Крит в Древней Греции: история античности. Древний крит
Путешествие на Древний Крит. Древний Крит [илл. Голованова Н.А.]
Путешествие на Древний Крит
Остров есть Крит посреди
виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами,
людьми изобильный…
Гомер, XIX песня «Одиссеи»
Однажды в известный английский музей привезли печати из обожжённой глины. На них были изображены знаки, которых археологи никогда раньше не встречали. Печати эти доставили с острова Крит.
— Нужно на месте разобраться, что это за записи, — решил хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс и отправился на остров в Средиземном море. Он надеялся, что за недельку разберётся с таинственными письменами и вернётся домой. Но, начав раскопки, остался на Крите на тридцать лет, до конца жизни. Он нашёл на острове не только обычные старинные таблички, горшки и рисунки.
Он открыл неизвестную до этих пор, новую цивилизацию, одну из самых древних и необычных. Археологов поражало всё, что они обнаружили под слоем земли и пепла.
Критяне не строили храмов своим богам, как это делали люди в других странах.
Они не возводили крепостных стен, не копали рвов, чтобы защищаться от врагов. Они не рисовали богов, царей, оружие. Они вообще не изображали никаких мрачных или печальных сцен. И не походили ни на один из живущих после них народов.
— Что же за необыкновенные люди жили здесь 4 тысячи лет назад? — изумлялись учёные. — Откуда они появились на острове и почему исчезли? Как они жили и чем занимались?
На многие вопросы удалось ответить. Но неразгаданных тайн осталось гораздо больше.
На Крите никогда не случалось войн. Окружённый со всех сторон морем, покрытый горами, остров был неприступен для завоевателей. Иногда на горизонте появлялся пиратский флаг. Но критяне не боялись пиратов. У них был свой флот — лучший в мире. Критяне прогнали пиратов из Средиземного моря.
Теперь все желающие без страха могли плавать по окружающим остров водным просторам. Критские мореходы избороздили всё Средиземное море, бывали в Египте и Испании, они даже выходили в Атлантический океан. «Ни одна страна не устояла перед десницей их…», — писали про критских мореходов египтяне.
В других землях люди воевали, сражались за власть, делали оружие и убивали друг друга. А критяне налаживали торговые отношения с разными странами, выращивали пшеницу, крокусы и лилии, пасли овец, шили чудесную одежду, рисовали картины, строили отличные дороги и роскошные дворцы…
Даже обычные мореходы, ремесленники и крестьяне жили на Крите в достатке. Их дома, окружённые прекрасными садами, были добротными и удобными.
Когда археологи начали раскопки в Кноссе, они думали, что нашли целый город, а это оказался один огромный дворец! Нигде и никогда люди не строили таких необычных дворцов, как этот. Здесь были роскошные залы для приёмов и просторные мастерские для ремесленников. В огромных кладовых стояли сосуды высотой в человеческий рост. В них хранилось вино, мёд, масло. В бассейны и ванные комнаты был подведён водопровод. Трубы из обожжённой глины тянулись к источнику на несколько километров от дворца!
Сотни комнат дворца соединялись необычными переходами и лестницами. Одни вели вверх на второй и третий этажи, другие — в подземелье. Комнаты будто прятались одна за другую. Нельзя предугадать, куда заведёт изогнутый коридор.
Строители дворца словно хотели передать такой архитектурой сложность мира и бесконечность времени. В течение тринадцати столетий — столько же, сколько существовала минойская цивилизация, — они строили этот необычный дворец-город. Получился настоящий лабиринт!
— Да это тот самый знаменитый Лабиринт — Дворец царя Миноса, в котором он прятал Минотавра! — изумились археологи. — Неужели древний греческий миф о критском чудовище — получеловеке-полубыке — окажется правдой?
В Кносском дворце действительно много изображений быка. Есть даже ритон — сосуд — в виде бычьей головы с глазами из чёрного хрусталя. Но это не страшные чудовища. Эти быки очень грациозны, благородны и величественны. Ими приятно любоваться, как и всеми другими фресками, скульптурами и рельефами, которые украшают стены дворца.
За тысячи лет они сохранились такими же яркими и свежими, какими были, когда во дворце во всю кипела жизнь. На них нарисовано, как жили, чем занимались и что любили критяне. Жители Древнего Крита боготворили природу, любили море, обожали праздники и игры. Рядом с дворцом находилась специальная площадка для представлений. Да и во внутреннем дворе часто устраивались спортивные соревнования и развлечения.
Один из праздников на Крите был посвящен священному животному острова — быку. Мужчины и женщины, разделившись на команды, старались схватить быка за рога и запрыгнуть ему на спину или перепрыгнуть через него. И хотя это было опасно, никто не боялся. Взрослые, словно дети, радовались каждому дню, стараясь жить весело, счастливо и ярко. Они окружали себя самыми красивыми вещами.
Одежда у женщин была сложной и нарядной. Такие платья и юбки нельзя сшить без выкройки. Поясами подчёркивали тонкие талии. Юбку украшали оборками. Волосы критянки распускали и украшали шпильками, диадемами или венцами.
Мужчины носили набедренную повязку из вытканной узорами ткани или широкие короткие штаны, пояс и плотную головную повязку. И мужчины, и женщины заботились о том, чтобы все детали наряда подходили друг другу по цвету. Костюм обязательно дополняли украшением. Цепочки, серьги, ожерелья делали из золота и драгоценных камней.
Своей богине критяне тоже дарили только изящные и приятные вещи: статуэтки, бабочек, посуду, цветы, а ещё свои игры и танцы. Как выглядело это божество, от которого зависели жизнь и смерть? Конечно, оно было самым красивым, женственным и справедливым. И его никто не боялся. Это была Природа.
К сожалению, эта же богиня разрушила критскую державу.
На острове Санторин, в 110 километрах от Крита, около 1450 года до н. э. произошло очень сильное землетрясение. Оно докатилось и до Крита, затем на остров обрушилась огромная волна, а тучи пепла накрыли оставшиеся от дворцов развалины, оливковые рощи, пастбища и поля. Всё было уничтожено: строения, флот, поля. И остров захватили греки-ахейцы.
Много с тех пор разных народов селилось на Крите. Но никогда уже не было бледнолицых женщин и загорелых мужчин, которые весело играли с быками, носили юбки с оборками, рисовали цветы и дельфинов и умели радоваться миру, как дети.
А что же знаки на печатях, которые привели археологов к древней цивилизации?
