Поздний период (Древний Египет). Древний египет поздний период
Поздний период Древнего Египта
Последний период Египта (525-332 гг. До н.э.) — это эпоха после Третьего промежуточного периода (1069-525) и предшествующая краткому эллинистическому периоду (332-323 гг. До н. Э.), Когда Египтом управляли чиновники Аргеджи, установленные Александром Великим до к восстанию греческой династии Птолемеев (323-30 до н.э.). Эту эру часто игнорируют или иногда сочетают с Третьим промежуточным периодом, потому что, как и в этот период, ее интерпретируют как окончательный упадок египетской культуры после первого персидского вторжения в 525 г. до нашей эры. Хотя верно, что персы правили Египтом во время 27-й и 31-й династий, египетская культура была очень жива, и 30-я династия египетских правителей вернула Египет на короткое время своей прежней славы, прежде чем персы пришли снова.
Эта эпоха включает в себя 27-31-ю династии Египта, но это обозначение оспаривается. Некоторые ученые отмечают начало позднего периода до середины 25-й династии или начала 26-го по различным причинам. Те, кто выбирают середину 25-го, требуют отличного сходства между социальными и политическими условиями того времени с более ранним третьим промежуточным периодом Египта, в то время как те, кто ссылаются на 26-ю династию, начиная с позднего периода, указывают на Psammeticus I и его объединение Египта после ассирийского завоевания. Третий промежуточный период был временем разобщенности, лишенным центрального правительства, и поэтому эти ученые утверждают, что правление Псамметита I заканчивается в тот период и начинается следующим.
Эти утверждения, однако, игнорируют четкое разграничение конца 26-й династии с первым персидским вторжением под Камбизом II (525-522 гг. До н. Э.) И значительную роль, которую персидские правители тогда играли в египетской истории, пока их империя не была завоевана, а Египет захвачен Александр Великий. Знакомство с началом позднего периода раньше 525 г. до н. Э. Имеет мало смысла, если учесть единообразие других обозначений египетской истории. Названия этих эпох (преднастический период в Египте, ранний династический период, старое королевство, первый промежуточный период, среднее царство и т. Д.) Были созданы египтологами в XIX и XX веках CE, чтобы помочь прояснить изучение долгой истории страны и они не были выбраны произвольно. Существуют ясные причины, по которым одна эпоха сильного центрального правительства («королевства») отделена от времени разобщения («промежуточные периоды»). В каждом случае преобладала очень ясная политическая, социальная и культурная сущность, которая отличалась от той, которая предшествовала или следовала. Эта же парадигма должна соблюдаться при рассмотрении позднего периода, и единственная причина, по которой это не так, заключается в том, что Третий промежуточный период так часто считается эпилогом египетской истории, а в позднем периоде — просто печальным продолжением длительного упадка, заканчивающегося завоеванием Александра Персии.
Тем не менее, египетское сопротивление персидскому правлению очевидно в течение всего периода, и, кроме того, Египет процветал под персидским правлением, потому что персидские шахи восхищались культурой. Египетские лидеры, такие как Амиртай (404-398 гг. До н. Э.) 28-й династии, Нектанабо I (380-362 г. до н.э.) и Нектанабо II (360-343 г. до н. Э.), Все правили страной, командовали их армиями и занимались строительными проектами в соответствии с великие фараоны прошлого. Египетская архитектура позднего периода целенаправленно напоминала о великом прошлом Египта и, как и в Первом промежуточном периоде Египта, допускала индивидуальное выражение художника и конкретного региона вместо утвержденного государством видения произведения. Хотя поздний период не может похвастаться количеством памятников или зданий прошлого Египта, по-прежнему сохранились впечатляющие работы, и фараоны 30-й династии могли провести свои собственные по сравнению с почти любой династией прошлого Египта, за исключением, возможно, 4-го, 12-го , и 18-е.
Искусство позднего периода вдохновлялось более ранними эпохами, такими как Старое Королевство и Среднее Королевство Египет, но художникам разрешалось более свободное выражение. Была создана более реалистичная скульптура, и в металлах, золоте, серебре и бронзе была выполнена прекрасная работа. Морские ритуалы продолжали наблюдаться более или менее так же, как они всегда были, и сохранялись религиозные верования Египта. Даже при персидском правительстве не было разрушения в египетской религии — вопреки утверждениям Геродота и других греческих писателей, — и персы, по сути, поощряли египетскую культуру и религию. В далеком от мрачного периода угнетения и упадка поздний период был эпохой больших достижений и увидел возобновление египетского национализма и гордость за попытки сбросить персидское господство и восстановить автономию.
ПЕРСИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ 525 г. до нашей эрыСогласно Геродоту, Камбис II Персии вторгся в Египет из-за оскорбления египетского фараона Амассиса 26-й династии. Камбиз написал Амасису просьбу о том, чтобы одна из его дочерей была женой, но Амассис, не желая подчиниться, отправил дочь своего предшественника Абри. Эта молодая женщина была оскорблена этим решением, тем более, что египетские женщины не были отданы иностранным королям, и когда она прибыла на суд Камбиза, она показала свою истинную личность. Камбиз обвинил Амассиса в том, что он послал ему «поддельную жену» и мобилизовал свои войска, чтобы вторгнуться в Египет.
Действительно ли эта история верна, Персидская империя в конечном итоге напала бы на Египет. Ассирийцы уже завоевали страну в конце 7-го века до нашей эры, и египетская армия оказалась несовместимой с превосходным оружием и тактикой месопотамских сил. Персы, которые расширяли свою империю, знали бы о раннем завоевании, известном из египетской культуры, и мало колебались в создании завоевания армии. Фактически, знание Камбиса о египетской культуре дало ему победу.
Персы ударили в точку входа в город Пелусиум в 525 году до нашей эры и были отбиты силами под фараоном Psammeticus III. Камбиз, однако, знал о любви египтянина к животным и, в частности, к кошке, а также к бездомным животным и кошкам, которые он проехал перед своей наступающей армией. У него также были солдаты, рисующие образ египетской богини Бастет, тесно связанной с кошками, на их щитах. Камбиз потребовал капитуляции Пелусиуса и египтян, не желая, чтобы животные ранили или причинили гнев Бастета, подчинились.
ПЕРИАНСКИЙ ПРАВИЛО ЕГИПТАКамбиз II регулярно изображается полуразрушенным тираном Геродотом, который утверждает, что он уничтожил египетские храмы, убил священного быка Апис и провел свои войска на бесполезных и разрушительных походах. Автобиография египетского адмирала Веджахора-Ресне, который служил под Камбизом, рисует совсем другую картину. По словам Веджахор-Ресне, Камбиз восхищался египетской культурой, и адмирал помогал своему новому королю в правильном соблюдении традиции и уважении религиозных чувств. Он убедил Камбиза, например, переместить гарнизон персидских солдат из Храма Нейта в Сайсе, потому что их присутствие было оскорбительно для богини и наставляло его и в других областях.
Несмотря на то, что Камбиз, похоже, принял совет адмирала, Веджахор-Ресне также рассказывает о страданиях египтян в период правления Камбиза. Многие египтяне были порабощены персами высшего класса, а другие были призваны в армию. По словам Геродота, Камбиз отправил экспедицию в Ливию, проглотившуюся в песчаной буре. Это событие, часто упоминаемое в современную эпоху как «Потерянная армия камбиз», скорее всего является одной из вымыслов Геродота, целью которой было показать, насколько ничтожным был царь Камбиз. Греческие писатели в целом склонны к крайне нелестным изображениям персидских царей. Однако история уже давно считается подлинной историей, и экспедиции по-прежнему финансируются и запускаются, чтобы найти останки потерянной персидской армии.
