Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс. Обобщающий урок древний египет
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс
Разделы: История и обществознание
Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Раздел “Древний Восток”, глава № 4 “Древний Египет”, параграфы 6-12
Цели урока:
Предметные
Повторить учебный материал по теме “Древний Египет”
Усвоить основные понятия и термины по теме
Обобщить и закрепить знания по этой теме
Знать и уметь показывать на карте исторические, географические объекты
Работать с исторической информацией в ходе учебной деятельности
Воспринимать и развивать навыки исторического мышления
Метапредметные
Составлять рассказ
Работать в группе
Выделять главные мысли в учебном тексте, понимать и прослеживать причинно-следственные связи при работе с информацией
Представлять результаты своей учебной деятельности
Соотносить знаковую систему легенды карты с объектами на карте
Принимать точку зрения другого человека, аргументировать собственную точку зрения, формулировать свою мысль и участвовать в диалоге
Личностные
Воспитывать у себя трудолюбие и уважать результаты труда других людей
Понимать и ценить культурные достижения, созданные людьми – жителями Древнего Египта
Осознавать ценности коллективизма, творческого труда, совместной учебной деятельности
Развивать у себя эстетические знания и чувство прекрасного
С пониманием и уважением относится к традициям, обычаям, взглядам людей другой национальности, расы, народности
Иметь представления о разнообразии религий в истории человеческой цивилизации и определить свою позицию по отношению к этому разнообразию с точки зрения понимания, терпимости и доброжелательности к иным взглядам и убеждениям людей
Задачи урока:
Мотивировать учащихся на повторение учебного материала по главе № 4 “Древний Египет” раздела учебника “Древний Восток”
Помочь учащимся вспомнить и закрепить навыки работы с исторической картой
Актуализировать знания учащихся по теме урока
Определить уровень усвоения полученных знаний и на основании его подготовить для учащихся дифференцированные задания, которые наиболее полно раскроют их способности
Сформировать в ходе повторения и обобщения материала учебные группы и помочь им правильно организовать коллективную работу
Постараться создать творческую атмосферу в процессе учебной деятельности
Использовать новые педагогические технологии на всех этапах урока, проанализировать опыт их применения и составить планы работы с учетом этого опыта в последующих планах уроков
Организовать так домашнее задание, чтобы мотивировать учащихся на желание продолжить изучение истории Древнего Востока
Ожидаемые результаты урока:
Усвоение учащимися основных терминов и понятий, обозначенных в рубрике “Объясните значение слов” после материалов параграфов 6-12
Умение учащимися использовать полученные знания учебного материала при выполнении конкретных заданий на практике
Умение “читать” карту, понимать её легенду, соотносить свои знания текста и изображения на карте
Составлять рассказ по алгоритму действий: вдумчиво и осознанно прочитать текст, выделить главные мысли, понять как их использовать при рассказе, добавлять детали в рассказ без ущерба для главной смысловой линии, владеть историческими терминами
Правильно понимать содержание иллюстративно-образного ряда, соотносить иллюстрации с текстом, применять в учебных действиях комбинированные части учебного материала – карта + текст + иллюстрация
Закрепление навыков работы в группе, усвоить ценности коллективного труда с одноклассниками. Уважать их точку зрения, при этом аргументировано обосновывать свою точку зрения
Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению истории, желание участвовать в проектно-исследовательской деятельности
Присоединение учащихся к олимпиадному школьному движению, участие в олимпиаде по истории
Ход урока
1. Мотивация обучающихся
Учитель: Ребята, давайте вернемся к знакомой нам карте. Откройте, пожалуйста, страницу учебника № 33
Вспомните и найдите на карте следующие объекты: река Нил, 1 порог, дельту Нила, города Мемфис и Фивы
Подумайте, пожалуйста, о том, что вы знали о Древнем Египте до начала изучения темы главы № 4 “Древний Египет” и что вы знаете теперь
Учитель: Да, вы действительно много узнали на уроках истории по этой теме.
Повторение пройденного материала
а) обоснование темы урока
Учитель: Вы так много упомянули интересных исторических сведений из истории Древнего Египта, что у меня кругом пошла голова.
Предлагаю вам все вспомнить по порядку, не спеша, чтобы не упустить что-либо интересное и увлекательное. Вы согласны? (Учащиеся соглашаются)
б) активизация знаний и универсальных учебных действий
Учитель: Вас 20 человек. Разбейтесь на 4 группы. Сейчас каждая группа должна выбрать себе руководителя. Представители групп будут участвовать в розыгрыше исторической лотереи. Пожалуйста, представители групп подойдите к учителю и вытяните карточку с темой исторического воспоминания. (Смотрите: *приложение 1. Карточки для исторической лотереи “Путешествие по Древнему Египту”).
На обратной стороне карточки вы найдете задание, которое поможет вам и вашим одноклассникам осуществить историческое воспоминание. (Смотрите **приложение 2 Карточки – обратная сторона)
в) представление выполненных заданий в группах
4. Обобщение пройденного материала (ответы на вопросы на странице 65 учебника).
5. Закрепление пройденного материала
Образный диктант-ассоциация “Мой Древний Египет”
Учитель: Ребята, запишите в тетради заголовок: “Образный диктант “Мой Древний Египет”. Пришло время расставания с такой полюбившейся нам темой. Впереди у нас еще много исторических открытий. Но прежде чем мы отправимся в новое историческое путешествие, давайте попрощаемся с древней страной. Условия диктанта такие: я читаю вам фразу или словосочетание, а вы пишите слова, которые можно отнести к данной фразе:
Природные условия Древнего Египта
Строительство каналов и земляных насыпей
Фараоны
Боги древнего Египта
Сооружения и статуи Древнего Египта
Письмо древних египтян
Древнеегипетская школа
6. Рефлексия
Учитель: А теперь используйте слова, которые вы записали, для составления двух-трех предложений о Древнем Египте.
