Корея древняя. Искусство древней Кореи, начало новой культуры и истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Корея: от неолита до первых веков нашей эры. Корея древняя


Корея — История

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун, который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси, Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли. Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, Уннё была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу чтобы у неё был ребенок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом. Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон. Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.—2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») — 1048 года. Во всяком случае 3 октября, день Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев. Корейцы ведут отсчет своей истории, именно с этой даты - 2333 году до н. э.. То есть на их дворе, сейчас 4348 год от рождества Тангуна. )))

Хотелось бы так же, как корейцы знать свои легенды. У нас на дворе, по старому лето исчислению, сейчас был бы уже 7525 год.

Вернемся к нашим корейцам.108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань, основав четыре китайских округа.

fishki.net

История Кореи

История

История Кореи, начавшись с периода правления мифического героя Тангуна, насчитывает ряд исторических эпох: период Трёх государств, Объединённое Силла, государство Корё, период правления династии Чосон, время японского колониального господства, раздел полуострова на два государства и современный этап – эпоха развития Республики Корея. Хотя в наши дни понятие «территория Кореи» ограничивается определением «Корейский полуостров и прилегающие к нему острова», в прошлом исторической авансценой для предков нынешних корейцев выступали северо-восточные земли современного Китая и обширный регион, прилегающий к Корейскому полуострову.

Миф о Тангуне и государство Древний Чосон

Отправной точкой в истории как корейской нации, так и корейской государственности следует считать миф о Тангуне. Краткое содержание мифа о Тангуне Хванун, сын Небесного владыки Хванина, задумав править миром смертных, спустился вместе с духами Ветра, Туч и Дождя под дерево Синдансу («священное дерево Тан»), что на горе Тхэбэксан (ныне – гора Мёхянсан в провинции Северная Пхёнандо в Северной Корее), и основал «священный град» Синси. Миф повествует также о том, что к Хвануну обратились с мольбой тигр и медведица, прося сделать их людьми. Хванун ответствовал: «Это будет возможно, ежели вы в течение ста дней, питаясь лишь чесноком да полынью, не будете выходить на солнечный свет». Тигр испытания не выдержал, а медведица, проявив терпеливость, обернулась женщиной Уннё (т. е. «Женщиной-медведицей»). Уннё хотела иметь детей, и тогда Хванун, приняв человеческий облик, взял её в жёны. У них родился сын, которого назвали Тангун. Тангун (полный титул – Тагун-Вангом) основал столицу в крепости Пхёнъянсон, а страну назвал Чосон. Он правил страной 1500 лет, а в возрасте 1908 лет превратился в горного духа. Так этот миф изложен в историческом сочинении XIII в. «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств»). Анализ мифа о Тангуне За мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению. Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса. Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна. Государство Древний Чосон (2333 г. до н.э. (?) – II в. до н.э) Согласно корейским летописным источникам, Тангун-Вангом основал государство на пятидесятом году царствования легендарного китайского императора Яо, в год «тигра» по традиционной хронологии. Если перевести эту дату на современное летосчисление, то получится 2333 г. до н.э. Время существования государства Древний Чосон принято относить к доисторической эпохе. Поэтому события, происходившие в тот период, можно реконструировать путём анализа мифов, опираясь на сведения, почерпнутые из древнекитайских хроник, а также на данные археологии. Изучение этимологии имени «Тангун-Вангом» позволяет сделать вывод о теократическом характере власти в ту эпоху. История Древнего Чосона подразделяется на ряд периодов: Чосон Тангуна, Чосон Кичжа (ок. 1121 – 194 гг. до н.э.) и Чосон Вимана (194 – 108 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов ознаменован приходом к власти новых сил в лице Тангуна и выходцев из Китая – Киджа (кит. Цзи-цзы) и Вимана. Закат Древнего Чосона приходится на II до н.э., когда в борьбе за гегемонию в регионе он начал терпеть поражение от ханьского Китая.

Период Трёх государств (I в. до н.э. – 668 г. н.э.)

В I в. до н.э. ряд племён, проживавших на территории Корейского полуострова и Манчжурии, объединившись, образовали три государства. На севере полуострова и в Манчжурии было создано государство Когурё. В западной части Корейского полуострова находилось государство Пэкче. Наконец, восточные земли занимало государство Силла. Хотя в генезисе этих трёх государств участвовало несколько этнических групп, можно утверждать, что представления о едином первопредке Тангуне были их общей чертой. △ Государство Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) Основателем государства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) считается Чумон (вошедший в историю под храмовым именем Мудрого правителя Тонмёна). Государство было образовано в южной части Манчжурии племенами пуде и доминировало на всей территории Манчжурии и в северной части Корейского полуострова. Конуре стояло на пути продвижения на полуостров ханьцев (центрообразующего этноса Китая), поэтому с самого момента основания государства конфликты с Китаем были неизбежны. Китайское военно-политическое влияние на Корейском полуострове было ликвидировано с покорением когурёсцами округов Аннан (кит. Лолан) и Тэбан (кит. Дайфан), которые были образованы на полуострове Китаем после падения Древнего Чосона. А разбив в 598 г. огромную армию китайской династии Суй, Когурё самоутвердилось как сильнейшее государство в Северо-Восточной Азии. Среди трёх корейских государств Когурё также обладало самыми обширными территориями и мощной армией, что на протяжении долгого времени делало его на полуострове страшной силой. Однако в войнах с многотысячными суйскими армиями силы Когурё подрывались, и в конце концов государство пало под ударами союзных войск государства Силла и пришедшей на смену Суй династии Тан. После гибели Когурё его население подпало под власть Силла. Но часть когурёсцев, мигрировав на север и объединив там ряд народностей, создали государство Пархэ (кит. Бохай). Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) согласно легенде было основано выходцами из Когурё – братьями Ончжо и Пирю, сыновьями Мудрого правителя Тонмёна, перебравшимися на юг. За этой мифологической версией можно разглядеть процесс основания нового государства мигрантами из Когурё, вытесненными оттуда правящим кланом. На северном направлении Пэкче сталкивалось с Когурё, которое препятствовало дальнейшему продвижению своего соседа. На западном направлении Пэкче через морской путь поддерживало отношения с различными китайскими царствами. Завоевав южную часть округа Тэбан (кит. Дайфан), оплота китайского влияния на полуострове, Пэкче укрепило своё положение, что привело к столкновениям с Когурё. Впоследствии с ростом могущества Силла Пэкче пришлось вести изнурительную борьбу и на восточном направлении. Интенсивно развивались также связи Пэкче с Японией. История государства Пэкче отмечена взлётом блистательной культуры. Но противостояние с Силла изматывало силы страны, пока, наконец, в 660 г. государство не погибло под натиском союзных войск государства Силла и китайской династии Тан. После падения Пэкче многие выходцы из этого государства, переправившись в Японию, способствовали формированию государственности и культуры в этой стране. Государство Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) Если в мифах об основателях Когурё и Пэкче прослеживается пуёский компонент, то миф об основателе государства Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) принадлежит к группе мифов, где герой рождается из яйца. Из яйца появляется на свет и мифический основатель Силла Пак Хёккосе. Миф о Пак Хёккосе скрывает в себе процесс смешения местного населения с носителями более передовой культуры, пришедшими извне, и формирования нового этноса. Время существования государства Силла, включая период Объединённого Силла, когда на протяжении 992 лет на троне сменилось 56 правителей, в Корее называют «Тысячелетним царством». Будучи зажато в юго-восточной части Корейского полуострова, государство Силла практически не имело доступа к передовой культуре, что сказалось на его замедленном развитии. Тем не менее, постепенно развиваясь, это государство развило как военный, так и культурный потенциал. А союз с танским Китаем позволил разбить поочерёдно Пэкче и Когурё и осуществить историческую задачу объединения всех трёх государств на Корейском полуострове..

