философских традиций Древней Индии
Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Тем не менее, можно выделить ряд отличительных моментов, которые характерны для большинства школ и направлений...
Религиозно-философские традиции и памятники культуры Древней Индии
Глава II. Изучение памятников культуры Древней Индии
...
Собор в западноевропейской средневековой культуре
1.1 Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры
Средние века (средневековье) - общепринятое обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - «средний век») появилось в XV - XVI вв...
Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм
1. Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах - есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее...
Характерные черты японского традиционного костюма
1. Общая характеристика культуры и искусства Японии
Культура - многогранное понятие, включающее все материальные и духовные достижения человечества. В западной и восточной цивилизациях различные аспекты духовной культуры народов - религия и обычаи, литература и искусство...
cult.bobrodobro.ru
Особенности общественного строя Древней Индии
Несмотря на малый объем доступного фактологического
материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников
историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий"
означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами,
использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое
ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.
Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой
первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя
способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного
и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества
в виде сословий - варн.
Слово "варна" в переводе с
санскритского языка буквально означает "качество", "цвет",
"категория", "вид", "разряд".
Уже с глубокой древности в Индии использовали
его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества.
Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные
по своему общественному положению, правам и обязанностям.
В законах Ману (сборник древнеиндийских
нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии
с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления
"Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так:
"А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов
брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа.
Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих
уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
Обучение, изучение Веды (древнейший
памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для
других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов).
Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность
к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).
Пастьбу скота и также раздачу милостыни,
жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия
(все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).
Но только одно занятие Владыка указал
для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим
варнам со смирением".
Управление государством осуществлялось
членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись
в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.
Однако, брахманы, выполнявшие жреческие
функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное
место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между
одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что
существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения
именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает
- свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли
"авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении
государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась
также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать
из государства.
Возникновение варны шудр связывается
с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли
представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они
не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.
Со временем варны претерпели качественные
изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого
государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим
порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа
жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход
из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах
Ману сказано так: "При первом браке дважды рожденному рекомендуется (жена) его
варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн).
Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия
- те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дважды рожденные,
берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков
к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или
кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку
на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".
Устанавливалось разное материальное
возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне:
за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое
наказание, чем в обратном случае.
Свободные члены общины, к которым относились
члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили
обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати).
Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился
в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал
варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог
стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.
Шудры, как представители низшей варны,
обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными".
Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных
дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать
богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого
они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах
и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период
окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать
на высокое социальное положение.
Древнеиндийская община состояла из семейных
групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами,
детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников
(даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из
взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь
не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от
зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно
независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать
жрецам для жертвоприношения.
В сельской общине Древней Индии долго
сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные
участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться
коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка
новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство
дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно,
считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел
имели лишь полноправные общинники-домохозяева.
Община, как правило, вела натуральное
хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее
членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений
о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно,
что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров-ремесленников
- горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика
и т.д. (иногда некоторые из них, например мусорщики, принадлежали общине в целом,
т.е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой
труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами.
В общине реализовывался принцип административного
самоуправления: она своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении
немалое количество чувствительных санкций - от штрафов до изгнания из коллектива.
Основу общины составляли постоянные
и полноправные члены, чаще всего из варны вайший. В качестве временных и неполноправных
членов в общину нередко включались чужаки - нанятые общиной ремесленник или служащий,
купленный либо подаренный общине раб, взятые в богатый дом наложницы или долговые
рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго,
из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов,
все остальные были юридически равноправными. Однако в имущественном отношении они
уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно - некоторые общинники
разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.
Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно,
имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.
Военной службы крестьяне-общинники не
несли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось
в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство
передавало им свои права.