Древние боги армении. Древние армянские боги помимо верховного бога Ар — Парис Геруни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ар — Верховный Бог Армян и Богиня-Мать — Хая — Парис Геруни. Древние боги армении


Древние армянские боги помимо верховного бога Ар - Парис Геруни

Древние армянские боги помимо верховного бога АрПоклонение Верховному Арийскому богу Солнца- Ар возникло в Армении около 50 тысяч лет назад. Помимо Ар и богини матери Хайа были и другие древние Боги.

Богиня Анаит — Anahit, дочь AR. Ее очень уважали и любили в Армении «Богиню материнства», ее также называли «Золотая мать» и «Золотое рождение».

Ее главные Храмы были в регионе Екехиац Высокой Армении, в Еризаване (ныне Ерзнка), в Аштишате, Тароне (к западу от озера Ван) · где был «Ильфхюн»; Ilpnn = Трон Анаит », также в Арташате, Багаране, Армавире и других местах.

Бюст богини, часть ее разбитой скульптуры, хранится в Британском музее, показана на рисунке 65.

Богиня Нар или Нанэ, дочь AR, богиня мудрости. «Нар» по-армянски означает «Ведущий, лидер». «Нанна (Нанни)» означает: «Мать, Великая Мать», также «Кормление, фидер». Ее Храм был в городе Тил области Даранагяц.

Ваагн — Vahagn, Молодой и Харди Ваагн (J! W2fi ~ whwqO), Истребитель драконов и зла. Он был очень любимым армянским богом мужества, силы, героизма, молнии и битвы (позже).

Предполагаемая дата его «рождения» — 22 946 г. до н.э. Арег 1 (21 марта), когда появился первый армянский календарь (солнечный) (см. ЧАСТЬ 1, пункт «J1.17)). Показана картина момента его рождения на рис. 66 (см. Также стр. 15,1).

Он жил со своей женой Астхиг в замке на берегу озера Ван. Его основные Храмы были в Аштишате (в районе Тарона), недалеко от озера Ван, в Васпуракане и в Высокой Армении. Скульптура Ваагна в Ереване представлена ​​на рисунке 67. Старая скульптура Его головы (сделанная, возможно, до Великого потопа, см. П. 3.19) показана на рисунке 64 (младший Бог).

Богиня Астхик (Звезда, Звездочка), Дочь AR и Жена Ваагна. Она была очень прекрасной богиней просветления, воды, любви и красоты. Ее имя в древней Армении было отдано планете Венера, ярчайшему объекту на Небе после Солнца и Луны. Ей в праздничный день «Вардеввар» были представлены розы.

«Аст» по-армянски означает «Вселенная», «Астх, wuUUJ.» (Сгусток космической материи) означает «звезда», «Астхик» — «маленькая звезда». Ее Храмы были в Аштишате в Таронском районе и на берегу озера Ван.

Ее имя было перенято другими народами, также перешло к именам их Богинь, таких как Астарт, Иштар, Иссида, а также к международным словам как «астрономия», «звезда». На армянском языке из «ASTGHIK» (или наоборот) появилось слово «звезда» (notnrp-astgh).

Бог Тир, Бог Писателя, Секретарь АР, Защитник письменного языка, науки и искусства. У него были «белые» и «черные» большие

vstrokax.net

Древние армянские боги | Вне Строк

Древние армянские богиВ представлении hау-арменов все люди, созданные Творцом – Богом-Отцом, равны.

В Армении не было рабов, крепостных и людей низшего сословия. hау-армен полагал, что, поскольку человек создан Творцом, он совершенен и все люди равны между собой.

Таким образом, можно у тверждать, что предки индоевропейцев – армянские/арийские племена, на своей прародине – в стране Арарат жили по законам, предписанным Творцом, что было залогом свободы мысли и дуxа, гармонии и высокой нравственности в отношенияx между людьми.

Рис.1 Святилище Немрут, I в. до н.э., Западная Армения (сегодняшний вид) Рис. 2 Армянские боги: Ваxагн, Анаит, Арамазд (в центре), Миxр, Тир. I в. до н.э., гора Немрут, Западная Армения (реконструкция).Рис 1 Арамазд (Бог Ар, Отец Богов), творец Неба и Земли, святилище Немрут, Западная Армения, I в. до н.э. Рис 2 Мать Анаит (Anahit), богиня любви и плодородия, святилище Немрут Рис 3 Мать Анаит (A nahit), богиня любви и плодородия, бронзовая скульптура, Ериза, Западная Армения, Британский музей.Рис 1 Ваxагн (Vahagn), богвойны и победы, Рис 2 Миxр (Mihr), бог солнца и огня, святилище Немрут, Рис 3 Тир, бог письменности, святилище Немрут Рис 4 Алди (Арди, Халди), Главный бог и бог войны страны Арарат-Урарту, барельеф, Арцке, Западная Армения, VIII в. до н.э.

Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший начуный сотрудник государственного музея истории Еревана.

Об Армении — Древние письменные источники Междуречья

Древнейшая история Армении — Анжела Терьян

Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx

Скачать полную версию книги

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Армянская мифология - Боги древних армян

Армения // Армянская мифология - Боги древних армян

10 января 2011

Оглавление:1. Армянская мифология2. Характер верований3. Исторические источники сведений4. Храмы и культовые места5. Боги древних армян6. Герои и легендарные монархи7. Духи и мифические существа8. Праздники и обряды

Аманор — божество, олицетворяющее Новый год и приносящее его первые плоды. Пережитки культа в XX веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре»

Фрагмент статуи богини Анаит, найденный в провинции Высокая Армения Великой Армении

Анаит, Анахит, Анахита — богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь Арамазда. Отождествлялась с персидской Анахит, древнегреческими Артемидой или Афродитой, древнегрузинской Дали, древнеримской Дианой и древнеегипетской Ниити. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице.

Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит». Целый район в Ерезе в провинции Акилисена, где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда.

Арамазд — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов .

По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, по другой, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда. Культ Арамазда пришёл, возможно, в VI—V веках до н. э., слившись с культом местных божеств. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.

Главное святилище Арамазда находилось в Ани и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.

Арев — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.

Астхик— в армянской мифологии богиня любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.

До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар, посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния.

Баршамин,, также Баршимниа, Баршам — божество, выступающее противником богов и героев. Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Древней Армении. Построенный в честь Баршама храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II и установленная в селении Тордан, были разрушены после принятия в Армении христианства в 301 году.

Бахт — дух в армянской мифологии, персонификация судьбы.

Ваагн, также Вахагн — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом.

Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада».. — Мкртич Нагаш

Имя этого бога состоит из тех же индоевропейских корней, что и имя иранского бога Вертрагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене, южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна, подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Ваагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.

Ванатур. Бог гостеприимности. Возможно, Ванатур — лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества.

Ваэ — бог Солнца.

Гисанэ — умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса.

Грох — дух смерти, ипостась духа смерти Огеара . Главной функцией Гроха считался учет грехов и добрых дел людей. Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу; на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

Деметр, также Денетриос — брат Гисане. Согласно мифу, князья Деметр и Гисане — братья родом из Индии. Они навлекли гнев своего правителя и бежали в Армению. Царь Вагаршак жалует им страну Тарон, в которой они строят город Вишап. Через 15 лет царь убивает обоих братьев, а власть в Тароне передаёт их трём сыновьям, которые воздвигают на горе Каркэ статуи своих родителей-богов Деметра и Гисане, а служение им поручают своему роду.

Лусин — в армянской мифологии персонификация Луны.

Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у державшей в руках тесто матери булочку. Рассерженная мать дала ему пощёчину, от которой тот взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста.

По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние — со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который затем уходит в рай. Из рая Лусин возвращается возрождённым. Во многих мифах Лусин и Арев выступают как брат и сестра.

Михр, также Мгер, Мхер — бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком.

Нанэ,, также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина, с копьём и щитом в руках.

Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц, вблизи храма Анаит. Нанэ также почиталась как Великая мать.

Спандарамет — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье. Отождествляется с древнегреческим богом Аидом.

Тарку, также Тургу, Торк — бог плодородия и растительности. В основном почитался в окрестностях бассейна озера Ван. Со временем его имя трансформировалось в «Торк». Район распространения его культа совпадал с территорией, на которой почитался древнеармянский бог Ангех. Вследствие этого Торк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок. Эпитетом Торка стал «Ангехеа» — дар Ангеха. Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» — «некрасивый») и появился новый персонаж — Торк Ангех, которого считали внуком Хайка.

Тир — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. В эллинистическую эпоху он отождествлялся с Аполлоном и Гермесом.

Храм Тира и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда», был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.

Торк Ангех, также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех — правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.

Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.

Возможно, культ Торк Ангеха сложился в результате слияния представлений о богах Тарку и Ангехе.

Цовинар, такжецовян — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.

Просмотров: 1043

armenik.ru

Пантеон армянских богов | Вне Строк

Пантеон армянских боговАрев (арм. Արեւ, также Арэв, Арегак, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши.

Ара (в последствии Арамазд) (арм. Արա) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов. Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.

Ваагн (арм. Վահագն) — бог-драконоборец, бог войны, охоты, огня и молнии.

Анаит (арм. Անահիտ) — богиня-мать, богиня плодородия и любви. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»).

Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).

Астхик (арм. «աստղիկ» — звёздочка) — богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей.

Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.

До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).

Тир (арм. Տիր) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Ара, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). Тир считался также и проводником душ в подземное царство.

Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда», был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.

Ванатур (арм. Վանատուր — «Приютодатель») — бог гостеприимности.

Мгер (в последствии Михр) (арм. Մհեր) — бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого человека, борющегося с быком.

