Все общество Киевской Руси делилось на высшие и низшие слои:
Высшие слои:
1) Киевский князь.
2) Светлые и великие князья – племенная знать.
3) Дружина, которая делилась на:
«старшую» - их называли бояре. Бояре имели свои дружины, князь за вознаграждение за службу дарил им земли, которые превращались в наследственные вотчины. «Кормление» бояр – передача права боярам собирать дань в какой-либо деревне или местности. Бояре входили в Совет князя – Боярскую думу.
«младшую» - их именовали «отроки» или «гриди». «Гридница» - это место, где князь пировал с дружиной. Это были зависимые от князя лица, занимавшие незначительные должности.
4) В 11в. появились княжеские чиновники:
«данщик» - чиновник по сбору дани;
«мытник» - чиновник, взимавший торговую пошлину;
«мечник» - судебный чиновник, присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.
«вирник» -чиновник по сбору штрафов.
Низшие слои:
1) Лично свободное население:
Основным населением Киевской Руси являлись свободные общинники, платящие дань в казну государства «ЛЮДИ»,в единственном числе «ЛЮДИН», отсюда «ПРОСТОЛЮДИН».
2) Лично зависимое население:
- ОГНИЩАНИН – человек, принадлежавший огнищу (дому) князя или боярина, управляющий домом, работающий в нем. Княжеский дворецкий.
- ТИУН– княжеский или боярский слуга, управляющий их хозяйством.
- РЯДОВИЧ – это человек, заключивший договор («ряд») о службе или выполнении каких-либо обязанностей с необходимостью их выполнить.
- ЗАКУП– человек, взявший в долг определенную сумму денег «КУПУ» и обязанный ее отработать у кредитора. Возникшая зависимость приводила к ограничению прав должника до выплаты долга.
- ХОЛОП – человек, по социальному статусу – раб, живший и работавший в усадьбе господина.
- ЧЕЛЯДЬ – в широком смысле слова прислуга. По статусу – рабы.
- СМЕРДЫ –земледельцы – как свободные, так и зависимые. Все, кто занимались сельскохозяйственным трудом.
В Киевской Руси установился родовой (династический) характер наследования власти, т.е. власть не обязательно передавалась от отца к сыну, а передавалась по старшинству (от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Это правило введено в правлении Владимира I. Этот порядок получил название «ЛЕСТВИЦА» - «лестница».
ЭТАП. ЗАКАТ КИЕВСКОЙ РУСИ, ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНЫХ УСОБИЦ.
Середина 11в.-12в.
КНЯЗЬ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
5 сыновей Ярослава Мудрого.
Владимир II Мономах
(1113г. – 1125г.) Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича и Марии Мономах.
Боролся против Феодальных усобиц.
Владимир Мономах участвовал в 83 крупных походах против половцев.
В 1054г. Ярослав Мудрый умирая, разделил страну между 5 сыновьями и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде.
В 1054г.-1072г. – правление трех сыновей Ярослава Мудрого:
- старший Изяслав Ярославич – сел в Киев;
- Святослав Ярославич – в Чернигов;
- Всеволод Ярославич – в Переяславль;
Младшим братьям достались более отдаленные земли:
- Вячеслав – Смоленск;
- Игорь - Владимир- Волынский.
1072г. – создана «Правда Ярославичей».
Противоречия, заложенные в порядке престолонаследия по старшинству, приводят к появлению КНЯЗЕЙ – ИЗГОЕВ – это князь, отец которого умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его лишались права быть великими князьями. Область их княжения делилась между другими князьями.
1 усобица 1073-1076г.
Святослав и Всеволод нарушили заповедь отца править миром и изгнали Изяслава из Киева.
Изяслав бежал в Польшу.
Киевским князем стал Святослав.
1076г. – смерть Святослава.
2 усобица 1076г. – 1078г.
В 1076г. Всеволод занял Киевский престол, но уступил его без боя Изяславу, который при помощи поляков опять вернулся в Киев, а сам уехал в Чернигов.
