Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. 5 класс древний египет кратко
Культура Древнего Египта. 5-й класс
Разделы: История и обществознание
Цели:
ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой,
скульптурой, литературой, медициной;
продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе
разных источников информации, обобщать отдельные факты;
воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые
создали шедевры мировой культуры.
Оборудование: картина «Постройка пирамиды», карта, учебник, презентация.
Информация для учителя
Поскольку обучение истории в школе сегодня ориентировано не только на
усвоение знаний учащимися, но и на овладение способами их приобретения, то
решить эту задачу позволит организация групповой деятельности учащихся. Эта
форма работы им хорошо знакома по начальной школе. Но тем не менее учитель
должен помнить, что, разбивая класс на группы, оптимальное количество детей в
них должно быть от 4 до 6 человек. При первоначальном формировании групп следует
учитывать желание школьников (возможен социометрический тест), а также опыт их
совместной деятельности в парах (при работе, например, с историческими
источниками). В психологии различают следующие типологические группы школьников:
1) ученики, имеющие глубокие и прочные знания, умеют их применять, пояснять,
аргументировать, доказывать, обобщать факты;
2) учащиеся имеют хорошие, прочные знания, но не всегда умеют
аргументировать, доказывать, обобщать, затрудняются в решении творческой задачи;
3) ученики обладают минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их
применения по образу или схеме;
4) учащиеся с трудом усваивают факты, понятия, не могут воспроизвести
определение, не умеют применять знания без помощи учителя.
В каждой группе выбирается старший (бригадир, консультант), который руководит
деятельностью своей группы, наблюдает за ходом работы, а в случае необходимости
оказывает ей помощь. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После
взаимной информации складывается коллективный результат, которым в той или иной
степени владеют все члены группы и могут выступать с соответствующим сообщением.
После заслушивания групповых ответов следуют вопросы к выступающему,
соответствующие исправления и дополнения. А в заключение – обобщение учителя. В
результате обеспечивается усвоение всеми учащимися основного программного
материала. В ходе таких занятий возникает атмосфера соревновательности, что
повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. При
коллективной форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в
качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за
соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и
отдельных учащихся, а в случае необходимости может поработать с одной из групп,
подводит итоги коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке. Для
экономии времени целесообразнее учащихся посадить по группам на перемене, а не
на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «Религия древних египтян»
Поскольку объем изучаемого материала велик, то в целях экономии времени можно
устно заслушать одного ученика (наиболее подготовленного) либо провести тест на
10 минут.
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие боги и
религиозные верования существовали у древних египтян?»
Для этого вспомни:
– Почему главным богом у египтян был бог Солнца Ра?
– Почему у египтян все боги изображены с головами животных?
– Что обозначал ритуал захоронения вместе с хозяином различных
вещей, скульптурок?
– Какая связь существовала между государственной властью и
религией?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Главным богом у египтян был бог Солнца Ра, так как от него зависела жизнь
людей. Все боги у египтян были с головами животных, так как существовал культ
животных, преклонение им. Еще египтяне верили в загробную жизнь, отсюда и ритуал
захоронения, когда вместе с хозяином клали различные вещи. Государственная
власть и религия были тесно связаны между собой.
2. Выполнение теста. (Приложение 1)
III. Переход к изучению новой темы
Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, то они клали в гробницу фараона
статуэтки, делали золотые маски, расписывали стены пирамид, строили храмы. Все
это является ценнейшим источником наших знаний об истории Древнего Египта,
культуры этой страны.
– Ознакомимся с культурой Древнего Египта.
IV. Изучение новой темы (работа по группам)
Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и
карточка-задание.
1. Условия работы групп (написать на доске).
А) Консультанты получают карточку-задание.
Б) Работа с литературой – 25 минут.
В) Время на обсуждение, составление рассказа – 10 минут.
Г) Выступления групп – 5–7 минут.
2.Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяжении всего урока по
итогам выступления групп.
Направление культуры
Достижения
Значение для мировой культуры
1. Архитектура
2. Скульптура и живопись
3. Медицина
4. Письменность
5. Литература
3. Карточки-задания для всех групп.
Карточка-задание для группы № 1
Архитектура
Внимательно изучите литературу, фрагменты исторического
документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над
материалом):
– Учебник Вигасина пп. 1, 2 и 3 § 10 или Михайловского п. 2 §
11.
