Духи древние. Древние легенды о привидениях и духах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История парфюмерии: Древний Египет. Духи древние


История парфюмерии с древности до наших дней

Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.

Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.

Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.

XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский.

В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц.

Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Caron») - «отцы» современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году.

История парфюмерии: Эммануэль Булле и Поль Пуаре

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды, впервые использованные в «Chanel No.5». Количество новых духов в связи с этим резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые и тяжёлые амбровые ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые «свежие» озоновые и океанические мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые «акватические» мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи именно конца XX века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия эта тенденция не меняется.

Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются лёгкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.

История парфюмерии, как мы убедились, насчитывает уже много веков - с тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное самостоятельное место среди других искусств.

ParfumClub.org Logo

Вам могут нравиться ароматы

Вам могут понравиться ноты

parfumclub.org

Парфюмерия древних

И. А. Леенсон«Химия и жизнь» №3, 2013

Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии. На Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и мазями пользовались не только высшие слои общества. «Масло — лекарство для тела», — писал фараон Аменхотеп III (1411–1375 до н. э.), фараон Сети I (1313–1292 до н. э.) специальным указом увеличил снабжение косметическими маслами своих воинов. Из-за нехватки косметических средств случались забастовки — во времена Рамзеса III (1198–1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», — гласит клинопись.

Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350& г. до н.э.)

Потребность в косметических средствах стимулировала изготовление в большом количестве каменных ваз и других сосудов, которые можно увидеть в современных музеях.

В 26-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Здесь «алавастр» — это так называемый египетский алебастр (другое название — мраморный оникс), полосчатый камень, добывавшийся в древних каменоломнях Фив. Из него изготовляли вазы для благовоний. Каменные сосуды для благовоний были дороги, со временем для этой цели стали использовать стеклянные бутыли; некоторые археологи полагают, что само изобретение стеклянной посуды было вызвано необходимостью хранить парфюмерную продукцию.

Тысячи лет благовония были важной частью религиозного культа. Важнейшим из них считалось миро — специальный состав из благовонных веществ, который использовался в иудейском и христианском обрядах. Миро использовали для так называемого священного помазания царей и пророков: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Миром были помазаны на царствование и российские цари. «Масть и курение радуют сердце» — читаем мы в 27-й главе «Притчей Соломоновых». Сравнение этого текста, цитируемого по синодальному изданию, с английским переводом Библии (Ointment and Perfume Rejoce the Heart) показывает, что «масть» (англ. ointment) — это мазь, помада, притирание, а наша «парфюмерия» (англ. perfume — благоухание, аромат, запах, духи) восходит к латинскому per fumus — при помощи, посредством дыма (то есть воскурения).

В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.) упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических, религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы, вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также резина), и гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).

Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.

Торговцы смешивают разные масла. Рисунок из древнеегипетского захоронения в Саккаре, около 2400 г. до н.э. (из книги «A History of Technology», Oxford: Clarendon Press, 1956)

В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии получения душистых веществ, — до понятия «маршрутная карта» оставались десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные стороны. Во времена III Династии (около 2670–2600 гг. до н.э.) пресс был усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех фунтов семян отжимали один фунт масла.

Эфирные масла извлекали с помощью мацерации: душистые растения настаивали в теплом растительном масле в течение двух дней, затем теплое масло фильтровали. Применялось и холодное абсорбирование — лепестки нежных растений помещали на несколько недель в закрытые емкости, а рядом располагали слои жира, которые поглощали пахучие выделения. Перегонки и экстракции растворителями в Древнем мире не знали. В чистом виде эфирные масла использовались редко, они были дороги. Обычно их смешивали с дешевыми маслами, не имеющими собственного запаха.

Художник Н. Колпакова

В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры — буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю — кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.

Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.

На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.