Однако нет никаких сомнений в том, что Камбиз начал кампанию против Нубии, когда он основал торговый центр при первой катаракте Нила, гарнизованный войсками, что стало важной точкой культурного обмена между египетскими, нубийскими и персидскими торговцами и солдатами , Кажется, цель Камбиза состояла в том, чтобы завоевать богатый нубийский город Мероэ, но, достигнув Нубии, он обернулся и направился обратно в Египет.
Геродот сообщает, что Камбиз умер от случайной раны, нанесенной самим себе, в бедро. Предположительно, король пронзил себя в точном месте на ноге, где он ударил и убил быка Апис. Эта история также считается фантастикой большинства современных ученых, поскольку Геродот пользовался моральными моментов в своих историях, и тема бога, отомстившего себе за презумптивного смертного, появляется несколько раз в его работах. Это не означает, что Камбиз был модельным фараоном или добрым правителем, только потому, что он, возможно, не сумасшедший Геродот изображает его.
Камбиз умер в 522 году до нашей эры, вероятно, в пути, чтобы подавить восстание на родине. Претендент на трон утверждал, что он был братом Камбиза Смердиса, что было фактически невозможно, поскольку Камбиз уже тайно убил Смерды за несколько лет до этого. Претендент, маг по имени Гаумата, был убит членом суда по имени Дарий, который затем взял трон. Он известен как Дарий I Великий (522-486 гг. До н. Э.), Который начал Первое Персидское вторжение в Грецию в 490 г. до н. Э., Которое было разгромлено в битве при Марафоне.
В отличие от Камбиза, Дарий предпочитал править Египтом заочно. Он пришел на престол Ахеменидской империи в 522 году до нашей эры и посетил Египет хотя бы дважды, но предпочитал Египет на расстоянии. Тем не менее он также восхищался культурой и направлял средства на восстановление поврежденных храмов и преданность новым. В соответствии с персидской традицией религиозной толерантности Дарий удостоил богов Египта дарами и памятниками. Как правило, его расценивают как более мягкое прикосновение к Египту, чем Камбиз.
Его сын, Ксеркс I (486-465 г. до н. Э.), Использовал все ресурсы империи Ахеменидов для Второго Персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н. Э., И Египет не стал исключением. Ранняя часть правления Ксеркса была почти полностью сосредоточена на мстительном оскорблении греков в Марафоне, полностью подчиняя страну. Когда персы были побеждены в Саламине в 480 г. до н.э. и Платеа в 479 г. до н. Э., Ксеркс потерял интерес к иностранным делам и сосредоточился на проектах строительства и различных делах с женщинами суда. Его сменил Артаксеркс I (465-424 гг. До н. Э.), Который шесть лет боролся за то, чтобы подавить первое крупное египетское восстание, которое поощрялось и помогало Афинам в 460-454 гг. До нашей эры.
Это восстание возглавил Инарос II (около 460-454 г. до н. Э.) Ливийский королевский сын Псамтика (Psammeticus IV) старой династии Саитов. Псамтик, возможно, построил восстание, чтобы восстановить контроль над Египтом, но из этого ничего не вышло. Инарос II, с помощью афинян и союзников с Амиртаем Саиса, почти преуспел в том, чтобы загнать персов из страны, но был окончательно побежден. Его привели в цепи обратно в Сузу, где он был казнен.
ПЕРИАНСКИЕ ВТОРНИКИ И 28-Й / 29-Й ДИНАСТИКИЕго восстание вдохновило внука Амиртаиса Саидского, также известного как Амиртея, восстать против правления Дария II (424-404 гг. До н. Э.) В 411 г. до нашей эры. Этот Амирштеус является основателем и единственным королем 28-й династии Египта, и, хотя его помнят как египетского царя, который вытеснил персов из страны, он фактически контролировал только дельту в Нижнем Египте. Верхний Египет остался в руках персов.
Дарий II сменил Артаксеркс II (404-358 гг. До н. Э.), Который продолжал удерживать Верхний Египет. Артаксеркс в основном относился к тому, что он пихал греческие города-государства друг против друга и игнорировал свою египетскую проблему до 373 г. до н.э., когда он послал армию, чтобы восстановить контроль, но потерпел поражение. Хотя Артаксеркс был связан с греками, Амиртай был убит в битве соперничающим королем из города Мендеса по имени Нефериты I (около 398-393 г. до н. Э.), Который взял под контроль регион Дельты и основал 29-ю династию.
29-я династия является одной из самых коротких в египетской истории и, хотя она изо всех сил пыталась выкупить прошлое и снова сделать Египет великой державой, у него никогда не хватало ресурсов. Нефериты I, правящие из его столицы в Мендесе, занимались рядом строительных проектов в Нижнем Египте, но не столь впечатляющими, как прошлые фараоны. Его сменил Псаммут (около 393-392 г. до н. Э.), О котором мало известно, которого преуспел Акор (более известный как Ахорис, 392-379 г. до н. Э.).
Хакор достиг того, чего не достигли его предшественники в строительстве проектов и дополнений к Храму Амона в Карнаке. В 385 году до н. Э. Персы начали другое вторжение, чтобы вернуть Египет, и под генералами Хакора были отбиты. Затем Хакор вернулся к своим проектам строительства и различным переговорам с иностранными державами. После его смерти его сменил его сын Нефериты II (около 380 г. до н. Э.), Который правил всего четыре месяца, пока его не убил соперничающий король Хеперкаре Нахтнебеф, более известный как Нектанебо I (приблизительно 379-363 г. до н. Э.), Который основал 30-я династия.
30-я ДИНАСТИЯ: ПОСЛЕДНИЕ ЕГИПЕТЫNectanebo Я, возможно, был связан с Nepherites I, но, если это так, не было проблем с избавлением от Nepherites II. Nectanebo Я был могущественным генералом из города Sebenytos, и когда он пришел к власти, он перенес столицу из Мендеса в этот город. Его династия была относительно недолговечной, и в последний раз местные египтяне правили Египтом. Его строительные проекты были впечатляющими и включали знаменитый Храм Исиды в Филе и Первый Пилон в Храме Амона в Карнаке.
Во всем, Нектанебо, я сотворил себя великим фараоном Египта. Он почитал богов подарками, храмами, обелисками и другими памятниками; способствовали развитию Карнака; построил египетскую армию; и сформировали союзы с различными греческими городами-государствами. C. 374 г. до н.э. Персы снова попытались вернуть Египет, но Нектанебо я был готов к ним и сильно укрепленному Пелузиуму и берегам Нила недалеко от города. Эта мера вынудила персидское вторжение в более сложную ветку реки недалеко от города Мендес.
Мендесанская ветвь Нила была целенаправленно оставлена неохраняемой, чтобы позволить персидским войскам легко добраться, зная, что тогда им потребуется больше времени, чтобы добраться до Мемфиса, их предполагаемой цели. Хотя Мемфис больше не был столицей Египта, он оставался важным религиозным и культурным центром, и его захват деморализовал бы египтян. Персов командовал греческий генерал Ификрат и персидский командир Фарнабазус, у каждого из которых были разные идеи о том, как вести кампанию. Их более длительное путешествие через Мендесанскую ветвь Нила усугубляло различия между ними, так что, когда они наконец прибыли, они были в конфликте. Между тем, Нектанебо, тем временем, укрепил Мемфис против них, и сама река Нил в подходящий момент сотрудничала, чтобы затопить землю; тем самым передав полную победу Нектанебо I и отправив персидские войска домой.
Nectanebo I, снова подражая старым фараонам, установил практику со-регентства с его сыном Джехором, чтобы предотвратить проблемы наследования. После его смерти Джедхор взял имя трона Теос (362-360 гг. До н. Э.) И сразу начал планировать кампанию по наказанию персов. Nectanebo Я поощрял другие регионы восставать против персидского правления, и Теос считал, что персы были отвлечены этими восстаниями, что он мог легко взять свою сатрапию Сирии-Палестины для Египта.
