3 класс мифы древней греции. План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции (3 класс). 3 класс мифы древней греции


План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции (3 класс) | скачать бесплатно

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа "Центр образования" пос. Варламово

муниципального района Сызранский Самарской области

Урок литературного чтения в 3 классе

Программа «Школа России»

Тема: «Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции».

Подготовила:

Алексеева Е.Н.,

учитель начальных классов

2016 г.

Задача: развитие познавательного, коммуникативного, эстетического потенциала личности ребенка.

Образовательные цели: расширить кругозор обучающихся; познакомить их  с древнегреческим мифом; с культурой Греции; показать отличие мифа от сказки; развивать навыки анализа литературного произведения; осуществлять межпредметные и межлитературные связи.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности обучающихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе,  развитие образного, логического мышления, речи.

Воспитательные цели:       воспитывать чувство любви к родине; уважения к старшим, внимание к их советам; инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  эстетический вкус; стимулировать желание обогащать свой кругозор.

 Использованные методы и приемы:   технология интерактивного обучения, интегрированное  обучение,  игровые технологии обучения.

Оборудование:   презентация «Мифы Греции», видеофильм «Сиртаки», выставка книг по теме «Мифы Древней Греции», карточки-раскраски, мультфильм «Персей».

Основные понятия:  устное народное творчество, мифы.

Ход урока.

I.Орг. момент:

Учитель: Рада приветствовать детей славных в стремлении пылком, знания здесь получить.

II. Введение в тему:

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в дальнее плаванье. Да еще перенесемся во времени в далекие и прекрасные времена. Но куда мы поплывем, нас будет направлять карта.

Учитель: Давайте догадаемся, что это за страна? (Слайд «Географическая карта») Вот эта страна! Что вы можете рассказать о её географическом положении? Какие цвета видите на карте? О чем они вам говорят? Как вы думаете, какой там климат? Столицей какой страны являются Афины? Послушайте отрывок из стихотворения и определите ее.

Греция - любовь моя (скрыто в начале от ребят)

Греция (заменяется на «моя страна»)– виденье моих снов. Родина мифических героев. Скалы здесь – обители Богов. В памяти живут герои Трои.

 Учитель: Что же это за страна, полная мифов и Богов? (Греция ныне, раньше  - Эллада)

Дух здесь Православия царит. Прошлому не шлются вслед проклятья. Речь повсюду русская звучит. Греки меж собой живут, как братья. Безмятежно-философский нрав Плоть предаст безумным наслажденьям, Жизни смысл великий осознав, Предавая отдыху значенье. И в еде эллины знают толк. Мясо дай им только молодое. Пища без изысков, но вся впрок. Сопряжен души порыв с покоем. У эллина чистая душа. Нет в ней наслоения безумья. Лишь любви навстречу дни спешат. Плоти страсть бушует в полнолунье. Огненный задор в сердцах искрит.Отдыху с размахом предаются. Душу грека танец веселит. А какие песни здесь поются. Предлагают всем здесь танцевать, Подхватив вас за руки, за плечи. Пред азартом трудно устоять. Не стакан эллин нальёт при встрече. Здешний ветер всех ласкать готов. И растут на радость в семьях дети. Мягкий климат, музыка, любовь. Здесь всему присуще долголетье. Дань воздав преданьям старины, Памятники зодчества хранятся. На века воздвигнуты они. Греции в их славе впредь плескаться. Дух эпохи прошлой ещё жив. Память не подвержена забвенью. Здесь народ по нраву незлобив. И не склонен он на разрушенье. Властен над сознаньем Дух святой. В час любой открыты Храмов двери.И в почёте старец здесь седой,Не предавший истинную Веру.Много здесь церквей, монастырей. В Храмах нет излишней позолоты.К Греции любовь – в крови моей. Божеством пленительны красоты.

 Учитель: Давайте посмотрим на красоту Древней Эллады, которая сохранилась и до наших времен. (Слайд) Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем ее мы. А у самих греков она зовется Элладой. В древние времена это было большое государство. Ее история насчитывает пять тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами. Много веков назад трудолюбивые жители – эллины создали прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас Греция? (ответы детей)  Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Посмотрите на них, возможно кто-то вам уже знаком? (ответы детей)(Слайд). Именно мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно. На какие жанры русской литературы похожи мифы? (Устное народное творчество, сказки).

Учитель: Уберите лишние, по вашему мнению, слова из списка (Слайд с именами греческих героев мифов и русских сказок) Чем мифы похожи на наши сказки?

Учитель: Как называем их потомков мы сейчас? (греки). Греки любят веселье, смех, ценят дружбу, любят танцы. Какой самый известный греческий танец? (Сиртаки). Предлагаю вам посмотреть, как танцуют его простые греки, храня память о своих прекрасных потомках эллинах. (Слайд-видеофильм)

III. Постановка целей:

 Учитель: Ребята, вот мы с вами и пристали к берегу! (Слайд) Как называется страна, с которой мы будем знакомиться? (Древняя Эллада) Кто будет встречаться нам на пути? (эллины, герои Древнегреческой мифологии) Какие произведения мы будем с вами читать? (Слайд) Чему мы, люди 21 века, сможем научиться у героев древних мифов? (смелости, отваге, добру любви к родине, детей и родителей; послушанию, почитанию; добиваться поставленной цели)

IV. Физкультминутка:

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к печам)               

                Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

                Опускают якорь в воду (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

                Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

                Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

                Проверяют сети ( руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)                 

                Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание  удочки правой и левой руками)

                Трюмы рыбою полны, ( разводят руки в стороны)

                Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

                Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

                Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

                Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

                Кто так сможет  - шаг вперёд!

