I.1. Древние эстонцы и их соседи до нашествия крестоносцев
I.1. Древние эстонцы и их соседи до нашествия крестоносцев
Глубок колодец прошлого{1}. Сколько бы ни обращался пытливый взор исследователя в тьму утонувшего в нём времени, он никогда не достигнет дна колодца, а только выйдет на новые глубины, за которыми снова и снова будут открываться новые уровни неизведанного. Поэтому при изучении страны и её народа обычно начинают с какой-то доступной отправной точки, когда можно опереться на археологические данные, дошедшие до нас предания, летописи, хроники.
Обращение к истории Прибалтики и её населения, в частности к прошлому эстонского народа, если начать с незапамятных времён, неизбежно приведёт в район бассейна Волги и Камы, а также в Приуралье. Согласно данным языковедов, археологов и антропологов, именно здесь изначально обитали предки современных финноугорских народов (финны, эстонцы, карелы, вепсы, марийцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, венгры). Отсюда они расселились на более обширные территории и проникли также в Прибалтику, где поглотили крайне редкое туземное население.
До нашествия крестоносцев (XII в.) ни одно из племён, населявших территорию современных Эстонии и Латвии, не соединялось в государственное целое. В то же время о наметившемся процессе сложения единой эстонской территории свидетельствуют письменные источники XII — XIII вв. Так, в «Хронике Ливонии» Генриха Латышского население Эстонии фигурирует под собирательным именем «эсты», а в древнерусских летописях носит название «чудь»[1]. Соответственно в западных источниках земли, заселённые древними эстонцами, всё чаще объединяются под одним общим названием «Эстония», а в древнерусских — «Чудская земля».
Такой обобщающий взгляд соседей на заселённую предками эстонцев часть Прибалтики, конечно, не отменяет существовавших в реальности различий среди эстонских племён, которые хотя к началу XIII в. и достигли, по приблизительным подсчётам, 150 — 200 тыс. человек, но ещё не стали единым этносом и не обрели единой территории. «Эстония», или «Чудская земля», представляла собой рыхлую совокупность восьми отдельных маакондов (или земель). Они назывались: Уганда, Сакала, Ярвамаа, Вирумаа, Рявала, Харьюмаа, Ляэнемааа и Сааремаа. Мааконды распадались на более мелкие территориальные единицы — кихельконды. Территориальное размежевание определяло и особенности этнической дифференциации среди эстонцев. Они смотрели на себя и друг на друга прежде всего как на угандийцев, ярвамасцев, харьюмасцев, сааремаасцев и т.д. Во главе кихелькондов и маакондов стояли старшины, осуществлявшие управленческую функцию. Они же были предводителями на войне. Постоянного войска не было. Его заменяло народное ополчение, или «малеве». Ополчение состояло из пехоты и всадников и иногда делилось на три отряда: на главный корпус и два крыла. Конница обладала лучшим и более ценным вооружением и получала значительную часть военной добычи.
В отсутствие законов и сформировавшегося образа правления выбор старшин был очень произволен. Наследственного права у них не было. Скорее мужество и ум определяли выбор. Для решения важных дел собирались народные сходы.
Национальный характер древних эстонцев русские летописцы определяли в сравнении с другим прибалтийским племенем — латышами[2]. Так, эстонцы, по словам летописцев, были свирепее, но вместе с тем сильнее и мужественнее, чем латыши, и более способны к сопротивлению. Исследователи более позднего времени (XIX в.) находили, что эстонцы лукавы, коварны и злопамятны. У латышей же выделялись такие качества, как большее миролюбие, добродушие и кротость. В то же время если латыш, как отмечалось, менее постоянен и менее обязателен, то эстонец обычно верен своему слову, а также раз возникшим симпатиям и антипатиям. В XIX в. эстонцев, как и латышей, упрекали в лености и сонливости (мнение немецких помещиков), обращали внимание на их ограниченность и недостаток живости ума{2}. Конечно, эти качества были следствием национального порабощения этих этносов и имели преходящий характер.
Что касается внешнего вида, то латыши, как и родственные им литовцы и древние пруссы, были среднего роста, отличались свежим цветом лица, у них были светлые глаза и светлые волосы. Эстонцы, как и другие угрофинские народы, имели более смуглый оттенок кожи, носили длинные волосы, которые были обычно льняного цвета. У многих эстонцев глаза были светлые, но тёмные считались более красивыми.
Латыши жили отдельными дворами. Эстонцы — в больших многолюдных деревнях, что облегчало им защиту от неприятеля. Их построенные из дерева дома были без печей и окон, так как ни эстонцы, ни латыши не знали стекла. Защитой от неприятеля служили так называемые замки. Они строились в местах, где сама природа обеспечивала относительную безопасность: возвышенность, болотистые окрестности и т.д. Замки были окружены сначала глубоким рвом, а затем земляным валом или дощатой стеной, или валом, сооружённым из земли и дерева. В Эстонии было много камня, и потому валы часто строились из булыжника. Во время осад замков неприятель стремился подкопать валы или поджечь деревянные укрепления.
Своей железной руды в Эстонии не было. Железо получали из Новгорода и выделывали из него плуги, топоры, косы, ножи, оружие и т.д.
Основным оружием эстонцев были мечи и копья. В бою копья бросали с такой силой, что не выдерживали щиты. Жители острова Сааремаа и прибрежные эстонцы занимались мореплаванием и потому знали кораблестроение и владели мастерством изготовления канатов. За считаные дни они могли составить флот из нескольких сот разбойничьих судов. Благодаря обширным и глухим лесам недостатка в строительном материале не было.
Эстонцы и латыши занимались охотой, рыбной ловлей, скотоводством, земледелием. Хлеба для местного потребления хватало, за исключением неурожайных лет, когда требовался привоз из других мест. Оба народа занимались пчеловодством и пили мёд.
Занятия ремёслами сводились к изготовлению одежды, оружия и утвари для собственного потребления. Одежду шили из овечьих и звериных шкур и грубой шерстяной материи, светлого цвета у латышей и тёмного у эстонцев. Несколько веков спустя на эти различия в цветовых пристрастиях обратил внимание Н.М. Карамзин в письме из Риги от 31 мая 1789 г.: эстляндцы носили чёрные кафтаны, а лифляндцы — серые{3}.
В рассматриваемый период нравы туземного населения Прибалтики были очень грубы. Племена, населявшие Прибалтику (ливы, земгалы, латгалы, курши, литовцы, эстонцы), постоянно враждовали, совершали друг на друга внезапные и непрерывные набеги с целью грабежа. На войне мужчин убивали, а женщин и детей брали в плен. Широко было распространено многоженство. Это станет препятствием быстрому утверждению христианства. Невест или покупали, или похищали с оружием в руках. Если жених подходил, за ним охотно следовали, и тогда похищение носило ритуальный, мнимый характер. Привоз жены отмечался возлияниями (обычно пили пиво) и угощением. Если жених не нравился, родственники и друзья девушки, узнав о предстоящем похищении, готовились к сопротивлению, и тогда завязывались серьёзные схватки.
У всех народов Прибалтики мёртвых сжигали со всем оружием (нередко с конём) при громком оплакивании покойника и последующей попойке. В отличие от славян и германцев пепел в урны не собирали. Поздней осенью по покойникам совершалась тризна. Этот обычай сохранялся ещё многие столетия после введения христианства.