Теос объединился с афинским генералом Шабриасом и спартанским королем Агесиласом II для этой кампании, но, требуя больше денег, повысил налоги на египетский народ и, что более важно, на священство и храмы. Эти налоги были крайне непопулярны, и священство возражало против присвоения их богатства для военной кампании, которая казалась ненужной. Брат Теоса, Тьягапиму, увидел это несогласие как возможность поднять своего сына Наххорхеба к власти и призвал его предать Теоса. Наххорхеб с готовностью согласился; кампания провалилась, когда Нахторхеб вбил клин между Теосом и Агесиласом II, собрал людей к его делу и объявил себя фараоном, взяв имя Нектанебо II (360-343 г. до н. э.). Теос бежал за безопасностью своим бывшим врагам в Сузе, но был возвращен в Египет по приказу Нектанебо II и, скорее всего, казнен.
Нектанебо II, последний уроженец древнего Египта, чтобы управлять страной, превзошел Нектанебо I в строительстве проектов и демонстраций благочестия богам, сдав в эксплуатацию более 100 объектов во время его правления. Он поддерживал хорошие отношения со Спартой и нанимал греческих наемников в своей армии. Как и его предыдущий предшественник, он укрепил военных, обеспечил свои границы и улучшил экономику через торговлю. Учитывая больше времени и лучших обстоятельств, Нектанебо II мог быть одним из величайших египетских фараонов, но у него не было ни времени, ни удачи на его стороне.
В 344 году до н. Э. Артаксеркс III (358-338 гг. До н. Э.) Начал ухаживать за союзниками и собирать силы для восстановления Египта для империи Ахеменидов. Кампания была начата в 343 году до н.э., а Нектанебо II во главе его армии потерпел поражение. Он бежал на юг в Нубию, а Артаксеркс III требовал Египта для Персии. Со временем Нектанебо II стал своего рода легендарной фигурой, которая в рассказах, которые в конечном итоге составляли часть Александерского романса, была тайно отцом Александра Македонского. Разумеется, нет никакой исторической основы для этого утверждения.
ПЕРИАНСКИЙ ЕГИПЕТ И АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙАртаксеркс III сменил Артаксеркс IV (338-336 гг. До н. Э.), Который контролировал только Нижний Египет. Его сменил Дарий III (336-332 гг. До н. Э.), Который завоевал Верхний Египет, в результате чего все под персидским господством. Как и более ранние персидские короли, Артаксеркс III, Артаксеркс IV и Дарий III поощряли культуру и традиции Египта. Таким образом, сопротивление Египта может показаться необоснованным. Историк Марк Ван де Мьероп комментирует это:
Почему египтяне так сильно боролись с персидским правлением? Многие историки написали, что эта борьба была «националистическими движениями», вызванными неприязнью к иностранцу, ксенофобией даже … Несколько опасений, вероятно, вдохновили восстания, но вполне вероятно, что высшие классы, которые управляли Египтом в третьем промежуточном и позднем Периоды подстрекали их. Лишившись своих офисов по прибытии персидской администрации, некоторые ассимилировались в персидских рядах, но другие, вероятно, отрицали эту возможность. Многие из них имели ливийское происхождение и, возможно, поддерживали тесные связи с этой областью. Некоторые ученые даже предполагают, что это были не египтяне, а люди с запада, которые руководили восстаниями. Возможно, они нашли поддержку, потому что персы навязывали египтянам репрессивные обязанности. (310)
Понятно, что восстания позднего периода были либо поощрены, либо открыто поддержаны греческими городами-государствами, и к этому времени было значительное население греков, проживающих в Египте в Наукратисе. Naucratis был важным торговым центром для греков, и легко представить, что им не понравилось иметь дело со своей старой вражеской Персией, когда они привыкли напрямую общаться с египтянами.
Тот, кто стоял за восстаниями против персидского правления, вторая оккупация Египта длилась недолго. В Европе Филипп II из Македонии (359-336 гг. До н. Э.) Завоевал греческие города-государства и привел их под македонское господство. Он планировал грандиозную кампанию по завоеванию Персии, когда он был убит в 336 году до нашей эры. У него уже были все ресурсы, необходимые ему для завоевания, и они были оставлены его сыну, Александру.
Александр Великий отправился в свою кампанию в 334 году до нашей эры, победил Дария III в битве при Иссе в 333 году до нашей эры, взял Сирию в 332 году до нашей эры и Египта в 331 году до нашей эры. Он основал город Александрия в старом портовом городе Ракотис на Средиземном море, составил свои планы и оставил его для развития своих администраторов. После провозглашения бога в Сива-оазисе, Александр перешел к завершению своего завоевания Персии и покинул Египет в руках македонцев, которые начали строительство Александрии и усовершенствования в других городах Дельты. Когда Александр умер в 323 году до н.э., Египет был взят его генералом Птолемеем I Сотером (323-285 гг. До н. Э.), Который основал династию Птолемеев, последний, чтобы управлять Египтом до прихода Рима.
Поздний период знаменует собой конец египетского господства в стране, но едва ли конец египетской культуры. Персы, как уже отмечалось, никогда не пытались подавлять египетские убеждения, а 30-я династия поощряла возрождение прошлой славы в искусстве и архитектуре. Птолемеи продолжали наблюдать древние ритуалы и традиции, а египетская культура была распространена по всему древнему миру через торговлю и произведения греков, а позже и римских писателей, которые восхищались ею. Фараоны 30-й династии, даже недолговечные Теос, поддерживали достоинство египетского царства в соответствии с прошлым и оставляли свои впечатляющие памятники в соответствии с теми, кто был перед ними. Тогда поздний период можно считать концом египетской автономии, но не следует рассматривать как последний вздох египетской культуры. Культурные достижения Египта до сих пор продолжают восхищаться, даже страхами, и оставаться среди самых популярных и увлекательных из всех в древнем мире.
demon-angel.ru
Поздний период (Древний Египет) | 61vek вики
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (3337—3669 гг.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.
Дата Событие
3337 г.
Эфиопских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египте под властью XXVI династии из Саиса.
3337—3476 гг.
Правление XXVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс»— последний самостоятельный подъём египетской цивилизации.
3337—3391 гг.
Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путем подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наемников.
3337—3346 гг.
Процесс объединения Египта Псамметихом I.
3337—3338 гг.
Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг.
Ок. 3338 г.
Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа.
3340 г.
Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами.
3391—3396 гг.
Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 чел.).
3392 г.
На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем.
Июнь 3392 г.
Сражение при Мегиддо: пытающийся помочь разваливавшейся Ассирии Нехо II разбивает иудеев, не вовремя ввязавшихся в конфликт. В битве погибает иудейский царь Иосия.
Октябрь 3394 г.
Против египетского гарнизона в Заречье выступил вавилонский царь Набопаласар.
Май 3396 г.
Вавилоняне, скифы и мидяне наголову разбивают египетско-ассирийские войска под Каркемишкм в Сирии. Египтяне теряют более 10 000 человек.
Декабрь 3397 г.
Скифы берут Аскалон на самой границе Египта.
3400 г.
Навуходоносор II пытается напасть на Египет.
3401—3404 гг.
Фараон Нехо II отправляет финикийскую флотилию в экспедицию вокруг побережья Африки. Финикийцы успешно огибают всю Африку.
Ок. 3400 г.
В Напате коронуется новый царь кушитов Аспарут.
3410 г.
Создание антивавилонской коалиции в составе Египта, Лидии и государств Восточного Средиземноморья.
Ок. 3410 г.
Цари Нубии переносят свою столицу южнее Напаты, в Мероэ (Напата остаётся коронационным центром), и создают свою культуру, во многом зависевшую от египетской. Население Мероэ ведёт торговлю с Египтом, Аравией, Грецией и Индией. Особенно ощущается влияние Египта в мероитских постройках— храмах, дворцах и небольших пирамидах.
Осень 3412 г.
Поход Псамметиха II против эфиопов. Греческие наемники доходят до Абу-Симбела, где оставляют свои надписи.
3412—3431 гг.