V. Работа по теме урока:

Учитель:  Ребята, предлагаю вам сейчас приступить к уроку, который может вам преподать мудрость древнегреческой мифологии. (Слайд) Кому из вас знакомо выражение «ахиллесова пята»? (ответы детей)

А когда-то  в Древней Греции жил известный герой Ахилл. Он был отважным и непобедимым. Его не брали вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвленнм, окунула мальчика в воды священной реки, но держала его при этом за пятку. Именно по этому пятка и оказалась незащищенной. В одном из сражений, Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в его пятку и сразил его. Именно поэтому….(детям предлагается продолжить вывод – всякое уязвленное место человека называют ахиллесовой пятой)

 Учитель:  О чем нас предупреждает этот миф? (ответы детей)

(Слайд) Следующим героем, с которым мы знакомимся будет храбрый Персей. (учитель и подготовленные учащиеся читают произведение по учебнику)

Учитель: Ребята, понравился ли Вам миф? Расскажите, кто является главным героем? Охарактеризуйте его. Кто противостоит Персею? Как Персей победил медузу Горгону и кто ему помог это сделать? Расскажите, как произошла встреча Персея и Андромеды? Какое предсказание сбылось и как? Какие чувства Вы испытываете после прочтения данного мифа? Как древние греки относились к предсказаниям судьбы? (Далее следуют ответы детей на вопросы учителя).Учитель: Задайте свои вопросы

Примечание: Читая мифы детям, будьте готовы к большому количеству вопросов.(Учитель отвечает на вопросы детей).Учитель: А теперь я предлагаю Вам просмотреть мультфильм. (Далее следует просмотр мультфильма «Персей».) 

Учитель: Понравился мультфильм? Есть отличия между прочитанным нами мифом и просмотренным мультфильмом? (Далее следуют рассуждения детей). 

Учитель: В честь знаменитого героя древних мифов названо созвездие Персея. (Слайд)  Карта звёздного неба - невероятно привлекательное и завораживающее зрелище, а особенно в тёмное ночное небо. Предлагаю обратиться к карте. Ещё в созвездии Персея есть увлекательное зрелище - метеоритный дождь.(Слайд) Приходится звездопад на летнее время, примерно с середины июля до конца августа. Пик дождя выпадает на середину августа. Астрономы назвали этот активный метеорный поток Персеидом.

VI. Творческая мастерская, домашнее задание.

Учитель: Ребята, не забывайте о том, что мифы передавались устно из поколения в поколение, поэтому иногда информация в них имеет некоторые расхождения. А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить Персея. (карточки-раскраски).Чем запомнился вам Персей? (ответы ребят). Вашим домашним заданием будет: закончить раскрашивать героя мифа и написать на оборотной стороне картины Персея его характеристику по плану «Характеристики героя произведения».

.

VII. Итог урока.

Учитель: Ребята, мне кажется, у нас сегодня получился интересный урок! Наше путешествие подошло к концу. Мы путешествовали на корабле, который сделали греки. Ребята, поделитесь своими впечатлениями от урока, продолжив предложения. (Слайд) 

 Хотелось бы вам еще встретиться с героями мифов Древней Греции? (Слайд) До встречи на страницах книг.

nsportal.ru

Конспект по литературному чтению 3 класс на тему: "Мифы древней Греции".

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Конспект пробного урока

по литературе,

проведенного в 3 «в» классе

Корецкой Марией Сергеевной.

Место проведения: МБОУ СШ №22

Дата проведения: 10.05.2017г.

Руководитель - консультант:

Мищенко Татьяна Николаевна

Руководитель - наставник:

Кравцова Анжелика Ивановна

Заведующая педагогической практикой:

Мастеренкова Инна Ивановна

Оценка__________________________

Волгодонск

2017

Тема: Мифы древней Греции. Храбрый Персей.

Тип урока: закрепление.

Цель: формировать представления о мифе как об особом литературном жанре; понимание содержания литературного произведения.

Задачи:

Образовательная:

- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью;

- актуализация знаний и активной речевой деятельности учащихся, обучение монологической речи.

Воспитательная:

- воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к художественной литературе, уважение к общечеловеческим ценностям;

- будить в детях чувства, заставляющие переживать и сопереживать героям.

Развивающая:

- продолжить развитие умений детей анализировать литературный текст, ориентироваться в его содержании;

- умений соотносить поступок героя с его мотивом, выражать свое отношение к герою, событиям;

- умений замечать слова, ярко описывающие события, героя.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1.Формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2.Формируем умение искать и выделять необходимую информацию;

3.Формируем умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.Формируем умение смыслового чтения;

5.Формируем умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

1.Формируем умение инициативно сотрудничать с учителем и сверстникам;

2.Формируем умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра;

Регулятивные УУД:

1.Формируем умение постановки учебной задачи;

2.Формируем умение сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

3.Формируем умение оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные УУД:

1.Формируем умение нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текст;

-Воспринимать на слух художественное и научно- познавательное произведение.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

- Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- Оценивание своей работы на уроке.

Познавательные:

- Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли;

- Отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;

- Поиск необходимой информации в учебной и справочной книге;

- Самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные:

- Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;

- Осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные:

- Осмысление понятий «автор-рассказчик», «периодическая литература».

Формы работы учащихся: Фронтальная, чтение по цепочке, выборочное чтение.

Методы: Словесные, наглядные и практические.

Приёмы: «Рассыпались слова».

Средства: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебники, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я. Меня зовут Мария Сергеевна.

Садитесь.

Приветствуют учителя.

Присаживаются

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные:

нацеливать на успешную деятельность.

2. Подготовка восприятия учащихся.

- Дома вы прочитали миф. Какой?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с подвигами Храброго Персея.

-Какой большой раздел мы заканчиваем изучать?

-Откройте стр. 189.

– Каких зарубежных писателей вы знаете?

– Есть ли у вас любимый зарубежный писатель?

– Из какой он страны?

– Какое его произведение ваше любимое?

– Чем оно вам нравится?

– Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

- Подвиги храброго Персея.

-Зарубежная литература.

-Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Как вы понимаете значения слов: миф?

- А теперь посмотрим, как объясняет значение данного слова толковый словарь.

- Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

-Высказывания учащихся.

-Смотрят значение слова «миф»

Регулятивные:

определение темы и целей урока.

4. Работа над произведением.

Проверка восприятия

Формирование навыков

Физкультминутка

- С каким произведением вы познакомились дома?

