Древний народ буртасы. Как лесные буртасы искали место под солнцем Булгара или Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Страна буртасов – край меда и мехов. Древний народ буртасы


Исчезнувший народ - буртасы

История народа буртасов состоит из различных мифов и легенд. Этот исчезнувший этнос вызывает множество споров и основной причиной является то, чем многие историки и исследователи грешат, и это не только касается вопроса о буртасах. Всегда есть соблазн у любого исследователя совершить «великое открытие».

Интерес к народу буртасов проснулся вначале 2000–х. Отчасти благодаря желанию некоторых историков и краеведов озвучить свои полюбившиеся концепции, отчасти благодаря замечательному археологическому открытию европейского масштаба у посёлка Золотарёвка, вселяющему надежду на новые интересные исторические открытия. Необходимо рассмотреть все версии о происхождении и исчезновении этого загадочного народа.

буртасы народ

Первые упоминая в летописи

Вопрос о локализации этого народа и временных рамках его существования остаётся открытым. Есть упоминание арабского географа Кальби, в котором он повествует о каком-то народе бурджасов. Другие восточные географы, такие как Ибн–Руст, Истахри и Масуди, действительно в своих работах называют этническую группу буртасов и даже описывают их. Но есть тут один интересный нюанс: в 922 г. некий Ибн–Фадлан был в обозначенных великими географами местах. Его маршрут пролегал от столицы хазар (низовье Волги) до столицы булгар. И он ничего не слышал о народе буртасов.

Эта ситуация явно требовала разъяснений. Ибн–Хаукаль в 976 году напишет о том, что не осталось следов в тех областях от буртасов, хазар и булгаров. Пришли русы: всех перебили, разогнали, а земли взяли себе. Есть и ещё не менее интересный источник – письмо хазарского царя Иосифа. Он перечисляет народы по реке Итиль (Волга), которые усердно платят ему дань: «в-н-н –тит» (вятичи?), «с-в-р» (северяне?) и среди них упоминается такой этнос «бурт-с». Может это и есть древняя исчезнувшая народность?

народ буртасы краткие сведения

Теории происхождения буртасов

Называются три основных версии происхождения народа. Все они вызывают множество споров в научной среде и являются чисто гипотетическими, однако необходимо их озвучить:

  • Алано–асская. В пользу этой теории говорят факты трупосожжения и погребальные обряды, аналогичные с обрядами имевшиеся у сармато-алан.
  • Тюркская. Здесь утверждается родство с волжскими булгарами.
  • Финно-угорская. Согласно этой концепции исчезнувший народ буртасов стал предками мишарей и мордвы. Он оставили после себя памятники городецкой археологической культуры.

буртасы народ внешность

Чем занимались буртасы?

Согласно источникам восточных географов, основными занятиями у них было земледелие, оседлое животноводство и особенно подчёркивается бортничество. Среди животных на первом месте стоят свиньи. Имеются огромные стада крупного рогатого скота и овцы. Занятие бортничеством, как одним их основных видов деятельности, наталкивает на мысль, что древний народ (буртасы) проживал либо в лесу, либо в лесостепной зоне.

Но особого упоминания удостаивается экспорт пушнины. Меха чёрной лисы очень дорого ценились как в европейских дворцах, так и на Востоке. Они приносили купцу тысячу процентов чистой прибыли.

Из всех эти сведений можно сделать определённые выводы. Буртасы не были жителями степи. Их занятия подходят для оседлого образа жизни (земледелие, бортничество). В не меньшей степени их интересовали и промыслы пушнины (лисы, бобры и т. д.). Отдельные острова лесостепи находятся у левых притоках Дона, в долинах таких рек, как Медведица и Бузулук. Эти лесостепные островки не только богаты различным зверем, но имеют благодатную почву для занятия земледелием.

Необходимо сразу оговориться: краткие сведения о народе буртасов можно получить лишь по письменным источникам арабских географов и путешественников. К сожалению, на данный момент не найдено предметов материальной культуры, которые можно было бы однозначно идентифицировать как принадлежащие этому легендарному и ныне исчезнувшему этносу. Правда есть музей, посвящённый их истории, но о нём пойдёт речь ниже.

буртасы древний народ

Царица исчезнувшего народа

В Пензенской области были найдены следы этнической группы. Есть две интересные деревни для энтузиастов и поклонников истории народа буртасов - это Сканово и Наровчат. При въезде в Сканово стоит памятник женщине-воину - Нарчатке. Она не побоялась поднять свой народ и сразиться с оккупантами - монголами. Её брат Атямас проводил довольно успешные рейды по тылам монголов в 1242 году. По другим сведениям, был вероломно убит 9 апреля 1241 года. Они были детьми мокшанского царя Пуреша, поэтому им выпало судьбой встать на защиту своего народа.

В письменных источниках не сохранилось упоминание о Нарчатке. Но на монетах мокшанских женщин, которые они используют для украшения своих головных уборов можно встретить её изображение. О легендарной героине мордовского эпоса уважительно отзывался и хан Батый. Она отчаянно бросилась в бой с захватчиками, но силы были неравны, и Нарчатка со своим боевым конём бросилась в реку Мокша. Героическая гибель сделала её легендой Мордовии.

Но в некоторых преданиях её имя связывают с буртасами. И кое-кто из российской научной среды готов с этим согласиться. Необходимо попытаться разобраться в этом вопросе.

буртасы история народа

Нарчатка – героиня мордовского эпоса

Скудность данных не позволяет провести полноценного исследования. Поэтому приходится опираться на эпос и легенды. Её называют наследницей царя Пуреша, который сопровождал войска татаро-монголов в их походе на Центральную Европу. Ему не нравилась вассальная зависимость от хана Батыя. Да и потери, которые мокшане несли в европейских городах, натолкнули его на мысль о союзе с Генрихом Благочестивым. От такого ненадёжного союзника разумнее было избавиться, что монголо-татары и сделали. Они хитростью разоружили мокшан, а затем перебили их спящими. Пуреш и его сын Атямас погибли.

Уцелевшие объединились вокруг Нарчатки. Теперь она играла роль руководителя, что, впрочем, логично. Возникает другой вопрос: "А могла ли женщина в те времена возглавить войско?". У других народов таких примеров нет.

И ещё один момент не в пользу её буртасского происхождения. Если она была царицей и наследницей мокшанского царя, то о каких буртасах может идти речь? Вопросов много и только наличие новых данных может помочь доказать или опровергнуть гипотезы, о её происхождении. Краткие сведенья о народе буртасов поднимают множество вопросов в научной среде. И тем приятнее, что к этой тематике с энтузиазмом обращаются и просто любители истории родного края и даже, не жалея сил и средств, открывают музей. Ярким примером является музей истории и культуры буртасов. Это единственный источник хоть какой-нибудь информации по данной теме.

буртасы народ одежда

Музей истории и культуры буртасов

Он располагается в селе Сканово Пензенской области возле знаменитого женского Троице-Скановского монастыря. Его экспозиции условно поделены на три периода: брахманский, золотоордынский и христианский.

