Самое древнее государство на территории Азербайджана. Древнее название азербайджана
Происхождение названия Азербайджан - это... Что такое Происхождение названия Азербайджан?
Происхождение названия Азербайджан
Азербайджан изначально — название исторической области в Северо-Западном Иране, к югу от р. Аракс вокруг озера Урмия[1][2] C Позднего Средневековья начинает распространяться и на более северную территорию: Аррана, нынешней Восточной Турции[3] , всего Закавказья, включая Грузию[4]. Однако, ещё в начале XX века энциклопедии (ЭСБЕ, Британника) не считают Российское Восточное Закавказье Азербайджаном, называя так только персидскую провинцию к югу от реки Аракс[5][6]. Азербайджанские авторы XIX века также не называли Закавказье Азербайджаном.[7][8] После провозглашения в мае 1918 г. Азербайджанской Республики название закрепилось за государством в Восточном Закавказье.
Происхождение названия Азербайджан
Название «Азербайджан» происходит от имени полководца Атропата, последнего ахеменидского сатрапа Мидии и основателя независимого царства Атропатена (Атурпаткан) в Северной Мидии, также известной как Малая Мидия или Мидия-Атропатена, (в нынешнем Иранском Азербайджане или Южном Азербайджане) в IV веке до н. э.[9][10][11][12][13] Атропат участвовал в сражении при Гавгамелах, где под его командованием воевали в частности кавказские албаны[14][15].
В период господства парфян, а затем Сасанидской державы, на языке пехлеви — среднеперсидском языке, слово Атропатена (Атурпатакан) трансформировалось в Адурбадаган. Во времена Халифата, и господства арабского языка на Востоке, термин Адурбадаган обрел арабскую фонетику, тем самым трансформировался в Азарбайган. Со времени тюркиизации населения к концу XV века[16], арабское Азарбайган, был трансформирвоан в тюркскую форму Азербайджан.
Атропат
Само имя Атропата долгое время было спорным.[17][18], некоторые ученые оспаривали значение имени Атропат, как имя собсвтенное, предполагая именно титульное происхождени сего имени, означавщее — жреца (Хранитель Огня) или же теократического правителя[19]
См. также
Литература
В. В. Бартольд, Сочинение, т. II, ч. 1
Ссылки
Примечания
↑ Всемирная история, М., 1956, т. 3, стр. 132
↑ Encyclopædia Iranica. X. D. Planhol. Azerbaijan. Geography
↑ Encyclopædia Iranica. X. D. Planhol. Azerbaijan. Geography
↑ Extracts from a Memorandum on the Country of Azerbaijan By Keith E. Abbott, Esq., H.M. Consul-General in Persia. [Communicated by the Foreign Office.] Proceedings of the Royal Geographical Society of London, Vol. 8, No. 6. (1863—1864), pp.275-279.
↑ ЭСБЕ, ст. Адербиджан
↑ Encyclopedia Britannica, 1911 edition, «Azerbaijan» Azerbaijan in Encyclopaedia Britannica 1911
↑ Encyclopædia Iranica. X. D. Planhol. Azerbaijan. Geography
↑ Although Azerbaijan was a geographical entity in the eighteenth and nineteenth centuries, the term was only used to identify the province in northwest Persia. The Safavids, at one time, for revenue purposes, included some of the lands north of the Arax river as part of the province of Azerbaijan. This practice gradually fell out of use after the fall of Safavids. To Mirza Jamal and Mirza Adigozal Beg, as well as other eighteen century and nineteenth-century authors, Azerbaijan referred to the region located south of the Arax river//A History of Qarabagh: An Annotated Translation of Mirza Jamal Javanshir Qarabaghi’s Tarikh-e Qarabagh. Mazda Publishers, 1994, ISBN 1568590113 p. XV
↑ Audrey L. Altstadt, The Azerbaijani Turks: Power and Identity Under Russian Rule, Stanford: Hoover Press, 1992, c. 2
↑ Dilip Hiro, The Essential Middle East: A Comprehensive Guide, Carroll & Graf, 2003, C. 62
↑ Roger Stevens, The Land of the Great Sophy: Iran, Methuen, 1962, C. 133
↑ Taru Bahl, M.H. Syed, Encyclopaedia of the Muslim World, Anmol Publications, 2004, C. 33
↑ The Encyclopedia Americana, Grolier Incorporated, Grolier, 2002, C. 889
↑ «In addition to Medes, Atropates led Albanians and succeeded in warding…» пишет Petr Nikolaevich Tratʹiakov, Aleksandr L’vovich Mongaĭt, Contributions to the Ancient History of the U.S.S.R., with Special Reference, Transcaucasia, 1961, c. 84
↑ Encyclopedia Iranica. M. L. Chaumont, Albania
↑ История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века.М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
↑ А. С. Сумбатзаде"Азербайджанцы — этногенез и формирование народа" Баку, изд."Элм" 1990 г.
↑ Г.Гейбуллаев «К этногенезу азербайджанцев» Баку, изд."Элм" 1991 г.
↑ Атропатена
Wikimedia Foundation. 2010.
Происхождение Людей Икс: Росомаха
Происшествие на горной дороге
Смотреть что такое "Происхождение названия Азербайджан" в других словарях:
Апшеронский район (Азербайджан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Апшеронский район. Апшеронский район Abşeron rayon Страна Азербайджан Статус район Входит в Апшеронский экономический район … Википедия
История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия
Этимология названий стран — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Афганистан — Исламская Республика Афганистан пушту د افغانستان اسلامي جمهوریت (Da Afġānistān Islāmī Jomhoriyat) дари جمهوری اسلامی افغانستان (Jomhuri ye Eslāmi ye Afġānestān) … Википедия
Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна … Википедия
Україна — Украина Україна … Википедия
Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل Даулат Исра’иль … Википедия
Киев — У этого термина существуют и другие значения, см. Киев (значения). Город Киев укр. Київ … Википедия
dic.academic.ru
Самое древнее государство на территории Азербайджана
03.08.2014 /
In category Земетки
Крепостные стены (IV-начало III в. до н.э.), Габала, село Чухургабала
Азербайджанцы являются одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности в мире. Первые государства и этнические образования (кути, луллу, турукки, су) были созданы в Азербайджане в III и II тысячелетиях до н.э. Тогда Азербайджан поддерживал тесные контакты с Шумером, Аккадом и Ассирией — государствами, существовавшими в Месопотамии, которые оставили свой след в мировой истории, а также с государствами Малой Азии.Позже государственных структур в Азербайджане стало больше и государство стало намного более развитым. В I тысячелетии до н.э и в первых веках н.э., на территории Азербайджана появились такие мощые государства, как Манна, Искит (Скифское царство), Атропатена и Албания.Манна, на азербайджанской территории, возникло примерно в IX в. до н.э. Впервые название государства звучало как Мунна. Так было в 843 г. до н.э. судя по записям ассирийского царя Салманасара III (859-823 гг. до н.э.). Позже оно упоминается в различных источниках — как Манна, Маннаш, Мана и Мини. Границы государства простирались до рек Дийала и Малый Заб на юге, до Каспийского моря на востоке, до реки Араз на севере и до озера Урмия на западе. Столицей государства была Изирту (Зирту), которая располагалась у озера Урмия. Манна, неоднократно подвергавшаяся атакам Урарту и Ассирии, расцвела в период правления Иранзу (740-719 гг. до н.э.). Последний правитель Манны состоял в союзе с Ассирией. Народ этой страны в последний раз упоминался в летописи Гедд в связи с событиями, произошедшими в 616 г. до н.э. Исследователи говорят, что Манна была захвачена граничащей с ней Мидией только в 590 г. до н.э.
