Правители древней индии. Титулы правителей Индии. История Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего мира. Правители древней индии


Титулы правителей Индии. История Индии

В Древней Индии цари носили различные титулы. Самыми распространенными из них были магараджа, раджа и султан. Подробнее о правителях Древней Индии, Средневековья и колониальной эпохи вы узнаете из этой статьи.

Значение титулов

Магараджа в Индии – это великий князь или царь царей, которому подчинялись более мелкие властители. Считается наивысшим титулом, который был доступен владыкам этих земель. Изначально он принадлежал повелителю огромного индийского царства, существовавшего во II веке и занимавшего большую часть полуострова Индостан, Суматру, Малакку и несколько других островов. Также этот титул иногда носили и более мелкие правители. Они могли принять его сами или получить от британских колонизаторов.

Султан – верховный правитель во времена мусульманского владычества в Индии. Первым этот титул стал носить Хасан Бахман-шах. Он правил государством Бахманидов с 1347 по 1358 год. Позднее этот титул имели все представители мусульманских династий, которым принадлежал Делийский султанат – земли в северной части Индии.

Раджа – титул, который изначально носили представители династий, владевших какими-либо территориями. Позднее так начали называть всех владетельных особ, имевших хоть какую-то власть. Правитель Индии, носивший титул раджи, мог быть только выходцем из высших каст - кшатриев (воинов) или брахманов (жрецов).

Империя Маурьев в Древней Индии

Империя Маурьев

Государство существовало примерно с 317 по 180 год до н. э. Его образование началось после того, как Александр Македонский покинул эти земли, не пожелав помочь Чандрагупте в войне с царями, правившими империей Нанда. Однако он смог своими силами расширить собственное государство и без вмешательства греков.

Наивысший расцвет империи Маурьев приходится на время царствования Ашоки. Он был одним из самых могущественных правителей в Древней Индии, сумевшим подчинить себе огромные территории, на которых проживало не менее 40 млн человек. Империя прекратила свое существование через полвека после кончины Ашоки. На смену ей пришло государство во главе с вновь образовавшейся династией Шунга.

Магараджа в Древней Индии

Средневековая Индия. Правление династии Гупта

В этот период ни сильной централизованной власти, ни объединенной империи не существовало. Было лишь несколько десятков небольших государств, которые постоянно воевали друг с другом. В то время правитель в Индии носил титул либо раджи, либо магараджи.

С приходом к власти династии Гуптов в истории страны начался период, который называют «золотым веком», так как при императорском дворе сочинял пьесы и поэмы Калидас, а астроном и математик Арьябхата сумел рассчитать протяженность экватора, предсказывал солнечные и лунные затмения, определил величину "πи", а также сделал много других открытий. В тиши дворца философ Васубандху писал свои буддийские трактаты.

Представителей династии Гупта, правивших в IV-VI веках, называли магараджами. Ее основателем был Шри-Гупта, принадлежащий к касте вайшья. После его смерти империей правил Самундрагупта. Его государство простиралось от Бенгальского залива и до Аравийского моря. В это время появляется практика, связанная с дарением земли, а также передачей прав администрации, сбора налогов и суда местным правителям. Такое положение дел влекло за собой образование новых центров власти.

Правитель в Древней Индии

Падение империи Гуптов

Бесконечные распри между многочисленными правителями ослабляли их государства, поэтому они очень часто подвергались набегам иноземных завоевателей, которых влекли несметные богатства этих мест.

В V столетии на земли, принадлежащие династии Гуптов, пришли племена кочевников-гуннов. К началу VI века они смогли захватить центральную и западную части страны, но вскоре их войска потерпели поражение, и они вынуждены были покинуть Индию. После этого государство Гуптов просуществовало недолго. Уже к концу столетия оно распалось.

Образование новой империи

В VII веке многие страны на севере Индии пали под натиском войск одного из тогдашних правителей– Харшавардхана, владыки Канауджа. В 606 году он создал империю, размер которой можно сравнить с государством династии Гуптов. Известно, что он был драматургом и поэтом, а Канаудж при нем стал культурной столицей. Сохранились документы тех времен, где говорится, что этот правитель Индии ввел необременительные для людей налоги. При нем же появилась традиция, согласно которой каждые пять лет он раздавал щедрые дары своим подчиненным.