Оказалось, что на Древнем Крите умели писать четырьмя видами письма. Одних только табличек с письменами нашли больше пяти тысяч. Множество надписей было на кувшинах, сосудах, оружии и скульптурах. Наверняка, критяне писали и на папирусе, и на пальмовых листьях, которые не сохранились. Кое-что учёным удалось прочитать. В основном, это хозяйственные надписи, сделанные на греческом языке. Но язык, на котором говорили и писали жители Древнего Крита, так и остаётся самой большой тайной.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древний Крит | Железный век
Древний Крит: Раннеминойский период XXX-XXII вв. до н.э.
Заселение острова Крит началось ещё со времён неолита, но тесные связи между жителями различных районов устанавливаются только в конце раннеминойского периода.
Вплоть до середины II тысячелетия Крит не знал вторжений иноземных племен, и минойская культура, насколько можно судить по имеющимся данным, на протяжении примерно полутора тысяч лет развивалась самостоятельно. Но внешние связи, несомненно, существовали и оказывали известное воздействие на развитие культуры древнейшего Крита.
Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длинной в 250 и шириной от 12 до 57 км делится перешейками на три части: восточную, центральную и западную. Последняя часть была мало заселена вплоть до середины I тысячелетия до н.э. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова.
Основным занятием жителей были рыбная ловля, скотоводство и частично земледелие. В течение восьми веков, охватывающих раннеминойский период, на Крите постепенно распространяется употребление металлов, в основном меди. Местные жители в то время пользовались медными кинжалами, топорами, ножами. Применение металлических орудий повлекло за собой улучшение техники обработки каменных сосудов и развитие других отраслей ремесла. Значительную эволюцию прошло гончарное дело; улучшается техника обжига, возникает и развивается роспись на керамике, хотя сосуды в ней ещё изготовлялись вручную. Под египетским влиянием появляются первые вырезанные из камня печати; на одной из таких печатей имеется изображение ладьи. Из внешних связей — по-видимому, довольно редких—удалось проследить лишь связи с Египтом.
Населенно Крита жило ещё первобытнообщинным строем. Во всяком случае, имущественные и общественные различия не были сколько-нибудь существенными. Об этом свидетельствуют единообразие погребений, остатки коллективных домов и коллективные же круглые гробницы диаметром от 4 до 13 м.
Карта острова Крит с указанием современных и древних городов
Больших успехов достигает изобразительное искусство. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства. Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Всё чаще встречаются различные печати и резные камни.
В первой половине II тысячелетия экономическое и социальное развитие Крита продвинулось далеко вперёд. Характерной чертой этого времени является распространение бронзы. В различных местностях были найдены бронзовые резцы, много больших и малых топоров и секир, долота, тонкие скобели, кинжалы, наконечники копий, длинные мечи. Широкое применение бронзы отрыло путь к общему подъему производства. Развивается строительство крупных зданий, иногда в несколько этажей. Возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте и Маллии; Кносский дворец в это время трижды перестраивался; в конце периода был построен дворец в Агиа Триаде.
Длившаяся около двух столетий борьба за преобладание между отельными центрами Крита окончилась победой Кносса. Осязаемым результатом этой победы была проложенная с севера на юг и снабжённая сторожевыми постами большая дорога, идущая от Кносса к Фесту и далее до гавани Комо.
К началу среднеминойского периода относится находка древнейшей в Европе четырёхколёсной повозки (в селении Палекастро). Введённый в то же время гончарный круг на протяжении этого периода по крайней мере дважды подвергался серьёзным усовершенствованиям. Критские мастера овладели также техникой изготовления фаянса, применение которого быстро распространилось.
Важнейшим изобретением этого времени является письменность. Она возникла сначала в качестве пиктографического (рисуночного) письма, по вскоре приобрела вид иероглифов, во многом подобных египетским. Древнейшие образцы критского письма представляют собой рисунки, вырезанные на печатях, и метки на каменных блоках, из которых были построены дворцы. Под конец среднеминойского периода в обиход вошли уже чернила. В связи с распространением письменности иероглифы постепенно упрощались. В конце периода появляется уже линейное письмо А, названное так условно в отличие от несколько более позднего, тоже линейного, письма Б.
Значительный рост производительных сил наряду с усилением имущественного неравенства даёт основание полагать, что именно в среднеминойский период критское общество, по крайней мере, в ведущих, “дворцовых”, центрах, становится обществом классовым. Кносский и Фестский дворцы, судя по капитальному характеру построек, обилию предметов роскоши, богатству фресок, наконец, применению письменности для учёта продуктов и для нужд управления, несомненно, были местонахождением правителей ранних рабовладельческих государств.
Проведение дороги, соединяющей Кносс с Фестом, по-видимому, свидетельствует о каком-то политическом объединении этих центров. Отсутствие сколько-нибудь значительного количества ввозных вещей указывает на то, что первые критские государства, несомненно, возникли вследствие постепенного внутреннего социально-экономического развития общества Крита, а не в результате какого-либо внешнего воздействия.
Древний Крит: Позднеминойский период XVI — XII вв. до н.э.
Вес это было обусловлено прежде всего дальнейшим подъёмом производства, особенно замочным в кораблестроении. Если судить по изображениям на печатях, прежние ладьи превращаются теперь в относительно большие палубные корабли; на одной из печатей показана перевозка лошади, погруженной на корабль.
В это время устанавливаются оживлённые связи Крита с Египтом, Сирией и особенно микенской Грецией. В ряде мест на Крите найдены медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры, служившие, может быть, деньгами. Их вес (29 кг) соответствует более поздней греческой единице веса — таланту.
Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский) характеризуется максимальным развитием критской культуры; он охватывает также время её постепенного упадка вплоть до окончательного крушения. В XVI в. население Крита было, вероятно, более многочисленным, чем когда-либо в последующий период древности. По всему острову прокладывается сеть дорог со сторожевыми постами. Одновременно расширяются и дворцы, украшенные с небывалой до того времени роскошью.
К этому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры и искусства, такие, как “тронный зал”, рельеф “царя-жреца”, фрески, изображающие процессии, статуэтки, изображающие борьбу с быками, и др. Характерной чертой этого времени является рост богатства знати. Раскопанный частный дом кносского богача, так называемый “Южный дом”, был двухэтажным. Это было здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой, в которой найдены различные бронзовые орудия. В этот период семейные гробницы знати, сделанные в скалах, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц. Изображённые на фресках одежды знатных лиц и жрецов отличаются нарядностью.
В это время появляется новое линейное письмо, так называемое линейное письмо Д. По-видимому, и первой половине XV в. до н.э. Крит был завоёван греческим племенем ахейцев. Документы из Кносса, написанные линейным письмом Б, составлены на греческом языке. Однако в других областях Крита вплоть до конца позднеминойского периода продолжает употребляться явно негреческое линейное письмо А. Ко времени господства ахейцев относится, очевидно, и купольная гробница в Агиос Теодорос, построенная по образцу купольных гробниц, известных нам по раскопкам в Малой Азии и в Микенах.