Древние эстонцы, как и другие прибалтийские племена, до нашествия крестоносцев были язычниками. Они боготворили солнце, луну, звёзды, море, лес, змей, животных (особенно медведя), птиц, камни, чурбаны. Значительно распространены были гадания и вера в колдовство. Существовало и своего рода уголовное право, по которому наказывали колдунов, если считалось, что они приносят слишком много вреда. Распознавали колдунов, обвиняемых в злодеяниях, следующим образом: им связывали крестообразно руки и ноги у большого пальца и затем бросали их в воду; кто сразу шёл ко дну, считался невиновным, кто плавал на воде, как солома, был виноват. Это испытание долго сохранялось у эстонцев, так что летописец Франц Ниенштедт, живший в XVI в., имел возможность наблюдать, как одни при таких испытаниях действительно тонули, а другие плавали. Если же возникал спор о границах земельных владений, он разрешался в пользу того, кто считался старшинами вправе владеть землёй по совести. При испытании чистой совести владелец должен был взять обеими руками раскалённое докрасна железо и пронести его на семь шагов через границу, на которой он настаивал.
Таким образом он подтверждал свою границу и ставил на ней пограничный камень{4}.
По сравнению со своими соседями эстонцы и латыши были более молодыми этносами и потому отставали от своего внешнего окружения в политическом, экономическом, военном и культурном отношении. Занимая важное стратегическое положение на Балтике, они неминуемо становились объектом контроля и поглощения более сильными народами, стремившимися к территориальным приращениям и обогащению.
В X в. важным соседом эстонцев было Древнерусское государство с центром в Киеве — самое крупное в Европе по своим размерам и важный культурно-политический центр. Древнерусская начальная летопись упоминает среди народов, плативших дань Руси, на первом месте чудь — эстонцев. В то время дань была основной формой феодальной повинности на Руси. Русские князья ограничивались требованиями дани и не вмешивались в местные дела эстонцев, не навязывали им своего уклада жизни и своей религии, как это впоследствии делали западные феодалы.
Через Эстонию пролегал важный торговый путь из древнерусских земель к Балтийскому морю. Поэтому судьба этой транзитной территории не была безразлична для русских князей. В ходе укрепления своей власти на окраинах (конец X — начало XI в.) они, естественно, обратили свои взоры к Чудской земле. В 1030 г. Ярослав Мудрый предпринял поход на эту землю и заложил на месте Тартуского городища крепость, назвав её по своему христианскому имени — Юрьевом. Здесь был оставлен военный отряд для обеспечения власти Древнерусского государства над окрестными землями.
К востоку от территории Эстонии простиралась Новгородская земля, в том числе владения Пскова, зависимого от Новгорода. Начиная с X в. эстонцы поддерживали с Новгородом и Псковом тесные политические и экономические связи.
С моря на восточное побережье Балтийского моря наседали скандинавы (в древних русских источниках их называли варягами) с целью подчинения местного населения и обложения его данью. Их пиратские набеги, впервые упоминавшиеся в VII в., особенно участились с IX в., но в X в. по мере укрепления Древней Руси стали ослабевать. Однако, начиная с XII в., когда Русь вступила в период феодальной раздробленности и стала утрачивать завоёванные позиции на окраинах, этот геополитический вакуум подвергается очередному натиску скандинавов, объединивших к этому времени свои земли в крупные государства. На этот раз скандинавы не только стремятся к сбору дани, но и преследуют цель феодальных захватов. Дания, сильнейшее из скандинавских государств, предпринимает попытки покорить эстонцев военной силой. Но они терпят провал. Тем не менее в XII в. датские короли принимают титул герцогов эстляндских. А их военные акции выступают прологом той жестокой агрессии, которая обрушилась с запада и северо-запада на прибалтийские народы в XIII в.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Эстонцы — википедия фото
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества.[28] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречия сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли»[29].
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатым вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали добела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»)[30].
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный Путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.
В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов[31]. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири[32]. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано[33].
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы СССР. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек[34], большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году[35].
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2010 года в России проживало 17 875 эстонцев — граждан России (28 113 чел. по переписи 2002 года).
org-wikipediya.ru
Древняя Эстония - это... Что такое Древняя Эстония?
Термин древняя Эстония охватывает период истории Эстонии вплоть до появления письменности на её территории в ходе завоевания её крестоносцами во время Северных крестовых походов в 13 в.[1]
Мезолит
Вплоть до окончания последнего оледенения, около 10 тыс. лет до н. э., регион Эстонии не был заселён людьми, хотя в более ранние эпохи, возможно, сюда добирались другие виды гоминид.
Наиболее ранние следы присутствия людей связаны с кундской культурой (названа по г. Кунда в Эстонии). Наиболее старым известным поселением является Пуллиское поселение, располагавшееся на берегах реки Пярну, близ города Синди на юго-западе Эстонии. Оно датируется началом 9 тыс. до н. э. Также с кундской культурой связано поселение Ламмасмяэ на севере Эстонии, датируемое не позднее 8500 г. до н. э.[2] Костяные и каменные изделия кундской культуры были также обнаружены в других местах Эстонии, а также в Латвии, на северы Литвы и на юге Финляндии. Самыми используемыми минералами для создания режущих орудий были кремень и кварц.
Неолит
Начало неолита отмечено появлением керамики нарвской культуры, которая появляется в Эстонии в начале 5 тыс. до н. э. Наиболее ранние находки датируются около 4900 г. до н. э. Первая керамика изготавливалась из толстой глины, которая смешивалась с галькой, раковинами или стеблями растений. Керамика нарвского типа была найдена вдоль всего прибрежного региона Эстонии и на островах. Каменные и костяные изделия этой культуры обладают весьма высоким сходством с изделиями предыдущей кундской культуры.
Примерно в начале 4 тыс. до н. э. в Эстонии появляется культура ямочно-гребенчатой керамики.[3] Носители культуры ямочно-гребенчатой керамики клали в захоронения фигурки животных, птиц, змей и людей, вырезанные из кости и янтаря. Артефакты этой культуры также встречаются на обширных соседних территориях, от Северной Финляндии до Восточной Пруссии.
Примерно до начала 1980-х гг. историки не подвергали сомнению финно-угорское происхождение племён культуры ямочно-гребенчатой керамики.[4] В настоящее время археологи более осторожно смотрят на связи между языками и феноменами материальной культуры. Согласно одной из гипотез, увеличение числа поселений в указанный период было связано с общим потеплением климата, который вызвал экономический бум. Ряд исследователей даже утверждали, что язык-предок уральских был распространён в Эстонии и Финляндии со времён последнего оледенения, хотя эта точка зрения и не пользуется поддержкой большинства.[5]
Медный век
Начало позднего неолита — медного века около 2200 г. до н. э. характеризуется появлением культуры шнуровой керамики — боевых топоров, для которой были характерны, как видно из названия, шнуровые украшения керамики и хорошо отполированные каменные «ладьевидные» топоры. О наличии земледелия можно судить по обугленным зёрнам пшеницы на стенках сосудов шнуровой керамики, обнаруженных в поселении Иру. Согласно анализу костных останков, предпринимались попытки одомашнить дикого кабана.[6]
С этой культурой связаны специфические погребальные обряды. Тело укладывалось на бок, колени прижимались к груди, одна рука подкладывалась под голову. Погребальные дары обычно были предметами из кости домашних животных.[3]
Бронзовый век
Каменные погребения в цистах (каменных ящиках). Северная Эстония, бронзовый век.