Правление фараона Априя, опиравшегося на греческих (карийских и ионийских) наёмников, расселившившихся в Дельте Нила, где основаны греческие торговые фактории в Навкратисе, Пелусии и Дафнах.
3419 г.
Мир между Вавилоном и Саисским Египтом.
Ок. 3425 г.
В Мероэ к власти приходит новая династия, представленная Гарсииотефом и Настесеном.
3431—3435 гг.
Гражданская война в Египте: восставший народ свергает, а затем казнит, Априя, потерпевшего поражение в Киренаике, за его слишком проэллинские взгляды. Навуходоносор II вторгается в Египет и доходит до Фив, но затем, понимая, что Априй не сможет удержаться на троне, возвращается в Вавилон. Руководитель восстания, военачальник Амасис II, коронуется фараоном.
3431—3475 гг.
Правление фараона Амасиса II(Яхмоса II) в Египте. В начале своего правления он отменяет льготы греческим купцам, но впоследствии старается поддерживать дружные отношения с полисами материковой и островной Греции, а также Киренаики. Неудачные оборонные союзы с царем Лидии Крезом и Поликратом Самосским против персов.
3475—3476 гг.
Правление фараона Псамметиха III. Завоевание Египта персами.
3476—3669 гг.
Персидское правление
ru.61vek.wikia.com
Поздний период (Древний Египет) Википедия
Дата Событие
664 до н. э.
Кушитских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египта под властью XXVI династии из Саиса.
664—525 до н. э.
Правление XXVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс» — последний самостоятельный подъём египетской цивилизации.
664—610 до н. э.
Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путём подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наёмников.
664—655 до н. э.
Процесс объединения Египта Псамметихом I.
664—663 до н. э.
Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг.
Ок. 663 до н. э.
Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа.
661 до н. э.
Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами.
610—595 до н. э.
Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 человек).
609 до н. э.
На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем.
Июнь 609 до н. э.
Сражение при Мегиддо: пытающийся помочь разваливавшейся Ассирии Нехо II разбивает иудеев, ввязавшихся в конфликт. В битве погибает иудейский царь Иосия.
Октябрь 607 до н. э.
Против египетского гарнизона в Заречье выступил вавилонский царь Набопаласар.
Май 605 до н. э.
Вавилоняне, скифы и мидяне наголову разбивают египетско-ассирийские войска под Каркемишем в Сирии. Египтяне теряют более 10 000 человек.
Декабрь 604 до н. э.
Скифы берут Аскалон на самой границе Египта.
601 до н. э.
Навуходоносор II пытается напасть на Египет.
600—597 до н. э.
Фараон Нехо II отправляет финикийскую флотилию в экспедицию вокруг побережья Африки. Финикийцы успешно огибают всю Африку.
Ок. 600 до н. э.
В Напате коронуется новый царь кушитов Аспарут.
591 до н. э.
Создание антивавилонской коалиции в составе Египта, Лидии и государств Восточного Средиземноморья.
Ок. 590 до н. э.
Цари Нубии переносят свою столицу южнее Напаты, в Мероэ (Напата остаётся коронационным центром), и создают свою культуру, во многом зависевшую от египетской. Население Мероэ ведёт торговлю с Египтом, Аравией, Грецией и Индией. Особенно ощущается влияние Египта в мероитских постройках — храмах, дворцах и небольших пирамидах.
Осень 589 до н. э.
Поход Псамметиха II против эфиопов. Греческие наёмники доходят до Абу-Симбела, где оставляют свои надписи.
589—570 до н. э.
Правление фараона Априя, опиравшегося на греческих (карийских и ионийских) наёмников, расселившившихся в Дельте Нила, где основаны греческие торговые фактории в Навкратисе, Пелусии и Дафнах.
582 до н. э.
Мир между Вавилоном и Саисским Египтом.
Ок. 575 до н. э.
В Мероэ к власти приходит новая династия, представленная Гарсииотефом и Настесеном.
570—566 до н. э.
Гражданская война в Египте: восставший народ свергает, а затем казнит, Априя, потерпевшего поражение в Киренаике, за его слишком проэллинские взгляды. Навуходоносор II вторгается в Египет и доходит до Фив, но затем, понимая, что Априй не сможет удержаться на троне, возвращается в Вавилон. Руководитель восстания, военачальник Амасис II, коронуется фараоном.
570—526 до н. э.
Правление фараона Амасиса II (Яхмоса II) в Египте. В начале своего правления он отменяет льготы греческим купцам, но впоследствии старается поддерживать дружные отношения с полисами материковой и островной Греции, а также Киренаики. Неудачные оборонные союзы с царем Лидии Крёзом и Поликратом Самосским против персов.
526—525 до н. э.
Правление фараона Псамметиха III. Завоевание Египта персами.
525—332 до н. э.
Персидское правление
wikiredia.ru
Поздний период (Древний Египет) Вики
Дата Событие
664 до н. э.
Кушитских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египта под властью XXVI династии из Саиса.
664—525 до н. э.
Правление XXVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс» — последний самостоятельный подъём египетской цивилизации.
664—610 до н. э.
Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путём подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наёмников.
664—655 до н. э.
Процесс объединения Египта Псамметихом I.
664—663 до н. э.
Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг.
Ок. 663 до н. э.
Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа.
661 до н. э.
Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами.
610—595 до н. э.
Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 человек).
609 до н. э.
На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем.
Июнь 609 до н. э.
Сражение при Мегиддо: пытающийся помочь разваливавшейся Ассирии Нехо II разбивает иудеев, ввязавшихся в конфликт. В битве погибает иудейский царь Иосия.
Октябрь 607 до н. э.
Против египетского гарнизона в Заречье выступил вавилонский царь Набопаласар.
Май 605 до н. э.
Вавилоняне, скифы и мидяне наголову разбивают египетско-ассирийские войска под Каркемишем в Сирии. Египтяне теряют более 10 000 человек.
Декабрь 604 до н. э.
Скифы берут Аскалон на самой границе Египта.
601 до н. э.
Навуходоносор II пытается напасть на Египет.
600—597 до н. э.
Фараон Нехо II отправляет финикийскую флотилию в экспедицию вокруг побережья Африки. Финикийцы успешно огибают всю Африку.
Ок. 600 до н. э.
В Напате коронуется новый царь кушитов Аспарут.
591 до н. э.
Создание антивавилонской коалиции в составе Египта, Лидии и государств Восточного Средиземноморья.
Ок. 590 до н. э.
Цари Нубии переносят свою столицу южнее Напаты, в Мероэ (Напата остаётся коронационным центром), и создают свою культуру, во многом зависевшую от египетской. Население Мероэ ведёт торговлю с Египтом, Аравией, Грецией и Индией. Особенно ощущается влияние Египта в мероитских постройках — храмах, дворцах и небольших пирамидах.
Осень 589 до н. э.
Поход Псамметиха II против эфиопов. Греческие наёмники доходят до Абу-Симбела, где оставляют свои надписи.
589—570 до н. э.
Правление фараона Априя, опиравшегося на греческих (карийских и ионийских) наёмников, расселившившихся в Дельте Нила, где основаны греческие торговые фактории в Навкратисе, Пелусии и Дафнах.
582 до н. э.
Мир между Вавилоном и Саисским Египтом.
Ок. 575 до н. э.
В Мероэ к власти приходит новая династия, представленная Гарсииотефом и Настесеном.
570—566 до н. э.
Гражданская война в Египте: восставший народ свергает, а затем казнит, Априя, потерпевшего поражение в Киренаике, за его слишком проэллинские взгляды. Навуходоносор II вторгается в Египет и доходит до Фив, но затем, понимая, что Априй не сможет удержаться на троне, возвращается в Вавилон. Руководитель восстания, военачальник Амасис II, коронуется фараоном.
570—526 до н. э.