Атропатена и Албания также были среди государств, которые появились после смерти Александра Македонского (326-323 гг. до н.э.). Эти государства сыграли большую роль в формировании азербайджанского народа и истории государственности на этой территории. Источники располагают достаточной информацией о
Кавказской Албании, которая охватывала Северный Азербайджан (ныне Азербайджанская Республика) и южную часть Дагестана. «Албанцы» упоминаются в работе античного историка Флавия Арриана (II столетие нашей эры), в связи с событиями IV столетия до н.э. Перед созданием собственного независимого государства албанцы даже принимали участие в сражении при Гавгамелах в 331 г. до н.э. против Александра Македонского, в составе армии Ахаменидского царя Дария III (336-323 гг. до н.э.). Известно, что албанцы в I столетии до н.э. имели армию, состоящую из 60 000 пещих и 22 000 всадников. Столицей Албании, начиная с IV столетия до н.э. была Кабалака ныне город Габала), затем со средины V в. н.э. Партав (ныне город Барда). Албания управлялась в основном местной династией. С VI столетия н.э. до начала VIII в. страна управлялась династией Мехранидов.
Камень с надписью на албанском языке, найденный в Мингячевире, Азербайджан, V-VI вв.
Название «Атропатена», распространявшееся на территорию Азербайджана к югу от реки Араз теперь иранский Азербайджан), произошло от имени Атропата, сатрапа (наместника) Ахаменидов, затем первого царя Малой Мидии. Столицей Атропатены был город Газака, на юго-восточном берегу озера Урмия. После Атропата в источниках упоминаются имена еще пяти правителей Атропатены. В I столетии до н.э. армия Атропатены состояла из 40 000 пехотинцев и 10 000 всадников. Конфронтация между Римской империей и Парфией в целях завоевания Албании и Атропатены продолжалась, со II в. до н.э., вплоть до III столетия н.э., и римляне, так же, как парфияне, регулярно нападали на Албанию и Атропатену. С этой точки зрения, привлекают внимание походы видных римских полководцев, таких как Лукулла (69-67 до н.э.), Гнея Помпея (66-65 до н.э.) и Канидия (37-36 до н.э.). Начиная с 72-74 гг. н.э., кочевые племена аланы неоднократно нападали на Албанию и Атропатену. Во время правления Сасанидов в Иране (226-650 гг. н.э.) Атропатена входила в состав этого государства, а Албания стала независимым царством.
Латинские надписи Императора Домициана I век до н.э., Гобустан, Баку:«Период правления императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максимус, центурион XII молниеносного легиона»
my-baku.ru
Название Азербайджана Википедия
Эта статья — об этимологии топонима и его распространении в различные исторические периоды. О современном государстве см. Азербайджан.
Азербайджан — топоним, в разное время применявшийся к различным территориям, а также название современного кавказского государства.
Этимология
Топоним Азербайджан (перс. آذربایجان [Āzarbāyjān]) посредством класс. перс. Āδarbāygān через пехл. Āδarbāδāgān и др.-перс. Āturpātākān восходит к др.-иран. Āturpātākān, образованного от др.-иран. и. с. *Āturpāta (букв. «защищенный (святым) огнём») с помощью суффикса -akān[1].
Топоним «Азербайджан» происходит от парфянского и среднеперсидского[2] Атурпатакан (Āturpātakān) — названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена. Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан, Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак)[2]. Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. Âzarâbâdagân) происходит современное название Азербайджан[3]. Страна была населена ираноязычными племенами мидийцев. Географически историческая Мидия Атропатена была расположена большей частью на территории нынешнего Иранского Азербайджана в Иране и на юго-восточных районах Азербайджанской Республики и ограничивалась Араксом[4].
Средневековые арабские географы толковали название по-другому, производя его, как следствие народной этимологии, от личного имени Адарбадор — «храм огня» или «хранитель огня» (от слов «адар» — огонь и «байкан» — хранитель)[5], тем более что в Атропатене было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями. Так, например, Якут аль-Хамави писал: «Некоторые полагают, что Азар означает „огонь“ на пехлевийском языке, а байган — „сторож“ или „хранитель огня“ и таким образом слово означает „храм огня“ или „хранитель огня“, что ближе к истине, ибо храмов огня в этих краях было очень много»[6].
Азербайджанский историк XIX века Аббас Кули Ага Бакиханов связывал происхождение слова «Азербайджан» с именем знаменитого полководца Бабека[7], возглавлявшего восстание иранских хуррамитов против Арабского халифата в этом регионе. Бакиханов в своём труде «Гюлистан-Ирам» писал: «Кажется, что название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабеган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит: „огонь Бабека“. Как бы там ни было, огнепоклонство, сколько нам известно, получило своё начало в крае, называемом ныне Азербайджан»[7].
Распространение названия
Азербайджан («Adrabigan») на «Карте исламских стран эпохи Буидов» 1877 года (нем.)
До 1918 года (провозглашения Азербайджанской Демократической Республики на территориях Восточного и Южного Закавказья) под Азербайджаном понималась, прежде всего, территория вокруг озера Урмия, некогда занимаемая Атропатеной, к югу от реки Аракс[8].
Средние века
В средние века арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди отмечал, что территория, к которой применялся топоним Азербайджан, расширялась и севернее Аракса. Муганскую степь на северо-востоке включал в Азербайджан также Ибн Хордадбех, но не включали другие географы[5]. Последний описывает Арран и Азербайджан отдельно. Историческим центром Азербайджана всегда[5] являлась горная территория к востоку от озера Урмия. Таким образом, в период ранней арабской географии Азербайджан охватывал в основном северо-западную часть Иранского плато, а его пределы не сильно отличались от нынешних северных границ Ирана[5]. В любом случае, со стороны низменных территорий Закавказья область едва превышала русло Аракса. Известный российский востоковед Вл. Бартольд отмечает, что Аракс являлся границей между Азербайджаном и Арраном[9]. Согласно британскому антропологу Ричарду Тапперу[en] область Мугань расположена в историческом Азербайджане[10].