Начало бронзового века в Эстонии датируется около 1800 г. до н. э. В то время формировалась граница между финно-угорскими и балтийскими племенами. Начали строиться первые укреплённые поселения, Асва и Ридала на острове Сааремаа и Иру в Северной Эстонии. Распространение бронзы способствовало развитию судостроения. Происходил обмен погребальными обычаями. Новый тип ритуальных погребений распространился от Германии до Эстонии: погребения в каменных цистах и погребения с трупосожжением всё больше распространялись наряду с небольшим количеством погребений в виде каменной ладьи.[7]
Доримский железный век
Доримский железный век начался на территории Эстонии около 500 г. до н. э. и продолжался до середины 1 в. до н. э. Наиболее ранние железные изделия были привозными, хотя начиная с 1 в. производилась выплавка железа из руды, добываемой в местных болотах и озёрах. Поселения обычно располагались в местах, где природный ландшафт обеспечивал возможности обороны. Крепости хотя и сооружались, но использовались нечасто. К этому же времени относится появление в Эстонии квадратных кельтских полей, окружённых оградами, а также большинства камней с рукотворными элементами-выступами, которые предположительно были связаны с магическими ритуалами для повышения урожайности злаков. Появляется новый вид могил — четырёхугольные погребальные курганы. Погребальные традиции указывают на начало социального расслоения.
Римский железный век
Римский железный век в Эстонии датируется примерно 50-450 гг. н. э. Хотя территория Римской империи не достигала побережья современных балтийских стран, культурное и экономическое влияние Рима достигло и этих земель, с чем и связано название эпохи. В материальной культуре эпоха отражается в находках немногочисленных римских монет, ряда украшений и артефактов. Изобилие железных артефактов в Южной Эстонии говорит о тесных связях с европейским континентом, тогда как острова западной и северной Эстонии связывались с континентом по морю.
К концу данного периода сложились три племенных (а также, по-видимому, диалектных или языковых) зоны: северная, южная и западная Эстония (включая острова). Население каждой из этих зон имело собственную идентичность, ритуалы, образ жизни, культурные особенности.[8]
Название «Эстония», вероятно, связано с племенем эстиев, которые обитали на берегах Балтики в 1 в. н. э. и упоминались в «Германии» Тацита. Однако судя по упоминаемым деталям, речь у Тацита шла не о финно-уграх, к которым относятся современные эстонцы, а о балтийских племенах, обитавших на территории современных западной Литвы и Калининградской области. В скандинавских сагах 13 века термин «эсты» уже явно связан с предками современных эстонцев.[9]
Согласно одному из толкований, Птолемей в своей «Географии» в середине 2 в. н. э., среди других обитателей побережья Балтийского моря, упоминал озилийцев (по-видимому, обитателей Сааремаа).[10]
Раннее Средневековье
Руины крепости Варбола Артефакты из клада из Кумны[11]
Название «Эстония» впервые упоминает в 6 в. Кассиодор в своих «Письмах» (кн. V, письма 1-2).[12]
Является спорным вопрос о территории обитания эстов в раннем Средневековье, однако мнения историков сходятся по вопросу об их религиозных верованиях. Скандинавы знали эстов как заклинателей ветров. Похожие обычаи были в ту пору у финнов (лаппов).[13]
Саксон Грамматик упоминает куршей и эстов как участников битвы при Бровалле на стороне свеев против данов; к ним также присоединились ливы и венды из Померании. Однако, среди участников битвы Саксон не упоминает других балтов, в частности, леттов и литовцев.[14]
Снорри Стурлусон в своей Саге об Инглингах рассказывает, как свейский король Ингвар Высокий (7-й век), сын Эстена и великий воин, был вынужден охранять побережье своего королевства от эстонских пиратов. Сага рассказывает о его вторжении в Эстонию, где он погиб в битве против многочисленных эстов. После битвы Ингвар Высокий был похоронен рядом с морским побережьем, а свеи вернулись домой.[15]
Согласно сагам Круга Земного, в 967 г. норвежская королева Астрид бежала из страны вместе со своим сыном, будущим королём Норвегии Олафом Трюггвасоном, в Новгород, где её брат Сигурд занимал почётную должность при дворе князя Владимира. Во время их путешествия на корабль напали эзельские викинги, убив несколько членов команды и обратив других в рабство. Через 6 лет, когда Сигурд Эйриксон отправился из Эстонии для сбора податей от имени Владимира, он обнаружил Олафа на рынке в Сааремаа и выкупил его.
Битва между озелийцами и исландскими викингами в 972 г. близ Сааремаа упоминается в Саге о Ньяле.
Около 1008 г. Олаф Святой, будущий король Норвегии, высадился на Сааремаа. Захваченные врасплох местные жители поначалу согласились выплатить запрошенную с них Олафом дань, однако позднее собрали войско во время переговоров и напали на норвежцев. Олафу, тем не менее, удалось победить в битве.
Чудь упоминает Нестор Летописец как племя, родственное эстам.[14] Согласно Повести временных лет, в 1030 г. Ярослав Мудрый вторгся в чудские земли и основал крепость Юрьев (будущий Тарту),[16]. Согласно древнерусским хроникам, чудь была одним из народов, составлявших население Киевской Руси.[14]
Согласно Новгородской первой летописи, варяг Ульф (Улеб) из Новгорода был разгромлен эстами в морской битве близ современного Таллинна в 1032 г.
В 11 в. скандинавы часто упоминаются в хрониках как сражающиеся против викингов с восточных берегов Балтийского моря.
Территория Эстонии весьма богата кладами 11 и 12 века, в сравнении с другими балтийскими территориями. Наиболее ранним является клад арабских дирхамов 8 века. Крупнейшие клады викингского периоды были найдены на территории Майдлы и Косе. Из 1500 опубликованных в каталогах монет 1000 являются англосаксонскими.[17]
Крепость Варбола (en:Varbola Stronghold, лат. Castrum Warbole) на территории современного эстонского округа Харью была одной из крупнейших крепостей с круговым валом своего времени и крупным торговым центром.
Раннехристианский период
Округа Эстонии в начале 13 века.