Правление фараона Амасиса II (Яхмоса II) в Египте. В начале своего правления он отменяет льготы греческим купцам, но впоследствии старается поддерживать дружные отношения с полисами материковой и островной Греции, а также Киренаики. Неудачные оборонные союзы с царем Лидии Крёзом и Поликратом Самосским против персов.
526—525 до н. э.
Правление фараона Псамметиха III. Завоевание Египта персами.
525—332 до н. э.
Персидское правление
ru.wikibedia.ru
Искусство Древнего Египта. Поздний период. - Стили и направления в искусстве - Справочники - All-Art.do.am
Поздний период (1050—332 гг. до н. э.) в истории Египта отмечен упадком его могущества. В 525 г. до н. э. страна была завоевана персами, в 332 г. до н. э. — Александром Македонским. В искусстве Позднего периода широкое распространение получила мелкая бронзовая пластика с инкрустацией из золота и серебра (бронзовые статуэтки VII в. до н. э.).
Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды при ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5 м, в ширину 113 м и в толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, проход посередине нового двора был оформлен в виде монументальной колоннады, с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие аналогичные сооружения Карнака, эти памятники не внесли, однако, чего-либо нового в египетскую архитектуру, так же как и царские гробницы рассматриваемого периода. Правившие в Танисе фараоны XXI династии и цари-ливийцы были погребены в Танисе. Найденные там недавно их гробницы представляют собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Материалом для изготовления этих плит и каменных саркофагов египетских царей послужили даже части зданий и отдельных скульптур, воздвигнутых ранее в Танисе, что явно свидетельствует об отсутствии возможности сооружения дорогостоящих усыпальниц.
Шешонк I (или Шешенк; из Библии он известен как — שׁישׁק = Шишак, Сусаким) — египетский фараон (ок. 945 — 924 до н. э.), основатель XXII (Ливийской) династии из Бубастиса. Полное его имя было — Хеджхеперра Сетепенра Мериамон Шешонк I. Потомок предводителей ливийских наместников, осевших в Нижнем и Среднем Египте (с центром в Великом Гераклеополе), полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати.
Шешонк был главнокомандующим египетской армии и визирём при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени машваш (машауаша).
Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, но известно, что его дядя Осоркон Древний уже занимал египетский трон, будучи законным фараоном XXI династии.
Вступив на трон, Шешонк немедленно дал престолонаследию своей линии законное основание, которого он сам не имел. Для этого он женил своего сына Осоркона на египетской царевне дочери Псусеннеса II Мааткаре и таким путём приобрёл для него право на престол через жену, а также бесспорное законное право на трон для своего внука. Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний Египет, но вскоре он подчинил себе и весь Верхний Египет.
Новый фараон был человеком умным и расчётливым и он на один момент даже напомнил Египту былое величие. Он следил за палестинскими делами, породнился с Соломоном и даже подарил ему вновь завоёванный египетскими войсками Гезер. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей - одной из всех жён, насколько нам известно - Соломон построил особый дворец.
Однако, ища дружбы с Соломоном, Шешонк понимал, что при наличии сильного Иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Соломоном, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи. В Египте нашёл убежище видный беглец из Израиля Иеровоам. Принимал у себя Шешонк и другого врага Соломона, Адера, отпустив его затем вредить Соломону. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
После смерти Соломона Шешонк видимо вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Ровоамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Иеровоама, в результате которого от Ровоама отпали 10 северных израильских племен.
Согласно Библии на 5-ом году правления Ровоама (ок. 925) Шешонк совершил вторжение в Иудею, где разграбил города Иразу, Бет-Хорон, Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем, Бет-Шан, Раббат, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Шешонк ушёл лишь после того, как Ровоам заплатил ему громадный выкуп, отдав ему все сокровища Иерусалимского храма и царского дворца.
Правил Шешонк 21 год. После похода в Палестину фараон проправил ещё чуть более года и умер в 924. Его гробница в Танисе, обнаруженная в 1938, содержала саркофаг из электры с сохранившейся мумией фараона.
Совершив вторжение на Иудею, Шешонк решил увековечить его, по примеру древних фараонов начертав о нём на внешней стороне южной стены Карнакского храма. Там сохранилось изображение Шешонка, подводящего к Амону покорённые города: каждый из них представлен именем, заключённым в овал и помещённым на груди связанного еврея. Из 133 имён 23 разрушено; может быть, среди них находился и Иерусалим, которого нет в числе сохранившихся.
В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: ‘’«Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Аммон-мер-Шешонк (Друг Аммона - Шешонк). Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени»’’.
Завладев после похода несметными сокровищами, Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, которой страна не помнила уже 200 лет и которая должна была прославить его имя в веках. Он роскошно украсил храмами свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах, в котором построил пилон. Это и был - и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 314 футов, в глубину - 269 футов и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 36 футов, высотой в 150 и с поверхностью в 357 кв. футов.
Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей. Его сын Иуапет - верховный жрец Амона - послал в Сильсиле экспедицию за камнем для огромного двора и пилона, которым предполагалось дополнить Карнакский храм с запада. На плитах из Карнака упоминаются произведения из Нубии. Возможно, что Шешонк совершил также поход на юг.
В течение 10-8 веков основными художественными центрами оставались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Храмовые рельефы не дают чего-либо нового. Более своеобразны росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах. Хотя по ограниченности своего содержания эти росписи и рисунки тоже не смогли стать новым этапом в истории египетского искусства, все же они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью.
Рисунки на папирусах отличаются общим изяществом, росписи - небывалой еще для саркофага яркостью красок и обилием сцен, повторяющих тематику гробничных росписей. Яркость красок была свойственна в то время и саркофагам менее знатных лиц, как это можно видеть на примере деревянного расписного гроба торговца Рама.
Саркофаг торговца Рама. Эрмитаж
Художественное ремесло продолжало процветать и в Танисе. Золотые и серебряные царские гробы и великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями, нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются свидетельством неослабевавшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.
Для скульптуры 10-8 веков также характерно стремление создать внешне нарядный памятник. Особенно отличаются в этом отношении бронзовые статуэтки, начинающие широко распространяться взамен дорогостоящих каменных статуй. Покрытые чеканными узорами и инкрустациями из золота, такие статуэтки достигают иногда высокого качества выполнения.
"Супруга Амона" Каромама
Приблизительно 870-825 года до н.э.
Бронзовая статуя, выложенная серебром и золотом
Высота 59,5 см; ширина 12,5 см; диаметр 35 см.
В тот период фараоны, перенесшие свою резиденцию на север, предназначали одну из своих дочерей в "жены Амону". Это делалось для того, чтобы упрочить связи между семьей фараона и обличенными властью жрецами Амона, определяющими религиозный уклад Фив. Как единственная жена бога, она временно была наделена большой властью на территории Фив.
Один из приближенных Каромамы установил в храме эту статую.
Это одна из лучших известных нам бронзовых статуй Египта. Благодаря инкрустации из драгоценных металлов, эта статуя выглядит ещё более впечатляющей.
Роскошный костюм украшен двумя большими золотыми вставками, из чистого золота сделано великолепное ожерелье. На спину ниспадает тяжелая застежка этого ожерелья с надписью "Каромаме, возлюбленной Моута"
Стела Таперет
Приблизительно 900-800 года до н.э. Расписанное дерево. Высота 31 см; ширина 29 см
В начале первого тысячелетия до н.э. большие каменные надгробия постепенно сменялись маленькими надгробиями из дерева. На этих деревянных стелах умершего изображали уже не за поминальной трапезой, как раньше, а преклоненным перед могущественными богами потустороннего мира. Со стороны Осириса изображены различные воплощения бога солнца. На одной стороне надгробия умершая знатная женщина Таперет изображена обращающейся с молитвой к Ра-Хорахти (воплощающему полуденное солнце), а на другой - к Атуму (представляющему заходящее солнце). В этих композициях присутствуют два различных символа вселенной. На одной стороне это - небо, протянувшееся в виде арки, сообщающееся с черной полосой - землей через геральдические растения южного и северного Египта. На другой стороне вселенную символизирует богиня неба Нут. По её телу перемещается солнце, которое она каждым вечером глотает и рожает каждое утро. Новшеством на этом ярком надгробии также являются лилии, символизирующие животворящий солнечный свет.
