Древний Египет в Эрмитаже. Новые открытия. Древний египет в эрмитаже
Сергей Иванов. "Формирование египетских коллекций в музеях России" (2009): philologist
Из книги: Возвращение в Египет: страницы истории российской египтологии / отв. ред. Г.А. Белова; Центр египтологических исследований РАН. – М.: Наука, 2009.
Сергей Иванов. Формирование египетских коллекций в музеях России
Начиная с XIV века, русские путешественники стали посещать Египет, известный до того времени лишь по библейским преданиям и кратким упоминаниям в древних летописях. Вернувшиеся из страны пирамид дипломаты, паломники и торговцы не только делились с современниками впечатлениями о поездках, но и привозили с собой приобретенные в Египте древности. Эти сувениры – мумии, папирусы с загадочными письменами, фигурки царей и богов и предметы декоративно-прикладного искусства – заложили основу коллекций египетских древностей в России. Наиболее раннее и крупное из египетских собраний появилось в Тарту (Эстония) благодаря барону Отто Фридриху фон Рихтеру (1791–1816). Очарованный культурой Востока, в 1814 году юный барон отправился в путешествие, в ходе которого ему удалось посетить Верхний Египет и Нубию. Там он собрал коллекцию из 132 предметов: антропоморфный саркофаг времени XXI династии из Дейр-эль-Медины, изготовленный для начальника работ в царской гробнице Нисупахерентахата; мумии людей и животных, известняковые стелы, пирамидион и статуи из фиванских гробниц времени XIX династии; многочисленные фигурки ушебти, скарабеи, амулеты и другие памятники.
После Египта фон Рихтер посетил и другие восточные страны, но, к сожалению, вернуться домой ему не было суждено – он умер в Турции от тяжелой болезни. В 1816 году дневники и коллекции молодого путешественника были переправлены отцу фон Рихтера, который в память о сыне передал их в Дерптский (Тартусский) университет. Во время Первой мировой войны собрание О. фон Рихтера было эвакуировано в Воронеж и впоследствии передано на постоянное хранение в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Статуя коленопреклоненного египтянина и бога Амона из собрания О. фон Рихтера. XVIII династия. Воронежский областной художественный музей
Египетские древности хранились и в старейшем российском музее – Кунсткамере. Известно, что к 1821 году в ее экспозиции имелись египетские мумии. В 1823 году генеральный консул Франции в Египте Бернардо Дроветти (1775–1852) предложил российскому императору Александру I приобрести собранную им коллекцию, состоявшую из более чем 5000 предметов – великолепных статуй, уникальных папирусов, стел и других памятников. Александр I, так же как и король Франции Людовик XVIII, счел цену, запрашиваемую Дроветти за древности, слишком высокой и отказался от сделки. Тем не менее, растущий интерес российского общества к культуре Египта побудил правительство озаботиться вопросом организации в России египетского музея. В 1825 году в восточном крыле Кунсткамеры был открыт «Египетский музеум», где было выставлено более 900 древнеегипетских памятников, купленных у итальянского нумизмата и коллекционера Карло-Оттавио Кастильоне (1784–1849). В состав коллекции входили образцы скульптуры эпохи Cреднего царства – бюст фараона Аменемхета III; Нового царства – деревянная фигурка юноши времени XVIII династии; статуэтки опахалоносца Аменеминета – фигурки ушебти, бронзовая пластика; а также другие предметы различных исторических периодов.
В последующие годы эта коллекция была расширена за счет покупки в 1827 году у петербургского купца Анастаса Аверова трех деревянных саркофагов и мумии жреца Петесе. Кроме этого, в 1879 году благодаря путешественнику и исследователю Африки Василию (Иоганну Вильгельму) Юнкеру (1840–1892) сюда поступил картонаж с мумией XXV династии. Также дарителем нового «Египетского музеума» явился император Николай II (1868–1918), передавший в музейное собрание амулеты и золотые ювелирные украшения эллинистического периода, приобретенные им во время путешествия на Восток.
Statuette of a young man from the collection of Castiglione. Wood. XVIIIth dynasty. State Hermitage (St. Petersbourg)
К 1827 году Б. Дроветти собрал в Египте еще одну коллекцию. Для привлечения интереса к приобретению памятников консул посылал некоторые предметы в дар правителям европейских держав. Так, император Николай I получил два папируса с заупокойными текстами «Книги мертвых» и «Амдуата» (более известные по имени их первого владельца как «папирусы Денона»). Но вторая коллекция Дроветти также не попала в Россию: ее приобрел французский король Карл X для египетского музея в Лувре. Оставшиеся же в России папирусы были переданы в петербургскую Императорскую Публичную библиотеку. В 1850 и 1858 годах фонд библиотеки пополнили свитки «Книги мертвых», поступившие от Авраама Сергеевича Норова (1795–1869) и князя Петра Романовича Багратиона (1818–1876).