С распространением христианства по Европе и централизацией власти в Скандинавии и Германии начались балтийские крестовые походы. Сначала ливы, летты и эсты, затем пруссы и финны были разгромлены, крещены, оккупированы германцами, данами и свеями. Нередко местное население подвергалось репрессиям и истреблению.[18]
После крещения Эстонии стала складываться система политического и административного деления страны по приходам (kihelkond) и округам (maakond). Приход состоял из нескольких деревень. Почти каждый приход имел хотя бы одну крепость. Обороной местности руководило верховное должностное лицо — старейшина прихода. Округа состояли из нескольких приходов, их также возглавляли старейшины. К 13 веку сложились следующие крупные округа Эстонии: Эзель или Озилия (Сааремаа), Роталия или Маритима (Ляянемаа), Харрия (Харьюмаа), Ревалия (Рявала), Вирония (Вирумаа), Ервия (Ярвамаа), Саккала (Сакала) и Угауния (Уганди).[19]
См. также
Литература
History of Estonia 2nd Edition. Tõnu Tannberg, Ain Mäesalu, Tõnis Lukas, Mati Laur and Ago Pajur, ISBN 9985-2-0606-1, A/S BIT, Tallinn, 2002;
Примечания
↑ History of Estonia By Mati Laur; p.11; ISBN 9985203240
↑ Estonia: Identity and Independence, p.24 ISBN 9042008903
↑ 1 2 of Estonia ISBN 9985206061
↑ Miniature Empires: A Historical Dictionary of the Newly Independent States, p153 ISBN 0313306109
↑ The Cambridge History of Scandinavia, p.51 ISBN 0521472997
↑ Estonia: Identity and Independence, p.29 ISBN 9042008903
↑ Estonia: Identity and Independence, p.26 ISBN 9042008903
↑ Estonia: Identity and Independence, p.28-31 ISBN 9042008903
↑ The Uralic Language Family: Facts, Myths and Statistics., p21-23 ISBN 0631231706
↑ A History of Pagan Europe By Prudence Jones, Nigel Pennick; p.195 ISBN 0415091365
↑ Through Past Millennia: Archaeological Discoveries in Estonia
↑ The Letters of Cassiodorus Translated by Thomas Hodgkin
↑ A History of Pagan Europe. p179 ISBN 0415091365
↑ 1 2 3 Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby p.141
↑ Heimskringla; 36. OF YNGVAR’S FALL
↑ Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby p.142
↑ Estonian Collections : Anglo-Saxon, Anglo-Norman and later British Coins; ISBN 0197262201
↑ The Northern Crusades: Second Edition by Eric Christiansen; p.93; ISBN 0140266534
↑ Estonia and the Estonians (Studies of Nationalities) Toivo U. Raun p.11 ISBN 0817928529
dic.academic.ru
Эстонцы — WiKi
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества.[28] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречия сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли»[29].
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатым вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали добела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»)[30].
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный Путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.
В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов[31]. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири[32]. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано[33].
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы СССР. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек[34], большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году[35].
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2010 года в России проживало 17 875 эстонцев — граждан России (28 113 чел. по переписи 2002 года).
христиане (лютеране, есть православные). Большинство эстонцев нерелигиозны.
Расовый тип
Европеоидная раса
Входит в
прибалтийско-финские народы
Родственные народы
финны, карелы, водь, ливы, ижора, вепсы
Этнические группы
выру, сету
Эстонцы (эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык - эстонский прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи.
До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti). Так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью.
Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними. По состоянию на начало XXI века большинство эстонцев атеисты; верующие в основном лютеране, есть также православные.
Содержание
1 История и этнография
1.1 Начало I-го тысячелетия
1.2 Железный век
1.3 Племена эстов
2 Эстонцы в России и СССР
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
6 Литература
История и этнография
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
Основная статья: Эсты
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли».
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы в России и СССР
См. также: Сету
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Эстонская православная церковь в Санкт-Петербурге Эсто-Садок — поселение эстонцев рядом с Сочи
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.
В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано.
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы страны. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек, большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году.
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2002 года в России проживало 28 113 эстонцев — граждан России.
Субъект федерации Численность эстонцев в 2002 году, чел. Численность эстонцев в 2010 году, чел.
Красноярский край
4 104
2 346
Омская область
3 095
2 082
Санкт-Петербург
2 266
1 534
Ленинградская область
1 409
772
Новосибирская область
1 399
891
Москва
1 244
1 072
Краснодарский край
1 136
668
Псковская область
1 122
625
Томская область
751
528
Челябинская область
504
353
Новгородская область
307
171
Калининградская область
282
185
Свердловская область
437
275
Республика Карелия
257
156
См. также
Эстонцы в Латвии
Эстонская кухня
Примечания
↑ 1 2 Rahvuskaaslased välismaal
↑ POPULATION, 1 JANUARY. ESTONIANS by Year, County, Sex and Age group
↑ Ethnologue report for United Kingdom
↑ Taulukko: Kieli iän ja sukupuolen mukaan maakunnittain 1990—2007
↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
↑ Pilsonības un migrācijas lietu pārvalde - Kļūda 404
↑ CSO: Statistics: Persons usually resident and present in the State on Census Night, classifieid by place of birth and age group
↑ Перепись населения 2009
↑ Согласно конституции Грузии, Абхазия входит в состав Грузии как автономная республика. Фактически, Абхазия является частично признанным государством, территория которого Грузией не контролируется.
↑ Этнокавказ. Этносостав Абхазии по переписи 2011 г.
↑ Ariste, Paul (1956). Maakeel ja eesti keel. Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117-24; Beyer, Jürgen (2007). Ist maarahvas (‚Landvolk‘), die alte Selbstbezeichnung der Esten, eine Lehnübersetzung? Eine Studie zur Begriffsgeschichte des Ostseeraums. Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung 56: 566—593.
↑ Аналогичным образом тацитовский этноним «фенны» (Fenni) был распространён на суоми, породив современное название «финны».
↑ Эстонцы — БСЭ — Яндекс. Словари
↑ Атланто-балтийская раса // БРЭ. Т.2. М.,2005.
↑ РИА Новости: Эстония оказалась самой атеистической страной мира
↑ В старом эстонском языке слово «семья» (pere) имело то же значение, что и «хутор» (talu)
Французский историк: Эстонцы осознают себя нацией посредством языка — Постимеэс, 7 сентября 2009 года
Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Литература
M. E.,. Эсты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
Эстонцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 114
Эстонцы
Культура
Литература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Архитектура • Театр • Имя • Спорт • Танец • Костюм • Алфавит • Язык
Отношение к религии
Эстонская апостольская православная церковь • Эстонская православная церковь Московского патриархата
Разное
Национальное движение • История
Финно-угорские племена и народы
Волжские
Народы: марийцы (в т.ч. горные и лугово-восточные (в т.ч. луговые и восточные), также костромские, северо-западные и барские) • мордва (в т.ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.
Эстонцы Информация о
ЭстонцыЭстонцы
Эстонцы Информация Видео
Эстонцы Просмотр темы.
Эстонцы что, Эстонцы кто, Эстонцы объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Древняя Эстония - Gpedia, Your Encyclopedia
Термин древняя Эстония охватывает период истории Эстонии вплоть до появления на её территории письменности при завоевании крестоносцами во время Северных крестовых походов в XIII в.[1]
Вплоть до окончания последнего оледенения, около 10 тыс. лет до н. э., территория Эстонии не была заселена людьми.
Наиболее ранние следы присутствия людей связаны с кундской культурой (названа по г. Кунда в Эстонии). Наиболее старым известным поселением является Пуллиское поселение, располагавшееся на берегах реки Пярну, близ города Синди на юго-западе Эстонии. Оно датируется периодом примерно 9500—9600 лет до нашей эры[2][3]. Также с кундской культурой связано поселение Ламмасмяэ на севере Эстонии, датируемое не позднее 8500 г. до н. э.[4] Костяные и каменные изделия кундаской культуры были также обнаружены в других местах Эстонии, а также в Латвии, на севере Литвы и на юге Финляндии. Для изготовления режущих орудий использовались главным образом кремень и кварц. По мнению лингвиста Пола Аристэ, несколько слов из языка, на котором говорили люди в период кундской культуры остались в эстонском языке. Одно из этих слов küla (деревня) свидетельствует, по оценке Тармо Кулмара, о наличии полукочевой формы коллективной жизни[5].