Период Объединённого Силла (668 – 935)

История Силла после объединения трёх государств называется периодом Объединённого Силла (668 – 935). Это было время пышного расцвета культуры при государственном покровительстве буддизму. Избавившись после объединения страны от вмешательства Китая, Силла сумело объединить под своей властью все земли Корейского полуострова за исключением части территории на севере. К северу от Объединённого Силла находилось образованное выходцами из Когурё государство Пархэ (кит. Бохай). Таким образом, были заложены основы для формирования и развития единой нации. В поздний период Силла верхи погрязли в роскоши и развлечениях, а политическая ситуация в стране оказалась дестабилизирована. В провинции самоуправствовала местная знать, и началась эпоха междоусобной борьбы, которую в историографии также называют временем Позднего троецарствия. С повторным объединением страны под властью династии Корё Силла прекратило своё существование.

Период династии Корё (918 – 1392)

Основатель династии Корё (918 – 1392) Ван Гон (877 – 943) в качестве столицы избрал Сонак (современный город Кэсон в Северной Корее). В 935 г. он включил Силла в состав нового государства, а в 936 г. разгромил государство Хубэкче (Позднее Пэкче), завершив тем самым повторное объединение страны. При династии Корё особым почитанием пользовался буддизм, а внешняя политика ставила своей задачей продвижение на север, вследствие чего земли государства были расширены. В поздний период династии Корё страна подверглась нашествию монголов (династия Юань в Китае), и правящий дом Кореи, попав в подчинённое положение от завоевателей, едва сохранял своё автономное существование. Воспользовавшись смутой в Китае, вызванной утратой власти династией Юань и утверждением династии Мин, Корё восстановило государственный суверенитет. Однако с усилением влияния военных и появлением сильного лидера по имени Ли Сон Ге трон перешёл к нему, а династия Корё прекратила своё существование. Она правила страной 474 года, и за это время на престоле успели побывать 34 монарха

Период династии Чосон (1392 – 1910)

Династия Чосон (1392 – 1910) была основана выдвинувшимся из среды военных Ли Сон Ге (ван Тхэчжо) при поддержке опиравшегося на идеи конфуцианства (чжусианства) реформаторского крыла правящего слоя. Считается, что прежняя династия была смещена не грубой силой, а отречением от престола, причиной чему послужила утрата ваном Мандата Неба в силу своей недобродетельности. Период правления династии Чосон уникален тем, что хотя правитель и был наделён абсолютной властью, у него существовал противовес в лице конфуциански образованных чиновников и учёных. Поэтому, даже называясь монархом, он был обязан и в личных, и в государственных делах педантично следовать положениям политической философии того времени. В государстве Чосон получили широкое развитие как культура, так и техника, примером чему могут послужить создание корейского алфавита и изобретение дождемера. С другой стороны, приверженность условностям и церемониалу вкупе с излишней придирчивостью в том, что касалось теоретических выкладок, привели общество к стагнации. Следствием проводившейся в течение долгого времени политики изоляционизма явилась неспособность реагировать на вызовы эпохи в Новое время. Став жертвой соперничества великих держав, Корея в итоге подпала в 1910 г. под колониальный гнёт империалистической Японии.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

Современный период

После освобождения страны в 1945 г. в южной части страны были размещены американские войска, а в северной – советские. В каждой из этих двух зон присутствия действовала своя военная администрация, и это стало первым зерном дальнейшего раздела страны. После проведённых в 1948 г. выборов на Юге было сформировано сепаратное правительство, и была провозглашена Республика Корея. Правительство Республики Корея было признано мировым сообществом как единственно легитимное правительство на Корейском полуострове. На Севере при поддержке СССР был создан коммунистический режим – Корейская Народно-Демократическая Республика. Со вторжения Северной Кореи на Юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 г. Вмешательство войск ООН и китайской армии завершилось в итоге перемирием, закрепившим раздел страны. После этого, пережив период нестабильности в 60-х гг., Республика Корея осуществила в 70-х гг. ускоренное экономическое развитие, получившее название «чуда на реке Ханган». В конце 80-х была проведена политическая демократизация, подразумевающая смену власти в стране посредством института прямых президентских выборов. Наряду с этим во взаимоотношениях с Севером произошёл отход от установок времён «холодной войны». Был произведён переход к обоюдному признанию существующих в обеих Кореях политических систем, к эре примирения и сотрудничества.

maglend.com.ua

Корея в древности

Первым государственным образованием, созданным предками корейцев, предшественником ранних корейских государств первых веков христианской эры был так называемый древний Чосон. Он занимал северную часть Корейского полуострова и, возможно, часть Ляодуна (существует мнение, что центр древнего Чосона находился на территории Ляодуна и Ляоси).

По легендарной версии, древний Чосон был основан в 2333 г. до х.э. Тангуном, сыном небожителя и медведицы, превращенной в красивую женщину. Как бы ни была сомнительна эта дата, в Китае, во всяком случае, название этого государственного объединения было известно еще в VII в. до х.э., из чего можно заключить, что какие-то контакты между древним Чосоном и Китаем имели место уже в то время. Однако нет никаких свидетельств того, что в это время территория древнего Чосона входила в состав китайских владений, или того, что древний Чосон находился в вассальной или еще какой-либо зависимости. Поэтому сообщение "Ши цзи" о том, что Чосон был пожалован около 1121 г. до х.э. в удел Ци Цзы (кор. Киджа) чжоуским ваном, выглядит сомнительно, хотя Киджа - видный сановник последнего вана китайской династии Инь, не пожелавший служить новой династии, Чжоу, - реальное историческое лицо.

До объединения Китая под властью династий Цинь и Хань древний Чосон имел, по существу, отношения только с непосредственно граничившим с ним китайским царством Янь - имеется в виду период с IV в. до х.э. до разгрома царства Янь циньским войском в 222 г. до х.э. С ослаблением Чжоу, когда Янь получило возможность вести самостоятельную политику, первой жертвой его экспансии на востоке должен был оказаться древний Чосон. Чосонский правитель, носивший титул ху (кит. хоу), понимая это, также решил вести активную внешнюю политику. Он провозгласил себя ваном и собирался начать превентивную войну против Янь под лозунгом "поддержки дома Чжоу". Однако на этот раз до военного столкновения дело не дошло. По совету своего первого министра чосонский ван направил его послом в Янь, в результате чего была достигнута договоренность о взаимном ненападении. Время описанных событий точно неизвестно, но, судя по тому, что правитель Янь объявил себя ваном в 323 г. до х.э., речь может идти о последней трети IV в. до х.э.

