1.3 Древнекитайская философия. Даосизм и конфуцианство. Древний китай даосизм и конфуцианство
51.Конфуцианство и даосизм
51.Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае.
Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 — 479 до н.э.).
Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.
Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (в основном шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собой и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.
Только в конце XI в. н.э. начинается для конфуцианства новая эра: на конфуцианской основе явилась новая, натурально-дуалистическая философия.
Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно.
Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.
При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.
«Обряд надевания шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.
Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.
Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чуи других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царствеЦии философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) вV век до н. э., практически одновременно с учениемКонфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого ИмператораХуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.
Первые даосские школы
Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половинеII векан. э.
Позднее образовывались другие даосские школы. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Формирование канона
К V векун. э. складывается даосский канонДао цзан(Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцуБуддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.
Развитие даосизма
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма...
studfiles.net
1.3 Древнекитайская философия. Даосизм и конфуцианство.
Философия Древнего Китая, кратко описанная, дает понятие об отличиях философской мысли Запада и Востока. И совершенно прав был Киплинг, говоря: «Запад есть Запад, и Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Колоссальную разницу культур между ними наглядно и показывает китайская философия. Прежде всего следует знать, что, по мнению древних китайцев, Вселенная триедина – небо-земля-человек. Вселенная состоит из жизненной энергии цы. Инь и ян – основные составляющие цы. Интересным было и представление китайцев о Земле. По их мнению, она имела квадратную форму, в центре которой находился Китай.
Если описывать философию Древнего Китая кратко, в первую очередь надо остановится на трех основных философских учениях этой страны. Это: конфуцианство, буддизм и даосизм. 1. Конфуцианство. Получило название по имени своего основателя, чиновника при императорском дворце, жившем в V-IVвеках до н.э. Кун Фу-цзы. Позднее в Европе он стал известен как Конфуций. Конфуций, представитель древнего рода, главным в жизни человека считал благородство, гуманизм и строгое соблюдения ритуалов и правил поведения. Он, близко знавший государственный аппарат в действии, был ярым противником насаждения законов. Конфуций считал, что управление государством при помощи строгих законов и наказаний приведет к тому, что народ будет уклоняться от наказаний, не испытывая стыда за проступки. Если же править при помощи личного примера, человеколюбия, соблюдения ритуалов, то народ будет знать, что такое стыд, и понимать, как нельзя поступать. По мнению Конфуция, к управлению государством следует допускать только самых благородных мужей. После себя великий мыслитель оставил огромное количество изречений и назиданий, по которым до сих пор живут китайцы. Философия Древнего Китая, кратко изложенная, обязательно включает в себя следующее направление: 2. Даосизм. Основателем этого учения тоже был реально существовавший человек – архивариус Лао-Цзы. В основе даосизма лежит понятие Дао. Оно многогранно. Это всемирный Закон, бесконечное движение, всеобщее единство. Оно существует везде в мире. Дао – начало всего в мире, и конец. Главная задача человека в даосизме – достижение слияния с Дао. Чтобы достичь этого слияния, надо жить и действовать осознанно, по законам мироздания. Если действовать наоборот, это приведет человека к неудачам и, возможно, даже к гибели. 3. Китайский буддизм. Это учение проникло в Китай из Индии вместе с торговыми кораблями. Оно оказалось очень близко представлениям китайцев о мире, и получило большое распространение. Китайцы даже не могли поверить, что это учение пришло извне, и появилась легенда о том, как великий Лао-Цзы, путешествуя, дошел до Индии и там стал учителем Будды и настоящим основателем этой религии. Действительно, многое в этих двух учениях очень схоже. Если в даосизме стремились достичь слияния с Дао, то в буддизме это состояние называлось нирваной. Еще одной особенностью философии Древнего Китая является ее неразрывная связь с религией.
studfiles.net
Конфуцианство и даосизм: две стороны одного Китая
Официальная религия в Китае родилась во времена падения династии Чжоу. В 5-3 веках до нашей эры сильное и могущественное государство превратилось в кучку феодальных княжеств, постоянно воюющих друг с другом. Низшие классы, выйдя из повиновения, бурлили, как котел с кипятком, и в этом «кипятке» рождались сотни религий и учений. Впоследствии собрание этих философских идей стало известно под именем «Сто школ». Однако уцелело и прижилось только два учения – конфуцианство и даосизм. Со временем эти две школы стали основой социального и религиозного мировоззрения Китая. Даосизм можно считать религией Китая, тогда как учение Конфуция контролирует общественную жизнь китайцев. Таким образом, эти философские школы гармонично дополняют друг друга, вот уже 2000 лет определяя сознание и поведение миллионов людей.