Начало неолита отмечено появлением керамики нарвской культуры, которая появляется в Эстонии в начале 5 тыс. до н. э. Наиболее ранние находки датируются примерно 4900 г. до н. э. Первая керамика изготавливалась из толстой глины, которая смешивалась с галькой, раковинами или стеблями растений. Керамика нарвского типа была найдена вдоль всего побережья Эстонии и на островах. Каменные и костяные изделия этой культуры обладают весьма высоким сходством с изделиями предыдущей кундаской культуры.
Примерно в начале 4 тыс. до н. э. в Эстонии появляется культура ямочно-гребенчатой керамики (могильники Нарва, Валма, Тамула[6])[7]. Носители культуры ямочно-гребенчатой керамики клали в захоронения фигурки животных, птиц, змей и людей, вырезанные из кости и янтаря. Изделия этой культуры также встречаются на обширных соседних территориях, от Северной Финляндии до Восточной Пруссии.
Примерно до начала 1980-х гг. историки не подвергали сомнению финно-угорское происхождение племён культуры ямочно-гребенчатой керамики[8]. Ряд исследователей даже утверждал, что прауральский язык был распространён в Эстонии и Финляндии со времён последнего оледенения, хотя эта точка зрения и не пользовалась поддержкой большинства[9]. В настоящее время археологи более осторожно смотрят на связи между языками и явлениями материальной культуры. Согласно одной из гипотез, увеличение числа поселений в указанный период было связано с общим потеплением климата, которое вызвало развитие производящего хозяйства. Язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики обычно называют «палеоевропейским» (предположительно, именно его реликты составляют субстрат неизвестного происхождения, выделяемый лингвистами в саамском языке). У представителей культуры гребенчатой керамики из местонахождения Кудрукюла (Kudruküla) в Эстонии определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a5-YP1272 и митохондриальные гаплогруппы U5b1d1, U4a, U2e1[10].
Начало позднего неолита — медного века около 2200 г. до н. э. характеризуется появлением культуры шнуровой керамики — боевых топоров, для которой были характерны, как видно из названия, шнуровые украшения керамики и хорошо отполированные каменные «ладьевидные» топоры. О наличии земледелия можно судить по обугленным зёрнам пшеницы на стенках сосудов шнуровой керамики, обнаруженных в поселении Иру. Согласно анализу костных останков, предпринимались попытки одомашнить дикого кабана[11].
С этой культурой связаны специфические погребальные обряды. Тело укладывалось на бок, колени прижимались к груди, одна рука подкладывалась под голову. Погребальные дары обычно были предметами из кости домашних животных[7].
У четырёх представителей шнуровой керамики из двух разных местонахождений (Ardu и Kunila) в Эстонии определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a-Z645. У одного из образцов (Kunila2) дополнительно определена ветвь к R1a1a1-Z283[10][12].
Каменные погребения в цистах (каменных ящиках). Северная Эстония, бронзовый век.
Начало бронзового века в Эстонии датируется примерно 1800 г. до н. э. В то время формировалась граница между финно-угорскими и балтийскими племенами. Началось строительство первых укреплённых поселений, Асва (культура Асва) и Ридала на острове Сааремаа и Иру в Северной Эстонии. Распространение бронзы способствовало развитию судостроения. Происходил обмен погребальными обычаями. Новый тип ритуальных погребений распространился от Германии до Эстонии: погребения в каменных цистах и погребения с трупосожжением всё больше распространялись наряду с небольшим количеством погребений в виде каменной ладьи[13]. 3470—3545 лет назад на остров Сааремаа упал метеорит Каали[14].
Доримский железный век начался на территории Эстонии около 500 г. до н. э. и продолжался до середины I в. до н. э. Наиболее ранние железные изделия были привозными, хотя начиная с I в. производилась выплавка железа из руды, добываемой в местных болотах и озёрах. Поселения обычно располагались в местах, где особенности ландшафта обеспечивали возможности обороны. Крепости хотя и сооружались, но использовались нечасто. К этому же времени относится появление в Эстонии квадратных кельтских полей, окружённых оградами, а также большинства камней с рукотворными элементами-выступами, которые предположительно были связаны с магическими ритуалами для повышения урожайности зерновых. Появляется новый вид могил — четырёхугольные погребальные курганы. Погребальные традиции указывают на начало социального расслоения.
Римский железный век в Эстонии датируется примерно 50—450 гг. н. э. Хотя территория Римской империи не достигала побережья современных балтийских стран, культурное и экономическое влияние Рима достигло и этих земель, с чем и связано название эпохи. В материальной культуре эпоха отражается в находках немногочисленных римских монет, ряда украшений и других изделий. Изобилие железных артефактов в Южной Эстонии говорит о тесных связях с европейским континентом, тогда как острова западной и северной Эстонии связывались с континентом по морю.
К концу данного периода сложились три племенных (а также, по-видимому, диалектных или языковых) зоны: северная, южная и западная Эстония (включая острова). Население каждой из этих зон имело собственную идентичность, ритуалы, образ жизни, культурные особенности[15].
Название «Эстония», вероятно, связано с племенем эстиев, которые обитали на берегах Балтики в I в. до н. э. и упоминались в «Германии» Тацита. Однако судя по упоминаемым деталям, речь у Тацита шла не о финно-уграх, к которым относятся современные эстонцы, а о балтийских племенах, обитавших на территории современных западной Литвы и Калининградской области. В скандинавских сагах XIII века термин «эсты» уже явно связан с предками современных эстонцев[16].
Согласно одному из толкований, Птолемей в своей «Географии» в середине II в. н. э., среди других обитателей побережья Балтийского моря, упоминал озилийцев (по-видимому, обитателей Сааремаа — Ösel)[17].
Руины крепости Варбола Артефакты из клада из Кумны[18]
Название «Эстония» впервые упоминает в VI в. Кассиодор в своих «Письмах» (кн. V, письма 1-2)[19].
Является спорным вопрос о территории обитания эстов в раннем Средневековье, однако мнения историков сходятся по вопросу об их религиозных верованиях. Скандинавы знали эстов как заклинателей ветров. Похожие обычаи были в ту пору у финнов (лаппов)[20].
Саксон Грамматик упоминает куршей и эстов как участников битвы при Бровалле на стороне свеев против данов; к ним также присоединились ливы и венды из Померании. Однако, среди участников битвы Саксон не упоминает других балтов, в частности, леттов и литовцев[21].
Снорри Стурлусон в своей Саге об Инглингах рассказывает, как свейский король Ингвар Высокий (VII век), сын Эстена и великий воин, был вынужден охранять побережье своего королевства от эстонских пиратов. Сага рассказывает о его вторжении в Эстонию, где он погиб в битве против многочисленных эстов. После битвы Ингвар Высокий был похоронен рядом с морским побережьем, а свеи вернулись домой[22]. Предположительно, остатками этих захоронений являются находки двух судов (en:Salme ships) в волости Сальме на острове Сааремаа[23][24].
