Древние религиозные верования 5 класс. Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс
Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Урок истории в 5 классе "Религия древних египтян". Древние религиозные верования 5 класс
Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Возникновение искусства и религиозных верований.
Комментарии преподавателя
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Подведём итоги
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы:
Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
Назовите древнейшие формы искусства.
Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
К занятию прикреплены файлы «Это интересно!» и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs
http://www.youtube.com/watch?v=XNJ3ldD3URw
http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html
www.kursoteka.ru
Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Презентация к уроку "Религия древних египтян" 5 класс | скачать бесплатно
Слайд 1
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Слайд 2
1 . Боги древних египтян. 2. Погребальные обряды египтян. 3. Религия и власть фараона. 4. Жрецы-служители бога. План урока
Слайд 3
Какие религиозные верования существовали у древних египтян? Задание на урок:
Слайд 4
У египтян единого бога не было. Прочтите в учебнике п.2 на стр.49 и определите: Какие боги изображены на слайдах и чему они покровительствовали? 1 . Боги древних египтян
Слайд 5
1 . Боги древних египтян Боги Какие силы природы и занятия они отражали? Ра, Амон, Амон-Ра Бог солнца 2. Апоп Бог тьмы 3. Геб Бог земли 4. Нут Богиня неба 5. Тот Бог мудрости 6. Бастет Покровительница женщин и их красоты
Слайд 6
Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде (с.50-51). Какое явление природы получило отражение в этом мифе? 1 . Боги древних египтян
Слайд 7
1 . Боги древних египтян Исида и Анубис- проводники душ в царство мертвых. Рисунок из « Книги мертвых».
Слайд 8
2. Погребальные обряды Египта. Тело умершего бальзамировали -натирали специальными мазями Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики- саркофаги Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга Верхним саркофагам придавались черты умершего
Слайд 9
Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере(для вельмож ). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали,а внутри строили ловушки. Пирамида в разрезе.
Слайд 10
Фараон – «сын бога», «великий бог». «Он солнце, видящий лучами своими». Какая связь существует между религией и государственной властью? 3. Религия и власть фараона
Слайд 11
4.Жрецы-служители бога. Рассмотрите схему «Обязанности жрецов» и ответьте на вопрос: Почему именно жрецы выполняли эти обязанности?
Слайд 12
Домашнее задание: 1. Прочитать §10 учебника. 2. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
nsportal.ru
Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Урок истории в 5 классе "Религия древних египтян" | скачать бесплатно
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1) Поиск решения.
Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света – пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.
Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №1)
2) Задачи на урок.Познакомиться с мифами, религиозными обрядами древних египтян. Богами и их влиянием на все сферы жизни и деятельности населения древнего Египта (слайд №5)
3) Боги и мифы древнего Египта.
Открыли учебник на стр. 49, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6). Время работы 2 минуты
Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет - «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения.
«Амон Ра» - подготовила Шкуратова Анастасия. А об боге «Апоп» нам расскажет Зозуля Анжелика.
После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?»
Продолжим работу с учебником (стр. 51-52). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №7)
Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог.
Запишите.
А сейчас познакомимся с отношением древних египтян к погребальным обрядам. И с тем, какую роль они играли в их жизни.
4)Погребальные обряды Египта
Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. Поэтому рассмотрим слайды презентации. И ответим на вопрос: «Как происходил погребальный обряд и захоронение фараона в пирамиде» (слайд №8, №9)
Из вышеуслышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается.
5) Фараон и религия.
Мы узнали с вами, что пирамиды это усыпальницы. И возводились они для правителей Египта – фараонов. Сейчас обратите внимание на экран (слайд №10).
Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?
Вы правы, основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр, давайте узнаем их значение
Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.
Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова "править". Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.
Из услышанного мы с вами приходим к мысли, что египтяне обожествляли фараона и называли его богом солнца. Они верили, что Омон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет.
6) Жрецы – служители бога.
Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Посмотрите на слайд (слайд №11) и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»
Молодцы! Вы правы. От сюда следует вывод: жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей. Давайте его и запишем.
А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян. На слайде (слайд №12, №13) представлены верховные боги древних египтян. Назовите их.