В XIV—XII вв. до н.э. заметен постепенный упадок критской культуры, просуществовавшей еще вплоть до нового, дорийского завоевания Крита, которое произошло, по-видимому, на рубеже XII и XI вв. К этому времени почти полностью прерываются внешние связи, угасает торговля, ремесленных изделий при раскопках встречается все меньше.
В орнаментации глиняных сосудов вместо ярких реалистических изображений теперь появляются сильно стилизованные образы растений и морских животных.
Реконструкция Кносского дворца на Крите. Даже по современным меркам, впечатляющее зрелище
Социально-экономические отношения древнего Крита
При существовавшем в то время уровне развития производительных сил критское общество не могло быть никаким иным, кроме как рабовладельческим. В первой половине II тысячелетия до н.э. ведущие критские общества, несомненно, уже распались на классы. Такие гигантские здания, как Кносский дворец периода расцвета и аналогичные ему, хотя и меньших размеров, дворцы в Фесте, Малии и Агиа Триаде, убедительно доказывают существование государственного аппарата. Об этом свидетельствуют наличие темниц-тюрем в Кноссе, критский иероглиф, обозначающий ручные оковы, изображения вооружённых негров, по-видимому, дворцовой стражи, наконец, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учёта.
И уж конечно, сооружения наподобие Кносского дворца в то время вряд ли могли быть в то время построены без применения в значительной мере труда рабов. Упоминание в греческом мифе о Тесее и Минотавре, о ежегодных поставках юношей и девушек на Крит, возможно, являлось далеким воспоминанием о дани рабами, которую уплачивали Криту подчинённые племена.
В кносских документах содержатся явные указания на существование в то время довольно значительных групп рабов. Название одной из групп критских рабов — мноиты, дошедшее до нас в сочинениях более поздних античных авторов, ставится некоторыми исследователями в связь с именем легендарного критского царя Миноса.
Все имеющиеся данные позволяют утверждать, что на Крите в минойское время уже существовало рабство. Однако уровень развития рабовладения в то время был, по-видимому, не очень высок. Здесь не было больших ирригационных систем, как во многих древневосточных деспотиях. Земельные участки, по-видимому, не имели больших размеров. Ремесло достигло столь высокого уровня, что во многих случаях позволяет предполагать глубокий личный интерес производителя к качеству продукта его труда; такого рода непосредственные производители должны были быть лично свободными людьми.
О формах собственности на древнем Крите у нас имеется очень мало данных. Обилие печатей, которыми иногда клеймили пифосы (крупные глиняные сосуды для хранения продуктов), свидетельствует, вероятно, о значительном развитии частнособственнических отношений, однако печати могли принадлежать и должностным лицам, обслуживающим это огромное царское хозяйство. В позднеминойский период заметно уже серьезное имущественное расслоение; дома богачей, их грандиозные гробницы, широкие внешние сношения Крита, наконец, использование драгоценных металлов в торговле — всё это указывает на развитие частной собственности.
Громадное дворцовое хозяйство, по-видимому, обслуживалось многими сотнями рабов, свободных ремесленников и земледельцев в порядке повинностей.
Что древние критяне умели — так это создавать удивительные по красоте фрески. Тут им не было равных.
Культура древнего Крита
Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы. Таких табличек найдено очень мною; немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.
Одним из важнейших достижений минойской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (XV—XII вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV—XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII—IV вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.
В результате долголетних усилий целого ряда ученых линейное письмо Б теперь уже расшифровано, что дает возможность, прочесть свыше 2 тыс. кносских, около 1 тыс. пилосских (найденных при раскопках Пилоса в юго-западной части Пелопоннеса) и примерно сотню других табличек со знаками этого письма.
Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены и середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.
Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.
Историческое значение минойской культуры в целом определяется тем, что на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство. В первой половине и в середине II тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.
Источник: Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
ageiron.ru
Древний Крит
Крит — это остров в восточном Средиземноморье, который в эпоху бронзы создал влиятельную минойскую цивилизацию с ее отличительной архитектурой и искусством. Являясь важным членом греческого мира в архаический период, Крит окунулся немного в значение в течение классического периода, но снова стал крупным культурным центром в римские времена, когда он был провинцией в пределах Римской империи и центра раннего христианства. На острове сегодня много археологических памятников, которые включают Кносс, Фейстос и Гортин, все со значительными архитектурными памятниками, что является убедительным свидетельством долгой и разнообразной истории Крит.
МИНОАН КРИТСамые ранние свидетельства обитания на острове восходят к по крайней мере 7 000 г. до н.э., когда поселенцы из Анатолии прибыли, но его первой узнаваемой культурой были минойцы, которые предоставили бы некоторые из самых узнаваемых легенд, архитектуры и произведений античности, а также продолжали оказывать влияние на многие последующие средиземноморские цивилизации. Минойцы поднялись на известность примерно с 2000 года до нашей эры, и они станут одной из самых успешных средиземноморских торговых культур эпохи бронзы. Сельское хозяйство и торговля позволили сформировать крупные централизованные центры в Кноссе, Фаисте, Малии, Закросе и других объектах, где были построены величественные здания, а местная торговля была централизована. Эти сооружения были двух-трехэтажных высот, разбросаны на несколько тысяч квадратных метров и украшены прекрасными фресками. Похоже, что какая-то центральная администрация организовала сбор и хранение таких материалов, как вино, нефть, зерно, драгоценные металлы и керамику. Линейный сценарий, еще нерасширенный, является еще одним показателем сложной политической и торговой культуры. Относительно мирные отношения между центрами объясняются отсутствием укрепляющих стен, хотя находки стрелковых головок, доспехов и шлемов указывают на некоторую озабоченность военными делами.
Минойские дворцы свидетельствуют о разрушении землетрясением c. 1700 г. до н. Э., После чего они были перестроены. Дворцы были хорошо оборудованные, монументальные сооружения с большими кортами, колоннадами, лестницами, религиозными склепами, светлыми колодцами, дренажными системами, обширными магазинами для хранения больших керамических питоиных контейнеров и даже «театральными» зонами для общественных очков. Сложность этих дворцов, спорт быка, поклонение быкам, о чем свидетельствует присутствие во всех рогах священных быков и изображения двойных осей (или лабрисов), вероятно, породили легенду из греческой мифологии короля Миноса , правитель Кносса и афинский герой Тесей, который убил минотавра, который жил в лабиринте того же города. Другие особенности минойской религии, помимо быков, включают в себя известность Природы и богинь плодородия, которые лучше всего видны в чувственных фаянсовых фигурках, содержащих змей.
