Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.
Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.
Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий.
На Русском Севере еще в недавние времена говорили так: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня, с земли, окрикнет мальчишек: "Зачем так делаете неладно!", — если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес».
Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.
Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.
Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу.
Русалка. Резьба по дереву.
Еще больше злых духов, считали славяне, водится в болоте. «Было бы болото, а черти найдутся», — говорили в народе. Грозящим опасностями болотам язычники также приносили жертвы.
Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.
Домовой. В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым.
Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.
При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым.
У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода.
МЕТКИ: Славяне. Духи.
mypensiya.mirtesen.ru
Древние духи тьмы | Лунное затмение вики
Древние духи тьмы (Древние духи) - существа, заточенные в подземных тоннелях Эльстхейма, период их заточения насчитывает тысячи лет.
Многие тысячелетия эти существа спали, но по данным некоторых Видящих (Хранители) они стали проявлять активность. Эти слова подтвердили подземные толчки, исходящие из глубин Светлого океана (там находятся тоннели, в которых и были заточены Древние духи).
Бестелесные духи тьмы с огромной силой, которые несут с собой хаос и разрушения. Они имеют хорошо развитый ум, слух и чутье. Духи имеют черные крылья, которые позволяют им лететь с огромной скоростью. Из глаза светятся в темноте, а также их присутствие выдает пронзительный холод, который появляется, если духи находятся рядом с тобой.
Многие века эти существа разрушали вселенную и планету Лунное затмение, очень многие народы вымерли в период их царствования. В книгах и легендах есть информация о происхождении этих существ, говорят, что они появились благодаря спутнику планеты - Солнечное затмение. Во время формировании спутника большое облако энергии создало этих существ, которые потом переселились на планету Лунное затмение.
Древние духи были заточены Лелэллией Рестарацией в подземных тоннелях Эльстхейма, и были усыплены магией на многие тысячелетия, но сейчас эти существа вновь проснулись и пытаются выбраться из тоннелей.
Виды Древних духовПравить
Древние духи различаются своей внешностью и своими способностями. Они делятся на несколько видов, и у каждого вида свои преимущества и слабости.
Духи-Воители. Бесстрашные воины с мечами, в длинных одеяниях, чаще всего Духи-Воители носили на голове шлем. Их преимущества - сила, их слабость - крапива. 47% всех Древних духов - Духи-Воители.
Духи чёрной воронки. Духи-маги, имеющие черную силу. Они, как правило, темнее своих собратьев, и глаза их светятся сиреневым. Их преимущества - черная магия, их слабость - свет. 15% всех Древних духов - Духи чёрной воронки.
Молниеносные. Духи, имеющие большую скорость полета и передвижения по земле. Внешне они отличаются от других видов своим маленьким ростом. Их преимущества - магия взрыва и большая скорость, их слабость - молнии. 19% всех Древних духов - Молниеносные.
Искристые. Духи, владеющие магией стихий. Внешне они отличаются от своих собратьев своим черно-белым одеянием. Их преимущества - сила стихий, их слабость - звёздная магия. 18% всех Древних духов - Искристые.
Черные Звезды Ада. Духи, самые сильные из всех видов. Они большего роста, глаза которых светятся ярко-алым, их одеяние чернее, чем у остальных видов духов, они жестоки, крылья их больше чем у других. Их преимущества - огромная магическая сила, нереальная скорость полёта и ужасающая ненависть ко всему живому, что придаёт им сил. Питают свою силу из страха. Слабости не выявлены. 1% всех Древних духов - Черные Звезда Ада.