В сочинении «Нузхат ал-кулуб» Хамдаллаха Казвини (XIV век) Нахичевань и Ордубад на левом берегу реки Аракс указываются в Азербайджане[11].
Новое время
При Сефевидах, на некоторое время, с целью получения налоговых доходов, определённые земли к северу от Аракса были присоединены к провинции Азербайджан[12]. Согласно энциклопедии «Ираника», термин «Азербайджан» при Сефевидах (XVI—XVII вв.) использовался для обозначения некоторых территорий к северу от Аракса, административно подчинявшихся наместникам провинции Азербайджан, но после падения Сефевидов постепенно вышел из употребления в этом смысле; азербайджанские авторы XIX века из России (Мирза Адигезаль-бек и Мирза Джамал Джеваншир) употребляют его только в отношении земель к югу от Аракса[12][5]. В период Сефевидов, по мнению М. Аткин, название «Азербайджан» применялось ко всем мусульманским ханствам Восточного Кавказа, а также области к югу от реки Аракс[13].
При императоре Александре III (1881—1894) европейскими учеными и журналистами понемногу стал использоваться термин «Азербайджан» для обозначения земель Ширвана и Аррана, выделенных в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии. В России этому примеру последовали лишь после 1917 года вследствие того, что на этих землях жили родственные персидским азербайджанские тюрки[14].
Азербайджан (Azerbijan) на карте 1883 года[15]
Генеральный консул Великобритании в Персии Кит Эбботт сообщал в 1863 году, что «страна, известная персам как Азербайджан, поделена между ими и Россией, при этом последней принадлежит около пяти восьмых от общей площади, которая по грубым оценкам занимает территорию приблизительно в 80,000 квадратных миль, или примерно соответствует размеру Великобритании; таким образом, 50,000 квадратных миль — это протяженность части, принадлежащей России, и 30,000 остается за Персией».[16]
Новейшее время
Термин «Азербайджан» впервые был использован в качестве официального названия государства 28 мая 1918 года[17] — тогда была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика, большая часть территории которой соответствует историческим областям Арран и Ширван[18][8]. Однако ещё в начале 1920 годов название «Азербайджан» в Закавказье недостаточно устоялось[19].
Ведущие специалисты по истории региона И. М. Дьяконов и В. Ф. Минорский отмечают, что до XX века термин «Азербайджан» употреблялся только в отношении тюркоговорящего региона северо-западного Ирана[8][20]. По мнению В. В. Бартольда, «если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран»[18].
15—20 апреля 1917 года в Баку состоялось заседание Конгресса мусульман Кавказа, где была сделана первая попытка определить азербайджанские стремления в условиях нового революционного переворота. Во время заседания Конгресса были услышаны откровенные требования автономного статуса для Азербайджана. Но по предложению Гаджи Зейналабдина Тагиева само название «Азербайджан» было убрано из окончательного текста резолюции[21].
28 мая 1918 года мусульманская фракция Закавказского сейма на своём заседании приняла решение декларировать независимость кавказского государства Азербайджан, объявив себя Временным Национальным советом Азербайджана. В радиограмме министрам иностранных дел ряда государств о провозглашении независимости Азербайджана премьер Фатали Хан-Хойский счёл необходимым сделать следующее пояснение: «Азербайджана, состоящего из восточного и южного Закавказья». Однако, Иран ответил на эту декларацию протестом, подозревая новую республику в посягательствах на свою северо-западную провинцию. Правительство Азербайджанской Демократической Республики использовало[22] термин «Кавказский Азербайджан» в своих документах для обращения за рубежом, чтобы развеять иранские опасения[23]. Таким образом, название «Азербайджан» было применено и для Аррана, одной из исторических областей Большого Ирана, антироссийски настроенными сепаратистами, и включало в себя территории ранее существовавших здесь ханств[22].
Как полагают В. В. Бартольд, И. М. Дьяконов и В. А. Шнирельман, подозрение иранских властей имело реальные основания, поскольку при создании Азербайджана мусаватисты полагали, что он составит единое целое с Иранским Азербайджаном[18][8][17]. Австрийский иранист Берт Фрагнер[fr] отмечает, что уже в СССР в соответствии с принципами советского национализма исторический регион Азербайджан был переосмыслен, как «Южный Азербайджан» с целью освобождения и воссоединения его с Азербайджанской Республикой, трактуемой как «Северный Азербайджан», что Фрагнер характеризует захватнической манипуляцией[24].
Примечания
↑ Расторгуева В. С., Эдельман Д. И. Этимологический словарь иранских языков / Институт языкознания РАН. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. 1 (a—ā). — 328 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-018124-2, ISBN 5-02-018125-0. (в пер.). — с. 320
Оригинальный текст (рус.)
*ātr̥-pati- ‘жрец-огнепоклонник’, букв. ‘хозяин огня’; бактр. atarobido и.с., букв. ‘хозяин огней’, где -bido < *-pati- [Dv. Baktr., 167]; см. также форму мн. ч., используемую часто для формирования топонимов и отразившуюся в *ātu/ar-patkān- ‘страна огнепоклонников, «хозяев огня»’ при изменении первой части с трансформацией интервокальной *t > δ в *āδar- > āzar- в современном названии Азербайджан.
↑ 1 2 Atropates — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont
↑ Всемирная история. — Т. 3. — М., 1957. — С. 132.
↑ Атропатены // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1 2 3 4 5 Azerbaijan. i. Geography — статья из Encyclopædia Iranica. Ксавье де Планол[en]
↑ Йакут-ал-Хамави. Му’джам ал-Булдан. (Сведения об Азербайджане). Хамдаллах Казвини. Нузхат-ал-кулуб. (Материалы по Азербайджану). — Баку. Элм. 1983
↑ 1 2 Гусейнов Г. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1949. — С. 107.
↑ 1 2 3 4 The Paths of History — Igor M. Diakonoff, Contributor Geoffery Alan Hosking, Published in the year 1999, Cambridge University Press, pg 100.
Оригинальный текст (англ.)