Основу составляют находки из древнего могильника на Саранской горе. Это дротики, браслет бронзовый и фрагменты других украшений. Кроме этого, здесь находится народная одежда буртасов, вернее их потомков, и множество других интересных экспонатов. Давать оценку сложно, но видно невооружённым взглядом, что этот музей призван передать не только атмосферу таинственности вокруг этого легендарного этноса, но и пробудить интерес к богатой культуре и истории России и её народа. И такой вклад обычных, простых граждан вызывает уважение.

строй древних народов края буртасы

К вопросу об этнониме «буртасы»

В источниках, дошедших до наших времён, подчёркивается, что язык буртасов не похож на хазарский или булгарский. Они не говорят и на языке руссов. У них свой собственный язык. Лингвисты, опираясь на аланскую теорию происхождения буртасов, попытались найти корни названия народа из иранских языков. Кроме того, нельзя игнорировать сообщения персидского историка Рази. В 17 веке он упоминает народ фурдас. Этот этноним мы встречаем и у Бакри. Вполне возможно, что потом он был исковеркан и дошёл до нас как "буртас".

Если переводить это сложносоставное племенное название с иранских языков, то получается «фурт» - сын, а «ас» - это одна из аланских этнолингвистических общностей. То есть полный перевод буквально означает «сын асский».

Строй древних народов края Буртасов

Но вот что действительно шокировало арабских писателей – обычаи и традиции этой этнической группы. Начать нужно с того, что вырастая, женщины выходили из-под опеки отца и сами выбирали себе мужей, и никто не мог повлиять на их выбор. Второе интересное наблюдение – это их погребальные обряды. С одной стороны присутствовали и мирно уживались две традиции: трупосожжение и захоронение в землю - это говорит об их веротерпимости.

«Главных» над буртусами не было. Они доверяли вершить суд и улаживать различные распри наиболее авторитетным и уважаемым старцам. Если проводить параллели, то такое устройство было присуще кельтам (друиды) и индусам (брахманы). Одним словом власть принадлежала мудрецам, решениям которых доверяло всё общество. То есть они полагались на мудрость и опыт, а воины занимались тем, что и должны делать: защищали слабых.

буртасы исчезнувший народ

Как выглядели буртасы?

Практически не осталось описания внешности «лесостепных асов». К ним приписывают гузов, чья вера очень похожа на веру исчезнувшей народности. После ассимиляции с булгарами практически на тех же землях, которые упоминают средневековые восточные географы, осталась группа, самоназвание которых - «бурташи». Описание внешности народа буртасов так и остаётся открытым и по сей день. Этот легендарный этнос мог оказать своё влияние и на мордву, татар, осетин. Фото внешности народа буртасов, как они выглядели, пробует дать Музей истории и культуры. Но это можно расценивать лишь как попытку энтузиастов воссоздать и заполнить белые пятна в истории родного края.

Мифологизация истории

Пенза плавно подходила к празднованию своего трехсотпятидесятилетия. К этой прекрасной и замечательной дате подготовились основательно не только администрация города, но и ряд историков, краеведов. Была начата целая компания, с целью убедить жителей города в том, что они являются славными потомками буртасов, но она провалилась – видимо, жители этого прекрасного уголка России идейно «не созрели». Оно и понятно: слишком смелое заявление не только для историков, но и для людей, просто увлечённых историей своей Великой Родины. Это не означает, что вопрос о буртасах однозначно закрыт. Нет. Просто необходимо больше данных и более серьёзный их анализ.

В Пензенской области достаточно открытий и мирового масштаба. Одно Золотарёвское городище чего стоит. Возможно, оно и прольёт свет знания по данной тематике. Время покажет.

Заключение

Краткие сведения о народе буртасов, оставленные потомкам благодаря трудам многих восточных средневековых авторов, и ряд других косвенных данных заставляет предположить их тесную связь с иранскими народами. Официальная наука, на сегодняшний момент, очень осторожна в формулировках, особенно если дело касается следов материальной культуры. Она не идентифицирует их как буртасские, сводя всё в область дискуссий и дебатов. Но вопрос остаётся открытым. И это широкое поле деятельности не только для лингвистики, археологии и этнографии, но и ряда других современных и перспективных направлений науки.

fb.ru

Буртасы. Исчезнувший народ. - Доктор едет, едет сквозь снежную равнину.

Как вы думаете (чур, не подглядывать) в каких краях жили буртасы? Слышали ли вы когда-нибудь про таких.

Относительно недавно я уже рассказывал про город Наровчат, село Сканово и тамошний мужской подземный монастырь. Впрочем, как и обычно в последние годы пост набрал несколько откликов и я уже давненько подумываю забросить строчить в жежешечку развернутые посты о той или иной местности, а пулять коротенькие заметки и разную бытовуху. Но не в это раз.

Итак, при възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке- мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять, все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.

Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы... Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области. Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна - директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.

1. Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.

2.

Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:

"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."

Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.

3.

4. Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея

Существуют версии, что буртасы проповедовали брахманскую веру, которая была разновидностью ведийской веры. Брахманской была вера и живших рядом с ними волжских болгар, которых арабский дипломат Х века Ибн Фалдан называл славянами.

5. На Саранской горе был обнаружен древний буртасский могильник. Он не был исследован археологами. Здесь работали только «черные копатели». В музее выставлены найденные здесь сюлгамы (застежки для одежды), стеклянная бусина, перстни, бронзовый браслет, фрагменты украшений и дротики.

6.

7.

8. Набедренное украшение мокшанок (мордвы-мокша) с раковинами каури. На Волге и в прилегающих областях наряду с жетонами в ходу вплоть до конца XIX века в качестве заменителей денег использовались раковины тропических моллюсков каури. Когда нужда в этом отпала, раковины нашли свое применение при изготовлении различных украшений, чаще всего женских набедренных и нагрудных.

9.

10. Найденная в завалах древнего подземного храма керамическая фигурка брахманского божества Сурьи

11. .

12. Знаки Коловрата на подоле женской рубахи из домотканого холста. Рубаха из села Алькино Ковылкинского района Мордовии

13. Домотканая буртасская рубаха с вышитым треугольником на спине

14.

15.

16.

17. Реконструкции костюмов.

18.

19.

20. Слева: икона "Богоматерь Ахтырская". Происходит из Ковылкинского района Мордовии.

21.

22.

23.

24. Директор музея истории и культуры буртас Мария Васильевна Чекашкина

25.

Есть в музее и еще очень приятная часть - своеобразный музей быта, где можно пожить. Для нас очень актуально и в одну из наших поездок я планирую сюда заехать, так как ехать 1000 километров за один присест, лично мне, тяжеловато. Очень уютно все сделано. Мария Васильевна и здесь все показала и рассказала.

26.

27.

28.

29.

Использованные материалы:http://www.ruzaevka-city.net/phpBB3/viewtopic.php?f=13&t=510http://autotravel.ru/otklik.php/6939https://www.facebook.com/pages/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B1%D1%83%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%81/328023330651747https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%F0%F2%E0%F1%FB

olster28.livejournal.com

Буртасы. Исчезнувший народ / Моя Планета

При възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке- мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять, все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.

Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы... Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области. Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна - директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.

Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.

 

Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:

"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."

Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.

Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея

На Саранской горе был обнаружен древний буртасский могильник. Он не был исследован археологами. Здесь работали только «черные копатели». В музее выставлены найденные здесь сюлгамы (застежки для одежды), стеклянная бусина, перстни, бронзовый браслет, фрагменты украшений и дротики.

 

Набедренное украшение мокшанок (мордвы-мокша) с раковинами каури. На Волге и в прилегающих областях наряду с жетонами в ходу вплоть до конца XIX века в качестве заменителей денег использовались раковины тропических моллюсков каури. Когда нужда в этом отпала, раковины нашли свое применение при изготовлении различных украшений, чаще всего женских набедренных и нагрудных.

 

 

Директор музея истории и культуры буртас Мария Васильевна Чекашкина

 

Есть в музее и еще очень приятная часть - своеобразный музей быта, где можно пожить. Для нас очень актуально и в одну из наших поездок я планирую сюда заехать, так как ехать 1000 километров за один присест, лично мне, тяжеловато. Очень уютно все сделано. Мария Васильевна и здесь все показала и рассказала.

 

www.moya-planeta.ru

заметка о загадочном народе средневекового Поволжья буртасах — Реальное время

Несколько версий происхождения одного из самых загадочных народов Поволжья

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым периодам тюркской истории. Заметки украинского историка о загадочном этнониме «сакалиба», встречающемся в мусульманских средневековых источниках, неожиданно вызвали среди наших читателей дискуссию и заставили вспомнить об еще одном народе Поволжья — буртасах.

Буртасы — финно-угры?

Вопрос этнической принадлежности буртасов очень интересовал исследователей. В истороиграфии существует ряд статей, посвященных буртасам. В частности, это публикации А. Халикова, Г. Афанасьева, П. Голдена, В. Ставицкого, М. Полееских, Б. Васильева, С. Андреева, О. Бубенка, Г. Белорыбкина. В них представлены разные, часто взаимоисключющие точки зрения на проблему этнической идентичности буртасов. До сих пор интерпретация археологических материалов и сведений письменных источников касательно буртасов является проблематичной. Для нас важно не только ответить на вопрос, кем первоначально были буртасы, но и показать как изменялась их этничность со временем.

Касательно происхождения буртасов, то учеными было высказано несколько гипотез. Многие авторитетные востоковеды прошлого и современности высказались в пользу их волжско-финнской принадлежности. П. Савельeв, Й. Маркварт, В. Бартольд, В. Минорский считали их частью мордвы. Персидский хронист Рашид ад-Дин упоминал буртасов рядом с мухшей (мокшанами) и арджанами (эрзянами). Археологические памятники буртасов находили на территориях расселения мордвы. Однако они отличались от мордовских. В ряде исследований конца ХХ в. гипотеза о их принадлежности была несколько подкорректирована, в частности А. Новосельцев считал буртасов вымершим финским народом Поволжья.

«Тюрки мы»

Среди ученых былo также принято считать буртасов тюрками (И. Смирнов, С. Середонин, Ф. Чекалин, В. Вестберг, А. Халиков, М. Сафаргалиев, Ш. Бахтиев, С. Ромашов, Г. Белорыбкин, М. Полесских). Это было основано на помещении Тахиром ал-Марвази и Гардизи буртасов в главу о тюрках, а также сведения о том, что религия буртасов похожа на религию огузов.

Многие авторитетные востоковеды прошлого и современности высказались в пользу их волжско-финнской принадлежности. Фото fb.ru

Г. Белорыбкин считает буртасов предками чувашей, татар-мишарей и части башкир. М. Полесских отождествлял с буртасами поселения с красно-коричневой керамикой. В некотором отношении она похожа и на булгарскую. Он отмечал, что буртасы появились на территории будущей Пензенской области после разгрома Святославом Хазарского каганата. Буртасы жили чересполосно с мордвинами и булгарами. П. Голдэн на данный момент затрудняется ответить каким было происхождение буртасов, хотя раньше считал их вымершим финнским народом. А. Халиков не считал буртасов коренным народом и предполагал, что они пришли в Поволжье из региона между Уралом и Эмбой. С буртасскими древностями он связывал некоторые похожие черты кердерской культуры Приаралья, носители которой в ІХ в. были потеснены токуз-огузами. Он считает, что описание погребального обряда Армиевского могильника соответствует описанию в арабских источниках, по которым одна часть буртасов сжигает своих умерших, вторая хоронит.

В. Ставицкий, однако, отмечал намного более сложную погребальную обрядность населения оставившего могильник и считает, что А. Халиков существенно преуменьшил долю мордвинов среди местного населения. Материалы Армиевского могильника демонстрируют седентаризацию группы кочевников, но вместе с тем там присутствовало и местное оседлое поволжское финнское население. Армиевское население с тюрками отождествлял Г. Белорыбкин. По его мнению, буртасы подчинили в Посурье местных мордвинов. Буртасам принадлежали Юловское и Золотаревское городища. Золотаревское городище мордовский ученый сопоставляет с городом Буртас у Ибн Саида.

Родственники венгров или иранцы?

Теорию угорского происхождения буртасов поддерживали Б. Васильев, П. Степанов, П. Черменский, А. Расторопов. Б. Васильев отождествлял буртасов с мажарами/можерянами. Нужно отметить, что он указывал на некоторые связи буртасов с огузами. Однако погребальный обряд буртасов, описаный у Ин Русте, кореным образом отличается от погребального обряда огузов, описаного Ибн Фадланом. На данный момент угорской теории придерживается И. Андреев, который считал буртасов частью мадьяр, которые впоследствии были булгаризованы в Пензенском крае. Буртасия была частью Волжской Булгарии. С буртасами он связывает топонимы с формантом –ис. И. Андреев считал, что буртасы также занимали район Верхнего Посурья, и связывал их с мердас, упоминаемыми Гильомом де Рубруком. Он считал, что степные группы буртасов попали в зависимость от кыпчаков, а лесные — от волжских булгар.

Наиболее поздно появилась гипотеза об иранской идентичности буртасов. Эту теорию выдвинули О. Прицак, И.Добродомов и Г. Афанасьев, а поддержали ее О. Бубенок, Т. Левицкий, В. Напольских, Р. Кузеев, В. Петрухин, Д. Раевский, Е. Казаков. В археологическом отношении памятники буртасов относятся к салтовскому ареалу, впрочем, как и памятники булгар. Кроме того, заметен ряд осетино-мордовских паралелей в погребальной обрядности и костюме. Сами этниконы мордва и удмурт в русском языке указывают на происхождение этих этниконов от иранцев. Говорить о иранской этнической принадлежности буртасов позволяют памятники лесостепного варианта салтовской культуры. Гипотеза И. Добродомова касательно происхождения названия Казань от осетинского къадзонаег вряд ли возможна.