В книгах про Черных Звезд Ада написано: <<Если вы встретили этого демона, порождения огня и жестокости - бегите. Шанс, что вы справитесь с этим духом, крайне мал. Бегите, не оглядываясь. Вы - без секунды мертвец.>>
В книге "Каково это - летать?" во главе I описываются эти существа. Цитата из книги (в сокращении):
<<...Что-то потревожило их сон. Или кто-то. Появление новой Лелэллии пробудило их ото сна. Они чуют ее силу, и переполнятся жаждой мести. Ведь своим заточением они обязаны Рестарации, Лелэллии Мира...>>
ru.lunar-eclipse.wikia.com
Духи древних славян - Духи славян
Духи славян
Черт Один из самых популярнейших героев поверий, сказок, притч и пословиц. Упоминание о нем встречается как в древние времена, так и в современном языке. Образ черта многопланов: с одной стороны, он яв-ляется обобщающим названием для любых нечистых духов, и в крестьянских поверьях его трудно отличить от водяного, лешего, банника и т. д. Но наряду с этим существует и конкретный образ чертей как обитателей адского, подземного мира, где они огнем мучают несчастных грешников. Свое обиталище черти оставляют с единственной целью – делать пакости людям. Происходят они, согласно тем же поверьям, от восставших ангелов, которые в наказание были низвергнуты с Неба. Часть их провалилась под землю вместе со свои предводителем сатаною, и из них получились черти, бесы, дьяволы. Другие, упав на землю, расселились по лесам, болотам, рекам, домам и стали называться домовыми, водяными, лешими, болотниками. В адском царстве у чертей есть своя иерархия. “Черт, дьявол, бес, сатана – сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих”. Из вышесказанного видно, что черти отличаются от других злоносителей, по народным представлениям, они менее зловредны и зача.стую обладают добродушным характером. Черт и соблазняет людей, и любит подшутить над ними, поэтому во многих областях его называли “шут”.
В одной из быличек рассказывалось о маленьком чертенке, отказавшемся делать пакости и взмолившемся Богу, чтобы он помог ему избежать наказания за это со стороны старших чертей. Бог его услышал, спрятал, а чертенок после этого стал ангелом. Изображали черта обычно в виде черного мохнатого существа с хвостом, рожками, острыми когтями и копытцами на ногах. Он летает, глаза его горят как угли; может быть хром и плешив. Черт – оборотень, является к людям в образе человека, животного, птицы, гада, показывается также в своем излюбленном обличье – вихре, который подхватит, закружит, собьет с пути человека. (”Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Слово “черт” старались не употреблять, не то он привяжется, в покое не оставит, будет постоянно преследовать и чинить зло. Чаше вместо черта говорили: “окаянный”, “лукавый”, “черный”, “рогатый”, “немытик”. Обитают черти, как правило, в болотах, оврагах, омутах, считавшихся входом в подземное царство сатаны. Водятся они и в горных пещерах, заброшенных домах, на водяных мельницах, в непролазных чащобах. Любят собираться на перекрестках и играть в бабки или биться на кулачках, именно здесь, если есть на то надобность, ищут встречи с лукавым. В обмен на душу черт может одарить, чем только пожелаешь, - и славой, и богатством, и любовью, но страшна расплата за это – вечные мучения в адском пекле. Черт вездесущ, он проникает и в баню, и в овин, и даже в саму избу, где удобно прячется на чердаке или в подполе. “Пусти черта в дом – не вышибешь лбом” *. В дом лукавый проходит через трубу, которая считается “местом нечистым”. Предусмотрительные хозяйки обычно трижды крестили ее, прежде чем затопить печь. Во время же гаданий, наоборот, трубу обязательно оставляли открытой. У чертей, как и у простых смертных, бывают свои жены, дети. Обыкновенно чертовы свадьбы приходятся на лето и кажутся людям пылевыми вихрями, очень опасными для человека, т. к. могут нести с собой всевозможные недуги. Черти женятся на чертовках, ведьмах, но иногда посещают тоскующих женщин, принимая облик любимого человека. Дети, рожденные от таких союзов, - чертенята, ведьмаки, безбожники, рождаются также жабы, змеи, мыши. Есть у чертей и свои обязанности – сторожить клады, особенно заклятые. Взять такой клад непросто, даже если его отыскать, черт все равно, совершив какую-нибудь каверзу, уведет сокровища прямо из-под носа. Такие клады ищут с цветком папоротника, который расцветает единственный раз в году, в ночь на Ивана Купалу. Этот цветок делает человека всевидящим и указывает ему, где зарыт клад. Черт же всеми правдами и неправдами старается не допустить, чтобы заветный цветок попал в руки человека. Почти все истории о кладоискателях имели плохой конец. По распространенным поверьям, пьянством и курением человечество также обязано чертям, которые изобрели эти занятия исключительно для разжигания ссор и драк между людьми.
