Периоды истории Древнего Египта. Древнего египта периоды
Поздний период Древнего Египта
Период с 664 по 332 год до н. э. в истории Египта проходит под властвованием фараонов XXVI-XXX династий. Этот Поздний период Древнего Египта насыщен тяжелой войной против ассирийской зависимости, закончившейся завоеванием страны персами, а в дальнейшем македонским царем Александром.
Египет под персидской властью
Позднее царство Египта начинается с приходом к власти воинственного фараона Псамметиха I (основателя XXVI династии), сумевшего отделить страну от Ассирии. Псамметих вернул централизацию власти в Египте после многих лет конфликтов между номархами, для объединения страны он использовал греко-язычных наемников. При основателе династии восстановилась торговля и экономика, был прорыт канал, соединивший Нил и Красное море. Последующий фараон Нехо II, царствовавший с 610 года до н. э., организовал трех летнее плавание вокруг Африки. В это время над Египтом нависала новая угроза, в иранских горах усиливались персы. Египет вошел в военный союз с Лидией и Вавилоном, но персы, захватив двоих последних, двинулись на запад. Стотысячное войско в битве возле Пелусия разгромили египтян, захватили Мемфис, а фараон Псамметих III был пленен и казнен, тем самым династия прервалась.
Царь персов Камбис II объявил себя государем Египта и началось царствование XXVII династии в 525 году до н. э. Камбис во всем продолжал политику фараонов, не нанося ущерба стране и участвуя в религиозных обрядах. Он пришел к решению завоевать Куш (или Эфиопию), но недостаточная подготовка нарушила все планы, так как во время похода не хватило продовольствия.
Во время правления Дария I в 519 году до н. э. Египет становится административной единицей Персии, шестой сатрапией. Египтяне под его правлением остаются спокойными и послушными, не восставая против. Перед смертью Дария (486 год до н. э.) в Египте все-таки начинается восстание из-за насильственного переселения тысячи ремесленников в Иран, подавлять бунт пришлось Ксерксу (сыну Дария). Расправа была жестокой, храмы рушили, участие египтян в управлении ограничили. Через 24 года (при Артаксерксе I) началось большое восстание, переросшее в войну против персов. Египтяне выиграли сражение возле Папремисе и попросили помощи у афинян, которые выслали им флотилию в составе двухсот кораблей. В 454 году до н. э. флот был уничтожен персами, а восстание подавлено, и Египет опять становится сатрапией.
Возврат к независимости
В 405 году до н.э. Позднее царство Древнего Египта оказалось под правлением XXVIII династии, а именно ее единственного представителя Амиртея II, освободившего египетские земли от персидской власти и поправившего шесть лет.
В 399 году до н. э. Неферит I, свергнув Амиртея, устанавливает правление XXIX династии, образовав столицу в своем родном городе Мендес. Он являлся могущественным фараоном, проводящим международную политику и возводящим храмовые постройки. 393-380 года проходят под правлением фараона Ахориса, проводившего активную политику в регионах Средиземного моря. Он поддерживал союз афинян, киприотов и других против персидской державы. Ахорис содержал в армии греческих наемников и удачно защищался от нападений персов. Во времена его правления активно велась строительная деятельность, но уровня экономики, который был до персидского вторжения, достичь не удалось.
Второе нашествие персов
Поздний период Древнего Египта заканчивается правлением XXX династии в период с 380 до 343 года до н. э., основателем которой является фараон Нектанеб I. На его правление пришлось еще одно нападение персидской двухсоттысячной армии, которое после победоносных сражений закончилось отходом из-за наступившего половодья Нила. Нектанеб всячески поддерживал религиозную культуру, искусство и строительство. Его преемник, фараон Тахос, организовал военный поход против Персии. Но недостаточный расчет возможностей экономики страны и реформы привели к восстанию в Египте, в итоге фараоном становится Нектанеб II в 360 году до н.э. Реформы, начатые Тахосом, были прекращены, военные походы прерваны. Внутри страны велась политика угодничества жречеству, а также обширно велось храмовое строительство. В 344 году до н. э. Артаксеркс III организовал новое нашествие на Египет, собрав огромное войско с флотилией, и захватил Египет.
