Сокращенно - ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ - ЦИКЛЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ - 8 КЛАСС - Все произведения школьной программы в кратком изложении. Мировая литература. 5-11 классы - сокращенные произведения 2014 год
8 КЛАСС
ЦИКЛЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ
Древнегреческая мифология является одним из самых ярких феноменов мировой цивилизации. Она не только показала самобытность мышления, познания древними греками закономерностей, царящих в мире, места человека в нем, но и сформулировала универсальный кодекс человеческой чести, замеры благородного поведения. В ней укоренены духовность, этические принципы, культура многих европейских народов. Без знания ее не познать глубин истории, многих религиозных систем, вершинных достижений литературы, музыки, живописи, архитектуры, кино - и театрального искусств.
Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Именно поэтому мифы Древней Греции изучаются в школе, популярные среди людей, неравнодушных к своему духовному развитию и уровня личной культуры.
ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ
( Сокращенно)
Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера «Илиада», трагедиями Софокла «Аякс-бичоносець», «Ділоктет», Еврипида «Ифигения в Авлїді», «Андромаха», «Гекуба», поэмам Вергилия «Энеида», Овидия «Героини» и отрывкам ряда других произведений.
Елена, дочь Зевса и Леды
Некогда славный герой Тіндарей был изгнан из своего царства Гіппокоонтом. После долгого блуждания он нашел убежище у царя Этолии, Фестия. Полюбил царь Фестій героя и отдал ему в жены свою прекрасную дочь Леду.
Четверо детей имела Леда. Прекрасная Елена и Полидевк были детьми Леды и громовержца Зевса. Зная о божественную красоту Елены, похитил ее у Тиндарея великий герой Аттики Тесей, но братья Елены, Полидевк и Кастор, освободили сестру и вернули ее в родительский дом. Не решался Тіндарей отдать Елену за кого-то из героев, которые приходили к нему. Наконец, хитроумный герой Одиссей дал такой совет Тіндареєві:
- Пусть прекрасная Елена решит сама, чьей женой она хочет стать. А все женихи пусть заприсягнуться в том, что никогда не поднимут оружия они на того, кого возьмет Елена мужа.
Послушался Тіндарей Одіссейової советы. Все женихи заприсяглись, а Елена выбрала одного из них - прекрасного сына Атрея, Менелае. После смерти Тиндарея он стал царем Спарты.
Пелей и Фетида
Знаменитый герой Пелей был сыном мудрого Эака, сына Зевса и дочери речного бога Асопа, Эгины. Братом Пелея был герой Теламон. Пришлось бежать с родины Пелею и Теламону, потому что они убили из зависти своего сводного брата. Пелей отправился в богатую Фтию, Там принял его герой Эвритион и за жену дал ему свою дочь Антигону. Во время Калидонской охоты Пелей нечаянно убил Эвритиона. Расстроен этим несчастьем, покинул Пелей Фтию и пошел в Иолк. В Иолке пленилась им его красотой жена царя Акаста. Оттолкнул Пелей жену своего друга, а она, мстя ему, оклеветала его перед мужем. Поверил жене Акаст и решил погубить Пелея. Акаст спрятал чудесный меч Пелея, который подарили ему боги. Никто не мог устоять в бою с Пелеем, когда он сражался этим мечом.
Акаст был уверен, что, лишившись своего чудесного меча, погибнет Пелей. Но кентавр Хирон помог герою отыскать чудодейственный меч. Отомстил Пелей и предателю Акастові. Он убил Акаста и его жену.
Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится великий герой. Пелей должен был победить богиню в единоборстве. <...> Побеждена была Фетида, теперь она должна была стать Пелейовою женой.
В обширной пещере кентавра Хирона отпраздновали боги свадьбу Пелея с Фетидой. Веселились боги. Одна только богиня раздора Эрида не принимала участия в свадебном пире. Она Взяла золотое яблоко из далеких садов Гесперид; одно только слово было написано на этом яблоке - «прекраснейшей». Увидели боги яблоко, подняли и прочитали на нем надпись. Но какая из богинь прекраснейшая? Сейчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви златой Афродитой.
Зевс взял яблоко, отдал его Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои, на склоны высокой Иды. Там должен был решить прекрасный сын царя Трои Приама, Парис, которой из богинь должно принадлежать яблоко, которая из всех их «прекраснейшая».
Суд Париса
Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугалась Гекаба, она рассказала свой сон мужу. Обратился Приам к предсказателя, а тот сказал ему, что в Гекаби родится сын, который будет виновником гибели Трои.