Важным событием 1832 года стало приобретение российским правительством сфинксов из заупокойного храма Аменхетепа III в Луксоре. Общественный деятель и православный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), совершавший паломничество по святым местам Египта и увидевший одну из этих статуй на продаже в Александрии, решил приобрести их для России. После многочисленных перипетий, в том числе связанных с претензией французской короны на их покупку, сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург и торжественно установлены на пристани напротив Академии художеств.
Титульный лист книги А.С. Норова «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.». 1840
Другой путешественник – Авраам Сергеевич Норов – предпринял более активное участие в изучении Египта. Его «Путешествие по Египту и Нубии», написанное в 1834–1835 годах, стало наиболее полным из описаний страны, составленных на русском языке. Для Норова большой интерес представляло наследие фараонов. Авраам Сергеевич дважды посещал Египет и, поражаясь величию древнего государства, с грустью описывал святотатства коллекционеров, вырубавших рельефы прямо из стен храмов и гробниц. «Из сожаления к драгоценным остаткам» А.С. Норов посещал торговцев древностями. У них он приобрел небольшую коллекцию, включавшую уже упоминавшийся папирус «Книги мертвых», блоки из фиванских гробниц эпохи Среднего царства, статую львиноголовой богини Сехмет из Карнака и другие памятники. Большую часть своего собрания коллекционер передал в Румянцевский музей, основанный в 1828 году при Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Статуя же Сехмет была куплена российским правительством и помещена в Академию художеств; в 1852 году ее перенесли в «Кабинет скульптуры» Эрмитажа.
Возникновение египетской коллекции Эрмитажа связывают также с именем Екатерины II (1729–1796), владевшей несколькими «резными камнями» из Египта. В 1820-х годах эрмитажная коллекция не отличалась интересными и разнообразными памятниками. В середине XIX века зять Николая I герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1817–1852) подарил Эрмитажу два саркофага, принадлежавшие членам семьи царя XXVI династии Яхмеса. В числе прочего герцог передал и гранитную триаду градоначальника Аменемхеба с супругой и матерью, относящуюся к концу XVIII династии, и базальтовую статую птолемеевской царицы Арсинои II. В 1852 году в музей также поступила коллекция графов Лавалей, включавшая бронзовую и каменную пластику, преимущественно Позднего периода. Позднее решением специальной комиссии египетские памятники из музеев Академии наук (в том числе собрание Кастильоне) были переданы в Эрмитаж, который таким образом стал крупнейшим в России музеем египетских древностей.
В 1867–1883 годах собрание Эрмитажа пополнилось предметами из коллекций государственных деятелей и дипломатов Д.П. Блудова (1785–1864), Н.К. Гирса (1820–1895), П.А. Сабурова (1935–1918) и других. В 1889 году сотрудник французского консульства в Египте Ибраим Багир передал музею коптские ткани и небольшую скульптурную группу, состоящую из фигур писца XVIII династии Шери и представителей его семьи. В 1881 году для систематизации эрмитажной коллекции был приглашен пионер отечественной египтологии В.С. Голенищев, согласившийся работать «сверх штата» (без жалования). Десятью годами позже он опубликовал каталог с перечислением памятников, их атрибуцией и кратким описанием. К сожалению, этот каталог, изданный более ста лет назад, до сих пор остается единственной публикацией, по которой можно составить представление о египетском собрании Эрмитажа.
Помимо систематизации этой коллекции, В.С. Голенищеву посчастливилось обнаружить в ней папирусы с уникальными текстами – «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение» (папирус №1115), «Поучением царя сыну Мерикара» (папирус № 1116А) и «Пророчеством Неферти» (папирус №1116В). Ученый впервые ввел эти тексты в научный оборот, и после его публикации они были признаны классическими образцами египетской литературы эпохи Среднего царства. В конце XIX – начале XX века коллекция Эрмитажа продолжала пополняться. В частности, В.С. Голенищев подарил музею один из наиболее полных списков «Книги мертвых» – папирус Несмина. Следующие предметы поступили в Эрмитаж из собрания французского архитектора Августа Августовича Монферрана (1776–1858), построившего Иссаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Кроме того, в музейный фонд поступили скульптуры из коллекции одесского собирателя Г. Делия и два крупных расписных керамических сосуда амарнского времени, приобретенные у антиквара А. Эльтермана.