Учащиеся: Читают получившиеся предложения, дополняют и поправляют неточности.
Упражнение “Таинственные письмена”
Учитель: А теперь напишите в тетради фразу из “своих”, придуманных иероглифов. Предложите прочитать эту фразу своему соседу или соседке по парте.
Учащиеся, составив фразу, обмениваются информацией, “читают таинственные письмена”. Вместе с учителем делают вывод о сложности египетского письма и трудности его изучения.
7. Окончание урока. Организация домашнего задания
Домашнее задание (все его положения будут отражены в электронном журнале, поэтому его необходимо проговорить устно, записывать в тетради нет необходимости):
Рассмотреть дома внимательно карту на станице 33
Найти две реки, в долине которых, как и в долине Нила, было развито земледелие
Запомните название этих рек (Тигр и Евфрат), они пригодятся нам в новом историческом путешествии на следующем уроке
Найдите в долине этих рек города, прочитайте их названия
Обратите внимание на город Вавилон и подумайте, чем он на карте отличается от других городов (там сходятся важнейшие торговые пути)
Прочитайте название местности между двумя реками, какие географические особенности местности вы заметили вокруг этой территории
Учитель: Урок окончен. Какие у вас есть вопросы? Всего доброго.
Приложения
*Приложение 1. Карточки для исторической лотереи “Путешествие по Древнему Египту”
Карточка № 1:
Государство на берегах Нила
Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте
Карточка № 2:
Жизнь египетского вельможи
Военные походы фараонов
Карточка № 3:
Религия древних египтян
Искусство Древнего Египта
Карточка № 4:
Письменность древних египтян
Древнеегипетская школа
**Приложение 2. Карточки – обратная сторона
Карточка № 1: обратная сторона
Составьте слова или словосочетания с пропущенными буквами, предложите остальным ребятам угадать, что это за слово (это могут быть слова – речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, Мемфис, вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет).
Карточка №2: обратная сторона
Разыграйте сценку “В усадьбе вельможи”. Отразите в этой сценке следующую информацию: описание дома, одежду вельможи, описание его обеда, его досуг и военную службу у фараона. (Учащиеся разыгрывают роли группы туристов и экскурсовода, которые рассматривают надписи на стенах гробницы. При подготовке сценки они продумывают наводящие вопросы “туристов” и ответы “экскурсовода”).
Карточка № 3 – обратная сторона
Составьте вопросы для мини-викторины “Искусство и религия древних египтян”. Проведите мини-викторину среди одноклассников. Определите победителя.
Карточка № 4 – обратная сторона
Составьте два рассказа по темам: “Как была разгадана тайна иероглифов” и “Урок в древнеегипетской школе”. Представьте свои рассказы.
***Приложение 3. “Сравнительная таблица”
Что я знал до изучения темы “Древний Египет”
Что я знаю теперь, после изучения темы “Древний Египет”
Поделиться страницей:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
обобщающий урок по теме: «Древний Египет».
Урок истории в 5 классе.
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет». Урок – игра.
Цели:
Систематизировать знания учащихся по данной теме.
Развивать умение разгадывать кроссворды, ребусы;
проявлять сообразительность;
давать быстрые и точные ответы.
Воспитывать усидчивость, дисциплину.
Оборудование: Кроссворд, тест, карточки, ребус.
Ход урока:
I Орг. Момент
Объявить тему и цели урока. Разделить класс на 2 команды путём жеребьёвки.
II Игра «Счастливый случай»
1) Сложить название команд.
Р и с и с о (Осирис) Т е с т а б (Бастет) - Что у вас получилось? - Чьи имена сложили?
2) За 2 минуты учащиеся должны ответить на большее число вопросов. «Блиц – турнир»
Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет)
Правитель Египта ( фараон)
островки зелени в пустыне (оазис)
знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи)
Приспособление для полива садов и огородов (шадуф)
Мелкие предметы, которые по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий (амулет)
Вера в богов, духов, души и поклонение им ( религия)
Жилища Богов (храм)
Рассказы о Богах (миф)
Бог тьмы, свирепый змей (Апон)
Бог земли (Геб)
Скульптура с телом льва и головой человека или барана (сфинкс)
Тело умершего, обработанное специальным раствором и обмотанное бинтами (мумия)
Часть страны Египта, где река делилась на рукава, образуя огромный треугольник (дельта)
Что вырывали египтяне для полива полей? (канал)
Погребальные сооружения для фараонов (пирамида)
Имя фараона, совершившего 17 завоевательных походов (Тутмос)
Могущественные существа, которым поклонялись египтяне (Боги)
Служитель Бога (жрец)
Могущественный Бог Солнца ( Амон-ра)
Богиня неба (Нут)
Фараон, в честь которого была построена самая большая пирамида (Хеопс)
Какие звуки египтяне не обозначали на письме? (гласные)
Погребальное сооружение для вельмож (гробница)
Книга из папируса (свиток)
Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород (ил)
3) Кроссворд.(Каждой команде даётся одно и то же задание) Кто быстрее отгадает?
1. Материал для письма 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека 3. Злой дух суховей 4. Один из египетских фараонов 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из камня художественные изображения 6. Подневольный человек 7. Сплав меди и олова 8. Учёный, который изучает звёздное небо 9. Столица Египта 10. Египетская гробница 11. Греческий историк, который описал историю Египта 12. Стенобитный снаряд 13. Сборы в пользу государства
4) Тест. Кто даст больше правильных ответов за 5 минут.
1. Из чего строили простые египтяне дома?
А) глины
Б) камня
В) дерева
2. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:
А) писцы
Б) жрецы
В) фараоны
3. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А) писцы
Б) вельможи
В) жрецы
4. Письменность в Древнем Египте
А) иероглифы
Б) клинопись
В) папирус
5. Кого древние египтяне считали «живым Богом»?