Поэтому Приам, когда родился в Гекаби сын, велел своему слуге Агелаєві отнести его на высокую Иду и бросить там, в лесных чащах. Но не погиб сын Приама - его вскормила медведица. Через год нашел его Агелай и воспитал, как родного сына, назвав Парисом. Парис выделялся среди своих сверстников силой, они назвали его Александром (защитником мужей).
К Парису и появились богини с Гермесом.
- Возьми это яблоко, Парісе, - сказал Гермес, - ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко той из них, которая самая красивая. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.
<...> Афродита обещала ему в жены самую красивую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго думал Парис, услышав обещание Афродиты: он отдал яблоко ей.
Парис возвращается в Трою
После встречи с богинями Парис недолго оставался в лесах Иды. Приам, видя, что жена его Гекаба не может утешиться и все скучает по потерянным сыном, устроил богатые игры в честь погибшего, как думал он, сына. Как награда победителю назначен был лучший бык из стада царя Приама. Этот бык был именно в том стаде, которое пас Парис. В Трои увидел Парис соревнования героев. Он принял участие и победил всех, даже могучего Гектора.
Разгневались сыновья Приама на то, что их победил какой-то пастух. Пріамів сын Деїфоб выхватил меч и хотел убить Париса. Увидела его у алтаря вещая дочь Пріамова, Кассандра. Сразу поняла она, кто этот пастух. Обрадовались Приам и Гекаба, что нашли потерянного сына, и с большим торжеством повели его во дворец.
Парис похищает Елену
Прошло много дней, с тех пор как вернулся Парис. Теперь он был царевичем, а не обычным, никому неизвестным пастухом. Но Афродита сама напоминала ему о прекрасной Елене и помогла своему любимцу построить великолепный корабль, и он собрался уже подплыть в Спарту, где жила Елена. Отчаяние охватило Кассандру, когда она увидела, как удалялся быстроходный корабль Париса от родных берегов.
Прошел Парис богатую Фтию, Саламин и Микены, и прибыл, наконец, к берегам Лаконии. Причалил Парис в устье Эврота, и пошел он к царю, как гость, не замышляющий ничего злого.
Радостно поздравил Менелай Париса и Энея. Во время трапезы впервые увидел Парис прекрасную Елену. Полный восторга, он смотрел на нее, любуясь ее неземной красотой. Полонилася красотой Париса и Елена.
Когда Менелай уехал, Парис тотчас же решил воспользоваться его подъездом. С помощью Афродиты он уговорил нежными вещами прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою. Все забыла Елена - мужа, родную Спарту и дочь свою Гермиону ради любви к Парису.
Быстро несся корабль Париса по морским волнам назад к троянским берегам. Радовался Парис, с ним была прекраснейшая из смертных женщин, Елена. Могучий бог моря Нерей предсказал гибель Париса и всей Трои. Но Афродита успокоила их и заставила забыть это гроВНОе предсказание.
Менелай готовится к войне против Трои
Только прекрасная Елена покинула с вероломным дворец Менелая Парисом, Менелай отправился домой. Страшно разгневался он, увидев, что предала его Елена и что похищено его сокровища. Сейчас Менелай уехал к своему брату Агамемнону, чтобы посоветоваться с ним, как отомстить Парису за его вероломство.
С героями и их войсками советовал Агамемнон идти войной на Трою. Менелай отправился прежде всего к престарелому царю Нестору в Пилос.
Одним из мудрейших греков был старец Нестор. Ужасно возмутился на Париса старый Нестор. Он сам решил принять участие в походе против Трои.
Много героев решили принять участие в походе. Надо было заставить выступить в поход и царя Итаки, Одиссея. Не хотелось бросать Итаки Одиссею. Притворившись помешанным, он начал пахать свои поля, запрягши в плуг вола и осла, а он засевал поле солью. Первым понял хитрости Одиссея Паламед и решил заставить Одиссея признаться в них, и Одиссею пришлось покинуть родную Итаку, жену и сына и идти на долгие годы под стены Трои.
Ахилл
Еще одного героя должны были привлечь герои к участию в походе. Это был юный Ахилл, сын царя Пелея и богини Фетиды. Бессмертную славу судила судьба Ахилла. Знала богиня Фетида, что ее сыну суждено. Когда был еще младенцем Ахилл, она натирала тело его амврозией и держала его в огне, чтобы сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие. Но однажды віючі, когда Фетида положила младенца Ахилла в огонь, проснулся Пелей.