Излюбленная бесовская добыча – припозднившийся одинокий пьяница. “Пьяница – черту брат”. Болезни, особенно душевные, психические расстройства, кликушество, порча, сглаз также приписываются вселению в человека нечистого. Особенно активны черти в период Святок, без них не обходится не одно гадание, правда, желающим заглянуть в собственную судьбу надо быть крайне осторожными, это чревато гибелью. Но зимой чертей все-таки меньше, чем летом. С наступлением тепла они появляются в таком количестве, что Илье Пророку приходится довольно часто садиться в свою крылатую колесницу и гонять нечистых по всему белу свету. Верное и безотказное средство от супостатов – чертополох, но неплохо зарекомендовали себя и семя льна, чертогон (переполошная трава), аконит, плакун-трава (от которой все нечистые плачут), ладан (”Боится, как черт ладана”), петух, крестное знамение, матерная брань. Рекомендовалось также быть бдительным и не соблазняться разными посулами от незнакомых людей, не поминать чертей к слову, не снимать нательный крест. С чертом связано и множество русских пословиц: “Господь на языке, черт на сердце”; “Ангельский голосок, чертова думка”; “Бога зови, а черта не гневи”; “У него черт в подкладке, сатана в заплатке”; “Послал Бог работу, да отнял черт охоту”; “Не бойся смертей, а бойся чертей”; “Богу – свечу, а черту – кочергу” и т. д.
Берегиня, Русалка, Вила, Купалка
Древний женский Дух, обитающий в водах. Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета. Есть сведения, что у неё между перстов есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост. Живёт Берегиня - Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини - Русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её в расплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы. Появиться Берегиня - Русалка может и одна, и с подружками. Вместе они купаются, поют весёлые песни восхитительными и заманчиввыми голосами, качаются на ветвях, аукаются меж собой, вьют плетенницы из цветов и украшаются ими, водят хороводы, с песнями, играми и плясками. Когда они плещутся в воде они любят путать сети у рыбаков, а у мельников портить жернова и плотины. Играя они похищают у женщин нитки, пряжу. Любят Берегини - Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое. Из волшебных предметов у Берегини - Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега.
Бесы
Бесы (общеславянское слово; старослав. ед., ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. виjec, словен. бкs, чеш. bus, польск. bies и т.д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счете восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Бесы — того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones — демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Бесы» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Белее, Мокошь и др. называются здесь тоже Бесы). Бес – одно из названий Чернобога. Позже – обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь; пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы. Бес — злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте. В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета, ср. рус. черный, синец 'бес, черт'; Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения Беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко 'черт'). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями.
Алконос
Алконос, Алконост ( Алкион, Аколностъ, Алканостъ, Алконотъ, Алкуностъ, Альконостъ, Антоностъ ) - райская птица, представляемая полуженщиной - полуптицей с большимим разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоста есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живет она на райском дереве, на острове Буяне ( Макарийском ) вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший ее чудесное пение все в мире сем позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Зимой Алконост летит на море и откладывает там яйца, высиживая их в течении семи дней. В течении этого времени на море царит полный штиль.
Амбарник, Амбарный ( Анбарный )
Амбарник - Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник. Девушки встав возле амбара, приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!» Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, ее ждало замужество за бедняком.
Баба Яга
Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми. Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу.
Банник
Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) - хозяин бани. Банник - невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии - голый старик с длинными черными растрепанными волосами и покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда, когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой - каменкой. Иногда не один, а с женой - банницой и детьми. Хозяин бани бывает жесток - он кричит, стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей, может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку. Банник любит париться и моется либо в четвертый, либо в седьмой пар, после захода солнца или в полночь. Часто париться он не один, а со своей семьей и гостями, которых приглашает на посиделки - русалками, лешими, овинниками. Он может украсть младенца, либо заменить его своим ребенком, который уродлив, не разговорчив и плохо растет. Необходимо содержать баню в чистоте, оставлять банникам воду, мыло, веник. Нельзя мыться в четвертый пар, либо после захода солнца. Вымывшись нужно поблагодарить банника и пригласить его: "Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости". Либо обратиться к самой бане: "Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье". Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. Оградить себя от козней банника можно задушив черного петуха и закопав его в четверг под порогом, уйти пятясь задом и кланяясь. У банника можно научиться играть на музыкальных инструментах. У него храниться шапка - невидимка, которую можно получить раз в год. Также есть у банника "беспереводной" целковый. Для того, чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню со словами: "На тебе ребенка - дай мне беспереводной целковый".