– Фрагменты исторического документы. Геродот «История».
– Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 368.
– Нейхардт А.А. Семь чудес древнего мира. М., 1966. С. 12.
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как строились пирамиды и
храмы в Древнем Египте?»
Геродот. История
124. … Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть
все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян
работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийский горах (через реку
камни перевозили на кораблях) … сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно,
сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить
дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы… сооружение же самой пирамиды
продолжалось двадцать лет.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы
уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как
заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали
при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни
на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени
втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень.
Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира.
М., 1987. С. 51
Вопросы к документу:
– Из чего строили пирамиды?
– Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий?
– Как поднимали камни для строительства пирамиды?
– Сравните способ строительства пирамиды, описанный Геродотом, и способ,
описываемый в учебнике.
Постройки в Луксорском храме
…Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель Небмаатра, наследник
Ра, сын Ра, владыка венцов Аменхотеп, властитель Фив, успокоился на работах для
отца своего Амона-Ра, владыки престолов Обеих Земель, в Луксоре из камня белого,
доброго, крепкой породы, (причем) он (то есть Луксорский храм) расширен и
увеличен весьма, к красоте которого добавлен избыток, стены которого из белого
золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого
близок к выси, а обе мачты которого – среди звезд…
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира.
М., 1987. С. 51
Вопросы к документу:
– Для чего строили храмы в Египте?
– Для кого (какого бога) строит храм фараон Аменхотеп?
– Чем украшался храм?
Карточка-задание для группы № 2
Скульптура, живопись
Внимательно изучите литературу, фрагменты исторического
документа, которые указаны ниже (распределите между собой работу над
материалом):
– Учебник Вигасина п. 4 § 10 или Михайловского п. 1 § 14.
– Надпись в гробнице вельможи. Учебник Вигасина, с. 59.
– Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М.,
1989. С. 34-35.
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Какие правила должны были
соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов,
фараонов, вельмож?»
Карточка-задание для группы № 3
Медицина
Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые
указаны ниже (распределите между собой работу над материалом).
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Какие достижения в области
медицины существовали у древних египтян?»
О достижениях древних египтян в области медицины мы знаем благодаря
сохранившимся древнеегипетским медицинским трактатам. Например, до нас дошел
медицинский папирус Эберса 20,5 м длины. Он содержит до 900 лечебных
рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию трупов египтяне
могли хорошо изучить строение человеческого организма, процесс кровообращения. В
результате появились первые знания в области анатомии. Египетские врачи
считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении употребляли настои трав,
порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии
фармакологии.
Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких
тканей головы (из папируса Смита)
Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет
ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной
стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той
стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты
должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его
плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, от
источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего
мира.
М., 1987. С. 52
Вопросы к документу:
– Какие выводы можно сделать на основе этого документа?
Карточка-задание для группы № 4
Письменность
Внимательно изучите литературу, фрагменты исторических
документов, которые указаны ниже (распределите между собой работу
над материалом):
– Учебник Вигасина пп. 1, 2 § 12 или Михайловского п. 1 § 11.
– «Поучение писцов ученикам». Учебник Вигасина, с. 61.
– Кому удалось разгадать тайну иероглифов. Учебник Вигасина, с.
60.
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как развивалась
письменность в Древнем Египте?»
Карточка-задание для группы № 5
Литература
Внимательно изучите фрагменты исторических документов, которые
указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
– Восхваление авторов поучений.
– Сказка о взятии Юпы.
Подготовьте небольшой рассказ по теме «Что отражали и кого восхваляли
в литературных произведениях древние египтяне?»
Древние египтяне создали разнообразные произведения художественной литературы
(мифы, сказки, повести, песни, поучения и др.). Литература древних египтян была
тесно связана с религией.
Восхваление авторов поучений
(текст содержится в одном из папирусов II тыс. до н.э.)
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 55
Вопрос к документу:
– За что восхваляют авторов поучений?
Сказка о взятии Юпы (XIII в. до н.э.)