Государство Харшавардхана составляли вассальные княжества. После его кончины в 646 году империя тут же распалась на несколько раджпутских княжеств. В это время завершилось формирование кастовой системы, которая действует в Индии и по сей день. Эта эпоха характеризуется вытеснением буддийской религии из страны и повсеместным установлением индуизма.

Султан в средневековой Индии

Мусульманское правление

Средневековая Индия в XI столетии все так же увязала в раздорах, постоянно происходивших между многочисленными государствами. Воспользовавшись слабостью местных вельмож, мусульманский правитель Махмуд Ганзеви вторгся на их территорию.

В XIII столетии вся северная часть Индии оказалась завоеванной. Теперь власть принадлежала мусульманским правителям, носивших титулы султанов. Местные раджи лишились своих земель, а тысячи прекрасных индийских храмов были разграблены, а затем и разрушены. На их месте начали возводить мечети.

Могольская империя

Это государство существовало в 1526-1540 и 1555-1858 годах. Оно занимало всю территорию современных Пакистана, Индии и юго-восточную часть Афганистана. За все это время границы Могольской империи, где правила династия Бабуридов, постоянно менялись. Этому способствовали захватнические войны, которые вели представители этой династии.

Известно, что ее основателем стал Захиреддин Мухаммед Бабур. Он происходил из рода Барлас и был потомком Тамерлана. Все члены династии Бабуридов говорили на двух языках – персидском и тюркском. У этих правителей Индии титулы достаточно сложные и разнообразные. Но одно сходство у них все-таки было. Это титул «падишах», некогда позаимствованный у персидских властителей.

Карта Могольской империи

Изначально будущий правитель Индии был владыкой Андижана (современный Узбекистан), который являлся частью государства Тимуридов, однако ему пришлось бежать из этого города под натиском кочевников – дештикипчакских узбеков. Так вместе со своим войском, состоящим из представителей различных племен и народов, он оказался в Герате (Афганистане). Затем он двинулся в Северную Индию. В 1526 году в битве при Панипате Бабуру удалось разгромить армию Ибрахима Лоди, бывшего в то время делийским султаном. Через год он опять одержал победу теперь уже над раджпутскими правителями, после чего территория Северной Индии перешла в его владение.

Наследник Бабура, сын Хумаюн, не смог удержать власть в своих руках, поэтому более 15 лет, начиная с 1540 и заканчивая 1555 годом, Могольская империя была в руках у представителей афганской династии Сюридов.

Титулы властителей в колониальной Индии

Начиная с 1858 года, когда Британская Империя установила свое владычество на полуострове Индостан, англичанам было необходимо заменить всех местных правителей, которых не устраивало присутствие завоевателей на их земле. Так появились новые властители, которые получили титулы непосредственно от колонизаторов.

Магараджа времен английской колонизации Индии

Таковым был правитель Шинде из провинции Гвалиор. Он получил титул магараджи, когда перешел на сторону англичан во время знаменитого восстания сипаев. Такое же звание за свои заслуги перед оккупантами получил в честь коронации императора Георга V и Бхагават Сингх, живший в провинции Гондал. Властитель земель в Барода Сайаджирао III стал магараджей после того, как отстранили предыдущего за казнокрадство.

Интересно, что не только коренные индийцы могли носить это звание. Существовали и так называемые белые раджи, к примеру, представители английской династии Брук. Они правили небольшим государством Саравака около ста лет, начиная с середины XIX века. Только когда в 1947 году Индия обрела независимость и стала республикой, все титулы правителей официально были упразднены.

fb.ru

Правители древней Индии. Империя Маурьев

Чандрагупта Маурья был основателем империи Маурьев в Индии. Он смог объединить в одну большую империю небольшие разоренные королевства страны. В греческих и латинских летописях король Маурьев Чандрагупта известен как Sandracottos или Andracottus.