Конфуцианство названо в честь своего основателя Кун Фу-цзы. Благодаря христианским миссионерам это имя стало звучать как «Конфуций». Жил Конфуций в 551-470 годах до н.э., когда уклад китайского общества менялся с патриархального на бюрократический. Конфуцианство и даосизм, поддерживающий духовную сферу, помогли предотвратить анархию и сохранить китайское государство от полного развала. Учение Конфуция основано на достижении гармонии между миром и людьми. Религии Конфуций не касался, сосредоточив свое внимание на жизни человека. Ее контролировали пять видов отношений, основанных на принципе «сыновней почтительности», который до сего дня лежит в основе китайской культуры.
Почетное место в конфуцианстве отводилось различным ритуалам. Они были собраны в своеобразный «свод законов», которому должен был следовать каждый китаец. Без соблюдения принципов конфуцианства человек не мог сделать карьеру на государственной службе. Вместо служителей культа обряды в конфуцианстве совершались главой семьи, высшими чиновниками и императором, а культ государства приравнивался к культу Неба. Таким образом, и конфуцианство, и даосизм полностью контролировали жизнь китайского народа.
Даосизм родился из учения полулегендарного Лао-цзы. Основы своего учения он изложил в священной книге «Дао де цзин». Смысл и цель человеческой жизни Лао-цзы видел в бессмертии, которое достигается через аскетизм и самососредоточение. Аскет, ведущий праведную жизнь, становится человеком Дао – вечной реальностью, божественным и творческим началом. Проявлением Дао в реальной жизни, природой вещей считается Дэ. Даос никогда не вмешивается в Дэ и не пытается его изменить. Даосизм, основные идеи которого заключаются в трех понятиях – любовь, смирение и умеренность – проповедует «принцип невмешательства». Недеяние – это главное правило и основа жизни даоса. Он отказывается от любых попыток изменить мир и собственную жизнь и предается полному самоустранению.
Как и в конфуцианстве, в даосизме тоже существует идеал государства. У даосов это маленькая страна, не ведущая войн, не торгующая с соседями, и социальная, и духовная жизнь которой основана на принципе недеяния. В Китае эти представления не раз становились причиной народных бунтов и революций. Идеальным человеком в даосизме считается отшельник, который посвятил себя достижению бессмертия. С течением времени даосизм разделился на две условные части – философскую и религиозную, которые имеют между собой значительные отличия. Религиозная часть включает различные суеверия и веру в магию. Именно из нее вышли такие направления, как астрология и фэн-шуй. Духовными центрами даосизма являются многочисленные монастыри.
Веками конфуцианство и даосизм успешно противостояли буддизму. Поддерживая и дополняя друг друга, эти учения сформировали тот таинственный и непостижимый Китай, сохранившийся до сегодняшнего дня.
fb.ru
Конфуцианство, даосизм и буддизм. Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии]
Конфуцианство, даосизм и буддизм
О том, как сложились эти черты, помогут понять три ключа к китайской душе. Это, как говорят жители Поднебесной, «три великих учения» – конфуцианство, даосизм и буддизм. Их зарождение совпадает по времени с расцветом древнегреческой цивилизации. Но в отличие от Древней Греции, философия в Китае существовала не сама по себе, а была непосредственно подчинена политической практике.
В наибольшей степени это относится к конфуцианству. Строго говоря, это не религия, а морально-этический кодекс. Его главная цель – нравственное совершенствование человека.
Конфуций появился на исторической сцене 25 веков назад, в эпоху Сражающихся царств, в смутное время нескончаемых междоусобиц, когда главным стремлением людей была жажда мира, стабильности и порядка. Проблемы управления государством, отношений верхов и низов общества, нормы нравственности и морали – вот стержень учения Конфуция.
Если конфуцианство родилось как протест против смутного времени, то даосизм можно считать реакцией на деспотию власти. Основатель этого учения Лаоцзы называет словом «дао» (буквально – «путь») естественный ход возникновения, развития и исчезновения всех вещей, а также поведение, соответствующее природе человека и законам Вселенной. Даосизм осуждает не только деспотический произвол, но и моральные заповеди. Это призыв сбросить оковы власти, бремя обычаев и традиций, вернуть народ к примитивной простоте и неведению.
Главными принципами поведения Лаоцзы называет естественность и недеяние. Для сильных мира сего это означает «управлять не управляя», избегать принуждения, не делать лишних усилий. Когда Лев Толстой описывал в «Войне и мире» поведение Кутузова накануне Бородинской битвы, он находился под впечатлением книги Лаоцзы, которую перевел на русский язык.
Даосизм был в Китае как бы диссидентской идеологией. (Зачем постоянно напрягаться, пытаясь совершенствовать себя? Каждое существо должно оставаться таким, каким его создала природа.) Если конфуцианство служило моральным компасом верхов общества, то даосизм отражал мировоззрение низов и потому может считаться народной религией.