Испугалась богиня, убежала от страха с Пелейового дворца и скрылась в пучине моря в чертогах своего отца Нерея. А Ахилла Пелей отдал на воспитание своему другу, кентавру Хірону. Вырос могучим героем Ахилл. Не забывала и Фетида своего сына, часто выплывала она из морской глубины, чтобы повидаться с сыном.
Когда Ахилл вырос и стал прекрасным юношей, по всей Греции разнеслась весть, что собирает героев Менелай в поход на Трою. Фетида, зная, какая судьба грозит Ахиллу, укрыла его на острове Скиросе, во дворце царя Ликомеда. Там жил среди царских дочерей Ахилл, одетый в женский наряд. Но прорицатель Калхас открыл Менелаю его тайник.
Под видом купцов прибыли на Скирос Диомед и Одиссей и пошли во дворец Ликомеда. Царевны с восторгом рассматривали золотые украшения и богатые ткани, а Ахилл, что стоял среди них, смотрел только на оружие. Вдруг возле дворца раздались военные клики, зазвучали трубы и загремела оружие. Ахилл, схватив меч и щит, бросился навстречу врагам. С большой радостью погодивсь Ахилл участвовать в походе против Трои.
Троя
Велика и могущественна была Троя, против которой собрались выступить герои Греции. <...>
В то время, когда герои Греции собирались в поход против Трои, в ней правил Илов внук Приам. Богатый был Приам. Вместе с Приамом жили и пятьдесят его сыновей и дочерей. Среди Пріамових сыновей особенно славился своей храбростью и силой благородный Гектор.
Могущественна была Троя. Большие трудности предстояло преодолеть греческие герои в их борьбе с воинственными троянцами, но зато и большая слана и богатейшая добыча ожидала тех, кто победит троянцев и овладеет Троей.
Первые девять лет осады Трои
Обрадовались греки, что окончилось их долгое плавание. Видели все герои, что погибнет тот, кто первым ступит на троянский берег. <...> И вот, чтобы повести за собой героев, но самому не погибнуть, Одиссей бросил на берег свой щит и ловко прыгнул на него с корабля. Соскочил с корабля на берег Протесилай и с обнаженным мечом бросился на врагов.
Потряс своим тяжелым копьем великий Гектор и сразил он юного Протесилая. Греки дружно бросились с кораблей на врагов. Накипел кровавый бой. На второй день было заключено между греками и троянцами перемирие, чтобы подобрать павших воинов и похоронить их.
Похоронив всех убитых, греки начали устраивать укрепленный лагерь. <...>
Когда лагерь греков был устроен и укреплен, греки посланії в Трою царя Менелая и хитроумного Одиссея для переговоров с троянцами. <...> Заслушались троянцы замечательной речи мудрого царя Итаки. <...> Колебались народные собрания, не знали, какое принять окончательное решение.
Тут встал троянский прорицатель Гелен, сын приама, и сказал, чтобы не боялись войны троянцы с греками, - боги обещают Трои свою помощь. Поверили троянцы Гелену. Заперлись троянцы в неприступной Трои; даже Гектор не осмелился покидать Трою. А греки начали осаду. <...>
Все вокруг Трои опустошали греки. Много горя пришлось знать троянцам за девять лет осады Трои. Впереди было самое большое горе - падение Трои.
Смерть Ахилла
Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев. Он решил жестоко отомстить на них за смерть друзей. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал когда-то, на свадьбе Пелея и Фетиды, охранять Ахилла. Покрывшись темным облаком, для всех незримый, направил он Парісову стрелу, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. <...>
Самые могучие герои греков и троянцев приняли участие в этом бою. <...> Семнадцать дней оплакивали Фетида, нереиды и греки Ахилла.
Филоктет. Последние дни Трои
После смерти Ахилла и Аякса греки упорно продолжали осаду Трои, но не могли силой овладеть городом. Одиссей выведал, что Троя будет добыта лишь в том случае, если в войско греков прибудут Филоктет с отравленными стрелами Геракла и юный сын Ахилла Неоптолем. Сейчас же решил Одиссей отправиться в далекий путь за обоих героев. <...>
Согласился Филоктет плыть с Неоптолемом в Грецию; он даже передал юному сыну Ахилла свои стрелы и лук и умолял защитить его от козней лукавого Одиссея. Филоктет сам торопил Неоптолема скорее отплыть в Грецию. <...>
Сделал еще попытку Неоптолем уговорить Филоктета ехать с ним в Троаду и помочь грекам взять Трою. Но решительно отказался Филоктет. Потом его просил об этом Геракл. Покорился воле вторая Филоктет. Добровольно взошел он на корабль Одиссея и отплыл в Троаду, туда, где ждали его великие подвиги.
