Древняя корея. Древняя Корея и древний Узбекистан
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя история Кореи. Кочосон. Древняя корея


Древняя Корея

Корея, расположенная на большом полуострове на восточном побережье азиатского материка, была заселена с неолита. Первым узнаваемым политическим государством был Гойосеон, существовавший во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. С 1-го века до нашей эры до 7-го века на полуострове доминировали королевства Беке, Когурё и Силла, а также Конфедерация Гая в период, известный как период Трех королевств. Силла, со значительной китайской помощью, в конечном итоге покорит все другие корейские государства и сформирует Объединенное королевство Силла, которое правило до 935 года н.э. С 10 века н.э. полуостров управлялся королевством Горье, пока независимость Кореи не была прекращена в результате монгольских нашествий XIII века н.э.

С Китаем поддерживались тесные культурные и политические связи, хотя со значительными периодами конфликта между этими двумя районами. Япония была еще одним торговым партнером и также принимала участие в корейском культурном обмене. Древняя Корея предоставила много уникальных вкладов в мировую культуру, в том числе изобретение подвижной печати на металлическом типе, превосходную селадонную керамику, изысканные золотые короны Силла, старейшую астрономическую обсерваторию в Азии, мелкие золоченые бронзовые статуи Будды, каменные пагоды, ханджи, самой ценной бумагой в мире и системой подогрева пола ondol.

ПРЕДСТОЯЩАЯ КОРЕЯКорейский полуостров был заселен от 10 000 до н. Э. (Или даже раньше) людьми, которые жили на охоте, рыболовстве и сборе. Самые ранние известные поселения датируются c. 6 000 лет до н. Мегалитические структуры со 2-го тысячелетия до нашей эры все еще усеивают пейзаж Кореи и насчитывают более 200 000 человек. Дольмены были построены из огромных одиночных камней и, вероятно, использовались в качестве гробниц. Другие виды захоронений имеют форму камнелитовых могильников с драгоценными изделиями, такими как амазонитовые украшения, погребенные с покойным.

Жилища этого периода обычно подземные с крышей, поддерживаемой полюсами, и имеют центральный очаг. Деревни, как правило, расположены на склонах холмов и иногда заключены в деревянный периметр. Археологические находки включают украшения из камня, кости и скорлупы; обрезанные каменные ручные оси; каменный пестик и минометы; каменные плуги, серпы и мотыги; и обсидиановые или сланцевые наконечники стрел. Ранняя керамика, особенно в форме коричневых чаш с округлым дном с надрезанной отделкой, показывает культурную связь с общинами в провинции Ляонин и полуострове Ляодун Китая. Неолитическая керамика и обсидиановые объекты также указывают на раннюю морскую торговлю с древней Японией.

Сельское хозяйство было впервые осуществлено со второго тысячелетия до нашей эры и благодаря внедрению выращивания риса из Китая к 700 году до нашей эры. Корейский бронзовый век охватывал тот же период с металлической культурой, привезенной из Маньчжурии. Наличие мелких бронзовых изделий, таких как мечи, колокольчики и зеркала в определенных гробницах вдоль реки Тэдон, указывает на культуру с племенной элитой. Другие распространенные бронзовые предметы включают тонкие кинжалы, наконечники наконечников, пряжки ремня и веерообразные оси. Корейский железный век начался в III веке до нашей эры, о чем свидетельствуют найденные могилы этой даты в Кёнджу (Кёнджу). Именно в этот период сформировалось первое государство, Гойосеон.

КочосонGojoseon (Gochoson), согласно корейской мифологии, как описано в XIII веке н.э. Самгук Юса («Мемориалы трех королевств»), был основан в 2333 году до н.э. Дангун Вангем (Тангун), который был потомком бога Хванунга и женский медведь превращается в женщину. Археологические данные свидетельствуют о том, что государство было сформировано из союза небольших укрепленных городов вокруг бассейнов реки Даэдон (Тэдон) и Ляо, возможно, с 7-го века до нашей эры и, более определенно, с 4-го века до нашей эры. Хотя упоминается в c. 100 BCE text Записи Великого Историка, написанные китайским историком Сима Цянем, современные историки продолжают обсуждать, можно ли описать Гойосеон как собственно государство, когда именно оно существовало, где была его столица, и каковы были точные территории под его контролем.

Gojoseon процветал из-за улучшения сельского хозяйства (с железными инструментами, представленными из Китая) и обильными природными ресурсами, такими как золото, серебро, медь, олово и цинк. В это время была изобретена известная ондольная система подогрева полов и изготовлены первые корейские серые керамические изделия. Однако Гойосеон был ослаблен атаками со стороны соседнего государства Янь. 300 г. до н.э. и долгое снижение. Годжосон, наконец, рухнул во II веке до нашей эры, а его преемник Виман Чосон не продержался очень долго, так как в 108 г. до н.э. он был завоеван династией Хань Китая (206 г. до н. Э. — 220 CE). Хань интересовались природными ресурсами, такими как соль и железо, и они разделили северную Корею на четыре командования, которыми управляло их центральное правительство.

Территории Гойосеона позже стали Когурё (Когурё), в то время как южная часть Кореи в это время, часто называемая периодом «Прото-Троецарствие», была разложена в «Три Ханса Пхеньяна», Махана и Чинхана (нет связи с китайским Хань ), который стал тремя состояниями Беке (Пэкче), Гая (Кайя) и Силла в последующий период Троецарствия. Эти королевства пользовались изощренной культурой, которую принесли беженцы из рухнувшего Гойосеона и победили государства Вимана Чосона.

ТРИ КОРОЛЕВСТВАЧетыре государства периода «Трех королевств» (57 г. до н. Э. — 668 г. н. Э.) Находились в постоянном соперничестве, и поэтому они формировали постоянно меняющиеся союзы друг с другом и с двумя доминирующими региональными державами Китая и Японии. Согласно традиции, основанной на 12-м веке н.э. Самгук саги («Исторические отчеты трех государств»), это произошло с 1-го века до нашей эры, но современные историки предпочитают второй или третий век CE (или даже позже) как более точную когда государства могут быть описаны как имеющие более централизованные правительства.

Гогурё со своей столицей в Пхеньяне особенно процветал в 5 веке н.э. во времена правления Гвангэто Великого (391-413), который дожил до своего другого титула «широкого расширителя владения» и разрешил Гогурё доминировать в Северной Корее , большая часть Маньчжурии и часть Внутренней Монголии. Силла, тем временем, со своей столицей в Кумсонге (Кёнджу) процветала под властью короля Беопхунга (он же Пофунг, р. 514-540 н.э.), добиваясь гораздо большей степени централизации и процветания на восточном побережье из-за аграрных инноваций, таких как воловные плуги и ирригационные системы. Гая, сжатый между его более могущественными соседями на юге полуострова, никогда полностью не превратился в централизованное королевство. Силла захватил столицу Гая Пон Кая в 532 году н.э., и государство полностью разрушилось несколько десятилетий спустя. В конце 4-го века до н.э. Бекке хорошо справился с королем Кунчего и создал свою столицу в Хансонге (современный Кванджу). Альянс с Силла между 433 и 553 годами н.э. привел к некоторой стабильности, но в 554 году н.э. в битве в крепости Квансан-песня (современный Окчон) Беке попытался вернуть территорию, которую он потерял для вторжения Силла, и их 30 000-сильная армия была побеждена и царя царя Пэкче.

Система правления трех королевств была такой же, как и остальная часть истории Древней Кореи. Монарх правил с помощью старших административных чиновников, выведенных из приземленной аристократии. Правительственные назначенные чиновники управляли провинциями с помощью местных лидеров племен. Большинство населения было землевладельческим крестьянством, и государство извлекало из них налог, который обычно выплачивался в натуральной форме. Государство может также обязать граждан сражаться в армии или работать над правительственными проектами, такими как строительство укреплений. В самом низу социальной лестницы были рабы (обычно военнопленные или люди с серьезным долгом) и преступники, которые были вынуждены работать в поместьях аристократии. Общество было жестко разделено на социальные ряды, лучше всего олицетворяемые системой ранних костей Silla, основанной на рождении и продиктованной возможностями работы, налоговыми обязательствами и даже одеждой, которую можно было бы носить, или посудой, которую можно было бы использовать.

Взаимодействие между корейскими государствами было окончательно урегулировано внешним вмешательством со стороны Китая. Когурё успешно отбил три вторжения из Суйского Китая в 7 веке н.э., а затем династия Тан (618-907 гг.) Попыталась вторгнуться в 644 году н.э., но великий генерал Ян Манчун снова принес победу корейцам. Когурё объединил свои силы с Пэкче и успешно вторгся на территорию Силла два года назад, но Танги не были сделаны с их планами по Корее, и они решили, что Силла станет их временным союзником, чтобы победить остальные два оставшихся корейских государства. В 660 г. н. Э. Силлаская армия 50 000 во главе с генералом Кимом Юшиным и военно-морская сила в 130 000 человек, посланная императором Тан Газоном, оказалась более чем достаточной, чтобы раздавить Беке, а его король, Уйя, был доставлен в Китай. Затем в 667 году Пхеньян упал, а в следующем году когуогеевский король Поян был также заключен в Китай вместе с 200 000 его подданных. Однако Силла не собирался становиться китайским вассальным государством и побеждал оставшуюся армию Тан в битвах в Маэсозонге (675 г. н.э.) и Киболпо (676 г. н.э.). Силла тогда взяла под свой контроль всю Корею в 668 году н.э., сформировав новое государство — Объединенное королевство Силла.