Цовинар (арм.Ծովինար,»тцов» — «море»), также (Т)цовян — богиня воды, моря и дождя.

Нанэ (арм. Նանե) — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Ара, выглядящая как молодая женщина в одежде воина, с копьём и щитом в руках. Культ Нанэ был тесно связан с культом богини Анаит.

Не случайно, её храм находился в гаваре Еке

vstrokax.net

Ар - Верховный Бог Армян и Богиня-Мать - Хая - Парис Геруни

Ар - Верховный Бог Армян и Богиня-Мать - ХаяС самого начала (50-40 тысяч лет назад) армяне жили в унисон с Природой, чувствовали себя прекрасно и были счастливы, что являются частицей Природы. Будучи в тесном контакте с Природой, они постоянно ощущали ее добрые и жестокие силы.

Самым добрым и радостным явлением в их жизни (а также в жизни всех животных и растений) было Солнце, дающее свет и теплоту, от которого зависела их жизнь. Поэтому естественно то, что они уважали и любили Солнце как отца, как доброго, бескорыстного Создателя.

Их уважение и любовь к Солнцу превратились в веру и поклонение как к богу Отцу. Они разговаривали с Солнцем (АР на Армянском), просили Его помочь, когда были трудности, и были ему благодарны.

Они говорили с Солнцем в Армянском, который был первым языком, языком Бога. Бог Солнца был Отцом Армян, Верховным богом Отцом (lW- = lwJP q.LtuwLlnp UumLlwb), а армянами были Его дети, арийцы, которые по-армянски означают: «Ареян» = (народ) от Солнца.

Они также знали, что Солнце дает свет, тепло и жизнь всем людям, животным и растениям, поэтому Солнце является Создателем всей Земли, является Верховным Богом. Полное имя Бога Солнца было «БОЛЬШОЙ И АРЯН AR-FATHER GOD «(UbtTh ru-uppur-euer-uus-utm, На самом деле, армяне всегда верили в одного Бога — AR — Ар.

Другие армянские боги возникли гораздо позже и были детьми АР или его помощниками. Армянский историк Л. Шахинян пишет, что АР был Создателем Неба и Земли, Верховным Богом и Отцом других Богов [77, с. 4].

Здесь необходимо отметить, что позже, после накопления знаний о звездах и созвездиях (возможно, до времени Караунж, скажем, 15-10 тысячелетий назад), когда армяне поняли, что существует целая Вселенная, они расширили концепцию Бога над всей Вселенной.

Это иллюстрируется старым армянским словом «Аствац» = Бог, где «Аст» означает «Вселенная» и «твац» означает «распространение», поэтому Астват — это сущность, «распространенная во Вселенной», часть которой является Солнцем, ближайшим и сильным представителем (объектом) Вселенной.

Согласно старым легендам, армяне считали, что они созданы (рождены) Вселенной-АР-Отцом БОГОМ с (и) Землей-Водой-Матерью GODDESS. Ее имя было «= lUaU = HAYA [haja]». В Армянском это имя означает: Hay-ya [haj-ya] (hWJeJw) = I’m Armennian ».

С давних времен армяне называли свою собственную страну Армения (и ее жителей-армяне) двумя эквивалентными именами: Армения и Айастан (Hay = Hi). Эти имена означают: «Ars mencia (Up .. Uhfi · [nu] = страна людей Солнца (AR)» и «Haya-stan (~ wJw • umwfi) = страна Земли (матери)» или «Hay- йа-стан = моя армянская страна ».

Итак, эти имена при

vstrokax.net

ПАНТЕОН АРМЯНСКИХ БОГОВ | Политика

ПАНТЕОН АРМЯНСКИХ БОГОВ

Интересная статья, рассказывающая об Армянских Богах, об их жизни, пантеоне, святилищах. Народ преклонялся им! Жил, творил, любил, создавал, воевал под их защитой и верой в них! Армяне праздновали Дни Рождения Богов своих, превращали эти дни в народные гулянья, в праздники. Потом пришло христианство... Сжигалась литература, разрушались клинописи, памятники, храмы Богов. Появилось переоценка жизни. Некоторые праздники пропали, а некоторые переименовались, тем самым потеряв смысл и историю праздников. Но, народ Армянский всегда будет чтить и помнить Богов своих!

* - Отредактировано www.K4500.com

ВЕЛИКАЯ ПРАМАТЕРЬ АНАИТ...

Два имени носил этот город у подножия священной горы Нпат, и оба говорят о его культовом значении. Багаван, что значит «место капищ», и Дюцазнаван – «место богов» был знаменит храмом верховного бога Арамазда и двенадцатью другими святилищами, посвященными покорным ему богам. Город почитался как священный не только армянами, – сюда приходили на поклонение иранцы, халдеи, эллины и даже индийские адепты.