Вы заметили, что среди данных богов присутствуют животные, возведенные в ранг священных. (слайд № 14).Это явление получило название «культа животных». Откройте Хрестоматию по истории древнего мира, стр. 38. Самостоятельно, в течении 2-х минут прочтите выдержки 66, 67, 68 и ответьте на вопрос: «Как древние египтяне относились к некоторым домашним животным?».
Физминутка
Мы гуляем по Египту (топ, топ)
Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)
Открываем двери шире (вжик-вжик)
Там на троне фараон (вау)
А там Ра – вот это да.
Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)
Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.
Мы со всеми попрощались, бай-бай.
И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.
Поиск решения поставленной проблемы.
Запись в тетради
Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.
Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора.
Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра - движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток).
Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.
Конспектируют слова учителя
Слушают объяснения учителя, отвечают на поставленный вопрос (Каждый погребальный обряд был священным действием, выполнять которое поручалось специально обученным людям – жрецам. Тело умершего превращали в мумию. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги.
Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения.
Запись в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя (плеть, скипетр)
Слушают объяснения учителя
Ответы учащихся (жрецы – особая группа людей, которая, по вере простых египтян, общалась с богами. Они были посредниками между богом и людьми).
Запись в тетради
Отвечают на вопрос учителя (РА – бог солнца, ИСИДА – покровительница семьи, БАСТ (Бастет – богиня любви), МААТ – богиня истины, НУТ – богиня неба, АПИС – священный бык).
Поиск дополнительной информации в хрестоматии по истории древнего мира.
Фронтальные ответы на вопрос учителя (они их обожествляли, мумифицировали и поклонялись.)
Повторение под диктовку учителя различных движений.
nsportal.ru
Религия Древних греков 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Религия древних греков
2 слайд Описание слайда:
ПЛАН УРОКА Религиозные верования древних греков. 2) Мифы о богах. 3) Мифы о героях.
3 слайд Описание слайда:
Религиозные верования древних греков Древние греки верили во всемогущество богов. Они стоили им храмы, создавали скульптуры, изображали на вазах, воспевали в поэзии. Древнегреческий храм Скульптура греческой богини Деметры Греческая ваза
4 слайд Описание слайда:
О греческих богах мы узнаем из легенд и мифов, сложенных эллинами Люди в своих рассказах наделяли богов сверхъестественной силой и одновременно человеческими качествами.
5 слайд Описание слайда:
В греческих мифах рассказывается, что много веков назад миром правили могущественные существа – титаны. Одним из самых могущественных был титан Кронос.
6 слайд Описание слайда:
Кронос боялся, что сыновья захватят власть и каждый раз когда у него и его жены Реи рождались дети проглатывал их. Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона. Три брата вместе стали управлять миром
7 слайд Описание слайда:
Мир поделен между братьями на три царства Небесное царство Подводное царство Подземное царство
8 слайд Описание слайда:
Небесное царство Подводное царство Подземное царство
9 слайд Описание слайда:
Мифы о греческих богах Верховные боги Греции В Древней Греции единого бога не было. Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом.
10 слайд Описание слайда:
Греки считали, что местом пребывания богов является гора Олимп. На ней обитает Зевс со своей женой Герой и другими богами. гора Олимп
11 слайд Описание слайда:
Согласно мифологии, Зевс был богом грозы и молнии, царем небесного царства. Греки считали его отцом и повелителем богов и людей. Как вы думаете, почему именно этого бога эллины считали царем богов?
12 слайд Описание слайда:
Из мифов мы узнаем, что бог подводного царства Посейдон жил в морском дворце в Эгейском море. Как вы думаете, почему Посейдон почитался как одним из главных богов Греции?
13 слайд Описание слайда:
В подземном царстве – царстве мертвых правил третий сын Крона Аид со своей женой Персефоной. Вход в царство охранял трехглавый пес Цербер.