ЕДИНАЯ СИЛЬНАЯ КОРОЛЕВАОбъединенное королевство Силла (668-935 н.э.) было первой династией, которая управляла всем Корейским полуостровом. На севере в это время было государство, Balhae (Parhae), но большая часть его территории находилась в Маньчжурии, и поэтому большинство историков не считают это собственно корейским государством.

Теперь все государство разделилось на девять провинций (по три в каждом из трех старых королевств) и пять вторичных капиталов. Kumsong продолжал как общий капитал, тогда известный как Sorabol, который выиграл от обширной программы восстановления, дворцов удовольствия и храмов, и в конечном итоге имел население около 900 000 человек. Целая серия административных областей, префектур и округов была создана вплоть до деревенского уровня. Чтобы укрепить царство, беспокойные народы и правящие элиты бывших королевств были насильственно переселены, а деревенские старосты были вынуждены направить своих старших сыновей на работу в столичную администрацию или военную. Царство процветало благодаря процветающей сельскохозяйственной отрасли, которая была более продуктивной благодаря обширным ирригационным проектам и торговле по всему Восточно-Китайскому морю. Длительное отсутствие войны также означало, что искусство и наука процветали как никогда.

Государство начало медленное снижение с 8-го века н.э., в значительной степени из-за жесткости его классовой структуры, все еще основанной на системе ранга кости, строгой социальной классификации прав и обязанностей. Мало того, что отсутствие возможности подняться выше класса своего рождения создает застой идей и нововведений, но аристократия тоже начала возмущаться властью короля. На другом конце социальной лестницы крестьянство все больше и больше возмущалось непрекращающимися налогами, взимаемыми с них. Кроме того, местные приземленные аристократы стали все труднее контролировать из столицы. Государство рушилось изнутри.

Два человека могут вызвать особые проблемы для королей Силла. Один крестьянский лидер Кён Хвон (Кён Хвон) воспользовался политическими волнениями в 892 году н.э. и сформировал возрождение старого королевства Пэкче на юго-западе. Между тем, лидер аристократического буддизма-монаха Гун Е (Кунгье) объявил новое государство Гогурё на севере в 901 году н.э., известное как «Позднее Когурё». Затем последовала другая беспорядочная борьба за власть за контроль над полуостровом, точно так же, как это было в период трех королевств, действительно, этот период часто называют периодом позднего трех царств. Кион Хвон напал на Кюмсонга в 927 году н.э., а непопулярная и фанатичная тирания Гун Е привела к его смерти руки его людей. Его преемником стал его первый министр, способный Ван Цзюнь (Ван Кон), в 918 году н.э., который напал на более поздний Пэккье, в настоящее время одержимый лидерством во время боевых действий, а затем Силла. Последний царь Силла, Кёнсун, сдался в 935 году н.э. и покинул Ван Кон, чтобы снова объединить страну, но под новым именем, династией Корё.

КораГорьео (Когурё) будет управлять Кореей с 918 года по н. Э. До 1392 года н.э., и именно это королевство является источником английского названия для полуострова, Кореи. Ван Кон выбрал северный город Сонгдо (Modern Kaesong) в качестве своей новой столицы и объявил себя королем. За его вклад в создание нового государства ему было присвоено посмертное звание «Царь Тэджо» или «Великий основатель». Новое государство не было без его внешних угроз, а кидане (киданские) племена на севере дважды атаковали «Горье». В 1033 году н.э. они были окончательно побеждены, и оборонительная стена была построена, простираясь прямо через границу Северной Кореи.

С тех пор царство процветало, а столица Сонгдо насчитывала более 1000 магазинов. Впервые Корея чеканила свою собственную чеканку (996 г. н.э.), а серебряные вазы unbyong (aka hwalgu) были изготовлены с 1101 г. н.э., которые приобрели форму империи Горье и были обозначены как законная валюта, получив официальную государственную печать, выгравированную на их. Была изобретена печатная машина с подвижным металлическим типом и усовершенствованный метод древесной печати. Затем период увидел бум в буддийских текстах и ​​интерес к документированию истории страны с известными сагги Самгука («История трёх королевств»), написанной в 1145 году К. Ким Пу-сиком.

Процветание имело свои недостатки и привело к неуклонно растущему упадку правящей элиты, коррупции и социальных волнений. Открытые мятежи вспыхнули в 1126 и 1135 годах н.э., которые были в конечном счете отменены, но дело вошло в царствование царя Уйчжун, которого критиковали за создание роскошных дворцов и аквапарков. Вооруженные силы, не имеющие ничего общего и не имеющих статуса в высшем обществе, устроили переворот в 1170 году н.э. Uijong был заменен его братом Myeongjong, но он остался только как марионетка. Десятилетия бурных боевых действий между всеми уровнями общества Горьее сопровождались большим количеством переворотов, убийств и рабских бунтов. Тем не менее, это должно было случиться. Генгис-хан, объединивший монгольские племена, пересек Китай, и его сын Огедей-хан обратил свое внимание на Корею в 1231 году. Горео был вынужден переместить свой капитал на остров Канхва в следующем году. В то время как правящая элита благополучно устроилась на своем острове, остальная часть населения Горео столкнулась с шестью монгольскими нашествиями в течение следующих трех десятилетий. К 1258 году н.э. народу было достаточно, и военный правитель был убит, король переустановлен с полными полномочиями и мир с монголами. Корея не будет независимой снова, пока генерал Йи Сонг-гей не сформирует новое состояние Чосон в 1392 году н.э.

ОТНОШЕНИЯ С КИТАЙ И ЯПОНИЕЙОтношения между Кореей и Китаем возвращаются к мифологии, когда мудрец Кия (Jizi) и 5000 последователей покинули Китай и обосновались в королевстве Дангуна. Когда последний решил отступить к медитации на вершине горы, Киджи был назначен королем Гойосеона в 1122 году до нашей эры. Этот миф может означать приход культуры железного века в Корею.

В течение этого периода торговля между этими двумя областями продолжалась. Железо, золото, серебро, медь, женьшень, конопляные изделия, кедровые орехи, мебель, бумага и лошади были экспортированы в Китай, а шелк, чай, специи, медицина, керамика, книги и письменные материалы появились в другом направлении. Китайская культура, вероятно, была привезена в Корею беженцами, бежавшими от конфликтов IV века BCE периода Воюющих царств. Археологические свидетельства этого раннего культурного влияния, пожалуй, лучше всего видны при использовании могил захоронения ямы в районе реки Даэдон и частых присутствий в них лошадиных припасов. Позднее культурные связи более четко определены, когда Корея принимает китайскую систему письма, королевское название Ван, чеканку, литературу и элементы искусства. Студенты и ученые часто ездили учиться в Китай.

Точно так же дипломатические и культурные отношения с Японией продолжались с бронзового века. Ва (Ва) Японии особенно крепко связывались с конфедерацией Гая. Последняя была более продвинутой культурой и экспортировала большое количество железа, но только то, как одно государство повлияло или даже контролировало другое, все еще обсуждается учеными. Культура Baekje экспортировалась в Японию, особенно через учителей, ученых и художников, которые также распространяли там китайскую культуру, такую ​​как классические тексты Конфуция. Отношения поддерживались с южной Японией объединенным королевством Силла, особенно в периоды Нара и Хейан. «Горье» тоже продолжал торговые отношения и импортировал японские товары, особенно мечи и фальцовщики бумаги.

КОРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯКорейские государства, традиционно практикующие шаманизм, приняли первый конфуцианство, затем даосизм и буддизм из Китая, а Корея сделала последнюю официальную государственную религию с 4-го века н.э. Конфуцианские принципы соблюдались в государственной администрации и являлись неотъемлемой частью вступительных экзаменов на должности в рамках этой системы. Однако буддизм был самой сильной верой, и повсюду возникали храмы и монастыри. Буддийские храмы-монастыри с их земельными владениями, королевским покровительством и освобождением от налогов стали богатыми, а весь религиозный аппарат соперничал с самим государством. У многих таких монастырей даже были свои собственные вооруженные силы, набранные у воинов-монахов и всего населения. Буддизм практикуется не только элитарными семьями, которые часто посылают сына учиться в монастырь и стать монахом, но и низшими классами.