Сын Святослава Олег остался без отеческого престола в Чернигове.
Он бежал в Тмутаракань и оттуда в 1078г. пришел с половцами войной на Всеволода.
В ходе битвы на НЕЖАТИНОЙ НИВЕ Изяслав Киевский и Всеволод Черниговский разбили Олега Святославовича. Но в бою был убит Изяслав.
Олег бежит обратно в Тмутаракань. Всеволод занял Киевский престол, а своего сына Владимира посадил княжить в Чернигове.
Всеволод стал последним из Ярославичей.
Он удерживал власть благодаря победам своего сына Владимира Мономаха (прозвище получил за то, что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха Марии Мономах.)
1093г. – смерть Всеволода. Владимир, стремясь избежать усобиц, отказался от великого княжения и власть получил Святополк Изяславович, который имел больше прав на столичный престол, т.к. был старший в роду.
Сам Владимир Мономах сел в Чернигове.
3 усобица 1094г.
Олег Тмутараканский пришел с половцами, занял Чернигов и Владимир Мономах вернулся в Переяславль, город, который его отец получил от деда Ярослава Мудрого.
Почти 20 лет Владимир Мономах княжил в Переяславле.
Владимир Мономах победил Олега и тот согласился на переговоры о правах на наследство.
1097г. ЛЮБЕЧЕСКИЙ СЪЕЗД.
По инициативе Владимира Мономаха Святополк Киевский, Олег, Владимир Мономах, другие потомки Ярослава приехали в город Любеч на съезд.
Решения:
1) Возвращение к порядку наследования земель установленному Ярославом («Каждый князь держит отчину свою»), т.е. наследовать землю, полученную от отца.
Переяславль закреплен за потомками Всеволода Ярославича.
2) Обьединение сил в борьбе с половцами.
Таким образом, съезд будет иметь ряд крупных политических последствий:
- приведет к политической раздробленности на Руси, начавшейся в 12 веке;
- приведет к попытке князей прекратить княжеские усобицы;
- приведет к попытке князей совместно выступить против половцев.
Но усобицы продолжались:
4 усобица 1097 г.
Давыд Игоревич, сын Игоря Ярославича,нарушил решения съезда и пошел против других князей войной, но был разбит и в наказание лишился города Владимир – Волынский, своей родовой отчины.
В 1100г. состоялся ещё один съезд в ВИТИЧЕВЕ,который закрепил решения съезда в Любече.
В 1103г. в городе Долобске князья договорились о совместной борьбе против половцев.
В 1113г. умер князь Святополк Изяславич.
После его смерти началось крупное восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских тиунов, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание шло 4 дня.
Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Он идет на уступки народу и в знак благодарности за приглашение пишет Устав «О закупах и резах». Резы- % ставки. (суть восстания на стр. 27).
1113г. монах Нестор пишет летопись «Повесть временных лет».
1113г.- Владимир Мономах написал «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды».
Владимир Мономах предпринял серьезную попытку восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Владимир Мономах рассматривал как вассалов, которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения лишались княжеского престола.
Владимир Мономах пользовался огромным авторитетом и был широко образован, обладал литературным талантом.
После него короновать царей стали Шапкой Мономаха– якобы переданной Владимиру Мономаху от византийского императора – Константина Мономаха, его деда.
Союз братьев Ярославичей был необходим Руси, т.к в степях на смену печенегов пришла новая волна кочевников – ПОЛОВЦЫ.
Начались их набеги на Русь с 1060г.
В 1068г. Ярославичи выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Альте. Эта битва стала первым сражением русско – половецкой войны, шедшей более 150 лет. Конец борьбы связан с монголо- татарским нашествием.
1093г. – набег половцев на Русь.
1103г. – первая победа совместного русского войска над половцами.
1111г. - общерусский поход против половцев, потеря половцами способности к ведению активной войны против Руси.
1116г.– успех закреплен новым походом в половецкие земли.