Был некогда а Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III
во всех походах, постиг все военные хитрости и получил немало наград. И вот
однажды прибыл к фараону гонец и сообщил: «Побежденный правитель города Юпы
восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал
тогда Джехути: «О, ты, кому вся земля воздает почести! Прикажи дать мне твой
великий жезл, войска и колесницы. Я убью побежденного из Юпы и захвачу его
город». И дал ему фараон жезл и солдат. Прибыл Джехути к стенам Юпы и обратился
к его правителю: «Я, Джехути, полководец Египта. Отваге моей стал завидовать сам
фараон, но я спасся от него, увел солдат и унес его великий жезл. С моими
воинами готов я служить тебе и отдам тебе жезл фараона». Обрадовался побежденный
из Юпы, сел пировать в лагере Джехути, потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл
фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побежденного из
Юпы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал
Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному своему воину
с оружием. А жителям города объявил: «Вот приказ вашего правителя! Открывайте
ворота, чтобы внести добычу! Джехути побежден и сдался». Когда же открыли ворота
и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и
кинжалами и захватили Юпу.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира.
Книга для учителя. М., 2000. С. 41-42.
Вопросы к документу:
– Какие исторические события отражены в сказке?
– Какую хитрость применил Джехути?
– На сюжет какой древней сказки похож сюжет этой сказки?
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа с учащимися
– Что мы выяснили на этом уроке? (Выяснили, что египтяне внесли большой
вклад в развитие культуры народов мира.)
– А что такое культура? (Культура – это достижения людей в разных областях
человеческой жизни.)
Записать определение культуры в тетрадь.
2. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка деятельности групп
или отдельных учащихся на уроке (можно собрать тетради тех, кто не успел
выступить на уроке).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме
«Древний Египет»; для этого повторить термины: налог, культура, государство,
классы, религия; уметь показывать на карте Египет, Нил, дельту, пороги,
столицу, страны, в которые были совершены военные походы фараонов.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок истории в 5 классе «Древний Египет»
Манохина Любовь Николаевна, учитель истории
Обобщающий урок истории в 5 классе
«Древний Египет» Цель урока:
систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет»,
продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний; формулировать несложные выводы; правильно показывать на карте исторические объекты; давать устный отзыв на ответы других учащихся.
План урока (что повторить):
Географическое положение Древнего Египта.
Разливы Нила.
Государственное устройство Древнего Египта.
Религия Древнего Египта.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Мы оставили первобытный мир на этапе перехода его к эпохе цивилизации. Цивилизация – это общество, достигшее высокого уровня развития. Ученые установили, что первые цивилизации зародились примерно 5 тысяч лет назад в долинах великих рек (Нил, Тигр, Ефрат и др.), где на плодородных почвах, орошаемых влагой, можно было собирать обильные урожаи. Такие цивилизации нередко называют речными.
Одна из самых древних цивилизаций возникла в долине реки Нил – это государство Египет, которое принято называть Древним Египтом.
1) – Где находится Египет? (Египет находится на северо-востоке Африки).
- Какой климат и рельеф имеет страна? (В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. Рельеф представлен песчаными каменистыми пустынями, горами и возвышенностями).
Здесь же учащиеся должны вспомнить определение рельефа (выпуклое, выступающее над поверхностью изображение).
2) С юга на север пустыню пересекает одна из величайших рек мира – Нил. Нил вытекает из больших озер, расположенных в центральной Африке. Путь реке преграждают пороги – опасные каменистые преграды. Преодолев их, река плавно течет около 700 км. в глубокой долине и впадает в Средиземное море. При впадении Нила в море река делится на рукава, образуя дельту.
- Дайте определение этого понятия. (Дельта – это место, где река делится на рукава).
В долине и дельте Нила от порогов был расположен Древний Египет.
- Чем защищен Египет с запада и востока? (С запада – Ливийской пустыней, с востока – рекой и пустыней с болотистыми местами).
- Что такое оазисы? (Островок зелени в пустыне).
- Покажите географическое положение Древнего Египта на большой карте и отметьте в контурных картах Нил, Средиземное море, пороги, оазисы, дельту Нила.
- Что еще можно рассказать об этой реке? (Каждый год в июле начинается разлив Нила. Это происходило по воле бога Хапи. В ноябре вода спадала и река входила в свои берега. После разлива почва была хорошо увлажнена и покрыта плодородным илом, который придавал черный цвет земле. Поэтому в древности Египет называли «черная земля»).
- Что строили египтяне для орошения полей? (Каналы – сооружения для отвода воды. Дамбы – земляные насыпи. Шадуфы – колодцы).