Белая Баба, Девка
Белая Баба, Девка - предвестница несчастья. Внешне Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также внезапно, как и появляется. Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.
Щур
Щур - бог межи, по ту сторону которой смерть (прищуриться), не путать с чурами, чур связан с культом предков-охранителей жилища(чураться). Чуры - духи хранители, а щуры - типа римских ларвов, лемуров, духов смерти, от которых откупались.
slavv.ru
создание, развитие, становление, интересные факты
Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные — ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.
Ароматы из древности
Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.
В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.
В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.
Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:
изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, розы, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.
С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.
Ароматы Запада
С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.
Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.
Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались цветочные ароматы, мускус, амбра, пряные травы.
Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.
История развития
В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.
После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − одеколон. В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.
В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим Жану Герлену, Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.
Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному разнообразию ароматических средств. Появилось семейство шипровых ароматов, изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.
В 1921 году Габриэль Шанель выпускает знаменитые «Chanel №5», которые произвели настоящий переворот в истории. Парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.
В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.
В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.
С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.
Интересные факты
Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.
Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.
madam-parfums.ru
Самые древние духи в мире :: JustLady.ru
Духи. Можно сказать сухо: «Ароматизирующее средство, комбинация душистых веществ, растворенных в спирте». А можно: «Духи - это музыка тела». То и другое будет абсолютно верным. Музыка аромата, его невидимая вуаль на цыпочках проскальзывает в комнату еще до появления своей владелицы и тонким минорным аккордом зависает в воздухе, когда хозяйка уже вышла. Духи – самое прекрасное и самое загадочное из изобретений человечества.
Удивительно, но имени изобретателя история не сохранила. Осталось в веках лишь имя первого изготовителя духов. Конечно же, оно принадлежит женщине-химику – Таяппути и упомянуто на клинописной глиняной таблице, найденной в Месопотамии. Дата изготовления таблицы – 2 век до Рождества Христова.
Впрочем, самые первые духи еще старше. В Пиргосе, находящемся на Кипре, ученые обнаружили то, что осталось от первой мастерской по изготовлению ароматических средств. Она занимала площадь, равную 4 квадратным километрам.
Перегонные кубы, разнообразные трубки, воронки, примитивные дистилляторы, различные емкости и флакончики для духов – бесценная находка археологов. Именно она дала ученым представление о том, как и из чего приготавливались самые первые парфюмы. Сырьем для их изготовления служили травы, различные части растений, специи и смолы, а основой – масло из плодов оливы, обильно произрастающей на Крите.
Конечно же, это первая мастерская, где парфюмерия изготавливалась в промышленных масштабах. Однако родиной духов принято считать Египет – Страну Фараонов. Египетские духи прославились во всем Средиземноморье. Плиний Старший – древнеримский писатель и ученый – описывал их как вещества, не теряющие своего аромата и через 8 лет после того, как были изготовлены.
Прототип же первых современных духов был произведен в 1370 году и стал известен под именем «венгерская вода». Душистые масла в смеси с крепким алкоголем предназначались венгерской королеве Елизавете.
Сегодня искусство парфюмерии, пришедшее к нам из тысячелетних далей, от загадочных египетских цариц и прекрасных женщин, рожденных на острове Венеры, продолжает совершенствоваться. Ведь духи – это сама красота, волшебная и манящая тайна в маленьком, изящном флаконе.
www.justlady.ru
История создания духов. Факты и комментарии. Много видео.
Древний Египет: жертвоприношения, парфюмерные лавки. Аромат свежескошенной травы, запах свежего хлеба — многие ароматы дошли до нас из глубокой древности. История создания духов насчитывает несколько тысячелетий. Тонкий аромат, который окутывает таинственную незнакомку, заставляет оглянуться ей вслед, чтобы ещё раз почувствовать завораживающий запах. Отправимся и мы в путешествие во времени, туда, где рождались первые ароматы.