Керамика Золоторевского городища похожа на керамику аланов, а конструкция домов похожа на булгарские. Фото surskieprostori.ru

Миграции печенегов, а потом кыпчаков вынудили буртасов из лесостепей отступить в земли волжских булгар. С буртасами С. Алихова отождествляет переселение салтовцев, расколовших надвое массив мордовских племен. Она считает, что обряд сокращенного погребения женщин (с подогнутыми ногами) в цнинской группе памятников был принесен аланами, пришедшими из лесостепного Подонья в земли мокшан. Временем прибытия этих переселенцев назван VIII в. Первые сочинения, где были упомянуты буртасы, датированы Х веком. Сама миграция не была запечатлена, а буртасов хронисты и географы уже фиксировали как народ на Волге. В более позднее время, а точнее во время существования Волжской Булгарии, буртасы ощутили влияние со стороны булгар и были тюркизованы. Керамика Золоторевского городища похожа на керамику аланов, а конструкция домов похожа на булгарские. Е. Казаков отмечал, что предки буртасов были связаны с именьковскими и турбаслинскими племенами, которые были вытеснены в VII в. кушнаренковскими (венграми) кочевниками на правобережье Волги в Саратово-Самарском регионе. Булгары, продвигаясь в земли буртас, принесли туда ряд древнетюркских традиций. Он считает, что бирутальность погребального обряда буртасов, ряд особенностей культуры и религии мордвы обусловлены влиянием сарматского мира, который, впрочем, был разнообразным и включал как кочевые, так и оседлые племена.

Лесные братья

Однако есть ряд проблематичных моментов. В антропологическом отношении буртасы относились к понтийскому антропологическому типу. Касательно памятников на Армиевском курганно-грунтовом могильнике, то А. Халиковым отмечено присутствие нескольких компонентов, а не только присутствие буртасов. Е. Казаков отрицал булгаризацию буртасов, поскольку в Посурье, где присутствовали буртасы, в случае булгаризации должны были появиться мусульманские памятники, а они отсутствуют. Впрочем, в арабо-персидских источниках напрямую не говорится, что буртасы мусульмане. Об этом сказано в весьма расплывчатой форме Рихардом и Гильомом де Рубруком, Джиованни де Плано Карпини же относил брутахиев вообще к иудаистам. В «Слове о погибели Русской земли» не указана религия буртасов. Мы можем говорить об исламизации буртасов, но они вероятно были не так тверды в вере, как булгары. Буртасы вероятно были поликонфессиональны. А. Расторопов же указывал, что выделять археологическую культуру буртасов пока рано.

В. Ставицкий же указывал на ряд слабых мест в разных точках зрения. Для алан были характерны раннеклассовые отношения, а буртасы находились на стадии племенной разобщенности. Комплекс вооружения буртасов и аланов отличается. То, чем они вооружены, скорее соответствует комплексу вооружения мордвинов. Буртасы, по описаниям арабов, скорее лесной народ, который промышлял охотой. Однако это не исключало коневодства. Впрочем, он не исключал, что пришедшие с юга пришельцы могли дать этноним буртас местному финскому населению. Название «буртасы» ученый считал возникшим в аланской среде, которое распространилось потом и на финское население, а с XVI в. обозначало тюркское население Западного Поволжья. В частности, синонимом буртасов был термин посопные татары.

Ал-Масуди характеризовал буртасов как тех, кто вместе с булгарами и хазарами разгромили русов, которые до того воевали против мусульман на Каспийском море. Ибн Русте, Гардизи, Тахир ал-Марвази указывали, что буртасы враждуют с булгарами и печенегами, то есть были врагами, явным и неявным противником хазар. Ибн Хаукаль, ал-Истахри, Йакут указывали, что буртасы соседи хазар. Ибн Хаукаль указывал, что буртасы не народ, а народы. Вероятно, буртасы были опорой хазарской власти в Поволжье. В '«Худуд ал-Алам'» упоминались две группы буртасов. Первая из них находилась в районе Волгодонской переволоки и находилась под непосредственной властью хазар, а вторая находилась выше по течению Волги.

Константин Багрянородный упоминал страну Мордия как соседа печенегов. Фото wikipedia.org

Между булгарами и хазарами

Константин Багрянородный упоминал страну Мордия как соседа печенегов. Г. Литаврин и А. Новосельцев отождествляли Мордию с мордвой. Однако, если сравнить данные Константина Багрянородного со сведениями арабских и персидских источников, то на месте Мордии окажуться буртасы, которые указаны как враги печенегов и подданые хазар. Анонимный персидский географ указывал, что буртасы исповедуют веру гузов и сжигают своих умерших, у них два правителя. Они подвластны хазарам. На юг от них жили хазары, к северу тюркские печенеги, к западу — в.н.н.др. Главное их богатство — мех. Гардизи указывал, что буртасы нападают на печенегов и булгар каждый год. Вся их страна — равнина с деревьями и источниками. Они вооружены стрелами с луком и топором. У них нет кольчуг и панцирей, а кони есть только у самых богатых.

Ибн Русте отмечал, что земля буртасов находилась между булгарами и хазарами. Буртасы подчиняються хазарам, а управляются одним или двумя старейшинами в поселении. Они выставляют 10 тыс. всадников. Вера буртасов похожа на веру гузов. Одни буртасы сжигают своих мертвых, а иные хоронят. У них существовала кровная месть. Женщины у них пользуются свободой воли. Буртасы — земледельцы и главное их богатство в мехах. Также у них много скота, есть мед. Страна в ширину простирается на 17 дней. Ал-Бекри сообщал, что между фрдасами и хазарами 15 дней пути. Вера фрдасов похожа на веру гузов, между страной блкан и фрдас 3 дня пути. У них девушки пользуются свободой. Всадников у них 10 тыс. Главное богатство фрдасов мех, есть пашни и скот. У фрдасов много торговых мест, и их страна расстилается вширь на протяжении полутора месяцев. Тахир ал-Марвази указывал, что территория буртас была частью хазарского государства. Буртасов он относил к тюркам. Они поддерживали хазар конницей в 10 тыс. всадников. Каждое их поселение управлялось старейшиной. Их страна равнина, где были леса. Они нападали на булгар и печенегов. Буртасы разводили свиней и добывали мед. Буртасы состоят из двух групп, одна из которых сжигает своих мертвых, а вторая погребает. Их женщины пользуются свободой. Ал-Истахри писал, что буртасы соседи хазар. Буртас — имя страны, а буртасы разбросаны вдоль реки Атиль. Ал-Балхи сообщал о том же. Низами Гянджеви упоминал о буртасах как о врагах Искандера зу-л-Карнайна (Александра Македонского), что конечно является вымыслом поэта. Ал-Масуди сообщал, что из страны буртас поступают шкурки черных и красных лисиц. Одна шкурка ценой в 100 дирхемов была дороже шкурки соболя и была престижным товаром. Буртасов хронист относил к тюркам и отмечал, что они в 913 г. разбили русов.