Эти события показывают, что древний Чосон, возможно, пытался претендовать на равенство в политическом отношении с китайскими царствами эпохи "Чжаньго" (чему, кстати, должна была служить опорой версия о происхождении чосонских правителей от Киджа), тем более что Янь, входившее в семерку основных китайских царств, было одним из самых слабых среди них. Однако как только происходило сколько-нибудь заметное усиление Янь, оно обращало свой взор на восток. Так, после того как Янь в составе коалиции одержало победу над царством Ци в 283 г. до х.э., яньский полководец Цинь Кай нанес поражение Чосону, в результате чего последний лишился значительных территорий к западу от Манбонхана, на которых были созданы китайские округа. Но в 240 г. до х.э. царство Янь само оказалось под угрозой гибели, и в это время Чосон, возможно, вернул себе западные земли. В 222 г. до х.э. Янь пало под ударами царства Цинь, и чосонские земли, очевидно, перешли под контроль последнего. Более того, после постройки Великой стены циньские войска, перейдя р. Пхэйшуй (кор. Пхэсу), вновь нанесли поражение древнему Чосону и, очевидно, захватили еще часть его территории. По другим сведениям, чосонский ван Пу под угрозой нашествия сам признал себя вассалом Цинь.

Как только в Китае после смерти Цинь Шихуана началась гражданская война, в 209 г. до х.э. Чосон перешел в наступление и захватил восточные земли Янь (одно из владений, созданных на территории бывшего царства Янь), однако после объединения Китая под властью династии Хань граница между ним и древним Чосоном была установлена по р. Пхэсу.

В 194 г. до х.э. власть в Чосоне захватил выходец из Китая Виман (он прибыл в страну в 195 г. до х.э., и ему было доверено управление западными чосонскими землями, которые были в основном населены китайскими эмигрантами). С этого времени между Китаем и древним Чосоном установились мирные отношения на основе формального вассалитета, причем соглашение об этом сначала было заключено с Чосоном китайским правителем Ляодуна и лишь затем санкционировано императором. Соглашением оговаривалось, что Чосон обязывается охранять пограничные земли Китая от набегов варварских племен, но в то же время не должен препятствовать свободному сношению вождей этих племен с Китаем.

В 128 г. произошел инспирированный китайцами мятеж одного из местных чосонских правителей - Намнё, в результате которого земли Намнё были отделены от Чосона и перешли к Китаю, получив название округа Цанхай (кор. Чханхэ), хотя через три года этот округ пришлось упразднить. В результате попытки китайцев отторгнуть часть чосонских земель отношения Чосона с Китаем резко обострились. Правивший в это время в Чосоне ван Уго (внук Вимана) не только ни разу не являлся ко двору императора, но пресекал всякие попытки связей с Китаем соседних племен, а также принимал много китайских беженцев.

Таким образом, соглашение о вассалитете практически не выполнялось. Китайский император У-ди в 109 г. до х.э. направил в Чосон посла Шэ Хэ с целью восстановить соглашение, однако домогательства китайцев ваном Уго были отвергнуты. Тогда китайцы решили спровоцировать конфликт. На обратном пути, достигнув границы у р. Пхэсу, Шэ Хэ вероломно убил начальника чосонского эскорта Чана (в награду за что был назначен императором наместником на Ляодуне). Возмущенный Уго тут же направил отряд войск в поход на Ляодун и расправился с Шэ Хэ. Таким образом, повод для войны был создан. Осенью того же года У-ди двинул на Чосон большую армию. Однако после ряда поражений он решил направить к Уго посла. Уго принял мирные предложения и в знак доброй воли передал китайцам 5 тыс. лошадей и военное снаряжение, а также отправил наследника к китайскому двору. Но в ходе инцидента на пограничной реке Пхэсу, когда направлявшийся в Китай наследник заподозрил угрозу со стороны китайских полководцев, мирные переговоры были прерваны.

В следующем году (108 г. до х.э.) военные действия возобновились и китайские войска осадили столицу Чосона - Вангомсон. В ходе осады, летом, чосонский ван Уго был убит в результате раскола в среде правящих кругов, возглавившего после него оборону Сонги постигла та же участь, и в конце концов столица пала. На территории древнего Чосона были образованы четыре китайских округа: Чэньфань (кор. Чинбон), Лолан (кор. Аннан), Сюаньту (кор. Хёнтхо) и Линтунь (кор. Имдун).

После разгрома древнего Чосона корейские племена, лишенные своей государственности, оказались отброшены назад в своем социально-политическом развитии, очутившись на более низкой, по сравнению с временами древнего Чосона, стадии политической организации. В дальнейшем, на рубеже и в первые века христианской эры, на Корейском полуострове начали складываться три ранних корейских государства - Когурё, Пэкчэ и Силла.

С древним Чосоном обычно связывают культуру бронзы, распространенную в начале - середине I тысячелетия до х.э. на территории Маньчжурии, характеризующуюся короткими мечами скрипкообразной формы. Если это действительно так, то следует признать, что технология производства древнего Чосона находилась на весьма высоком уровне, не уступающем китайскому. Изделия, принадлежащие этой культуре, предполагают специализацию ремесла и высокую профессиональную подготовку мастеров. В поздний период истории древнего Чосона получили распространение орудия из железа, изготовленные путем как литья, так и ковки. Основой экономики древнего Чосона было, по-видимому, земледелие - выращивание конопли, проса, ячменя, пшеницы и других культур. Развито было также коневодство, хотя оно и не имело значительного веса в структуре сельского хозяйства.

О социальном строе древнего Чосона сведения практически отсутствуют, и судить о нем можно только по косвенным данным, да и то весьма немногочисленным. Во всяком случае несомненно, что существовала наследственная власть монарха - вана, имевшего постоянную резиденцию в столичном городе Вангомсоне. Существовал ряд других городов и крепостей. О государственном аппарате древнего Чосона судить трудно, скорее всего - по причине его отсутствия. Известны некоторые термины, которые могут быть истолкованы как свидетельство существования госаппарата, но и только. Опыт изучения развития госаппарата в тех государствах, для которых имеется по этому вопросу множество фактов, позволяющих составить полную картину этого процесса (например, Силла), свидетельствует о том, что в данном случае речь идет лишь о зачатках госаппарата, о самых ранних стадиях его формирования.

Обратимся к известным терминам. Во-первых, это тэбу и пакса. Первый из них означает скорее всего главного министра (подобно тому, чем был тэбо в Силла в I в. х.э., когда никакого госаппарата там еще не существовало) или главного советника. Второй может означать также нечто вроде наставника при ване (вообще должность пакса известна в учебно-научных учреждениях средневековой Кореи, но она имела довольно низкий ранг). Известен также термин чангун, но он означает вообще всякого полководца, и им китайские авторы могли называть любых лиц, причастных к руководству сколько-нибудь крупными военными отрядами (в Силла и Коре существовали должности тэ-чангун, сан-чангун и ха-чангун, но там они были строго определенными должностями с регламентированными штатами и чинами). Встречающиеся термины егун, тэсин, сан могут означать, в принципе, что угодно - от аристократических титулов и почетных званий до названий лиц, являющихся главами племен или родов, но менее всего они походят на названия должностей. Таким образом, ни один из встречающихся терминов, обозначающих начальствующих лиц, не может сам по себе свидетельствовать о наличии сколько-нибудь зрелого аппарата управления. Подобные названия характерны для начального этапа складывания госаппарата, когда уже есть должности (прежде всего - высшие), но нет системы должностей, т.е. госаппарата, и управление является пока как бы нерасчлененным, что находит свое выражение в нерасчлененности функций должностных лиц.