Экспозиция коллекции В.С. Голенищева в московском музее (ул. Моховая, д.15). 1909
Основание Русского общества пароходства и торговли в 1856 году, учреждение Дипломатического агентства и Генерального консульства России в Египте в 1862 году и открытие Суэцкого канала в 1869 году стимулировали развитие российско-египетских отношений в области торговли, землеустройства, геологии, медицины, археологии, арабистики и других сферах. Значительно возрос и поток туристов, отправлявшихся в паломничество по святым местам, на отдых или поправку здоровья. Практически каждый, кто посещал Египет, возвращался домой с небольшой коллекцией древностей. Это обусловило развитие антикварного рынка в самой России, а также привлекло интерес состоятельных людей к коллекционированию египетских памятников. Во второй половине XIX века многие предметы египетской древности попали в частные собрания через здешних антикваров или из Европы, с аукционных торгов.
Среди наиболее крупных следует упомянуть коллекцию подполковника А.А. Пальникова, включавшую в себя около трехсот предметов: фрагменты саркофагов, фигурки ушебти, около пятидесяти бронзовых изображений богов Позднего периода и греко-римского времени, терракотовую и каменную пластику римского времени, а также немалое число скарабеев и многочисленные амулеты. Сегодня это собрание, изначально выставленное в петербургском доме владельца, хранится в Музее истории Пермского государственного университета. Интересная коллекция была собрана историком Николаем Петровичем Лихачевым (1862–1936). Этот ученый собирал исторические документы самого разного характера. В частности – лучшую в России коллекцию икон, ставшую основой фонда древнерусской живописи Русского музея.
Туалетная ложечка в виде обнаженной девушки из собрания В.С. Голенищева. Слоновая кость. XVIII династия. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва)
Из древнеегипетских предметов, приобретенных Н.П. Лихачевым, большой интерес представляют памятники эпохи Древнего царства: скульптурный портрет правителя Уджанхеса и его супруги, датируемый временем IV династии; жертвенники, фрагмент статуи царя Аменемхета III, скульптура Нового царства, папирусы и так далее. В 1925 году собрания Лихачева стали ядром Музея палеографии АН СССР, а сам Николай Петрович возглавил этот музей. Значительное собрание – 532 предмета – было собрано египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868–1920). В состав его коллекции вошли памятники раннединастического времени, керамические и каменные сосуды, стелы, скульптура различных исторических периодов, скарабеи, амулеты и многое другое. По завещанию ученого, в 1920 году эти предметы были переданы в фонды Эрмитажа.
В конце XIX века наряду с частными активно развивались музеи при учебных заведениях. Так, в 1860-х годах был создан Музей древностей при Императорском Казанском университете. В 1892–1893 годах в его фонды поступило собрание египетских древностей, хранившееся ранее в Кабинете редкостей университета. Большинство предметов (картонаж мумии XXV династии, саркофаг с мумией ребенка римского времени, фигурки ушебти, фаянсовые амулеты в форме различных богов, скарабеи, керамика, фрагменты иератических папирусов «Книги мертвых» и «Амдуата», коптский дарственный документ VIII века – всего около 150 единиц) были приобретены еще в 1840-х годах силами попечителей университета. В дальнейшем коллекция пополнялась за счет даров университетских профессоров и местных любителей старины.
Важным дополнением собрания стали внутренний саркофаг певицы бога Амона Неситауджаахет и фигурки ушебти. Они были обнаружены в 1891 году в Дейр-эль-Бахри (Луксор) в тайнике мумий, относящемся к периоду XXI династии и предназначавшемся для захоронения жрецов Амона и членов их семей. По решению правителя Египта, хедива Аббаса II Хильми (1874–1944), часть найденных в этой гробнице памятников была подарена европейским странам. Россия получила в подарок «лот № 6» – 5 саркофагов и около 45 мелких предметов. Решением императора Александра III эти памятники были распределены между крупнейшими учебными заведениями Российской империи – Московским, Киевским, Казанским, Харьковским, Новороссийским, Юрьевским, Варшавским, Гельсингфорсским университетами и двумя художественными школами.
Portrait of a young man from the collection of Golenischeff. Wood, encaustic painting. 2nd Cent. BC. Pushkin Museum of Fine Arts (Moscow)
В настоящее время коллекция казанского Музея древностей, насчитывающая около 250 памятников, хранится в Национальном музее Республики Татарстан (г. Казань). Не менее важным было египетское собрание Музея при центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Это училище было устроено для подготовки промышленных художников-оформителей. Интерьеры специально сооруженного для училища здания копировали внутреннее убранство наиболее выдающихся памятников мировой архитектуры. В его египетской коллекции имелось более ста бронзовых фигурок, деревянная скульптура, более двадцати крупных фрагментов саркофагов различных эпох, ушебти, алебастровые сосуды и другие – всего 171 предмет. Большая часть древностей происходила из собрания Петра Александровича Сабурова (1835–1918).