3) Первые государства возникли там, где земледелие и скотоводство стали главными занятиями. Сначала возникло около 40 небольших царств, которые постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей. В конце концов долина Нила оказалась поделенной на два больших царства. Расскажите об этом. (В низовьях реки, т.е.в дельте Нила располагался Нижний Египет. Его царь носил красную корону. Выше по течению располагался Верхний Египет. Здесь царь носил белую корону. Примерно за 3 тысячи лет до н.э.царь Мина объединил Египет и стал носить двойную корону. Столицей единого Египта стал город Мемфис.)
- Отметьте на карте этот город.
- Общество Древнего Египта рассматривается в виде пирамиды, которая делится на ступени. Как распределялись ступени? (Фараон – верховный правитель, носил двойную корону. В руках фараон держал символ власти – посох и плеть. Искусственная двойная борода символизировала бессмертие. Был главнокомандующим армии и верховным жрецом.)
- Почему фараона называли д е с п о т о м? (Деспот – правитель, пользующийся неограниченной властью. Деспотия – государство, управляемое деспотом).
(Вельможи – высший слой чиновников. Чати – высший чиновник в Древнем Египте, близкое и доверенное лицо фараона. Назначались фараоном для управления Верхним, Нижним Египтом. Один жил в Мемфисе, другой в Фивах.)
- Перечислите обязанности чиновников.
(Писцы – помощники фараона и вельмож. Для письма использовали папирус. Жрец – служитель богов. Воин – человек, служащий в армии. В Египте была регулярная (постоянная) армия, которая делилась на конную и пешую. При фараоне Тутмосе III египтяне вели борьбу с гипсосами ( кочевниками). Именно у них египтяне переняли колесницы. Особой популярностью среди оружия пользовались дротики – короткие копья. Египтяне осуществляли военные походы в Палестину, Сирию, Финикию и т.д.)
(Последние ступени – это крестьяне, ремесленники и рабы.)
Краткий обзорный опрос. Предлагаемые вопросы:
- Занимались египтяне строительством? Что было построено?
- Вел ли Египет завоевательные войны?
- Какие раскопки проводились в Египте и что и кем было найдено? (см.Приложение)
- Что такое саркофаг? Иероглифы?
4) - У египтян существовало великое множество богов. Дома вам нужно было изобразить какого-либо бога древнеегипетской мифологии и приготовить его краткое описание. (Пятиклассники представляют иллюстрации, выполненные в различной технике и с помощью природных материалов. Звучат рассказы об Атуме, Гебе, Осирисе, Исиде, Анубисе и т.д.)
5) Заключительный этап урока – тестирование с использованием ИКТ (решение кроссвордов по тематике «Древний Египет» с помощью мультимедийного оборудования).
Учитель благодарит ребят за урок. Выставление оценок.
Приложение. Материалы к уроку.
золотая маска Тутанхамона
троны Тутанхамона
нагрудное украшение фараона в виде скарабея погребальная камера гробницы Тутанхамона
migha.ru
Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Государство на берегах Нила.
Комментарии преподавателя
Страна среди песков. На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зеленой ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник — папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.
Рис. Древний Египет
Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.
Рис. Бегемот. Древнегреческая фигурка
С Началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.
Складывание единого Древнеегипетского государства. Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека — номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории — нома — и начинал передавать свою власть по наследству.
В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство — Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну.
Рис. Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите
Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.
Как было устроено Древнеегипетское государство. Во главе объединённого Египта стоял правитель, которого называли фараоном. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.
Большую часть населения Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.
Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные на войне пленные. Рабы не имели ни земли, ни имущества и должны были работать на своего господина — фараона или вельможу.
Подведём итоги
На плодородных землях долины Нила образовалось Древнеегипетское государство — одно из древнейших на Земле.
Вельможи — наиболее знатные и богатые люди.
3000 года до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.
Вопросы.
Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
(Учебно-интеллектуальная игра в форме пресс-конференции)
Владислав Константинович Волков,
учитель истории Аликовской
средней школы Чувашской Республики,
Задачи:закрепить и дополнить знания учащихся по истории и культуре Древнего Востока; - совершить воображаемое путешествие в Древний Египет, - дать картинку жизни и быта Египтян. - продолжить работу по привитию учащимся умений формулировать вопросы по содержанию изучаемого материала; - формировать навыки межличностного общения в коллективе.