В древнем Чосоне существовал кодекс из восьми так называемых запретительных статей, введение которого приписывается Киджа. Из этих статей до нас дошло содержание лишь трех. Согласно первой из них, убийство каралось смертной казнью, вторая требовала компенсации зерном за причинение телесных повреждений, а третья содержала наказание за воровство. Как явствует из этой статьи, человек, совершивший кражу, должен был стать рабом того дома, где она совершена. Семья его тоже, по-видимому, обращалась в рабство. При этом, однако, за обращенным в рабство за кражу сохранялось право выкупа за значительную сумму.

Существование подобных статей свидетельствует о стремлении правителей защищать безопасность личности и имущества подвластного населения, но вряд ли стоит переоценивать их значение (тем более что ничего не известно о применении всех этих мер ответственности). Кроме того, учитывая, что за изложением содержания статей в китайской летописи ("Хань шу") следует фраза о том, что в результате введения этих законов население Чосона стало весьма нравственно, в частности исчезло воровство, можно вообще усомниться в реальном действии кодекса. Возможно, целью автора было прославление цивилизаторской миссии Китая.

О семейных отношениях также ничего не известно. Если принимать всерьез сообщения, о которых говорилось выше, можно предположить, что среди остальных пяти статей была и статья, регулирующая семейные отношения, поскольку после слов об отсутствии воровства говорится о том, что жены были верными и добродетельными.

В целом древний Чосон был, по-видимому, раннегосударственным образованием с зачатками аппарата управления, государственных правовых норм. В нем существовали наследственная монархическая власть, социальное неравенство, возможно - товарные отношения (на предполагаемой территории древнего Чосона найдено несколько кладов с китайскими монетами; возможно, они имели хождение среди населения страны за отсутствием собственных денег), хотя о развитых товарно-денежных отношениях говорить не приходится.

Источники:

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

См. также:

www.world-history.ru

История Южной Кореи

Хотя современная история Южной Кореи или Республики Корея начинает свой отсчет с лета 1945 года, когда Высшим военным советом стран антигитлеровской коалиции было принято решение о разделении сфер влияния над Корейским полуостровом по 38-й параллели, история этого народа имеет более древние, многовековые корни.

Древняя и современная история Южной Кореи

Хотя археологические находки свидетельствуют о том, что на территории Корейского полуострова существовали поселения первобытного человека еще порядка 70-ти тысяч лет тому назад, однако официальная история Южной Кореи или первого государственного образования на этой территории, имеет более поздние упоминания в древнекитайских хрониках.

Согласно этим историческим документам еще в 1300 году до нашей эры на этой территории Корейского полуострова существовало такое государственное образование, как Древний Чосон. Однако переломным моментом в истории страны стал приход к власти династии Коре, что произошло в первом тысячелетии нашей эры, что стало тем историческим моментом, когда на мировой географической и политической карте появилось наименование государства, явившееся прообразом современного имени страны – «Корея», история которой уходит вглубь веков.

столица Южной Кореи

Столица Южной Кореи

В истории человечества довольно редко встречаются случаи, когда наименование столицы не означает ничего иного, как просто слово «столица». Именно так с корейского языка переводиться слово «Сеул», город который до 1945 года имел несколько иное наименование, а именно Ханян. Однако после раздела Корейского полуострова на два государства южнокорейцы решили немного изменить имя своей столицы. И на сегодняшний день столица Южной Кореи – это Сеул, со своими 10 миллионами жителей, относиться к одному из наиболее густонаселенных городов мира.

население Южной Кореи

Население Южной Кореи

По статистическим данным ООН за минувший год, население Южной Кореи составляло в среднем немногим более 51 миллиона жителей, что соответствует 26 месту в мировом рейтинге численности населения. При этом практически до семидесятых годов минувшего столетия основу населения страны составляли этнические корейцы при небольшой численности китайского населения. Однако с развитием экономики страны этнический состав существенно изменился за счет значительно количества китайских эмигрантов. Так, что на сегодняшний день коренное корейское население составляет не более одной трети общей численности населения страны.

государство Южная Корея

Государство Южная Корея

Несмотря на то, что официально государство Южная Корея была провозглашена в 1948 году с момента принятия Парламентом Конституции этой страны, но государственность существовала и до этой даты. Ведь начиная с 1919 года, когда Корейский полуостров был оккупирован японскими милитаристами, в изгнании существовало законное Временное правительство Республики Корея, которое не было признано не только правительством СССР, но и правительством Северной Кореи во главе с его главой Ким Ир Сеном.

политика Южной Кореи

Политика Южной Кореи

Согласно действующей в Южной Корее Конституции форма политического и государственного устройства страны определяется, как парламентско-президентская республика главой которой является президент Республики, избираемый всеобщим прямым голосованием на пятилетний срок. При этом законодательная власть в стране принадлежит парламенту, который в составе 300 депутатов избирается так же на пятилетний срок. Так, что в целом политика Южной Кореи имеет самые прогрессивные и демократические формы.

язык Южной Кореи

Язык Южной Кореи

Как Северная, так и Южная Корея общается на корейском языке, который, по мнению многих лингвистов, относиться к отдельной группе так называемых «алтайских языков». При этом язык Южной Кореи применяют при своем общении этнические корейцы, проживающие во многих странах мира, а именно в таких, как тот же Китай, Япония и значительная часть стран Средней Азии. Помимо этого в связи с интеграцией Южной Кореи в мировую экономику, некоторая часть населения страны довольно свободно владеет японским, английским и китайским языки. А такого рода ассимиляция существенно сказывается на том, что культура Южной Кореи все больше приобретает западноевропейский характер.

travel247.ru

Древняя Корея: от неолита до первых веков нашей эры

Большая часть Корейского полуострова занята горами, но есть и удобные для проживания холмистые равнины. С достаточной степенью вероятности до сих пор не датированы случаи проникновения сюда человека.

Неолит Кореи изучен лучше. Памятники его — раковинные кучи — распространены по всему побережью Кореи, но, главным образом, в его западной и южной частях, так как восточный берег Корейского полуострова крутой и слабо расчленен, то здесь меньше всего и неолитических находок. Замечательна находка неолитических костяков, близких к северокитайским, в Унги (Юки), в провинции Северный Хам-гэн. Древнее население Кореи занималось рыболовством, сбором съедобных ракушек и орехов, охотилось на оленей и диких свиней. Каменные орудия (шлифованные ножи, кинжалы, наконечники стрел) и керамика обнаруживают близость к неолитической культуре Приморья и Японии.

Можно выделить пять основных районов первоначального заселения полуострова: район Пхеньяна, южная часть полуострова Хванхэ, района Сеула и Пусана и крайний северо-восток (долина реки Туманган).

С III века до н.э. по III век н.э. происходит переход к энеолиту, бронзе и раннему железу. К этому времени относятся многочисленные дольмены, тесно связанные с дольменами Ляодуна и, отчасти, Японии, и курганы. Они распространены, главным образом, в Центральной Корее и на юге.

Племена, проникшие на Корейский полуостров, постепенно освоили внутренние районы и, судя по найденным в раковинной куче Кымхэ у Пусана, относящимся к I — II вв. н. э. зернам риса, приступило к овладению земледелием.