Афинский миф «Тесей» и другие, такие как Рея, скрывающая молодого Зевса в пещере на Крите, указывают, как и археологические находки в Эгейском море, на влияние Крита на более широкий мир. Благосостояние острова, основанное на морской торговле, подтверждается не только его монументальной архитектурой, но и процветанием искусства, как лучше всего видно на фресках Миной, керамике, ювелирных изделиях и фигурках. Торговые отношения известны с Терой, Родосом, Египтом, Ближним Востоком, Кипром и Кикладами, среди прочих.
Вторая волна землетрясений и разрушительных пожаров произошла между 1500 г. до н.э. и 1450 г. до н. Э., Которая, по-видимому, окончательно закончила минойское присутствие на Крите. На острове также может произойти цунами после извержения Теры, хотя дата этого события неясна. Крах минойских центров, возможно, не случайно, был современным с возникновением микенской цивилизации на материковой Греции. Есть свидетельства того, что микенцы правили на минойских участках между 1450 и 1380 годами до нашей эры. Кносс снова был разрушен. 1380 г. до н.э. и никогда не перестраивался. К 1200 году до н.э. многие минойские поселения были оставлены.
АРХЕЙНО-КЛАССИЧЕСКИЙ КРИТНет никаких сохранившихся письменных отчетов о деятельности на острове между 1200 и 800 годами до нашей эры, но известно, что дорианские иммигранты поселились на Крите в этот период. Коммос стал важным портом, свидетельствующим о контакте с греческим материком, Финикией и Ближним Востоком, а также влиянием на язык и искусство. Новые поселения процветали, так что к 650 году до н. Э. Остров похвастался, согласно греческой традиции, 100 государств или городов-государств, многие из которых были храмы, рынки и городское планирование. Число было более вероятным ближе к 60 годам, но, тем не менее, Крит прочно утвердился как важный регион греческого мира, хотя и еще один отключен, чем большинство других.
Правовые тексты, самые известные и самые длинные из которых являются правовым кодексом Гортина (около 450 г. до н. Э.), Показывают, что критские города состояли из различных классов народов, включая рабов и иностранцев, и заботились о справедливости, особенно в области семьи и права собственности. Как и в случае с классической полисской моделью греческого материка, приземлившиеся граждане составляли вооруженную силу гоплитов, когда это необходимо, а население в целом управлялось аристократией, которая возглавляла народное собрание правительства. Традиционные племенные лидеры и благородные семьи монополизировали бы общественные позиции, в том числе связанные с религиозной деятельностью, которая следовала за политеистическим пантеоном и практикой греческого материка.
Сам факт того, что остров Крит — это остров, ограничивал его роль в греческих региональных делах в период классической эпохи (600-450 гг. До н. Э.), Но критские города действительно обеспечивали воинов — критских наемников и лучников, особенно высоко оцененных — для таких конфликтов, как Пелопоннесские войны и походы Александра Македонского и его преемников. С 3-го по 1-ое столетие до нашей эры формирование критской федерации, по-видимому, мало сделало для того, чтобы остановить общий спад острова в относительной безвестности. Многие эмигрировали на греческий материк, а Крит теперь заслужил репутацию пиратства, что в итоге привело к двум войнам с этим другим средиземноморским островом, построенным на торговле: Родос (206-204 г. до н.э. и 155-153 гг. До н. Э.).
Гражданская война разразилась между тремя главными городами острова — Гортином, Кноссосом и Литтосом — между c. 222 и 219 г. до н. Филиппа V из Македонии ухаживали за союзником, но, воспользовавшись политическими слабостями критских городов, именно Птолемей VI создал гарнизон на восточном Крите. Однако это не остановило продолжающуюся гражданскую войну между конкурирующими городами, которые громыхали на протяжении всего II века до нашей эры. В 110 году до н.э. был достигнут мир, когда новая сверхдержава Средиземноморья Рим вступила в местные дела.
РОМАН КРИТВ римский период критское пиратство все еще было распространено, и потребовалось две войны в 71 и 69-67 годах до н. Э., Чтобы окончательно покончить с римлянами. После этого Крит стал чем-то вроде пешки в более широкой римской региональной политике, поскольку Республика пережила смертельные испытания. Например, в 36 г. до н. Э. Марк Антоний отдал остров Клеопатре в подарок. Однако с последовательностью Августа Крит был официально включен в Римскую империю. Император создал колонию в Кноссе, и город, наряду с островом в целом, выиграл от притока иммигрантов, которые принесли процветание, которого Крит не видел на протяжении веков. Видные поселенцы включали ветеранов легионов, торговцев и евреев в том, что стало процветающей римской провинцией с ее губернатором, проживающим в Гортине. В этот период процветало не менее 15 городов, производство масла и вина увеличилось массово, были построены амфитеатры, храмы, римские бани и акведуки, а остров чеканил собственную монету. Знаменитые критские лучники стали важным элементом в римской армии по всей империи, но римские войска не находились на Крите.
В Гортине была создана раннехристианская община. 60 СЕ, чей первый епископ был Титом, учеником святого Павла. В частности, Гортинь процветал с населением, достигающим 300 000 человек, и его статус подтвержден как крупный римский город, когда будущий император Траян был назначен квестор в 81 году н.э. В 3 веке н.э. видел несколько печально известных преследований христиан, включая десять мучеников во время охоты на диких животных в амфитеатре Гортина в 249 году н.э. Когда Римская империя разделилась на две части, Крит был частью Восточной империи, хотя христианская церковь находилась под юрисдикцией Папы в Салониках. Остров продолжал процветать в течение этого периода до византийской эпохи, когда он сталкивался с неоднократными арабскими набегами и, в конечном счете, полным завоеванием. 827 CE.
demon-angel.ru
Крит в Древней Греции: история античности
Крит — самый большой греческий остров. Он расположен на границе Европы и Африки, разделяет два моря — Эгейское и Ливийское. Именно на этом острове находятся самые высокие горы, самое длинное ущелье, уникальный пальмовый пляж. Древняя история граничит с более поздней и современностью: рядом с древними сооружениями крито-микенской культуры находятся венецианские и турецкие постройки, а также современные здания. В статье мы кратко раскажем одревнегреческих мифах, связанных с островом Крит, а также совершим по нему небольшую экскурсию и осмотрим достопримечательности крито-микенской культуры.