Искусство КОРЕЙВысокие серые керамические изделия были изготовлены в большом количестве из периода Трех королевств. Керамика была украшена разрезами, наносила дополнительные глиняные кусочки и разрезала глину, чтобы создать эффект решетки. Однако самая известная корейская керамика из любого периода — это бледно-зеленые селадоны, произведенные в королевстве Горье. Также известны как зелень, они имеют гладкую глазурь и обычно имеют тонкие инкрустированные конструкции (санггам), особенно буддийские мотивы, такие как цветок лотоса, краны и облака. Челадоны были впервые введены в Корею из Китая в IX веке н.э., но корейские гончары стали настолько опытными в их производстве, что их товары были экспортированы обратно в Китай, и даже сегодня корейские селадоны являются одними из самых ценных керамик в мире.

Гробницую картину лучше всего видят в гробницах Когурё. Более 80 из них имеют камеры, украшенные яркими сценами повседневной жизни, портреты обитателей и мифических существ. Картины были сделаны путем нанесения краски либо непосредственно на каменную стену, либо на известково-гипсовую основу.

Буддийское искусство пользовалось популярностью на всем полуострове, а позолота-бронза использовалась для создания выразительных статуэток Будды, Майтрейи (грядущего Будды) и бодхисаттв. Монументальные фигуры были вырезаны из валунов и в скальные лица. Позолоченная бронза также использовалась для изготовления богато украшенных благовонных горелок, коронок для реликтов и коронок. Самые известные корейские короны — это королевства Силла, сделанные из листового золота. У них есть деревья и оленьи ветви, которые представляют собой связь с шаманизмом. Украшения всех видов были изготовлены с использованием таких золотых методов, как проводка, штамповка, резка и гранулирование. Джейд, часто вырезанный в форме полумесяца, был популярной формой украшения для этих сверкающих украшений. Еще одним умением корейских металлистов из Объединенного королевства Силла и далее стало литье больших бронзовых колоколов (помпонов), которые использовались в буддийских храмах для объявления услуг.

КОРЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРАЛучшими сохранившимися остатками корейской архитектуры с периода, предшествовавшей истории, являются мегалитические сооружения, крепостные стены и каменные выложенные могилы. Выдающиеся примеры древних корейских дольменов — это структуры табличного типа на острове Гангва, которые датируются c. 1000 г. до н.э. в корейский бронзовый век. Отдельные стоячие камни (менгиры), не связанные с местом погребения и, возможно, используемые в качестве камней-маркеров, также встречаются в Корее.

К сожалению, до 16-го века н.э. сохранилось несколько сохранившихся общественных зданий из древней Кореи. Тогда архитектура древней Кореи лучше всего видна в картинах гробниц и в тех структурах, которые все еще стоят, например, в каменной пагоде храма Пэкче Мирук в Иксан, который имеет шесть из своих первоначальных 7-9 этажей. Каменные пагоды являются уникальным вкладом Кореи в буддийскую архитектуру, а еще двумя прекрасными примерами являются пагоды Даботап и Сеокгатап в 8 веке в храме св. Булгакса в окрестностях Кёнджу.

Крупные могильные могилы типичны для периода Трех Королевств. Это покрытые землей курганы внутренними каменными или кирпичными внутренними камерами для покойного, обычно с горизонтальным входным проходом (кроме могил Силла, у которых нет точки доступа). Одна из самых больших таких гробниц находится в столице Когуэнео (Kungnaesong) (современный Тунгу) и, как полагают, принадлежит королю Гвангаэто Великому (р. 391-412 н.э.). Он имеет длину 75 метров и использует блоки размером 3 х 5 метров.

Одной из выдающихся каменных сооружений из периода Единой Силлы является храм буддийского грота Соккурам (Соккурам) к востоку от Кёнджу. Построенный между 751 и 774 г. н.э., он содержит круговую куполообразную внутреннюю камеру, внутри которой расположен массивный сидящий Будда. Еще одна интересная структура Силла — обсерватория CE Cheomseongdae середины VII века. 9 метров в высоту, он действовал как солнечные часы, но также имеет окно на южную сторону, которое захватывает солнечные лучи на внутреннем полу на каждом равноденствии. Это старейшая сохранившаяся обсерватория в Восточной Азии.

Хорошая идея корейского архитектурного стиля для больших домов и дворцов видна в XIII веке в Горио-Зале Вечной Жизни (Muryangsujeon) в храме Пушок в Йонджу. Это одна из старейших деревянных конструкций, сохранившихся во всей Корее. Крыши корейских зданий, как видно в Зале вечной жизни, обычно высоки, чтобы обеспечить легкий дренаж дождевой воды и достаточно сильные, чтобы противостоять весу снега зимой. Они также высоко позволяют пропускать воздух в теплые месяцы. Древние крыши были сделаны из деревянных балок, а затем выложены плиткой (гива) над слоем земли, чтобы обеспечить дополнительную изоляцию. Крыши вогнуты для эстетических целей, а карнизы также мягко изогнуты вверх (чеома). Эта кривизна допускает дополнительный солнечный свет зимой, чтобы войти в здание и в то же время дать немного дополнительного оттенка летом.

Внутренние стены традиционных корейских зданий (ханок) были сделаны из дерева и бумаги, часто функционируя как раздвижные двери (changhoji). Полы комнат могут быть либо в лесу, либо слегка приподняты (система maru), чтобы держать помещение в прохладном месте в жаркие месяцы или использовать систему ondol подогрева пола, необходимую для зимних месяцев. Этот последний тип, выполненный из камня с восковым бумажным покрытием, имеет систему дымоходов, через которую горячий воздух вытекает из главного очага дома. Внешние двери и окна были сделаны с использованием переплетенных сеток дерева (changsal), часто вырезанных в высоко декоративную решетку (kkotsal). Дом был разделен на специально предназначенные для этого районы и, как правило, закрывал внутренний двор или сад.

Наконец, непосредственная топография зданий была важным соображением, так что архитекторы старались гармонично сочетать свои проекты с природной средой (pungsu) и использовать живописные виды (andae). Лучшим местом было место, которое было поддержано горами, чтобы заблокировать ветер и открылось на широкую равнину с рекой, проходящей через нее, чтобы обеспечить дом положительной энергией или джы.

demon-angel.ru

Древняя история Кореи. Кочосон

Кочосон (Древний Чосон) – раннегосударственное образование, заложившее основу для формирования нескольких государств, при упоминании которых возникает ассоциация с названием «Корея». История этой некогда единой, а ныне разделённой на две части страны насчитывает тысячелетия. Точное время появления первого государства установить сложно. Кочосон упоминается в «Хрониках трёх королевств» («Самгук Юса») – историческом труде буддийского монаха по имени Ирён, в котором древняя история Кореи представлена в виде собрания легенд, сказок и жизнеописаний. Текст, составленный на китайском языке в XIII веке, включает легенду о Тангуне, основателе первого корейского королевства. Тангун Ванг, один из самых популярных персонажей национальной мифологии, был внуком Владыки Небес Хванина. Интересна история его рождения. Хванун, сын небесного царя, и три тысячи его последователей были отправлены на Землю, а точнее, на самую высокую гору Корейского полуострова с названием Пэктусан, без упоминания которой немыслима древняя Корея. Эта гора, находящаяся на границе между КНДР и Китаем, и в наши дни у жителей обеих стран считается священной. история кореиЗдесь, согласно «Самгук Юса», Хванум основал божий град Синси, придумал законы, учредил необходимые ведомства и приступил к обучению людей ремёслам, земледелию и медицине. Тигр и медведица, которые жили поблизости, обратились к Хвануму с просьбой дать им человеческий облик. Божий сын предложил зверям пройти испытание: провести в пещере без солнечного света 100 дней, питаясь при этом лишь чесноком и полынью. Тигр сдался, а медведица всё сделала так, как сказал Хванум, и была вознаграждена: она превратилась в женщину и родила своему повелителю сына - Тангун Ванга.корея история

Древний Чосон является предметом научных дискуссий. По легенде, история Кореи начинается с основания древнейшего корейского королевства в 2333 году до н. э., с чем не согласны современные исследователи, поскольку первые упоминания о Кочосоне появляются в письменных источниках IV – III веков до н. э.

Имеют подтверждение факты о союзе племён, проживавших в древности на территории Корейского полуострова и части полуострова Ляодун. Здесь существовали города-государства, каждый из которых имел собственное управление. Жители этой страны выращивали зерновые культуры, разводили лошадей и умели создавать изделия из бронзы, а позже - и из железа, ничем не уступавшие китайским образцам, относящимся к тому же периоду. древняя кореяОколо IV в. до н. э. Кочосон превратился в централизованное государство. Политическая история Кореи включает сведения о длительных отношениях древнего корейского государства и соседствующего с ним китайского царства Янь, правители которого неоднократно обращали взор на восток и стремились к отторжению территорий Кочосона. В 108 г. до н. э. Кочосон был покорён китайской империей Хань, в результате чего корейские племена оказались на более низкой, по сравнению со временем существования племенного союза, стадии политической организации. Лишь в начале христианской эры на территории полуострова вновь появились ранние корейские государства.