Магическая субстанция ароматов переносит нас в Древний Египет, где в храмах проходили жертвоприношения. Чтобы перебить запах горелого мяса и создать для молитвы особую атмосферу, применялись благовония. Слово «парфюм» в переводе с французского обозначает запах дымящегося ладана. По сути, ладан является
«прародителем» парфюмерии. Цветы, корни растений и травы, которые сжигались в курительницах, были призваны постичь высший смысл и создать эмоциональный настрой для молитвы. Запахи в древности имели и другое, более приземлённое назначение. Было подмечено, что дерево, смола и травы из храмов придают пищи другой, более приятный вкус и аромат. Так появились парфюмерные лавки, в которых богатые горожане покупали ароматические смеси. Индия, Месопотамия и Персия также были знакомы с искусством создания ароматов, хотя основой их композиции был ладан.
История духов связана с Древней Грецией и Римом
История создания духов продолжается в Древней Греции, а также в Древнем Риме, где появляются способы получения жидких духов. Впрочем, до современных жидких духов ещё очень далеко. Плотные, густые масла и ароматные порошки хранились в золотых и алебастровых сосудах. Пользоваться подобной «парфюмерией» могут лишь состоятельные люди. Античный Рим придавал
запахам целебные свойства, используя их в банных процедурах. Находка современных археологов на Кипре, в Пиргосе, служит доказательством тому, что четыре тысячелетия назад для получения ароматов применялись перегонные кубы, трубки, ёмкости для смешивания. В качестве сырья использовались не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Нашествие варваров перенесло развитие парфюмерии на Восток. Но сейчас уже 21 век и купить арабские духи можно, практически, в каждом специализированном магазине.
История духов и ароматерапия
Древний Восток – дистилляция и розовая вода. Первый век нашей эры вознёс на пик популярности ароматерапию, которая стала возможной благодаря дистилляции, которую изобрёл Авиценна. Эксперименты с розами привели к получению розовой воды, которая ценилась арабами дороже золота. Жидкости, которые применялись в качестве парфюмерии, представляли собой измельчённую смесь трав, лепестков, масел и источали очень сильные запахи.
Европа Средневековья – ароматическая вода и первая парфюмерная фабрика. Духи, отдалённо напоминающие современные парфюмы, стали появляться в Средневековой Европе с развитием торговли после походов крестоносцев. История возникновения духов сохранила легенду о первой ароматической воде, благодаря которой произошло чудесное исцеление королевы Венгрии.
В XIV веке появляется ароматическая вода, которая представляла собой духи на основе спирта и эфирных масел. Самыми распространёнными были ароматы розы, жасмина, фиалки и лаванды. Пользовались ароматической водой для того, чтобы заглушить неприятный запах немытого тела. Ароматными лосьонами с запахами мускуса, камфары, сандала обтирали лицо и тело, наносили на одежду, подушки и перчатки.
Бытует мнение, что католическая церковь была против водных процедур, чтобы избежать разврата, который царил в древнеримских термах. Так или иначе, но водные процедуры в эпоху Средневековья были не в чести, что отчасти способствовало развитию парфюмерии. Только водостойкой туши в те времена не было.
История создания духов — Франция город Грасс
Первая парфюмерная фабрика появилась в монастыре Санта Мария Новелла. История создания духов связана с Францией, городом Грасс. В городе, окружённом полями, на которых выращиваются мимозы, лаванда, розы, иланг-иланг, жасмин, по сей день занимаются производством душистой продукции сорок парфюмерных домов, основанных в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Сбор цветочного урожая даже в третьем тысячелетии производится по традиции вручную. За час, например, рабочие могут собрать не более семи килограммов роз.
Создание духов требует смешивания нескольких сотен цветочных эссенций, поэтому натуральная парфюмерия стоит немалых средств. Япония, Китай – культура использования ароматов. Китайская и японская культуры ароматов связаны с буддийскими обычаями. Благовония в Китае и Японии применяют для ароматизации помещения. Саше, душистые палочки – это изобретения восточной культуры, в основе которой специи и ароматическая древесина.
Россия – ароматические соли
История создания духов в России связана с ароматическими солями, так как баня была популярна не только в простонародье. Первоначально ароматы были связаны только с богослужением, и лишь в Петровскую эпоху появились мешочки с нюхательной солью, аромат которых успокаивал или бодрил. Затем ароматными мешочками стали перекладывать бельё, чтобы придать приятный запах.