Согласно сагам Круга Земного, в 967 г. норвежская королева Астрид бежала из страны вместе со своим сыном, будущим королём Норвегии Олафом Трюггвасоном, в Новгород, где её брат Сигурд занимал почётную должность при дворе князя Владимира. Во время их путешествия на корабль напали эзельские викинги, убив несколько членов команды и обратив других в рабство. Через 6 лет, когда Сигурд Эйриксон отправился из Эстонии для сбора податей от имени Владимира, он обнаружил Олафа на рынке в Сааремаа и выкупил его.
Битва между озелийцами и исландскими викингами в 972 г. близ Сааремаа упоминается в Саге о Ньяле.
Около 1008 г. Олаф Святой, будущий король Норвегии, высадился на Сааремаа. Захваченные врасплох местные жители поначалу согласились выплатить запрошенную с них Олафом дань, однако позднее собрали войско во время переговоров и напали на норвежцев. Олафу, тем не менее, удалось победить в битве.
Летописец Нестор упоминает чудь как племя, родственное эстам[21]. Согласно Повести временных лет, в 1030 г. Ярослав Мудрый вторгся в чудские земли и основал крепость Юрьев (будущий Тарту)[25]. Согласно древнерусским хроникам, чудь была одним из народов, составлявших население Киевской Руси[21].
Согласно Новгородской первой летописи, варяг Ульф (Улеб) из Новгорода был разгромлен эстами в морской битве близ современного Таллина в 1032 г.[источник не указан 953 дня] Ни одна летопись не подтверждает морскую битву с эстами близ современного Таллина в 1032 г.
В XI в. скандинавы часто упоминаются в хрониках как сражающиеся против викингов с восточных берегов Балтийского моря.
Территория Эстонии весьма богата кладами XI и XII века, в сравнении с другими балтийскими территориями. Наиболее ранним является клад арабских дирхамов VIII века. Крупнейшие клады эпохи викингов были найдены на территории Майдла и Козе. Из 1500 опубликованных в каталогах монет 1000 являются англосаксонскими[26].
Крепость Варбола (en:Varbola Stronghold, лат. Castrum Warbole) на территории современного эстонского округа Харьюмаа была одной из крупнейших крепостей с круговым валом своего времени и крупным торговым центром.
Раннехристианский период
Карта округов, находившихся на территории современной Эстонии, в начале XIII века
С распространением христианства в Европе и централизацией власти в Скандинавии и Германии начались балтийские крестовые походы. Сначала ливы, летты и эсты, затем пруссы и финны были разгромлены, крещены, оккупированы германцами, данами и свеями. Нередко местное население подвергалось репрессиям и истреблению[27].
К началу XIII века в Эстонии стала складываться система политического и административного деления страны по приходам (kihelkond) и округам (maakond). Приход состоял из нескольких деревень. Почти каждый приход имел хотя бы одну крепость. Обороной местности руководило верховное должностное лицо — старейшина прихода. Округа состояли из нескольких приходов, их также возглавляли старейшины. К XIII веку сложились 8 маакондов и 45 кихелькондов. Оформились следующие мааконды:
Эзель, или Озилия (Сааремаа),
Роталия, или Маритима (Ляэнемаа),
Харрия (Харьюмаа),
Ревалия (Рявала),
Вирония (Вирумаа),
Ервия (Ярвамаа),
Саккала (Сакала)
Угауния (Уганди).
4 кихельконда в центральной части страны — Мыху, Вайга, Нурмекунд и Алемпоис не входили в состав какого-либо мааконда[28].
Как пишет Андрес Адамсон, детали этого административного деления являются в большей степени предположительными из-за пробелов в источниках[29].
См. также
Примечания
↑ History of Estonia By Mati Laur, p. 11. ISBN 9985203240
↑ Early Holocene coastal settlements and palaeoenvironment on the shore ofthe Baltic Sea at Parnu, southwestern Estonia (англ.). gi.ee. Проверено 29 сентября 2013.
↑ STONE AGE SETTLEMENT AND ECONOMIC PROCESSES IN THE ESTONIAN COASTAL AREA AND ISLANDS
↑ Estonia: Identity and Independence, p. 24. ISBN 9042008903
↑ Tarmo Kulmar, «The Time of Shadows» in Estonia: Identity and Independence, p 23
↑ Эпоха мезолита-неолита. под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история. М.:Научный мир, 2002
↑ 1 2 Tonu Tannberg. History of Estonia, ISBN 9985206061
↑ Miniature Empires: A Historical Dictionary of the Newly Independent States, p153 ISBN 0-313-30610-9
↑ The Cambridge History of Scandinavia, p.51 ISBN 0-521-47299-7
↑ 1 2 Lehti Saag et al. Extensive farming in Estonia started through a sex-biased migration from the Steppe, March 2, 2017
↑ Estonia: Identity and Independence, p.29 ISBN 9042008903
↑ Alissa Mittnik et al. The Genetic History of Northern Europe, 03.03.2017
↑ Estonia: Identity and Independence, p. 26. ISBN 9042008903
↑ Bianca Mikovitš. Teadlaste töö tulemus Kaali kraatri vanuse määramisel ühtib vana regilauluga Maaleht, January 26, 2016
↑ Estonia: Identity and Independence, pp. 28-31. ISBN 9042008903
↑ The Uralic Language Family: Facts, Myths and Statistics, pp. 21-23. ISBN 0-631-23170-6
↑ A History of Pagan Europe By Prudence Jones, Nigel Pennick, p. 195. ISBN 0-415-09136-5
↑ Through Past Millennia: Archaeological Discoveries in Estonia
↑ The Letters of Cassiodorus Translated by Thomas Hodgkin
↑ A History of Pagan Europe, p. 179. ISBN 0-415-09136-5
↑ 1 2 3 Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby, p. 141
↑ Heimskringla; 36. OF YNGVAR’S FALL
↑ The Salme shipfind blog
↑ The First Vikings
↑ Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby, p. 142
↑ Estonian Collections: Anglo-Saxon, Anglo-Norman and later British Coins; ISBN 0-19-726220-1
↑ The Northern Crusades: Second Edition by Eric Christiansen, p. 93. ISBN 0-14-026653-4
↑ Estonia and the Estonians (Studies of Nationalities), Toivo U. Raun, p. 11. ISBN 0-8179-2852-9
↑ Поворотные моменты истории Эстонии. Сборник документов и материалов для гимназий / сост. Карьяхярм Т., Адамсон А.. — Таллин: Арго, 2008. — С. 33. — 408 с. — ISBN 978-9949-438-32-7.
Литература
History of Estonia 2nd Edition. Tõnu Tannberg, Ain Mäesalu, Tõnis Lukas, Mati Laur and Ago Pajur, ISBN 9985-2-0606-1, A/S BIT, Tallinn, 2002;
Estonia: Identity and Independence, ed. Jean-Jacques Subrenat, trans. David Cousins, Eric Dickens, Alexander Harding, and Richard Waterhouse (Amsterdam: Rodopi, 2004)
www.gpedia.com
Древняя Эстония — WiKi
Вплоть до окончания последнего оледенения, около 10 тыс. лет до н. э., территория Эстонии не была заселена людьми.