А) главного жреца
Б) фараона
В) Амон-Ра
6. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Северного и Южного царства
Б) союз богов неба и земли
В) царство мёртвых и царство живых
7. Что обозначает понятие «религия»?
А) вера в сверхъестественные силы
Б) вера в силы природы
В) умение подчиняться кому либо
8. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
А) с целью личного обогащения
Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
В) с целью знакомства с другими странами
9. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
А) каждый десятый юноша египтян
Б) каждый второй раб
В) все вельможи
10. Кто впервые описал жизнь древних египтян?
А) Геродот
Б) Хаммурапи
В) Крёз
5) Заморочки из бочки. (кто какое задание вытянет)
А) рассказать о том, как жили ремесленники и земледельцы
Б) рассказать о том, как жили фараоны
III Итог урока. Подвести итог, выставить оценки.
infourok.ru
"Обобщающее повторение по разделу "Древний Египет"
Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древний Египет»
Учитель: Хоружа Ю.С.
Класс: 5
Цели и задачи урока:
1) проверить знания учащихся;
2) выявить пробелы в этих знаниях;
3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;
4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями;
5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра по командам.
Планируемые результаты
Предметные: закрепляют и учатся применять полученные знания по теме «Древний Египет» на практике.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные: умеют правильно оценивать свои и чужие действия, поступки, мысли.
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 287 с.
2) Презентация Microsoft PowerPoint.
3) Компьютер и мультимедийный проектор.
4) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.
5) Историческая карта.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Время (мин)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия (УУД)
Формы контроля
1.Организационный момент
2
Организация учебного процесса.
Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Создает условия для учебный процесса (попросить поделится на команды)
Приветствуют учителя. Делятся на команды по требованию учителя.
Фронтальная работа
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы
2.Мотивация к учебной деятельности
4
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (слайд 1, 2)
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (этническая музыка Древнего Египта), уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися (Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Египет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Как вы думаете ребята, что именно мы с вами сегодня будем делать)
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формули-
руют цели урока после предварительного обсуждения Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Организует работу в группах, объясняет ход выполнения задания, при необходимости направляет учащихся. Жюри оценивает работу групп.
Работают в группах, выполняют задания конкурса, опираясь на свои знания и другие источники информации.
Работа в группах
Предметные: закрепляют и учатся применять полученные знания по теме «Древний Египет» на практике.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные: умеют правильно оценивать свои и чужие действия, поступки, мысли.
Задания на карточках для каждой команды.
4.Итоги урока. Рефлексия.
7
Обобщение полученных на уроке сведений. Подведение итогов урока, награждение команд (слайл 33)(Выступление жюри)
Организует процесс рефлексии (А теперь ребята давайте каждый из команд оценит сегодняшний урок и свою работу на уроке. Составим синквейн (слайд 32)
А теперь оцените свою личную работу на уроке по пятибалльной системе и поднимите вверх столько пальцев, на сколько себя оценили.)
Оценивают урок и свою личную работу на уроке.
Фронтальная работа. Работа в группах.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные: понимают значение изучаемого материала.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
5.Домашнее задание
2
Сообщения по теме «Чем мне запомнился Древний Египет»
Конкретизирует домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Индивидуальная работа.
Приложения.
Приложение 1.
Конкурс “Историческая разминка”
(слайды 3–18)
Вопросы для первой команды:
1. Река, протекающая в Египте. (Нил)
2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)
3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)
4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека.(Сфинкс)
5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)
Вопросы для второй команды:
1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)
2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)
3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)
4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)
5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
Вопросы для третьей команды:
1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?
2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
3. Богиня, жена Осириса. (Исида)
4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Приложение 2.
Конкурс “Историческая математика”
(слайды 19–20)
По одному представителю от каждой команды решают хронологические задачи у доски:
1. Сколько лет назад произошло объединение Египта? 5014
2. Сколько лет пирамиде Хеопса? 4614
3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III? 3514
За правильно решённую задачу команда получает 2 балла.
Приложение 3.
Конкурс “Интервью сквозь тысячелетия”
(слайды 21–25)
В то время, как представители команд решают хронологические задачи, их товарищи участвуют в конкурсе “Интервью сквозь тысячелетия”.Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).
Роли:
1. Вельможа.
2. Крестьянин.
3. Раб.
Представим, что изобретена машина времени. Мы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Вельможи, Крестьянина, Раба.
Вопросы для Вельможи:
1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?
2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы?
3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?
4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?
5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?
6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?
Вопросы для Крестьянина:
1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?
2. Какие орудия труда используются?
3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?
4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?
5. Как происходил сбор налогов в Египте?
Вопросы для Раба:
1. Как вы стали рабом?
2. Каким ещё образом люди становятся рабами?
3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?
4. Как ваш хозяин относится к рабам?
5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?
Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов.
Примечание. В сильном классе задавать вопросы игрокам может не учитель, а учащиеся из соперничающих команд. При этом оцениваются и ответы, и вопросы.
Приложение 4.
Конкурс “Рассказ по картине”
(слайды 26-29)
Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла.
Первой команде даётся иллюстрация “Пирамида”.
Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?
Второй команде даётся иллюстрация “Суд Осириса”.
Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?
Третьей команде даётся иллюстрация “Стела фараона”.
Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств.
Примечание. Учитель может предложить и другие иллюстрации (например, изображения Сфинкса, храма Амона-Ра, статуй вельможи и его жены и пр.)
Приложение 5.
Бланк для жюри.
Конкурс «Историческая разминка»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
1 команда
2 команда
3 команда
Конкурс «Историческая математика»
За правильно решенную задачу команда получает 2 балла
1 команда
2 команда
3 команда
Конкурс “Интервью сквозь тысячелетия”
Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов.
1 команда
2 команда
3 команда
Конкурс “Рассказ по картине”
За каждый правильный ответ команда получает три балла.
1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 95 с.
2. Волобуев О.В., Шестаков А.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. – М.: Просвещение, 1978. – 224 с.