Осталось только имя

Касательно буртасов, то в русских источниках они почти не упоминаются. Так, в «Слове о погибели Русской земли» они названы среди финноязычных соседей Руси. В русских летописях они упомянуты среди населения Золотой Орды. В частности, в Устюжской летописи они упомянуты в войске Мамая, в Никоновской летописи под 1396 г. они упомянуты в соседстве с Пермью. Шихаб ад-Дин Марджани говорил, что буртасы были мусульманами. Страну буртасов обычно мусульманские ученые локализировали в двенадцати или семнадцати днях пути, то есть в Среднем Поволжье. Реку Буртас П. Голдэн идентифицирует с рекой Самара. Нужно отметить, что, к сожалению, Ибн Фадлан ничего не говорил о буртасах, в то время как его современники оставили описания этого народа. Однако это народ присутствует в хазаро-еврейской переписке как народ б-р-т-с, который подчиняется хазарами. К сожалению, от языка буртасов ничего не осталось. Этноним буртас реконструируется в форме fard-as (асы-перевозчики) сторонниками их иранской идентичности. Нужно отметить, что в арабских источниках отмечено, что язык буртасов отличается от булгарского и хазарского. То есть можно определенно говорить, что в ІХ—Х вв. буртасы не были тюрками.

Археологические памятники ХІІІ в. указывают на тюркизацию буртасов. Буртасы упоминались в русских документах XVI и XVII вв. Буртасская топонимия присутствует в землях мордвинов и Мещерской земли, на западе бывшей Волжской Булгарии. В Позднем Средневековье буртасы должны были быть уже однозначно тюркоязычными, поскольку жили среди мусульман и исповедовали ислам. Cреди проблем, касательно идентификации буртасов, стоит упомянуть, что, в отличие от кавказских алан, в погребениях буртасов трупоположения совершались по обряду кремации и в могилах присутствовали лошади, то есть было некоторое идеологическое влияние со стороны тюрок. У кавказских аланов погребали своих умерших по обряду ингумации в катакомбах. Если буртасы были связаны с аланами, то явно не с Северного Кавказа, а из лесостепных и степных пространств Восточной Европы. По мнению А. Халикова, буртасы пришли на Среднюю Волгу вместе с ранними булгарами, то есть в VII в…

К сожалению, от языка буртасов ничего не осталось. Фото Виталия Жевнерова (olster28.livejournal.com)

Они были поддаными хазар и воевали против их врагов — булгар и печенегов. Отмечен их оседлый образ жизни и то, что они не жили в степи. Особо оговаривалась самостоятельность женщин. В постхазарское время о их судьбе сообщалось мало. Причина тому — буртасы перестали играть значительную роль в истории Восточной Европы. По мнению Д. Расовского из района Хопра и Медведицы их вытеснили кыпчаки. О. Бубенок указывал, что давление на буртасов оказывали еще и печенеги. Из скупых упоминаний есть сведения Ибн Саида ал-Магриби и Абу-л-Фиды о городе Буртас. Ал-Идриси упоминал о земле Буртас. Рихард сообщал о городе Бундаз в стране сарацинов Вела. Йакут ал-Хамави также отмечал, что Буртас это город. Рашид ад-Дин упоминал о буртасах как о народе, соседящим с мухшой и арджанами, то есть мокшей и эрзей. Джиованни де Плано Карпини упоминал о каких-то брутахиях, исповедующих иудаизм, однако эти сведения не подтверждены сведениями мусульманских источников. Вильгельм Рубрук сообщал о народе мердас, который исповедует ислам. Сведения о нем противоречат сведениям о эрзянах и, вероятно, его можно отождествить с буртасами, которые ощутили на себе влияние волжских булгар. С городом Буртас Г. Белорыбкин сопоставляет Золотаревское городище. Поселение этого города было полиэтничным и естственно среди него были буртасы. В предмонгольское время кочевники вытеснили буртасов из лесостепей, и буртасы вынуждены были переселиться в Волжскую Булгарию и в качестве федератов сражаться против врагов булгар. В Лаврентьевской летописи сказано об убийце князя Боголюбского Анбале Ясине. Среди некоторых ученых была популярна идея о еврейском следе в его происхождении. Однако в таком случае его бы в летописи назвали жидовином. Также о мусульманском его вероисповедании не сказано. Это может быть объяснено тем, что буртасов было несколько групп, которые исповедовали разные религии и имели разное происхождение. Этноним буртас впервые в русских источниках упомянут в «Слове о погибели Русской земли». Древнерусский автор локализировал их между булгарами и чемермисами (марийцами). Кроме того, о них упоминают поздние русские источники, отмечая, что в Мещере они чужаки. Этноним буртасы к этому времени теряет свое первоначальное значение.

Иранцы, ставшие тюрками?

Г. Афанасьев отметил сложность локализации владений буртасов, указывая, что есть 64 варианта локализации. Буртасы были оседлым животноводческим и земледельческим населением. Их нишей должна была быть лесостепь. К западу от Волги граница со степью проходила по линии Балаклея — Валуйки — Россошь — Новохоперск и далее к Самарской луке. Буртасы жили западнее Волги в бассейне Дона в лесостепной зоне в 375—500 км. от хазар. Они были соседями славянских племен вятичей и северян. Буртасам соответствуют археологические памятники аланского лесостепного варианта салтовской культуры. Г. Афанасьев связывал с буртасами гидроним Оскол. Про аланское происхождение племени аскел высказался И. Добродомов. О. Бубенок видел в аскелах-эсэгэлах этническую группу финно-угорского, но не венгерского происхождения. Д. Хвольсон видел в аскелах секеев, этническую группу венгерского происхождения. С. Кляшторный считал их чигилями. Последнее более вероятно.

Поход Святослава против хазар в 965 г. нанес серьезный удар по буртасам, однако буртасы как народ сохранились на Среднем Дону. Часть из них ушла на северо-восток в Среднее Поволжье принеся с собой туда свой иранский язык. Г. Афанасьев пришел к мнению, что сведения ал-Исхари, Ибн Хаукаля отражали реалии VIII — начала IX в. Украинские ученные О. Бубенок и Д. Радивилов предполагают существование двух групп буртасов. Одна из них жила в районе волжскодонской переволоки, а другая — ниже волжских булгар по течению Волги. А. Тортика локализировал буртасов в Поволжье.

Г. Афанасьев отметил сложность локализации владений буртасов, указывая, что есть 64 варианта локализации. Фото to-world-travel.ru

Таким образом, проведя исследование мы пришли к следующим выводам. Буртасы это перовоначально ираноязычное население. Они происходили от степных аланских, а не кавказских аланских, групп населения. Буртасы Среднего Поволжья находились в зоне влияния сначала хазар, а потом волжских булгар. Уже в Раннем Средневековье буртасы это гетерогеное население, включающее как иранцев, так и волжских финнов. Иранцы занимали доминирующее положение. Буртасы должны были ощущать тюркское влияние на протяжении всего Средневековья. Буртасы также должны были плотно взаимодействовать с волжскими финнами и передать завоеванной среднецнинской мордве свой этноним. Во время Позднего Средневековья этническая группа, называемая буртасы, была уже тюркоязычной.

​Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

realnoevremya.ru

БУРТАСЫ — История России до 1917 года

Киевская Русь, Народы, Российский исторический словник, Термины Большая Российская энциклопедия", Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия "История отечества" (1997), Энциклопедия "Святая Русь"

БУРТАСЫ — племенной союз в Среднем и Нижнем Поволжье. Упомянуты в сочинениях арабских и иранских писателей с 9 в. Занимались земледелием и скотоводством. В 9 — начале 10 вв. зависели от Хазарского каганата. Ассимилированы волжско-камскими болгарами и другими народами Поволжья.

История

Буртасы жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.

Буртасы

Буртасы

В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.

В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.

С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.

После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.

В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).

Около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас.

Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей

Быт и занятия

Важное место в хозяйстве буртасов отводится в письменных источниках животноводству. По Ибн-Русте и Гардизи, они владеют «верблюдами, рогатым скотом», а Бакри сообщает, что у них не только «большие стада рогатого скота», но «и овец». Важное добавление делает Марвази, утверждая, что кроме рогатого скота «они имеют свиней». Причем упоминание о свиньях стоит на первом месте, что сразу же характеризует буртасов не как кочевников-скотоводов, а как оседлых животноводов, населяющих южную часть лесостепной зоны, пограничной со степью.

Во многих сочинениях восточных географов особо подчеркивается, что буртасы занимались бортничеством. Ибн-Русте, Бакри и Марвази отмечают, что «главное их богатство составляет мед», а Гардизи добавляет: «Плодов в этой стране нет, вино у них делается из меда». Известно, что пчеловодство в своем развитии прошло три основных этапа: дикое (бортевое), колодное и рамочное. Два первых этапа характерны для древнейших форм хозяйства. Причем бортничество непосредственно связано или с использованием дупел толстых деревьев, или с их выдалбливанием, что возможно только в лесной и лесостепной зонах. Таким образом, наличие бортничества также указывает, что буртасы жили в лесной или лесостепной зоне.

ШУМЯЩАЯ ПОДВЕСКА IX — X вв.

ШУМЯЩАЯ ПОДВЕСКАIX — X вв.

Существенной статьей дохода буртасов был пушной промысел. «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, — пишет Масуди, — представляющие самые ценные меха. Из них существует несколько видов: бурые и белые, не уступающие в ценности собольему и песцовому… Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны и соседних с нею стран. Неарабские цари стараются перещеголять друг друга роскошью шуб из этих мехов и делают из них шапки и шубы, так что черные меха ценятся очень дорого. Вывозят их в Баб-ул-Абваб (современный Дербент. — Г.А.), Берда`а (город в Закавказье. — Г.А.) и прочие страны Хорасана. Часто вывозят их в северные страны славянских земель… а затем везут в земли Франции и Испании. Оттуда вывозят черные и красные лисьи меха в Магриб». Состав мехового экспорта буртасов состоял кроме лисиц из куниц, горностаев, соболей, белок, бобров; наличие всего этого зверья могло быть только в лесостепи.

Похожие материалы

russiahistory.ru

Исчезнувший народ - буртасы

Образование 5 ноября 2017

История народа буртасов состоит из различных мифов и легенд. Этот исчезнувший этнос вызывает множество споров и основной причиной является то, чем многие историки и исследователи грешат, и это не только касается вопроса о буртасах. Всегда есть соблазн у любого исследователя совершить «великое открытие».

Интерес к народу буртасов проснулся вначале 2000–х. Отчасти благодаря желанию некоторых историков и краеведов озвучить свои полюбившиеся концепции, отчасти благодаря замечательному археологическому открытию европейского масштаба у посёлка Золотарёвка, вселяющему надежду на новые интересные исторические открытия. Необходимо рассмотреть все версии о происхождении и исчезновении этого загадочного народа.

буртасы народ

Первые упоминая в летописи

Вопрос о локализации этого народа и временных рамках его существования остаётся открытым. Есть упоминание арабского географа Кальби, в котором он повествует о каком-то народе бурджасов. Другие восточные географы, такие как Ибн–Руст, Истахри и Масуди, действительно в своих работах называют этническую группу буртасов и даже описывают их. Но есть тут один интересный нюанс: в 922 г. некий Ибн–Фадлан был в обозначенных великими географами местах. Его маршрут пролегал от столицы хазар (низовье Волги) до столицы булгар. И он ничего не слышал о народе буртасов.

Эта ситуация явно требовала разъяснений. Ибн–Хаукаль в 976 году напишет о том, что не осталось следов в тех областях от буртасов, хазар и булгаров. Пришли русы: всех перебили, разогнали, а земли взяли себе. Есть и ещё не менее интересный источник – письмо хазарского царя Иосифа. Он перечисляет народы по реке Итиль (Волга), которые усердно платят ему дань: «в-н-н –тит» (вятичи?), «с-в-р» (северяне?) и среди них упоминается такой этнос «бурт-с». Может это и есть древняя исчезнувшая народность?

народ буртасы краткие сведения

Теории происхождения буртасов

Называются три основных версии происхождения народа. Все они вызывают множество споров в научной среде и являются чисто гипотетическими, однако необходимо их озвучить:

  • Алано–асская. В пользу этой теории говорят факты трупосожжения и погребальные обряды, аналогичные с обрядами имевшиеся у сармато-алан.
  • Тюркская. Здесь утверждается родство с волжскими булгарами.
  • Финно-угорская. Согласно этой концепции исчезнувший народ буртасов стал предками мишарей и мордвы. Он оставили после себя памятники городецкой археологической культуры.

буртасы народ внешность

Видео по теме

Чем занимались буртасы?

Согласно источникам восточных географов, основными занятиями у них было земледелие, оседлое животноводство и особенно подчёркивается бортничество. Среди животных на первом месте стоят свиньи. Имеются огромные стада крупного рогатого скота и овцы. Занятие бортничеством, как одним их основных видов деятельности, наталкивает на мысль, что древний народ (буртасы) проживал либо в лесу, либо в лесостепной зоне.

Но особого упоминания удостаивается экспорт пушнины. Меха чёрной лисы очень дорого ценились как в европейских дворцах, так и на Востоке. Они приносили купцу тысячу процентов чистой прибыли.

Из всех эти сведений можно сделать определённые выводы. Буртасы не были жителями степи. Их занятия подходят для оседлого образа жизни (земледелие, бортничество). В не меньшей степени их интересовали и промыслы пушнины (лисы, бобры и т. д.). Отдельные острова лесостепи находятся у левых притоках Дона, в долинах таких рек, как Медведица и Бузулук. Эти лесостепные островки не только богаты различным зверем, но имеют благодатную почву для занятия земледелием.

Необходимо сразу оговориться: краткие сведения о народе буртасов можно получить лишь по письменным источникам арабских географов и путешественников. К сожалению, на данный момент не найдено предметов материальной культуры, которые можно было бы однозначно идентифицировать как принадлежащие этому легендарному и ныне исчезнувшему этносу. Правда есть музей, посвящённый их истории, но о нём пойдёт речь ниже.