Много подвигов совершил Неоптолем, прибыв под стены Трои.
Вскоре после прибытия к стенам Трои ранил своей стрелой Филоктет Гіаріса, виновника всей войны. Филоктет нанес ему отравленной стрелой Геракла невигойну рану, от которой в страшных муках должен был скончаться Ларис. Парис ушел из Трои в лес и умер там в страшных муках.
Что не день, то все труднее становилось троянцам защищать город. Все же не могли силой овладеть греки Троей. Все выведал Одиссей и, убив многих стражей, благополучно вернулся в стан греков. Одиссей и Диомед тайно проникли в Трою и прокрались в святилище Афины Паллады; там стояло деревянное изображение богини, упавшее некогда с неба (палладий). Это изображение надо было добыть грекам, ибо, пока оно было в Трое, нельзя было овладеть Троей. С большой опасностью похитили его храбрые герои. По дороге перебили они много троянцев и вернулись в лагерь.
Падение Трои
И все же никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей уговорил греков действовать хитростью. Он посоветовал соорудить такого огромного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие герои греков. Когда троянцы ввезут коня в город, тогда ночью выйдут герои, откроют ворота города грекам, которые тайно вернутся обратно. Знаменитый художник Эней со своим учеником, с помощью богини Афины Паллады, построил огромного деревянного коня. В него вошли Неоптолем, Филоктет, Менелай, Идоменей, Диомед, младший Аякс, Мэрион, Одиссей и несколько других героев.
Вышли троянцы из города и пошли к лагерю. Вдруг в изумлении остановились троянцы: они увидели деревянного коня. Уверен был Лаокоон, что в коне скрыты греческие герои, что это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Но помрачили боги разум троянцев, - ноны все-таки решили везти коня в город. Мало осуществиться веление судьбы. <...>
Все замолкло. Троя погрузилась в глубокий сон. Возле деревянного коня послышался голос Синона, - он дал знать героям, что теперь они могут выйти.
Рассыпались по заснулих улицах Трои герои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. Началась ужасная битва. <...>
Из всех героев Трои спасся лишь Эней, вынесший на руках из Трои своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Его пощадили греки за то, что он всегда советовал троянцам выдать грекам пишнокудру Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.
Долго еще пылала Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Вдали виден пожар Трои. По столбам дыма и громадному зареву ночью узнали окрестные народы, что пала Троя, которая долго была самым могущественным городом в Азии.
Тексты приведены по М.А. Кун.
Легенды и мифы Древней Греции
zarlitra.in.ua
Билеты - история зарубежной литературы - Катя / izl-3
3. Основные циклы мифов. Олимпийская мифология. Миф и сказка.
1. Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: Мифы развития | Мифы творения | В мифах развития происхождениях ми- |В мифах творения акцент делается на ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен цией,превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен- менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли) предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом, Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного- петская,скандинавская и др. мифоло- |гагары,вороны,койота).Самый извест- гия)."...все было в состоянии неиз- |ный пример мифов творения-библейский вестности,все холодное,все в молча- |рассказ о семи днях творения:"И ска- нии:все бездвижное,тихое,и прост- |зал Бог:да будет свет...и отделил ранство неба было пусто..." - из |Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет мифов Центральной Америки. |днем,а тьму ночью..." Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.
2. этиологические – о появлении различных предметов и явлений (об Арахне и Афине, Нарцисс, Дафна и Аполлон)
3. солярные, астральные, лунарные – происхождение светил (о большой медведице, Селена)
4. экологические – (эрисихтон и голод) 5. Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя). 6. Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. 7. Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
По форме миф напоминает сказку, но отличается от нее тем, что сказка всегда воспринималась как выдумка, произведение фантазии, а миф - как действительность, которая служила основой понимания места человека во Вселенной. Мифология древних греков отображает путь человечества к осознанию окружающего мира как мира гармонии. По смыслу можно выделить такие основные циклы мифов Эллады: о богах, героях, аргонавтах, Троянской войне, легендарном городе Фивы
В античной литературе мы находим мифы о происхождении мира и богов и борьбу богов с гигантами и титанами. Так, о жизни богов на Олимпе узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В греческой мифологии боги отличаются от людей тем, что они бессмертные, могущественные и способны творить чудеса. Бог Зевс правит всей землей и небом, Посейдон - морем, Аид - подземным царством мертвых. Мифы этого цикла о богах пришли к нам из поэм греческого поэта Гесиода «Теогония» («Происхождение богов») и римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Преобразование»).