В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки, раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb. Дело в том, что один из ее минералов, черную модификацию сульфида Sb2S3, в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М. Цветаева). Русское название элемента — от турецкого сюрме — натирание или чернение бровей. Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный минерал — галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в зеленый цвет. Малахит — основной карбонат меди, а медь, как известно, обладает бактерицидными свойствами.

В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок, пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда недалеко и до современного значения.

Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в небольшой круглой чашечке.

Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой — природной смесью оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду — камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.

elementy.ru

Малоизвестные древние боги: matveychev_oleg

В древности люди поклонялись множеству богов. Они считали, что человеческая жизнь во всех ее проявлениях зависит от высших сил. Однако не все их боги были наделены таким могуществом, как Зевс и Посейдон.

1

Огромное множество менее известных и значительных богов отвечали за самые разные сферы повседневной жизни людей, и люди верили, что Боги обязательно им помогут.

1. Кардеа1Кардеа – богиня дверных петель у римлян.

Богиня Кардеа, малоизвестная сегодня, у древних римлян почиталась наравне с остальными богами. Началось все с того, что Янус, охваченный желанием, обратил внимание на Кардеа, но она не испытывала к нему никаких чувств. Обычно Кардея отправляла своих поклонников в пещеру, обещая прийти туда чуть позже, а сама убегала.

Но ускользнуть от двуликого Януса, обладающего способностью видеть то, что происходит позади, ей не удалось. Янус, овладев Кардеа, назначил ее повелительницей дверных петель и вручил ей отталкивающую зло волшебную ветвь боярышника.

2. СехримнирСехримнир – скандинавский мифологический вепрь.Сехримнир – скандинавский мифологический вепрь.

В скандинавской мифологии эйнхерии - это лучшие воины, доблестно павшие в бою. Каждый день они непрерывно сражаются до тех пор, пока не падут все. На другой день они поднимаются и идут пировать в небесную Вальхаллу, в чертог Великого бога Одина. Их пищей является божественный бекон, приготовленный главным поваром Андримниром из огромного волшебного вепря Сэхримнира, способного прокормить огромное количество воинов. Каждый вечер они съедали этого необыкновенно вкусного вепря, а утром он снова оживал.

3. МатшишкапеуМатшишкапеу – инуитский бог флатуленции.Матшишкапеу – инуитский бог флатуленции.

Инуиты (эскимосский народ Канады) верили, что духи постоянно общаются с людьми. Общение с одними богами происходит через барабаны, с другими – во сне. И есть у инуитов один бог по имени Матшишкапеу, который общается через флатуленцию (газовыделение), посылая таким образом различные сообщения. При внезапной флатуленции старейшины должны были немедленно разъяснить смысл этих звуков. Однако сигналы этого бога очень трудно поддавались объяснениям.

4. Шед Бет ха-КисеБоги отхожих мест.Боги отхожих мест.

Во всех религиях имелись боги, присматривающие за туалетами. У китайцев этим занималась богиня Цзы-гу. Женщины оставляли в туалетах изображения этой богини в надежде, что она станет им помогать. В Вавилоне бог Шед Бет ха-Кисе следил за тем, чтобы поблизости от туалета никто не занимался сексом.

Наказанием за это было проклятие в виде эпилепсии, насылаемой этим мстительным богом. Римляне почитали двух туалетных богов: бога фекалий Стеркулиуса и богиню канализационной системы Клоацину. Что же касается японцев, то у них за отхожие места отвечал не один, и не два, а целый пантеон богов.

5. ТерминусТерминус – бог границ и межевания.Терминус – бог границ и межевания.

Одним из первых богов, появившихся у римлян, был бог Терминус, отвечающий за неприкосновенность границ, отмеченных священными камнями, называемых терминами, и столбами. Сдвигать их было категорически запрещено. Если кто-либо все же решался на это, его ждало неотвратимое наказание. Любой римлянин имел право его убить, и не только его самого, но и всех членов его семьи.

