Сбор дани в древней руси. Налоги в Древней Руси. Система сбора дани 2
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Баскак - это сборщик дани в Древней Руси. Сбор дани в древней руси


это сборщик дани в Древней Руси :: SYL.ru

В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

Монгольское управление

Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей – ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога – это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь – так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

Сборщики дани

При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак – это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста. После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать – это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак –это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

Виды дани на Руси

Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак – это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

Как собирался ясак?

Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

Бухарские купцы

В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

Переносное значение слова

В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

www.syl.ru

Как называли людей, собирающие дань на Руси?

певцы и музыканты

оброк, ясак Яса́к — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси) . Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую руку государя» неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясака ведал сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам» . Сбор ясака часто гарантировался путём взятия заложников (аманатов) из туземцев. [1][2][3][4] Уплата ясака ложилась на инородцев тяжёлым бременем, так как служилые люди старались собирать его с «прибылью» и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество ясака и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году состоялась резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя» . Злоупотребления сборщиков ясака не прекратились; «ясашные народы терпели от заборщиков ясака и прочих начальников грабительство и разорение» , и правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения ясаком инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определённым родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так называемых «окладных зверей» , разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племён, обложенных ясаком, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, особые для Восточной и для Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили» . По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние. Обро́к — термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином «дань» ; поэтому старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета» (Ю. А. Гагемейстер) . Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что «Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью» . «Новейшие» исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили,

Изначально на Руси сбором налогов (дани) занимался сам князь с дружиной. Затем он назначал особых сборщиков либо договаривался с общиной о величине налога, который они сами приносили князю. В период почти трехсотлетнего монголо-татарского ига баскаками называли на Руси сборщиков, а вернее надсмотрщиков, которые контролировали сбор податей, которыми ханы Монгольской орды обложили русские земли, вернее русских князей. Баскаки – это уполномоченные посланники или представители монгольского хана, которых он направлял на завоеванные территории для обеспечения должного порядка при сборе наложенной дани.

Дружина с князем

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года, князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь осуществлял судебные функции. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана; суверенные права были утрачены и перешли к верховному правителю — хану Золотой Орды, которого на Руси называли царем. Вся дань, собираемая на Руси и отправляемая хану, получила название ордынского выхода.

их называли оброками

touch.otvet.mail.ru

Сбор дани

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани — повоз — доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не

знаем.

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".

Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

studfiles.net

Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

Это называлось полюдьем! Так назывался сбор дани князем и его дружиной, когда они приезжали к подвластному населению сами (термин просисходит от слова "пойти по людям").

Полюдье, а сменилось повозом, когда данники обязаны были сами доставлять дань в специальные места - погосты.

Полюдье - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения -людей - для сбора дани;

конечно же ПОЛЮДЬЕ ТУПИЦЫ

Монголов тогда не было, а также монголо-татар или татаро-монголов. Была славяно-арийская империя Великая Тартария и соответственно, народ назывался - тартарийцы. Сбор дани - это в славяно-арийской империи Великой Тартарии, обычный сбор налогов на содержание армии и т. д. сборщиками, называвшихся славянским словом - баскаки (множ. число). Орда - это славянское, казацкое войско. Территориально - Орда - место, где стояло войско.

touch.otvet.mail.ru

Налоги в Древней Руси. Система сбора дани 2, Налоги, налогообложение и налоговое планирование

Пример готового реферата по предмету: Налоги, налогообложение и налоговое планирование

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Возникновение налогов в Древней Руси

2 Система сбора дани

3 Налогово-данническая система древнерусского государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

В то же время новая, государственная власть использовала и институты, выработанные в рамках родоплеменного общества.

Для раннего периода развития восточнославянского государства характерным была такая форма сбора дани, как полюдье. данный институт напрямую связан со становлением института вождей, затем верховной княжеской власти. Вождь, выполнявший в интересах всего общества определенные функции, в полной мере вознаграждался посредством даров, подношений членов этого общества. Эти дары носили сугубо добровольный характер и выступали в виде платы вождю за его «работу». По мере того как должность вождя становилась постоянной, постоянными становились и подношения. Племенной вождь (называемый в славянском регионе князем), власть которого становилась постоянной, использовал дары, уже освященные традицией, для поддержания формирующегося вокруг него постоянного контингента профессиональных воинов. С созданием суперсоюзов племен, т. е. с подчинением власти одного лица нескольких союзов племен, и появляется институт полюдья.

Довольно обширная территория, включающая этнически близкие и не только племена, потребовала переездов правителя для сбора даней.

В правосознании тогдашнего общества личное присутствие при осуществлении дара, видимо, оказывается чрезвычайно важным.

Полюдье представляется не последовательным объездом князем с его дружиной всех или нескольких племенных союзов, а разъездом князя, членов его семьи и назначенных князем знатных служилых мужей по племенным княжениям. Полюдье было способом прямого административно-судебного управления племенными княжениями в условиях сохранения архаичных отношений предшествующей эпохи. В его ходе дружины князя и представителей династии кормились за счет местного населения, этот корм являлся натуральным обеспечением служилых князю людей.

Полюдье возникло «как общественно необходимый и общественно полезный институт, обеспечивающий нормальное функционирование власти правителя (вождя, князя), а следовательно и социума в целом».