Скульптурная группа фараона Осоркона
Время правления Осоркона II, приблизительно 889-866 года до н.э.(22-ая династия).
Золото, ляпис-лазурь, стекло. Высота 9 см; ширина 6,6 см
Здесь семья Осириса изображена очень необычно. Сам бог Осирис водружен на постамент. Слева и справа от него стоят его жена Исида и сын Хор с головой сокола, они простерли руки над Осирисом, как бы защищая его.
Во время правления эфиопской династии (712-663 гг. до н. э.) в художественной жизни Фив вновь наблюдается некоторое оживление. Временное укрепление хозяйства страны позволило новым фараонам, стремившимся показать себя законными владыками Египта, возобновить строительство в Карнаке, чему способствовало и то, что культ Амона давно уже был государственным культом Нубии. Положение столицы, вновь приобретенное Фивами, увеличило деятельность художественных мастерских. До нас дошли статуи фараона Тахарки и эфиопских царевен. Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими особенностями.
Тахарка (Таракос у Манефона) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.
Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским, Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки. Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки.
Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил браком на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.
Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в апату, где и умер.
Гранитный сфинкс Тахарки. Британский музей.
Политика Тахарки, большей частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покорённых им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия.
Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили владения его до Геркулесовых столпов (в частности, в трудах Страбона), до Фракии и даже Индии (Мегасфен).
Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, которая была больше даже построенной при фараоне XIX династии Сети I, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатхор и Беса, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика.
Статуэтка фараона Тахарки. Эрмитаж.
До нас дошли статуи фараона Тахарки и эфиопских царевен.
Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими особенностями.
Прекрасными образцами подобных скульптур являются статуэтки эфиопской царицы в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и фараона Тахарки в Эрмитаже
Статуэтка эфиопской царицы. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Изображение Беса в храме Хатхор в Дендере.
Статуя Хатхор в Луксорском музее
Аллея сфинксов в Карнаке.
Реалистический портрет приобретает еще большую глубину на статуях частных лиц, как это видно по статуе Монтуэмхета, градоначальника города Фив при Тахарке, с характерной углубленной проработкой всего лица, передающей и морщины щек и тяжелые припухшие веки пожилого человека.
Статуя Монтуэмхета. Деталь.
Монтуэмхет жил в тяжелое для Египта время. При нем произошло завоевание страны Ассирией и, в частности, разгром Фив, когда из великолепной столицы Египта в Ассирию были увезены не только драгоценности, богатые одежды и мебель, но и скульптуры и даже обелиски и множество египтян было уведено в рабство. Монтуэмхету пришлось производить посильное восстановление основных храмов, откуда, по его словам, исчезли даже украшенные золотом двери. Не удивительно, что именно в эти годы Египет, и так уже давно управляющийся иноземными царями, подвергся разорению от еще более сильного врага. Такие люди, как Монтуэмхет, вспоминая былое величие своей страны, обращались к временам, казавшимся им верхом этого величия, — к правлению строителей пирамид. В этом свете понятно, почему рельефы гробницы Монтуэмхета в Фивах воспроизводят рельефы мастаба Древнего царства.
Стремление идеализировать далекое прошлое своей родины еще усилилось в последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством.
Саисский период в истории Египта (663-525 гг. до н.э.) был временем нового относительного расцвета. Благодаря объединению страны явилась возможность упорядочить оросительную систему. Саисские фараоны уделяли большое внимание увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество египетских изделий вывозилось за пределы страны и создало Египту ту славу, о которой говорит К. Маркс, указывающий, что "Египет и для других писателей, современников Платона, напр. Исократа, был образцом промышленной страны, он сохраняет это свое значение даже в глазах греков времен Римской империи".
Птолеме́й I Соте́р (др.-греч. Πτολεμαίος Σωτήρ — «Птолемей Спаситель») (367 до н. э. — 283 до н. э.), эллинистический правитель Египта (323 до н. э. — 283 до н. э.), основатель династии Птолемеев. Титул царя принял в 305 до н. э. (Иногда его именуют также «фараоном», что неправильно).
Будучи проницательным и осмотрительным, к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывной войны, он создал крепкое и развитое государство. Его щедрость и благодушие привлекали наёмных греческих и македонских воинов на службу. Он внимательно относился к нуждам египтян. Будучи страстным поклонником литературы, он основал великую Александрийскую библиотеку, славившую Александрию во всем античном мире.
Он посвятил походам Александра Великого свою собственную книгу, отличавшуюся откровенностью и трезвостью повествования. Сама книга не дошла до наших времен, но она была основным источником информации для трудов Арриана из Никомедии.
В 285 до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей от Береники I, который правил под именем Птолемея II; его старший сын, Птолемей Керавн, с чьей матерью Эвридикой I, дочерью Антипатра, он развёлся, бежал к Лисимаху.
Птолемей I Сотер умер в 283 до н. э. в возрасте 84 лет.
Бюст Птолемея Сотера в одеянии древнеегипетского фараона. Британский музей, Лондон.
Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, причем и форма их соответственно различна. Гробницы крупнейших фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, в числе которых были и колонные залы.
Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, причем иногда эти стены были украшены таким же способом, как и стены зданий Древнего царства.
Это было одним из проявлений того общего стремления к воспроизведению образцов древнего искусства, которое становится отличительной чертой памятников саисского времени.
Эта архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживается и в литературе и в религии этого периода и была вызвана причинами политического характера.
Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид.
Этому в известной степени способствовало и то, что центр политической жизни оказался на севере.
Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами.
В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы.
Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве.
Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.
Тело Исиды. 3-1 века до н.э., диоритовая статуэтка высота 63 см.
В период правления Птолемея в Египте пытались бороться с греческими заимствованиями в искусстве.
Тело богини установлено в традиционном фронтальном положении, облачено в просторное одеяние греческого фасона, в то же время это в этом изображении соблюдена любимая египтянами симметрия.
Исиду в этом изображении можно узнать по узлу, завязанном на платье на груди.
Благодаря греческому влиянию в египетской керамике удачно сочетаются традиционная египетская техника и характерные греческие узоры и формы. Выпуклый узор выделяется более ярким синим цветом и покрыт более толстым слоем глазури. Самым важным центром ремесел был Мемфис.
Однако саисское искусство не было простой копией прошлого. Достаточно сравнить, например, женские статуи Древнего царства и саисского времени, чтобы в этом наглядно убедиться. У статуи саисского мастера, несмотря на общую идеализацию и холодную изысканность образа, тело мягко, линии плавно переходят одна в другую, мускулы в ряде случаев прекрасно проработаны, обработка поверхности доведена до совершенства; чувствуется, что за скульптором стоят поколения мастеров, продумавших и освоивших передачу человеческого тела в камне. Наоборот, статуя Древнего царства, с ее тугими мускулами и резкими линиями, является произведением, стоящим в начале сложного пути египетского скульптора, в ней ощущается победа мастера над камнем, скульптор удовлетворен воспроизведением того основного и главного, что им только что осознано и выполнено, и еще не задумывается над возможностью углубления художественного образа.
К сожалению, отсутствие достаточного количества документированных памятников не позволяет восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии.
Тем не менее мы можем выделить группу произведений официального искусства - статуи царей и ряд статуй знати и жречества, идеализирующие и холодные, с условной улыбкой на невыразительных лицах и стандартной трактовкой тел.
К этой группе памятников примыкают и многочисленные бронзовые статуэтки божеств, таким же, как и у каменных скульптур, высоким качеством отделки, украшенные инкрустациями из золота или электра.
В то же время имеются памятники совершенно иного плана, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа.