Поскольку единственным источником по древнейшему периоду истории Кореи является древняя китайская историография, то основные сведения по изучаемому периоду приходится брать оттуда.

Так, китайские летописцы утверждают, что первое племенное объединение в Корее, возникшее в северной части полуострова и прилегающих частях Южной Маньчжурии, было образовано в конце II тысячелетия до н.э. выходцами из Китая, перешедшими в этот район во время междоусобных смут, сопровождавших падение древнего царства Инь и возникновение царства Чжоу.

Во главе этого объединения, получившего китайское наименование Чаосянь, в корейском произношении — Чосон, стал один из племенных вождей Инь — Кидза (Ци Цзы), перешедший в Корею вместе со своей племенной группой. Вскоре китайские переселенцы слились с основным населением этой части полуострова, так что это объединение — если даже и допустить важную роль китайцев в его образовании — было по характеру корейским.

Дворцовая стража корейского царства Чосон

Дворцовая стража корейского царства Чосон

В III — II вв. до н. э. — в годы падения в Китае империи Цинь и образования империи Хань — в эти места проникла новая большая волна переселенцев из Китая, среди которых был Ви Ман (Вэй Мань) — один из ванов северного китайского царства Янь. Ви Ман захватил власть в царстве Чосон (начало II в. до н. э.). В 108 г. до н. э. царство Чосон подпало под власть Ханьской империи и из его территории были образованы четыре области.

Одна из них — Накран (Лолан) с центром в районе современного Пхеньяна. Отсюда китайское влияние проникает на юг Кореи и в Японию.Местное население научилось у китайских переселенцев шелководству и некоторым ремеслам. Из Китая проникли в Корею и некоторые земледельческие культуры (черный горох, гаолян, гречиха), а также изделия из бронзы и железа.

В Южной Корее уже к IV в. до н. э. складывается несколько племенных объединений: Махан, Чинхан, Пенхан. Племена Махан уже употребляли металлические орудия, жили оседло в землянках, занимались земледелием и скотоводством (разводили быков, лошадей). Племена Чинхан, среди которых было много китайских переселенцев, знали шелководство, строили небольшие города, добывали железо. Племена Пенхан по своей культуре были близки к Чинхан. По данным китайских хроник, население этих трех племенных объединений по языку и обычаям было схоже между собой и более резко отличалось от северокорейских племен.

Постоянный приток новых переселенцев из Китая, бежавших, по выражению китайских хроник, от “горькой службы”, а также тесные связи с Китаем способствовали быстрому разложению родового строя у племен Кореи и появлению самостоятельных государств. Уже в I в. до н. э. на территории Кореи образовались три племенных союза. В восточной части полуострова на месте Чинхан и Пенхан появился племенной союз Силла, в западной части полуострова на месте Махан — Пэкче, в Северной Корее и Юго-Восточной Маньчжурии — Когурё. Из этих племенных союзов в III — IV вв. выросли государства, сохранившие те же названия. Наиболее сильным из них было Когурё; оно уничтожило китайское владычество не только в Корее, но и в Восточной Маньчжурии.

О внутреннем устройстве этих государств сведений сохранилось мало. Своеобразие развития корейского этноса обуславливалось его относительной изолированностью. Тем не менее, сам факт образования государств говорит о расслоении общества. В источниках есть указания о существовании частного и государственного рабовладения. В рабов обращали за преступления. Существовало также долговое рабство с правом выкупа. Ведущей роли в производстве рабы не играли; они либо использовались в качестве дворовой челяди, либо служили предметом вывоза в Китай.

Крупнейшие государства возникшие на Корейском полуострове в начале нашей эры

Крупнейшие государства возникшие на Корейском полуострове в начале нашей эры: Когурё, Пэкче, Силла, Кая

Хроники сообщают, что когда в 386 г. в Пэкче было предпринято строительство оборонительного вала на северной границе, то для этого строительства было привлечено свободное население. Скорее всего, концентрация производства была недостаточна для массового применения труда рабов.

Наиболее развитыми отраслями производства в государстве Силла были скотоводство и горное дело, в Пэкче — поливное и сухое рисосеяние и ремесло. Преимущество Когурё заключалось в его близости к более культурному Китаю, но эта же близость служила источником постоянных столкновений. Между тремя государствами происходили частые войны, в которых своекорыстное участие принимали правители Китая. Южное побережье Кореи неоднократно подвергалось набегам японских племен, которые, большей частью успешно отражались корейскими государствами.

Корея в это время достигла сравнительно высокого развития культуры. Материальная культура государства Когуре не уступала культуре соседей — китайцев. Через Корею китайская культура проникла в Японию.Кроме Китая, в процессах исторического развития Кореи большую роль играла также Япония. Так, особенно усилились набеги японцев в IV в. н. э., когда им даже удалось захватить на крайнем юге полуострова часть царства Карак (или Мимана, как называют его японские источники).

Источник: Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

ageiron.ru

Архитектура Древней Кореи | История архитектуры

Наиболее ранняя культура Кореи, открытая археологическими исследованиями, относится к III—I тысячелетиям до н. э. К периоду первобытно-общинного строя восходят остатки землянок и полуземлянок квадратной и круглой формы. К концуI тысячелетия до н. э. относятся многочисленные менгиры в виде вертикально врытых каменных глыб и погребальные дольмены. В период бронзы возникают иногда окруженные земляным валом городища с наземными жилищами.

В северной части страны открыты памятники раннего зодчества середины I тысячелетия до н. э., по историческим записям, времени существования рабовладельческого государства Чосон.

К концу I тысячелетия до н. э. относится сложение на территории Кореи трех крупных племенных объединений, выросших в III—IV вв. в самостоятельные государства. Государство Когурё на севере просуществовало до 668 г., Пэкче в западной части — до 653 г. и наиболее могущественное Силла на юго-востоке — до 935 г. Даты возникновения этих государств точно не установлены. Это время в истории Кореи известно как «Самгук» — период трех царств. Наследуя культурные традиции Чосон, Когурё достигло большого развития.

Карта Дальнего Востока и Индокитая
Карта Дальнего Востока и Индокитая

Китайские письменные источники упоминают о деревянных храмах Когурё уже в первые века нашей эры. Храмы возводились для жертвоприношений духам-покровителям. Строительство их продолжалось и после появления в конце IV в. буддизма.

Первой столицей Когурё был Куннэсон на среднем течении р. Амнокан. Сохранились части стен и каменный квадратный (со стороной, равной 125 м) стилобат дворца правителя города. Дворец был окружен крепостной, обведенной водяным рвом, глинобитной стеной шириной 9 м и высотой 6 м. В верхней части стена имела зубцы и была укреплена камнями. Со всех четырех сторон имелись ворота, но не в середине и не на одной линии с противоположными воротами другой стороны.

О монументальном характере оборонных сооружений Когурё дают представление остатки крепостных каменных стен около Тунгоу протяжением 8 км. Они достигали 4 м высоты и 5,5 м ширины. На отдельных участках сохранились мощные бастионы и площадки. Вероятно, крепость была сооружена для защиты столицы.

В 427 г. столица Когурё была перенесена в район Пхеньяна, в окрестностях которого сохранились руины дворца Ангаккун, а на возвышенности позади него — остатки крепостных стен.