Во время его правления империя простиралась от Бенгалии и Ассам на востоке, в Афганистане и Белуджистане на западе, в Кашмире и Непале на севере и занимала плато Декан на юге.

Биография Чандрагупты Маурья

До нашего времени дошла разная противоречивая информация о нем. Чандрагупта Маурья родился в 340 году до нашей эры. Тем не менее, существует не так много данных о его родословной. Некоторые из историков считают, что он был незаконнорожденным ребенком принца Нанда и его горничной, Мура. Другие считают, что Чандрагупта принадлежал к Мория – клану кшатрий (воины) более древней республики Pippalivana.

Еще существует два других варианта, что он принадлежал к клану Muras (или Mors) или был кшатрием Индо-скифского происхождения. И последнее предположения историков, что Чандрагупта Маурья принадлежал к кшатриям клана Сват в долине Кунар.О детстве и юности царя Чандрагупты Маурьев дошло до наших дней слишком мало информации.

Согласно традициям в те годы, юный Чандрагупта получал знания в Таксиле, где он познакомился со своим наставником Чанакьей. Они спланировали в Таксиле план завладеть магадхским престолом. Для своих планов Чанакья вместе с Чандрагуптой начали вербовать воинов в свои войска. Воинов набирали из разных областей, и в скором времени была создана огромная по своей численности армия под предводительством Чандрагупты.

У Плутарха (46- 126) есть воспоминания того, что в то время между юным Чандрагуптой и Александром Македонским состоялась встреча. Примерно она произошла уже после столкновения Чандрагупты с нандским царем. Со слов Плутарха Чандрагупта, очень нелестно и высокомерно отзывался о нандском царе Аграмесе, к тому же он предложил Александру направить свою армию на восток, против нандского царя. Однако Александр не принял предложение Чандрагупты.Дальнейшие события для Чандрагупты развивались не очень удачно. Он не смог победить Нандов, а также противостоять войскам Александра Македонского. И только после того как Македонский, оставив наместников на индийских землях, которые он захватил сам, покинул Индию и вскоре умер, Чандрагупта начал борьбу с македонскими гарнизонами. А в 317 г. д. э. последний сатрап Евдем под натиском индийских войск ушел из Индии. Чандрагупта стал фактическим правителем Пенджаба.

После победы над македонцами он обратил все свое внимание на северо-западную часть Индии. Создав союз с гималайским царем, напал на Дхана Нанда из Нандсой империи. Битва закончилась около 321 г. до н.э., осажденная столица сдалась войскам Чандрагупты и Нандская империя пала. Так родилась мощная империя Маурьев в Северной Индии.Овладев властью, Чандрагупта не только приумножил земли, но и присоединил к своей армии еще 400 000 воинов с 4-мя тыс. слонами. И с этими обновленными силами он захватил всю северную Индию, установив империю от Бенгальского залива до Аравийского моря. Затем он двинулся к реке Инд и занял также значительную территорию в Центральной Индии. После этого начал свои завоевания на юге, за Виндхья и плато Декан. Большая часть Южной Азии объединилась под властью Маурьев Чандрагупта.

Смерть Чандрагупта

В последние дни своей жизни царь Чандрагупта Маурья отдал свой трон и принял аскезу, руководствуясь указаниями джайнского учителя Бхадрабаху. Он ушел из жизни от добровольного голодания в Шраванабелагола провинции Карнатка, где до этих времен сохранился храм , стоящий возле той пещеры, где он умер.

НаследникСын Чандрагупта Маурья Биндусара после смерти отца взошел на его трон. Он породил Ашоки, который пошел еще дальше в завоеваниях новых земель, чтобы стать одним из самых мощных царей индийского субконтинента.

Похожие записи

ancientart.ru

Древняя Индия — династии, империи, правление Индии

Древняя Индия: династии, империи, правление Индии.

Добавить отзыв Следить

Пять тысяч лет назад на северо-западе Индии (в Хараппе и Мохенджо-Даре) жизнь уже била ключом, строились города, торговцы торговали, ремесленники производили изящные и полезные вещи, работники культуры развлекали трудовой народ. Вся остальная территория Индии была пустынна: редкие племена пребывали в каменном веке, а на месте современных мегаполисов и прибрежных курортов находились болота и непроходимые джунгли.