Продолжало развиваться художественное ремесло, причем необходимо отметить появление нового типа фаянса - очень твердого и насквозь окрашенного.
Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало своих возможностей.
Архитектура Египта периода Позднего Царства (11 в.– 332 г. до н.э.) представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние крупные дополнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профиле.
Стремление идеализировать далекое прошлое своей родины еще усилилось в последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством.
Псамметих I (или Псамтик I, полное имя Уахибра Псамметих I) — фараон Древнего Египта (ок. 664 — 610 до н. э.), первый фараон XXVI Саисской династии. Сын номарха Нехо. Совместно с отцом выступал сначала против Ассирии, а затем на стороне Ассирии против Танутамона. После гибели отца в сражении с кушитами, Псамметих бежал в Ассирию и помогал Ашшурбанапалу выгнать из Египта Танутамона. Имя Псамметих, видимо, своим происхождением обязано эфиопскому языку и означает - "Сын Солнца".
Воспользовавшись с затруднениями, которая испытывала Ассирия в середине VII в до н. э., Псамметих I объявил себя независимым правителем, приблизительно на 4 году правления (ок. 660). У нас нет каких-либо сведений, на основании которых мы могли бы судить, каким образом произошло отпадение Египта от Ассирии.
Геродот в своём повествовании назвал виновником возвеличивания Псамметиха I верховного жреца Птаха. По Геродоту, после освобождения страны от эфиопов двенадцать правителей Египта собрались для жертвоприношений в храме Птаха (называемого Гефестом в труде Геродота) в Мемфисе, однако верховный жрец по ошибке выдал одиннадцать (на одну меньше) золотых чаш для возлияний, и Псамметих находчиво употребил вместо чаши свой бронзовый шлем. Однако Псамметих не учёл ранее объявленного пророчества оракула о том, что совершивший возлияние из медной чаши получит власть над всем Египтом. Соответственно, остальные правители усмотрели в поступке их конкурента попытку узурпации верховной власти. Однако, допросив Псамметиха, они пришли к выводу, что его действия были спонтанны и неумышленны, и постановили для него мягкую меру наказания - лишили большинства владений, оставив ему незначительную прибрежную полоску земли.
Лишённый своих владений Псамметих чувствовал себя несправедливо наказанным и обратился к оракулу Уаджет ( в труде Геродота названа Латоной) в Буто и получил следующий ответ. Богиня обещала Псамматиху победу над его соперниками и ассирийцами, если он примет к себе на службу «медных людей с моря». Встретив потерпевших кораблекрушение облачённых в медные доспехи греческих гоплитов (возможно, ионийских и карийских разбойников, занимавшихся морским разбоем), фараон решил, что это и есть предсказанные оракулом «медные люди с моря». Действительно, в армии фараонов Позднего царства служило большое количество греческих наемников. Но причиной тому была колонизация греками Средиземноморья, которая сделала из Греции главный центр мировой цивилизации.
При Псамметихе была достигнута значительная централизация страны, что позволило преодолеть могущество самостоятельных местных правителей, раздиравших страну.
Как уже говорилось, в борьбе за объединение страны Псамметих опирался на карийских и ионийских наёмников и в дальнейшем он больше жаловал греческих наемников, чем коренных египтян, что вызвало недовольство последних. Из повествования о Псамметихе стало известно, что до 240 тысяч египетских воинов ушли в Нубию после того, как им не предоставили смены после их трехлетней пограничной службы. Если отбросить совершенно фантастическое число перебежчиков и фольклорное предание о мольбах фараона, обращённых к ним, то обнаруживается реальный фон истории, изложенной Геродотом, – усиление противоречий между традиционной военной элитой ливийского происхождения и недавно обосновавшимися в Египте грекоязычными наёмниками.
Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории, из которых особенно крупной был порт Навкратис. Авторитет Псамметиха в греческом мире был настолько велик, что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье. Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями с Саисским Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника, который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом.
Намереваясь восстановить утерянное величие Египта, Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему национальному духу египетского народа. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались. Стараниями жречества, поддерживавшего Псамметиха и его преемников, из религиозной традиции Позднего царства вычёркивались позднейшие наслоения. Естественно, из пантеона были исключены все чужеземные божества, в основном семитского происхождения. Таким образом, Сет, который, несмотря на присущую ему коварность и подлость, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и заменяет Апопа в качестве главного негативного героя египетской мифологии. С другой стороны, культы Исиды, Баст и обожествлённого Имхотепа достигли наибольшего распространения, а храмы Дельты (Саиса, Буто, Бубастиса и Атрибиса) стали богатейшими в стране, оттеснив на второй план храмы древних Ра, Амона и Птаха. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства. А их мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса, а также Абидоса были отреставрированы.
Развернувшееся строительство было сосредоточено отныне преимущественно в новой столице, Саисе, где был, по-видимому, заново сооружен большой храм главной богини Саиса — Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. К сожалению, эти постройки не сохранились, и мы знаем о них лишь по рассказам Геродота. Он сообщает об «обширном и замечательном дворце» в Саисе, о гробницах фараонов в саисском храме, в том числе о гробнице Априя, которая представляла собой «обширную каменную залу, обставленную колоннами в виде пальм», о том, как фараон Яхмес построил в Саисе «достойный удивления портик, далеко превзошедший портики всех строителей высотою и обширностью, величиною и достоинством камней. Потом поставил он колоссы и длиннейших мужских сфинксов». О грандиозных масштабах и высоком качестве убранства саисского храма богини Нейт свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита, высотой около 25 м и весом 300 тонн с великолепно отполированной поверхностью.
Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, причем и форма их соответственно различна. Гробницы крупнейших фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, в числе которых были и колонные залы. Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, причем иногда эти стены были украшены таким же способом, как и стены зданий Древнего царства. Это было одним из проявлений того общего стремления к воспроизведению образцов древнего искусства, которое становится отличительной чертой памятников саисского времени. Эта архаизация не ограничивалась рамками искусства, она прослеживается и в литературе и в религии этого периода и была вызвана причинами политического характера. Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид. Этому в известной степени способствовало и то, что центр политической жизни оказался на севере. Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами. В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы. Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.
Древнейшие египетские пирамиды. Саккара.
Саккара — село в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира, где находится древнейший некрополь столицы Древнего Царства — Мемфиса.
Название его происходит от имени бога мертвых — Сокара.
Протяжённость мемфисского некрополя с севера на юг — семь километров; ширина 1500—500 м.
Всего царских пирамид — одиннадцать, большей частью 6-й династии, среди них выделяются погребения фараонов Тети, Пепи I и Пепи II.
Центральное сооружение — ступенчатая пирамида Джосера, фараона 3-й династии, хотя царские захоронения производились здесь ещё во времена 2-й династии, а первые мастабы относятся к периоду 1-й династии.
Гробницы фараонов эфиопов находились в столице Нубии, Напате, и имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличавшихся от египетских более крутым профилем.
Храм Амона. Непат.
Руины этого города были впервые описаны европейскими исследователями в 1820 году. При последующих исследованиях были обнаружены руины 13 храмов и 3 дворцов. Самый большой храм - храм Амона и по сей день считается священным среди местного населения.
Город находился ниже четвертого порога Нила.
Сегодня некоторые постройки в Напата входят в Список всемирного наследия Африки.
Развалины этого древнего города расположены у подножия священной для древних египтян скалы Джебель-Баркал - места, где жил сам бог Амон и где был выстроен в честь этого бога большой храм.
Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.), в недолгий период борьбы Египта за независимость (5 в. до н.э.) египетские художники создали еще ряд прекрасных памятников, продолжавших оба направления саисского искусства.
Голова жреца
Лучшим образцом реалистического портрета этого времени является известная голова жреца из зеленого камня
После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 году до н.э.
Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением македонской династии Птолемеев, находит силы для нового расцвета искусств и создает такие памятники, как храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, Филах.