 

АНАИТ /АННА/ = An /рождение/ - Ah /сила/ - Сила Рождения, Богоматерь

Кроме Багавана, святилища Арамазда стояли в крепости Ани области Даранаги, на горе Пагат в Васпуракане, в Аштишате на берегу священной реки Арацани. В первые же годы принятия христианства как государственной религии Багаван был сожжен, и пламя поглотило колоссальное собрание рукописей авестийской эпохи. И.А. Орбели настаивал, что часть библиотеки сохранилась благодаря потайным подземным камерам в храме Арамазда. Увы, в середине XX века турки взорвали возведенную на его месте христианскую церковь VII века, и манускрипты оказались окончательно погребены под руинами.

*Происхождения имени Арамазда идет от корня АРА (Творец), и "МАЗД" (святой). В зороастризме еще называли Маздеаканутюн (Mazdeakanut'tyun). Что касается Азда, в армянском языке означает Аствац (Бог), т.е. АРА-М-АЗД означает ТВОРЕЦ БОГ - АРАРИЧ АСТВАЦ*

 

Ара Аствать (Арамазд) - верховный Бог

*Тождественны ли персидский Ахура-Мазда и армянский Арамазд? Ахура-Мазда означает «Господь Мудрый». Полагается, что Ahura-Mazda возник благодаря контами­на­ции Арамазда. Со временем в ближневосточных языках вос­ста­нови­лась изначальная версия в разных вариантах – «Армазд», «Ормазд», «Ормизд» с восстановлением исходного смысла – «творец».*

Как и полагается верховному божеству, Арамазд имел множество детей; он очень любил свою супругу – богиню Анаит, родившуюся из его головы. В мистическом осмыслении голова верховного божества – это символ верхних слоев эфира, и подобное рождение символизирует выход в высшие космические миры через купол неба.*

*Арамазд поручил жене покровительствовать Армении и в ее же честь повелел назвать*

 

Прародитель Айк получает жезл власти от Творца Ара (Арамазд)

Анаитидой область Екегеац. О своей покровительнице армяне говорили, что «ею жива наша страна Армянская», звали ее «славой и спасительницей нашего народа», «матерью всех добродетелей, благотворительницей всей человеческой природы», «великой госпожой», «великой матерью» (Мецамор) за то, что способствовала плодородию, хранила домашний очаг, исцеляла больных, охраняла материнство. И потому неудивительно, что целебные источники, которым приписывалась способность влиять на деторождение, носили имя Анаитян.

Армяне благородного происхождения почитали за честь посвящать своих девственных дочерей богине Анаит. Описание ее храма, оставленное Страбоном, производит странное впечатление. Географ говорит, что при святилище находились не только лица обоего пола, посвятившие себя служению богине, но и дочери знатней­ших семейств, имевшие право выходить замуж «после того, как в течение долгого времени отдавались за деньги в храме богини, причем никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной». Слова Страбона ну никак не соответствуют образу, функциям и проявлениям богини, которая олицетворяла высшую нравственность и чье имя означает «непорочная, незапятнанная». Страбон, скорее, рисует Dea Syria – «великую богиню си­рийскую», считал историк ХIХ века Мкртыч Эмин, но никак не «матерь целомудрия», какою Анаит признавалась в Армении. А если знать, что частью культа персидской богини Аннаиты, во многом схожей с Анаит, был храм жриц любви, идентификация Страбона становится понятна.

 

Богиня Анаинт (справа)

На монетах Анаит изображалась в шлеме, считаясь воительницей. Цари и полководцы просили ее о победе, ее же благодарили за военные успехи. Кроме того, Анаит покровительствовала металлургам и ювелирам, по представлениям которых носила диадему с семью алмазами.

*Главный из посвященных Анаит праздников - "Хахохоршанки оре" - День винограда (Аствацацни оре - День Богородицы) отмечался (и сейчас отмечается в Армении) 15 августа. После празднования (11 августа) Дня Рождения Ваагна и Нового года в Армении - Навасарда. И хотя на месте святилищ Анаит стали возникать христианские церкви, опоэтизированный образ богини по-прежнему живет в народном сердце, и в Армении ежегодно отмечают посвященный ей праздник материнства и красоты.*

Один из самых изысканных храмов, посвященных богине, стоял в городе Ериз на берегу Евфрата. На мраморном алтаре красовалась статуя Великой госпожи, «златородной праматери», созданная еще при царе Тигране Великом. Ее отлили из цельного золота и инкрустировали самоцветами. В 35 году до н.э. изваяние стало добычей Марка Антония, воевавшего с царем Артаваздом II. Антоний разграбил храм Мецамор и увез статую. Многие слышали о том, будто консул приказал распилить статую, чтобы выдать солдатам жалованье в виде золота. Не слишком верится. И не потому, что каждому из легионеров досталось бы слишком мало. Не таким уж варваром был Антоний – он, скорее, сохранил бы статую как лучший трофей и произведение искусства.