Until the twentieth century, the term Azerbaijan (a late form of the term Atropatene derived from the name Atropates, satrap and later king of Western Media at the end of the fourth century BC) was used solely for the Turkic-speaking regions of North-Western Iran. When, in 1918—1920, the power in Eastern Transcaucasia (Shirvan, etc.) was taken over by the party of Musavatists, they gave to their state the name ‘Azerbaijan’, hoping to unite it with Iranian Azerbaijan, or Azerbaijan in the original sense of the term; that territory had much greater Turkic population; the Musavatists relied on the state of complete political disintegration of Iran at that period, and hoped to easily annex Iranian Azerbaijan into their state. Until the twentieth century, the ancestors of the present-day Azerbaijanis called themselves Turki, while the Russians called them Tatars, not distinguishing them from the Volga Tatars. The Azerbaijani language belongs to the Oghuz branch of Turkic; the Volga Tatar language belongs to the Kipchak branch of Turkic.
↑ V. V. Barthold. An Historical Geography of Iran. — Princeton University Press, 2014. — P. 227.
Оригинальный текст (англ.)
The Araxes river, which used to have an estuary separate from that of the Kur, also constituted the border between Azerbaijan and Arran, ancient Albania. The present-day provinces of Elisavetpol' and a portion of that of Baku used to be parts of Arran; Arran in the narrow sense of the word was understood to include the area between the Araxes and the Kur.
↑ MOḠĀN — статья из Encyclopædia Iranica. Ричард Таппер[en]
↑ ADHARBAYDJAN (англ.) // The Encyclopaedia of Islam / Edited by C. E. Bosworth, E. van Donzel and W. P. Heinrichs and G. Lecomte. — Лейден, 1986. — Vol. I. — P. 191.
Оригинальный текст (англ.)
According to Yakut (13th century) Adharbaydjan extended down to Bardha’a (Parthav). In Nuzhat al-Kulub (730/1340), 89, Nakhicewan and Ordubad, on the left bank of the Araxes, are mentioned under Adharbaydjan.
↑ 1 2 A History of Qarabagh: An Annotated Translation of Mirza Jamal Javanshir Qarabaghi’s Tarikh-e Qarabagh. Mazda Publishers, 1994, ISBN 1-56859-011-3 p. XV:
Оригинальный текст (англ.)
Although Azerbaijan was a geographical entity in the eighteenth and nineteenth centuries, the term was only used to identify the province in northwest Persia. The Safavids, at one time, for revenue purposes, included some of the lands north of the Arax river as part of the province of Azerbaijan. This practice gradually fell out of use after the fall of Safavids. To Mirza Jamal and Mirza Adigozal Beg, as well as other eighteen century and nineteenth-century authors, Azerbaijan referred to the region located south of the Arax river
↑ Muriel Atkin, Russia and Iran, 1780—1828. 2nd. ed. Minneapolis: University of Minnesota Press. 1980. ISBN 0-8166-0924-1, 9780816609246.
Оригинальный текст (англ.)
In Safavi times, Azerbaijan was applied to all the Muslim-ruled khanates of the eastern Caucasus as well as to the area south of the Aras River as far as the Qezel Uzan River, the latter region being approximately the same as the modern Iranian ostans of East and West Azerbaijan.
↑ В. А. Шнирельман.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. — М.: Академкнига, 2003. — С. 33. —ISBN 5-94628-118-6.
Оригинальный текст (рус.)
А севернее располагались земли Ширвана и Аррана. При императоре Александре III последние были выделены в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии, и с тех пор термин «Азербайджан» стал понемногу использоваться для них европейскими учеными и журналистами. В России этому примеру последовали лишь после 1917 г. в связи с тем, что на этих землях обитали „азербайджанские тюрки“, родственные персидским.
↑ David Rumsey Historical Map Collection.
↑
Оригинальный текст (англ.)
The country known to the Persians as Azerbaijan is divided between them and Russia, the latter Power possessing about five-eighths of the whole, which may be roughly stated to cover an area of about 80,000 square miles, or about the size of Great Britain; 50,000 square miles are therefore about the extent of the division belonging to Russia, and 30,000 of that which remains to Persia.
Extracts from a Memorandum on the Country of Azerbafjan. By Keith E. Abbott, EsQ., H.M. Consul-General in Persia. Communicated by the Foreign Office.
↑ 1 2 Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 33—34. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
Оригинальный текст (рус.)
Впервые термин «Азербайджан» как официальное название для государства был провозглашён Национальным Советом Азербайджана 28 мая 1918 г. Иран тут же ответил на это протестом, подозревая новую республику в посягательствах на свою северо-западную провинцию. Это подозрение было отнюдь не безосновательным, ибо при создании Азербайджана предполагалось, что он составит единое целое с Иранским Азербайджаном.
↑ 1 2 3 Бартольд В. В. Сочинения. Том 2/1, с. 703:
Оригинальный текст (рус.)
Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван — это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран, но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, так как по составу населения они имеют очень большое сходство. На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах — в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду: Азербайджан персидский или этот Азербайджан?.
↑ Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 34. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
↑ Minorsky, V. «Ādharbaydjān (Azarbāydjān).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel and W. P. Heinrichs. Brill, 2007:
Оригинальный текст (англ.)
Historically the territory of the republic corresponds to the Albania of the classical authors (Strabo, xi, 4; Ptolemy, v, 11), or in Armenian Alvan-k, and in Arabic Arran. The part of the republic lying north of the Kur (Kura) formed the kingdom of Sharwan (later Shirwan). After the collapse of the Imperial Russian army Baku was protectively occupied by the Allies (General Dunsterville, 17 August — 14 September 1918) on behalf of Russia. The Turkish troops under Nuri Pasha occupied Baku on 15 September 1918 and reorganized the former province under the name of Azarbayān — as it was explained, in view of the similarity of its Turkish-speaking population with the Turkish-speaking population of the Persian province of Ādharbaydjān.
↑ Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920. — Cambridge University Press, 2004. — С. 90. — ISBN 0521263107.
Оригинальный текст (англ.)
The first attempt to define Azerbaijani aspirations under the conditions of the new revolutionary upheaval was made at the meetings of the Muslim Congress of the Caucasus in Baku on April 15-20. Notably, this event included the participation of delegates from Daghestan, whose presence was meant to affirm
the historic ties of the Transcaucasian Muslims with their coreligionists to the north. The meeting resulted in a triumph for the Adami-i Markaziyyat, which swayed the majority of participants - particularly the Musavatists - in favor of its program. The final resolution included the statement that "the interests of the Muslim nationalities would be best served by a form of Russia's governmental structure based on a democratic republic organized on territorial-federative principles." 16 The congress heard even more outspoken demands for an autonomous status for Azerbaijan, but gave them no endorsement. Indeed, on the motion of Taghiyev the very name Azerbaijan was stricken from the final resolution.
↑ 1 2 Azerbaijan — статья из Encyclopædia Iranica. Multiple Authors
↑ Tadeusz Swietochowski. Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition (New York: Columbia University Press, 1995). P. 69.
Оригинальный текст (англ.)