14 слайд Описание слайда:
Начинаем заполнять таблицу Зевс Посейдон Аид
15 слайд Описание слайда:
Греки воспевали своих богов в поэзии. Догадайтесь. кому посвящены эти стоки? Радуйся, матерь , обильна кормами и хлебом. (из древнегреческого гимна) ? Деметра Афина Деметра богиня плодородия
16 слайд Описание слайда:
Миф о Деметре и Персефоне Аид и Персефона Гермес возвращает Персефону Деметре
17 слайд Описание слайда:
Догадайтесь, кому посвящены эти строки? Песня моя - к златострельной и любящей шум Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра, И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает… ? Афродита Артемида
18 слайд Описание слайда:
Славную петь начинаю богиню Палладу – , С хитро-искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким, Деву достойную, градов защитницу, полную мощи. Назовите имя богини воспетой Гомером? ? Афина богиня мудрости Афродита Афина
19 слайд Описание слайда:
О , воспетая в гимнах, несущая благо. Морем рожденная Матерь- Богиня! Назовите имя богини воспетой Гомером? Афродита ? Афродита Гера богиня красоты
Мифы о героях Мифические герои дети богов и людей Геракл – сын Зевса и земной женщины Алкмены, могучий и храбрый герой. Он прославился 12 подвигами, совершенными у микенского царя Эврисфея
Прометей Прометей – сын Иапета и богини Фемиды. Защитник и покровитель людей
28 слайд Описание слайда:
Персей Персей – сын Зевса и дочери царя Аргоса Дананя. Царю было предсказано, что он будет убит своим внуком, поэтому Персея и его мать бросили в море. Их вынесло на о. Сериф, где они нашли приют у царя Полидекта.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1143525
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
§ 6. Религиозные верования в Древнем Египте презентация 5 класс
Религиозные верования в Древнем Египте 5 класс
ПЛАН
1. Боги Древнего Египта
2. . Миф о боге Осирисе
3. Представления о загробном мире
4. Почитание животных
Боги Древнего Египта
Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне.
В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца.
Боги Древнего Египта
В числе самых почитаемых богов Древнего Египта был бог Осирис. В мифе рассказывается о том, что у богини неба Нут и бога земли Геба родились сыновья — Осирис и Сет.
Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. В управлении ему помогала его верная жена Исида.
Осирис же научил людей распознавать съедобные растения, вспахивать поле, сеять злаки и уберегать поля от засухи, разводить сады и виноградники. Он помог людям в изготовлении оружия для охоты и орудий для обработки земли. В Египте наступила счастливая жизнь: везде царили порядок и справедливость.
Представления о загробном мире
Древние египтяне считали, что после смерти земное существование человека продолжается. Поэтому они говорили: «Он отплыл к другому берегу» - то есть на западный берег Нила, где находятся гробницы.
Египтяне верили, что умерший родственник может помочь, если случится несчастье, или, наоборот, навлечь беду на всю семью. К нему обращались в молитвах с различными просьбами и жалобами.
Египтяне считали, что у человека есть несколько душ. Одна из них — двойник человека.
Почитание животных
В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое.
Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили.
Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем.
Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.
ПОВТОРИМ
В Древнем Египте существовало многобожие, при котором почиталось множество богов, а не единый Бог.
Древние египтяне обожествляли животных.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПАРАГРАФ 6
ВОПРОЫ СТР.37
multiurok.ru
§ 6. Религиозные верования в Древнем Египте презентация 5 класс
Религиозные верования в Древнем Египте 5 класс
ПЛАН
1. Боги Древнего Египта
2. . Миф о боге Осирисе
3. Представления о загробном мире
4. Почитание животных
Боги Древнего Египта
Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне.
В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца.
Боги Древнего Египта
В числе самых почитаемых богов Древнего Египта был бог Осирис. В мифе рассказывается о том, что у богини неба Нут и бога земли Геба родились сыновья — Осирис и Сет.
Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. В управлении ему помогала его верная жена Исида.
Осирис же научил людей распознавать съедобные растения, вспахивать поле, сеять злаки и уберегать поля от засухи, разводить сады и виноградники. Он помог людям в изготовлении оружия для охоты и орудий для обработки земли. В Египте наступила счастливая жизнь: везде царили порядок и справедливость.