Остров Крит считается родиной Зевса. Рея родила его здесь, сбежав от своего мужа, злого и беспощадного титана Кроноса, который пожирал всех своих новорожденных детей. Кроносу было предсказано, что собственные дети отнимут у него власть. Рея спасла Зевса от этой жестокой участи, скрыв на долгие годы на острове Крит. Обязательно стоит побывать в Диктейской пещере, в которой провел свое детство будущий верховный бог, громовержец. Ныне она является одной из самых популярных достопримечательностей острова.
Также с Критом связана и легенда о страшном чудовище Минотавре, обитавшем здесь в лабиринте и побежденным не менее известным, чем Геракл, героем древнегреческой мифологии — Тесеем. И еще один миф, связанный с Критом, Крит — самый большой греческий остров. Он расположен на границе Европы и Африки, разделяет два моря — Эгейское и Ливийское. Именно на этом острове находятся самые высокие горы, самое длинное ущелье, уникальный пальмовый пляж. Древняя история граничит с более поздней и современностью: рядом с древними сооружениями крито-микенской культуры находятся венецианские и турецкие постройки, а также современные здания. В статье мы кратко раскажем о древнегреческих мифах, связанных с островом Крит, а также совершим по нему небольшую экскурсию и осмотрим достопримечательности крито-микенской культуры.
Легенды острова Крита: Древняя Греция
Остров Крит считается родиной Зевса. Рея родила его здесь, сбежав от своего мужа, злого и беспощадного титана Кроноса, который пожирал всех своих новорожденных детей. Кроносу было предсказано, что собственные дети отнимут у него власть. Рея спасла Зевса от этой жестокой участи, скрыв на долгие годы на острове Крит. Обязательно стоит побывать в Диктейской пещере, в которой провел свое детство будущий верховный бог, громовержец. Ныне она является одной из самых популярных достопримечательностей острова.
Также с Критом связана и легенда о страшном чудовище Минотавре, обитавшем здесь в лабиринте и побежденным не менее известным, чем Геракл, героем древнегреческой мифологии — Тесеем. И еще один миф, связанный с Критом, — о древнегреческом мастере Дедале и его сыне Икаре. Когда царь Минос догадался, кто помог бежать его дочери Ариадне с Тесеем, мастер с сыном решили спастись следующим образом: сделали огромные крылья, скрепив обычные птичьи перья воском. Но забыл Икар в пути наказ отца не подниматься слишком близко к солнцу и нарушил его. Воск растаял, юноша утонул в море.
Древняя Греция: крито-микенский период
Туристам рекомендуется осмотреть памятники крито-микенской культуры. Описать их все в рамках одной статьи невозможно, поэтому выберем только самые интересные.
Например, стоит посмотреть четыре крупных дворца острова — Малия, Феста, Закро и Кносс. В последнем впервые были найдены таблички с образцами минойской письменности. Гуляя по его руинам, обязательно посетите лабиринт Минотавра.
Истории Крита воплощаются в архитектуре Ираклиона — нынешней столице острова. Город был назваш в честь Геракла. Полюбуйтесь в Археологическом музее шедеврами крито-микенского периода: дворцовыми фресками, знаменитым фестским диском, многочисленными скульптурами. РРядом с Фестой можно увидеть остатки многих античных зданий, даже целые стелы с законами. На горе Юхтас находится могила Зевса.
Ничего не проходит бесследно. Древнегреческая культура жива и по сей день. Жива в дворцах острова история о древнегреческом мастере Дедале и его сыне Икаре. Когда царь Минос догадался, кто помог бежать его дочери Ариадне с Тесеем, мастер с сыном решили спастись следующим образом: сделали огромные крылья, скрепив обычные птичьи перья воском. Но забыл Икар в пути наказ отца не подниматься слишком близко к солнцу и нарушил его. Воск растаял, юноша утонул в море.
На Крите можно посмотреть памятники крито-микенской культуры. Описать их все в рамках одной статьи невозможно, поэтому выберем только самые интересные.
Например, стоит посмотреть четыре крупных дворца острова — Малия, Феста, Закро и Кносс. В последнем впервые были найдены таблички с образцами минойской письменности. Гуляя по его руинам, обязательно посетите лабиринт Минотавра.
Пройдитесь по Ираклиону — нынешней столице острова. Город был назваш в честь Геракла. Полюбуйтесь в Археологическом музее шедеврами крито-микенского периода: дворцовыми фресками, знаменитым фестским диском, многочисленными скульптурами. Рядом с Фестой можно увидеть остатки многих античных зданий, даже целые стелы с законами. На горе Юхтас находится могила Зевса.
Древнегреческая культура жива и по сей день.
drevniy-egipet.ru
Древний Крит. 1. - VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК
Оригинал взят у edel в Крит
Остров Крит. Колыбель первой европейской цивилизации
Мегарон царицы. Кносский дворец
Рисунок-реконструкция Зала Двойных Секир
"Принц с лилиями". Деталь фрески из Кносского дворца. Около 1550 г. до н.э.
Чем особенна культура древнего Крита? Это первая известная нам европейская цивилизация. Она достигла наивысшего расцвета в средний период бронзового века (XIX-XV века до н.э.). Археологические раскопки начала XX века показали, что на Крите за много веков до расцвета Эллады существовала высокая культура, не уступавшая культурам Евфрата и Нила, с уникальными произведениями искусства и особым почитанием женского божества.
Фаянсовая статуэтка "Богиня со змеями" из Кносского дворца. Около 1600 г. до н.э.
Ряд исследователей (например, известные антиковеды Ю.В.Андреев и Ф.Шахермайр) полагает, что мы имеем дело с примером высокоразвитого матриархального общества. А профессор антропологии и социологии Калифорнийского университета Риан Айслер в своей книге «Чаша и клинок» выдвигает гипотезу о том, что это не был матриархат в привычно понимаемом нами виде. Это было общество, в котором женщине отводилась главенствующая роль в религии и равноправная с мужчинами роль в управлении жизнью общества, в искусствах и состязаниях. При почтительном отношении к женщине это было общество партнёрского равноправия.
"Дамы в голубом". Фреска из Кносского дворца
Если учесть, что в бронзовом веке, во всем тогда цивилизованном мире женские божества стремительно сменялись на более воинственные мужские, а роль женщины в обществе становилась всё незначительнее, цветок критской культуры кажется ещё более уникальным.
Кратер с белыми цветами лилии из глины стиля Камарес из Феста. 1850-1750 гг. до н.э.
Между мифом и историей
Достоверных письменных свидетельств о древней минойской культуре не найдено. Вся информация, которой располагают историки и археологи, – это мифы вокруг острова Крит и тщательно анализируемые результаты археологических раскопок.