Новая история – парфюмерная революция. Научные открытия девятнадцатого века произвели настоящую революцию в «ароматном» мире. Включение в состав духов синтетических веществ поставило производство духов на производственную основу. Век двадцатый соединил парфюмерию и модельный бизнес, дал начало
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sdama.ru
Древние духи Амура - Достояние планеты
Ансамбль "Гива", участники которого являются представителями народа ульчей
Группа ученых из десятков стран в результате изучения геномов жителей Дальнего Востока обнаружила в Приамурье народ, представители которого являются потомками древних охотников и собирателей.
В феврале этого года международная группа ученых опубликовала в издании Science Advances результаты исследований генома человеческих останков возрастом около 7500 лет. Они были найдены еще в прошлом веке в пещере Чертовые Ворота (по другим данным — Чертовы. — Прим. ТАСС) в Приморском крае, но детально их исследовать стало возможным только сейчас.
Специалисты сравнили имеющиеся данные с геномами ныне живущих представителей коренных народов Дальнего Востока и установили, что самыми вероятными потомками древних охотников и собирателей сегодня являются представители коренного народа ульчей.
ТАСС рассказывает о том, как охотники и собиратели не только жили на одной территории, но и тысячелетиями сохраняли свои традиции, а также о современном состоянии древнего народа ульчей.
Тайна в древних узорах
Населяющие берега Амура племена — прямые потомки охотников каменного века, предполагали археологи еще в прошлом веке, когда профессиональные археологические исследования на Дальнем Востоке только начались.
"Предположение о том, что неолитические памятники возрастом около 7000 лет связаны культурой нынешних аборигенов Дальнего Востока, у археологов было уже давно, с самых первых исследований академика Алексея Окладникова, который изучал этот регион в 30–70-е годы прошлого века. Он проводил очень много сравнений между орнаментами на древних горшках и на одежде нынешних представителей народов, и они оказались очень схожи. Он предположил, что эти неолитические узоры являются свидетельством культурно-исторических, а возможно, и этнических корней современных амурских народов", — рассказал ТАСС директор Учебно-научного музея Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) археолог Александр Попов.
Однако подтвердить эти предположения оказалось чрезвычайно трудно.
"На Дальнем Востоке антропологического материала чрезвычайно мало. Количество древних погребений возрастом старше 2000 лет можно пересчитать на пальцах двух рук. Это уникальные объекты. Одним из них является пещера Чертовые Ворота, где около 6000–7000 лет назад проживали люди. Там было обнаружено сгоревшее жилище с артефактами руднинской культуры эпохи неолита", — отмечает Попов.
Карстовая пещера Чертовые Ворота находится в горах Сихотэ-Алиня примерно в 30 км от города Дальнегорска на севере Приморья. Именно здесь археологи в 1970-х годах обнаружили останки пяти древних людей, двое из которых сегодня позволили получить данные о генетике охотников и собирателей каменного века.
Тысячи лет на берегах Амура
"Нельзя говорить, что они полностью идентичны тем людям, которые жили здесь 5000–8000 лет назад. Мы говорим о том, что ныне живущие коренные народы, скорее всего, являются потомками тех людей, которые населяли эту территорию в неолите", — отмечает Попов.
Более того, образ жизни этих народов за тысячи лет мало изменился: его основой как были, так и остаются охота и собирательство, причиной этого стали уникальные природные условия Приамурья и его удаленность от древних центров цивилизации.
"Это периферийная, конечная часть материковой Евразии. Это территория экстремального земледелия, она не привлекательна с точки зрения ведения сельского хозяйства. Но у нас уникальная по своему богатству и разнообразию природа, которая сохранилась до сих пор. Эта ситуация способствовала развитию комплексных сообществ охотников и собирателей", — отмечает археолог.
И хотя приамурские народы не создали известных центров цивилизации, они были высоко развиты для своего времени. У них была сложная социальная структура и система жизнеобеспечения, основанная на богатствах тайги, рек, озер и моря.
Образцы, найденные в ходе археологических раскопок в Приморском крае
"Эта ресурсная база не могла обеспечить развитие цивилизации в нашем понимании, но способствовала развитию комплексного охотничьего и собирательского хозяйства, которое в каком-то виде дошло и до наших дней с глубокой древности", — подчеркивает Попов.
Ученые намерены продолжить исследования в этом направлении, в частности, в этом году завершить генетический анализ останков людей из могильников, обнаруженных в Хасанском районе на юге края. Этот археологический памятник также возрастом около 7000 лет.