6. КалфуКалфу - Бог перекрестков у гаитян.Калфу - Бог перекрестков у гаитян.

За довольно безобидным именем «Бог перекрёстков» скрывается очень страшный бог, который у гаитян ассоциируется с сатаной. Наделенный функцией управления перекрестками, он напоминает «дьявола на распутье». Калфу часто изображали в виде демона, пьющего ром, настоенный на порохе. Этот демон выпускает злые силы, и с их помощью управляет людьми.

7. МискелланиМискеллани – Неизвестный бог.Мискеллани – Неизвестный бог.

Древние греки для подстраховки, чтобы случайно не оставить какую-либо сферу жизни без божественного покровительства, придумали особого бога, которого назвали Неизвестным. Этот бог наделялся властью во всех сферах, оставшихся без божественного покровительства, по причине того, что таких богов еще не придумали или просто упустили эту сферу из виду.

Идея создать такого бога пришла к ним во время эпидемии чумы, свирепствующей в Афинах. Ритуальные жертвоприношения всем известным богам не давали желаемого результата, чума не проходила. Тогда греки и придумали этого бога, сделали для него жертвенник в поле и стали проводить ритуальные жертвоприношения.

8. КсочипиллиКсочипилли – бог-покровитель мужской проституции.Ксочипилли – бог-покровитель мужской проституции.

Во многих религиях у гомосексуалистов имелись свои боги, но самыми продвинутыми в этом плане оказались ацтеки. У них был даже бог, покровительствующий гомосексуалистам, занимающимся мужской проституцией, бог Ксочипилли. Второе имя у этого бога было Принц Цветов, однако под “цветами” подразумевались вовсе не маргаритки и розы, а священные галлюциногенные растения. Ими ацтеки осыпали статуи этого бога.

9. СапонаСапона – бог оспы.Сапона – бог оспы.

Одним из наиболее почитаемых богов в нигерийском племени йоруба был Сапона – бог оспы. Культ этого бога процветал в конце 19 века. Угрожая проклятиями, служители культа Сапоны разными способами вымогали у поклоняющихся этому богу людей деньги. За отказ платить человеку по лицу размазывали струпья оспы или натирали ими окна его жилища.

Когда появилась вакцина против оспы, служители Сапоны всячески препятствовали вакцинации. Угрожая, они отговаривали людей от прививок, спровоцировав тем самым немалое количество эпидемий.

10. ТласолтеотльТласолтеотль – Богиня разложения у ацтеков.Тласолтеотль – Богиня разложения у ацтеков.

Тласолтеотль в пантеоне богов отвечала за утилизацию всех отходов путем их поедания. Поедала она разлагающиеся тела, гниющие продукты, фрукты, овощи, а также «божественные экскременты». Но она была наделена еще одной, более приятной функцией – следить за паровыми банями. Для Тласолтеотль это было весьма кстати, ведь теперь, выполнив свою грязную работу, она могла помыться.

источник

matveychev-oleg.livejournal.com

История парфюмерии: Древний Египет | Parfum-Terra

1ef347d65704Откуда берет начало искусство парфюмерии, где и когда научились впервые смешивать ингредиенты для получения прекрасных ароматов? Совершим небольшой экскурс в истории и попробуем понять, когда наука о запахах прочно вошла в жизнь человека. Пожалуй, пальма первенства в использовании ароматов принадлежит жителям Древнего Египта. Там и зародилась традиция использования благовоний и ароматических жидкостей не только в религиозных, но и бытовых целях.

Слово парфюмерия происходит от латинского per – «через», fumum – «дым». Первыми представителями парфюмерии были благовония, которые использовались для окуривания в храмах. С помощью пастилок или шариков из пряностей, фруктов, смол, помещенных над источником тепла, происходила ароматизация помещения. В Древнем Египте общение с богами не проходило без участия благовоний. В храмах богини Изиды постоянно курились ароматические смолы, а в праздничные дни богослужения проводил сам фараон.