Нектанеб смог сбежать в подконтрольную ему Эфиопию. Страну опустошили, разграбив города и храмы. Персы контролировали Египет до 332 года до н. э. до захвата его Александром Македонским. Этими событиями и заканчивается Поздний период истории Египта.
vse-lekcii.ru
Новое царство Древнего Египта
Период наивысшего могущества и развития цивилизации Древнего Египта пришелся на XVI-XXI века до нашей эры. В историографии этот период относят к Новому царству. В период Нового царство Древнего Египта государством правили фараоны трех династий: XVIII, XIX и XX.
Точные хронологические рамки периода Нового царства разнятся, в основном его относят к 1550-1069 годам до нашей эры. Новое царство началось после окончания второго переходного периода, когда Египет был завоеван гиксосами, и предшествовало третьему, когда единое государство потеряло азиатские территории и распалось.
Территория Нового царства Древнего Египта
Наивысшего распространения Новое царство Египта достигло при фараоне Тутмосе III, представителе XVIII династии. В этот период южная граница государства была отодвинута к пятым порогам Нила, была захвачена западная часть Синайского полуострова, а также произведены большие захваты в восточном Средиземноморье – в Палестине и Сирии.
Столицей Египта во время правления XVIII династии были Фивы. Фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон, в рамках религиозной реформы перенес столицу в новый город Ахетатон, но при Тутанхамоне она снова была возвращена в Фивы. Рамсес II из XIX династии опять перенес столицу государства – на сей раз в Пер-Рамсес в Дельте Нила.
Культура и ремесло Нового царства
Большое влияние на развитие хозяйства страны в период Нового царства оказали военные успехи. Основным металлом в эту эпоху стала бронза, хотя продолжали использоваться и медные, каменные и деревянные орудия. Египтяне начали чаще добывать железо из метеоритов, но освоить обработку железной руды всё же не смогли.
Также повысилась производительность сельского хозяйства. Это произошло благодаря изобретению шадуфа (рис. 1), инструмента для подъема воды, увеличившего эффективность полива. Расширение посевных площадей и приток рабов в результате завоеваний способствовали расцвету сельского хозяйства.
Рис. 1 – Шадуф
Высочайшего рассвета в Новом царстве Древнего Египта достигла архитектура. С ростом влияния жречества и различных религиозных культов возводились крупные храмы, было создано множество памятников изобразительного искусства и литературы. Большого размаха достигли гробницы фараонов в Долине царей в Фивах. Наряду с культовыми сооружениями и гробницами строились и богатые жилища знати, по роскоши не уступавшие дворцам царей.
История Нового царства
Самой успешной из династий Нового царства была восемнадцатая. Ее первым представителем был Фараон Яхмос I, при котором гиксосы были полностью изгнаны за пределы Египта. Первые завоевательные походы в Месопотамию произошли при Тутмосе I. Благодаря этим походам влияние Египта на Ближнем Востоке было восстановлено.
Возрождение Египта окончательно завершилось при царице Хатшепсут. Ее правление длилось два десятилетия, и за это время помимо нескольких военных походов была организована торговая экспедиция в Пунт, развивались дипломатические отношения, внешняя торговля, а также произошел значительный подъем культуры и ремесел внутри страны.
Наивысшего распространения Новое царство Древнего Египта достигло при пасынке Хатшепсут, Тутмосе III. Он провел семнадцать военных походов в Переднюю Азию, во время которых покорил Финикию, Митанни и другие государства. При Тутмосе III Египет был мировым государством, которое многие исследователи рассматривают как первую в истории империю.
Потеря влияния Египта началась при Аменхотепе IV, который сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах государства и не вел завоевательных походов. Аменхотеп серьезно конфликтовал со жрецами, установив в стране новую религию, почитавшую единого бога Атона. Фараон взял себе имя Эхнатон в честь Атона и перенес столицу, а также окружил себя новой знатью.