- Слышали ли вы это имя?

- Знаете ли вы о каких-либо подвигах Персея?

- Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них.

- Понравилось вам это произведение?

- Какие эпизоды вам особенно запомнились?

- Были ли вам непонятны какие-то слова? Если да, то какие?

- С кем пришлось бороться Храброму Персею?

- Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.

- От кого Персей узнал о Медузе?

- Зачитайте разговор Персея и соседей.

- О чем этот эпизод?

- А какой был царь. Найдите описание в тексте.

- Почему Персей решил сразиться Медузой?

- Зачитайте разговор Персея с царем: «- Эй ты!...и ты получишь от меня ее голову»

- Каким представляется царь?

-Какой мы можем сделать вывод? Какой Персей?

- О чем подумал Персей после разговора с царем? Зачитайте.

- Как вы понимаете слово «скитался»?

- От кого он узнает о местоположении Горгоны?

- Каким предстает перед нами Персей, когда видит спящую Медузу?

- В чем проявилась находчивость Персея, когда он нашел и решил убить Медузу Горгону?

- Какой увидел Медузу Персей? Найдите в тексте.

- Какие чувства у него возникли?

- Почему решил лишить жизни ее?

- Что делали сестры, увидев голову Горгоны в руках Персея? Найдите.

- Во что превратились капли крови?

- Почему было радостно на сердце у Персея?

- Кто такая Афина Паллада?

- Что она подарила Персею? За что?

- Электронная физминутка.

- Что произойдет дальше?

- Найдите в тексте разговор девушки и Персея. Зачитайте его.

- Каким предстает перед нами Персей?

- Как он побеждает морское чудовище?

- Как отнесся народ к подвигу Персея?

- Как звали спасенную Персеем девушку?

-Зачитайте как царь Полидект встретил Персея?

- Что же происходит дальше?

- Как люди увековечили память о Персее? Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом.

-Древнегреческий миф Храбрый Персей.

- Отвечают на вопрос учителя.

- Да.

- Рассказывают о понравившихся эпизодах.

- Отвечают на вопрос учителя.

- Пересказ первого абзаца.

- Ищут в тексте описание Медузы Горгоны.

- От соседей.

- Зачитывают: «Соседи рассказали…за ее злые дела»

- Этот эпизод о том, что храбрый Персей беспокоиться о жителях.

- Чтобы защитить своих друзей и близких.

- Зачитывают разговор Персея с Царем.

- Трусливым, глупым, злым.

- Храбрый, добрый. Беспокоиться о жителях, неравнодушный, «патриот своей страны».

- «Забыв обо всем… родную страну».

- Долго ходил.

- От рыбака.

- Находчивым.

- В том, что он понял если взглянет на нее, то превратиться в камень и поэтому использовал свой медный щит ,как зеркало.

- «Ее крылья…молодое лицо».

- Ему стало жалко ее.

- Зачитывают: «но тут он…в мертвые камни»

-Зачитывают: «увидев…полетели за ним»

- Зачитывают: «а кровь с…в змею»

- Потому что Медуза не будет больше злодействовать.

- Добрая волшебница.

- Волшебные сандалии. («за то…как птица»)

- Дети выполняют физминутку.

- Персей будет сражаться с морским чудовищем, чтобы спасти прикованную к скале девушку.

- Зачитывают: «скажи мне…в мою страну».

- Отважным, храбрым.

- С помощью головы Медузы Горгоны(« но…чудовищу»

- Зачитывают: «в городе…от погибели»).

- Андромеда.

- Зачитывают : «поди-ка сюда…до утра».

- Зачитывают: «очень…Андромедой»

- Его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия. Чтение последнего абзаца.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные УУД:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

5. Подведение итогов.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Понравилось ли вам это произведение?

- Какой эпизод вам больше всего запомнился?

- Мифы древней Греции. Подвиги храброго Персея.

- Да.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что усвоено на уроке , осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия.

- Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

Дети продолжают предложения.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

7. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите Д/з: нарисовать понравившегося героя.

- Записывают Д/з.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества

1) Прочитайте пословицы и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому произведению.

- Смелый там найдет, где робкий потеряет.

- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

- За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

2) Восстановите последовательность событий.

В городе случилась большая беда

Трусливый царь

Храбрый Персей узнает о колдунье

Персей говорит с царем

Персей побеждает Медузу Горгону

Персей уходит от погони

Гибель царя Полидекта

Смелый там найдет, где робкий потеряет

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй

Персей

Медуза Горгона

Полидект

Афина Паллада

Андромеда

multiurok.ru

Материал (3 класс) по теме: "Мифы Древней Греции" | скачать бесплатно

Внеклассное мероприятие:

              «Мифы Древней Греции»

        

                     Цель:              

  1. повторение и закрепление материала по теме;
  2. развитие творческих способностей учащихся.
  3. воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.

Подготовка к игре: создаются команды из учащихся 3 класса.

Для оформления помещения: выпуск стенгазет; выставка рисунков и литературы на соответствующую тематику.

                                            Ход  мероприятия:

Приветствую Вас, ребята! Сегодня мы собрались, для того чтобы каждый из Вас мог проявить свои познания, и помочь своей команде стать лидером в состязании. (все баллы записываются на доске учителем)

                                           1 конкурс – “Блиц”

Каждая команда должна ответить на большее количество вопросов. Вопросы требуют коротких и точных ответов.

(Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ) 

  1. Чем боги отличались от людей? (Бессмертие)
  2. Кто из богов занимался физическим трудом? (Гефест)
  3. Какие боги были близнецами? (Аполлон и Артемида)
  4. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  5. Богиня любви и красоты? (Афродита)
  6. Дочь Миноса и Пасифаи, вручившая Тесею клубок ниток? (Ариадна)
  7. Богиня мудрости и покровительница наук? (Афина)
  8. Одна из горгон? (Медуза)
  9. Владыка подземного царства мёртвых? (Аид)
  10. Полуптица - полуженщина, завлекавшая моряков своим пением и губившая их? (Сирена)
  11. Трёхглавый пёс со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство? (Цербер)
  12. В древнегреческих мифах великан с одним глазом посередине лба? (Циклоп)
  13. Полубык - получеловек, обитавший в лабиринте? (Минотавр)
  14. Верховное божество в греческой мифологии? (Зевс)
  15. Сооружение со сложным и запутанным планом? (лабиринт)
  16. Священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом? (Олимп)
  17. Бог подземного мира и царства мёртвых? (Аид)
  18. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла? (Гефест)
  19. Титан, похитивший огонь с Олимпа, жесток наказанный Зевсом? (Прометей)
  20. Владыка морей? (Посейдон)
  21. Кто из древнегреческих героев получил от богов бессмертие? (Геракл)

                                           2 конкурс – “Собери пазлы»

Команды получают пазлы одного из мифологических персонажей. Участники  должны узнать героя.

(Оценивается  правильность собранного пазла, 2 балла за правильный ответ) 

                                          3 конкурс – “Атрибуты богов”

Команды получают рисунки с изображением атрибутов. Участникам предлагается ответить на вопрос: “Кому принадлежат атрибуты, изображённые на предложенном рисунке?”

(1 балл за правильный ответ)

Скипетр, молот, клещи, меч, факел, весы, крылатая шапка, крылатые сандали, рог изобилия, мак, щит, сова, змея, лук и стрелы, лавровый венок.

             

                                       4 конкурс – “Мультфильмы”

По отрывку из мультфильма узнать героя мифа.

(За правильный ответ – 2 балла)

           

 5 конкурс – “Замени ”

Самовлюблённый человек

Нарцисс

Люди, сохраняющие невозмутимое спокойствие

Олимпийцы

Долгие странствия, приключения или рассказ о них

Одиссея

Грозный начальник

Зевс

Замечательный музыкант

Орфей

Злая женщина, нечто чудовищное

Фурия

Злое, насмешливое существо

Ехидна

Свирепый, неумолимый страж

Цербер

Одним словом из греческой мифологии выразить переносные значения различных понятий:

(Оценивается краткость и точность ответов – 2 балла)

                                                 

                                                              

 6 конкурс – “Ребусы”

Задача прочитать имена мифологических персонажей, героев, зашифрованные в ребусах

(Оценивается правильность ответов – 2 балла)

                                                        7 конкурс - “Кто это?”

Выступают заранее переодетые участники  от каждой команды.

(Дети одеты в белые простыни, с атрибутами принадлежащими тому или иному божеству изготовленными заранее, с выученным текстом)

(Оценивается правильность ответов – 2 балла)

  1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)
  2. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
  3. Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)
  4. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)

                       8 конкурс – «мифический зоосад».

Картинки на проекторе: показываются изображения животных, которые как-то прославились в истории древнего мира. За каждый верный ответ по 3 балла.

  1. Лошадь (троянский конь; очистка Гераклом Авгиевых конюшен; Пегас, если крылатый конь).
  2. Змеи (по приказу Геры им было поручено убить Геракла; убили жреца Лаокоона и его сыновей в Троянскую войну).
  3. Бык (критский бык, Минотавр, похищение Европы).
  4. Лев (немейский лев был побеждён Гераклом, оглушившим зверя дубинкой, а затем задушившим его руками; священное животное в Индии, олицетворяющее власть).
  5. Скарабей (священный жук у египтян).
  6. Кошка (священное животное египтян, кошачья богиня Баст).
  7. Корова (священное животное в Индии и в Египте).

                     

               

                          9 конкурс – «Кроссворды».

Учащиеся отгадывают кроссворды, которые составили сами в ходе работы над проектом.

Занятие подошло к концу и теперь необходимо подсчитать количество баллов, которые набрали команды. Жюри подводит итоги. Награждается команда победителей.

Источники:

http://festival.1september.ru/articles/415988/

http://ponyatovskaya.ucoz.ru/load/quot_mify_drevnej_grecii_proiskhozhdenie_mira_v_mifa_quot/3-1-0-80

http://narod.ru/disk/5405670001/Legendy.i.mify.drevnej.grecii.1969-1986.XviD.DVDRip-ExKinoRay.avi.html  (мультики)

http://festival.1september.ru/articles/507020/

                                         

nsportal.ru

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. | скачать бесплатно

   Протокол урока литературного чтения.  

 Система Л.В. Занкова.

Учебник: Свиридов В.Ю., 3 класс, I часть, глава 2, тема раздела: " В единой семье всего живого", урок-обобщение по теме: "Легенды и мифы Древней Греции" №4,

 ( урок №17 по тематическому планированию)

Оборудование: учебник: Свиридова В.Ю., 3 класс, I часть; презентация, 4  таблички с предположениями, карточки с вопросами каждому ученику, книга "Мифы Древней Греции"           Н.А. Куна ( по желанию).

Тема урока: Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Урок был проведён после прочтения учениками книги ("Мифы Древней Греции" Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жителях греческого пантеона.

Цель: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; дать представление о пантеоне греческих богов; формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.

I. Организационный момент. Начинаем  наш урок. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями.

II. Введение в тему урока.

– Я сейчас вам прочту отрывок из произведения, а вы скажите откуда этот отрывок.

«В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный  Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея…» ( слайд №2)

- Откуда этот отрывок? ("Мифы Древней Греции" Н.А. Кун)

- Сегодня мы продолжим изучение древних литературных жанров. Поговорим о мифах. По углам нашего кабинета висят 4 таблички с предположениями ( слайд №3)

1. Миф это сказка.

2. Миф это устное народное творчество.

3. Миф это легенда.

4. Миф это сказание, повествование.

- Подумайте, какое предположение вам ближе, пройдите к нему. Ваша задача в течении 1 минуты обосновать своё решение в группе, объяснить и доказать свою точку зрения. Выбираете одного из участников команды, кто представит это классу.

Мы выслушали все 4 мнения. Прочитайте, что о мифах в своих записках написал  В.И. Даль.

(Читает ученик с ИД, слайд №4)

"...Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки."