Наиболее ранние следы присутствия людей связаны с кундской культурой (названа по г. Кунда в Эстонии). Наиболее старым известным поселением является Пуллиское поселение, располагавшееся на берегах реки Пярну, близ города Синди на юго-западе Эстонии. Оно датируется периодом примерно 9500—9600 лет до нашей эры[2][3]. Также с кундской культурой связано поселение Ламмасмяэ на севере Эстонии, датируемое не позднее 8500 г. до н. э.[4] Костяные и каменные изделия кундаской культуры были также обнаружены в других местах Эстонии, а также в Латвии, на севере Литвы и на юге Финляндии. Для изготовления режущих орудий использовались главным образом кремень и кварц. По мнению лингвиста Пола Аристэ, несколько слов из языка, на котором говорили люди в период кундской культуры остались в эстонском языке. Одно из этих слов küla (деревня) свидетельствует, по оценке Тармо Кулмара, о наличии полукочевой формы коллективной жизни[5].
Начало неолита отмечено появлением керамики нарвской культуры, которая появляется в Эстонии в начале 5 тыс. до н. э. Наиболее ранние находки датируются примерно 4900 г. до н. э. Первая керамика изготавливалась из толстой глины, которая смешивалась с галькой, раковинами или стеблями растений. Керамика нарвского типа была найдена вдоль всего побережья Эстонии и на островах. Каменные и костяные изделия этой культуры обладают весьма высоким сходством с изделиями предыдущей кундаской культуры.
Примерно в начале 4 тыс. до н. э. в Эстонии появляется культура ямочно-гребенчатой керамики (могильники Нарва, Валма, Тамула[6])[7]. Носители культуры ямочно-гребенчатой керамики клали в захоронения фигурки животных, птиц, змей и людей, вырезанные из кости и янтаря. Изделия этой культуры также встречаются на обширных соседних территориях, от Северной Финляндии до Восточной Пруссии.
Примерно до начала 1980-х гг. историки не подвергали сомнению финно-угорское происхождение племён культуры ямочно-гребенчатой керамики[8]. Ряд исследователей даже утверждал, что прауральский язык был распространён в Эстонии и Финляндии со времён последнего оледенения, хотя эта точка зрения и не пользовалась поддержкой большинства[9]. В настоящее время археологи более осторожно смотрят на связи между языками и явлениями материальной культуры. Согласно одной из гипотез, увеличение числа поселений в указанный период было связано с общим потеплением климата, которое вызвало развитие производящего хозяйства. Язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики обычно называют «палеоевропейским» (предположительно, именно его реликты составляют субстрат неизвестного происхождения, выделяемый лингвистами в саамском языке). У представителей культуры гребенчатой керамики из местонахождения Кудрукюла (Kudruküla) в Эстонии определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a5-YP1272 и митохондриальные гаплогруппы U5b1d1, U4a, U2e1[10].
Начало позднего неолита — медного века около 2200 г. до н. э. характеризуется появлением культуры шнуровой керамики — боевых топоров, для которой были характерны, как видно из названия, шнуровые украшения керамики и хорошо отполированные каменные «ладьевидные» топоры. О наличии земледелия можно судить по обугленным зёрнам пшеницы на стенках сосудов шнуровой керамики, обнаруженных в поселении Иру. Согласно анализу костных останков, предпринимались попытки одомашнить дикого кабана[11].
С этой культурой связаны специфические погребальные обряды. Тело укладывалось на бок, колени прижимались к груди, одна рука подкладывалась под голову. Погребальные дары обычно были предметами из кости домашних животных[7].
У четырёх представителей шнуровой керамики из двух разных местонахождений (Ardu и Kunila) в Эстонии определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a-Z645. У одного из образцов (Kunila2) дополнительно определена ветвь к R1a1a1-Z283[10][12].
Каменные погребения в цистах (каменных ящиках). Северная Эстония, бронзовый век.
Начало бронзового века в Эстонии датируется примерно 1800 г. до н. э. В то время формировалась граница между финно-угорскими и балтийскими племенами. Началось строительство первых укреплённых поселений, Асва (культура Асва) и Ридала на острове Сааремаа и Иру в Северной Эстонии. Распространение бронзы способствовало развитию судостроения. Происходил обмен погребальными обычаями. Новый тип ритуальных погребений распространился от Германии до Эстонии: погребения в каменных цистах и погребения с трупосожжением всё больше распространялись наряду с небольшим количеством погребений в виде каменной ладьи[13]. 3470—3545 лет назад на остров Сааремаа упал метеорит Каали[14].
Доримский железный век начался на территории Эстонии около 500 г. до н. э. и продолжался до середины I в. до н. э. Наиболее ранние железные изделия были привозными, хотя начиная с I в. производилась выплавка железа из руды, добываемой в местных болотах и озёрах. Поселения обычно располагались в местах, где особенности ландшафта обеспечивали возможности обороны. Крепости хотя и сооружались, но использовались нечасто. К этому же времени относится появление в Эстонии квадратных кельтских полей, окружённых оградами, а также большинства камней с рукотворными элементами-выступами, которые предположительно были связаны с магическими ритуалами для повышения урожайности зерновых. Появляется новый вид могил — четырёхугольные погребальные курганы. Погребальные традиции указывают на начало социального расслоения.
Римский железный век в Эстонии датируется примерно 50—450 гг. н. э. Хотя территория Римской империи не достигала побережья современных балтийских стран, культурное и экономическое влияние Рима достигло и этих земель, с чем и связано название эпохи. В материальной культуре эпоха отражается в находках немногочисленных римских монет, ряда украшений и других изделий. Изобилие железных артефактов в Южной Эстонии говорит о тесных связях с европейским континентом, тогда как острова западной и северной Эстонии связывались с континентом по морю.
К концу данного периода сложились три племенных (а также, по-видимому, диалектных или языковых) зоны: северная, южная и западная Эстония (включая острова). Население каждой из этих зон имело собственную идентичность, ритуалы, образ жизни, культурные особенности[15].
Название «Эстония», вероятно, связано с племенем эстиев, которые обитали на берегах Балтики в I в. до н. э. и упоминались в «Германии» Тацита. Однако судя по упоминаемым деталям, речь у Тацита шла не о финно-уграх, к которым относятся современные эстонцы, а о балтийских племенах, обитавших на территории современных западной Литвы и Калининградской области. В скандинавских сагах XIII века термин «эсты» уже явно связан с предками современных эстонцев[16].
Согласно одному из толкований, Птолемей в своей «Географии» в середине II в. н. э., среди других обитателей побережья Балтийского моря, упоминал озилийцев (по-видимому, обитателей Сааремаа — Ösel)[17].
Руины крепости Варбола Артефакты из клада из Кумны[18]
Название «Эстония» впервые упоминает в VI в. Кассиодор в своих «Письмах» (кн. V, письма 1-2)[19].
Является спорным вопрос о территории обитания эстов в раннем Средневековье, однако мнения историков сходятся по вопросу об их религиозных верованиях. Скандинавы знали эстов как заклинателей ветров. Похожие обычаи были в ту пору у финнов (лаппов)[20].
Саксон Грамматик упоминает куршей и эстов как участников битвы при Бровалле на стороне свеев против данов; к ним также присоединились ливы и венды из Померании. Однако, среди участников битвы Саксон не упоминает других балтов, в частности, леттов и литовцев[21].
Снорри Стурлусон в своей Саге об Инглингах рассказывает, как свейский король Ингвар Высокий (VII век), сын Эстена и великий воин, был вынужден охранять побережье своего королевства от эстонских пиратов. Сага рассказывает о его вторжении в Эстонию, где он погиб в битве против многочисленных эстов. После битвы Ингвар Высокий был похоронен рядом с морским побережьем, а свеи вернулись домой[22]. Предположительно, остатками этих захоронений являются находки двух судов (en:Salme ships) в волости Сальме на острове Сааремаа[23][24].