Прошла тысяча лет — предки современных индийцев стали потихоньку осушать болота и прорубаться через девственные леса. Ведь наступил железный век, и люди научились добывать руду, производить железо и мастерить из него инструменты. За следующие пятьсот лет практически вся долина Ганга была освоена и заселена.

Отдельные общины и мелкие государства враждовали между собой за доступ к главной водной артерии, пока не были объединены (путем захвата, разумеется) правителями Магадха. И вовремя!

В четвертом веке до новой эры на территорию Индии вторгся Александр Македонский. Он довольно легко захватил окрестности Инда, но земли на берегах Ганга ему не дались. Индийская контрпропаганда сработала четко и эффективно: слухи об огромных армиях и тысячах свирепых боевых слонов, заставили македонское войско перейти к открытому неповиновению своему предводителю — Александру пришлось смириться и отступить в Персию.

Первая индийская империя

После отступления Александра Великого власть в Мадагхе была захвачена Чандрагуптой Маурьей в результате кровавого сражения, в котором принимали участие миллион человек, сто тысяч лошадей и десять тысяч слонов. Так образовалась первая индийская империя — империя Маурьев, простирающаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива.

На закате жизни Чандрагупта отказался от трона, предался добровольному голоданию в духе джайнистких аскетических традиций, отчего и умер. На месте его смерти до сих пор возвышается храм.

Правление Ашоки

Империя росла и развивалась, товары перевозились по безопасным дорогам и рекам, дипломатические связи с соседями позволяли поддерживать мир в регионе. Наступила эпоха процветания, высшей точкой которой стало правление Ашоки, который подчинил еще немного территории и активно распространял буддизм на подведомственных землях. Как прогрессивный монарх Ашока запретил принудительные работы, строил университеты и больницы, боролся за сохранение окружающей среды и редких видов животных.

Через полвека после смерти Ашоки империя Маурьев пала. Во время парада последний царь Маурьев был злодейски убит военачальником Шунга, который провозгласил себя родоначальником новой династии. Начались преследования буддистов, разрушения храмов. К счастью власть Шунги продержалась сравнительно недолго.

Греки и скифы

Династия пала и на территории Индии возникло индо-греческое царство. На протяжении следующих двух столетий (180 год до н. э. — 10 год н. э.) в Индии правили греки. Их смела волна пришедших с севера скифов — возникло индо-скифское царство, просуществовавшее до тех пор пока его не сменило Кушанское царство.

Кушанское царство

Первый кушанский правитель Куджула Кадфиз скромно именовал себя царем царей. Его сын продолжил папины завоевания, и в результате империя захватила территории современного Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Караваны пряностей, драгоценных камней, сахара и слоновой кости двигались по суше в Рим и Китай. Морские торговцы доплывали на своих кораблях до Александрии. Таможня стала существенным источником дохода. Строились города, а городские обычаи и привычки распространялись и на сельскую местность. Буддизм, поддерживаемый властями, стал наиболее популярной религией. Империя просуществовала до третьего века новой эры, а потом потихоньку начала распадаться.

Начинался «золотой век» Индии — правление династии Гупта.

tonkosti.ru

Верховный правитель. Древняя Индия. Быт, религия, культура

Верховный правитель

В Древней Индии царь олицетворял собой государство. Его власть считалась священной, правление – ниспосланным свыше. Постоянно совершались обряды, которые должны были подчеркнуть вышеупомянутое происхождение его власти и закрепить это мнение в глазах подданных. Государство без царя не мыслилось, хотя в некоторых племенах существовали формы правления, напоминающие республику. Периоды анархии и хаоса, потрясавшие Индию между эпохами правления династий Маурьев и Гуптов, убедили многих индийских мыслителей в том, что главная причина несчастий кроется в отсутствии сильной монархической власти. Конечно, они были правы, анархия всегда появляется там, где нет сильного правителя. Пропаганда такой точки зрения (например, в знаменитом эпосе «Рамаяна») была рассчитана на то, чтобы закрепить ее в сознании народа. Именно в годы анархии людям казалось, что наступает конец света, и легенды о божественном происхождении монаршей власти, ниспосланной свыше для предотвращения хаоса, должны были максимально укрепить позиции властвующего монарха. Естественно, такие легенды всячески поддерживались самими правителями. С одной стороны, следует помнить, что обожествление – это вообще индийская традиция; в Индии обожествлялось все, даже камни. С другой, нужно иметь в виду, что почитаемые в Индии боги не считались непогрешимыми; предполагалось, что они могут совершить как грех, так и ошибку.