3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
4. История древнего мира и средних веков. 5 – 6 кл.: Справочные материалы / Авт.-сост. Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.
5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя. / Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
6. Школьная энциклопедия “Руссика”. История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. – 815 с.
Медиа-ресурсы:
CD-диски – приложения к учебнику Л.Г. Емохоновой “Мировая художественная культура”, 2008 г.
infourok.ru
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет"
Урок по теме «Путешествие по Древнему Египту»
(История Древнего мира, 5 класс)
Цели урока:
1. повторить и обобщить материал, пройденный по теме «Древний Египет»;
2. отработать навыки работы с картой, понятиями, используя различные игровые
приемы;
3. способствовать формированию навыков работы в группе; формированию ус
тойчивого интереса к предмету.
Дидактические средства: контурные карты, кроссворды, буквенная мозаика, тексты с ошибками, иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Подготовка к игре. (3 мин)
Правила:
1. задания у всех команд одинаковые, надо работать тихо, автономно от других команд-соперников
2. время выполнения задания ограничено, надо работать быстро, чтобы уложиться во время, выполнившие задание первыми получают дополнительный призовой балл (при условии правильности выполнения задания)
3. критерии оценки каждого задания объявляются заранее, перед началом работы
4. во время игры нет места ссорам, за шум и ссоры вычитается штрафное очко
Класс разделён на три группы, которые заранее придумали себе название и выбрали капитана. Три лучших ученика являются членами жюри. Они заранее сдали зачёт по теме «Древний Египет» и предполагается, что без труда выполнят возложенную на них задачу. В игре можно обойтись и без жюри, роль судьи может выполнять учитель. Пока ученики выполняют задание, он проверяет выполнение предыдущего задания. Но, всё-таки, для лучшей реализации партнёрских отношений и развития самостоятельности учащихся, желательно постепенно передавать свои позиции лидера и довольствоваться ролью консультанта или косвенного организатора. Промежуточные итоги игры объявляются в перерывах между заданиями. Это очень важно, так как на протяжении игры результат может меняться. Каждая команда может ощутить себя победителем на каком-либо этапе игры.
III. Ход игры.
Игра начинается с представления команд (название, девиз, представление капитана). Затем следует разминка – члены жюри готовят занимательные вопросы, задачки, загадки. Каждый по три вопроса (по одному вопросу для каждой команды). Ответ оценивается в один балл. Максимальное количество баллов, которое может заработать команда – 3 балла.
Задание №1 – задача на счёт лет в истории. (3 мин)
Учитель: Машина времени перенесёт нас в Египет времени царствования фараона Тутмоса. Давайте, используя ленту времени, сосчитаем, на сколько лет назад нам предстоит перенестись. За правильное решение этой задачи вы получите три балла.
Задание №2 – работа с контурной картой. (3мин)
Учитель: Итак, путешествие начинается. Мы с вами в Древнем Египте. Путешествовать без карты просто невозможно, это даже опасно. Прежде, чем мы сдвинемся с места, надо срочно проверить, насколько мы знаем карту. Возьмите в руки контурные карты и покажите, что вы знаете. За каждый правильно нанесённый на карту объект, вы получаете один балл. Максимальное количество баллов, которые вы можете заработать в этом конкурсе – 8 баллов (+1). Успеха вам!
Нанести на карту следующие объекты: название реки и моря, в которое она впадает, речные пороги, название столиц.
Задание №3 – работа с понятиями. (5 мин)
Учитель: Во время любого путешествия происходит общение с местными жителями. Сможем ли мы понять то, о чём они говорят. Давайте проверим наше знание терминов, с которыми мы познакомились на уроках по Древнему Египту. Вам предстоит разгадать кроссворд, состоящий из 13 слов. Каждое слово оценивается в один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое вы можете заработать на этом этапе конкурса – 13 баллов (+1). Дерзайте!
Задание №4 - текст с ошибками. (5 мин)
Учитель: Перед вами текст с ошибками, найдите их. Каждая исправленная вами ошибка равна двум баллам, если же вы обнаружили ошибку, но не знаете правильного варианта ответа, то получаете только один балл. В тексте семь ошибок. Значит, максимальное количество набранных вами баллов должно составить 14 баллов (+1)
Тутанхамон
(текст с ошибками)
Молодой фараон Тутанхамон вскочил на коня (1 - египтяне не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы) и поскакал осматривать строительство своей пирамиды. (2 - у Тутанхамона не было пирамиды, а только подземная гробница). Вельможа, руководитель строительства, рассказал фараону о ходе работ и пожаловался, что не хватает людей для обжига кирпича, из которых строят пирамиду. (3 – не применяли кирпич для строительства пирамид). А если кирпич плохо обжигать, то пирамида может развалиться, как это случилось с пирамидой фараона Эхнатона. (4 – у Эхнатона не было пирамиды, а также – только подземная гробница). Тутанхамон сказал, что он скоро отправиться воевать с государством Урарту (5 – Египет не воевал с Урарту) и приведёт много рабов, которых можно будет использовать на обжиге кирпича. Слава богу Солнца Шамашу! (6 – в Египте богом Солнца являлся Амон-Ра). Пирамида Тутанхамона – самая высокая из всех существующих египетских пирамид (7 – самая высокая пирамида – пирамида Хеопса, а у Тутанхамона, как уже говорилось выше, пирамиды не было).
Учитель: Говоря о Египте, мы обязательно должны вспомнить этого человека. Именно его имя рассыпалось в конверте по буквам. Соберите это имя и напишите на вложенном в конверт листочке – в чём заслуга этого человека в изучении истории Египта. За полное выполнение задания вы можете заработать 4 балла (+1).
Франсуа (красные буквы 1б) Шампольон (синие буквы 1б) – расшифровал иероглифическое письмо египтян (2б)
Задание №6 – послание потомкам. (5 мин)
Учитель: Нам пора собираться в обратный путь, как вы думаете, что захотят передать древние египтяне, чтобы мы рассказали о них нашим современникам. Составьте небольшой рассказ (7 -10 предложений) о жизни и достижениях древних египтян. Задание будет оцениваться по информационной насыщенности вашего рассказа плюс один балл за выразительность. Максимальная оценка – пять баллов.