-Как вы думаете, согласился бы В.И.Даль с нашими предположениями?( Выслушали мнения учеников. Все считают, что  В.И. Даль согласился бы с нами.)

III. Изучение нового материала.

-В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание.

Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, смелости и трусости, справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления и явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Под словом «мифы» чаще всего подразумеваются предания древних греков и римлян. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.

Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле.

Актуализация знаний.

– Какие  боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы?

- Где жили боги? Что такое пантеон? Кто входил в пантеон? ( Ответы учеников)

Сегодня на уроке, используя учебник, ваши знания, я предлагаю вам более полно узнать о жизни богов. Давайте попробуем составить  на них "досье", пояснить значение слова в Толковом словаре.

"Досье- собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу, лицу, а также папка с такими документами".  Дети сами находят в словаре пояснение и зачитывают классу.

Ученикам раздаются карточки с вопросами:

1. Имя бога_____

2. Чем занимается_______

3. Каковы его атрибуты _______

4. Какие священные животные с ним связаны:___________

Работа пройдёт по экипажам ( слайд №5)

1 экипаж: Гефест.

2 экипаж: Зевс.

3 экипаж: Афина.

4 экипаж: Аполлон.

5 экипаж: Посейдон. (Задание по экипажам на ИД.)

  Работа в учебнике на с. 64–69.

Выслушивается каждый экипаж. На ИД показываются слайды, с каждым из названных богов  (слайд №6-10 для проверки).

- Конечно, это лишь малая часть греческого пантеона. О всех жителях пантеона можно узнать из книги Н.А. Куна.

Дополнительная информация.

(Если ученики могут объяснить данные понятия, нужно дать им возможность высказаться, что учитель и предлагает ученикам)

- Почему же именно мифы небольшого греческого народа, обладают столь притягательной силой?

Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говори о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение).

- О загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном.

- Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. -Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие”.

-Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер.

-А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках .

-Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой.

 И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

IV. Рефлексия

– Что такое миф?

– С какими богами Древней Греции мы сегодня познакомились?

- Почему современный человек обращается к мифам древней Греции? (Ответы учеников)

Домашнее задание.

 По желанию, предлагается придумать одного "современного" бога, нарисовать его атрибуты, рассказать чем он будет заниматься. Подумать, нужны ли боги в современном обществе.

nsportal.ru

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс. Древнегреческие мифы.

Словарь понятий

Миф – произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Мифология – совокупность мифов и мифических представлений.

Сказка – произведение устного народного творчества преимущественно волшебного или бытового характера с установкой на вымысел.

Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики. Легенда – действительность, приукрашенная фантазией.

Аэд - певец, сочинявший и исполнявший эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.

Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент.

Рапсод – древнегреческий декламатор, речитативом, без музыкального сопровождения исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы.

Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

Люди смертны, зависят от богов.

Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто исполняют волю богов.

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов

Боги Древней Греции Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .

Боги Древней Греции

Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .

Аполлон Арес Артемида Афина

Аполлон

Арес

Артемида

Афина

Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Гермес Гефест Гестия — богиня домашнего очага и огня.

Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»).

Гермес

Гефест

Гестия — богиня домашнего очага и огня.

Гера Деметра Посейдон Зевс

Гера

Деметра

Посейдон

Зевс

Древнегреческая мифология в искусстве Приам, просящий вернуть ему тело Гектора

Древнегреческая мифология в искусстве

Приам, просящий вернуть ему тело Гектора

Похищение Европы

Похищение Европы

Вакх.

Вакх.

Кузница Вулкана Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо

Кузница Вулкана

Диего Веласкес, 1630 г. Мадрид, музей Прадо

Смерть Орфея Альбрехт Дюрер, 1494 г

Смерть Орфея

Альбрехт Дюрер, 1494 г

Голова Медузы Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция .

Голова Медузы

Караваджо, 1598-99 гг. Галерея Уффици, Флоренция .

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой

Никола Пуссен, 1648 гг. Париж, Лувр

Парнас Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана

Парнас

Рафаэль Санти, 1509-10 г. Рим, музеи Ватикана

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией Пальма первенства - Ящик Пандоры Метать громы и молнии - Кануть в Лету - Петь дифирамбы

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией

Пальма первенства -

Ящик Пандоры

Метать громы и молнии -

Кануть в Лету -

Петь дифирамбы

Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией

Сизифов труд - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа.

Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде- он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново

Прокрустово ложе - то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают.

Первоначально - ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст ("растягивающий"), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало.

Дамоклов меч - постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность.

Выражение возникло из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367 гг. до н.э.), который с целью проучить одного из своих приближенных, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл понял, как мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом.

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину) 1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Поэмы Гомера, Гесиода 2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие? Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов 3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? Туника, тога, хитон. 4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Кифара, лира 5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей. 6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите 7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. Сизиф 8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? Геркулес 9. Кто воспитал Геракла? Кентавр Хирон 10. Кто подарил людям огонь? Прометей

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину)

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции?

Поэмы Гомера, Гесиода

2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие?

Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов

3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?

Туника, тога, хитон.

4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции.

Кифара, лира

5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром?

Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей.

6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»?

Афродите

7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда.

Сизиф

8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу?

Геркулес

9. Кто воспитал Геракла?

Кентавр Хирон

10. Кто подарил людям огонь?

Прометей

Второй тур «Мифические животные» (бег)

  • Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.

Кентавры

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади- змеиное; у него три головы: льва, козла и змеи, - изрыгающие пламя.

Химера

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслало на Фифы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевших ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях.

Сфинкс

4. Отгадайте загадку Сфинкса.

Человек: ребенок, взрослый, старик.

5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса».

Грифоны

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Когда приходит срок, сжигает сама себя. Из ее праха возрождается новая птица.

Феникс

7. Полу-дева, полу-змея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей.

Ехидна

8. Полу-женщины, полу-птицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их.

Сирены

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом.

Кербер или Цербер .

Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска) Рассказать о происхождении фразеологизмов Рог изобилия Яблоко раздора Панический страх Ахиллесова пята Сизифов труд Ящик Пандоры Троянский конь Прокрустово ложе

Третий тур «Фразеологические обороты»

(метание диска)

Рассказать о происхождении фразеологизмов

  • Рог изобилия
  • Яблоко раздора
  • Панический страх
  • Ахиллесова пята
  • Сизифов труд
  • Ящик Пандоры
  • Троянский конь
  • Прокрустово ложе
Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья) Сколько голов было у гидры? Девять 2. Кто помог одолеть гидру? Иолай - племянник Геракла 3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? С помощью трещоток 4.Кому принадлежала керинейская лань? Артемиде 5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? В большой бронзовый сосуд 6. Кто из богов подарил быка царю Крита? Посейдон 7. Чем кормил Диомед коней? Человеческим мясом 8. Каково значение пояса Ипполиты? Знак власти, приносит удачу 9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? Три

Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)

  • Сколько голов было у гидры?

Девять

2. Кто помог одолеть гидру?

Иолай - племянник Геракла

3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц?

С помощью трещоток

4.Кому принадлежала керинейская лань?

Артемиде

5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем?

В большой бронзовый сосуд

6. Кто из богов подарил быка царю Крита?

Посейдон

7. Чем кормил Диомед коней?

Человеческим мясом

8. Каково значение пояса Ипполиты?

Знак власти, приносит удачу

9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид?

Три

Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба) Назовите римских аналогов греческих богов 1. Зевс Юпитер, царь богов и людей. Бог грома и молнии 2. Гера Юнона, хранительница семьи 3. Афродита Венера, богиня любви 4. Эрот Купидон, бог любви 5. Арес Марс, бог войны 6. Артемида Диана, богиня-охотница 7. Афина Минерва, богиня мудрости и справедливой войны 8. Гефест Вулкан, бог огня и кузнечного дела 9. Посейдон Нептун, бог моря

Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба)

Назовите римских аналогов греческих богов

1. Зевс

Юпитер, царь богов и людей. Бог грома и молнии

2. Гера

Юнона, хранительница семьи

3. Афродита

Венера, богиня любви

4. Эрот

Купидон, бог любви

5. Арес

Марс, бог войны

6. Артемида

Диана, богиня-охотница

7. Афина

Минерва, богиня мудрости и справедливой войны

8. Гефест

Вулкан, бог огня и кузнечного дела

9. Посейдон

Нептун, бог моря

multiurok.ru

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Мифы древней Греции | скачать бесплатно

Урок литературного чтения в 3 классе

     Тема: Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые технологии : личностно-ориентированное обучение, исследовательский метод, методики.

Цель урока: формировать представления о мифе как об литературном жанре; понимание содержания  произведения.

Задачи урока:

Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

         Продолжить развитие умений детей анализировать литературный текст, ориентироваться в его содержании; умений соотносить поступок героя с его мотивом, выражать свое отношение к герою, событиям;

         Воспитывать  любовь к художественной литературе, уважение к общечеловеческим ценностям; будить в детях чувства, заставляющие переживать и сопереживать героям.

                                            Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель: проверка готовности учащихся к уроку, создание  эмоционально-положительного настроя для усвоения нового материала.

2.Подготовка  учащихся к усвоению новой темы.

-Скажите, пожалуйста ,чем для России был знаменателен 2014 год?

- Какое мировое спортивное событие проводилось в г.Сочи?

- Как вы думаете, что такое Олимпийские игры ?

-  Почему игры называются Олимпийскими?

- Первые Олимпийские игры проходили в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

-  Как вы думаете, с какой целью проводятся Олимпийские игры?

( Олимпийские игры проводятся для того, чтобы выявить самых сильных, ловких, умелых).

-  А  что нужно делать для того, чтобы стать участником Олимпийских игр?

- Олимпийские игры проводятся 1 раз в 4 года в разных странах. В 2014 году они проходили в нашей стране  в городе Сочи.

- А в какой стране проходили первые Олимпийские игры?

 Первые Олимпийские игры проходили в Древней Греции. 

3.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Представления о Греции вы получили на уроке окружающего мира, а сегодня мы продолжим  знакомиться с литературным наследием этой страны.

- Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, подвиг. 

4.Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице с.190 и прочитайте тему урока.

    -  Как вы думаете, что означает слово «миф»?

     - Точное определение этого литературного  жанра мы сформулируем в конце урока.

- Кто автор этого произведения?

( Автор не написан, значит это произведение создано народом). 

5. Рассказ учителя о героях Древней  Греции.

- В Аргосе жил царь, которому было предсказано, что будет убит своим внуком. И когда его дочь Даная родила сына, назвали которого Персеем, царь велел заточить их в бочку и бросить в море. Но Данае с сыном удалось спастись. Их спас рыбак. Персей вырос высоким, сильным юношей.

6.Словарная работа.

Вельможа- знатный человек, приближённый царя

                  скитаться

7. Первичное чтение (цепочкой)

8. Проверка первичного восприятия текста.

-  Понравилось вам это произведение?

    - Какие эпизоды вам особенно запомнились?

9. Первичная проверка усвоения знаний.

- Кто является главным героем и каким он был?

- Найдите подтверждение в тексте. Деление на части.

 «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…».

- С кем пришлось бороться Храброму Персею?  

Персей хотел уничтожить Медузу Гаргону.

- Найдите в тексте описание Медузы Гаргоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.

                 

( Медуза Гаргона – это крылатая женщина. Она Была очень красивая. «Её крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо…».

- Медуза спокойная, но ее спокойствие – это злость и жестокость.

- Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. Они играли в веселые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную глыбу камней.»

-  Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что?

( Персей захотел отмстить Медузе за ее злые дела).

- Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я  убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою Родину!»

10.Физкультминутка.

 «Глядя в зеркальный щит…»

-  Как действовал Персей?

(Персей действовал быстро, решительно).

- Как вы думаете, что мы еще можем сказать о Персее, если он один нашел способ борьбы с Медузой Горгоной?