 

Орел - тотемный символ Хайкидов

Оправившись от последствий войны, жрецы отлили новую статую – на сей раз из бронзы, следы которой также теряются в песках времени. Но существует не лишенная оснований версия, что голова именно этой статуи, обнаруженная в городе Сатале исторической Малой Армении, занимает сегодня центральное место в отделе эллинизма Британского музея.

...И ДРУГИЕ БОГИ

В эллинистическую эпоху боги армянского пантеона во многом сопоставлялись со сходными по функциям греческими богами. Скажем, чтимое армянами созвездие Ваагна входит в греческие астрономические атласы под названием Геркулеса. Имя Ваагна, бога грозы, молнии и войны, означает Драконоборец. Оно сходно с именами индийских божеств Агни и Индра. Vah (или Vahe) + Агни (agni) = Ваагн

 

Ваагн - Бог мощи и войны

(Vahagn), «несущий огонь». Индоевропейский корень «агн» (огонь) получил в санскрите форму «агни», в латыни – «игнис», у греков это «агнос». В пантеоне индоарийских народов Vahagni был огненным богом. Наскальные изображения Ваагна в Армении относятся к VII-II тысячелетиям до н.э. Он был рожден богиней Анаит от верховного бога Арамазда, был ее посланцем и защитником. Главное святилище Ваагна находилось в Таронской области, на склоне горы Карке, под которой протекает Арацани. Его построили в храмовом городе Аштишате, название которого происходит от слова «йашт» – «жертвоприношение». Рядом с ним стоял храм Арамазда, где хранилась государственная казна, а поодаль находились гробницы армянских царей. Жрецы культа Ваагна носили фамилию Вауни и считали, что их династия происходит от самого божества.

Если бы не собиратель образцов армянского мифотворчества Мовсес Хоренаци, мы бы не узнали, как явился в мир Ваагн. Вот какую песнь о рождении божества записал патриарх нашей историографии, слышавший ее в исполнении народных певцов.

ПАНТЕОН АРМЯНСКИХ БОГОВ

 

Ваагн - Бог мощи и войны

Небо, земля и вода выступают в триединстве при рождении божества: Ваагн зачат пламенем (солнце, семя), рожден от воды (источник зачатия, хранилище жизни), а плоть обрел от земли. Рождение ознаменовалось мощным космическим взрывом, и богиня Анаит привязала к руке сына составленный из звезд Ратный крест (Патарази хач), чтобы мощь его была несокрушима. Анаит послала сына на землю принести людям огонь, но дракон-вишап напал на него, чтобы отнять дар богини. Ваагн одолел вишапа и с тех пор являлся людям в обличье света и пламени. На рассвете

Ваагн-вишапаках («драконоборец») выходит из своего обиталища – горы Карке у селения Вишап и в окружении двенадцати золотых жезлоносцев поднимается на вершину горы, чтобы обозревать и охранять свой мир.

 

Ваагн - Бог мощи и войны

Соперник Ваагна, злой дух вишап олицетворяет противостояние хаоса космосу. Он персонифицирует бурю, смерч или грозовые тучи как злое начало. Мифология придает вишапу зооморфный (в виде змеи) или антропоморфный вид. Чудище растет всю жизнь и через тысячу лет может пожрать мир. Когда завершается очередное тысячелетие, земля наполняется грохотом, трясется, ходит ходуном, и охраняющий скверну тьмы вишап готов уничтожить жизнь на земле. На его пути встает Ваагн и поражает вишапа стрелой-молнией.

Уже раннее христианство модифицировало мифы о Ваагне: под вишапом стали подразумевать сатану, а Ваагна вместе с его жезлоносцами вытеснили сходные по функциям архангел Михаил и ангелы, которые вступают в схватку с дьяволом, пытающимся поглотить солнце. Ангелы вздымают вишапа к самому солнцу, и чудище испепеляется и осыпается на землю. Такая сюжетная аналогия встречается в Апокалипсисе: «Увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не кончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время».

С Ваагном связан сохраненный великим космографом Ананией Ширакаци (VII в.) миф о возникновении Млечного Пути. Холодной зимой Ваагн выкрал у ассирийского божества Баршама солому (саман), чтобы помочь людям обогревать жилища, и помчался по небесам. Выпадавшие из копны мелкие соломинки образовали звездное скопление, которое народ называет «дорогой соломокрада».

 

Астхик - Богиня любви

Ваагну завидовали даже небожители, ведь ему отдала сердце богиня любви, красоты и воды Астхик – Звездочка. Обольстительная богиня, символами которой были звезда и голубь, так страстно и самозабвенно любила своего огнеокого бога, что даже не сердилась на людей, откровенно называвших ее храм в Аштишате «опочивальней Ваагна». Но однажды Астхик разгневалась на жителей Тарона. Вызнав, что прелестная богиня каждую ночь спускается с горы Гргур, чтобы совершить ритуальное омовение в Евфрате, там, где река бежит через теснину, местные юноши разожгли на окрестных скалах большие костры, мечтая хотя бы раз полюбоваться божественной наготой. Возмущенная подобной дерзостью небесная дива навела на Таронскую долину густой туман, напоминая, что никому не дано лицезреть ее божественную красоту (читай: тайну), кроме того, кто этой красотой обладает. Овеянный легендой, этот дивный уголок природы получил название Мшуш (мгла, туман), которое впоследствии трансформировалось в Муш.