Учитель: Чтобы наша машина сумела вернуться в современность, необходимо преодолеть небольшое препятствие. Каждый наш шаг к машине времени скрыт за вопросом. Наши капитаны, отвечая на эти вопросы, смогут пройти к машине времени. Ответ на вопрос даёт право на шаг вперёд. Если капитан затрудняется, то помогает команда. Помощь команды даёт капитану возможность остаться на месте. Если же с ответом полный провал, то капитан делает шаг назад. Самая короткая дорожка составит четыре шага – 8 баллов. Итак, полный вперёд!
IV. Подведение итогов. (5 мин)
При подведении итогов конкурсных игр я стараюсь придерживаться пропорциональной системы выставления оценок. 90 – 100% выполненной работы соответствует отличной оценки. 70 – 80% - хорошо. 50 – 60% - удовлетворительно.
Для жюри готовится оценочный лист, который выглядит следующим образом:
Задания
«Египтяне»
«Войско фараона»
«Дети Сфинкса»
Максимальное количество баллов
Разминка
1. Задача
2. Контурная карта
3. Кроссворд
4. Текст с ошибками
5. Задание в конверте
6. Послание потомкам
7. Конкурс капитанов
Итого
2 балла
3 балла
7 баллов
10 баллов
9 баллов
3 балла
4 балла
8 баллов
46 баллов
79%
3 балла
4 балла
9 баллов
14 баллов
8 баллов
4 балла
5 баллов
8 баллов
55 баллов
94%
2 балла
3 балла
8 баллов
12 баллов
9 баллов
5 баллов
5 баллов
8 баллов
52 балла
90%
3 балла
3 балла +1
8 баллов +1
13 баллов +1
14 баллов +1
4 балла +1
5 баллов
8 баллов
58 баллов
100%
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что первое место заняла команда «Войско фараона», оценку «5» заслужила команда «Дети Сфинкса». Команда «Египтяне» получает оценку «4», но капитан команды заслуживает оценки «5», т.к. в конкурсе капитанов он не уступил и достойно выдержал это испытание.
PS. В зависимости от уровня работоспособности класса количество заданий может быть изменено.
infourok.ru
Обобщающий урок по теме: "Древний Египет"
5 класс Тема урока: «Обобщающий урок по Древнему Египту»
Форма урока: групповая работа с элементами игры
Цель урока: Используя УУД обобщить весь изученный материал по изученному разделу.
Задачи урока:
1. Учащиеся должны знать основные факты, события ключевые моменты, изученного раннее материала по разделу «Древний Египет».
2. Используя полученные знания, учащиеся должны уметь, работая в группе, выполнять творческие задания, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении УУД, вырабатывать навыки логического мышления.
3. Способствовать воспитанию интереса к урокам истории Древнего мира, к прошлому всего человечества.
Ход урока:
Мотивационный момент (2 минуты)
Слово учителя: В течение всего месяца, мы с вами изучали интересную тему «Древний Египет». И сегодня нам необходимо вспомнить основные моменты этого раздела. Так, как сегодняшний урок является одним из последних уроков I четверти, то работа на нём для многих имеет важное значение.
Организационный момент (3 минуты)
Как же мы сегодня будем работать? Для сегодняшней работы мы с вами поделились сегодня на 4 группы. Во главе каждой группы стоит капитан. Задача капитана, не только контролировать выполнение заданий всей группой, но и определить уровень работы каждого человека в своей группе, отмечая всех, кто участвовал в обсуждении задания. Также, капитану необходимо определить, кто будет отвечать по конкретному заданию. А в конце всего урока сделать небольшой вывод о работе своей команды.
Теперь о работе: каждая группа будет получать задания. При положительном ответе участника группы ему вручается жетон. Чем больше жетонов получает участник группы, тем больше возможности у учащегося получить положительную отметку. Итак, начинаем…
Задание № 1 (8-10 минут)
Сейчас каждой группе вручаются карточки с несколькими историческими утверждениями – каждая группа, получая их, совместно ищет ошибку и при ответе участник группы должен не только найти её, но объяснить всем, почему так решила группа. За верный ответ, с объяснением – до 2-х жетонов.
Р.S для учителя – все карточки с заданиями высвечиваются с помощью ИКТ (для видимости другим командам ответа учащегося, если необходимо дополнить и гостям урока)
Для первой команды:
1. Жрецы были богатыми и могущественными, и поэтому их воле подчинялся весь Египет. (Жрецы были могущественными, но и они подчинялись воле фараона. Фараону подчинялся весь Египет)
2. Для орошения полей, удалённых от Нила копали шадуфы. (Шадуфы копать не могли, т.к. это было техническое средство для орошения земли)
3. В Египте была построена самая большая пирамида, в которой был похоронен фараон Тутанхамон. (В самой большой пирамиде Египта, был похоронен фараон Хеопс)
4. Фараон использовал наёмное войско для охраны границ своего государства. (Наёмное войско фараон использовал для своей охраны)
Для второй команды:
Фараон был правителем Египта, и лично разговаривал с богами. (Фараон был правителем, но за него с богами разговаривали жрецы)
Каналы для орошения у египтян состояли из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся жерди. (Так выглядели не каналы, а Шадуфы – технические изобретения для орошения земли)
Самым знаменитым фараоном считался Хеопс, т.к., именно его саркофаг учённые нашли в полной сохранности. (Хеопс знаменит тем что, построил большую пирамиду, а Тутанхамон является знаменитым фараоном, т.к. именно его гробницу нашли в полной сохранности)
Верховным богом египтян был Апоп. (Верховным богом был Амон-Ра, а Апоп был его врагом).