(Персей был находчивым).

- Как вы считаете, можно поступок Персея назвать подвигом и почему?

(Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей).

-Значит, в мифах рассказывается о подвигах героев. Каких?

 Герои в мифах вымышленные.

- Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе?

( Сестры Медузы проснулись и полетели за ним  в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!»).

-  Кто встретил Храброго Персея по дороге? Найдите в тексте.

(По дороге ему встретилась добрая волшебница  по имени Афина Паллада. Она подарила  Персею волшебные сандалии за его геройство, и наш герой отправился в свой родной город).

11. Первичное закрепление знаний.

-  Что произошло в городе, когда Персей вернулся, вы прочитаете сами на с. 198, 3 абзац сверху и до последнего абзаца на стр.199.

Дети читают текст самостоятельно.

                 

-  Как вы считаете, заслуженное наказание получил Царь Полидект и его вельможи?

- Почему?

(Да, они получили заслуженное наказание, так как думали только о себе, а не о своем народе).

-  Значит, в мифах добро вознаграждается, а зло наказывается.

12. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний, полученных на уроке.

  1. Работа в парах по карточкам с самопроверкой.

-  Восстановите последовательность событий.

-  Сравните, правильно ли вы выполнили задание.

    13. Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, зачем люди слагали мифы?

(Люди слагали мифы, для того чтобы учить нас быть смелыми, храбрыми, честными, сильными).

-  Прочитайте пословицы и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому произведению.

- Смелый там найдет, где робкий потеряет.

- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

- За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

 - На какие литературные жанры похожи мифы?

( Мифы похожи на сказки и легенды.

- Мы провели с вами большую исследовательскую работу, в результате которой сможем дать точное определение слову «миф». Молодцы!

-  Героев мифов мы встречаем не только в литературе, но и в искусстве.

- Именами мифических героев называют созвездия.

Учитель зачитывает последний абзац.

«Выйди в ясную ночь и взгляни небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень. Рядом Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно они прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя Персея, который спас всех от Медузы Горгоны и от жестокого морского чудовища».

-  Почему рядом с созвездием  Персея находится созвездие Андромеды вы узнаете, прочитав миф дома.

14.Рефлексия. карточка

• сегодня я узнал (а)...

• было интересно...

• было трудно...

• я выполнял задания...

• я понял (а), что,,.

• теперь я могу...

• я почувствоеал(а), что...

• я приобрел(а)...

• я научился...

• у меня получилось ...

• я смог...

• я попробую...

• удивило...

• урок дал мне для жизни...

• мне захотелось...

-  Что  вы хотите сказать об уроке?

15.  Домашнее задание.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Мифы Древней Греции | скачать бесплатно

Литературное чтение

Тема: Мифы Древней Греции

Проверь себя

Цель: Закрепить знания учащихся о мифах Древней Греции, обучать диалогической и монографической речи, продолжать работу над техникой чтения , развивать в детях познавательную активность, интерес к истории древнего мира, развивать творческие способности учащихся, воспитывать  в детях любовь к  культуре прошлого, доброжелательное отношение к людям.

Ход урока

Организационный момент

 Урок литературного чтения

Сегодня у нас урок- путешествие в далекое прошлое, где нас с вами не было, а были вот такие герои.

Звучит музыка «Арго» ( выходит Орфей, Эвридика, грек)

1 Грек: Это мелодия «Арго»  в честь нашего корабля «Арго» , на котором мы отправились в опасный и трудный путь. Мы были отважными мореплавателями. Наши юноши были образцом мужества, бесстрашия, воинской отваги. Мы оставили народам мира богатое наследство – величественные здания, мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые много веков вдохновляли поэтов, художников, скульпторов и композиторов.

        Мы пропустим Вас в свою страну, если Вы ответите на следующие вопросы:

        Послушайте стихотворение и назовите, какой мифологический образ использует поэт?

        Ответы учащихся: В этом стихотворении поэт называет Древнегреческого бога света и солнца, покровителя искусств и наук – Аполлона.

Учитель: Что же поднял Аполлон на небосклон?

Ответы учащихся: Вечное светило- солнце.

Появляется первая картинка Гелиос.

Алеша: Кто по верованиям греков объезжал каждый день на своей золотой колеснице весь мир?

                                        Гелиос

Учитель: Если в ясную, звездную ночь мы посмотрим на небо, то увидим много созвездий. Созвездия напоминали древним людям различных животных, мифических героев, за что и получили свои названия.

 

Кто знает, как называется это созвездие? Одну очень старую легенду подготовила для Вас Вероника.

Созвездие Большой Медведицы или большой ковш.

- Знаете ли Вы историю этого созвездия.

3 Грек     1) Молодцы ребята! А вы знаете, как называется это созвездие

Ученики: Это созвездие Персея и Андромеды.

Чем же так прославился Персей, что греки дали его имя одному из созвездий?

Ученики: Это была крылатая женщина, вместо волос на голове у нее вьются ядовитые змеи, глаза горят нестерпимым огнем  и полны такой злобы, что всяким, кто взглянет в них , тотчас  обратится в камень.

Учитель: Как же удалось Персею победить Медузу?

Ученики: Афина дала Персею свой щит, гладкий, блестящий, как зеркало , чтобы он мог закрыться от страшных глаз Медузы.

2)Персей спас Андромеду от морского чудища.

3 Грек вывод: Молодцы ребята! Мы пропускаем Вас в свою страну- Древнюю Грецию, Древнюю Элладу, потому что вы любознательные и вы многое о нас узнали. А сейчас вы увидите эту историю нашего друга Персея.

Кадры из мультфильма «Созвездие Персея и Андромеды»

Объявление темы урока

Проверь себя. Обобщающий урок.

Итак, открылась тема нашего урока «Мифы Древней Греции»- это заключительный урок по теме. Главной целью изучения мифов была развивающаяся цель: развивать вашу познавательную активность. И пусть герои Древней Греции будут для Вас ярким примером стремления к знаниям, успеху, жажды славы и подвигов во имя людей и добра.