Храм Хора в Эдфу
Эдфу (Идфу, древнеегип. Бехдет или Джеба, др.-греч. Ἀπόλλωνος πόλις μεγάλη) — город на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора. Столица II нома Верхнего Египта, культовый центр бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном. При Птолемеях в честь этого бога здесь был построен грандиозный храм, который ныне является одним из наиболее сохранившихся египетских храмовых сооружений. Имея 137 метров в длину, 79 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров, он считается вторым по размерам храмом после Карнака.
Храм Хнума. Эсна.
Эсна (Эсне, вар. Исна, древнеегип. Иунит (Ίwnyt) или Та-Сенит (T3-Snit), др.-греч. Λατόπολις) — город на западном берегу Нила в 54 км к югу от Луксор
all-art.do.am
Реферат Поздний период (Древний Египет)
Опубликовать
скачать
Реферат на тему:
План:
Введение
1 Хронология до персидского завоевания
2 Первый персидский период
3 XXVIII-XXX династии
4 Второй персидский период
5 Внешние ссылки
Введение
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.
1. Хронология до персидского завоевания
2. Первый персидский период
525 до н. э. Египетские войска Псамметиха III разбиты при Пелусии персидским царем Камбизом. Египет захвачен Камбизом и присоединен к Персидской империи. Под влиянием персидских побед Камбизу покоряется Киренаика.
525—404 до н. э. Персидские императоры в качестве фараонов XXVII династии правят Египтом.
524/523 до н. э. Поход Камбиза против Эфиопии, закончившийся поражением и гибелью персидской армии.
519 до н. э. Египет становится шестой сатрапией Персии.
498—399 до н. э. Существование развитой еврейской торговой колонии в Египте на нильском острове Элефантина.
486—484 до н. э. Национально-освободительное восстание в Египте, начавшееся после смерти Дария I.
454 до н. э. Афинский флот, посланный на помощь восставшему Египту, уничтожен в Дельте Нила персами. Афинский отряд, державший оборону одного из островов в Дельте, сокрушен персами.
3. XXVIII-XXX династии
404 до н. э. Египет при фараоне Амиртее из XXVIII династии добивается возобновления независимости.
385—382 до н. э. Египетско-персидская война за сохранение суверенитета Египта.
399 до н. э. Восшествие на престол Неферита I, первого фараона XXIX — предпоследней самостоятельной династии фараонов.
393—381 до н. э. Правление фараона Ахориса.
380 до н. э. После Неферита II правит Тридцатая династия (380—343 до н. э.), основанная Нектанебом Первым.
380—363 до н. э. При Нектанебе I наблюдается некоторое усиление Египта.
363—360 до н. э. Правление фараона Тахоса.
360—343 до н. э. Нектанеб II — последний независимый египетский фараон.
4. Второй персидский период
343 до н. э. Персидский царь Артаксеркс III (Ох) побеждает Нектанеба II и вновь подчиняет Египет Персии, основывая XXXI династию.
323 до н.э. Александр Македонский завоевывает Египет.
5. Внешние ссылки
Тураев Б.А. Египет в Саисскую эпоху
Тураев Б.А. Эфиопские фараоны в Египте
Тураев Б.А. Египет при XXI и XXII династиях
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 12:09:24Похожие рефераты: Династический период (Древний Египет), Додинастический период (Древний Египет), Первый переходный период (Древний Египет), Третий переходный период (Древний Египет), Второй переходный период (Древний Египет), Ном (Древний Египет), Древний Египет, Ба (Древний Египет).
Категории: Древний Египет.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
wreferat.baza-referat.ru
Позднее царство (Древний Египет) - Википедия
Дата Событие
664 до н. э.
Кушитских правителей сменяет саисский фараон Псамметих I, сын Нехо. Начало объединения Египта под властью XXVI династии из Саиса.
664—525 до н. э.
Правление XXVI (саисской) династии в Египте. «Саисский ренессанс» — последний самостоятельный подъём египетской цивилизации.
664—610 до н. э.
Правление в Египте фараона Псамметиха I, восстановившего былое величие государства путём подавления власти нубийцев, ассирийцев и части жречества с помощью ионийских и карийских наёмников.
664—655 до н. э.
Процесс объединения Египта Псамметихом I.
664—663 до н. э.
Временное завоевание Фив Тануатамоном. Ашшурбанапал I изгоняет Тануатамона из Фив. Ассирийцы грабят город. Эфиопы вынуждены окончательно отступить на юг.
Ок. 663 до н. э.
Через захваченный ассирийцами Египет в остальные регионы Африки попадает техника обработки железа.
661 до н. э.
Окончательное изгнание остатков эфиопской армии из Египта ассирийцами.
610—595 до н. э.
Правление в Египте Нехо II — последнего довольно преуспевающего египетского фараона, осуществившего попытку соединить Нил с Красным морем «каналом Нехо» (по свидетельству Геродота, при его сооружении погибло до 120 000 человек).
609 до н. э.
На недолгое время до возвышения Навуходоносора II фараон Нехо захватывает Восточное Средиземноморье, называемое вавилонянами Заречьем.
Июнь 609 до н. э.
Сражение при Мегиддо: пытающийся помочь разваливавшейся Ассирии Нехо II разбивает иудеев, ввязавшихся в конфликт. В битве погибает иудейский царь Иосия.
Октябрь 607 до н. э.
Против египетского гарнизона в Заречье выступил вавилонский царь Набопаласар.
Май 605 до н. э.
Вавилоняне, скифы и мидяне наголову разбивают египетско-ассирийские войска под Каркемишем в Сирии. Египтяне теряют более 10 000 человек.
Декабрь 604 до н. э.
Скифы берут Аскалон на самой границе Египта.
601 до н. э.
Навуходоносор II пытается напасть на Египет.
600—597 до н. э.
Фараон Нехо II отправляет финикийскую флотилию в экспедицию вокруг побережья Африки. Финикийцы успешно огибают всю Африку.
Ок. 600 до н. э.
В Напате коронуется новый царь кушитов .
591 до н. э.
Создание антивавилонской коалиции в составе Египта, Лидии и государств Восточного Средиземноморья.
Ок. 590 до н. э.
Цари Нубии переносят свою столицу южнее Напаты, в Мероэ (Напата остаётся коронационным центром), и создают свою культуру, во многом зависевшую от египетской. Население Мероэ ведёт торговлю с Египтом, Аравией, Грецией и Индией. Особенно ощущается влияние Египта в мероитских постройках — храмах, дворцах и небольших пирамидах.
Осень 589 до н. э.
Поход Псамметиха II против эфиопов. Греческие наёмники доходят до Абу-Симбела, где оставляют свои надписи.
589—570 до н. э.
Правление фараона Априя, опиравшегося на греческих (карийских и ионийских) наёмников, расселившившихся в Дельте Нила, где основаны греческие торговые фактории в Навкратисе, Пелусии и Дафнах.
582 до н. э.
Мир между Вавилоном и Саисским Египтом.
Ок.
В Мероэ к власти приходит новая династия, представленная Гарсииотефом и Настесеном.
570—566 до н. э.
Гражданская война в Египте: восставший народ свергает, а затем казнит, Априя, потерпевшего поражение в Киренаике, за его слишком проэллинские взгляды. Навуходоносор II вторгается в Египет и доходит до Фив, но затем, понимая, что Априй не сможет удержаться на троне, возвращается в Вавилон. Руководитель восстания, военачальник Амасис II, коронуется фараоном.
570—526 до н. э.
Правление фараона Амасиса II (Яхмоса II) в Египте. В начале своего правления он отменяет льготы греческим купцам, но впоследствии старается поддерживать дружные отношения с полисами материковой и островной Греции, а также Киренаики. Неудачные оборонные союзы с царем Лидии Крёзом и Поликратом Самосским против персов.
526—525 до н. э.
Правление фараона Псамметиха III. Завоевание Египта персами.