Древняя история Кореи – увлекательное повествование о народе, уже в эпоху бронзы имевшего раннегосударственное образование с наследственной монархической властью и зачаточными формами аппарата управления.

fb.ru

История Кореи

История КореиГрот Соккурам — наследие ЮНЕСКО

Древний Чосон

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что территория Кореи была заселена уже в период палеолита. Имеются многочисленные следы материальной культуры неолита, когда племена, населявшие эти районы, жили в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако уже переходили к земледелию и скотоводству.

Истоки корейской государственности обычно связывают с Древним Чосоном — первым политическим объединением, время образования которого относят к бронзовому веку, примерно IV в. до н. э. (в Европе это период Древнего Рима). Древние сказания называют основателем этого государства Тангуна — мифического сына небожителя и обращенной в женщину медведицы (историки усматривают в этом указание на племя, тотемом которого был медведь). Когда речь заходит о начале истории Страны утренней свежести (именно так можно перевести слово «Чосон»), в Корее вспоминают 2335 г. до н. э. — легендарную дату начала правления Тангуна. Во всяком случае 3 октября, день рождения Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев.

Преобладает точка зрения, что Древний Чосон был рабовладельческим государством: известно, что власть правителя была наследственной, а сам он постоянно жил в столице Вангомсон. В 109 г. до н. э. войска императора Ханьской империи У Ди вторглись в пределы страны и через два года покорили ее. Однако корейцы не смирились с господством ханьцев: в четырёх провинциях империи, образованных на месте Древнего Чосона, не стихали волнения, вынудившие китайцев ослабить контроль.

к оглавлению ↑

Троецарствие

В начале первого тысячелетия на этой территории возникли и стали развиваться раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Силла. Этот период вошел в историю как троецарствие. Поначалу самым мощным было государство Когурё: оно занимало обширную территорию на севере полуострова, а также земли в Маньчжурии. Вся история его существования — это череда постоянных военных столкновений с Китаем. При ване (короле) Квангетхо королевство расширило владения за счет территорий китайцев и южных соседей. Надо сказать, что, несмотря на общий язык, схожесть веры и принципов государственного устройства (конфуцианская иерархическая государственная структура, буддизм в духовной жизни), три корейских государства постоянно боролись за земли и междоусобные войны не утихали.

Силла, куда государственность пришла позднее (начало VI в.) завязала дружеские связи с Таньской империей в Китае — злейшим врагом Когурё. В союзе с таньцами Силла удалось победить Когурё и Пэкче, однако она не смогла контролировать захваченные территории, и северные земли в конце VII в. отошли под управление Таньской империи.

Здесь разгорелась освободительная борьба, которую уже поддерживала Силла, что вылилось в конфликт таньцев с бывшим союзником. Под знаменем Силла произошла консолидация корейского населения. Однако значительная часть северных владений не вошла в состав объединенного Силла, здесь образовалось государство Бохай (Пархэ).

Пик расцвета Силла приходится на VIII в., когда здесь осуществлялись попытки создать «образцовое буддистское государство». Развивались ремесла, ирригация, наука, была изобретена новая система записи корейских слов китайскими иероглифами. Однако с конца IX в. обстановка в стране усложнилась, ее стали раздирать восстания и междоусобицы, что исподволь готовило падение Силла. Начался период смут.

к оглавлению ↑

Корё

Одно из самых известных и почитаемых в истории Кореи имен — имя объединителя страны Ван Гона. Выходец из могущественной феодально-купеческой семьи, он выдвинулся в качестве крупного военачальника; в 918 г. сверг своего повелителя с престола и провозгласил себя королем нового государства Корё (от этого названия пошло наименование Кореи в большинстве европейских языков).

Ван Гон показал себя энергичным и хитрым правителем: он сумел привлечь на свою сторону влиятельных феодалов и в 936 г. завершил объединение корейских земель. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР). Ван Гон создал мощную административную систему. Возник класс янбанов (дворян), разделявшихся на военных и гражданских чиновников. Они господствовали над свободными крестьянами (янъинами), а также имели рабов. Корё стало сильным централизованным образованием, которое было в состоянии отражать регулярные нападения старых врагов — племен киданей, образовавших государство Ляо. В конце X в. после многочисленных войн корёсцам удалось установить с Ляо дипломатические отношения, однако это не удерживало племена киданей от новых вторжений в попытках завоевать Корё. Подвергалась страна и нападениям племен чжурчжэней, живших севернее.

Подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, в XII в. Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг — монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231—1259 гг.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

к оглавлению ↑

Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли, которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство вновь было переименовано в Чосон, а его столица перенесена в сегодняшний Сеул. Государственное устройство базировалось на неоконфуцианской идеологии, был создан налаженный аппарат централизованного управления.

История КореиСечжон (15 мая 1397 — 17 февраля 1450) или Седжон, 4-ый король династии Чосон

XV—XVI вв. стали временами благоденствия, когда утихли внутренние распри, относительно редки были иноземные агрессии — в основном пиратские набеги японцев. Расцвели земледелие, ремесла, торговля. Четвертый король династии Ли, «просвещенный монарх» Седжон (Сечжон) поощрял развитие искусства, науки, в том числе сельскохозяйственных исследований, медицины, астрономии.

По его приказу был создан национальный корейский алфавит, подготовлены исторические хроники, географическое описание Кореи. Укрепление позиций правящего класса проходило на базе конфуцианства, вернее, неоконфуцианского учения китайского ученого Чжу Си. Сложилась четкая иерархическая система государственного управления.

Вместе с тем попытки внедрения рациональных начал в государственное управление не оградили страну от смут и мятежей. Иной раз в результате дворцовых переворотов к власти приходили такие одиозные личности, как князь Ёнсан, «прославившийся» подавлением развития науки, поборами, произволом и разгулом насилия. У него было около тысячи наложниц, а для того, чтобы ничто не мешало его охотничьим забавам, он приказал снести все дома вокруг Сеула.

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства, гнет налогов вызывали крестьянские бунты. Вошло в историю крупнейшее крестьянское восстание 1467 г. в провинции Хамгён. В XVI в. крестьянское движение возглавил Им Ккокчон — нечто вроде корейского Робин Гуда, экспроприировавшего имущество богатых янбанов и раздававшего его беднякам. Герой был схвачен властями и обезглавлен, однако народ не забыл его. Им Ккокчон стал прообразом популярнейшего персонажа Хон Гиль Дона.

к оглавлению ↑

Победа и поражение

История КореиЛи Сун Син

Весной 1592 г. японский правитель Хидэёси, лелея захватнические планы в отношении Китая, высадился с многотысячной армией в Пусане и через две недели захватил Сеул, не встретив сопротивления не готовой к боям армии. Так началась война, получившая в истории название Имджинской. Вскоре был взят Пхеньян, а корейское правительство в панике бежало на север страны в город Ыйджу. Простой народ, поднявшийся на партизанскую войну, спас отечество.

Всенародное признание получил адмирал Ли Сун Син (1545—1598), памятник которому и сегодня возвышается в центре Сеула. Флот, руководимый им, нанес чувствительные удары японцам. Успех не в последнюю очередь был связан с использованием «судов-черепах» (кобуксонов) — первых броненосцев. Верхнюю палубу покрывал лист брони, напоминающий панцирь черепахи, с шипами, препятствующими абордажу. Судно было вооружено пушками и смело шло на таран.

Успехи на море, а также вступление в войну Китая помогли отбросить японцев на крайний юг полуострова. Закрепившись возле Пусана, они начали мирные переговоры, но в 1597 г. 140-тысячная японская армия вновь перешла в наступление. И снова продемонстрировал военное искусство Ли Сун Син, разгромивший японский флот у острова Чиндо, где нашли свой конец более 100 японских кораблей, и довершивший разгром в последующих боях. Один из них, к несчастью, стал для народного героя последним.

Страна, ослабленная войнами, вновь подверглась нашествию, на сей раз маньчжуров, в итоге навязавших Корее унизительные условия мира. Корея стала фактическим вассалом государства Цин, созданного маньчжурами на территории Китая. Она вынуждена была платить дань, поставлять заложников. И хотя в середине XVII в. эта зависимость стала носить формальный характер, реакция правящих кругов на бесконечные иностранные вторжения была весьма решительной и имела далеко идущие последствия.

Ожидая от соседних стран только неприятностей, правительство решило оградить Корею от всех контактов, замкнуться в скорлупе самоизоляции. Под страхом смертной казни пресекалось общение с иностранцами, из прибрежных районов жителей переселяли в глубь страны, рыбакам было запрещено уходить далеко в море, а суда дальнего плавания не строились вообще. В стране воцарилась более или менее спокойная обстановка, нарушаемая лишь крестьянскими выступлениями и конфликтами феодальных клик. Мирная жизнь способствовала развитию хозяйства. Но превращение в «королевство-отшельник» привело к застою в развитии производительных сил, научном прогрессе, к оскудению культуры, ослабило армию.