Как пишет археолог Антонис Василакис, «…мифы не являются историей, однако содержат в себе ядро исторических событий. Знание их помогает изучению и пониманию многих проблем минойской цивилизации».
Посмотрим, о чём они могут нам рассказать.На Крите разворачивается сюжет и происходит действие многих древнегреческих мифов.Согласно одному из них, здесь, в пещере Дактео Андро, Рея родила сына Зевса, будущего верховного греческого бога, и, по научению матери-земли Геи, спрятала ребёнка от его отца, титана Кроноса, пожиравшего всех своих детей, ибо Кроносу было предсказано, что один из его детей захватит его трон и лишит власти. Рея спеленала и отдала мужу камень, который тот и проглотил, а Зевса спрятала в пещере, где, по одной версии мифа, его вскормила молоком божественная коза Амалфея, а по другой – сама Гея-Земля вскормила и выпестовала своего внука.
Рельефная фаянсовая плита с изображением дикой козы, одного из священных животных Крита. Около 1600 г. до н.э.
Эта легенда была создана греками много позже существования древней минойской культуры, но в ней отражена важная особенность этой культуры: почитание женского начала с его особой жизненной силой и мудростью. И легенда о рождении Зевса выглядит символично: это – победа Реи и Геи (созидательного женского начала, дарительницы новой жизни) над титаном Кроносом (воплощением косной ипостаси мужского начала, нацеленной на разрушение, уничтожение новой жизни и нового эволюционного витка ради сохранения собственных привилегий). Именно в образе женщины, Великой Богини-Матери, которую минойцы называли, по-видимому, Ма, воплотилось верховное божество их верований.
Здесь же, на Крите, согласно Гомеру и Страбону, в одной из пещер Гера родила Илифию – богиню-помощницу при родах. А в Белых Горах Лефка Ори была рождена Бритомартис, древняя критская богиня луны, одна из ипостасей Великой Богини-Матери, девственная покровительница рыболовов, моряков и охотников, ставшая прообразом греческой Артемис. Замечу: первая девственная богиня-женщина, у которой появляется иная роль - быть не символом плодородия и деторождения, как это принято в классических восточных канонах, не просто женой и матерью, а отражать ещё одну женскую ипостась – быть достойной спутницей мужчины, его соратником в познании, творчестве, делах и искусствах. В этом смысле древний Крит стал эволюционным мостом из Азии в Европу, своего рода резервуаром, в котором за века вызрело новое отношение к женщине, основанное на азиатском поклонении Великой Матери, но претерпевшее прогрессивные изменения.
Ещё один миф. Сюда, на Крит, Зевс, обернувшись белым быком, привозит из Финикии похищенную им Европу. У современных учёных существует гипотеза о том, что далёкими предками минойцев, переселившимися на Крит в неолитическую эпоху, были представители финикийского народа. Возможно, именно это событие отразилось в легенде о похищенной дочери финикийского царя.
Здесь рождаются сыновья Зевса и Европы. И первым – Минос, который станет легендарным критским царём, прославившимся своей справедливостью. Как гласит легенда, Минос, поднявшись на Дактийскую гору и войдя в пещеру, где родился Зевс, горячей молитвой упросил своего отца спуститься к нему и научить его гармоничным законам управления. Зевс внял его молитве. В течение 9 лет спускался он в пещеру к сыну. И когда, по прошествии этих девяти лет, Минос её покинул, у него было девять скрижалей, исписанных законами, первыми в Элладе писаными законами.
Женою Миноса стала дочь Гелиоса-Солнца Пасифая. От их союза на свет появилось четверо сыновей и четверо дочерей, одной из которых была Ариадна. Но со временем Минос возгордился, поставив себя выше им же установленных законов. Однажды бог Посейдон послал ему прекрасного белого быка, чтобы царь принёс того в жертву. Но Минос пошёл на обман, решив оставить красивое животное себе, а в жертву принёс другого быка. Тогда разгневанный Посейдон наслал на Пасифаю безумие, в состоянии которого она сочеталась с божественным быком и в результате родила Минотавра – чудовище с человеческим телом и головой быка. Чтобы скрыть свой позор, царь попросил искусного мастера Дедала построить Лабиринт, в котором и спрятал Минотавра. Поскольку чудовище питалось человеческим мясом, то в Лабиринт отправляли несчастных, которые уже не возвращались оттуда.
Но самая яркая из легенд, которая первой вспоминается при слове «Крит», это легенда об афинском юноше Тезее и о том, как он с помощью Ариадны одолел Минотавра, на съеденье которому Афины отправляли каждые 9 лет 7 самых лучших юношей и 7 самых лучших девушек своего города.
О чём говорят эти мифы? Как считают нынешние историки и археологи, «мифический Лабиринт есть не что иное, как сам Кносский дворец с уникальной запутанностью его архитектуры.
Рисунок-реконструкция Северного входа в Кносский дворец
Рассказ об афинской молодёжи, отправляемой на съедение Минотавру, отображает знаменитые «бычьи бои», проходившие в Кносском дворце, - состязания с быками религиозного характера, в которых принимали участие как мужчины, так и женщины, а также свидетельствует о влиянии Крита в Южной Греции вплоть до Афин.
Игры с быкамию Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н.э.
Само имя «Минос», вероятно, было титулом Кносского царя, аналогичным титулу «фараон» в Египте. Возможно даже, что существовал не один, а несколько царей с таким именем. Самым важным является то обстоятельство, что в лице Миноса греки усматривали могучего правителя, справедливого судью, властелина большей части греческого мира – Южной и востока Средней Греции и Эгейского моря – в годы высшего расцвета минойской цивилизации». (Антонис Василакис)
А теперь давайте от мифов перейдём к археологическим находкам и посмотрим, о чём они рассказали учёным.
Фрагмент восточной части Кносского дворца
ltraditionalist.livejournal.com
Где находится остров Крит - описание, история и интересные факты
Где можно прикоснуться к неторопливой жизни и чистому прозрачному морю, приблизиться к античности и древним богам? Конечно, на острове Крит. Это место словно создано для умиротворенного отдыха и активного осмотра достопримечательностей. По характерному названию нетрудно догадаться, где находится остров Крит. Это страна, где идеально переплелись Античность и Средневековье - Греция.
Где находится остров Крит
Греция - это небольшое, но очень известное государство в Южной Европе, омываемое Средиземным морем. Это популярное место отдыха всех европейцев, имеющее древнюю историю. Поэтому мало кто не знает, где находится остров Крит, в какой стране. Ведь этот уголок сохранил множество достопримечательностей еще со времен античности.