Для третьей команды:
Наиболее заслуженные египтяне – пехотинцы охраняли самого фараона. (Заслуженные египтяне пехотинцы – охраняли границы Египетского государства)
Бога Осириса убил Анубис, бог Солнца. (Осириса убил Сет, бог зла, войны и пустыни)
Египтяне использовали греческий алфавит, который состоит из 24 букв. (Египтяне использовали иероглифы, их было свыше 750)
Египет – это плодородная страна, с многочисленными водными источниками. (Египет – это страна с плодородной рекой Нилом)
Для четвёртой команды:
Перед захоронением, тело простого египтянина мумифицировали и клали в пирамиду. (Тело простого египтянина никогда не мумифицировали – это дорого)
Военные походы фараонов, свершались на запад и юг. (Военные походы совершались ещё и на северо-восток – это было главное направление)
Самым непобедимым фараоном Египта, который свершил более 15 военных походов, около 1500г. до н.э, был Рамсес II.(Самым непобедимым фараоном, считается Тутмос III)
Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь для разлива Нила и использовали для измерения времени этого события – воздушные часы. (Египетские жрецы использовали водные часы, воздушных нет)
Учитель выслушивает ответы учащихся после их совместного обсуждения в каждой группе, после того как капитан указывает на того, кто решился ответить по всему заданию. Учитель вручает жетоны в зависимости от ответа учащегося, а капитан отмечает, кто больше принимал участие в разборе этого задания.
Задание № 2 (10-12 минут)
А сейчас, мы с вами будем выполнять задания связанные с текстом. Каждой группе выдается текст, связанный с историей Египта. Команда читает и озаглавливает его. Также по тексту составляется план (который озвучивается и объясняется). За лучшее пояснение и творческий подход выдаётся до 3-х жетонов. Капитан фиксирует, кто лучше принимал участие в обсуждении и отмечает его.
Р.S для учителя – все тексты представлены с помощью ИКТ (для видимости другим командам ответа учащегося, если необходимо дополнить и гостям урока)
Тест для первой команды:
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В период своего расцвета власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря. Климат Египта был мягче нынешнего, осадков выпадало больше; значительная часть территории Египта была занята саваннами. В послеледниковый период климат Египта становился всё более сухим и жарким; саванны исчезали, превращаясь в пустыни. При этом долина Нила была, в сущности, гигантским оазисом. Особенностью водного режима Нила, предопределившей развитие Древнего Египта, явились его периодические разливы, достигающие наивысшего уровня осенью. Почвы нильской долины, представлявшие собой отложения плодородного ила, были благоприятны для земледелия, поэтому населявшие Египет племена рано перешли к сельскохозяйственному производству. Весь Египет делился на две большие области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. В каждом номе имелся свой главный город, и почитались местные боги.
Примерный ответ: Географическое положение древнего Египта
План: 1. Месторасположение Египта
2. Климат Древнего Египта
3. Устройство Египта
Текст для второй команды:
Как известно египтяне строили большие храмы для своих богов. К каждому храму вела дорога из высеченных в два ряда сфинксов - фантастических существ с телом льва и головой человека. У входа стояли обелиски. Далее шёл широкий двор для посетителей и только далее располагалась таинственная комната для жрецов, где проходили религиозные обряды – Богу, хозяину храма. Храм был украшен «рельефом» из множества иероглифов. Иероглифы – это не только украшение храма, но и определённое послание на разнообразные темы. Всего иероглифов было свыше 750 и каждый из них обозначал слово, и даже звук. Обучение иероглифам происходило при храмах, а учителями были жрецы. Как правило, грамоте обучались дети лишь знатных египтян, которые в дальнейшем могли продолжить работу в этом же храме. Учили также не только писать, но и считать, используя также иероглифические знаки. При написании иероглифы записывались разного размера, в виду того к кому принадлежало обращение в храме – фараону, или же простым египтянам.
Примерный ответ: Архитектура и письменность египтян
План: 1. Устройство храма
2. Иероглифы – письменность древних египтян
3. Обучение письму и счёту в Египте
Текст для третьей команды:
Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле. Жена Осириса Исида разыскивала тело своего мужа. После долгих поисков Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями. Но Осирис не захотел возвращаться к жизни и стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром. Вскоре сын Осириса – Гор, когда подрос, решил отомстить Сету и начал борьбу против него. Гор сам вступил в бой. Его битва с Сетом не принесла никому победы. Амон-Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.
Примерный ответ: Миф об Исиде и Осирисе
План:
Убийство Осириса
Борьба Гора и Сета
Совет богов и его решения
Текст для четвёртой команды:
Фараоны часто совершали военные походы. Основными причинами походов было: приобретение богатств других государств и территорий, усиливающий престиж Египетского государства. Фараоны совершали походы на запад против Ливийцев, на юг в богатую золотом Нубию и на северо-восток, против государств Малой Азии. Самыми грозными соперниками Египта были хетты и не редко фараоны терпели поражения от них. Для того чтобы их победить египтяне придерживались определённой тактике: посланные разведчики сообщали о численности и построении врага. Далее фараон отправлял один отряд для начало боя. Этот отряд, состоявший из лучников и конницы отвлекал манёвром всю армию врага. И когда фараон посчитал нужным, он посылал другие отряды в тыл врага, для того чтобы одержать победу. Оставшихся в живых пленников, египтяне превращали в рабов. Их использовали для обработки земель, а некоторым рабам кому повезло работать у вельмож, при храмах и даже во дворце фараона. Рабов могли продать или купить. Они не могли иметь семью и какого-либо имущества, но по своему желанию рабовладелец мог даровать рабу свободу.
Примерный ответ: Походы фараонов
План:
Причины и направления походов
Военная тактика фараонов
Война – источник рабства и их положение
Задание № 3(5-8 минут)
Сейчас, мы с вами с помощью экрана (экран с использованием ИКТ), будем поочерёдно для каждой команды выполнять следующие задания. Каждой команде вручается карточка для обсуждения. Капитан указывает, кто будет отвечать и отмечает тех, кто участвует в обсуждении. Учащийся, который отвечает в зависимости от полноты добавления, получает до 3х жетонов.