Although the proclamation restricted its claim to the territory north of the Araz River, the use of the name Azerbaijan would soon bring objections from Iran. In Teheran, suspicions were aroused that the Republic of Azerbaijan served as an Ottoman device for detaching the Tabriz province from Iran. Likewise, the national revolutionary Jangali movement in Gilan, while welcoming the independence of every Muslim land as a «source of joy», asked in its newspaper if the choice of the name Azerbaijan implied the new republic’s desire to join Iran. If so, they said, it should be stated clearly, otherwise Iranians would be opposed to calling that republic Azerbaijan. Consequently, to allay Iranian fears, the Azerbaijani government would accommodatingly use the term Caucasian Azerbaijan in its documents for circulation abroad.
↑ Bert G. Fragner[fr]. 'Soviet Nationalism': An Ideological Legacy to the Independent Republics of Central Asia. // Willem van Schendel (ed.), Erik J. Zurcher (ed.). Identity Politics in Central Asia and the Muslim World, 2001 — ISBN 1-86064-080-X, 9781860640803. Pp. 23—26
Оригинальный текст (англ.)
Under Soviet auspices and in accordance with Soviet nationalism, historical Azerbaijan proper was reinterpreted as 'Southern Azerbaijan', with demands for liberation and, eventually, for 're'-unification with Northern (Soviet) Azerbaijan — a breathtaking manipulation. No need to point to concrete Soviet political activities in this direction, as in 1945-46 etc.
wikiredia.ru
Что понимали под словом «Азербайджан» в средневековом Китае?
В этой части проекта мы решили коснуться темы, поднятой нами в 5-ой части относительно возникновения и раннего произношения топонима Азербайджан, который был распространен еще до появления понятия Атропатена. Путаница с Атропатеной — Азербайджаном, возможно, произошла из-за неверного произношения имени мидийского правителя Ад(з)урбада (или Арбака), которого в греческой традиции называли Атропатом. Первое упоминание об Азербайджане относится к VIII веку до н.э., о чем указано в сирийском источнике «История Кархи де Бет Селох», датируемом VI в. н.э.
Этот источник приведен известным советским востоковедом Ниной Пигулевской (Пигулевская Н.В. «Города Ирана в раннем средневековье». Москва-Ленинград, изд-во АН СССР, 1956 г., стр. 48-49). В «Истории Кархи де Бет Селох» упоминается страна Адорбайган и отмечается, что о нем было известно еще VIII веке до н.э., а этноним Адурбад (Адорбайган, Азербайджан) соотносится с именем мидийского царя Арбака:
«Когда настал конец царства Асура (Ассирия — Р.Г.)и ослабела власть ассирийская по приговору божию, построил(после победы Александра Македонского над правителем Ахеменидской державы Дарием III (336 — 330 до н. э.) — Р.Г.) крепостную стену Арбак, т. е. Адурбад в царстве мидийцев, названном по его имени землей Адорбайган».
Отсюда следует, что правильное имя мидийского правителя — Адурбад (а не Атропат), а название его страны Адорбайган (а не Атропатена). По всей видимости, из древнеиранских источников, иногда писавших Адурбад как Атурпат, это имя, попав в древнегреческие источники, превратилось в Атропат. Понятие Азербайджан существовало еще задолго до Атропата, и в подтверждение этому мы в предыдущих статьях приводили цитату из труда иранского ученого А.Касрави Табризи, который отмечает, что наиболее правильным предположением о возникновении рассматриваемого хоронима является, пожалуй, высказывание известного греческого географа Страбона, который писал: «На земле Азарбайган появился полководец по имени «Атурпат», который избавил эту страну, являющуюся частью Мидии и называющуюся «Малой Мидией», от насилия греков. В его честь эту страну стали называть «Атурпатакан». (Сборник работ А. Касрави Табризи. Подготовил Йяхья Зека, Тегеран, 1978, с. 313-314.). Следовательно, Азарбайган — Азербайджан является древним топонимом, уходящим корнями в далекое прошлое, а название Атропатена ему дали значительно позже.
В других частях этого проекта мы уже ссылались на арабского средневекового хрониста Ягута аль-Хамави, который пишет, что название, записываемое в Шамахе в форме Azerbaijan, аль-Мухаллиб записал в форме «Azribijan», а местное население произносит «Azerbijan», иногда продлевая первый звук. Таким образом, и 1500-1700 лет назад местное население называло и произносило слово «Азербайджан» так же, как сегодня мы, а не «Атропатеной» или иным названием,придуманным или неверно переведенным античными источниками. Долгое время ученые ошибочно стараются связать название Азербайджана с историческими личностями вроде правителя Атропата, от имени которого, по их мнению, произошел топоним Азербайджан.
Кстати, относительно того, что под Мидией и Азербайджаном в древности часто понимали одну и ту же территорию, можно найти подтверждение в древних источниках, приведенных покойным директором Института истории, академиком Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Играром Алиевым.
Академик отмечал, что«термины «Мидия» и «Атропатена», а также «мидянин» и «атропатенец» на протяжении веков часто употреблялись как взаимозаменяемые». В качестве примера он ссылается на армянского автора VII века Себеоса, который называет известного нам, в том числе и по иранским сказаниям героя Ростема (Рустама): «то полководцем aşxar maray’a (страны мидян), то князем Atrpatakan’а (т.е. Атропатены).У ал-Мас‘уди, тот же Ростем, погибший в битве с арабами, назван ал-азари (Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. «Пути развития феодализма». М, 1972, стр. 51, прим. 120), т.е. «азерийцем», что в конечном счете тоже самое, что и «азербайджанец»». ((Алиев И.Г. «Очерк истории Атропатены» —Баку, Азернешр, 1989, стр. 25,26).