Около Пхеньяна, вблизи устья р. Тэдонган, была расположена крепость, занимавшая около 10 км2, возведенная согласно строительным традициям Когурё в форме полумесяца.

Дошедшие до нашего времени каменные погребальные сооружения подразделяются на два типа. К первому принадлежат наземные мавзолеи, а ко второму — подземные гробницы, состоящие из небольшого земляного кургана и подземных каменных камер.

В Тунгоу и около Пхеньяна, на местах столиц Когурё, открыты многочисленные погребения IV—VII вв., из которых около 40 сохранили в стенописи изображения раннего зодчества Кореи. В IV—VI вв. сооружались великолепные подземные усыпальницы, каменная кладка которых выполнена с такой тщательностью, что в отдельных случаях напоминает кирпичную.

Тунгоу. Гробница полководца Чангуна близ Тунгоу, 412 г. Пхеньян. Гробница Хамудэм близ Пхеньяна, 357 г. Аксонометрия
Иончхон. Погребение Самёнчхон, V в. Аксонометрический разрез

19. Тунгоу. Гробница полководца Чангуна близ Тунгоу, 412 г.

20. Пхеньян. Гробница Хамудэм близ Пхеньяна, 357 г. Аксонометрия

21. Иончхон. Погребение Самёнчхон, V в. Аксонометрический разрез

К числу немногих сохранившихся наземных мавзолеев относится мавзолей полководца Чангуна «Чангунчхон» (412 г.), находящийся в районе Тунгоу (рис. 19). Он представляет собой сложенную из огромных каменных блоков семиступенчатую пирамиду высотой 11,3 м и 29,3 x 29,7 м в основании, возведенную на цоколе двухметровой высоты. Наверху пирамиды насыпан небольшой земляной холм, а внутри его находится погребальная камера, на стенах которой сохранились следы живописи с изображением драконов.

Могила Чангуна свидетельствует о монументальном характере древней каменной архитектуры Кореи, главными чертами которой являлись строгость и суровая простота форм.

В подземных гробницах площадь отдельных, сооруженных из каменных плит (до 6 м длины) камер иногда достигает 16 м2, а высота 5—6 м. Монолитные колонны с массивными капителями и ступенчатые перекрытия из каменных плит, имеющие вид ложного восьмиугольного шатра, указывают на богатство архитектурных приемов. Стены гробниц богато украшены живописью.

Богатством архитектурных форм и размерами отличается гробница Хамудэм (357 г.) в Анаке около Пхеньяна. Предполагается, что гробница была сооружена для Когуквана, правителя Когурё (рис. 20). Общая площадь погребения 10 м длины и 8,5 м ширины при высоте 3,5 м. Гробница состоит из шести помещений, сложенных из огромных каменных плит (около 5 м длины). С южной стороны холма открывается узкий вход, который, постепенно опускаясь, ведет в подземные камеры. Первый, прямоугольный в плане зал дополнен небольшими помещениями с задней и восточной стороны, отделенными тонкими стенами. Входы в боковые помещения фланкированы колоннами четырехугольного сечения, увенчанными двойными кронштейнами.

Первый зал отделен от второго тремя мощными восьмигранными столбами с массивными четырехугольными капителями. Столбы стоят на объединяющем их невысоком постаменте, что создает впечатление особой устойчивости всей конструкции.

Второй зал с севера замкнут невысоким постаментом, на который опираются небольшие колонны, несущие массивные плиты перекрытия. Колонны отделяют узкий коридор, огибающий зал с северной и восточной стороны. Оба больших зала и два боковых помещения имеют ступенчатые перекрытия. Стены украшены живописью. На стенах западной боковой камеры изображены «хозяин могилы» и «хозяйка могилы», окруженные слугами. На стенах восточной камеры сохранились изображения кухни, хлева и колодца.

В этом «подземном дворце» проявляются черты монументального стиля, строгая тектоничность и логичность форм, ясность композиции и самобытность в решении интерьеров.

Богатое погребение, известное под названием Двухколонное — Самёнчхон (V в.) в Иончхоне, недалеко от Пхеньяна, состоит из двух небольших прямоугольных в плане помещений (рис. 21). Главная камера отделена от аванзала двумя монолитными колоннами, установленными на массивной плите и небольших базах, с высокими, расширяющимися кверху капителями сложного профиля. Колонны поддерживают широкий архитрав, несущий ступенчатое перекрытие из больших каменных блоков. Стены, ступенчатый потолок и колонны богато украшены живописью, изображающей жанровые сцены и архитектурные детали. В углах главной камеры написаны столбы с кронштейнами и деревянные подкосы на архитраве.

Провинция Южный Пхёнан, «Чисинчхон» («Погребение небесных царей и духов земли»), V в. Внутренний вид камер
22. Провинция Южный Пхёнан, «Чисинчхон» («Погребение небесных царей и духов земли»), V в. Внутренний вид камер

О богатстве архитектурных приемов Когурё свидетельствует также «Погребение небесных царей и духов земли» — Чисинчхон (V в.) в провинции Южный Пхёнан (рис. 22). Гробница состоит из коридора, большого аванзала, вытянутого с востока на запад, состоящего из трех отделений, и главной камеры (2,8 x 3,1 м) с приподнятым полом, которая соединяется с аванзалом коротким, 1,2-метровым переходом. Все помещения относительно высокие: стены имеют 1,5 м высоты, а сложные уступчатые перекрытия над ними — 3,4 м. Аванзал с гладкими, слегка наклонными кверху стенами завершается в центральной части ровным потолком, который поддерживается двумя мощными кронштейнами. С запада и востока аванзал завершается небольшими помещениями. В западном помещении перекрытие состоит из постепенно сдвигающихся к центру каменных блоков, перекрытых монолитной плитой. В восточном помещении шатер сооружен в виде шахты с треугольными каменными опорами по углам. Подражая деревянным конструкциям, строители укрепили по углам главной камеры четыре декоративных кронштейна, которые в дальневосточной архитектуре получили название «горб верблюда», по форме напоминая перевернутую букву У. На этих ложных опорах как бы лежат нарисованные на стенах широкий архитрав и восемь таких же кронштейнов меньшего размера, на которые как бы опираются выступающие из стен балки, несущие шатер, сложенный из шести огромных плит, суживающихся кверху. Четыре кронштейна, сходящихся в центре, образуют крестообразную опору в верхней части шатра, состоящую из ряда мелких плит, составляющих в замыкающей его части колодец. Стены помещений покрыты штукатуркой и росписью.

С VII в. в связи с распространением в Корее буддизма строительство гробниц в Когурё почти прекращается, так как по новой религии тела умерших сжигались на костре.

Кёнчжу. Башня звезд — обсерватория близ Кёнчжу, 647 г. Пуё. Пагода храма Чонимса близ Пуё, 662 г.
23. Кёнчжу. Башня звезд — обсерватория близ Кёнчжу, 647 г. 24. Пуё. Пагода храма Чонимса близ Пуё, 662 г.
Кёнчжу. Пагода храма Бунхванса близ Кёнчжу, 634 г. Общий вид Кёнчжу. Пагода храма Бунхванса близ Кёнчжу, 634- г. Вход
25. Кёнчжу. Пагода храма Бунхванса близ Кёнчжу, 634 г. Общий вид, вход

От периода трех царств помимо гробниц в различных частях страны сохранились немногочисленные сооружения, к числу которых относится древняя обсерватория Башня звезд — Чхомсондэ (647 г.) на юге страны около Кёнчжу — столицы государства Силла (рис. 23).