В Гелиотропе богослужения в честь Ра производились в большом круге, символизирующем Солнце. На рассвете в центре этого круга возжигалась янтарная смола. Когда светило было в зените, для этих целей использовали мирру. А на закате в ход шла специальная смесь из 16 ароматических компонентов, называемая куфи. Эта смесь, по утверждению Плутарха, состояла из меда, вина, изюма, кипера, камеди, смирны, колючего дрока, морского лука, тростника, щавеля, можжевеловых ягод, кардамона и аира. Пожалуй, жители Древнего Египта по достоинству бы оценили Dia от Amouage  и Amber & Spices от Montale.

Кроме того, благовония входили в состав жертвенных притираний, которые использовались в обрядах жертвоприношений. В храмах выставлялись сосуды с ароматическими маслами для каждого божества. Помазание было обязательным и в обряде коронации. Но больше всего благовоний использовалось во время религиозных шествий.

59e5b10f7500t

Древние египтяне верили в переселение душ. Считалось, что после смерти душа человека переселяется в животное, насекомое или птицу и так происходит 3 тысячи лет, прежде чем она снова вернется в свое первоначальное тело. Для ее возвращения необходимо сохранить прежнюю человеческую оболочку. Именно для этого нужно было бальзамирование. При бальзамировании царских особ, знати и богатых горожан благовония использовались в большом количестве. Также раз в год мумию извлекали для поминальных обрядов с воскурением ароматических смесей и возлиянием масел. Бальзамированию подвергались не только люди, но и священные животные. Например, когда священный бык, олицетворяющий бога Аписа, достигал 25 лет жрецы топили его в Ниле, а тело бальзамировали.

Ароматические вещества использовались для религиозных целей и для туалетных нужд. Древние египтяне были очень чистоплотны и ежедневно после тщательных омовений, обильно наносили на тело ароматические масла. Это было способом защитить кожу от палящего зноя, масло позволяло сохранить влагу и оставаться эластичной. Для изготовления таких притираний чаще всего использовались мирра, олибанум, ореган, миндаль и т.д. Хотите почувствовать причастность к культуре Древнего Египта, попробуйте духи Arabie от Serge Lutens или Opium от Yves Saint Laurent.

1414995801_perfume-egypt-6

Все притирания и ароматические смеси изготавливались жрецами, которых можно назвать первыми парфюмерами. Для изготовления благовоний у них были обустроены лаборатории, где происходила выжимка, экстракция, горячая мацерация в различных маслах. Дистилляция египтянам не была известна, и основным способом добывания ароматических веществ было прессование. Большая часть ингредиентов доставлялась в Египет из Аравии.

Также благовония широко использовались при проведении светских мероприятий. При встрече гостей на пиру их головы, вернее парики, умащивались ароматическими эссенциями, на шеи надевались цветочные гирлянды. Зал, где проходило мероприятие, также обильно украшался цветами и в нем помещались курительные чаши, источающие великолепный аромат. Так что благовония сопровождали древних египтян от рождения до самой смерти и даже в мир иной.

parfum-terra.ru

Лесные духи древних славян — Славянская культура

Лесные духи древних славян Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать.Дед Лесовик. Дед Лесовик.

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

Колтки.

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева.

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

Листин и Листина.

Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.

Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички.

По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…

…и другие.

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли.

Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое?

У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление?

Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.

Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.

Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.

Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.

Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.

Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.

В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников. Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.

Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…

Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.

Валентина Пономарева

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Славянский пояс - в народных верованиях

Боги, духи и существа → Древний хранитель семейного очага

История → Общинное устройство славянских племен

Традиции → Обряды славян

Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Древние легенды о привидениях и духах

древние легенды о привиденияхЛеденящие душу истории о призраках переходят из поколения в поколение, но в древние времена человек воспринимал их совсем не так как мы сейчас. Для наших предков, живших тысячи лет назад, древние легенды о привидениях и духах были вполне реальными, могущественными и угрожающими.