«Таким образом, Атропату фактически подвластна была, возможно, вся территория Южного и значительная часть (если не вся) территории Северного Азербайджана. Ему подчинялись, очевидно, и другие области, входившие в Мидийскую сатрапию (земли так называемой Большой, или Нижней Мидии и некоторые другие районы). Возможно, он владел какой-то частью и Западного Закавказья». (Ук. соч. стр. 46)
«Ряд обстоятельств позволяет полагать, что земли (или часть земель) исторической Грузии входили в состав Мидийской сатрапии или, по крайней мере, находились под ее эгидой. В пользу высказанного предположения в какой-то мере свидетельствует сообщение Полибия, писавшего свой труд во II веке до н.э. Греческий автор, говоря о событиях последней четверти III века до н.э., сообщает, что некоторые части Атропатены «возвышаются над Понтом (Черным морем. — И. А.), в местах выше Фасиса (по-видимому, р. Риони. — И. А.), а с другой стороны она доходит до Гирканского (Каспийского. — И. А.) моря» (Polyb., V, 55). Почти несомненно, что картина эта восходит к ахеменидской, возможно, даже к мидийской эпохе. Атропатиды, очевидно, и сам Атропат владели этими областями по традиции, ибо они по существу явились политическими преемниками владык Мидийской сатрапии». (Ук. соч. стр. 53)
«Этот отрывок из Полибия, относящийся к двадцатым годам Ш века до н.э. является первым после Атропата и событий его времени упоминанием об Атропатене в письменном источнике». (Ук. соч. стр. 69)
Тут уместно будет привести еще один источник, подтверждающий нашу мысль о том, что язык населения Азербайджана — азари изначально имеет и тюркские корни. Мы уже касались темы азарийского языка во 2 и 3 Частях, и в дополнение приведем нижеследующее, взятое из иранского источника XIX века:
«…в коллективном труде «Наме-и Данешваран», выпущенном в Иране при Насиреддин-шахе,древний язык населения южного Азербайджана «азери» был назван «забан-и туркан», т.е. тюркским языком»…(Сумбатзаде А.С. «Азербайджанцы — этногенез и формирование народа», Баку — «Элм», 1990, стр. 49.)
Становится ясным, что прежде в самом Иране, в книгах, издаваемых по указу шаха, отмечалось, что азарийский язык был тюркским, а не персидским или иранским, как ныне утверждает ряд ученых. Также древнеиранские источники подтверждают, что территория Адорбайган прилегала к Каспийскому морю, а значит, издревле охватывала Кавказ:
«Поддерживая защиту иранской границы во всех этих пунктах, Пероз (Фируз — сасанидский правитель V века — Р.Г.)заложил еще три города. Город Рам-Пероз был отстроен в области Рей, на юге от южного побережья Каспийского моря, недалеко от нынешнего Тегерана. Рошаи-Пероз был воздвигнут как укрепление на юго-восточном побережье Каспия. Третий город Шахрам-Пероз был им заложен в Адорбайгане (Азербайджане), т. е. на западном побережье того же моря».
«В 72 г. при поддержке царя Гиркании аланы прошли «железные ворота» на Кавказе и разорили Атропатену (Адорбайган)».(Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий А.М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века, главы I-II, ЛГУ, 1958)
Относительно Азербайджана и его идентичности с древней Кавказской Албанией есть интересная информация в Китае и Центральной Азии. Всемирно известный писатель Олжас Сулейменов рассказал об одном любопытном факте: албанцев, которые до сих пор живут в окрестностях Тянь-Шаня, китайцы называют азербаженами.
Албания также называлась тюркским этнотопонимом «Азербайджан» не только местным населением, но и путешественниками и купцами, о чем свидетельствует Олжас Сулейменов:«Однажды в Русско-китайском словаре я обнаружил, что слово «албан» китайцы произносят как «азебайжен» (звуков «Р» и «ДЖ» у них в языке нет). Случайно ли это «совпадение» с названием тюркского народа? Ведь по территории Сев. Азербайджана, которая в те давние времена называлась АЛБАНИЕЙ, проходил на заре нашей эры Великий Шелковый Путь. [….]В предгорьях Тянь-Шаня издревле обитает казахское племя АЛБАН, которое у китайцев по сей день именуется «азебайжен». Это и есть часть тех самых албан, которая, отделившись, пришла в Цент. Азию.[….] И надо выяснить, почему когда османы покорили Балканский народ шкипетар, то назвали его АЛБАН (позднее автор выяснил, что шкип =скиф, эт = ~ий, ар = человек. Выходит, скифский человек). Нельзя отвергать сходу неожидаемые параллели в угоду расхожим и услужливо предлагаемым мифам.Многие вновь и вновь открываемые факты показывают, что тот же народ Азербайджана в своей культуре отразил многоголосую историю Евразии и особенно — ее Кавказского региона. Обратите внимание, как вариация «жен», детерминатив, отражающий «сущность человека» (у тюрок «джан» = ДУША,) присоединяется к этнонимам и личным именам: Мухамеджан, Галимджан. Есть и антропоним — АЗЕРБАЙДЖАН. Иногда употребляется без детерминатива. Все, например, знают имя поэта Азербая….В азербайджанском языке сохранились все черты звонкого тюркского диалекта, оказавшего влияние на официальный язык Шумера — первого гос-ва на территории Передней Азии. Слушая речь простых азербайджанцев, я узнаю элементы речи, звучавшей 6000 лет тому назад в долинах Тигра и Евфрата…»(Газета «Панорама Азербайджана» [№3 (3), 31.01.91]. )
«Албанцами называли жителей Каспийской Албании (ныне — Азербайджан).По-китайски и сегодня «албанец» произносится азе-бай-жень. Нынешний этноним — наследие Великого Шелкового Пути, который проходил через Каспийскую Албанию. И наших казахов из племени Албан китайские соседи называют азе-бай-жень».
(Олжас Сулейменов. «Литература — это жизнь: о литературе и литераторах», Издательский дом «Библиотека Олжаса», Алматы, 2011 г.)
Ризван Гусейнов
www.gumilev-center.ru
Этногенез азербайджанцев - это... Что такое Этногенез азербайджанцев?
Фотографии азербайджанца и азербайджанки, сделанные во второй половине XIX века
Этногенез азербайджанцев — процесс формирования современного азербайджанского этноса, происходивший на территории восточного Закавказья и северо-западного Ирана на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов.
Формирование современного азербайджанского этноса представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века.
Происхождение
В процессе этногенеза азербайджанцев участвовало древнее автохтонное население Атропатены и Кавказской Албании. В основном это были иранские народы, кавказские албаны[1][2] и другие кавказоязычные народы, которые смешались с вторгавшимися сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В основном это были киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.[3][4]
Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III—VII вв. н. э.)[5]. Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа[2]. Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами[6].
Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения[7] (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско-массагетских)[8]. Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род, под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века»[9]. Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.»[10].
В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX — первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары — потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев»[11], а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др.[12]».
Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности, мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность»[13]. Согласно С. А. Токареву: «происхождение азербайджанцев — вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья — каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация», продолжавшаяся и в период монгольского завоевания[14].
И. М. Оранский отмечал: «начиная с XI—XIII вв. (с эпохи сельджукского и — особенно — монгольского завоевания) происходит процесс распространения тюркских языков в северо-западных областях Иранского нагорья, в Азербайджане. Ираноязычное население этих областей переходило постепенно на тюркскую (азербайджанскую) речь, и лишь относительно небольшая часть этого населения сохранила до наших дней свои иранские языки — татский, талышский, диалекты Северо-западного Ирана»[15]. Н. Г. Волкова, в свою очередь, дополняет его: «В Восточном Закавказье к XIV в. в результате нескольких миграционных потоков тюркоязычных народов произошла языковая ассимиляция коренного населения этой территории, значительная часть которого стала говорить по-азербайджански»[16]. Дагестанский учёный С. Ш. Гаджиева пишет:
Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»[17]
Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:
Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, ещё недостаточно ясен[18].