Мстислав Великий Владимирович
(1125г – 1132г.)
Политику Владимира Мономаха на киевском престоле продолжал его сын Мстислав Великий.
Он сурово наказывал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Однако, достигнутые успехи были не прочные, т.к. основывались на личном авторитете правителя.
После смерти Мстислава на киевский престол вступил его брат Ярополк, с которым начинают бороться черниговские князья. Ему не удалось привести их к покорности.
Мир, заключенный после нескольких лет войны отразил упадок значения власти киевского князя как главы Киевской Руси.
В середине 12в. со смертью Мстислава Великого завершается существование государства Киевская Русь и начинается период феодальной раздробленности на Руси.
studopedya.ru
Социальное расслоение на Руси
Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать
как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в
общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в
миниатюре.
С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим
обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового
типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно
оформляются различные социальные классы.
Процесс социального расслоения начался среди восточных
славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и
анты в шестом веке обращали военно‑пленных – даже той же расовой
принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была
аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими
богатствами[224].
Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих
социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы.
Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло
также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных
племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими
сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих
народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен.
В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою
независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более
длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных
господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не
изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось
различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были
самоуправляемы, другие – зависимы от князей.
Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы
и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить,
что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало
таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами,
которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует
сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп:
свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является
слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию
киевского общества.
Следует отметить, что среди самих свободных были различные
группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус
других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было
столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что
некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние.
Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую
можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных
были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие.
Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и
среднего класса свободных в киевском обществе.
Нашим главным правовым источником для этого периода является
«Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой
терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды»
одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем
следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды ‑ для ограниченно свободных, челядь ‑ для рабов.
В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в
зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не
знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на
убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого
(известную как bot в англо‑саксонском варианте) и штраф князю
(«bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло‑саксов в
раннее средневековье.
В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за
жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава
княжьи люди (мужи )были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время
как штраф за людина
(множественное число – люди )оставался на изначальном уровне 40
гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от
нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.
С филологической точки зрения интересно, что все
вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию[225].
Славянское муж (можи) связано с
санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и
mench. В
древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения»,
«рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ,
что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем
же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный»)[226].
Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским
mard, «человек»; по‑армянски
звучит также mard. Исчезновение изначального "s" в комбинации «sm» не
является необычным в индоевропейских языках[227]. Согласно
Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т.
е. богами)[228].
С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).
В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых
терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное
значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле
специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном
итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик («маленький человек») применялся к
крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин (в единственном числе) также исчез, за
исключением комбинации простолюдин.
Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском
языке слово человек,
используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел‑)
представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение
корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis[229].
Киевская Русь. Оглавление.
www.protown.ru
Общественный строй Древней Руси
I.Организационный момент (1-2 минуты)
Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствует.
Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей.
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку.
Самоорганизация обучающихся.
Л: формируются знания морально – этических норм.
Р: Умение концентрировать внимание.
II. Актуализация
(5-7 минут)
Ребята, напомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Организует проверку д.з.
1.Карточки - 2 чел.(1,2 вариант ):
Карточка №1
1.В каком году умер Владимир?
А)1015г.
Б)983г.
В)1054г.
2.В каких годах правил Владимир Святой?
А)1015-1019гг.
Б)988-1111гг.
В)980-1015гг.
3. В каком году киевляне изгнали Изяслава Ярославича?
А)1097г.
Б)1113г.
В)1068г.
4.Династическое правление – это?
Карточка №2
1.Укажите годы правления Владимира Мономаха?
А)1113-1125гг.
Б)1073-10176гг.
В)862-879гг.
2.В каком году состоялся княжеский съезд в Любече?
А)1100г.
Б)1097г.
В)1016г.
3.Укажите годы правления Ярослава Мудрого?
А)1019-1054гг.
Б)1015-1019гг.