Укажите пропущенные слова в предложениях (вставить слово и объяснить, почему вставили)
А) Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земельных насыпей, необходимых для __________полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ___________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ___________.
Б) Египетская книга хранилась в свёрнутом виде, как ______________. Текст писали ____________ чернилами, а новый абзац начинали __________краской. Египтяне писали специальными значками - ______________.
В) Знатных египетских вельмож хоронили в ______________построенных ещё при _____________. Стены украшались рисунками, надписями и ___________. Египтяне верили, что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом __________.
Г) Фараон на важных церемониях восседал на _____________, держа в руках ______________ и ____________. Они напоминали о праве властителя властвовать и ____________ подданных.
Мини-разминка. Поднимают руки те, кто знают и получают жетон (5-8 минут). Задание оформлено на экране. За верный ответ 1 жетон, за объяснение 1 жетон.
2. Найдите лишнее слово (указать лишнее слово и объяснить, почему выбрали)
А) фараон, вельможи, писцы, жрецы, рабы
Б) пехотинцы, лучники, конница, рабы
В) колесница, дротики, стрелы, мечи, копья
Г) Тутмос III, Рамсес II, Тутанхамон
Д) Геб, Нут, Амон-Ра, Сет, Гор.
3. Назовите принцип, объединяющий слова (укажите, почему вы так выбрали)
А) высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник
Капитаны команд делают анализ работы, указывая уровень работы каждого участника при обсуждениях заданий и также идёт подсчёт жетонов, от количества которых и выставляется отметка:
От 4 и более – «5»
2-3 жетона – «4»
Домашнее задание на каникулы - рабочая тетрадь №35- 41
multiurok.ru
Повторительно-обобщающий урок Древний Египет
Приложение к технологической карте метапредметного урока по истории Древнего мира «Древний Египет»
Учитель: Скобелкина Надежда Дмитриевна,
МБОУ «СОШ №20» г. Кирова.
Задание группе №1
Время на выполнение задания – 10 минут, затем работа сдаётся, все слушают выступление других групп.
Рекомендации:
1.Выберите координатора группы (хорошо знающего материал, собранного, терпеливого, требовательного по отношению к себе и другим), задачей которого будет: - организовывать работу группы:
-распределять задания между учениками, если это необходимо;
( советую: 1.определить 2-х человек для работы с контурной картой, остальные работают над общим заданием №1.)
- определять, кто будет докладчиком результатов работы в задании№1, в задании №2
История – география
Задание 1. Письмо путешественника .Найти ошибки и исправить их.
«Дорогие ребята, я – путешественник, но попал в очень трудную ситуацию. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Египет, которая находится
В южной Азии,
По течению реки Вятка,
которая впадает в Средиземное море
2.Там я хотел посетить столицу Египта – Вавилон
Пирамиду Тутанхамона
3 Я хотел подышать влажным воздухом этой страны
4.Я хотел полюбоваться на богатейшую и разнообразную растительность.
Когда я рассказал о своей мечте другу – историку, он сказал, что моя мечта никогда не сбудется. Почему?
Задание группе №2
Время на выполнение задания – 10 минут, затем работа сдаётся, все слушают выступление других групп.
Рекомендации:
1.Выберите координатора группы (хорошо знающего материал, собранного, терпеливого, требовательного по отношению к себе и другим), задачей которого будет организовывать работу группы:
-распределять задания между учениками, если это необходимо;
( советую: Выполнить совместно задание1 и 2.
Задачи разделить между учениками: задача «А» - 2 ученика
Задача «Б» - 3 ученика.)
История – математика.
А). Решите задачу и запишите её решение на листе А4:
«Представьте хозяйство древнеегипетского храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева.
Сколько же мешков останется?»
Ответы запишите египетскими цифрами. ( Определитесь, кто представляет решение)
Б). Отметьте всё необходимое на линии времени.
Вспомните:
1.В каком году совершил военные походы Тутмос III?
2.Когда была построена пирамида Хеопса? (даты отметьте на линии времени)
3. Сосчитайте: 1.Какое событие произошло раньше?
2.Сколько лет произошло от военных походов до строительства пирамиды? Полученные ответы отметьте на линии времени.
Ответы запишите египетскими цифрами.( Определитесь, кто представляет решение)
Задание группе №3
Время на выполнение задания – 10 минут, затем работа сдаётся, все слушают выступление других групп.
История – египетский и русский язык.
Рекомендации:
1.Выберите координатора группы ( хорошо знающего материал, собранного, терпеливого, требовательного по отношению к себе и другим), задачей которого будет организовывать работу группы:
infourok.ru
Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Египет" (5-й класс)
Разделы: История и обществознание
Цели: систематизация и контроль
качества знаний учащихся по теме «Древний
Египет».
Оборудование урока: карта Древнего
Египта; атласы по истории Древнего мира 5 класс;
предметы, привезенные детьми из Египта (если
таковые в классе есть), учебник В.И.Уколова. Л.П.
Маринович «История Древнего Мира». Учебник для 5
класса. Москва, Просвещение 2004 г., коробка
стилизованная под сундук.
Предварительная подготовка: Данный
урок проводится в виде игры. Класс делится на 6
команд по 4 человек в каждой. Каждый правильный
ответ учеников это 1 балл (фишка), которая
выдается всей команде. Команда, получившая по
числу баллов–1 место, получает 5. Команды,
получившие 2,3 место, получают 4. Команда,
получившая наименьшее число баллов отметку не
получает. Индивидуальные знания будут
оцениваться при помощи письменной работы,
проведенной на одном из этапов урока. Таким
образом, ученики могут получить отметку за
устную работу в группе, за письменную работу
индивидуально.