Цикл мифов о героях - Прометее, Персее, Сизифе, Тантале, Геракле и многих других - ученые систематизировали по произведениям выдающихся греческих и римских поэтов и драматургов («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Прометей закованный» Эсхила и др.). Захватывающие приключения аргонавтов во главе с Ясоном в поисках золотого руна составляют следующий цикл мифов. Этот знаменитый поход воспет в поэме Овидия «Метаморфозы», в трагедии Еврипида «Медея».
Фиванский цикл объединяет мифы о царе Эдипе, Антигоне, о неудачном походе Алкмеона и успешном походе Эпигонов (потомков) против Фив, о гибели Алкмеона, проклятого своей матерью. Все эти мифы связаны с легендарным «семибрамным» городом Фивы, который был важным политическим центром Древней Греции.
Троянский цикл мифов своими корнями достигает в III-II тысячелетие до н.э. Древнегреческие певцы - аеды и рапсоды - из уст в уста, из поколения в поколение передавали песни о событиях легендарного прошлого в Ионии, о походе на Трою, или Илион (отсюда название «Илиады» Гомера). Эти песни знала вся Эллада. На их основе возникали художественные произведения, где история приобретала черты легенды. Мифы троянского цикла нашли отображение еще и в трагедиях Софокла, Еврипида, в поэмах римских поэтов Вергилия и Овидия.
Мифологической основой Троянской войны стала месть Менелая за похищение у него жены - прекрасной Елены. В мифе «Елена, дочь Зевса и Леды» рассказывается, что ни одна из смертных женщин не могла сравниться с ней красотой. Немало женихов приходили сватать Елену, но ее отец не решался отдать дочь за кого-то из героев: он боялся, что другие из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнут большие распри. В конце концов, хитроумный геройОдиссей дал совет Тиндарею: пусть прекрасная Елена решит сама, чьей женой она хочет стать. А все женихи пусть поклянутся в том, что никогда не возденут они оружия на того, кого выберет Елена мужем, а всеми силами будут помогать ему, если позовет он их в беде себе на помощь. Послушался Тиндарей совета Одиссея. Все женихи присягнули, а Елена выбрала одного из них, и этим избранником был Менелай. Он и вступил в брак с прекрасной Еленой, а после смерти ее отца стал царем Спарты. Но не ведал Менелай, сколько бед принесет ему брак с прекрасной Еленой. Таким образом, согласно мифу,войнапротив Трои началась из-за Елены, которую похитил Парис у Менелая. Итак,красотавозникает в мифе как высочайшая ценность.
studfiles.net
zarubezhka_gos_1
1.Общая характеристика и периодизация античной литературы. Мифология как основа античной литературы. Основные категории и циклы мифов-->
С 7 в до н.э по 5 в. н.э – античность.
Античная (лат. antiquus - древний) литература - литература греческого и римского рабовладельческого общества. Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством).
Античная цивилизация родилась в Средиземноморье. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Существовали различные наречия греческого языка - дорийские, эолийские и эонийские. Существовали греческие колонии в Африке, Херсонесе (Севастополь) и т.д. Греки жили на берегу моря, не заходя вглубь материка. Основная форма организации жизни греков - полис. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в т.ч. и Грецией, многими странами Европы и Азии.
Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н.э., римской - к III веку до.н.э. Завершение античности - V в. н.э. - падение Римской Империи. Таким образом, античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
Для античной литературы (литературы Древней Греции и Рима) в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма. Древнегреческая литература выросла на основе мифологии, а вся мифология Древней Греции в целом строится на мифах о пантеоне богов, на мифах о жизни титанов и гигантов, а также на мифах о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев. Богато разработанная мифологическая система является одной из важнейших составных частей того наследия, которое греческая литература получила от предшествующих стадий культурного развития. По сравнению с мифологической тематикой всякая иная отступала на второй план. Мифологию можно образно считать нитями, служившими основой «полотна» большинства произведений античных авторов. Ее понимание менялось, она по-разному трактовалась, но все же оставалась проявлением античного мировоззрения.
Античная литература исполнена героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами.
Периодизация:
1. Фольклорный/долитературный/ период (8 в. До н.э.)