Остров расположен в Средиземном море к югу от Греции и является центром туризма страны. Площадь Крита - 8 000 квадратных километров. Он является пятым по величине в Средиземноморье. Столица острова - Ираклион. Крит омывается тремя морями: Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе.
Коротко об острове
Крит - это центр туризма Греции, место, где расположены ее главные достопримечательности и курортные города. Это самое солнечное место, где дожди бывают очень редко. Очень мягкий климат, обилие пляжей и развитая инфраструктура привлекают сюда множество туристов.
Иак, мы разобрались с вопросом о том, где находится остров Крит. Теперь о его рельефе. Здесь три горные системы: Белые Горы, или Лефка Ори; Ида, или Псилорит; Диктейские, или Ласифийские горы. Реки здесь некрупные. Пресную воду добывают из озер. Крупнейшее из них - Курна - является одной их главных природных достопримечательностей острова.
Античные легенды, связанные с островом
Судя по мифам, именно здесь родился Зевс. Уже его сын Минос стал величайшим царем наравне с египетскими фараонами. Зевс влюбился в Европу, выкрал ее, и они отправились на Крит. Сегодня можно посетить руины Древней Гортины, дворец царя Миноса в Ираклионе.
Еще один популярный герой античных мифов, связанный с островом Крит - это Тезей. Он стал освободителем острова от страшного налога. Когда царь Минос потерял сына на играх в Афинах, то приказал оттуда присылать по 12 юношей и девушек на съедение легендарному Минотавру. Тезей отважился сразиться с чудовищем. Ему на помощь пришла дочь царя Миноса Ариадна, подарив юноше клубок ниток, благодаря которому герой победил Минотавра и выбрался из злополучного лабиринта.
Средневековая история острова
Человек ступил на землю острова Крит около 8000-7000 лет до нашей эры. Это период неолита. И уже к началу 2 века до Рождества Христова на Крите образовались 4 царства: Кносс, Феста, Малия и Като Закро. Со временем остров стал господствующим в области морского сообщения и торговли. Тогда во всех окружающих землях знали, где находится остров Крит. Но на пике его расцвета произошло крупное и разрушительное землетрясение на близлежащем острове Санторини, и оттуда пришла приливная волна, которая уничтожила Кносс и близлежащие поселения. Спустя пару столетий произошло еще одно разрушительное землетрясение, уничтожившее полностью Минойскую цивилизацию, превратив в руины Кносский дворец. Есть факты о том, что после островитяне занимались пиратскими набегами и участвовали в Троянской войне.
Туда, где находится остров Крит, в далеком 824 году нашей эры прибыли арабы. Спустя столетие это место было завоевано византийцами. Остров обеднел и был полностью опустошен. Уже в начале 13 века он перешел под власть Венеции. Золотым периодом в истории острова Крит принято считать 15-17 столетия, когда там царили итальянская культура, образование и Церковь. Повысился уровень художественной грамотности островитян. На острове сохранились церкви и соборы различного периода и правления: Агиос Титос, Агиос Марк, Агиос Минас и Пантанасса, Агиос Аикатерини, монастырь Святого Петра и Павла, Кафедральный Собор. Все это памятники и яркие образцы архитектуры времен византийского и венецианского правления.
Популярные достопримечательности острова
Те, кто интересуется историей Античности и Средневековья, знают, где находится остров Крит. Греция славится своими древними достопримечательностями не менее, чем мягким климатом и теплым морем. Поэтому многие едут сюда посетить интересные места.
Венецианцы поставили задачу перед Критом: построить оборонительную стену по территории всего острова. Стена сохранилась и по сей день. Постройка поражает, достигая в некоторых местах ширины 60 метров.
Одни из самых примечательных экспонатов исторического музея - это работы иконописцев Крита: Эль Греко, Михаила Дамаскиноса, Теофаниса и Георгиоса Клонтзаса.
Некоторые островитяне возвели семейный очаг и фамилию в культ. Следует посетить фамильные дома Miliara, Tshahaki. Стиль домов - неоклассицизм и все его великолепие в самом ярком исполнении.
Очень развита на острове Крит система фонтанов разных эпох. Некоторые из них работают до сих пор.
Стоит посетить крепость в городе Ретимно. Считается, что там находился храм Аполлона.
На плоскогорье Лассити можно посетить пещеру Зевса.
Интересные факты
Даже те, кто хорошо знает, где находится остров Крит, незнакомы с его особенностями и привычками местных жителей. А между тем многие из них довольно интересны.
Главный символ острова Крит - пчела. Когда-то за пределами города в развалинах Кносского дворца нашли великолепное украшение с ее изображением. И по сей день пчела является самым популярным элементом в работе ювелиров.
Интересно, что многие организации на острове имеют режим, непривычный для европейца: в основном до часу-двух дня. А вот заправки закрываются в 10 вечера.
Самый надежный и любимый как туристами, так и местными жителями способ передвижения между островами - это паромы. Это еще и дешевле, чем самолетом.
Неискушенному туристу, путешествующему на арендованной машине, придется столкнуться со странной особенностью. Названия городов на знаках могут писаться совсем по-разному: Ираклион - Iraklio, Irakleon, Heraklion.
Стоит помнить о неком дресс-коде при посещении храмов и соборов. Никаких бикини, шорт и маек без рукавов!
Местные испытывают особую любовь к огнестрельному оружию, особенно те, кто проживает в горной местности.
Как это ни странно, но свежевыловленная рыба на острове является редкостью. И в ресторанах цена на нее крайне завышена.
Так как на острове целых три горных цепи, неудивительно, что горные травы здесь в почете. Это шалфей и тимьян. Из них делают чай, приправы, косметику и лекарства.
Туристы могут попасть в июле на празднование местного дня влюбленных. Якинтос Святой - это привычный нам Святой Валентин. Он является покровителем всех влюбленных на Крите.
fb.ru
Древний Крит. Часть 3. Дворцы минойского Крита
Серьёзные раскопки дворцов на Крите начал в 1900 году британский археолог Артур Эванс. Он посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни.Фото Артура Эванса и его портрет работы Уильяма Ричмонда.
Он откопал великий Кносс, вернув его из забытья. Затем последовали другие раскопки в самых разных частях Крита. Подыскивая определение для открытой им культуры, Эванс остановился на слове «минойская». С тех пор и люди, жившие в Кноссе, называются минойцами (хотя др. египтяне, например, называли их кевчу).