Представления о загробном мире
Древние египтяне считали, что после смерти земное существование человека продолжается. Поэтому они говорили: «Он отплыл к другому берегу» - то есть на западный берег Нила, где находятся гробницы.
Египтяне верили, что умерший родственник может помочь, если случится несчастье, или, наоборот, навлечь беду на всю семью. К нему обращались в молитвах с различными просьбами и жалобами.
Египтяне считали, что у человека есть несколько душ. Одна из них — двойник человека.
Почитание животных
В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое.
Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили.
Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем.
Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.
ПОВТОРИМ
В Древнем Египте существовало многобожие, при котором почиталось множество богов, а не единый Бог.
Древние египтяне обожествляли животных.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПАРАГРАФ 6
ВОПРОЫ СТР.37
multiurok.ru
Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс | скачать бесплатно
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
УРОК + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Религия древних греков»
5 класс
Учитель истории:
Эндерс Людмила Владимировна
п.Степной
Тема: «Религия древних греков»
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев; познакомить учащихся с мифами о них;
показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», маршрутные листы.
Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, Титаны, Олимпийские боги.
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение темы, цели, плана урока.
Слайд 1, 2, 3.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение)
Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
(см. приложение)
Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б)
Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
Слайд 4
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада»
Слайд 5
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Одиссея»
Слайд 6
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»
Слайд 7
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Одиссея»
Слайд 8
Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
Дайте определение понятию «Религия»
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
Слайд 9
Почему появляются религиозные верования?
Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Вспомните что такое МИФ?
Изучение новой темы
План:
Начало начал.
Боги Древней Греции.
Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.
. Рассказ учителя. Начало начал.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День. Слайд 10
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы. Слайд 11
Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и
Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов
самого древнего поколения.
У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые
знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.
И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.
Дети людей и богов назывались «герои».
Слайд 12
Боги Древней Греции.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром.
ЗЕВС стал господствовать на небе. Слайд 13
ПОСЕЙДОН – на море. Слайд 14
АИД – в «царстве мертвых». Слайд 15
Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос – победил своего отца.
Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки , коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.
Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.
Основные занятия греков имели своих богов – покровителей.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции».
(учебник, рисунки, выполненные учащимися)
Работа с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Дионисе, миф о Прометее.
Слайд 16, 17, 18
Заполнение таблицы в ходе изучения материала.
( в маршрутных листах)
Имена богов
Покровителями чего они считались
Зевс
Бог дождя, грома, молний
Посейдон
Бог моря
Аид
Владыка подземного мира
Деметра
Покровительница земледелия
Гефест
Кузнечное дело
Дионис
Покровитель виноделия
Фетида
Богиня моря
Беседа по прочитанному:
Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?
(Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)
Слайд 19
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?
(Это связано с природными и климатическими условиями Греции)
Слайд 20
Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?
(Они верили в силу человека)
Слайд 21
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
(Евреи)
Слайд 22
Закрепление изученного материала
(вопросы к §28)
Ответь «Да» или «Нет»
Слайд 23, 24
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
«Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»
Заключительное слово учителя:
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
Подведение итогов
Домашнее задание: прочитать §28, подготовить рассказ о подвигах Геракла.
Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса
Б) золотую оливку
В) золотой апельсин
Г) золотое яблоко
Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам
Б) царевич Парис
В) герой Ахилл
Г) герой Тесей
Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?
А) Афина
Б) Гера
В) Артемида
Г) Афродита
Греки одолели троянцев:
А) в честном бою
Б) при помощи подкопа под стену
В) при помощи деревянного коня
Г) с помощью богов
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
в виде:
А) путешественника «Одиссея»
Б) слепого сказителя Демодока
В) царя Алкиноя
Г) царя погибшей Трои Приама.
Источники информации:1.ВигасинА.А. и др. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.Просвещение 20042.МарьяноваО.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: методическое пособие. М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 20093.Трухина Н.Н. История Древней Греции: эксперементальный учебник. М.:МИРОС, 19934.Ботвинник М.Н. Мифологический словарь. М.Просвещение, 1985.5.Инфомация из глобальной сети Интернет: www. Google.ru6.http://grechistory.ru7.http:// www.greekroman.ru8.http:// mify.org/kun.shtml