В)980-1015гг.
4.Как называется произведение, которое Владимир Мономах посвятил своим детям?
2. Фронтальный опрос (вопросы и задания)
Обучающие отвечают: о съезде в Любече, о Борисе и Глебе, Владимире Мономахе и т.д.
Выполняют д.з.
Учащиеся, работающие с карточками после завершения работы, обмениваются ими, проверяют и ставят друг другу оценку.
Остальные обучающиеся отвечают на вопросы со слайда.
III. Мотивация к изучению новой темы
Цель: вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы.
Итак, вы хорошо справились с заданием
А теперь вспомните, ребята, как выглядел город в Средневековье?
А как выглядели города в Древней Руси?
Давайте посмотрим город в Средневековье и на Руси и попробуем их сравнить.
А кто же жил в средневековом городе? А кроме городских жителей?
А сегодня мы с вами поговорим кто же жил в Древнерусском городе.
Итак, записываем тему: Общественный строй Древней Руси.
Как вы понимаете выражение общественный строй?
Какие же задачи мы сегодня поставим чтобы изучить новую тему?
Предлагаю вам сегодня поработать по плану:
Города и их роль в Древней Руси.
Жизнь крестьянской общины.
Княжеское общество
Учитель рассказывает о значении слова город.
Организация групповой работы:
Разделитесь пожалуйста на 3 группы:
1 группа( п.1, 2) Особенности города
План работы: 1.Основные занятия на жителей городов
2.Что имело большое значении в городе?
3.Почему именно знатные люди занимались торговлей?
4.Что такое Мыт?
5.Кого называли смердами?
6.Составьте схему о связях городов Др. Руси с другими странами.
2 группа(п.3 ): Обыграть от первого лица один день крестьянской общины.
Роли: Крестьянин, дети, женщины.
3 группа: п.4 Обыграть от первого лица
Князя, управляющих княжеских хозяйством, зависимое и временнозависимое население.
Составить схему: князь и его придворные.
Отвечают на вопрос о городе в Средние века.
Пытаются представить город на Руси.
Делают вывод о том, что в основе древнерусских городов присутствовала дворово – уличная планировка городов.
Отвечают, что жили городские жители, сеньоры, вассалы и т.д.
Обучающие записывают тему урока в тетрадь.
Обучающиеся, отвечают, что в понятие входит – общество, князь, крестьянин и т.д.
Предполагают задачи урока.
Обучающиеся работаю в группе.
Некоторые выходят к доске м обозначают схему.
V.Физкультминутка
Мы расскажем вам сейчас
Кто такой великий князь:
Много городов славянских
Существует на Руси.
Но один из них – особый,
Про него мы не забыли –
Это наш любимый Киев!
Знаем - этот стольный град
Удивительно богат:
Правит в нем великий князь –
Самый старший он из нас.
Наши земли объезжает
И полюдье собирает:
Все для Киевской казны
Все на пользу для Руси.
Князь великий правит мудро
Хоть порой бывает трудно.
- Руки на пояс, повороты вправо – влево;
- Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх;
- Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева;
- Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»;
- Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»;
- Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя;
- «сгребающие» движение руками к себе;
- Несколько приседаний.
VI.Первичное закрепление материала
Отработка вопросов общественного строя.
Слои общества:
Огнищанин – старший управляющий.
Тиун – человек, отвечающий за домашнее хозяйство и сельскохозяйственные работы
Рядович – мелкий управляющий.
Челядь – домочадцы, прислуга.
Холопы – те, кто служили другому человеку (кормили, поили, одевали, вооружали князя дружину).
Обельные холопы - полностью зависимые крестьяне.
Закупы –свободные крестьяне общинники и горожане, нанявшиеся на службу или попавшие в долговую зависимость. (Купа - долг)
Изучение документа на стр.78.
Обучающиеся подводят итоги делают вывод, что на Руси существовало неравенство.
VIII.Подведение итогов урока.
Цель: осознание обучающимися значения изучаемой тему, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.