При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, — огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза»[19].
Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI—XIII вв. началось[20] формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века[20], в эпоху правления Сефевидов. Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа[21][22].
По мнению Льва Гумилёва, этнические границы между турками и азербайджанцами установились к XVI веку, но к тому времени они ещё окончательно не были определены[20]. Новосельцев связывает это с тем, что «установившаяся граница между Сефевидским Ираном и Османской империей в основных чертах отражает и этническую границу турок и азербайджанцев»[18]. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI—XVII века, когда на территорию Азербайджана переселились полукочевые племена шахсеваны (Мугань) и падары (некоторые западные регионы)[23]. По мнению Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920—1930-гг.[24].
Генетические исследования
Кладограмма родственных отношений между некоторыми индоевропейскими народами, основанная на данных по гаплогруппах Y-хромосомы
Митохондриальная, то есть материнская наследственность показывает, что армяне и азербайджанцы более близкородственны другим кавказским и иранским народам, которые говорят на других языках, а не прочим по языку индоевропейцам и тюркам, следовательно, она не может обьяснить происхождение армянского и азербайджаснкого языков[25].
Согласно исследованию Y-хромосомы иранскими учёными, вероятно, процесс распространения тюрского языка происходил за счёт небольшого числа мужчин, которые принадлежали к политической элите и оставили весьма слабый генетический след в популяции[26].
Антропологические данные
Антропологически азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы[27].
Исследования XIX века
Русский антрополог XIX века Иван Пантюхов, описывая антропологические типы Кавказа, отмечает наличие у азербайджанцев («азербайджанских татар» по тогдашней терминологии) роста 1658 мм, горизонтальной окружности головы 540, черепные показатели 77,4 (мехатицефалы). Он также указывает, что у них одни из самых частых крепких зубов, что преобладание сплошного карего цвета глаз колеблется между 80-92% и что из народностей Кавказа у них самый короткий кишечный канал — до 440% роста. Относительно антропологического типа Пантюхов пишет:
К типу персиян подходят курды и адербейджанские татары шииты, а также удины, таты и карапапахи… Адербейджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они во время своего господства жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к армянским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольской расой, к которой причислял их Загурский и другие этнографы[28].
В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:
Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90%. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты[29].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)»[30]. ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:
Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное[31].
Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам»[32]. Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77—78)»[33].
Исследования XX века
Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:
Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа[34].
Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:
Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы — наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше[35].
Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики, Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов»[36].
Источники
↑ Stuart James An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — P. 27. — ISBN 0313274975
↑ 1 2 Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. — ИКЦ «Академкнига», 2002. — С. 197. — ISBN 5-94628-118-6
Оригинальный текст (рус.)
В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI—XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.
↑ Этногенез азербайджанцев — статья из Большой советской энциклопедии
↑ Central Asian Survey: The Journal of the Society for Central Asian Studies (1982, с. 437).
↑ Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica
↑ George A. Bournoutian. A brief history of the Aghuankʻ region. Mazda Publishers, 2009. ISBN 1-56859-171-3. Стр. 28
↑ Михаил Илларионович Артамонов История хазар. — Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. — С. 419. — ISBN 5846500323, 9785846500327
Оригинальный текст (рус.)
Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.
↑ Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательс︣тво, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323, 9785846500327
Оригинальный текст (рус.)
ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в 6—11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.
↑ Grand Dictionnaire Encyclopédique Larousse (1982). Page 921, ISBN 2-03-102301-2 (retrieved 17 February 2007).
↑ Minorsky, V. «(Azarbaijan).» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill
Оригинальный текст (англ.)
In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.
↑ Россия/Население/Россия в этнографическом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1926. — Т. 1. — С. 660.
↑ Очерки истории СССР: кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.. — Изд-во Академии наук СССР, 1958. — С. 330.
↑ С.А. Токарев Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. — Изд-во Московского университета, 1958. — С. 295-296.
↑ Основы иранского языкознания: древнеиранские языки. — М.: Наука, 1979. — С. 49.
↑ Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 79, Часть 1. — С. 18.
↑ Сакинат Шихамедовна Гаджиева Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. — Наука, 1990. — С. 8-9. — ISBN 5020167614, 9785020167612
↑ 1 2 А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. — Наука, 1972. — С. 56-57.
↑ А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин Пути развития феодализма. — Наука, 1972. — С. 21.
↑ 1 2 3 История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
↑ XAVIER DE PLANHOL. IRAN I. LANDS OF IRANn, Encyclopædia Iranica.
Оригинальный текст (англ.)
This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border—not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.
↑ Olivier Roy The new Central Asia: the creation of nations. — I.B.Tauris, 2000. — С. 6. — ISBN 1860642780, 9781860642784
Оригинальный текст (англ.)
“The mass of the Oghuz Turkic tribes who crossed the Amu Darya towards the west left the Iranian plateau, which remained Persian, and established themselves more to the west, in Anatolia. Here they divided into Ottomans, who were Sunni and settled, and Turkmens, who were nomads and in part Shiite (or, rather, Alevi). The latter were to keep the name “Turkmen”for a long time: from the 13th century onwards they “Turkised”the Iranian populations of Azerbaijan (who spoke west Iranian languages such as Tat, which is still found in residual forms), thus creating a new identity based on Shiism and the use of Turkish. These are the people today known as Azeris.”
↑ Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 4
↑ Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 33.
Оригинальный текст (рус.)
Во-вторых, у армян имелись все основания связывать начало своей славной государственности с эпохой эллинизма, а азербайджанцы создали своё первое государство, Азербайджанскую Демократическую Республику, только в 1918 г. Наконец, армяне как особая этническая общность со своим названием были известны ещё в I тыс. до н. э., в то время как консолидация тюрок-мусульман Северного Азербайджана происходила только в 1920—1930-е гг., и именно тогда название «азербайджанцы» стало популярным.