буртасы древний народ

Царица исчезнувшего народа

В Пензенской области были найдены следы этнической группы. Есть две интересные деревни для энтузиастов и поклонников истории народа буртасов - это Сканово и Наровчат. При въезде в Сканово стоит памятник женщине-воину - Нарчатке. Она не побоялась поднять свой народ и сразиться с оккупантами - монголами. Её брат Атямас проводил довольно успешные рейды по тылам монголов в 1242 году. По другим сведениям, был вероломно убит 9 апреля 1241 года. Они были детьми мокшанского царя Пуреша, поэтому им выпало судьбой встать на защиту своего народа.

В письменных источниках не сохранилось упоминание о Нарчатке. Но на монетах мокшанских женщин, которые они используют для украшения своих головных уборов можно встретить её изображение. О легендарной героине мордовского эпоса уважительно отзывался и хан Батый. Она отчаянно бросилась в бой с захватчиками, но силы были неравны, и Нарчатка со своим боевым конём бросилась в реку Мокша. Героическая гибель сделала её легендой Мордовии.

Но в некоторых преданиях её имя связывают с буртасами. И кое-кто из российской научной среды готов с этим согласиться. Необходимо попытаться разобраться в этом вопросе.

буртасы история народа

Нарчатка – героиня мордовского эпоса

Скудность данных не позволяет провести полноценного исследования. Поэтому приходится опираться на эпос и легенды. Её называют наследницей царя Пуреша, который сопровождал войска татаро-монголов в их походе на Центральную Европу. Ему не нравилась вассальная зависимость от хана Батыя. Да и потери, которые мокшане несли в европейских городах, натолкнули его на мысль о союзе с Генрихом Благочестивым. От такого ненадёжного союзника разумнее было избавиться, что монголо-татары и сделали. Они хитростью разоружили мокшан, а затем перебили их спящими. Пуреш и его сын Атямас погибли.

Уцелевшие объединились вокруг Нарчатки. Теперь она играла роль руководителя, что, впрочем, логично. Возникает другой вопрос: "А могла ли женщина в те времена возглавить войско?". У других народов таких примеров нет.

И ещё один момент не в пользу её буртасского происхождения. Если она была царицей и наследницей мокшанского царя, то о каких буртасах может идти речь? Вопросов много и только наличие новых данных может помочь доказать или опровергнуть гипотезы, о её происхождении. Краткие сведенья о народе буртасов поднимают множество вопросов в научной среде. И тем приятнее, что к этой тематике с энтузиазмом обращаются и просто любители истории родного края и даже, не жалея сил и средств, открывают музей. Ярким примером является музей истории и культуры буртасов. Это единственный источник хоть какой-нибудь информации по данной теме.

буртасы народ одежда

Музей истории и культуры буртасов

Он располагается в селе Сканово Пензенской области возле знаменитого женского Троице-Скановского монастыря. Его экспозиции условно поделены на три периода: брахманский, золотоордынский и христианский.

Основу составляют находки из древнего могильника на Саранской горе. Это дротики, браслет бронзовый и фрагменты других украшений. Кроме этого, здесь находится народная одежда буртасов, вернее их потомков, и множество других интересных экспонатов. Давать оценку сложно, но видно невооружённым взглядом, что этот музей призван передать не только атмосферу таинственности вокруг этого легендарного этноса, но и пробудить интерес к богатой культуре и истории России и её народа. И такой вклад обычных, простых граждан вызывает уважение.

строй древних народов края буртасы

К вопросу об этнониме «буртасы»

В источниках, дошедших до наших времён, подчёркивается, что язык буртасов не похож на хазарский или булгарский. Они не говорят и на языке руссов. У них свой собственный язык. Лингвисты, опираясь на аланскую теорию происхождения буртасов, попытались найти корни названия народа из иранских языков. Кроме того, нельзя игнорировать сообщения персидского историка Рази. В 17 веке он упоминает народ фурдас. Этот этноним мы встречаем и у Бакри. Вполне возможно, что потом он был исковеркан и дошёл до нас как "буртас".

Если переводить это сложносоставное племенное название с иранских языков, то получается «фурт» - сын, а «ас» - это одна из аланских этнолингвистических общностей. То есть полный перевод буквально означает «сын асский».

Строй древних народов края Буртасов

Но вот что действительно шокировало арабских писателей – обычаи и традиции этой этнической группы. Начать нужно с того, что вырастая, женщины выходили из-под опеки отца и сами выбирали себе мужей, и никто не мог повлиять на их выбор. Второе интересное наблюдение – это их погребальные обряды. С одной стороны присутствовали и мирно уживались две традиции: трупосожжение и захоронение в землю - это говорит об их веротерпимости.

«Главных» над буртусами не было. Они доверяли вершить суд и улаживать различные распри наиболее авторитетным и уважаемым старцам. Если проводить параллели, то такое устройство было присуще кельтам (друиды) и индусам (брахманы). Одним словом власть принадлежала мудрецам, решениям которых доверяло всё общество. То есть они полагались на мудрость и опыт, а воины занимались тем, что и должны делать: защищали слабых.

буртасы исчезнувший народ

Как выглядели буртасы?

Практически не осталось описания внешности «лесостепных асов». К ним приписывают гузов, чья вера очень похожа на веру исчезнувшей народности. После ассимиляции с булгарами практически на тех же землях, которые упоминают средневековые восточные географы, осталась группа, самоназвание которых - «бурташи». Описание внешности народа буртасов так и остаётся открытым и по сей день. Этот легендарный этнос мог оказать своё влияние и на мордву, татар, осетин. Фото внешности народа буртасов, как они выглядели, пробует дать Музей истории и культуры. Но это можно расценивать лишь как попытку энтузиастов воссоздать и заполнить белые пятна в истории родного края.

Мифологизация истории

Пенза плавно подходила к празднованию своего трехсотпятидесятилетия. К этой прекрасной и замечательной дате подготовились основательно не только администрация города, но и ряд историков, краеведов. Была начата целая компания, с целью убедить жителей города в том, что они являются славными потомками буртасов, но она провалилась – видимо, жители этого прекрасного уголка России идейно «не созрели». Оно и понятно: слишком смелое заявление не только для историков, но и для людей, просто увлечённых историей своей Великой Родины. Это не означает, что вопрос о буртасах однозначно закрыт. Нет. Просто необходимо больше данных и более серьёзный их анализ.

В Пензенской области достаточно открытий и мирового масштаба. Одно Золотарёвское городище чего стоит. Возможно, оно и прольёт свет знания по данной тематике. Время покажет.