К монархам, безусловно, относились с большим уважением, однако самого по себе божественного происхождения царской власти для уважения было недостаточно, по крайней мере со стороны представителей высшего сословия. Буддисты и джайнисты даже подчеркивали, что правитель не должен чрезмерно полагаться на божественное происхождение своей власти. Главная задача царя заключается не в том, чтобы, возомнив себя божеством, делать все, что заблагорассудится, а в том, чтобы прилагать все усилия для активной защиты людей.

Царь, принимающий подношения

В Древней Индии это означало больше чем просто защита государства от внешней угрозы. Важнейшая обязанность монарха заключалась в поддержании внутриобщественного порядка, предписанного священными текстами. Если же правитель не делал этого, брахманы должны были предупредить его о том, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. И если он их игнорировал, могли его свергнуть. В источниках описано немало случаев, когда брахманы выступали против правителей, пытаясь заставить их поступать в соответствии с предписаниями Священного Закона. Конечно, сильные правители, положение которых было достаточно надежно, могли себе позволить собственное мнение и собственный путь, однако «право на мятеж» со стороны брахманов должно было оказывать сдерживающее воздействие на царя, своего рода моральное давление, чтобы он уважал установленные законы.

Во всех сохранившихся работах, посвященных государственному правлению, подчеркивается, что монархи должны внимательно прислушиваться к своим советникам, а также учитывать мнение других подданных из самых разных общественных слоев. На ранних этапах древней истории народные собрания могли ограничивать власть царя, но со временем подобные возможности сошли на нет. Существуют даже описания, правда не подтвержденные историческими источниками, народных восстаний, свергавших правителя. В «Рамаяне» рассказывается о том, как главный герой эпоса Рама, идеальный правитель, отправил в ссылку свою жену Ситу только потому, что подданные сомневались в благопристойности ее поведения, хотя он сам знал, что она чиста и ни в чем не повинна, – ибо его долгом было «делать угодное людям».

Обязанности правителя по отношению к подданным прописаны практически во всех сферах общественной и экономической жизни. Его деятельность проникает буквально во все поры общества. Он должен защищать касты и сословия от нарушителей правил и традиций. Он защищает семьи, наказывая за супружескую измену и следя за строгим соблюдением права наследования. Он защищает бедных от угнетения и несправедливости со стороны богатых. Он защищает богатых, оберегая их от разбойников и грабителей. Для поддержки религии жрецам и монастырям предоставлялись значительные экономические привилегии. Ради благосостояния всего общества царь контролировал развитие системы орошения, принимал меры по смягчению последствий голода; правитель следил за тем, чтобы торговля и коммерческая деятельность, а также экономическая жизнь в целом успешно развивались и процветали. Совершенным считался тот монарх, который все свое время печется о благоденствии страны и подданных. Согласно «Артхашастре», ему отводилось четыре с половиной часа на сон и три часа на отдых и принятие пищи. Нам неизвестно, сколько древнеиндийских правителей придерживались этих идеальных правил; но сомнительно, чтобы их было очень много.