2. Архаический - до 5 в. до н.э - время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому гос-ву) (эпос и лирика; Гомер, Гесиод; ямбическая и элегическая лирика,мелическая)
3. Аттический - V-IV до н.э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими госуд.независимости) (драма; Эсхил, Софокл,Еврипид, Аристофан;ораторы)
4. Эллинистический - IV-I до н.э. (лит-ра эллинистического общества) (проза; Менандр, Каллимах, Феокрит)
5. Римский – с конца 1 в.до н.э. (Плутарх, Лукиан) (Греческая лит-ра времен Римской империи)
Миф - полуфантастический рассказ о происхождении мира, вселенной. Отражает представления греков о мире. Появились в архаический период. Причисляются к фольклору. В период уже классового общества формируется олимпийская мифология (политеизм).
Классификация мифов( по Лосеву А.Ф. – исследователь мифов)
- олипмпийские (мифология классического периода) – патриархат; во главе Зевс и 12 богов.
- героические
Категории:
- космогонические (о происхождении мира, вселенной) был Хаос, Эрос, Уран, Гея.
- теогонические (мифы о происхождении богов) 12 олимпийских богов.
- астральные (мифы о происхождении звезд)
- тератологические (мифы о чудовищах)
- гибристические (мифы неповиновения) «Миф о Сизифе», «Танталовы муки», «Данаиды»
Циклы – это тематические группы мифов.
- мифы о богах
- о героях (Янсон, Тесей, Геракл)
- о подвигах
- аргонавты (в Колхиду за Золотым Руном)
- троянский цикл (о войне в Трое в 14 в. до н.э.) Война длится 10 дет и заканчивается падением Трои. Начало мифа связано с яблоком раздора. Троянский цикл заканчивается поражением Трои.
- одиссея (после войны одиссей возвращается домой)
- фиванские мифы (о судьбе Эдипа) Эдип убивает отца и женится на собственной матери
2.Гомер и его древнегреческий эпос. Художественное своеобразие поэмы «Илиада».-->
О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит» и др.
Гоме¬ровские поэмы отражают века народного развития и, в частности, не только общинно-родовую формацию, но и ее разложение и развитие частной собственности и частной инициативы. Строгий эпический стиль художественных произведений уже не мог оставаться на ступени своей старинной суровости, начиная отражать индивидуальное развитие человека с новыми, гораздо более свободными чувствами и с помощью новых, гораздо более сложных поэтических приемов.
Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества. Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.
Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в "Одиссее" много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь "Илиада" посвящена войне, а "Одиссея" — превратностям человеческой жизни.
Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев. B гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.
Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни
«Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита. Многие персонажи Илиады представляют собою древних, иногда ещё догреческих богов, видоизменившихся в процессе скрещения местных культов с религией Зевса.
Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе.
В «Илиаде» поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта. Тем более ярким контрастом является наполненная глубоким чувством сцена свидания Гектора с Андромахой, исключения составляют также описания пиров и жертвоприношений. Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, несмотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.
Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни
<!--3.Лирика Древней Греции и Рима. Её жанровая своеобразность и представители.-->
Расцвет древнегреческой лирики совпадает с эпохой распада общественно-родовых отношений и возникновения классового общества. На смену традиционному родовому мировоззрению, нашедшему отражение в эпосе, приходит растущее самосознание личности, требующее особого художественного выражения, наиболее подходящей формой которого становится лирическая поэзия. Греческая лирика, как наследница песенно-фольклорных жанров, тесно связана с музыкой, на что указывает уже сам термин «лирика»— исполнение в сопровождении лиры. Основные виды лирики — это элегия, ямб, мелика, (собственно песенная лирика), делившаяся, в свою очередь, на монодийную (сольную) и хоровую.
Наиболее простыми видами лирики можно считать элегию и ямб, они слабее, чем другие, связаны с музыкой. Древнейшие образцы элегии принадлежат поэтам VII в. до н. э. Каллину и Тиртею. Их стихи очень сходны по содержанию и во многом близки к эпосу. Это обращенные к согражданам патриотические призывы к воинской доблести и мужеству в борьбе с врагом. Этический идеал этих поэтов близок к традиционным нравственным представлениям создателей эпоса. В условиях острой общественной и политической борьбы в Греции элегия становится формой выражения политических взглядов. В элегиях (особенно у Солона, жившего в VII—VI вв. до н.э.) звучит новый, неизвестный эпосу мотив- ответственность каждого человека за своё поведение народе. Впервые в греческой литературе появляется тема гражданской морали, которая станет ведущей в трагедии.