Древние призраки – это не только истории о домах с приведениями, это предания о загадочных сущностях, способных наслать на человека неизлечимую болезнь или ужасное проклятие. Призраки из древних легенд имеют самое разное происхождение, от пришельцев из других миров, до проклятых душ, ставших призраками в наказание за страшные грехи.

alt

Гидим

В культуре древней Месопотамии не существовало четких границ между миром живых и мертвых. В то время бренность человеческой жизни считалась одной из главных характеристик рода человеческого; смерть в молодом возрасте воспринималась как проклятие богов, а те, кто пребывал в здравии долгие годы, якобы находились под защитой духов.

Согласно месопотамской легенде после смерти человек превращался в гидима, бесплотного духа, который время от времени являлся своим близким и друзьям. Однако любое появление гидима не было случайным, его могли вызвать живые. Могила усопшего служила не только местом захоронения, откуда умерший продолжал свой путь в мир мертвых, останки могли использоваться дл возвращения гидима из мертвого царства.

В Месопотамии специфика предания тела земле зависела от социального статуса усопшего. За представителями царских семей скорбели дольше, чем за обычными гражданами, и усыпальницы правителей выглядели как «дворцы вечного покоя», а не как скромные могильные холмики. Без даров живых существование гидима в загробном мире было просто ужасным, не получая «подпитки» из мира живых, дух умершего был обречен на вечную жажду и голод. Гидимы обитали в мире мертвых, которым правила божественная чета Эрешкигаль и Нергала. Там голодные духи питались пылью и ничем не могли утолить мучавшую их вечную жажду.

alt

Ассирийский экзорцизм

ассирийский экзорцизмАссирийцы верили в полулюдей, полупризраков, которые проникая в дома, нарушали покой и сон доселе мирно живущих домочадцев. Также считалось, что человек, который не был погребен должным образом, превращается в призрака, и преследует живых. А еще ассирийцы верили, что, посмотрев на не погребенный труп, живой мог впустить в себя дух покойного и превратиться в одержимого.

Духи питались жизненной силой одержимого, и для возвращения человека к нормальной жизни жрецы проводили специальные ритуалы. Одержимого духов омывали особыми водами и отварами, а тело того, чей дух якобы вселился в живого во чтобы то ни стало пытались предать земле. Часто для изгнания духа мертвого из живого человека ассирийцы проводили ритуалы, связанны с богом Шамашем.

В ходе ритуала ассирийские экзорцисты пытались выяснить у духа, почему он не уходит и по какой причин занял тело того или иного человека. В честь Шамаша готовили специальную смесь из муки и дрожжей, которая помещалась в рог быка темного окраса: вся эта процедура должна была успокоить духа. Шамаш, одно из главных месопотамских божеств днем выступал в роли бога Солнца, а ночью вступал во владения миром мертвых. В ассирийской культуре призрак традиционно ассоциировался с дурным предзнаменованием, возвещающим близкую смерть, катастрофу или ужасное несчастье. Дом, который облюбовал призрак, подлежал сносу, а тот, кто заговорил с призраком, вскоре умирал.

alt

Призраки демонов и бездетных

В древнем Вавилоне верили, что ночью призраки живут такой же жизнью, как живые в светлое время суток, причем тогда их не считали бесплотными духами. Считалось, что дух может выбрать себе «сосуд» в виде тела животного, причем духи демонов питали особую склонность к «проживанию» в птичьем обличье. Злые духи могли вселиться в диких собак или львов, и, по мнению древних, это была одна из главных причин случаев нападения диких животных на людей.

Одним из самых страшных и сильных призраков в вавилонской мифологии считался дух женщины, умершей при родах, переполненный горем и страданием, такой дух был обречен на вечные скитания в ночи. Вообще вавилоняне считали, что люди, не имеющие детей при жизни, как мужчины, так и женщины, умирая, становятся призраками, стенания которых могут слышать живые.