В библиотеке Армянской патриархии Иерусалима хранится манускрипт, содержащий легенду о рождении богини любви. Опасаясь конкуренции брата-близнеца, Арамазд убил его и сбросил в море. Водная стихия зашипела и вспенилась от пролитой крови, а из пенистой зыби родилась Астхик. Богиня вышла из воды, и капли крови с ее ступней превращались в розы.

В честь богини, отождествляемой с египетской Исидой, ассиро-вавилонской Иштар, греческой Афродитой и римской Венерой, стояли храмы во многих городах, куда приходили за исцелением люди с тяжелыми недугами. Почему Астхик-Венера покровительствовала беременным женщин? Только ли потому, что была богиней любви? Будем отталкиваться от астрономического фактора: период утренней и вечерней видимости планеты Венера длится примерно 263 дня, то есть близок к среднему сроку беременности у женщины.

ПАНТЕОН АРМЯНСКИХ БОГОВ

 

Лев - тотемный символ Хайкидов

Со временем биография Звездочки-Астхик обросла новыми страницами: вспомнили, что она – одна из дочерей (Ксисутра) Ноя, родившаяся после потопа. О ее принадлежности к роду патриарха Хоренаци приводит слова «превосходящей многих правдивостью» Беросовой сивиллы – одной из странствующих пророчиц.

Самой известной сивиллой в Риме считалась Кумская, ей приписывались пророчества из так называемых сивиллиных книг – священных рукописей этрусков и римлян, возникших в VI веке до н. э. Игравшие огромную роль в религиозной жизни римлян, эти книги хранились в храме Юпитера на Капитолии. К ним была приставлена особая жреческая коллегия, и к ним обращались за советом в самых ответственных ситуациях. В 405 г. их сожгли по приказу Стилихона – правителя Западной Римской империи, но сохранилось 12 книг II века до н.э., и Хоренаци, очевидно, пользовался именно ими.

«До строительства башни, – излагает он со слов сивиллы, – и до разделения речи человеческого рода на языки, и после плавания Ксисутра в Армению, властителями земли были Зрван, Титан и Иапетосте» (они же Сим, Хам и Иафет. – А.М.). После раздела ими власти над всей вселенной Зрван усиливается и достигает господства над обоими братьями. По завладении Зрваном власти Титан и Иапетосте не подчинились ему и ополчились на него войной, ибо он замыслил передать своим сыновьям царскую власть над всем миром. Титан завладел частью наследственных владений Зрвана.

Вмешалась их сестра Астхик и убедила положить конец распре. Они дали согласие на царствование Зрвана, но решили истреблять его детей мужского пола, чтобы он не воцарился потомствен­но над ними. Назначили стражей следить за родами его жен. И после того как двое новоро­жденных были убиты, Астхик вместе с женами Зрвана задумала уговорить Титана спасти остальных детей и отправить на запад, на гору Дюцнкец, что ныне называется Олимпом».

Из отечественных преданий об Астхик, дочери Ксисутра, добавим еще, что после потопа она занималась изучением целебных свойств растений, произраставших в Араратской долине, затем отправилась совершенствоваться в медицине у египетских жрецов. Именно эту сторону деятельности богини отражал разбитый царем Арташесом I вокруг Артаметской крепости «сад из различных цветистых благовонных растений, но не только для приятных зрительных удовольствий и обонятельных наслаждений, а и для приготовления из них лекарств, изобретенных любознательными врачами», – описывает историк Х века Товма Арцруни, подчеркивая, что в центре цветника стояла статуя самой богини.

Одним из любимейших праздников нашего народа во все времена был Вардавар, или Вардаматн («вард» по-армянски – роза), празднуемый в середине лета. По исконно армянскому календарю Вардавар приходился на самый конец года, время солнцеворота – 1 число месяца Навасарда (11 августа), хотя имеются и другие сведения: отмечали его в день летнего солнцестояния – 22 июня. Название праздника, связанного с Астхик и ее любовью к Ваагну, означает «осыпать розами». Даря розы и разливая розовую воду, богиня Астхик сеяла любовь по всей стране, а боровшийся со злом Ваагн охранял эту любовь. Однажды, узнав, что возлюбленный ранен, Астхик поспешила к нему босая. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы покраснели от ее крови. Так красная роза стала символом любви.

