Воинский закон в Древнем Риме. Закон в древнем риме это
Воинский закон в Древнем Риме
Самая передовая и самая организованная военная сила Древнего мира -- римские легионы -- никогда не покорила бы свет, если бы не законы, которые регламентировали жизнь солдат железных когорт. О том, что представляло собой римское военное законодательство мы сможем судить по отрывочным известиям, сохранившимся в истлевших папирусах, в текстах на каменных плитах. Дигесты Юстиниана -- памятник конца II – начала III века н.э. -- представляют фрагменты законодательных актов, касавшихся организации воинской службы в Древнем Риме.
Каждое явление военного быта, походы римского войска находили быстрое отражение в законах. В них закреплялись правила поведения солдат в лагере, на поле боя, их служебные обязанности, наказания за многочисленные проступки. Шкала наказаний варьировалась от степени серьезности нарушения присяги, регламентов, касавшихся боевых построений и лагерной службы. Таков был воинский закон легионов. Опыт военного законодательства римской эпохи юристы, работавшие в эпохи разных императоров, публиковали в трактатах. Например, некто Арий Менандр взялся определить круг лиц, которые могли вступать в римскую армию. Он утверждал, что нарушение этого порядка приема в армию является тягчайшим государственным преступлением, которое подрывает основы империи. Кара за преступление возрастала с рангом преступника и в зависимости от его положения в военной иерархии. Арий жил во времена императора Севера, когда Рим пересматривал многое из накопленного юридического багажа прошлых столетий. Он отмечал, что нельзя допускать дезертирства из рядов войска. А всех дезертиров следовало подвергать казни, однако делая послабления в зависимости от места службы, чина виновного. Арий был непреклонен в одном -- во время войны нет и не может снисхождения для дезертиров любого ранга. И полководец, и простой солдат должны были расставаться с жизнью, чтобы смыть позор уклонения от службы или бегства с поля брани. Римские военные юристы безусловно считали преступлением перед народом и государством проявления трусости, неподчинения приказам полководцев, уклонение от труда, которым были заняты воины. Смертью карали любого, кто оказывал вооруженное сопротивление командиру. Те, кто первым бежал из-под града камней или дротиков на поле сражения, также убивались сослуживцами. Распространенным был способ побивания камнями за нарушения дисциплины.Наказывалось также халатное обращение с оружием, с воинским имуществом. Даже неумышленное ранение боевого товарища могло быть судом расценено как покушение на жизнь воина и привести виновного на плаху. Служба в римской армии была делом нелегким. Иногда солдаты не выдерживали многочасовых маршей, тренировок, изнурительных работ на постройке дорог и мостов, акведуков. Такие несчастные пытались убить себя сами. Покушение на самоубийство римские юристы расценивали как преступление только после выяснения обстоятельств, мотивировки. Виновный мог рассчитывать на снисхождение, так гласил воинский закон, если мера его страданий оказывалась слишком высока, если он был очень болен. В таком случае он мог избежать смертной казни, его имя просто вычеркивали из списков части.
Среди взысканий, кроме смертной казни, применялись денежные штрафы, понижение в чинах, отставка с позором, перевод в худшие условия службы. Из Рима виновного военного могли отправить служить в заштатные гарнизоны на Дунае, в дебрях Германии. Для римского солдата, впрочем, были и привилегии. Так, ни одного легионера нельзя было осудить на рабский труд в местах добычи каменных глыб, в рудниках. Их никогда не пытали и не унижали звания гражданина Рима. За состоянием дисциплины должны были следить офицеры римского войска. Военная юриспруденция накладывала на командиров ответственность за моральное и дисциплинарное благополучие в частях. Римский юрист Макр отмечал, что легат, командовавший легионом, не имеет права пренебрегать решением задач, связанных с хозяйственной деятельностью его войск, он должен заботиться об условиях проживания воинов, их пропитанием, облегчать их работы по возведению лагерей и укреплений. Строжайше запрещалось в интересах начальства посылать легионеров ловить для командного состава рыбу или дичь, строить для офицеров дома и усадьбы. Так постановлял еще император Август, который оставил своим потомкам наставления об управлении армией в мирное и в военное время. Для командиров-преступников самым мягким наказанием была отставка с порочащими последствиями. На гражданской службе такой бывший военный не мог рассчитывать на хорошее место в чиновной иерархии империи. {jcomments on}
armflot.ru
законы в древнем риме
Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium)[1]. Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:
«Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил» (Gai 1.3)[2]
Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:
«Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)
Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.
Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:
«…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2).
Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:
«Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат».
vashurok.ru
Что собой представляет римское право
Прародительница правовых систем
Общество на всех этапах своего развития стремилось урегулировать внутренние и внешние отношения. И потому составлялись всевозможные списки правил и норм, которые в итоге оформились в современное законодательство.