Потомки древних охотников
По данным ученых, наиболее вероятными прямыми потомками людей каменного века являются представители народа ульчей, которые и сейчас обитают на северных берегах Амура. Сегодня в Хабаровском крае живет чуть более 2000 представителей этого народа.
"Я выросла в семье охотника. Мама вообще не говорила на русском языке, отец считался "суили" — счастливым, везучим охотником, который никогда не возвращается с охоты и рыбалки без трофеев. На берегу его всегда ждали сородичи, которым доставалось по рыбине, а когда отец добывал лося, то мне приходилось разносить по односельчанам мясо. Назад я несла в дом крупу и другие продукты, которые в ответ давали односельчане", — рассказывает о жизни ульчского села в ХХ веке помощник на общественных началах министра природных ресурсов Хабаровского края, член Совета старейшин региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера ульчанка Галина Волкова.
Охотники и рыболовы, ульчи распределяли рыбу и добычу среди сородичей по стойбищу, но самым постыдным поступком считалось охотиться в чужих угодьях или забирать добытого зверя из капканов, поставленных другим охотником.
"За такого человека было стыдно всему селу, очень стыдно, и к нему начинали относиться с презрением. Этот негласный закон работал во всем, и сегодня мы понимаем, что это и была основа рационального использования биоресурсов, которая важна и сейчас", — отмечает Волкова.
И сегодня ульчи живут охотой и рыбалкой. Из 212 национальных общин коренных народов в Хабаровском крае 39 ульчских, из 180 рыбопромысловых участков 42 выделены для традиционного рыболовства в Ульчском районе.
"Для коренного народа рыба — это не то, что можно купить в мороженом виде в магазине, это этническая пища. Она не только еда, но и основа для других составляющих культуры народа, например для изделий из рыбьей кожи", — отмечает Волкова.
Древние духи современного Приамурья
Ульчский народ издревле держался на своих родах, таких как Вальдю, Росугбу, Ольчи, Муленка, Дечули и другие. Первоначально сородичей связывало многое: представление об общем предке, общее родовое имя, общий огонь, родовые селения, родовые охотничьи территории, коллективное потребление добычи.
"Эта открытость и доброта присуща нашему народу изначально, именно она позволила ему жить пусть бедно, но счастливо", — отмечает ульчанка.
По ее словам, верования предков были языческими, они поклонялись духам, а проводником в мир духов были шаманы.
"Особенную роль шаманы играли при общении с духами умерших предков. К сожалению, сейчас среди ульчей нет своих шаманов, последняя из них, бабушка Ульчика, умерла несколько лет назад, прожив 102 года. По моему приглашению в Хабаровский край приезжала шаман из Бурятии, она сказала, что среди ульчей много людей, которые могут "видеть", то есть быть шаманами, но не хотят", — говорит Волкова.
По ее мнению, сейчас в крае очень многое сделано и делается для возрождения языков народов Приамурья, их традиционного образа жизни и культуры. Почти на каждом празднике в национальных ульчских селах проводится какой-то из традиционных обрядов. Например, кормление духа воды Поди.
"Этот обряд уже даже переняли русские рыбаки, они так же, прежде чем удить рыбу, подкармливают духов", — смеется собеседница.
Археологические раскопки в Приморском крае
"Раньше я свободно общалась на ульчском языке, дома говорили на ульчском, на улице — на русском. Тогда считалось неприличным разговаривать на ульчском в присутствии других людей, а позже, как и большинство ульчей, прошедших через интернатную систему, в другой языковой среде утратила часть родного языка", — делится Галина Волкова.
Кстати, ульчский язык долгое время считался учеными диалектом нанайского языка, но позже это мнение было опровергнуто и доказана уникальность и автономность ульчского наречия, в котором, правда, есть много слов из нанайского и эвенкийского языков.
Сегодня ульчи с оптимизмом смотрят в будущее и верят, что их многотысячелетняя культура не затеряется среди многих других. Этот народ бережно сохраняет свое наследие: традиции, обряды, верования, песни, сказки, возрождает искусство резьбы по дереву, вышивку тех древних узоров, которые дошли до наших дней из глубины веков от древних собирателей и охотников каменного века.
"Я верю, что мой народ ждет светлое будущее," — завершила беседу Галина.