План урока:
1. Загадки по карте.
2. Исторические пазлы. Кто это?
3. Сундук. Чьи вещи?
4. Все боги в гости к нам.
Вступительное слово учителя. Пять с
половиной тысяч лет тому назад в Африке
зародилась цивилизация, которую назвали
Цивилизация Древнего Египта. Сегодня мы
отправимся в путешествие по прекрасной стране и
вспомним достижения цивилизации Древнего
Египта.
Учитель: Тур 1. Загадки по
карте. Ваша задача – закончить загадку,
назвав правильный ответ, а затем представителю
команды показать географический объект на карте.
Правильные ответы учеников приводятся в
скобках.
1. Государство, которое мы изучаем, называется
Египет, это название государству дали … (греки)
2. Египет располагается на континенте … (Африка)
3. Земля по – причине жаркого климата
превращалась в … (каменистую почву или пустыню)
4. Спасали эту землю только река, которая текла с
юга на север. (Нил)
5. Воды Нила текли на север к большому водному
пространству … (Средиземному морю)
6. Перед впадением в Средиземное море Нил
образует разветвленную … (дельту)
7. Еще одно большое водное пространство
располагалось рядом с египетскими землями,
отличалось одной особенностью: на закате его
воды становились розовыми (Красное море)
8. Нил ежегодно разливался, затоплял широкую
полосу вдоль берега. Вместе с водами река
приносила … (ил, что делало почву плодородной)
9. По реке переправляли зерно, продукты питания,
скот, строительные материалы в удобных …
(тростниковых лодках)
10. Благодаря тростниковым лодкам удавалось
заниматься торговлей со странами … (Палестина,
Сирия, Финикия)
11. Проплывая по реке можно было увидеть огромное
чудовище с огромной пастью … (нильского
крокодила)
12. Египтяне очень зависели от своей реки, поэтому
считали свою землю подарком Бога … (Хапи)
13. По берегам рек росло удивительное растение,
которое египтяне научились превращать в
материал для письма … (папирус)
Учитель: От чего зависела жизнь
египтянина?
Ученики: От реки и комментируют свой
ответ.
Учитель: Основой жизни египтянина
была река, которая давала жизнь египтянину.
Давайте посмотрим, кто проживал по берегам Нила.
Учитель: подводим итоги первого тура,
количество фишек каждой команды отражает в
турнирной таблице на доске. Тур 2. Исторические
пазлы. Для каждой группы заготавливается
материал: слова, которые разрезаны на отдельные
карточки (Фараон, жрец, чиновник, ремесленник,
земледелец, раб, военачальник, писец) По сигналу
учителя все группы одновременно выстраивают
полученный материал по иерархическим ступеням
(наверху тот у кого больше всего власти, внизу тот
у кого власти нет.)
Учитель: Подводим итоги второго тура. Третий
тур: Сундук. Чьи вещи?Во время
путешествия по реке Нил одна лодка столкнулась с
другой лодкой. На берег выкинуло исторический
сундук. Он наполнен вещами, которые принадлежат
разным людям. Давайте найдем хозяев этих вещей.
Подготовительная работа. Приготовить
коробку, стилизовать ее в виде старинного
сундука. Из предметов, окружающих нас подобрать
предметы, перечисленные в столбике №1.Многие
предметы можно найти среди детских игрушек.
Учитель: достает предметы, а ученики
определяют, чьи это вещи и объясняют, почему это
хозяин вещи.
1. Металлическая муха
солдату
2. Сундук с товарами
купцу
3. Фасоль, горох
крестьянину
4. Карандаш для глаз
всем
5. Ожерелье
чиновнику
6. Лошадь с колесницей
воину
7. Бинт
фараону
8. Палочка в глине
писцу
9. Ведро
земледельцу
11. Гробница
фараону
12. Папирус
писец
13. Кирпич
ремесленник
Учитель: Один человек не получил
ничего. Кто этот человек?
Ученики: Жрец.
Учитель: напоминает слова, написанные
на доске:
1. Жрец – служитель бога.
2. Религия – вера в богов.
3. Храм – «дом бога»
Тур четвертый. «Все боги в гости к
нам» Выбрать из каждой команды по одному
человеку. Им раздаются напечатанные на отдельных
листочках в виде свитков характеристики богов.
Задача команды определить: кто это?
Ученик 1: Я – бог Солнца, дарил земле и
людям свет, тепло и жизнь.
Команда: Ра.
Ученик 2. Я – бог, у которого голова
змеи, бог которому приносят дары земледельцы.
Команда: Геб.
Ученик 3. Я – бог писцов, я научил людей
письму, счету, разным знаниям. Я же выполняю
грустную работу – провожаю души в царство
мертвых.
Команда: Тот.
Ученик 4. Я – богиня, в моих владениях
несметные сокровища в виде звезд.Я связана с
небом.
Команда: Нут.
Ученик 5. Я научил людей выращивать
пшеницу, ячмень, строить дома,выплавлять руду,
делать посуду.
Команда: Осирис.
Ученик 6. Я жил в пустыни и часто
завидовал своему брату. Потом его обманным путем
заточил в саркофаг.
Команда: Сет.
Ученик 7. Каждый умерший отдавал свое
сердце мне на весы. Если чаша с весами опускалась
вниз, значит человек плохой. Он попадал к
чудовищу.
Команда: Маат.
Заключительное слово учителя. Подводим
итоги четырех туров, определяем победителя.
Делаем вывод о сложившейся возле реки Нил речной
цивилизации
Учитель проводит итоговую письменную работу.
Это может быть тест, кроссворд, загадки.
Литература:
1. В.И.Уколова. Л.П. Маринович
История Древнего Мира Учебник для 5 класса
Москва, Просвещение 2004 г.
2. О.В. Арасланова К.А.Соловьев Универсальные
поурочные разработки по Истории Древнего Мира.5
класс. Москва, ВАКО, 2007 г.