В южных областях страны с Вардаваром совмещали день благословения винограда – в эту пору лоза достигала полной зрелости. Праздник сопровождался песнями-плясками, дарением роз в храме Астхик. Влюбленные юноши выпускали в небо голубей. Если птица совершала три круга над кровлей дома любимой девушки, осенью ее выдавали замуж. Люди обливали друг друга холодной водой, разыгрывая символический обряд внутреннего очищения, обновления и вызывания дождя в засушливое время года. Веря в плодоносящую силу воды, бесплодные женщины ходили в пещеру Цахкаванк на горе Аралер, где стояли под капающей со сталактитов водой, прося богиню послать им дитя. Стремясь затмить языческое празднество, христианский символизм связал традицию обливания водой с воспоминанием о потопе и обновлением человечества.

 

Тир - Бог письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и искусства

Очень гордился верховный Арамазд своим сыном Тиром, в честь которого радугу назвал «поясом Тира». В виде тетивы-радуги изначально изображался зодиакальный знак Стрельца, а антропоморфные черты лучника он приобрел в позднейшие времена. По легенде, прошедшая под аркой Тира девушка превращалась в юношу, а юноша – в девушку. В этом любопытном отголоске арийского восприятия стихий мы сталкиваемся с переходом из одной сферы в другую, и бог Тир здесь воплощает стихию воздуха, выше которой преобладает мужское начало, а ниже – женское.

*По ряду мнений, Тиру мы обязаны словом «Тер» – Господь, господин. Тира чтили 13 февраля: в этот день совершался праздник Трндез, (Терендез). По одной из версий означает:- Тр(крак/огонь/) дез(вам) - "Огонь вам"- Тер ынд дез – "Господь в тебе", так кричали когда молодожены прыгали через костер, как бы освящая свои половые детородные органы. Считалось, если девочка прыгнет через костер , то мальчик родится если вокруг пройдет, то девочка. Далее этот праздник также переименовали, который в христианскую эпоху вылился в праздник Сретения Господня. Христианство переосмыслило праздник, но основную часть обряда сохранило в первозданном виде. Нетрудно догадаться, что мужские имена Тирайр, Тиратур, Трдат (Тиридат), название города Тиракатар и горы Тиринкатар («пик Тира») связаны с ним же.*

Крылатый Тир, чье имя порой толкуют как «быстрый», был ученым богом, и за это Арамазд назначил его своим личным писцом и гонцом, а вдобавок ко всему доверил покровительство письменности, риторики, науки и искусства. Деятельность Тира особенно была по сердцу Арташесу I, и царь построил новое святилище просвещенного бога на том самом месте, где в VII веке родилась жемчужина нашего зодчества Звартноц.

По ночам бог-прорицатель Тир являлся людям и навевал им вещие сны, приоткрывающие завесу будущего. Вот почему его главное святилище носило название Еразамуйн – «погружение в грезы». Эти грезы толковали жрецы, обучавшие подростков из знатных семей наукам, главное место среди которых отводилось астрономии и космографии. А на посвященные Тиру ежегодные празднества Тиракан в Еразамуйне собирались поэты страны – продемонстрировать свое мастерство. Держа в руках чашу для огня, жрец выходил из храма и называл поэтическую тему. С вынесенной из святилища чашей связано, между прочим, слово «раман», некогда обозначавшее эту самую чашу: «гур» – «пламя» и «аман» («чаша, сосуд»), а сам верховный жрец выступал как «раманатар» – «несущий чашу с огнем». Поскольку приказ пользовавшегося непререкаемым авторитетом жреца должен выполняться беспрекословно, то словом «раманатар» с течением времени стали называть военных командиров, а «раман» стало обозначать «приказ».

Торжественно провозгласив тему, жрец отпускал стихотворцев ровно на сутки – поразмышлять, погрузиться в грезы и в назначенное время предстать перед знатоками искусства стихосложения. Лучшие произведения отмечались наградами, на головы победителей возлагали ивовые венцы, их титуловали венценосцами. Вот почему иву у нас называют деревом мечтаний и поэзии, а как символ и образ девичьей печали она вошла в поэзию значительно позже.

 

Тцовинар(Tzovinar), от арм. «тцов» — «море» (реже её называли «Тцовян», что переводится как «Морская») — Богиня моря, воды и дождя

*Почитание ивы перешло в христианство, и она стала символом праздника Цахказард (Вербное воскресенье) – дня триумфального входа Господня в Иерусалим перед Пасхой. В праздник Цахказард, символизирующий пробуждение природы и приход весны, дарят друг другу ветви ивы и вербы, в храмах читаются отрывки из Соломоновой «Песни песней»: «Вот зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен».*

Тира идентифицируют с духом Грох (Grogh), чье имя переводится как «пишущий», не зря же от него произошло слово «тирацу» – «дьяк». Надо признать, свое имя Грох полностью оправдывал – писарем он был пунктуальнейшим: стоило человеку появиться на свет, как Грох вписывал новорожденного в книгу жизни, а на челе запечатлевал уготованную ему судьбу – чакатагир, предопределяя отпущенный срок жизни. Он зорко наблюдал за каждым, заносил в особый фолиант все грехи и благие поступки, чтобы зачитать их на последнем суде.