О том, как Артуру Эвансу пришло в голову решение покопать на Крите, очень интересно пишет А. Варшавский в своей книге "В начале были легенды". Читается легко - рекомендую. Равно как и рекомендую не останавливаться только на одной главе о Крите, а читать дальше :)
На основе археологического материала Эванс рискнул реконструировать предполагаемый внешний вид Кносского дворца. Он мог выглядеть примерно так:
Первое, что нельзя не отметить – хаотичность в расположении дворцовых помещений, коридоров, лестниц. Отсутствие симметрии, какого-то чётко проработанного, объединяющего всё здание архитектурного плана. Некий «творческий беспорядок», спонтанность, импровизация.
План Кносского дворца
Создаётся впечатление, что помещения просто достраивались вокруг центрального двора по мере необходимости там, где были нужны, а потом соединялись с уже существующими новыми лестницами и коридорами.
Большая лестница. Фрагмент
Какой-то коридор
"Мы поднялись на верхний этаж. Повсюду - приземистые колонны, выкрашенные в чёрный и пурпурный цвет, в переходах - настенные росписи: цветы, щиты, быки.
Фрагмент восстановленного светового колодца с фресками из Зала Фресок.
Игры с быком. Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н.э.
"Танцовщица". Деталь фрески. Около 1450 г. до н.э.
Мы вышли на верхние террасы. Спокойный радостный пейзаж раскинулся вокруг, а вдали под куполом неба возвышалась с запрокинутым кверху лицом голова Зевса - Юхтас. Наполовину разрушенный, наполовину восстановленный Дворец, как и тысячелетия назад, снова предстал в своём блеске, радуясь мужественному солнцу Крита.
В этом Дворце нет соразмерности и геометрической архитектуры Греции: здесь господствуют фантазия, изящество, свободная игра творческой силы человека. Кносский дворец рос и раздавался вширь с течением времени,словно живой организм, словно дерево. Он не возник раз и навсегда по чётко продуманному плану, - он дополнялся новыми строениями, играя и гармонируя со всё обновляющимися требованиями времени. Здесь человека не вела за собой несгибаемая, серьёзная логика. Разум тоже был полезен, но только как слуга, а не как властелин. Властелином был кто-то другой". (Н.Казандзакис, "Отчёт перед Эль Греко")
Фрагмент фрески "Куропатки" из гостиницы ("Караван-сарая"), находившейся возле Южного входа в Кносский дворец. Караван-сарай был оборудован почти современными по устройству ванными и бассейнами, в которых гости могли привести себя в порядок после дальней дороги, прежде чем предстать перед царём.
«Многоэтажное здание с огромным числом залов, больших и малых помещений, с дворами, коридорами, портиками, лестницами, кладовыми и мастерскими производит на непривычного к такому зрелищу посетителя впечатление чего-то ужасно хаотичного, многосложного, «лабиринтообразного».Что интересно: когда возник миф о Минотавре, Лабиринте, Миносе и множестве других связанных с ним персонажей, Кносский дворец пребывал уже в развалинах. На этих «древних развалинах», сохранявших впечатление простора, воспоминания о былом величии, изображения быков на стенах, рассказы о человеческих жертвах во время опасных состязаний с быками, которые тоже были изображены на стенах, возник миф о Тесее, который отправился вместе с афинскими детьми во дворец Миноса и с помощью Ариадны расправился с обитавшим в Лабиринте Минотавром». (И.Хадзифоти)
Возможно, на именование этих развалин Лабиринтом повлиял и ещё один момент. На стенах и ритуальных принадлежностях здесь нередко встречается изображение священной двусторонней секиры, связанной с культом Богини – лабриса. И название Лабиринт может интерпретироваться как «дом лабриса».
Пифос с изображением лабриса из Кносского дворца. Ок. 1500 г. до н.э.
"Двойной топор Богини символизировал щедрое плодородие земли. Напоминая мотыгу,которой взрыхляли землю для посева, топор в то же время был стилизациейбабочки, одного из символов трансформации и возрождения Богини". (Риан Айслер)
Золотые посвятительные двойные секиры с выгравированным орнаментом. 1600-1450 гг. до н.э.
Ещё один символ, часто встречавшийся во дворце - двойные рога посвящения. На реконструкции Артура Эванса такие рога расположены на крышах по всему периметру дворца.Кое-кто считает, что это могли быть не просто религиозные символы, связанные с культом быка, но элементы древней обсерватории. ( Алан Батлер. "Компьютер бронзового века")
Несмотря на хаотичность внешнего облика, поражает зрелость инженерных решений и художественная завершённость каждого жилого помещения дворца. Археологов поразил прямо-таки современный уровень быта обитателей Кносса, грамотно обустроенные водопровод, канализация и вентиляция. Побывав на Крите, Илья Эренбург справедливо заметил, что «дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины».
Мегарон царицы. Во вспомогательных помещениях мегарона есть косметическая комната с ванной, водопровод, сложная канализационная система и унитаз с деревянным стульчаком, оборудованный смывом.
Тронный зал. Слева за колоннами - бассейн для священных омовений.
Принцип построения всех критских дворцов был единым: вокруг центрального прямоугольного двора, ориентированного с севера на юг, размещались в несколько этажей различные помещения. Стены выстраивались из камня и поддерживались деревянными балками, чтобы выдерживать землетрясения.
Из древесных стволов (в основном кипарисов, растущих в горах Лефка Ори) изготавливались колонны, которые устанавливали узким концом в землю и широким вверх.
Колонна на минойском Крите имела сакральное значение, дерево почиталось особо. Окрашивались они, как правило, в чёрный, красный и белый цвета. Ряд учёных, например Р. Виллетс, указывали на сакральное значение этих цветов: они являлись символами важных для критской культуры значений рождения, смерти и возрождения.
Следует отметить оросительную и канализационную системы Кносса. Вода, притекающая из источника на горе Юхта, распределялась по дворцу и городу с помощью керамических труб.
Разветвленная и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определенным уклоном. Система была так устроена, что чуть ли не в любом месте ее можно было в случае необходимости легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты.
Нашли исследователи и еще одну систему – единственную в своем роде для столь раннего времени: холодная вода горных источников бежала в Кноссе по закрытым мраморными плитами трубам, и трубы эти использовались в качестве своеобразных холодильников – для мяса, для молока.
Многочисленные световые шахты освещали дворцовые помещения нижних ярусов и расположенные внизу покои: из-за палящего зноя во многих помещениях дворца не делали окон. Также шахты являлись своего рода «кондиционером», обеспечивающим естественную вентиляцию дворца. Когда тёплый воздух поднимался вверх по такой шахте, можно было открывать и закрывать двери в нижних покоях, чтобы регулировать поток более холодного воздуха, поступавшего с внешней колоннады. Гигантским кондиционером был и центральный двор, обеспечивавший циркуляцию свежего воздуха в центральных помещениях дворца, а также обеспечивавший их естественное освещение.