Заключение

Краткие сведения о народе буртасов, оставленные потомкам благодаря трудам многих восточных средневековых авторов, и ряд других косвенных данных заставляет предположить их тесную связь с иранскими народами. Официальная наука, на сегодняшний момент, очень осторожна в формулировках, особенно если дело касается следов материальной культуры. Она не идентифицирует их как буртасские, сводя всё в область дискуссий и дебатов. Но вопрос остаётся открытым. И это широкое поле деятельности не только для лингвистики, археологии и этнографии, но и ряда других современных и перспективных направлений науки.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Куда пропали майя: тайна исчезнувшей цивилизации. Происхождение и занятия древнего народа МезоамерикиОбразование Куда пропали майя: тайна исчезнувшей цивилизации. Происхождение и занятия древнего народа Мезоамерики

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них – причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Музеи ретро-автомобилей в Москве и пригородах Санкт-ПетербургаАвтомобили Музеи ретро-автомобилей в Москве и пригородах Санкт-Петербурга

Куда идут люди, влюбленные в скорость и шум дороги под колесами, ценящие настоящее качество, неподвластное времени, чтобы отдохнуть душой и полюбоваться на легенды? Конечно же, в музеи ретро-автомобилей. В Москве их в...

Nissan Cube, или квадратный субкомпактвэнАвтомобили Nissan Cube, или квадратный субкомпактвэн

В 1990-х годах японский концерн Nissan испытывал нехватку моделей класса «B». Перед инженерами и дизайнерами компании была поставлена задача разработки автомобиля, который восполнил бы этот пробел. При это...

Новая Нива Шевроле. ОбзорАвтомобили Новая Нива Шевроле. Обзор

Новая Нива обещает стать самым дешевым отечественным внедорожником. Дизайн ее разработан знаменитым итальянским ателье Bertone. Вопреки устоявшемуся мнению, что Нива Шевроле – это уже не Нива, но еще не Шевроле,...

Исчезнувшие профессии: список. Какие профессии исчезнут к 2020 году?Бизнес Исчезнувшие профессии: список. Какие профессии исчезнут к 2020 году?

Развитие технологии и техники в первую очередь направлено на усовершенствование и облегчение жизни каждого из нас. Но в то же время это является причиной исчезновения целого ряда ремесел. Исчезнувшие профессии –...

Бизнес "Газпром - мечты сбываются!" А вот народ в этом сомневается

"Газпром - мечты сбываются!" - знакома ли вам эта фраза? Ну, конечно, как и сама компания "Газпром" - крупнейшая газовая компания в мире, которая проводит геологические разведки, добывает, транспортирует, перерабатыва...

Размеры женских перчаток. Как правильно подобрать изделиеДом и семья Размеры женских перчаток. Как правильно подобрать изделие

Один из самых интересных аксессуаров женской одежды, который испытан модой на протяжении многих столетий и прошел путь от показателя высокого аристократичного статуса до современной одежды, используемой в повседневнос...

День Ивана Купала: традиции празднования у славянских народовДом и семья День Ивана Купала: традиции празднования у славянских народов

День Ивана Купала – один из самых любимых христианско-славянских праздников. Накануне, в ночь перед Ивановым днем, устраивались народные гулянья со множеством обрядов, ритуальных действий и игр.

Кровать двуспальная надувная - удобное место для сна и отдыхаДом и семья Кровать двуспальная надувная - удобное место для сна и отдыха

В некоторых ситуациях создать быстро и без лишних затрат дополнительное спальн...

Тут народ интересуется: с какого числа Масленица?Дом и семья Тут народ интересуется: с какого числа Масленица?

Вопрос "Какого числа Масленица?" начинает повсеместно звучать едва ли не сразу после окончания январских каникул. Праздник, по сути, вполне стал настоящим днём народного единства, когда проявляется всё многообразие на...

monateka.com

страницы истории и интересные факты

27.07.2015Страна буртасов – край меда и мехов

Вы слышали о буртасах? Об этом народе, который является предками башкир, чувашей и татар-мишарей? Но есть и другие гипотезы ученых о том, что после буртасов остались на Земле и другие народы и народности. Так кем же был этот народ, оставивший после себя столько хорошего и нужного даже в наше время? И почему летописцы в свое время уделили столько времени описанию образа жизни, привычкам и наследию этого народа?

О буртасах впервые было упомянуто арабскими и персидскими географами в далеком IX веке. По их описаниям, уже в то время этот народ представлял собой реальную политическую силу. Именно они влияли на стабильность в Поволжье (в то время река называлась Итиль), в северной части Кавказа, но даже и в византийских колониях Причерноморья и во владениях халифата в Закавказье.

В 965 году, когда князь Святослав совершил свой знаменитый хазарский поход, он полностью отнял и подчинил себе все земли и у хазар, и у буртасов, и у булгар.  Жителей этих земель воины Святослава или подчинили себе, или уничтожили. Оставшиеся в живых рассеялись по близлежащим землям, до которых еще не дошли руки у киевского князя.

Памятники истории подтверждают, что уже в начале XI века буртасы основали себе новое место для жизни. Им оказался бассейн Среднего Дона. Дальше – больше.  И уже Донецко-Донское междуречье приготовило место этому народу все для их спокойной и размеренной жизни.  Об этом свидетельствуют раскопки Маяцкого городища, что расположено сейчас на высоком донском берегу.  

Это была мощная крепость с белокаменными стенами высотой до 5 метров и шириной до 6 метров. Представляете себе такую стену? В то время преодолеть такую «стеночку» было практически невозможно.  Рядом с крепостью обнаружено большое селище, в котором и дома были, и хозяйственные постройки. А вот посуда, обнаруженная в поселении, полностью повторяет посуду, которой пользовались жители Кавказа. Значит, предки буртасов жили на Кавказе.

Чем же занимался в жизни этот народ? Как говорят летописи, были у них и обширные пастбища, и поля для посевов. И домашним скотоводством буртасы тоже занимались. А это говорит о том, что не вел этот народ кочевнический образ жизни. А раз были предки чувашей и башкир людьми оседлыми, то и бортничество им было далеко не чуждо. А еще занимались они и пушным промыслом.

Видно, на территории, которую они занимали, было много лесов. Арабский путешественник Масуди писал о буртасах, что они поставляют шкурки черных лисиц, песцов, куниц, белок, бобров и соболей. Причем, мех, подобный буртасскому, не встречался больше нигде в мире. За ним была своеобразная охота среди «власть имущих». И поставлялись шкурки как на юг, во Францию и Испанию, так и на север славянских земель.

И медом буртасы тоже торговали с югом и севером, видно, знали секреты бортничества. Существовала у буртасов и кровная месть. В самый короткий срок, при острой необходимости, буртасы могли поднять навстречу врагу до 10 тысяч воинов. Жили зимой они в деревянных домах, а летом – в шатрах. Не чурались в одежде мехов.

Но как оказалось в дальнейшем, буртасы не просто рассеялись по земле. Они, видимо, оказались не тем народам, который был способен растеряться и раствориться в истории. И живут нынешние потомки буртасов и в Мордовии, и в Чувашии, и на Дону, и даже на северном Кавказе. Хороший народ, значит, был, что оставил после себя столько потомков.

Рейтинг статьи: 2681 просмотр

Автор: Антонина Журавлева

geo-storm.ru