Наиболее важной вехой в формировании налогово-даннической системы Древнерусского государства явились реформы княгини Ольги, осуществленные, если верить летописи, в 946−947 гг. Их реализация привела к отмиранию института полюдья как общегосударственного мероприятия. Основной смысл реформ Ольги состоял в «повсеместной фиксации правовых норм („уставы“ и дани („уроки“)), которые отныне взимались не во время наездов кормящейся дружины, а специальными представителями княжеской администрации». Погосты — прежде места временных остановок князя и княжих мужей с дружинами во время полюдья — были реорганизованы в центры постоянного княжеского административно-судебного управления. Именно в погостах сосредоточивался сбор дани, при этом присутствие князя оказывается не обязательным, функции сбора дани и различных оброков, как и судебные функции, поручались специальным должностным лицам — тиунам. Считается, что погосты прекратили свое существование либо к концу Xв. — их функции перешли к городам, либо к XIIв. — в связи с широким распространением княжеского и боярского землевладения.

Функционально близки были погостам становища. Исследователи отмечают, что связанные друг с другом становища и ловища являются начальными формами «окняжения» дальних лесных краев, вслед за которыми возникали погосты. Ловища представляли собой княжеские территории, на которых останавливавшиеся в становищах княжие мужи и дружинники охотились и ловили рыбу. Под «уставами и уроками» Ольги обычно понимаются какие-то постановления, возможно письменные. «Урок» в древнерусском языке — это нечто «точно оговоренное», «точно установленное»; тем же термином именовались законодательные акты, связанные с судебным процессом, иногда — штраф в пользу князя. Суть мероприятия Ольги по «установлению» «уроков» сводилась к определению конкретных сумм, взимавшихся с сельских общин в дополнение к уже существовавшим урокам от городов. «Устав» — это княжеский акт; в приложении к мероприятиям княгини Ольги под «уставами» понимают законодательные акты, которыми «могли бы руководствоваться при сборе дани и производстве суда представители власти на местах».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До

98. года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов), оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.

В целом преобразования Ольги способствовали росту значения государственных институтов в общественно-политической жизни Древней Руси, была создана устойчивая система налогообложения, которая смогла обеспечить стабильность государственной системы. В то же время серьезный удар был нанесен племенным институтам местных князей и народному вечевому самоуправлению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Учебное посбие / И.Н. Данилевский. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 400 с.

Должиков, С.Ф. Зарождение налоговой системы в Древней Руси // Обзор юридической практики «Эксперт», 2005

Захаров, В.Н. История налогов в России. IX — начало XXв. / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацило. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 8

Виряскин, С. История налогов в России // «Bankir.Ru»: Аналитика. Финансы. Экономика, от

1. декабря 2005

Возникновение и развитие налогообложения в России // Ю.И. Петров // Закон и организация. — Образовательный портал: petrov-ui.ru/

Качур, О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.В. Качур. — М.: Изд. «КноРус», 2007. — 384 с.

Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: «Финансы и статистика», 1999. — 542 с.

Петрухин, В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т.I. М., 2000. — С. 13−401

Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIIIв. СПб: Академический проект, 2003. — 661 с.

Интернет-ресурс: lawtoday.ru/razdel/biblo/nalog/001.php Закон сегодня. Налоги Древней и Средневековой Руси

Интернет-ресурс: history-of-taxes.narod.ru/1.html История налогов и налогообложения в России

Должиков, С.Ф. Зарождение налоговой системы в Древней Руси // Обзор юридической практики «Эксперт», 2005

Виряскин, С. История налогов в России // «Bankir.Ru», от

1. декабря 2005

Захаров, В.Н. История налогов в России. IX — начало XXв. / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацило. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 8

Интернет-ресурс: lawtoday.ru/razdel/biblo/nalog/001.php Закон сегодня. Налоги Древней и Средневековой Руси

Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: «Финансы и статистика», 1999. — С. 42

Интернет-ресурс: history-of-taxes.narod.ru/1.html История налогов и налогообложения в России

См. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.В. Качур. — М.: Изд. «КноРус», 2007. — С. 12−13

Возникновение и развитие налогообложения в России // Ю.И. Петров // Закон и организация. — Образовательный портал: petrov-ui.ru/

Возникновение и развитие налогообложения в России // Ю.И. Петров // Закон и организация. — Образовательный портал: petrov-ui.ru/

Захаров, В.Н. История налогов в России. IX — начало XXв. / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацило. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 11

Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIIIв. СПб: Академический проект, 2003. — С. 17

Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Учебное посбие / И.Н. Данилевский. — М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 128

Петрухин, В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т.I. М., 2000. — С. 21

Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIIIв. СПб: Академический проект, 2003. — С. 172

Там же

2

Список источников информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Учебное посбие / И.Н. Данилевский. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 400 с.

2.Должиков, С.Ф. Зарождение налоговой системы в Древней Руси // Обзор юридической практики «Эксперт», 2005

3.Захаров, В.Н. История налогов в России. IX — начало XXв. / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацило. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 8

4.Виряскин, С. История налогов в России // «Bankir.Ru»: Аналитика. Финансы. Экономика, от

1. декабря 2005

5.Возникновение и развитие налогообложения в России // Ю.И. Петров // Закон и организация. — Образовательный портал: petrov-ui.ru/

6.Качур, О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.В. Качур. — М.: Изд. «КноРус», 2007. — 384 с.

7.Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: «Финансы и статистика», 1999. — 542 с.

8.Петрухин, В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т.I. М., 2000. — С. 13−401

9.Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIIIв. СПб: Академический проект, 2003. — 661 с.

10.Интернет-ресурс: lawtoday.ru/razdel/biblo/nalog/001.php Закон сегодня. Налоги Древней и Средневековой Руси

11.Интернет-ресурс: history-of-taxes.narod.ru/1.html История налогов и налогообложения в России

список литературы

referatbooks.ru