Для упокоя душ умерших родственников живые оставляли для вечно голодных и испытывающих жажду духов, пищу и питье. О тех, кому при жизни не пришлось обзавести потомством, позаботиться было некому, поэтому духи бездетных вечно бродили по улицам и домам в поисках чего-нибудь съестного.

Ночь в Вавилоне – жуткое и мрачное время, наполненное демонами, призраками и духами всех мастей, которые всеми способами пытались задержаться на земле, проникая в дома живых, тела зверей, птиц и ночных путников. Среди скитающихся в ночи призраков были духи нашедших свою смерть в пустыне, утопленники, павшие на поле боя, казненные преступники и другие несчастные, тела которых были не преданы земле.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Парфюмерные ароматы древней Иудеи | Изюминки

Древняя Иудея. Её земля наполнена благоухающими цветами и деревьями. И неудивительно, что еврейский народ всегда проявлял большую любовь к благовониям, которые использовались им в различных ритуалах и непосредственно в быту.

Долгое время иудеи находились в египетском рабстве, и из этой страны высокой цивилизации они переняли многие культурные достижения и ценности, среди которых было и искусство парфюмерии. Но о том, что ароматы древним евреям были знакомы не понаслышке, можно сказать с уверенностью. Священное Писание свидетельствует о широком использовании иудеями ароматических веществ.

«Вот идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет». Библия. Книга – Бытие – гл. 37-25

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Горы Гилеада были покрыты душистыми кустарниками, среди которых самым распространённым был амирис. Именно из него добывали ароматическую смолу, или «гилеадский бальзам».

«…Иорданом напоенная земля;Ливан холмистый, кедрами венчанный;Чудесный Гилеад благоуханный;…»

«И сделай жертвенник для приношения курений; из дерева ситтим сделай его». Библия – Исход гл. 30-1.

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ; смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазании…» Библия – Исход гл.30-23,24,25

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Эти благовония использовались для помазания «скинии собрания», «ковчега откровения», «жертвенника всесожжения» и других священных атрибутов.

Благовонное масло и курение предназначались только для священного помазания, использование его запрещалось всем, кроме Аарона и его сыновей, и это правило передавалось в роду из поколения в поколение вместе со священным саном.

«Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, …Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа» Библия – Исход гл.30-34,37

По закону Моисея полагались суровые наказания каждому, кто осмелится употреблять священные масла или курения для собственных нужд, а также изготовлять самостоятельно.

Составы священных масел известны, но как их приготовляли, осталось загадкой. Под названиями, пришедшими к нам из древнего мира, неизвестными остались и некоторые компоненты.

«…Сливаясь, запах, ладана, цветов,Плодов и трав возносится к ПрестолуВоздать хвалу Творцу, подобно оде…»

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Вместе с применением благовоний еврейский народ сохранил в своей культуре египетские способы соблюдения гигиены и применения при этом ароматических масел и притираний. Среди народа особенным употреблением благовоний пользовались женщины. В еврейских законах предписывались очистительные ритуалы для женщин, которые омывали своё тело водой и умащали благовониями.

Еврейские женщины отличались красотой и грацией. Прекрасные волосы, чуть смуглый цвет кожи, большие глаза, опушённые длинными густыми ресницами, – этот природный дар остался и многие века спустя. И сегодня красота евреек привлекает к себе внимание и достойна восхищения. Но какая женщина довольствуется красотой, данной только природой?

Каждая старается улучшить красоту и превзойти в этом отношении подруг. Конечно, древние еврейки использовали не только притирания для чистоты и благоухания собственного тела, но и стремились усилить красоту с помощью различного рода косметики.