Попытки западных держав «открыть» страну начались со второй четверти XIX в., однако они терпели неудачу: корейцы всякий раз изгоняли или жгли английские, французские, американские суда. Но все это было лишь оттяжкой неминуемого. В 1876 г. на острове Канхвадо под дулами японских пушек был подписан первый из серии грабительских договоров. Вслед за Японией подобные договоры навязали Корее США (1882 г.), Англия (1883 г.), Россия (1884 г.), Франция (1886 г.). В страну хлынули иностранные купцы и миссионеры, завязалась борьба мировых держав за влияние в Корее. Особенно активны были японцы. Их проникновению не могли помешать ни народные восстания (крупнейшее из них вспыхнуло в Сеуле в 1892 г.), ни попытки реформ в 1884 г., ни крестьянская война под руководством Чон Бон Джуна (1883—1894 гг.). В 1894 г. (год Кабо по корейскому летосчислению) были проведены реформы, открывшие путь буржуазному развитию.

к оглавлению ↑

Корея под властью Японии

Борьба Японии с Китаем за влияние в Корее вылилась в открытую войну, которая принесла корейскому народу много бедствий. Китай, будучи сам полуколониальным, потерпел поражение и по условиям Симоносекского договора (1895 г.) полностью отказался от всех притязаний на Корею.

Впоследствии усилению позиций Японии в Корее препятствовала лишь Россия, благодаря чему в Корее росли симпатии к ней. В 1895 г. королева Мин, опираясь на поддержку России, пыталась выступить против японцев, однако в ходе контр переворота, устроенного японским послом, ее зверски убили, а тело предали огню. В стране помнят и о том, что король Коджон, когда была предпринята попытка его свержения, укрылся в русской миссии, а само здание миссии стало важным «историческим экспонатом» Сеула.

Растущие противоречия из-за Кореи послужили одной из причин русско-японской войны: полуостров был занят японскими войсками. В Республике Корее не стерлись воспоминания о героическом подвиге крейсера «Варяг», который погиб, но не сдался: это произошло в порту Инчхон (Чемульпо). Вблизи корейских берегов разразилось печально известное Цусимское сражение. Победа Японии в русско-японской войне позволила ей уже в 1905 г. навязать Корее так называемый договор о покровительстве, закрепивший подчиненный статус страны. В 1906 г. было закрыто японское посольство и учреждено генеральное резидентство. Первый генеральный резидент Ито Хиробуми фактически сосредоточил в своих руках всю власть в Корее (в 1909 г. наместник пал от руки корейского патриота Ан Чжон Гына, имя которого до сих пор в Корее считается символом освободительной борьбы народа). И наконец в 1910 г. был подписан позорный договор, превративший Корею в генерал-губернаторство — часть Японской империи.

Народ Кореи был лишен элементарных прав, даже корейский язык находился под запретом. Японцы захватили лучшие земли, резко ограничили предпринимательскую деятельность национальной буржуазии, жестоко эксплуатировали трудящихся страны. В генерал-губернаторстве нарастали забастовки, крестьянские выступления, движения патриотической интеллигенции.

к оглавлению ↑

Освобождение Кореи

На усиление освободительной борьбы определенное влияние оказала Октябрьская революция в России. Вскоре после нее, в марте 1919 г., народный гнев прорвался мощными выступлениями, охватившими всю Корею. Поводом послужило провозглашение в Сеуле Декларации независимости: начались демонстрации, митинги, переросшие в народное восстание. Это движение, получившее название Первомартовского, сыграло заметную роль в истории. День 1 марта объявлен в Республике Корее национальным праздником.

В апреле 1919 г. в Шанхае (Китай) было создано временное правительство Кореи, которое возглавил националистический деятель проамериканского толка Ли Сын Ман (впоследствии первый президент Республики Кореи). Но японцы разгромили народное восстание с невиданной жестокостью. Так, в Сувое в христианской церкви было сожжено заживо несколько десятков человек. Колониальная политика означала ограбление деревни (около половины риса вывозилось в Японию), поддержание на крайне низком уровне оплаты труда корейцев. Уделом «туземцев» была вопиющая нищета, строгая регламентация жизни: японцы создали систему круговой поруки (десятидворки), насаждали слежку и доносительство.

Сопротивление колонизаторам ширилось и постепенно приобретало организованность. Возникли и получили распространение коммунистические кружки и группы, а в апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи, сомкнувшаяся с националистическими группами (партия была распущена Коминтерном в 1928 г.). Много корейцев, прежде всего голодающих крестьян, бежало за рубеж, в том числе в Маньчжурию и Сибирь; именно здесь сформировалась база, вооруженного сопротивления колонизаторам в Северо-Восточном Китае, развернулось широкое партизанское движение. Однако в связи с подготовкой Японии ко второй мировой войне в Азии и тем более с началом боевых действий условия для развертывания вооружённой борьбы были значительно затруднены. Корея была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии на материке.

Освобождение Кореи из-под колониального господства Японии стало возможным благодаря разгрому Советской Армией оккупировавших Корею японских войск в августе 1945 г. По предварительному соглашению союзников территория Кореи была разделена на зону ответственности Советской Армии и американских войск (к северу и югу от 38-й параллели), что было связано всего лишь с различным подчинением находившихся здесь японских частей и необходимостью принятия их капитуляции. На совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.) в Москве в качестве промежуточного шага к восстановлению единства страны было принято решение об опеке над Кореей четырех держав. Советский проект предусматривал образование национального временного правительства, через которое и должна была осуществляться опека. Надо отметить, что решения совещания не встретили понимания корейского населения, которое восприняло их как закрепление новой формы колониального господства. Этим воспользовались США: работа советско- американской комиссии была сорвана, а на второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 г. было принято решение о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов в стране по плану западных государств.

Началась подготовка к формированию сепаратного южнокорейского правительства. Фактически все это диктовалось начавшейся холодной войной и политикой «сдерживания» коммунизма, что требовало превращения Республики Кореи в плацдарм США в Азии.

В октябре 1945 г. на американском самолете в Корею прибыл Ли Сын Ман. Были образованы политические партии национальной буржуазии. Под строгим контролем американской военной администрации проведены «выборы», в которых приняло участие меньшинство избирателей и против которых протестовало население. Тем не менее выборы послужили формальной основой созыва Национального собрания, создания правительства во главе с Ли Сын Маном. 15 августа 1948 г., в день третьей годовщины освобождения Кореи, было провозглашено создание Республики Кореи. На Севере страны в ответ 9 сентября 1948 г. провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика. Раскол Кореи, причиной которого в немалой степени явилось противоборство сверхдержав, стал реальностью.

к оглавлению ↑

Война между Югом и Севером

Обстановка на полуострове стала характеризоваться острой идеологической конфронтацией, перераставшей в военное столкновение. Официальным лозунгом лисынмановцев стал «поход на Север», в КНДР исходили из необходимости «объединения и полной суверенной независимости родины». Нагнетание напряженности привело к тому, что 25 июня 1950 г. вспыхнула корейская война. По существу, полуостров превратился в арену противоборства двух систем в соответствии с намерением Пхеньяна «освободить» Юг.

Военные действия на полуострове развивались с переменным успехом. На первом этапе войска КНДР буквально за несколько дней отбросили южнокорейцев на крайний юг, где те зацепились лишь за небольшой плацдарм в районе Пусана. Казалось, исход войны предрешен. Лишь высадка 15 сентября 50-тысяч¬ного десанта армии США в районе Инчхона спасла Юг от разгрома. Войска КНДР, отрезанные от основных сил, были вынуждены отступить. Американо-южнокорейские силы развивали наступление, захватили Пхеньян и в октябре вышли на корейско-китайскую границу, создав тем самым реальную угрозу КНР. 25 октября около 2 млн китайских добровольцев под командованием Пэн Дэ Хуая пришли на помощь Пхеньяну и в начале января вновь дошли до Сеула. К марту 1951 г. линия фронта стабилизировалась примерно по 38-й параллели. В июне 1951 г. Советское правительство выдвинуло предложение о переговорах о прекращении огня, которое было принято. Переговоры продолжались довольно долго, и лишь 27 июля 1953 г. в деревне Пханмунджом было подписано Соглашение о перемирии. До сих пор оно не заменено никаким более основательным мирным договором, что подчеркивает хрупкость военно-политической ситуации на полуострове Корея. Помимо огромных материальных и людских потерь, которые принесла война и Северу, и Югу Кореи, самым печальным ее результатом стало закрепление раскола: на долгие годы обе части страны стали непримиримыми врагами.

comments powered by HyperComments

mojseul.ru

Древнейшая история Кореи: первые века

История древних веков всегда вызывает много вопросов и теорий. Трактаты, записи, повествования разных источников иногда противоречат друг другу. Но интереснейшие факты, доказательства и версии заставляют учёных всего мира продолжать исследования.

Древняя история Кореи – не исключение из общего правила, поскольку имеет множество белых пятен. Месторасположение корейского государства и его исторических корней не вызывает сомнения. Восточноазиатская страна, расположенная на одноимённом полуострове и многочисленных островах, соседствует с Китаем и Россией. Окруженная Жёлтым, Японским морями и Корейским проливом, страна имеет почти постоянные границы с древних времён.