Вставить презентацию.

Что же такое миф?

 

Миф- это древнее народное сказание, в переводе с греческого означает «Слово»

Миф ближе к сказке или к рассказу. Но отличие в том, что сказка- это фантазия, вымышленный сюжет, а в мифе люди соединяли и правду и вымысел. В мифах объясняется, как древние люди представляли себе устройство мира.

Почему же так важно знать мифы древних греков со всеми их богами и героями?

Без знания мифов в  искусстве будет нам не понятно. Потому что писатели используют Древнегреческие мифы в своих произведениях.(Баратынский, Пушкин).

Писатели, поэты использовали сюжеты мифов в своих произведениях .

Художники использовали сюжеты мифов в своих картинах.

Без знаний в мифов будет нам не понятно , кого нарисовал художник.

Вот, например, на этой картине кого изобразил художник?

Это Сизиф

Прочитайте, что вы узнали о нем из мифов?

  Это Тантал.

  Прочитайте, что вы узнали о нем.

Вывод: Мифы очень поучительны.

Скульпторы создавали статуи мифологических героев. ( В Афинах в центре города статуя Афины-Паллады).

Во многих музеях мира есть мраморные и бронзовые статуи мифологических героев.

И тот, кто знает мифы равнодушно не пройдет мимо.

4) Композиторы сочиняли музыку к мифам ( Это мы сегодня докажем еще раз)

5) В театре ставили спектакли, снимали кино по мифам.( Это тоже еще раз докажем).

6) Созвездия, планеты названы в честь мифологических героев в астрономии.

7) В спорте- Олимпийские игры.( Олимпийские игры возникли и зародились в Древней Греции в Афинах более 2-х тысяч лет назад. Проводились они у горы Олимп по воле великого Геракла в честь Зевса. Раз в четыре года греки соревновались с силе. Первым Олимпийским чемпионом считался Геракл.

8)   Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке .Многие выражения из мифов стали устойчивыми – это фразеологизмы:

         Авгиевы конюшни

        Нить Ариадны

        Сизифов труд

        Муки Тантала

        Сильный как Геракл

Мифы , их герои стали достоянием мировой культуры

Вывод: Без знания мифов многое в искусстве будет нам непонятно.

IV Кадры мультфильма-вывод о Древней Греции

Миф «Тезей»

VСоставление диафильма

( Открываю доску- на обратной стороне кадры)

Вот в одном из таких прекрасных и благородных героев мы составили свой диафильм.

Художники сделали свою работу , нарисовали кадры к диафильму.

кто будет главным героем диафильма

А кто такой Тезей.

       2) Мы распределились по группам

 

                                                1 ряд

                I группа          3 ряд  выполняют монтаж диафильма ,т,е. должны расположить кадры диафильма в произвольном порядке)

                II группа                        2 ряд – сценаристы ( должны подписать кадры диафильма пользуясь текстом)

                III группа- все учимся быть звукорежиссерами , будем подбирать музыку по характеру.

Итак,  выполняем монтаж диафильма:

1) Какой кадр диафильма должен быть первым?

1) Состязания Афинских юношей

 Снимаешь этот кадр с доски и показываешь всем

-Сценаристы подписывают этот кадр

2) Какой кадр должен быть вторым?

2) Бык растерзал сына царя Миноса

 - Сценаристы, ищите подпись к кадру.

3) Какой кадр должен быть третьим?

3) Минос отомстил

 Музыку

4) Какой кадр должен быть четвертым?

4) Лабиринт. Страшная дань царю Миносу.

5) Какой кадр должен быть пятым?

5) Корабль с черным парусом

Учитель: Здесь уже кульминация событий, наступает момент высшего напряжения.

И лучше всего это можно показать в музыке.

Какая мелодия по характеру должна звучать в этом месте?( Тревожная, напряженная, печальная)

Звучит напряженная музыка

Подписываем текст

6) Какой кадр должен быть шестым?

6) Ариадна помогает Тезею

 Мы должны вместе с Тезеем попросить у Ариадны помощи.

а) Песня «Ариадна»       Физминутка

б) Подпись к кадру найдите.

7) Какой кадр должен быть седьмым?

7) Тезей побеждает Минотавра

8) Какой кадр должен быть восьмым?

3) Спасительная нить

Вывод: 1) Мы составили с вами диафильм к мифу «Тезей»

              2)Я прошу вас озаглавить свой диафильм

1. Спасительная нить Ариадны

2.Тезей побеждает Минотавра

3.Лабиринт.

4. Подвиг Тезея

           3) Чтобы то, что нарисовано в кадре, начало двигаться, художникам нужно сделать несколько десятков рисунков одного и того же кадра – а потом, используя чудеса техники, эти нарисованные герои начинают двигаться.

VI Кадры мультфильма «Тезей- лабиринт»

VII Сценка “Орфей  и Эвридика» примерно 10 минут

Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства. Пример этому миф об Орфее и Эвридике.

Вывод: В античных театрах ставили сцены из мифов драматурги Софокл, Эсхил, Еврипид.

 Им, я думаю, работа наших ребят понравилась бы.

VIII Итог урока

А кого вы бы хотели сыграть в спектакле?

Какой миф вам особенно понравился?

Какими вы представляете героев Древней Греции?

О чем вас заставили задуматься мифы?

Все мифы, которые мы прочитали, доказывают, что зло , причиненное кому бы то ни было , возвращается к вам с удвоенной силой.

Никому нельзя причинять боль, иначе она к вам вернется.

Есть золотое правило, как хочешь чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь.

Учитель: Мне трудно сегодня оценить работу каждого в отдельности. Вы- молодцы все.. Молодец-это лучше, чем «5». Это значит, старался узнать то, чего раньше не знал.

У вас долгая дорога к знаниям. Идите по этой дороге без лени, а с все возрастающим желанием узнать больше.

IX Домашнее задание: Выполнить рисунок в любому из мифов- точно также как вы свои кроссворды предлагали, так завтра же мы все будем отгадывать тот эпизод, который вы нарисуете.

nsportal.ru