Согласно сагам Круга Земного, в 967 г. норвежская королева Астрид бежала из страны вместе со своим сыном, будущим королём Норвегии Олафом Трюггвасоном, в Новгород, где её брат Сигурд занимал почётную должность при дворе князя Владимира. Во время их путешествия на корабль напали эзельские викинги, убив несколько членов команды и обратив других в рабство. Через 6 лет, когда Сигурд Эйриксон отправился из Эстонии для сбора податей от имени Владимира, он обнаружил Олафа на рынке в Сааремаа и выкупил его.
Битва между озелийцами и исландскими викингами в 972 г. близ Сааремаа упоминается в Саге о Ньяле.
Около 1008 г. Олаф Святой, будущий король Норвегии, высадился на Сааремаа. Захваченные врасплох местные жители поначалу согласились выплатить запрошенную с них Олафом дань, однако позднее собрали войско во время переговоров и напали на норвежцев. Олафу, тем не менее, удалось победить в битве.
Летописец Нестор упоминает чудь как племя, родственное эстам[21]. Согласно Повести временных лет, в 1030 г. Ярослав Мудрый вторгся в чудские земли и основал крепость Юрьев (будущий Тарту)[25]. Согласно древнерусским хроникам, чудь была одним из народов, составлявших население Киевской Руси[21].
Согласно Новгородской первой летописи, варяг Ульф (Улеб) из Новгорода был разгромлен эстами в морской битве близ современного Таллина в 1032 г.[источник не указан 902 дня] Ни одна летопись не подтверждает морскую битву с эстами близ современного Таллина в 1032 г.
В XI в. скандинавы часто упоминаются в хрониках как сражающиеся против викингов с восточных берегов Балтийского моря.
Территория Эстонии весьма богата кладами XI и XII века, в сравнении с другими балтийскими территориями. Наиболее ранним является клад арабских дирхамов VIII века. Крупнейшие клады эпохи викингов были найдены на территории Майдла и Козе. Из 1500 опубликованных в каталогах монет 1000 являются англосаксонскими[26].
Крепость Варбола (en:Varbola Stronghold, лат. Castrum Warbole) на территории современного эстонского округа Харьюмаа была одной из крупнейших крепостей с круговым валом своего времени и крупным торговым центром.
Раннехристианский период
Карта округов, находившихся на территории современной Эстонии, в начале XIII века
С распространением христианства в Европе и централизацией власти в Скандинавии и Германии начались балтийские крестовые походы. Сначала ливы, летты и эсты, затем пруссы и финны были разгромлены, крещены, оккупированы германцами, данами и свеями. Нередко местное население подвергалось репрессиям и истреблению[27].
К началу XIII века в Эстонии стала складываться система политического и административного деления страны по приходам (kihelkond) и округам (maakond). Приход состоял из нескольких деревень. Почти каждый приход имел хотя бы одну крепость. Обороной местности руководило верховное должностное лицо — старейшина прихода. Округа состояли из нескольких приходов, их также возглавляли старейшины. К XIII веку сложились 8 маакондов и 45 кихелькондов. Оформились следующие мааконды:
Эзель, или Озилия (Сааремаа),
Роталия, или Маритима (Ляэнемаа),
Харрия (Харьюмаа),
Ревалия (Рявала),
Вирония (Вирумаа),
Ервия (Ярвамаа),
Саккала (Сакала)
Угауния (Уганди).
4 кихельконда в центральной части страны — Мыху, Вайга, Нурмекунд и Алемпоис не входили в состав какого-либо мааконда[28].
Как пишет Андрес Адамсон, детали этого административного деления являются в большей степени предположительными из-за пробелов в источниках[29].
См. также
Примечания
↑ History of Estonia By Mati Laur, p. 11. ISBN 9985203240
↑ Early Holocene coastal settlements and palaeoenvironment on the shore ofthe Baltic Sea at Parnu, southwestern Estonia (англ.). gi.ee. Проверено 29 сентября 2013.
↑ STONE AGE SETTLEMENT AND ECONOMIC PROCESSES IN THE ESTONIAN COASTAL AREA AND ISLANDS
↑ Estonia: Identity and Independence, p. 24. ISBN 9042008903
↑ Tarmo Kulmar, «The Time of Shadows» in Estonia: Identity and Independence, p 23
↑ Эпоха мезолита-неолита. под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история. М.:Научный мир, 2002
↑ 1 2 Tonu Tannberg. History of Estonia, ISBN 9985206061
↑ Miniature Empires: A Historical Dictionary of the Newly Independent States, p153 ISBN 0-313-30610-9
↑ The Cambridge History of Scandinavia, p.51 ISBN 0-521-47299-7
↑ 1 2 Lehti Saag et al. Extensive farming in Estonia started through a sex-biased migration from the Steppe, March 2, 2017
↑ Estonia: Identity and Independence, p.29 ISBN 9042008903
↑ Alissa Mittnik et al. The Genetic History of Northern Europe, 03.03.2017
↑ Estonia: Identity and Independence, p. 26. ISBN 9042008903
↑ Bianca Mikovitš. Teadlaste töö tulemus Kaali kraatri vanuse määramisel ühtib vana regilauluga Maaleht, January 26, 2016
↑ Estonia: Identity and Independence, pp. 28-31. ISBN 9042008903
↑ The Uralic Language Family: Facts, Myths and Statistics, pp. 21-23. ISBN 0-631-23170-6
↑ A History of Pagan Europe By Prudence Jones, Nigel Pennick, p. 195. ISBN 0-415-09136-5
↑ Through Past Millennia: Archaeological Discoveries in Estonia
↑ The Letters of Cassiodorus Translated by Thomas Hodgkin
↑ A History of Pagan Europe, p. 179. ISBN 0-415-09136-5
↑ 1 2 3 Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby, p. 141
↑ Heimskringla; 36. OF YNGVAR’S FALL
↑ The Salme shipfind blog
↑ The First Vikings
↑ Pre- and Proto-historic Finns by John Abercromby, p. 142
↑ Estonian Collections: Anglo-Saxon, Anglo-Norman and later British Coins; ISBN 0-19-726220-1
↑ The Northern Crusades: Second Edition by Eric Christiansen, p. 93. ISBN 0-14-026653-4
↑ Estonia and the Estonians (Studies of Nationalities), Toivo U. Raun, p. 11. ISBN 0-8179-2852-9
↑ Поворотные моменты истории Эстонии. Сборник документов и материалов для гимназий / сост. Карьяхярм Т., Адамсон А.. — Таллин: Арго, 2008. — С. 33. — 408 с. — ISBN 978-9949-438-32-7.
Литература
History of Estonia 2nd Edition. Tõnu Tannberg, Ain Mäesalu, Tõnis Lukas, Mati Laur and Ago Pajur, ISBN 9985-2-0606-1, A/S BIT, Tallinn, 2002;
Estonia: Identity and Independence, ed. Jean-Jacques Subrenat, trans. David Cousins, Eric Dickens, Alexander Harding, and Richard Waterhouse (Amsterdam: Rodopi, 2004)