Монументальная башня высотой 9 м, сложенная из каменных блоков, образующих 27 колец, постепенно сужающихся к вершине, стоит на невысоком каменном постаменте. Наверху находится смотровая площадка, в своей основе, несомненно, подражающая деревянным конструкциям. Диаметр башни в нижней части 5 м, а в верхней 2,6 м. В средней части здания находится небольшое квадратное отверстие, обрамленное по сторонам вертикальными плитами. Строгий силуэт сооружения с его плавной изогнутой линией напоминает огромную бутыль. Предельная простота формы здания свидетельствует не только о высоком мастерстве зодчих, но и о большом понимании назначения сооружения, появление которого было вызвано развитием земледелия, требовавшего изучения небесных явлений.

Внедрение буддизма (из Северного Китая) происходит на протяжении IV в. В 372 г. буддизм проникает в Когурё, в 384 г. — на территорию Пэкче, позднее — в государство Силла.

Древнейшие памятники буддийского зодчества, сохранившиеся на территориях Пэкче и Силла, относятся к периоду трех царств — V—VI вв. В Пэкче, где было развито сельское хозяйство, а также рано возникли ремесла, зодчество достигло большой высоты.

Столица Пэкче, в связи с мночисленными войнами, переносилась несколько раз. В V—VI вв., особенно после перенесения столицы в Сабисон (современный уезд Пуё) в 538 г., начинается строительство буддийских храмовых ансамблей, состоящих из ряда деревянных зданий, располагавшихся, так же как китайские, по оси юг — север. При обследовании буддийских ансамблей около Пуё были обнаружены черепица и рельефные изображения цветов лотоса на кругах, располагавшихся по краю скатов крыши.

В VI—VII в. государство Пэкче устанавливает тесные связи с Японией и оказывает значительное влияние на ее культуру. В VI в. из Пэкче в Японию проникает буддизм. О больших достижениях зодчих Пэкче свидетельствует сооружение ими в Японии около г. Нара всемирно известного буддийского ансамбля Хорюдзи (по-корейски Пенюбса).

Появившиеся в Корее вместе с буддизмом пагоды разделяются на два типа: первые — это сооружения вотивного характера, возводившиеся около храмов. Ранние деревянные пагоды не сохранились. Каменные пагоды-башни не имели внутреннего помещения и обычно достигали высоты 14—15 м. Квадратные в сечении башни расчленены горизонтальными выступами, которые, постепенно уменьшаясь кверху, смягчают строгую вертикальность сооружения.

Наиболее значительным памятником Пэкче является пагода Чонимса (662 г.). Она сооружена из крупных каменных плит в виде квадратного столба 10-метровой высоты, постепенно сужающегося кверху. Пагода не имеет внутреннего пространства. Ее пять карнизных плит, выступающих ярусами, благодаря изысканности пропорций создают выразительный силуэт. Массивное, высокое основание башни с небольшим ступенчатым выступом в нижней части, строго по форме и лишено украшений (рис. 24). Едва заметные изгибы и слегка приподнятые углы уступов дают возможность отнести появление изгиба крыш в Корее к VII в.

В сложении архитектурных форм такого типа пагод можно видеть подражание более ранним деревянным сооружениям с их четким расчленением конструктивных частей, что характерно для каменного зодчества стран Дальнего Востока.

Пагоды второго типа — род ступы — это сооружения мемориального характера. Они имеют обычно 10 м и более высоты и возводились на мощных основаниях. Часть сооружений имеет небольшое внутреннее помещение, иногда служившее реликварием. Такие пагоды обычно ставились над могилами буддийских монахов. Пагоды из гранита или мрамора, как правило, украшались статуями или барельефами. Сохранились кирпичные пагоды, облицованные изразцами.

К пагодам второго типа относится каменная пагода храма Бунхванса (634 г.), находящаяся на юге страны около Кёнчжу (рис. 25). Первоначально она имела девять ярусов. В настоящее время — это квадратное сооружение с тремя ярусами, стоящее на высоком сильно выступающем стилобате, имеющем вид платформы. Каменная кладка пагоды напоминает кирпичную и исполнена с большой тщательностью. Карнизы сложного профиля со слегка приподнятыми углами, постепенно сокращающиеся кверху, создают строгую расчлененность масс и одновременно ритмичное движение кверху. С четырех сторон пагоды имеются проходы, которые фланкируются большими статуями богатырей-хранителей. Внутреннее помещение небольшое — 1,5 x 1,5 м. По углам высокого стилобата установлены фигуры сидящих львов, придающих торжественность всему сооружению.

Сложившиеся в IV—VII вв. архитектурные традиции нашли свое дальнейшее развитие в последующие века, после объединения страны в единое государство.

Глава «Архитектура Кореи» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.Н. Глухарева; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

totalarch.ru

Искусство древней Кореи, начало новой культуры и истории

Искусство древней Кореи, фотоИскусство древней Кореи собрало в себе много буддийских тем, такие как статуэтки и монументальные статуи Будды и его последователей, а также большие бронзовые колокола для храмов. Позолоченная бронза была наиболее распространенным материалом, используемым корейскими скульпторами, но они также использовали мрамор, камень, глину, железо и дерево. Небуддийская скульптура включает маски, фигуры опекунов для гробниц и резные столбы, все из которых были предназначены для защиты от злых духов. Первоначально искусство древней Кореи под влиянием китайских скульпторов продолжали создавать свой собственный неповторимый стиль и сами влияли на скульптуру древней Кореи.

Искусство древней Кореи — первые известные скульптуры

Самая ранняя известная скульптура с полуострова — маленькая каменная фигурка обнаженной женщины, раскопанной около Пусана, которая относится к эпохе неолита. В это время также были сделаны защемленные глиняные фигуры, но скульптура в любом большом количестве не производилась до периода Троецарствия (1-й век до нашей эры до 7-го века).

Во всех трех королевствах Беке (Пэкче), Силла и Когурё (Когурё), которые управляли полуостровом с 57 г. до н. Э. До 668 г. н.э., буддизм оказал огромное влияние на скульптуру с изготовлением деревянных и металлических фигур Будды Майтрейи ( грядущий Будда) и бодхисаттвы, каменные фонари для храмовых площадок, черепичные крыши храма с отвратительными лицами для защиты от злых духов, а также зажигательные горелки, которые особенно популярны. Художники Пэкче также изображали скальные лица, чтобы представить Будду, например, в Сосане.

Этот период видел производство стел, изображающих Будду и его последователей, которые были первоначально созданы в Беке. Искусство древней Кореи и четыре примера из храма Piamsa возле Yongi вырезаны из мыльного камня и имеют размеры чуть менее половины метра в высоту. Они, вероятно, из королевства Силла и несут большую рельефную скульптуру буддийских фигур и музыкантов, настроенных против фона мандалоры. Один из них имеет грибовидную форму и имеет пагоду, представленную на обратной стороне. Все они в настоящее время находятся в Национальном музее Кореи, Сеул.