Обычно от монарха власть переходила к его старшему сыну, но правила и процедура передачи власти не были четко прописаны. Священный Закон не разрешал становиться царем больному, калеке или человеку со слабым характером. В соответствии с «Артхашастрой», злой и недобропорядочный человек не должен восходить на трон, даже если он является единственным сыном предыдущего правителя. Известны случаи, когда правители назначали преемников. Отсутствие четких законов и правил передачи власти вызывало много конфликтов в древнеиндийских государствах и в ряде случаев вело к их распаду и гибели. Большую опасность представляли интриги среди родственников монархов, поэтому существовавшие предписания обязывали его не терять бдительности и четко контролировать своих родичей, для чего предполагалось использовать осведомителей, чтобы не допустить заговоров и государственных переворотов. Если же царь умирал, не оставив наследника, новый монарх в некоторых случаях назначался общим решением царедворцев, представителей высшего сословия, купцов и религиозных лидеров. Так, в частности, произошло, когда к власти пришел Харша, о чем упоминалось выше[53].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Древняя Индия

Древняя Индия

Реферат по истории государства и права зарубежных стран

ПЛАН.

Особенности развития государства и права. 3

Правовое положение отдельных групп населения. 4

Государственный строй. 5

Местное управление. 6

Армия. 6

Суд и судебный процесс. 7

Особенности развития государства и права.

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.

Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.

В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин. Правители Древней Индии не распологали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2 век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасапха и совет сановников – мантрипаришад.

В Древней Индии несмотря на их исторические особенности цари также возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильными деспотическими полномочиями.

Правовое положение отдельных групп населения.

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Государственный строй.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (раджи) выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе – паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империя Маурьев – война Кошалы и Магатхи + разгром Александром Македонским). В империи Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается централизованная монархия.

Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина – сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.

Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система.

Местное управление.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. В функции правителя провинции входила защита её территории, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемая окружным начальником («думающим о всех делах»). В его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города».

Артхашастра выделяет 4 вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений. Жалование давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины не был царским чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.

Армия.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабёж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь – мужественный воин, добывающий «то, что он не имеет». Царю переходила и большая часть награбленного имущества, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов, поставляемых зависимыми союзниками. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие. Другие могли браться за оружие, когда для них «наступает время бедствий».

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была защищать государственную целостность. Вот почему отряды помещались «среди 2, 3, 5, а также сотен деревень».

Суд и судебный процесс.

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Кроме того специальные судьи разбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских властях, которые боролись с преступностью.

Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (искл. дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: 1ый раз – 3-7 дней, 2ой раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.

mirznanii.com

Индия | Правители Мира

Индия, большой полуостров на юге Азии, получивший название от реки Инд; одна из древнейших исторических стран, очень рано (III тысячелетие до н.э.) получившая арийское население, занявшее бассейны рек Инда и Ганга. В глубокой древности Индия никогда не составляла единого государства, но распадалась на множество мелких княжеств, управлявшихся раджами. В конце IV века до н.э. на Инде и Ганге образовалось большое царство, достигшее наибольшего процветания при Асоке, принявшего буддизм; но после его смерти оно распалось и Индия стала добычей внешних завоевателей. В XVI веке в Индии ненадолго возникла империя Великого Могола; позднее Индия — колония Англии; с 1947 года — суверенное государство.

 

Индия в V—XIII вв. (главы из книги).

Индия в XIII — первой четверти XVI в. (главы из книги).

Индия в XVI — первой четверти XVIII в. (главы из книги).

Маркс Карл. Голландские дела. — Дания. — Конверсия британского государственного долга. — Индия. — Турция и Россия. Сочинения. 2 изд., т. 9, с. 106-111. (Написано К. Марксом 24 мая 1853 г.)

 

Северная Индия в древности

В Северной Индии примерно в XXIII в. до н. э. возникла цивилизация, получившая в истории название Хараппской. Крупнейшие её центры открыты в Хараппе и Мохенджо-Даро. Создателями её были дравиды. К сожалению, политическая структура хараппского общества практически неизвестна, но, вероятно, каждый более-менее крупный город имел собственное управление. А по некоторым признакам власть в таких городах-государствах находилась в руках правителей-жрецов.

По до сих пор не выясненным причинам Хараппская цивилизация угасла в XVIII—XVI вв. до н. э., причём угасание не было вызвано внешним завоеванием. Скорее, происходила медленная деградация, основные центры запустели, хозяйство пришло в упадок.