«…они приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась нарядами». Иезекииль, гл.23 – 40

Благовония в те времена были весьма дороги, а потому их ценили настолько, что включали в число царских даров: золота, серебра, драгоценных камней. Упоминание ароматических веществ и составов сохранились в древнееврейских поэмах и легендах. А это означает, что они были известны издавна и, несомненно, ценились среди иудейского народа, и конечно, знати.

Наиболее известными в библейские времена были мирра, или смирна, ладан, алое, корица, нард, кипер, шафран, кассия. Некоторые из них ввозились в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, притирания тела и врачевания.

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Кипер. Его цветы имеют сильный аромат, их носили на шее в виде венков, а также ставили в комнатах для ароматизации и украшения. Это растение было известно и у арабов.

Шафран получают из цветочных рылец Crocus sativus, или крокуса.

Корица представляет собой кору дерева Cinnamonum verum.

Ладан. Сок растения Boswellia thurifera, весьма распространенного в Аравии, в основном в Йемене. Издавна он поступал только из этой страны. Благовонный древесный сок ладана более всего использовался при обряде погребения, продавали его за дорогую цену. При обычной температуре воздуха ладан принимал твёрдую форму.

Мирра – драгоценная смола деревьев, называющихся Balsamodendron myrrha. В те времена она была одним из любимых ароматических веществ, преимущественно привозили её из Аравии и Абиссинии. Грамм мирры покупателям Иудеи обходился дорого – зачастую равным количеством золотого песка.

Получали мирру, надрезая стволы деревьев, а затем собирали смолу в ёмкости. Её использовали не только в притираниях как благовоние или в ритуальных обрядах. Остропряный горьковатый вкус мирры ценили и древние кулинары. Мирра придавала блюдам пикантность и необыкновенный аромат.

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Алоэ. Это растение, упоминаемое в Библии, не следует путать с растением того же названия, которое используется в народной медицине. Алоэ в иудейской парфюмерии – это древесина дерева Aloexylum agallochum, имеющее очень острый благовонный запах. Именно это алоэ использовалось для бальзамирования и как ценный фимиам употреблялось для курения в домах.

Помимо курительных благовоний и ароматических притираний были у древних иудеев вещества, создававшие аромат одежды и постели.

«…спальню мою надушила смирною, алоем и корицею». Притчи Соломона, гл.7 – 17

Слова «смирна», «мирра», и «миро» часто упоминаются в Библии и имеют разные значения. Святое миро изготавливалось и изготавливается из нескольких разновидностей самых лучших масел. В наши дни миро – это смесь оливкового масла с добавлением вина и около 40 благовонных ароматов.

Смирна использовалась для помазания в момент погребения. Смесь смирны и алоэ всегда были в составе для бальзамирования.

В древности все благовония, в том числе мирру, привозили в город Смирну (Измир), находящийся на западном берегу Малой Азии. Скорее всего, поэтому мирру часто называли смирной. Смирной называют и камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

Евреи так же, как и египтяне, бальзамировали умерших. В Евангелие от Иоанна читаем: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».Евангелие от Иоанна, гл.19 – 39,40

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Нард. Под этим названием из древних посланий, а также в Священном Писании упоминаются разные ароматные растения. Одни из них родом из Гималайских гор, другие произрастали в Альпах. Разделяли нарды индийские, галльские, итальянские, арабские. Корневища этих растений и служили сырьём для получения нардового масла, которое всегда входило в состав мира.

Среди евреев был обычай, умащать благовониями голову почетного гостя. Читаем в Евангелие от Марка – гл.14 – 3 –«…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову». Евангелие от Марка, гл.14 –3

Народы стран Востока в течение веков более стабильно, чем европейские народы, соблюдают нравы и обычаи, предписанные из древности. Примеров для подтверждения множество. Их можно найти среди арабов, в Индии, Афганистане, а также на Святой Земле. Прочитайте Библию, узнаете в ней не только о иудейской парфюмерии…

Парфюмерные ароматы древней Иудеи

Читайте также

izuminki.com


Смотрите также