Оборудование: карта Древнего Египта, различные плакаты по данной тематике, корона фараона, сделанная из бумаги, таблички с данными об участниках пресс-конференции (фараон, вельможа, жрец, крестьянин, воин, раб).
В начале урока учитель открывает "пресс-конференцию" и объявляет, что ее будут давать гости из прошлого, а вернее из Древнего Египта. Одни ученики исполняют роли "гостей", другие - журналистов. К игре все тщательно готовятся заранее: придумывают и изобретают костюмы или отдельные детали, красочно оформляют вопросы, репетируют отдельные сцены.
У стола, снабженного табличками, занимают места "фараон", на голову которого надета корона, "вельможа", "жрец", "воин", "крестьянин", "раб".
Ход игры
Этап.
Звучит марш из оперы Д.Верди "Аида".
Вступительное слово учителя: Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет, Вавилон, Ассирия и Мидия, Финикия и Элам. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например, египетские пирамиды.
Забыты были древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда записи. О большинстве государств сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и Римских писателей и еще более легендарные сказания Библии.
Но в 19 веке начались археологические раскопки, продолжающиеся до настоящего времени. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, оросительные сооружения, гробницы с множеством лежащих в них вещей, добыли письменные источники на камне, кости , коже, глине, папирусе. Ценой упорного труда ученые расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочие найденные документы. Но ни один ученый не имел возможности напрямую общаться с людьми из прошлого. Такая "уникальная возможность" представлена нам. Мы можем задать им вопросы по интересующим нас проблемам истории Древнего Египта.
Этап.
"Журналисты" поочередно задают свои вопросы. По правилам игры, "египтянин" заменяется журналистом, если будет поставлен в тупик заданным вопросом.
"Журналисты" соблюдают правило, согласно которому "египтянину" можно задавать вопросы, касающиеся лишь его сферы жизни и деятельности. Для того чтобы усилить соревновательность, учреждаются награды: медали "За лучший вопрос" трех степеней, медали "За лучший ответ" трех степеней.(Критерии получения данных наград сообщаются предварительно на предыдущем уроке).
Ордена под названием "Непотопляемый" удостаивается тот "египтянин", который успешно ответит в ходе пресс-конференции на все вопросы. (При вручении наград учитель дает краткое обоснование, еще раз повторяет лучшие вопросы, удостоенные высоких наград).
Работой пресс-конференции руководит специальный секретарь, избираемый из числа учащихся. Он следит за соблюдением протокола и инструктируется заранее.
Вожатый: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, в этой области нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.
Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 196 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Квадрат | Вавилонская башня | Словесный футбол | Песочный замок расколдуй | Каблучок | Огоньки знакомства | Тематический огонек о дружбе | Созвездие | ОД организационного периода на знакомство | Экологическое ОД |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.006 сек.)
mybiblioteka.su
Презентация по истории Древнего мира на тему "Древний Египет" (5 класс)
Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории Древнего мира на тему "Древний Египет" (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
* Государство на берегах Нила
2 слайд Описание слайда:
* План 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта. 2.Основные занятия египтян. 3.Объединение Египта. 4. Мемфис – столица Египетского царства.
3 слайд Описание слайда:
* 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта. Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке в долине реки Нил – одной из самых больших рек в мире. Впадая в Средиземное море, река разделялась на несколько рукавов – дельту. Нил, находясь на перекрестке различных путей, связывал Египет со многими странами Африки, Средиземноморья, Передней Азии, Аравии. Огромная, каменистая пустыня покрывает северо-восточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих краях благодаря реке Нил. Дельта – низменность, где Нил делится на рукава.
4 слайд Описание слайда:
* Пороги – опасные каменистые преграды на Ниле 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
5 слайд Описание слайда:
* Египет – страна, расположенная в северо-восточной Африке по берегам реки Нил и в его дельте от первого порога до Средиземного моря 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
6 слайд Описание слайда:
* Финиковые пальмы 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта. Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник- папирус. В дельте – виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба, которая была одним из продуктов питания египтян; заросли кишели птицами. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из которых почитались божеств. Папирус Лотос
7 слайд Описание слайда:
* 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
8 слайд Описание слайда:
* Оазис – островок зелени в пустыне 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
9 слайд Описание слайда:
* Каждый год в июле начинался разлив Нила. 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
10 слайд Описание слайда:
* Хапи - бог Нила и покровитель урожая в египетской мифологии. 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
11 слайд Описание слайда:
* Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород 1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.