↑ Ivan Nasidze • Tamara Sarkisian • Azer Kerimov • Testing hypotheses of language replacement in the Caucasus: evidence from the Y-chromosome (англ.) (pdf). — «A previous analysis of mtDNA variation in the Caucasus found that Indo-European-speaking Armenians and Turkic-speaking Azerbaijanians were more closely related genetically to other Caucasus populations (who speak Caucasian languages) than to other Indo-European or Turkic groups, respectively. Armenian and Azerbaijanian therefore represent language replacements, possibly via elite dominance involving primarily male migrants, in which case genetic relationships of Armenians and Azerbaijanians based on the Y-chromosome should more closely reflect their linguistic relationships» Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
↑
L Andonian 1 , S Rezaie 2 , A Margaryan 3 , DD Farhud 4 , K Mohammad 1 , K Holakouie Naieni 1, 5 , MR Khorramizadeh 6 , M H Sanati 7 , M Jamali 8 , P Bayatian 1 , L Yepiskoposyan Iranian Azeri's Y-Chromosomal Diversity in the Context of Turkish-Speaking Populations of the Middle East (pdf). — «Conclusion: The imposition of Turkish language to this region was realized predominantly by the process of elite dominance, i.e. by the limited number of invaders who left only weak patrilineal genetic trace in modern populations of the region.» Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
↑ В.П. Алексеев География человеческих рас // Избранное в 5 т. Т. 2. Антропогеография. — М.: «Наука», 2007. — С. 188. — ISBN 978-5-02-035544-6
↑ И.И. Пантюхов. Антропологические типы Кавказа. ВЕЛЕСОВА СЛОБОДА. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
↑ И.И. Пантюхов. Расы Кавказа. ВЕЛЕСОВА СЛОБОДА. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
↑ Россия/Население/Россия в антропологическом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Тюрко-татары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Islamic Fundamentalism In Azerbaijan: Myth Or Reality? — The Jamestown Foundation
↑ Персы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Алексеев В.П. Избранное в 5 т. Т. 5. Происхождение народов Кавказа. — М.: «Наука», 2009. — С. 229-230. — ISBN 978-5-02-035547-7
↑ Алексеев В.П. Избранное в 5 т. Т. 5. Происхождение народов Кавказа. — М.: «Наука», 2009. — С. 85-92. — ISBN 978-5-02-035547-7
↑ Г.Л. Хить - Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа. Государственное унитарное предприятие “Наследие”. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
dic.academic.ru
Azərbaycanlı.org
История
* * *
История Азербайджана
(Общая информация)
Исторические земли Азербайджана, окруженные с севера Большими Кавказскими горами, с запада - горными хребтами Алагёз, включающих бассейн озера Гёйджа и Восточный Анадолу, с востока - Каспийским морем, а с юга - просторами Султаниат-Занджан-Хамадана являются одним из центров древней культуры, стоявшей у истоков современной цивилизации.
На этой территории - исторических землях Азербайджана - азербайджанский народ создал богатую и своеобразную культуру и традиции государственности.
Историческое произношение названия "Азербайджан" было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан. Написание в современной форме - "Азербайджан", основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.
Предметы, обнаруженные во время археологических раскопок позволили изучить историю быта и культуры Азербайджана. На основании этнографических материалов, собранных во время экспедиций, были изучены традиции, бытовая и моральная культура, древние формы правления, семейные взаимоотношения и др.
В результате проведенных на территории Азербайджана археологических исследований были обнаружены ценные образцы, относящиеся к предметам быта и культуры первых жителей, ее населявших, что послужило залогом включения территории нашей Республики в список территорий, на которых происходило формирование человека. На территории Азербайджана найдены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, подтверждающие начало жизни здесь первобытных людей 1,7-1,8 миллиона лет назад.
Территория Азербайджана чрезвычайно богата археологическими памятниками, подтверждающими то, что эта страна является одним из самых древних мест поселения человека в мире. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань) и другие памятники старины, в том числе челюсть Азыхского человека (Азыхантропа) - древнего человека Ашёльского периода, проживавшего здесь 300-400 тысяч лет назад, указывают на принадлежность Азербайджана к территориям, на которых происходило формирование первобытных людей.
Благодаря этой древней находке территория Азербайджана занесена в карту "Самые древние жители Европы". Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих традициями древнейшей государственности. История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет.
Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Появившиеся здесь древнейшие азербайджанские государства сыграли важную роль в военно-политической истории всего региона. >>>
* * *
Этническая панорама Закавказья в XIX веке
Официально, точно, неопровержимо
Эмин Мамедли (Москва)
12 октября 1813 года был подписан Гюлистанский договор, согласно которому впервые в состав Российской Империи были включены азербайджанские земли, а именно восемь ханств, захваченных ею в 1804-1813 гг. Они получили статус провинций. Россия сразу же приступила к камеральному описанию материальных и людских ресурсов завоеванных ханств. Появились описания каждой из провинций. Целью было упорядочение их налоговой системы в пользу казны. Эти процессы сопровождались вытеснением местной знати (ханов, беков, агала-ров), т.е. создавались условия при которых они вынуждены были эмигрировать.
По Туркменчайскому договору, подписанному 10 февраля 1828 года, Персия "навсегда" уступила России еще два азербайджанских ханства: Эриванское и Нахичеванское. 21 марта 1828 года был опубликован Высочайший Манифест, в котором эти два ханства были названы Армянской Областью. Это послужило хорошей страховкой при массовом переселении армян из Персии на эти исконно азербайджанские земли. Переселенческий комитет возглавляли полковник Л.Я. Лазарев и подполковник князь М.З.Аргутинский-Долгоруков - этнические армяне. В результате их активной деятельности в кратчайшие сроки в пределах Империи расселилось не менее 8 тысяч армянских семей!
Одновременно, в соответствии с XIV статьей Туркменчайского договора, вглубь Персии насильно выселялись представители азербайджанской знати и духовенства, "неугодные" новой власти. Их имущество отходило казне или переселенцам-армянам. В своих письмах графу И.Ф. Паскевичу-Эриванскому А. С. Грибоедов отмечал произвол в отношении азербайджанского населения, в том числе знати и естественную их тревогу.
Изменениям этнографической ситуации в Закавказье, которые шли в те годы, посвящены следующие книги: "Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России" С. Глинки, "Переселение-христиан из Турции" и "Возрождение Армении" В.Алотта, "Сношения Петра Великого с армянским народом: Документы" Г.А.Эзова и другие. Г.А.Эзов, пытаясь "оправдать" эту "переселенческую политику" пишет: "мусульмане по духу своего миросозерцания враждебны христианской власти".
Несмотря на оправданные протесты азербайджанского населения, политика администрации Кавказа практически не менялась. Конец каждой русско-турецкой войны XIX века (1828-29 гг., 1853-56гг. и 1877-78гг.) сопровождался массовой депортацией мусульманского населения Закавказья и расселением на его месте христианского населения других регионов, в основном великоруссов, малоруссов, белорусов, немцев, чехов, поляков, ссылаемых на Кавказ после польских восстаний 1831 и 1863 гг. и т.д.
На местах этим процессом руководили представители этнических армян. Вскоре выяснилось, что идет широкое расселение региона именно армянскими переселенцами. >>>