Еще одна тема, появляющаяся в элегиях,— это тема любви. В дошед- ших до нашего времени в oтpывках из элегий Мимнерма, поэта, жившего в' Малой Азии в VII в. н. э., общественная тема не затронута. Его стихи, прославляющие радость любви, пронизаны трагическим ощущением быстротечности человеческой жизни, страхом перед надвигающейся старостью и смертью. Ямбическая поэзия прочно cвязана земледельческой культовой поэзией. Она отличается обличительным характером и грубо личностным отношением к изображаемому. Величайшим ямбическим поэтом, которого можно признать родоначальником всей греческой лирики, был Архилох с острова Парос (VII в. до н. э. Его мировоззрение во многом отличается от эпического. Отчужденность лирического героя Apхилоха от других людей, его индивидуализм отражают общественные настроения эпохи, ставившей 'человека вне родовых связей, но ещё не включившей его в новые связи города-полиса.
Древнеримская поэзия начинается историческим эпосом Квинта Энния (239 – 169 гг. до н.э.), являющимся подражанием греческому эпосу. Этот поэт впервые ввел гекзаметр в латинское стихосложение. Его поэма «Анналы» в 18 книгах, описывающая всю историю Рима, известна нам лишь по цитатам и изложениям. Говорят, что он также перекладывал на латинский язык греческие комедии и трагедии (дошедшие лишь во фрагментах), и популяризировал другие греческие литературные жанры.
Распространившийся в это время в Древнем Риме эпикуреизм нашел отражение в поэзии Тита Лукреция Кара (род. около 98 г. до н.э., умер в 55 г. до н.э.), который написал поэму «О природе вещей». По сообщению в хронике христианского писателя Иеронима, поэма не была полностью завершена, а была издана Цицероном. По жанру ее следует отнести к дидактической поэзии. Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило сохранность поэмы в рукописях IX века. В более позднее средневековье Лукреций был забыт и заново открыт лишь в XV веке. Фойгт уточняет, что в XV веке Лукреция переписывал гуманист Никколи во Флоренции.
В том же I веке до н.э. в Риме появляются поэты, тяготеющие к александрийской («ученой» и «легкой») поэзии. Это – Гай Валерий Катулл (род. в 80-х годах I века до н.э., умер около 54 г. до н.э.). До нас дошел сборник его 116 произведений, в начале которого находятся мелкие стихотворения – «полиметры», в конце – эпиграммы, а в середине – большие стихотворения.
Самым прославленным поэтом императорского Рима считается Публий Вергилий Маро (70 – 19 гг. до н.э.), автор поэмы «Энеида». Он писал также пастушеские идиллии, собранные в сборнике «Буколики». Его другом был элегический поэт Гай Корнелий Галл (69 – 26 гг. до н.э.).
Талантливыми элегическими поэтами были также Альбий Тибулл (род. в 50-х гг. до н.э., умер в 19 г. до н.э.) и Секст Проперций (род. около 49 г. до н.э., умер после 15 г. до н.э.). От Тибула и Пропорция сохранилось по два сборника стихотворений.
Квинт Флакк Гораций (65– 8 гг. до н.э.), больше известный как автор ямбографических стихотворений и сатир, выпустил также три книги лирических стихотворений, которые античные комментаторы называли одами. Он писал также в стиле монодической лирики.
Последним известным поэтом, окончившим свой жизненный путь уже в нашу эру, является Публий Овидий Назон (43 г. д.н.э. – 18г. н.э.).
Овидий переводился на французский язык уже Филиппом де Витри. Кроме того, переводы на французский Овидия упоминаются в каталоге библиотеки короля Карла Мудрого, составленном в 1337 году Жиллем Малэ.
После начала нашей эры в Риме известно четыре эпических поэта: Марк Анней Лукан (39 – 65 гг.), Папиний Пубпий Стаций (умер около 95 г.), Валерий Флакк (умер около 90 г.) и Силий Италик (26 – 101 гг.).
<!--4. Древнегреческая трагедия. Вклад Эсхила, Эврипида, Софокла «Антигона».-->
Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии.
Происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисий (празднеств в честь Диониса).
Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами. Дифирамб, как указывает Аристотель, является основой греческой трагедии, которая сохранила на первых порах все черты мифа о Дионисе. Последний постепенно вытеснялся другими мифами о богах и героях — могущественных людях, правителях — по мере культурного роста древнего грека и его общественного сознания.
От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата), Фриних, Херил. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.
Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).
Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.
В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.
И, наконец, Еврипид — сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией — уже отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), — говорит он, — если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».