Наиболее распространенной формой буддийской скульптуры из этого периода искусство древней Кореи являются портативные иконы либо триад-фигур Будды, окруженных двумя бодхисаттвами или одиночными фигурами бодхисаттвы. Они выполнены из бронзы и позолоты. Самая ранняя известная статуя датируется 539 г. н.э. и отображает пылающую мандолу вокруг головы Будды, которая была типичной для искусства Северного Вэй Китая. Эта цифра также примечательна для надписи на спине, которая указывает на большое количество таких рисунков. В нем говорится:

В седьмой год Йонги, год Кими, главный священник Восточного Нангнанского храма Королевства Когурё хочет бросить и распространить тысячу Будд, из которых это двадцать девятое. (Ким, 110)

Царство Baekje представляет собой самый выдающийся пример металлической благовонной горелки, единственного выжившего в своем роде. Изготовлен из позолоченной бронзы, он стоит 135 см в высоту. Нога находится в форме дракона и поддерживает гору в форме яйца, которое украшено небесными существами и облаками. Все покрыто крышкой, украшенной фениксом.

Металлурги и скульпторы Baekje передали свои навыки и идеи Японии в середине 6-го века н.э., когда были близкие отношения между двумя территориями. С этого времени корейская фигурная скульптура становится более независимой от китайского влияния, и лица заметно более корейские в представлении и менее округлые, что помогает отличить буддийскую скульптуру от двух культур с этого момента.

ОБЪЕДИНЕННАЯ СКУЛЬПТУРА SILLAОбъединенное королевство Силла (668-935 н.э.) разработало новую художественную форму — изготовление больших бронзовых колоколов (поминь), которые были удалены со стороны с помощью подвесного деревянного бруса. Размещенные в собственных павильонах, они использовались в буддийских храмах для объявления услуг. Самый большой пример — от Пандока-са, также известного как Эмиль Белл, который был брошен в 771 году н.э. в честь короля Сонддока. 3,3 метра в высоту и более 2,2 метра в диаметре, он украшен цветами лотоса и небесными существами с подвесной петлей в форме дракона. Взвешивая почти 19 тонн, колокол теперь демонстрируется в Национальном музее Кёнджу.

Возможно, самая лучшая из всех фигур корейской фигуры находится в Соккураме, недалеко от храма Булгукса на горе. Тохам, Кёнджу. Искусственный грот был построен между 751 и 774 года н.э. и содержит великолепный гранитный сидящий Будда. 3,45 метра в высоту, он сидит скрестив ноги на большом круглом пьедестале или троне, сам высотой 1,6 метра. Грот украшен в общей сложности 41 фигурной скульптурой, высеченной в высоком рельефе, на которой изображены различные фигуры из буддизма. Они считаются одними из лучших в Корее.

Другие монументальные каменные фигуры включают группу из четырех за пределами Кёнджу. Вырезанный с каждой стороны гранитного валуна, согласно легенде, рассказанной в Самгук-юсе, король Киондеок (р. 742-765 н.э.) услышал голос из-под земли и на раскопках на месте, где он обнаружил фигуры. На месте также был построен храм, Кульпульса или «Храм раскопок Будд».

Некоторые крупные фигурные скульптуры были сделаны с использованием чугуна с частями, изготовленными отдельно, а затем собраны, окрашены или покрыты штукатуркой. Тем не менее, это мелкая скульптура, которая дает лучшие образцы мастерства. Фигурки сидящего Майтрейи демонстрируют тонко смоделированные черты лица, реалистичные пропорции тела, томические позы (обычно одна нога пересекается над другой) и глубокие складки в мантии фигуры. Цифры Будды Медицины (Bhaisajyaguru) и Вайрочаны Будды, с его отличительным жестом пальцев правой руки с указательным пальцем слева, также были популярны. Бывшие фигуры, возможно, приобрели популярность в течение длительного периода плохих урожаев и необузданного бандитизма в 9 веке н.э. Опять же, хотя железо и камень обычно использовались, материалом для лучших предметов была бронза, которая затем была позолочена золотым листом и ртутной амальгамой. При нагревании ртуть испарялась, а затем полировалась.

Народное искусство того периода предлагает интересные скульптурные формы. Чангунгом были высокие тонкие столбы, увенчанные человеческим лицом. Они устанавливались в земле парами в сельских впадинах, они были вырезаны из камня или дерева и считались опекунами. Иногда деревянные версии были вырезаны из цельного ствола дерева, а корни были оставлены так, что, когда они были перевернуты на землю, они выглядели как волосы, принадлежащие ярко окрашенному лицу демона. Обычным суеверием было то, что если кто-нибудь удалит чангзун, тогда в деревне умрет человек. Из них свисали продукты питания, а каштаны иногда зарывались у подножия. Чанцзун также были символами плодородия, которые молились женщинами, а иногда даже помещались перед буддийскими храмами; самый старый — до 759 евро. Другой популярной формой народной скульптуры, которая сочетала функцию фертильности и опекуна, была харубанга. Это были каменные скульптуры человеческих фигур всех типов, которые стояли вне гробниц, чтобы отразить злых духов. Третий тип полюса опекуна — это сотта, которые были полюсами, увенчанными резной птицей. Наконец, популярной деревянной скульптурой был кироги. Это были деревянные утки, которые были заменены прежней традицией на свадьбах, где жених подарил маме невесты гуся, чтобы гарантировать его верность.

Искусство древней Кореи, наиболее известные работы

GORYEO SCULPTUREГорьео (Когурё) управлял Кореей с 918 года по н. Э. До 1392 года н.э., а его скульпторы использовали различные среды, включая мрамор, камень, терракоту (лакированную или позолоченную) и металл. Цифры Будды как Майтрейи продолжали оставаться популярными, а некоторые из них массовые, такие как 17,4-метровый в Паджу и фигура 18,4-метровой высоты в храме Кванчок в Нонсане, которые были вырезаны из естественных валунов в 11 век. Эти статуи имеют лишь незначительные детали деталей и гораздо более абстрактны, чем металлические фигуры. Многие из них носят уникальные высокие шляпы, и это может означать связь с шаманизмом, давно практикуемым в Древней Корее. Большие металлические статуи все еще делались, как в королевстве Силла, например, «Будда Квангджу», высота которого составляет 2,88 м.

Другая область металлоконструкций — производство колоколов для буддийских храмов. Меньше, чем гигантские колокола, сделанные более ранним королевством Единого Силла, колокола Корье все еще могут достигать 1,7 метра в высоту и были брошены в бронзу и украшены драконами и небесными фигурами, среди прочих. Одна уникальная особенность — медальон лотоса, брошенный в тот момент, когда колокол был поражен. Колокольчики, храмовые гонг, ладанные горелки и вазы также были отлиты из бронзы и иногда украшены очень тонкой серебряной и золотой инкрустацией.

Постоянные фигуры солдат или чиновников обычно помещались в парах за пределами гробниц, согласно китайской модели. Деревянные маски — еще один пример не буддийской скульптуры того периода. Созданные для традиционных масляных танцев, они имеют глубокие глаза и длинные прямые носы, которые предполагают влияние Центральной Азии. Маски издавна выпускались в Корее и носились шаманами или использовались для защиты от злых духов в гробницах и домах. Во второй половине периода скульптуры в основном мелкомасштабны и сделаны позолотой-бронзой и начинают демонстрировать влияние юаньских художников, которые прибыли с монгольской оккупацией Кореи с 13 века н.э.

demon-angel.ru


Смотрите также