Древние люди полуострова

Полуостров, по сведениям историков, был заселён уже в период палеолита. При раскопках находят множество доказательств этому. Недалеко от города Конджу найдены древнейшие места обитания людей, живших в Восточной Азии. Небольшие землянки, остатки очагов, фигурки животных из камня датируются 7-6 тысячелетиями до н.э.

История Кореи, первые века которой трудно исследовать, всё же представлена некоторыми экспонатами на всей территории полуострова. Предполагается, что на его территории было 5 поселений:

  • Область Пхеньяна.
  • Юг полуострова Хванхэ.
  • Отдельные места Пусана.
  • Окрестности Сеула.
  • Побережья реки Туманган.

Морское рыболовство, собирательство, охота были основным занятием древних людей. Преобладали орудия из камня – кинжалы, небольшие ножи, заострённые наконечники для стрел, поскольку страна горная – камни здесь всегда были в избытке. В 5-4 тысячелетиях до н.э. появились земледелие и разведение скота. Во втором тысячелетии из соседнего Китая было принесено умение обрабатывать бронзу, и широко распространились металлические орудия.

Три древнейшие династии

Самые известные династии руководили страной, и вместе с ними сменялся уклад и порядок в стране. На протяжении царствования всех трёх династий государственный строй оставался монархическим, с беспредельной королевской властью и бюрократической государственной системой. Однако с приходом каждой династии государственный механизм усложнялся, появлялись новые должности и направления. История Кореи до н.э. насчитывает три значительных этапа:

Тангунская (ранняя) Корея

Этот виток корейской истории длился более полутора тысяч лет. В начале третьего тысячелетия до н.э. её местоположение определялось между рекой Чхончхон на севере, руслом реки Хан на юге. К окончанию тысячелетия границы расширились до Ляодуна, истоков Сунгари и Корейского полуострова. Древняя Корея стала первым восточным государством.

Древнейшая история Кореи этого периода начинается с приходом к власти единого правителя. Родоначальником нации считается Тангун, основавший государство Чосон в ХХХ в. до н.э. Старинные рукописи Самгукюса и Чеваньунги содержат мифические описания Тангуна. По легенде он был сыном женщины-медведицы и небесного владыки. Главным местом страны он определил Пхеньянскую крепость.

Монархическая форма правления подразумевала передачу власти по наследству. За время существования этой династии сменилось 47 королей. Во II тысячелетии до н.э. образовались противоречия между представителями власти, что привело к беспорядкам, упадку руководящего класса и смене династии.

Поздняя Корея

В середине XV в. до н.э. на смену пришла Поздняя Корея. Загадочная история Кореи, первые века которой имеют много вопросов, насыщена интересными фактами. Так вторая династия образовалась благодаря знатному китайскому сановнику Кидже. Он прибыл в Чосон с отрядом приверженцев династии Шан. Китайские переселенцы сблизились с местным населением и научили коренных жителей шелководству и нескольким ремёслам.

Территория страны сократилась до перевала Чхор в северной части, реки Ресон – на юге, до берегов реки Лань – на западе и провинций Южного и Северного Пхеньяна – на востоке. Период её существования продлился более тысячи лет.

Существенно изменился государственный уклад страны, в сравнении с историей Кореи первых веков. Появились должности верховных чиновников, разных министров и военачальников. Повсеместно образовывались княжества для управления удалёнными территориями. Рабовладельческому обществу требовалась сильная армия. Развивались экономика, животноводство, различные ремёсла, сельское хозяйство.

Манская Корея

Эпоха Манской Кореи началась во II веке до н.э. Свергнув короля Чуна, её возглавил основатель другой династии Ви Ман. Его правление принесло небольшое увеличение территории – в западном районе Пайсуй.

Древняя история Кореи этого времени характеризовалась стремительным развитием кустарных производств, обработки металла. Доказательством стала находка металлических изделий в Кансанской гробнице. Изящное украшение в виде сетки было сделано из бронзы. Диаметр тонкой проволоки был всего 0,25 мм.

Древний сельский инвентарь и оружие, обнаруженные при раскопках, также являются подтверждением активизации отрасли. Одновременно повсеместно осваивались техники обработки кожи, глины, изготовления керамики, ткацкого дела. Соответственно, развивались торговое дело и коммерция.

В 108 до н.э. закончились 3 тысячелетия монархического правления. Поражению династии Ман от империи Хань и утрате столицы Вангомсон способствовали некоторые правители и малочисленность армии. История Кореи до н.э. перешла к завершающему этапу.

Новый государственный строй

К 1 в. н.э. появились 4 самостоятельные области. На месте нынешнего Пхеньяна активно развивалась Накран (Лола). Племенные объединения юга полуострова Пёнхан, Махан и Чинхан организовывали поселения, занимались земледелием, шелководством, добывали железо. Все они были схожи по обычаям и языку, но имели значительные отличия от племён севера. Древнейшая история Кореи того времени отличалась постоянным пополнением страны китайскими беженцами. Это разрушало родовой строй племён и привело к появлению новых отдельных государств. Так появились 3 крупных союза племён:

  • В юго-восточной части – Силла, недалеко от города Кёнджу.
  • Юго-запад – Пэкче на территории племени Махан.
  • На правом побережье реки Амноккан – Когурё, определив столицей Куннэнсон.

Из этих племенных союзов в дальнейшем сформировались государства с одноимёнными названиями. Археологические раскопки доказывают широкое распространение металлопроизводства и торговли, часто находят китайские монеты, украшения, зеркала из бронзы. Таким образом, наиболее активно корейские союзы торговали между собой и Китаем.

vseokoree.com

Древняя Корея

История Кореи: 30 - 2 века до нашей эры

Древняя Корея – это первое древнее государство в нашей стране, основанное родоначальником корейской нации Тангуном в начале XXX века до н. э. и существовавшее до 108 года до н. э.

Благодаря образованию Древней Кореи корейская нация впервые на Востоке построила государство, вступила в цивилизованное общество и стала достойной нацией, гордящейся своей 5-тысячелетней историей.

О том, что Тангун основал Древнюю Корею, свидетельствует миф о Тангуне из старинных записей “Самгукюса” и “Чеваньунги”, из раздела “География” летописи “Сечжонсиллок”, из “Ынчжесичжу” и др. Этот миф передает исторические факты того времени при основании Тангуном Кореи (Древней Кореи).

Нынешний Пхеньян был столицей Древней Кореи, которую основал Тангун. Автор записей “Коги”, процитированных в “Самгукюса”, писал, что Тангун при основании государства определил Пхеньянскую крепость столицей, а в “Самгуксаги” и других старинных записях передается, что Пхеньян – это место, где жил святой Вангом (родоначальник Тангун).

В Древней Корее было три династии – Ранняя Корея (Тангунская Корея), Поздняя Корея и Манская Корея.

Ранняя Корея (Тангунская Корея) просуществовала более 1500 лет с начала XXX века до н. э. до середины XV века до н. э.

В первой половине 3-го тысячелетия до н. э. ее территория, центром которой был Пхеньян, охватывала районы северо-западной части Кореи, на севере доходила до реки Чхончхон и бассейна реки Амнок, а на юге – до бассейна реки Хан. Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. она, вступая в период своего процветания, занимала широкую территорию до района Ляодун и верховья реки Сунгари, включая Корейский полуостров.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Ранней Корее обострились противоречия внутри правящего класса и беспорядки в государственном режиме, что привело к упадку государственной мощи и, в конце концов, к смене династии новыми рабовладельческими силами. Итак, в середине XV века до н. э. Ранняя Корея (Тангунская Корея) развалилась, а вместо нее образовалась Поздняя Корея.

Территория Поздней Кореи – наследницы Ранней Кореи, на севере уменьшилась в основном до линии перевала Чхор, на юге – до линии середины реки Ресон и низовья реки Римчжин, на западе – до района линии реки Лань, а на востоке охватывала район сегодняшней провинции Южный Хамген и северо-восточные пограничные районы провинций Южный и Северный Пхеньан. Династия Поздней Кореи после основания просуществовала тысячу и сотни лет, а в начале II века до н. э. сменилась династией Ман.

Ман, бывший королем подопечного государства в западной части Древней Кореи, примерно в 194 году до н. э. совершил переворот. Ман сверг Чуна – короля Поздней Кореи, и основал Манскую Корею.

Масштаб территории Манской Кореи не имел большого различия по сравнению с периодом Поздней Кореи, но впоследствии она, наступив на Пайсуй в западной стороне страны, немало расширила свою территорию.

В Древней Корее был стройный аппарат государственного правления с центральной бюрократической системой, а также с системой местного правления. Форма государственного правления в Древней Корее являлась потомственной монархией, а верховная же власть страны принадлежала монарху (королю). Монарх имел неограниченную власть во всех сферах, включая политику, экономику, военное дело, внешние отношения и т.д.