Ко времени греко-персидских войн вошло в обычай ставить в праздник дионисий три трагедии (трилогия), развивающие один сюжет, и одну сатировскую драму, в весёлом насмешливом тоне повторяющую сюжет трагедий, с танцами-пантомимами. От этого трилогического принципа отступил уже Софокл. Правда, на драматических состязаниях и он выступал с тремя трагедиями, но каждая из них имела свой собственный сюжет. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит перипетию. Он замедляет стремительность действия, характеризующую трагедию его предшественника Эсхила.
Действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего актёра. Трагедия Софокла построена так: она начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Число частей варьировалось даже у одного и того же автора.
Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.
Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия
Еврипид вносит в трагедию интригу, которую он однако разрешает искусственно, большей частью с помощью особого приёма — deus ex machina. К этому времени развилась уже более или менее театральная машинерия. Роль хора у него постепенно сводится лишь к музыкальному сопровождению представления.
Нравственная и соц-политическая проблематика трагедии Софокла «Антигона»
Герои «Антигоны» — люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта — следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам Софокла.
Софокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон , т. е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами
<!--5.Древнегреческая комедия. новоаттическая комедия. Аристофан и Менандр. Аристофана «Облака».-->
Древнегреческая комедия — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали тогда шествия (komos, отсюда, возможно, и возникло само название — комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом (о связи этих примитивно-эротических действ с анимистическими — Комедия и Обрядовые песни). Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.
Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира во что бы то ни стало, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло и реакционность его философских и нравственных взглядов. Большинство его комедий были злой сатирой на представителей демократии, в том числе на Клеона и Перикла.
Комедия не требовала особых приспособлений на сцене. Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор.
Непохожи были и костюмы комического хора на костюмы хора трагедии. Они отличались своей фантастичностью (изображали, например, птиц, ос, облака и т. п.) и имели аллегорический смысл. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.).
Наибольшей популярностью в IV веке пользовалась так называемая «новая комедия» в лице Филемона и особенно Менандра. Он считал себя учеником Еврипида, поскольку последний положил начало воспроизведению на сцене обыкновенных людей, человеческих страстей. Излюбленный мотив Еврипида — признание родителями своих потерянных детей — был основным и у Менандра. Главные персонажи его комедий — паразиты, льстивые хитрые рабы, хвастливые воины (продукт дальних походов Александра Македонского) и т. п.
Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения. Теоретический фундамент под древнегреческую драматургию подводит «Поэтика» Аристотеля. Ещё до него встречаются отдельные разрозненные попытки частично обосновать теорию драматургического письма, но как законченная система она дана только Аристотелем. Софокл написал недошедший до нас трактат о хоре, но, так же как и его споры с Еврипидом, он носил больше полемический характер
Древнеаттическая комедия носила социальную, нередко политическую окраску. Зло, остроумно потешалась она над общественными пороками. Среди популярных сатирических персонажей выделялись: врач-шарлатан, ревнивый сластолюбивый старик, хвастун. Приметной фигурой была маска хвастливый воин.
В отличие от классически строгих, величавых трагедий, постановки комедий отличались вольностью режиссерской выдумки. Сегодня о древнеаттической комедии можно судить лишь на основании произведений Аристофана.
Из 40 написанных до нас дошло 11 комедий Аристофана: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины в народном собрании», «Плутос».
Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.
В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).
НОВОАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
1. От Аристофана до Менандра
Новоаттическая комедия – это комедия бытовая, любовная, семейная. Новоаттической комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье.
Герои Менандра жизненны и человечны, но это люди лишенные больших запросов. Предел их мечтаний – семейное счастье, достаток.
Менандр жил и творил в конце IV и начале III в. до н.э. (343/2-292/1). Он был состоятельным афинянином, но участия в политической жизни своего города не принимал. От позднейшего Аристофана до начала деятельности Менандра прошло полстолетия. Но уже последний период творчества Аристофана характеризуется элементами бытовизма. Поэтому от Аристофана, как от представителя древней комедии, до Менандра, как представителя новой комедии, прошло еще гораздо больше времени. За эти 75 (приблизительно) лет произошли коренные перемены как в жизни греческого общества, так и в литературном стиле комедии. Уже замолкла политическая комедия. Греческая общественность переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которых обычно объединяют под названием средней комедии. Она тоже расстается с политическими темами и переходит на пути бытовой комедии, так как теперь уже считается, что древняя аристофановская комедия слишком близка к деревне, груба и далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей. Однако эта подчищенная и гораздо более благоприличная средняя комедия все еще полна условностей и не в силах отобразить повседневную жизнь человека.