Культурные связи древней руси. 10. Политические, экономические и культурные связи Древней Руси с соседними народами и государствами.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Связь культуры Византии с культурой Древней Руси. Культурные связи древней руси


Культурные связи Древней Руси и меценатство

О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе.

О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии - и впереди таких стран, как Германия и Италия.

О многом нам говорят и династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке с польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний. Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.

Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь песню. Любая из 16 строф песни, которая рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: "Только русская дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в Киеве еще и до сих пор Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава по этой самой золотой гривне на шее.

Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава - Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором Генрихом IV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха - Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.

Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости общего сопротивления врагам Древней Руси.

Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией, Венгрией, Северным Кавказом.

Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью, существовала даже особая корпорация купцов-"русариев", то есть тех, кто торговал с Киевом.

Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди "Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она "ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в конце XI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег, записал: "Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого, как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого!".

По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.

Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий. Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел.

Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание" или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска, на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви), заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п.



biofile.ru

5. Культурные связи Древней Руси и меценатство

О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе1.

О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии - и впереди таких стран, как Германия и Италия.

О многом нам говорят и династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке с польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний. Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.

Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь песню. Любая из 16 строф песни, которая рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: "Только русская дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в Киеве еще и до сих пор Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава по этой самой золотой гривне на шее.

Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава - Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором Генрихом IV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха - Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.

Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости общего сопротивления врагам Древней Руси.

Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией, Венгрией, Северным Кавказом.

Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью, существовала даже особая корпорация купцов-"русариев", то есть тех, кто торговал с Киевом.

Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди "Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она "ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в конце XI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег, записал: "Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого, как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого!".

По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.

Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий. Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел1.

Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание" или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска, на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви), заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п. .

studfiles.net

Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.. Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Византийско-русская икона XIV-XVI века как отражение образа мира средневекового человека

Влияние Византии на культуру Древней Руси

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным...

Византийско-русская икона XIV–XVI века как отражение образа мира средневекового человека

Влияние Византии на культуру Древней Руси

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным...

Древнерусская культура

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи -- это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории -- являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е...

Искусство Киевской Руси

Литература древней Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История архитектуры России и Италии

2.1 Архитектура Древней Руси

Для того чтобы рассматривать архитектурные достижения Древней Руси, необходимо в первую очередь остановиться на тех предпосылках, которые предшествовали появлению первых шедевров русской архитектурной культуры...

История библиотечной науки

Из истории Древней Руси

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства...

Культ и культура

3. Связь культа с культурой

О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы. По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. У каждого есть собственный опыт постижения культа, следовательно...

Культурoлогический анaлиз рaзличных aспектов фенoмена смeха

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

1. Взаимодействие факторов формирования культуры Древней Руси

Природные, психологические и бытовые факторы формирования культуры Древней Руси совсем не предполагали жесткой и централизованной власти. Централизованный способ правления, утвердившийся на Руси...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древней Руси VI-XIII веков

7. Книгоиздание в древней Руси

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились...

Отражение менталитета в русской смеховой культуре XI-XVII веков

ГЛАВА 1. Особенности смеховой культуры Древней Руси

...

Риторика Средневековья

4. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь...

Художественная культура Древней Руси

Иконопись в Древней Руси

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

cult.bobrodobro.ru

10. Политические, экономические и культурные связи Древней Руси с соседними народами и государствами.

Разгром Хазарского каганата. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».  Древняя Русь, а позднее раннефеодальное государство имела активные связи с внешним миром. Характер этих связей и взаимоотношения с сопредельными народами менялись в зависимости от конкретной исторической обстановки, в которой находилось государство в эти годы. Определенное влияние внешняя обстановка оказывала на внутреннюю жизнь государства. Отношения с отдельными государствами то обострялись на какой-то период, то улучшались. Во многом характер внешней политики определялся последствиями военных действий, которые вело древнерусское государство. Русь вела борьбу с вражескими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из важных факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. С другой стороны, в этот период древнерусские князья стремились в свою очередь также к расширению территории государства и завоеванию новых торговых путей. Это имело для молодого, развивающегося государства важное значение. В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа.  Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.  Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.  Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство.  После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел. На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани.  Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце X в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа. Отношения Киевской Руси и Византии. Важное значение имели в этот период отношения Руси с Византией. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. К тому времени там уже было построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносили попеременный успех то одной, то другой стороне.  Борьба с кочевниками. В этот период Древней Руси приходилось вести постоянную борьбу с кочевниками. В X и начале XI вв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.  В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение, киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит. Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников разных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве. В середине XIв. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они заняли Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань. После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XIIв. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами. К этому времени древнерусское государство становится одной из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии. Взаимоотношения с сопредельными государствами и народами носили неоднозначный характер. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др. 

studfiles.net

Культурные связи Древней Руси и меценатство — реферат

Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания  знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии  светских лиц, но только тех, которые  считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание  про святых). Составление житий  требовало соблюдение правил и стиля  изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее  лицо изображалось неопровержимо святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу  принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к  нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена  Феодосия - основателя Киевской лавры.

4. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло

 

Больше тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Галичу, Переяславу, Белгород-Днестровску. Это все города ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII ст. - еще о 134 городах, а в начале XIII ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов было значительно больше, только они не все вошли в летописи. Большинство этих городов сохранились и по сей день. А тогда в них работали ремесленники, зодчие, богословы, писатели и переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением славянская культура IX и X столетий во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, которые накопленные за столетия, мудрости и опыту, которые передали своим далеким потомкам их могущественные и мудрые пращуры.

Киевская Русь была страной  высокоразвитого ремесла: искусство  ремесла гончарного, металлообработки, ювелирного. В Х в. появляется гончарный  круг, и на всей территории бывшего  Киевского государства археологи  до сих пор находят замечательные  шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью  "Людота ковал", с этих пор русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавие. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени.