В период Тангунской Кореи полномочия и титул Тангуна являлись наследственными из поколения в поколение. В записях “Кювонсахва” и “Тангигоса” передается, что в период Тангунской Кореи правило всего 47 поколений королей.

В подчинении монарха имелись центральные должности и аппараты правления. По данным из “Кювонсахва”, в период Тангунской Кореи имелось 8 центральных должностей: хога (верховная должность после короля), мага (должность чиновника, передающего нижестоящим приказ короля и сообщающего королю о документах, присланных с периферий и изо всех ведомств), уга (должность чиновника, ведающего производством в сельском хозяйстве), унга (должность чиновника, ведающего военными делами в стране), ынга (должность чиновника, ведающего уголовными делами), хакга (должность чиновника, ведающего моральным этикетом и всеми ритуальными делами страны), рога (должность чиновника, который ведает здравоохранением), куга (должность чиновника, ведающего всеми делами местных администраций). Кроме того, имелись и центральные должности по ремеслу, по уходу за горами и по регулированию рек.

В период Поздней Кореи система центральных должностей немало изменилась и развилась, так что ниже короля имелись должности пиван (верховный чиновник из помощников короля), сан (министр), чангун (военачальник), тэбу (чиновник от 3-го до 5-го ранга).

В Древней Корее по мере расширения территории вводилась система княжеств в качестве системы косвенного управления перифериями. В ней было составлено “8 запретных статей” в качестве закона государства, что показывает уровень развития рабовладельческого общества. Она имела и могучую регулярную армию для сохранения и укрепления классового господства и защиты страны от агрессоров.

Древняя Корея, стимулируя развитие экономики страны, непрерывно увеличивала и развивала разные области производства, включая сельское хозяйство, животноводство и ремесло. Прежде всего, на высоком уровне развивалось сельское хозяйство, являвшееся одной из основных областей производства наших предков, также были достигнуты большие сдвиги во многих областях производственной деятельности, включая скотоводство, рыболовство и охоту.

Во время существования Древней Кореи стремительно развивалось техническое мастерство кустарного производства. Кинжал формы пипха и узкий латунный кинжал как оружие отличаются не только самобытной конструкцией, но и превосходным изобретательным талантом.

Высокий уровень техники плавки и обработки металлов показывают найденное в Кансанской гробнице украшение в форме сетки, сделанное из бронзовой проволоки диаметром 0, 25 миллиметров. Железное оружие, сельскохозяйственный инвентарь и инструменты были разнообразными не только по виду, но и широко использовались во всех районах страны.

Ремесло в период Древней Кореи имело развитие на высоком уровне как в отрасли выплавки и обработки металлов, так и в отрасли выработки глиняной посуды и керамики, а также в производстве кожаной продукции и в ткацкой технике. В процессе развития земледелия и ремесла велись оживленно коммерческая деятельность и торговый оборот.

Древняя Корея имела внешние отношения с соседними странами с целью отстаивать суверенитет страны и поддерживать авторитет внешне.

В 109 году до н. э. Шиэхэ, посланник государства Хань, убил Пи Ван Чжана – конвоира из Древней Кореи, и после возвращения к себе был назначен командующим войсками восточной части уезда Ляодун. Тогда Древняя Корея внезапно напала на эту местность и, казнив Шиэхэ, тем самым показала свою решительную внешнеполитическую позицию.

Древняя Корея в войне против ханьских агрессоров в 108 году до н. э. не смогла отстоять свою столицу Вангомсон из-за вероломства некоторых правителей и малочисленности своих войск по сравнению с противником, в результате чего пала династия Древней Кореи.

Так с поражением династии Ман – третьей династии Древней Кореи, кончилась и 3-тысячелетняя история Древней Кореи.

Научный сотрудник Академии общественных наук

кандидат исторических наук Мун Хек

Назад

Рейтинг@Mail.ru

dprk.ru

История Кореи — WiKi

Корё было основано в 918 году и к 936 году объединило полуостров. Слово «Корё» стало прообразом современного «Корея». Правление династии длилось до 1391. В течение этого периода был разработан подробный свод законов. Буддизм распространился по всему полуострову.

Монголы в Корее

В 1231 году Монгольская империя начала набеги на Корё и после 25 лет борьбы король Корё был вынужден стать монгольским данником. Следующие 80 лет Корея провела под монгольским игом. Первое представление дани монголам относится к 1241 году; корейские государи постоянно являлись ко двору монгольских императоров; там же жили и наследники престола, возвращавшиеся на родину только после смерти отца, для занятия (с разрешения монгольского императора) престола; в известных случаях и корейский государь, и его окружающие надевали монгольский костюм.

В середине XIV века монгольская империя стала медленно угасать, раздираемая внутренними склоками, и король Конмин смог избавиться от монгольской зависимости.

Когда в Китае пала Юаньская династия и воцарилась Минская, то Корё очутилась в двусмысленном положении: с одной стороны она признала свои вассальные отношения к новой династии (1368), с другой стороны продолжала прежние отношения и к удалившейся из Китая Юаньской и даже открыто приняла сторону последней, двинув своё войско к границам Китая. Таким положением дел искусно воспользовался тесть последнего государя династии Корё — главнокомандующий корейской армии генерал Ли Сон Ге. Он низложил династию Корё и основал новую (в 1392 году), известную под именем Чосон.

Столица Чосон была перенесена в Хансон, современный Сеул, а в 1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство. В XV веке был разработан корейский алфавит хангыль.

Чосон (название Кореи во время правления династии Чосон) в период с 1592 по 1598 годы страдал от набегов японцев (смотрите статью Семилетняя война (Корея)). Но командующий корейским флотом Ли Сунсин, объединив морские силы всего южного побережья, нанес ряд сокрушительных поражений численно превосходящему японскому флоту.

После вторжений из Маньчжурии в 1627 и 1636 годах династия стала данником империи Цин.

Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией. Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.

Закат Чосон

Когда в 1863 году ван Чхольджон скончался, не оставив наследника, вдовствующая королева предложила возвести на трон дальнего родственника Чхольджона — Ли Мёнбока, впоследствии получившего храмовое имя Коджон. Поскольку новый ван был несовершеннолетним, регентом при нем стал его отец — Ли Хаын, вошедший в историю под своим титулом тэвонгун (великий принц, принц-регент). Тэвонгун в целом стремился проводить политику закрытия Кореи. Под его руководством были осуществлены репрессии в отношении корейских христиан.

Во второй половине XIX века прозападные реформы в Корее, по образцу Японии, пытался инициировать влиятельный чиновник Пак Кю Су, однако они проводились крайне медленно и после его смерти остановились.

Несмотря на посылку достаточно значительных сил — семи французских военных кораблей (в 1866 г.) и пяти военных кораблей и экспедиционного корпуса США (в 1871 г.), этим державам тогда так и не удалось навязать корейским властям неравноправные торговые договоры.

В 1873 г. Ли Хаын был отстранен от власти королевой Мин, супругой Коджона.

В 1875 году Япония решила попробовать заставить Корею открыться внешнему миру. После того, как японский флот подошел к острову Канхвадо, корейская артиллерия открыла огонь. В ходе стычки двое японцев получили легкие ранения, 35 корейцев погибло и 16 были взяты в плен. Японцы восприняли это сражение как повод заключить с Кореей неравноправный договор, по образцу тех, которые были ранее заключены западными странами с самой Японией. 15 января 1876 года японский флот под командованием Куроды Киётаки прибыл к берегам Кореи. 26 февраля того же года между Японией и Кореей был подписан мирный договор, по которому японские суда получили право свободного плавания в территориальных водах Кореи, и, в перспективе, открывал два дополнительных порта (помимо Пусана) для торговли с японцами. Японцы получали право передвигаться вглубь Кореи на расстояние 10 ли от побережья. Вскоре аналогичные договоры были подписаны Кореей с США, Италией, Россией, Германией и Францией.

В 1882 году Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого Инцидента в Имоruen. Но вскоре он был вывезен в Китай и королева Мин вернула себе власть.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих. Началась Японско-Китайская война 1894-95 гг. Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи и отчасти на её территории. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин. Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

11 февраля 1896 года ван Коджон бежал из дворца и скрылся в российском посольстве, где прожил целый год; только в марте 1897 года он вернулся в свой дворец, после чего принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.