Некоторые памятники (вероятнее всего, фигурки ушебти) относились к числу подаренных египетским хедивом находок в Баб-эль-Газусе. Наиболее значимой из учебных коллекций обладал Музей изящных искусств при Московском университете. Он был основан в 1893 году как музей слепков и копий с классических произведений искусства. В числе прочего, в проекте музея предполагалось создание экспозиции «по истории быта и искусства Древнего Египта». Эти работы планировалось вести при содействии дирекции египетского музея в Гизе. В 1898 году предметы – большей частью гипсовые копии знаменитых памятников – были доставлены из Египта в Москву.
В 1909 году Министерство народного просвещения приобрело для музея коллекцию Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947), включавшую приблизительно 6000 памятников. В состав собрания входила керамика, статуи, стелы, блоки с рельефами, деревянные и каменные саркофаги, ювелирные украшения, письменные документы и многое другое. Большинство экспонатов отличалось высочайшей историко-художественной ценностью: портрет царя XII династии Аменемхета III; скульптурная группа Нового царства, представляющая жреца Аменхетепа и его супругу Раннаи и другие. Голенищев был одним из первых собирателей, поверивших в подлинность так называемых «фаюмских портретов». В конце XIX века сразу после открытия этого типа памятников многие коллекционеры сомневались в их аутентичности; это позволило русскому ученому собрать одну из лучших в мире подборку таких портретов.
Но, по мнению большинства специалистов, важнейшей частью коллекции В.С. Голенищева являются письменные документы, многие из которых уникальны. К ним относятся Московский математический папирус, «Путешествие Унамона в Библ», «Гимн царским диадемам», Ономастикон Аменопе – одна из первых энциклопедий в истории человечества – и многие другие. В 1940–1950-х годах египетское собрание музея, переименованного в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, было дополнено коллекциями других ученых – Адриана Викторовича Прахова (1846–1916), Александра Васильевича Живаго (1860–1940) и Татьяны Николаевны Бороздиной-Козьминой (1889–1959).
Октябрьская революция 1917 года оставила огромный след в истории российского собирательства. В 1920-х годах многие небольшие музеи были расформированы, а их коллекции – переданы в более крупные собрания. Так, фонды лихачевского Музея палеографии, музея Художественного училища барона Штиглица и других музеев, упоминавшихся выше, были направлены в Эрмитаж. Большинство частных собраний было национализировано. С этим периодом связано возникновение Музея-института Классического Востока, созданного в 1918 году на базе Исторического музея в Москве. Его основателем был египтолог Владимир Михайлович Викентьев (1882–1960), стремившийся создать «музей нового типа», который бы совмещал образовательную и научно-просветительскую функции.
Главное внимание В.М. Викентьев уделял комплексному изучению Востока. Фонды Музея-института комплектовались преимущественно из реквизированных частных коллекций; ученому удалось добиться перевода в свое ведение целых музеев: в частности Румянцевского, где хранилась основная часть собрания А.С. Норова. Помимо научных изысканий, в музее были заложены основы музейной реставрации памятников. К сожалению, в силу многих причин в 1924 году Музей-институт Классического Востока был расформирован, а его египетская коллекция, за исключением предметов из собрания А.А. Пальникова, была передана в Пушкинский музей.
Таким образом, к 1930 году многочисленные частные коллекции, сформированные еще в дореволюционной России, общее число которых насчитывало не менее 500, были объединены в более крупные собрания. Часть памятников осталась или была передана в музеи Воронежа, Перми, Казани, Екатеринбурга, Иванова и других городов. Но наиболее значительными фондами обладали Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Поскольку советские египтологи были лишены возможности изучать древнеегипетскую историю и культуру непосредственно в Египте, коллекции Эрмитажа и ГМИИ имели первостепенное значение для отечественной науки. Они стали важнейшими научными центрами, объединившими крупнейших ученых – Б.А. Тураева, М.Э. Матье, В.В. Струве, М.А. Коростовцева, О.Д. Берлева и других, внесших огромный вклад в сохранение и развитие российской египтологии.
Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Древний Египет Эрмитажа | Блог Клуба Курандерос — CURANDEROS.RU
Сильно расстроившись (не то слово) от того, что случилось с национальным музеем Каира, решил утешить себя походом в Эрмитаж. Эх, не знают современные египтяне к чему приводят революции. Не слышали они песни Юрия Шевчука — Революция, ты научила нас верить в несправедливость "добра"... Ведь и Петербург после большевистского переворота подвергался разграблению. Всем хорошо известна (но, увы, не египтянам) работа "Эрмитаж, который мы потеряли", Серапина Н... В 20-30-е годы большевистская чернь разграбила и распродала ценнейшие коллекции Эрмитажа см. Продажа картин из коллекции Эрмитажа . Однако не будем о грустном. Не будем о Валентинах Ивановнах и уничтожении Петербурга. Лучше заглянем в Древний Египет Эрмитажа. Здесь коллекции бережно хранятся и заботливо оберегаются. И дай Бог, чтобы так было всегда!
Запись опубликована автором admin в рубрике Новости с метками Египет, заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.