Всем известно, что первые записанные законы появились ещё в древнем Вавилоне, Афинах и прочих античных культурных и политических центрах. Но только Римское право не просто вошло в историю, но и стало основой современного права, заложив его надёжный фундамент и став образцом или прообразом для многих правовых систем существующих сегодня государств.
Под термином "римское право" понимают не только правовую систему, которая сформировалась в Древнем Риме и развивалась до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающуюся её изучением.
Истоки римского права
Первые указания на существование правовых норм в Древнем Риме зафиксированы в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Источниками писанного права Рима являются законы римских царей. В числе прочих, самым значимым называют Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum). В его состав вошли некоторые из законов Солона, а относится этот Свод к середине 5 века до н.э. Что характерно, уже через два столетия, в 3 веке до н.э. римское судебное право окончательно отделилось от религиозного права, довольно долго регулировавшего общественные отношения в Древнем Риме.
Развитию и становлению римского права способствовали и политические реформы, проводимые в те годы. Так важной датой является 367 год до н.э. - именно тогда была введена должность претора. Автором этого законопроекта был Цивилий Цекс. Должность претора была выборной, срок её замещения составлял всего лишь 1 год, а обязанностью избранного на этот пост было составление "преторских эдиктов". В этих документах преторы излагали своё понимание принципов правоприменения и отношение к этому.
Претор наделялся правом в меру необходимости восполнять пробелы в существующих источниках права, а также признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Именно это "преторское право" внесло значительный вклад и оказало огромное влияние на развитие Римского права.
Из дошедших до нас письменных памятников римского права единственным полнотекстовым, содержащим цельное описание древнеримской научной правовой системы, являются Институции Гая, относящиеся ко 2 веку н.э. В числе источников права, одобренных императорами, можно назвать суждения Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла - они были рекомендованы для использования судьями при вынесении вердиктов. Дольше всего основным писанным источником права были Дигесты Юстиниана.
Основной принцип римского права: государство - результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам.
Разделы римского права
Римское право подразделялось на 5 основных отраслей. До сегодняшнего дня "сохранились" не все из них. Рассказываем о каждом в отдельности.
Jus publicum или Публичное право. Его составляют те нормы, которые составлены для охраны интересов общества в целом. Именно они определяют правовое положение государства и его органов. Публичное право можно охарактеризовать следующим образом: его нормы не могут быть изменены соглашением частных лиц и потому являются обязательными. В структуре публичного права выделяют три подраздела:
права и обязанности чиновников,
права и обязанности священников,
уголовное право.
Jus privatum - Частное право. Связано с нормированием и регулированием отношений, касающихся частной собственности.
Jus civile, Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) - Гражданское право. Субъектами этого права являлись квириты (граждане Рима) и другие латины. Этот раздел римского права сформировался в эпоху Республики в Риме. Источниками гражданского права послужили юридические обычаи Древнего Рима (например,Свод законов двенадцати таблиц), а также законы, принятые Народным Собранием.
Jus gentium - Право народов. Формирование этого раздела римского права было вызвано необходимостью разрешать споры между гражданами Рима и империи и иностранцами. Во многом эти правовые нормы были заимствованы от покоренных и союзных народов. Источниками jus gentium служили эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев. Потребность в Праве народов отпало в 212 году, когда император Каракалла наделил гражданством всех жителей Римского государства. Именно из этого раздела древнего права позднее сформировалось современное международное право.
Jus honorarium или Почётное право. Система возникла во второй половине 2 века до н.э. и представляла собой совокупность новшеств, введенных преторами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил.
Законотворчество во времена Республики в Риме состояло из трёх этапов. Правом законодательной инициативы обладал каждый магистрат, в основные обязанности которого входила охрана правопорядка. Проект предлагаемого закона вывешивался на Римском форуме и римляне могли ознакомиться и обсудить его. Если появлялись предложения по внесению поправок, то их сразу передавали магистрату.
Затем народное собрание общим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган Рима, осуществлял проверку процедуры принятия, при отсутствии нарушений закон вступал в силу. Некоторое время эта процедура с той или иной долей фикции сохранялась и в Римской империи. Затем законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором участии сената.
Закон имел постоянную структуру и состоял из:
praescriptio — вводной части, описывавшей мотивы принятия, имя составившего закон магистрата и дату принятия.
rogatio — основной части, содержавшей функциональную часть закона.
sanctio — санкции, указывавшей ответственность за нарушение норм, установленных законом.
Распад Римской империи не уничтожил многовековые традиции и потому правовые нормы, использовавшиеся прежде, вполне успешно прижились на новой почве, а со временем трансформировались, став основой для правовых систем других государств.