  Тронный зал Чосон

В 1904 году началась Русско-японская война. Официально Корея в ней участия не принимала, но война, сперва морская, потом сухопутная, велась сначала в пределах Кореи; её гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками, производившими в ней реквизиции. 30 января 1904 года российский посланник А. И. Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 (23) февраля 1904 года, подписанного корейским императором под давлением Японии, Корея аннулировала в одностороннем порядке русско-корейские договоры и формально признала себя союзником Японии. Зависимость корейского государства сохранялась и после окончания русско-японской войны и была официально оформлена японо-корейским договором о протекторате 17 (4) ноября 1905 г.

ru-wiki.org

Древняя Корея и древний Узбекистан – Корё Сарам

546084_2898685431697_1949164247_n

Констатация историко-культурных связей древней Кореи (государство Когурё) и одной из областей древнего Узбекистана – Согда стала возможной после открытия в 1965 г. на городище Афрасиаб выдающихся по своей научной значимости настенных росписей в дворцовом здании. Первоисследователь этих росписей Л.И.Альбаум распознал среди многофигурной композиции, в которой запечатлены посольства из разных стран, изображения двух фигур, интерпретированных им как представители древнего государства Когурё (Корея) (1, с. 74 – 75). Они изображены в своеобразных головных уборах, украшенных плюмажем из двух перьев. Прочитанная В.А. Лившицем многострочная согдийская надпись на отвороте халата одного из персонажей позволила предположить, что изображенные на этих стенах различные фигуры являются послами к согдийскому ихшиду Вархуману, правившему, по мнению О.И.Смирновой, в 650/655 гг. – не позднее 696 г. (2, с. 63).

539317_2898684631677_595171457_nК характеристике этой живописи и ее интерпретации в последующем обращались многие ученые – Б.И. Маршак, А.М.Беленицкий, А.М.Моде, Ян Богин, С.Антонини и др. Молодая японская исследовательница Е.Кагеяма показала, что очень сходные изображения корейских послов имеются в росписях пещерных храмов Могао в Дуньхуане, где они встречаются двенадцать раз и наряду с другими изображениями являются иллюстрацией к Vimalakirtinirdesa – sutra. Основываясь на этих изображениях и воспроизведении корейского посла в сходной манере на стенах гробницы принца Zhangnai, она полагает, что все они являются стереотипными картинами с уже существующих в столице Китая. В связи с этим Е.Кагеяма считает, что изображения корейских послов в росписях Афрасиаба являются не свидетельством посещения корейскими послами Самарканда во второй половине VII в., а отражают стереотип китайского искусства (3, р. 318 – 319). Следует отметить, что это предположение Е.Кагеяма высказала в весьма осторожной (if this argument is right) форме, делающей честь молодому исследователю, так как не имеется препятствий к тому, что эти изображения воспроизводят факт реального присутствия корейских послов в Самарканде, куда они прибыли наряду с послами других стран, как нам представляется, на коронацию ихшида Вархумана. В этой связи нам хотелось бы обратиться к пока еще не многочисленным прямым или опосредствованным свидетельствам контактов древних областей Средней Азии и Кореи.

Наиболее ранним свидетельством должна быть признана бронзовая статуэтка воина, датируемая VI – V вв. до н.э. в характерном афинском шлеме, найденная на юге Кореи (4). Не исключено, что данная статуэтка попала в Корею из Средней Азии, где имеются находки предметов эллинского происхождения столь раннего времени, входящие в состав Амударьинского клада, и где возникает первое греческое поселение – городок бранхидов при ахеменидском царе Ксерксе (485 – 465 гг. до н.э.) (5).

К V – VI вв. н.э. относятся стеклянные сосуды римского происхождения, обнаруженные при раскопках погребения в Кванджу (Южная Корея). По мнению корейских ученых, они изготовлены или в Восточном Средиземноморье или в Южной Германии и попали в Корею, вероятнее всего, по одному из маршрутов Великого шелкового пути через Среднюю Азию (4). В каталоге коллекции шедевров древнего искусства Национального музея истории в Сеуле, основную часть которой составляют предметы, найденные японской экспедицией Отани в Восточном Туркестане, помещена серебряная полусферическая чаша V – VI в. н.э. из погребения в Кванджу. Внешняя поверхность чаши разбита на три пояска, ограниченных концентрическими кругами. В верхнем помещен двойной ряд пальметт. Нижний, т.е. придонную часть, украшают аналогичные пальметты. Между ними в средней части сосуда, поверхность которого разделена на медальоны, образованные переплетенными линиями, размещена сцена звериного гона (?), в которой участвуют собаки, птица, зайцы. В одном из медальонов имеется изображение возлежащего мужчины в одеянии, состоящем из штанов и рубахи, подпоясанной ремнем с круглой пряжкой. У мужчины неестественно, по отношению к туловищу, повернута назад голова. У него прямой нос, большой глаз и высокий головной убор. Левая рука его поднята вверх, правая опирается на локоть (6).

По манере и стилю изображения человека и зверей, характеру орнамента эта чаша находит аналогии в росписях Пенджикента и изображениях на согдийских сосудах (7). По всей вероятности, и данная чаша изготовлена в Согде, откуда она, через многочисленные согдийские колонии, расположенные вдоль трасс Великого шелкового пути вплоть до столицы Китая – Чаньаня, а, возможно, и далее попала в Корею. В том, что на Дальнем Востоке имеется согдийское серебро, учитывая выдающуюся роль согдийцев в торговле на трассах Великого шелкового пути, нет ничего странного. Известна, к примеру, находка серебряной чаши в погребении вблизи Кантона на границе с Вьетнамом с согдийской надписью, прочитанной Иотакой Иошида, свидетельствующей о принадлежности этого сосуда правителю Чача (Ташкентский оазис) (8).

Известный корейский ученый профессор Джон показал мне факс, присланный ему корейским журналистом, с изображением монеты, найденной вблизи Владивостока, т.е. рядом с Кореей. Эта монета принадлежит так называемым подражаниям бухархудатским монетам с именем халифа ал-Махди (775 – 785 гг.). Эти монеты выпускались арабскими наместниками по образцу монет правителей Бухары (бухархудатов), которые в свою очередь чеканились в подражание сасанидским монетам Варахрана V. На их лицевой стороне помещалось изображение бухархудата в окружении согдийской надписи – “правитель – царь Бухары”, а со времени ал-Махди за головой царя помещается краткая арабская легенда с его именем (2). Известны также бухархудатские монеты с именем Харун ал-Рашида и Сулеймана. Находка подражания бухархудатским монетам на Дальнем Востоке представляет исключительный интерес, так как впервые монета данного типа найдена столь далеко от места ее чеканки. Вместе с тем известны находки предметов согдийского происхождения, в том числе и с согдийскими надписями, в Забайкалье, на Алтае и в Западной Сибири.

Сохранились в китайских письменных источниках и немногочисленные сведения о пребывании лиц корейского происхождения в Средней Азии. Один из них – буддийский паломник монах Хуэй-Чао, который, подобно Сюань-Цзяню (но через сто лет) в 723 г. посетил Согд, Чач, Хутталь и оставил интересные описания этих и сопредельных областей и отметил наличие в них буддийских памятников.

Буддизм в Корею проник в VI в. н.э. из Китая. В его становлении важная роль принадлежит буддийским монахам-миссионерам, выходцам из Согда, Тохаристана, Бактрии и Парфии (9, с. 91 – 104). Итак, в вопросе среднеазиатско-корейских контактов мы также можем констатировать хотя и не прямое, но опосредствованное влияние среднеазиатского буддизма на становление этой религии в Корее, в государствах Когурё и Силла. Другое лицо корейского происхождения, связанное непосредственно с историей Средней Азии, причем в один из ее самых кульминационных моментов – это Гао Сянь-Чжи (10, с. 368 – 369). Он был помощником наместника Западного края – так китайцы именовали Восточный Туркестан и Среднюю Азию. В 747 г. Гао Сянь-Чжи совершил поход на Болюй (Тибет), а на следующий год вмешался в конфликт между правителями Чача (Ташкента) и Ферганы на стороне последнего и с китайской армией захватил Чач. В 749 г. он арестовал правителя этой области и отослал его в Китай, где он был казнен.

Тогда сын казненного обратился за помощью к арабам, которые в середине VIII в. уже контролировали почти всю территорию Средней Азии. К этому времени всеми действиями арабов в Средней Азии распоряжался Абу-Муслим, возглавлявший антиомайядское движение и, собственно, приведший к власти в халифате новую династию – Аббасидов.

Против китайской армии, руководимой Гао Сянь-Чжи, были направлены арабские войска, возглавляемые Зиядом ибн Салихом. Решающая битва между ними произошла на реке Талас вблизи города Джамбул (Южный Казахстан). Китайская армия была разбита, а остатки войска бежали в Китай. Таласская битва была событием огромной исторической важности. С одной стороны, фактически навсегда был положен конец посягательствам Китая на восточную и центральную части Средней Азии, которые они стремились поставить под свой контроль в течение почти тысячелетия, а с другой – она означала окончательный политический и административный контроль арабских халифов в этом регионе и торжество мусульманской религии. Волею судеб в нем принял участие корейский военачальник Гао Сянь-Чжи.

Приведенные выше данные пока разрозненны, но увязанные воедино, свидетельствуют о достаточно продолжительных культурных связях древних Узбекистана и Кореи, о непосредственном пребывании корейцев в Средней Азии в раннее средневековье и, вероятно, согдийцев – в Корее.

555024_2898320022562_1188489200_n

Источник: Эдвард Ртвеладзе. “Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии”, Ташкент, 2005 г.

koryo-saram.ru


Смотрите также