После смерти Эхнатона началось возвращение страны к старым порядкам, а его имя было предано забвению. При этом, однако, начался и закат XVIII династии, одним из последних представителей которой был Тутанхамон.
Наиболее успешными фараонами XIX династии были Сети I и Рамсес II. Сети I удалось стабилизировать государство после трудного периода смены династий, а Рамсес II удачно воевал с хеттами, при нем строились новые города и возводились монументы и храмы.
При сыне Рамсеса II Мернептахе на Египет начали нападать «народы моря», одно из нападений которых фараон разбил в Ливии в 1220 г. до н. э. На рубеже XIII-XII веков после смерти Мернептаха страну затопила волна восстаний и смуты, в результате которой воцарилась XX династия.
В ходе правления XX династии Египет стал окончательно терять свое могущество и влияние, в результате чего Новое царство стало стремиться к своему закату. Последним великим фараоном этого периода был Рамсес III, который смог на некоторое время стабилизировать обстановку в стране и нанести несколько поражений «народам моря», постоянно нападавшим на Египет. Благодаря ему, цивилизация Египта смогла сохраниться, а «народы моря» стали расселяться по берегам Средиземного моря, дав начало новым этносам. Потомки Рамсеса III не смогли продолжить его линию, в результате чего государство стало слабеть и терять завоевания прошлых веков, а влияние фараонов снижаться на фоне возвышения жрецов. В конце концов, власть в Южном Египте была после смерти Рамсеса XI захвачена жрецом Херихором, провозгласившим себя фараоном, что не было признано в Дельте Нила, где началось правление XXI династии. Раскол во власти привел к распаду государства. Началась следующая эпоха истории Древнего Египта – третий переходный период.
vse-lekcii.ru
Древний Египет | Периоды истории Древнего Египта
Древний Египет ( самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др) — одна из самых старых цивилизаций Древнего мира, существовавшая на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период, династический период - основной этап существования египетской цивилизации, который длился около 27 веков, эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев) и римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи).
Временные границы существования древнеегипетской культуры, принятые исследователями — с середины IV тысячелетия до н. э. и по IV век н. э. Византийско-коптский период (в составе Византии), хотя и относится уже к раннему средневековью, также иногда рассматривается в рамках изучения Древнего Египта, временные границы — начиная с IV века и заканчивая арабским завоеванием в VII веке.
Периоды истории Древнего Египта:
I. Додинастический периодII. Династический период1. Раннее царство3. Древнее царство3. Среднее царство4. Новое царство5. Позднее царствоIII. Эллинистический периодIV. Римский период
Высокое развитие Древнего Египта обуславливалось его удачным расположением. Регулярные ежегодные разливы Нила, удобряющие почву плодородным илом и организация ирригационной системы земледелия, позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала созданию и поддержанию сложной сети каналов, появлению регулярной армии и расширению торговли, а с постепенным развитием горнодобывающего дела, полевой геодезии и строительных технологий, давала возможность организовывать коллективные возведения монументальных сооружений. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый бюрократический аппарат из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который, в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов, часто обожествлялся.
Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки — египтологии.
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений, складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств. Это также период появления в Египте письменности.
Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет
www.mysterylife.ru
Египет в период древнего царства
Египет в период Древнего царства — время начала строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены), потребовавших высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии, роскошная облицовка из плит — зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.
Изобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», производства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.
Как было организовано сельскохозяйственное и ремесленное производство в Египте? Многочисленные рельефы и росписи, покрывающие внутренние стены раскопанных гробниц вельмож, позволяют ответить на этот вопрос. На них изображены все ступени получения продуктов и предметов ремесла — от обработки почвы до сбора урожая и приготовления конечного продукта (печеного хлеба, пива, медных изделий). Согласно этим, а также другим источникам (биографии вельмож), основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительская земля (имущество). Однако даже собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель.
Судя по упомянутым изображениям, хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиденции-дворца вельможи, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединение в своего рода рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельскохозяйственный инвентарь. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.
Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. Иначе говоря, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Правда, в ряде сцен изображены рынки, на которых идет бойкая торговля зерном, овощами, рыбой, обувью, одеждой, однако, вероятно, эти мелкие рынки функционировали в пределах тех же вельможных имений, а торговали лиьпь редкими излишками потребляемой продукции.
Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов обозначали термином «бак».
По документам, найденным в архиве храма фараона Нефериркара (V династия) и касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты. Так, в-грамоте фараона Пиопи II (VI династия) говорилось: «Мое величество не допускает, чтобы какой-либо человек храма Мина Коп-тосского в Коптосском номе производил переноски и рытье или какую-либо работу, производимую в этом Верхнем Египте». Однако подобных грамот было немного, большая часть хозяйств облагалась многочисленными налогами и повинностями, что усугубляло подневольное положение египетских тружеников в обществе.
Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, который противостоял господствующему классу во главе с фараоном.
Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества. Судя по документам, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коргнных египтян не поощрялось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Имеющиеся рабы использовались практически на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой грани между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных и царских хозяйств, работающих под палкой надзирателя, и собственно рабами еще не было. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.
Организация государственного управления. Египетская деспотия. Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (комового) и местного (на уровне поселений-общин) аппарата.
Вo главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред, поэтому царя называли иносказательно — «великий дом» (пер-о, откуда и возник термин «фараон»). Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер безусловного повеления. Был разработан торжественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды. Жалкой песчинкой ощущал себя простой смертный рядом с рукотворной горой — символом абсолютной власти бога-человека. Десятки тысяч людей, оторванных от насущных хозяйственных работ, годами надрывались на гигантских стройках. По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек з течение 20 лет.
Ближайшим помощником фараона был зысший чиновник — чати, напоминающий средневекового везира. Он был руководителем многочисленного, построенного по -ринципу строгой иерархии чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и проведения повинностей, строительства, судебных дел. Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслужи-занию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, старейшиной дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма. Вот, например, должности и титулы одного из вельможей VI династии Хуфхора: местный князь (правитель Эле фанти не кого нома), друг единственный (фараона), херихеб (особый жрец, читающий тексты), ими-из (придворный титул), страж Нехена (города Иераконполя), казначей царя Нижнего Египта, начальник чужеземных отрядов (наемников), выполняющий все тайные дела главы юга, доверенный своего владыки.
Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.
Органической частью государственного аппарата была армия. В то время она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами. По данным биографических надписей вельмож, в армии находились также какие-то отряды наемников, набираемые из чужеземцев. Для защиты северных и южных границ строились крепости, в которых размещались постоянные гарнизоны.
Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже ооласт-ного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Насколько можно судить по источникам, могущественные фараоны Древнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хотя были вынуждены зачастую оставлять их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождения номового сепаратизма.
В ряде надписей встречаются термины «джаджат» и «кенбет», которые обозначают скорее всего советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали над местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права, в частности в делах о наследствах. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.
Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия.
Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства.
После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемуи перед основателем III династии фараоном Джосером (XXVIII в. до н. э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их перемещения из нома в ном. Как показывает биография вельможи Мечена (XXVIII в. до н. э.), его долгая карьера включала должности правителя нескольких номов—Мендесского, Саисского, Ливийского. Летопольского, Кинепольского.