 

Михр - Бог солнца, небесного света и справедливости

Если предсмертная агония длилась долго и душа никак не могла расстаться с телом, из-под головы умирающего убирали подушку, широко распахивали окна и двери, чтобы Грох мог беспрепятственно войти в дом, забрать душу и удалиться, положив ее за пазуху.

Подобно тому, как русские посылают к черту, армяне посылают к Гроху: «грох кез тани!» («писец тебя возьми!») и «грохи цоц!» («в объятия к писцу»). Прошли долгие-долгие столетия, и словом «грох» стали называть... писателей.

ПАНТЕОН АРМЯНСКИХ БОГОВ

 

Михр - Бог солнца, небесного света и справедливости

При всей любви к Тиру Арамазд уделял максимум внимания другому своему сыну, Арегу-Мигру (Mihr, Митра), которому доверил важнейшую сферу жизнедеятельности, назначив богом солнца и небесного света. Арег-Мигр – персонификация солнца, изображавшегося в виде диска с лучами, а чаще – в образе прекрасного юноши. Чтобы подчеркнуть любовь к сыну, Арамазд назвал словом Мегекан седьмой месяц года (февраль), а восьмому дню каждого месяца повелел присвоить название «мигр» или «арег». В честь Арега-Мигра устраивались ежегодные всенародные торжества. В такие дни народ собирался в назначенном верховным жрецом месте, чтобы испросить благословения небес у ритуального огня, зажженного им от капища. И вот что интересно: само понятие капища на древнеармянском языке обозначалось словом «мегъян» – от имени бога Мигра. Он пользовался такой популярностью, что в нашей ономастике, включая топонимику, по сей день можно насчитать более 150 наименований, производных от его имени. От слова mihr произошло даже общеевропейское понятие миграции, что изначально понималось как путь, движение к свету, солнцу, теплу. И чтобы вникнуть в эту почти мистическую любовь к солнцеликому Мигру, продолжим нашу «миграцию» к его храму, рассказ о котором – в следующей статье.

Армен МеружанянНоев Ковчег

Фото: Ресурсы интернет

* - Отредактировано www.K4500.com

maxpark.com

Великая праматерь Анаит - Пантеон Богов Древней Армении

Великая праматерь АнаитДва имени носил этот город у подножия священной горы Нпат, и оба говорят о его культовом значении. Багаван, и Дюцазнаван – «место богов» был знаменит храмом верховного бога Арамазда и двенадцатью другими святилищами, посвященными покорным ему богам.

Город почитался как священный не только армянами, – сюда приходили на поклонение иранцы, халдеи, эллины и даже индийские адепты.

Кроме Багавана, святилища Арамазда стояли в крепости Ани области Даранаги, на горе Пагат в Васпуракане, в Аштишате на берегу священной реки Арацани. В первые же годы принятия христианства как государственной религии Багаван был сожжен, и пламя поглотило колоссальное собрание рукописей авестийской эпохи.

И.А. Орбели настаивал, что часть библиотеки сохранилась благодаря потайным подземным камерам в храме Арамазда. Увы, в середине XX века турки взорвали возведенную на его месте христианскую церковь VII века, и манускрипты оказались окончательно погребены под руинами.

В обход общеарийской традиции происхождения имени Арамазда народ толковал его как соединение имени Арама, одного из эпонимов нашего народа, с корнем «аст» (астцвац – бог), то есть «божество Арама» и наделил «творца неба, земли и божеств, дарителя изобилия и плодородия» эпитетом «ари» – «мужественный, благородный».

Тождественны ли персидский Ахура-Мазда и армянский Арамазд? Ахура-Мазда означает «Господь Мудрый». Между тем из двух корней имени «Арамазд» один (Aram/arm) – этноним, а другой (azd/ast) означает сотворение и составляет основу армянского слова astvats (бог).

Полагается, что Ahura-Mazda возник благодаря контаминации Арамазда. Со временем в ближневосточных языках восстановилась изначальная версия в разных вариантах – «Армазд», «Ормазд», «Ормизд» с восстановлением исходного смысла – «творец».

Как и полагается верховному божеству, Арамазд имел множество детей, среди которых больше всех любил, пожалуй, свою дочь и супругу – богиню Анаит, родившуюся из его головы. В мистическом осмыслении голова верховного божества – это символ верхних слоев эфира, и подобное рождение символизирует выход в высшие космические миры через купол неба.

Арамазд поручил дочери покровительствовать Армении и в ее же честь повелел назвать Анаитидой область Екегеац. О своей покровительнице армяне говорили, что «ею жива наша страна Армянская», звали ее «славой и спасительницей нашего народа», «матерью всех добродетелей, благотворительницей всей человеческой природы

vstrokax.net