В XIV—XIII вв. до н. э. с северо-запада на территорию Индостана стали продвигаться племена ариев. Местное население было ими частично подчинено, частично ассимилировано, частично оттеснено на юг полуострова. Процесс освоения ариями Северной Индии растянулся на несколько столетий, в ходе которых у них начали складываться ранние государственные образования. К середине первого тысячелетия до нашей эры существовало шестнадцать таких, достаточно крупных, государств: Каши, Косала, Анга, Магадха, Вадцжи, Малла, Чеди, Вамса (Ватса), Куру, Пан- гала, Матсья, Сурасена, Ассака (Асмака), Аванти, Гандхара и территория Камбоджей (Камбоджа), а также большое количество более мелких владений. Постепенно самым могущественным из них стала Магадха, цари которой из династии Маурья создали первую общеиндийскую империю.

Правящие династии государств Северной Индии:

Магадха. Династии, правившие в Магадхе в 545—30 гг. до н. э.

Декан. Династии, правившие в Декане до 630 года.

Арахозия, район в Восточном Афганистане, вокруг города Кандагар.

Гандхара - Северо-Западный Пакистан.

Кшатрапов государство (Юго-Западная Индия).

Махакшатрапов государство (великих кшатрапов) (Западная и Центральная Индия).

Гуптов государство, а также государства Северной Индии после распада империи Гуптов.

Бенгалия. Династии, правившие в Бенгалии с середины IV века и до мусульманского завоевания.

Кашмир. Династии, правившие в Кашмире с 601 по 1339 год

Южная Индия (государства Южной Индии до мусульманского завоевания).

Северная Индия (государства Северной Индии с VIII века и до завоевания их мусульманами).

Делийский султанат, 1206-1526 гг. (а также мусульманские государства на территории Индии, возникшие в результате распада Делийского султаната).

Виджаянагар, империя Виджаянагар в Южной Индии.

Империя Великих Моголов, 1526-1540, 1555-1858 гг.

Маратхская конфедерация.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 639.

Далее читайте:

Индии исторические лица (биографический справочник).

Индия в XX веке. (хронологическая таблица).

Мир Индостана (сайт про культуру и менталитет Индии).

Индийский национальный конгресс (справочная статья).

Этносы Индостана:

Ассамцы, ассамийа, или ахомийа (самоназвание), народ в Индии, основное население штата Ассам.

Асуры, асура, асур, народ группы мунда в Центральной и Северной Индии.

События:

Антианглийские волнения в Индии в 1919-1922 гг.

Пакистано-индийские вооружённые конфликты 1947-1949, 1965, 1971 годов.

Карты:

Цивилизация долины Инда в XXV - XVIII вв. до н.э.

Ведическая Индия в сер. II - сер. I тыс. до н.э. 

pravitelimira.ru

Глава 4. Древняя Индия

71

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III-II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV-XIII вв. до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) от

носятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Правовое положение отдельных групп населения. Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы - Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах - "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст*, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов". О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Государственный строй. Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название "джаджмани". Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в определенном смысле внеисторичной**.

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой, привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Это вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью, республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодолимы для других", родоплеменные объединения.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя, в конечном счете, во II в. до н.э. побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог - бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (VIII, 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, - предостерегали Законы Ману (7, 10), - благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54-63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхаша-стре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя - высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхъякша), среди которых важное место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью, умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью" (Артхашастра, I, 19).

Местное управление. Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города" (ЗМ, VII, 119).

Артхашастра (II, 1) выделяет четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений, и соответствующих им в органах местного управления управителей. Характерно, что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины, "главный житель" деревни (грамика) не был царским чиновником. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине и пр. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни - ирригация, отправление общинных культов, охрана от разбойников и прочие - решались на общинных сходках. В решении вопросов, связанных с продажей земли, границами земельных участков, важная роль принадлежала общинному совету старейшин.

Суд. В Древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабаа), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Армия. Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь - мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (ЗМ, VII, 101). Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень" (VII, 114).

 

* На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стали складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

** Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей "джаджмани", консервирующая относительно высокую степень застойности социальной жизни в индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов и индустриальных центров районах в современной Индии.

 

< Попередня   Наступна >

radnuk.info


Смотрите также