12 слайд Описание слайда:
* Каковы были основные занятия египтян?
13 слайд Описание слайда:
* Земледелие и скотоводство – главные занятия египтян 2.Основные занятия египтян.
14 слайд Описание слайда:
* Прочитайте пункт учебника «Объединение Египта», ответьте на вопросы: На какие два царства делился Египет в древности? Когда образовалось единое государство? Как назывался правитель объединённого государства? Какой город являлся столицей объединённого Египта?
15 слайд Описание слайда:
* 3.Объединение Египта.
16 слайд Описание слайда:
* 3.Объединение Египта.
17 слайд Описание слайда:
* Фараон – правитель Египта 3.Объединение Египта.
18 слайд Описание слайда:
* 4. Мемфис – столица Египетского царства. Храм Исиды в Мемфисе Мемфис – столица Египетского государства
19 слайд Описание слайда:
* Запиши и запомни! Пять с половиной тысяч лет назад зародилась древнеегипетская цивилизация
20 слайд Описание слайда:
* Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова Египет расположен в северо - восточной ________. В долине реки Нил рос высокий тростник ________. Течение Нила встречало на своём пути опасные каменистые преграды -_________. Впадая в ________ море, Нил разделяется на несколько рукавов, образующих огромный треугольник- ________. Вдали от Нила среди песков пустыни изредка встречались островки зелени - _______. В июле начинался ________ Нила, после которого на полях оставался плодородный _________. Главными занятиями египтян были __________ и _________. Правил Египтом ________. Столица Древнего Египта называлась ________.
21 слайд Описание слайда:
* 1) Каким был бы Египет, если бы Нил никогда не разливался? 2) Древние египтяне называли свою страну «Та-Камет» - «Чёрная земля». Почему? Как вы думаете, что они называли «Красной землёй»?
22 слайд Описание слайда:
* Определите словами и покажите на карте местоположение Древнего Египта. Покажите на карте: дельту Нила пороги оазисы столицу Египта
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-013857
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Урок по истории Древнего мира. 5 Класс. Древний Египет.
Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»
Просмотр содержимого презентации
«Древний Египет»
Проверка домашнего задания. «Древний Вавилон» (вставьте в текст пропущенные слова)
1) При царе ______________ Древневавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. 2) Хаммурапи издал свод _________, полностью дошедший до нас. 3) Он содержал ________ статьи. 4) Законы Хаммурапи были очень ____________. 5) За большинство нарушений законов полагалась ____________ ___________. 6) Царь был верховным ________. 7) Считалось, сто он получил власть от ____________. 8) Каждый город имел своего покровителя - _________ или _______. 9) Поклонение многим богам называется ____________. 10) Главным богом Вавилона был ____________, считавшийся создателем мира и людей.
Ключ
1) Хаммурапи
6) Верховным правителем
2) Законов
7) От богов
3) 282
8) Бога или богиню
4) Суровы
9) Язычеством
5) Смертная казнь
10) Мардук
«5» - ошибок 0 или 1
«4» - ошибок 2 или 3
«3» - ошибок 4 или 5
«2» - 6 ошибок и больше.
Тема урока
Древний Египет
Цели урока:
1. Определить географическое положение и природные условия Египта.
2. Выяснить влияние природных условий на занятия жителей Древнего Египта
3. Выявить процесс формирования единого государства в Египте.
4. Выяснить какие архитектурные сооружения являются главными достопримечательностями Египта.
Задания группам
Географы
Историки
С помощью карты и текста учебника определить местоположение Древнего Египта, природные и климатические условия.
Археологи
(Стр. 36)
С помощью текста параграфа выявить процесс формирования единого государства в Древнем Египте.
(Стр. 36-37 Египет становится единым государством)
С помощью текста параграфа определить назначение и особенности Египетских пирамид.
(Стр. 38)
Физминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
1 гуппа - географы
2 группа - историки
3 группа- археологи
Тест
Где расположен Египет?
а) в Северной Африке; б) в Месопотамии; в ) в Южной Африке
2. Какая река протекает в Египте?
а) Тигр; б) Евфрат; в) Нил
3. Небольшие города-государства в Египте:
а) Полисы б) Номы
4. Когда произошло объединение всего Египта?
а) в 3000 году до н.э. б) в 4000 году до н.э.
Тест
5. Какой город стал первой столицей единого Египта?