Важную роль в укреплении центральной, власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Эта концепция стала воплощаться в привычных для египтян формах заупокойного культа. И раньше, при фараонах I—II династий, царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но в принципе и царские, и вельможные гробницы представляли собой один и тот же вид сооружения, так называемые мастабы. Теперь эти традиции пересматриваются. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиально иное решение. Джосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160X120 м (около 2 га). При пирамиде были построены заупокойный храм и молельни, где жрецы совершали религиозные церемонии в честь богочеловека-фараона. Придворные и номархи стали возводить свои усыпальницы рядом с пирамидой, демонстрируя безусловную преданность своему владыке. Если с религиозно-идеологической точки зрения строительство пирамиды было эффективным средством обоснования деспотической власти обожествленного фараона,, то с точки зрения архитектурной и культурной возведение пирамид было огромным достижением: впервые в истории было построено гигантское сооружение из камня, найдена новая форма пирамиды, решен ряд сложнейших инженерных и архитектурных задач. Строитель первой пирамиды Имхотеп вошел в историю египетской культуры как великий мудрец и был впоследствии обожествлен. При фараонах IV династии (XXVIII— XXVII вв. до н. э.) Хуфу, Хафра и Менкаура строительство пирамид как памятников сверхчеловеческого величия и абсолютной власти достигло наивысшего размаха, а их пирамиды (особенно пирамида Хуфу) до сих пор поражают своими размерами. Сооружение этих каменных гор в виде идеально правильной пирамиды потребовало не только огромного человеческого труда сотен тысяч людей, колоссальных средств, но и больших научных знаний в области вычислительной математики, техники, строительного и инженерного искусства. Примером остроумного решения сложнейших строительных задач является гениально простое решение проблемы предохранения внутренних помещений от чудовищного давления верхних этажей пирамиды с помощью разгрузочных камер. Пирамиды IV династии остались в истории человечества не столько символами деспотического могущества их владельцев, сколько замечательными памятниками культуры египетского народа.
При IV династий централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все- высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи (многочисленных детей и родственников фараонов).
Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политике. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снофру (XXVIII в. до н. э.). При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию, 2) на северо-восток, на Синай и в Палестину 3) на запад, в сторону ливийских племен. И на всех этих направлениях Снофру одержал крупные победы. При нем был присоединен к Египту Синайский полуостров, где находились богатые медные рудники. Для укрепления северо-восточных границ Дельты была построена линия оборонительных сооружений под названием «стена Князя», а на Синае мощная крепость была названа «Домом Снофру».
Удачными были походы Снофру в Нубию, после одного из них он взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет 200 тыс. голов скота. Успешными были и войны с ливийскими племенами.
При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.
Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой зкати и служилой аристократии. Передавая древнюю египетскую традицию об этом времени, греческий историк Геродот писал: «Хеопс (Хуфу) поверг Египет во всевозможные беды. Прежде всего он запер все храмы и запретил египтянам приношение жертв, потом заставил всех египтян работать на него (при строительстве своей пирамиды)». О недовольстве политикой IV династии наме-кается в папирусе Весткар, где приведены древние сказания о фараоне Хуфу и чародеях. Здесь говорится о том, что жена одного из жрецов зачала от самого бога Ра и родила трех сыновей, ставших основателями новой, V династии. Иначе говоря, боги как бы санкционировали лишение власти правителей IV династии и передали трон новым фараонам. В надписях пропадают данные о последних представителях IV династии, не сохранились даже их пирамиды — факт достаточно красноречивый. Вполне вероятно, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (XXVI — XXV вв. до н. э.) отказываются от строительства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравнению с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом. Имя бога Ра чаще, чем раньше, включается в систему тронных имен ряда фараонов (Саху-Ра, Неферирка-Ра и др.). Теперь концепция божественности фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а иными идеологическими средствами: идеей прямого происхождения от верховного бога Ра, объявленного отцом царствующих фараонов. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила. На рельефах заупокойного храма фараона Сахура в Абусире изображены корабли, прибывшие из Финикии, а одна из богинь записывает число пленников и стада скота, захваченные у ливийских племен в стране Техену.
При VI династии (XXIV—ХХШ вв. до н. э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобождаются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Внешним выражением силы местной аристократии являются их гробницы. Если ранее номархи стремились строить усыпальницы рядом с пирамидой своего повелителя, то теперь они строят их в своем номе. Гробницы номархов из поколения в поколение становятся все более роскошными, в то время как пирамиды фараонов превращаются в скромные постройки, не идущие в какое-либо сравнение с грандиозными сооружениями IV династии. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает, так же как и внешнеполитическое влияние Египта.
После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н. э.) власть 4ем-фисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов.
Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленности Египта, так называемый I переходный период истории Древнего Египта.