Много украшений выполнено  в характерной технике зерна (на изделие напаивался узор, который  состоял из великого множества шариков), применялся также скань-рисунок. Делались высокоценные ювелирные изделия, выполненные  в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Под большим влиянием церкви находился и другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое  строительство культовых домов, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был  Киево-Печерский, основан в середине XI ст. Антонием и Феодосием Печерскими. Пещеры - это места, где сначала селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникали поселения, которые превращались в общий монастырь. Рядом с Киевским известный также Иллинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толщи Болдиной горы, по пересказам основанный тем же Антонием около 1069. Также известен Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством  и связано с именем его апологета  преподобного Антония. Неординарное явление  христианской духовной культуры, названное  еще исихией - это путь духовной практики преобразования человеческого духа через аскетизм, отход от мира. Подземные монастыри были кострами исихии на Руси, так как здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общих монастырях не была такой суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни шли в монастыри, но могли продолжать выполнять много мирских обязанностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении образования и создании литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена.

В 30-е года XI в. были построены  каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же столетии были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 .

Выдающимся достижением  зодчества Древней Руси стал Софийский  собор в Новгороде (1045-1050), в архитектурном  виде которого уже упоминаются некоторые  черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных  в симметричном порядке, намного  могущественнее и строже составлены из местного известняка стены.

В интерьере нет ярких  мозаик, а только фрески, но не такие  динамические, как в Киеве, и излишек  орнаментальных украшений языческой  древности с ясно просматриваемым  рисунком узлового письма.

Храмы Киевской Руси были не только религиозными сооружениями. В  них принимали иностранных послов. В них "сажали на стол" князей, то есть ставили их княжить, береглись  казна, библиотека, работали переписчики  книг. В храме и возле него собиралось вече из выбранных горожан, а в  торговых районах города и в некоторых  церквях сохранялись наиболее ценные из товаров, чтобы предотвратить  пожары и кражи. В Новгороде в  храмах собирались братчини (общества купцов), устраивались громкие банкеты, вокруг храмов объединялись жители улиц или "концов" города.

Столица государства Киев выгодно отличается от других таких  же больших городов славян блистательностью его парадных въездов, огромными  богатыми площадями и торжищами. Как вспоминают летописи, на Бабьем торжище в Киеве стояли "четыре коня медяны" (медная квадрига коней), привезенные кн. Владимиром из Корсуня, и два антические алтаря. По свидетельству средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебурзкого, в Киеве в начале XI ст. было более чем 400 церквей и 8 торжищ.

 

5. Театральное искусство. Музыка

 

В Древней Руси театральное  искусство наибольше воплощалось  в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр  получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности.

Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпильманы, ни светильники, хотя и оставив о себе широкую популярность (до сих пор есть даже такие названия сел), были чужды сценическому духу Руси. Они театра не создали. Княжеский театр опирался на рыцарскую песню, имея за основу два элемента: речитатив и величание. Репертуар княжеского театра состоял из драматических поэм, которые, имея речитативный характер, подавались на музыкальном фоне, в сопровождении музыкальных инструментов. Тематически княжеский театр пользовался мотивами обороны родины, службы князю, мести за обиженных, рыцарской чести. С упадком давнего государства княжеский театр передает народному театру своих персонажей: "князь", "княгиня", "бояре", "дружба" (войско) и т.п. .

Музыкальное искусство распределялось на три группы: народная музыка, музыка княжеских салонов и церковная.

Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, которые испокон веков  сохранялись в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными  спутниками наших далеких предков  в их работе, бытие и обычаях. Веселые  и печальные песенные мотивы выполнялись  не только голосом, а и с помощью  музыкальных инструментов. Первейше, это обрядовая народная песенность (колядки и щедривки, гаевки и веснянки, купальськие и обжиночные, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически народная песенность делится на две основные группы:

1) свободный речитативный  стиль;

2) стиль с четким ритмом  и формой.

Произведения первой группы имели несимметричный свободный  ритм и, по сути, составляли монотонное повторение одного и того же мотива в разных вариантах, сокращениях  и распространениях, в зависимости  от длины предложений импровизированного текста. Такую форму рецитации  имели похоронные причитания, которые  выполнялись монодично, без инструментального сопровождения (как правило, профессиональными плакальщицами). Вторая (основная группа) охватывала весь остаток песенных жанров, то есть мелодий с четким ритмом и выразительным синтаксическим укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных элементов переносилась и на тексты песен, творя в них правильные цезуры и постоянное количество составов. Образцы древнейшей музыки этого типа встречаем в архаических обрядовых песнях, в особенности между колядками, щедровками и веснянками.

О музыке княжеских салонов  можем судить только на основании  упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних  фресок, главным образом Софийского собора. Репертуар этой музыки наверное был очень разнообразным - танцевальный, лирический, бытовой, шутливый и др. Наиболее часто встречаются упоминания о "пении славы" князьям: воинские и вообще геройские подвиги князя или его предков ("Слово о полке Игоревом"). Кое-где сохранились даже имена лиц, которые были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями таких произведений: Боян (XI век), Митуса (XIII век).

Из инструментов употреблялись  свои, извечные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и различные пищали и свирели. В княжеских дворах употреблялись еще и инструменты  чужого происхождения: кованные, металлические  или трубы и рога, орган, "смыки" или "гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный  музыкальный инструмент), лавута, навла, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола. Колокольчики и колокола пришли к нам от иудеев. Их с готовностью позаимствовала себе христианская церковь.

6. Культурные связи Древней Руси и меценатство

 

О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ в. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX в., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII в. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе.

О Руси, как сказочной  и могущественной стране, говорят  и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ в., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии - и впереди таких стран, как Германия и Италия.

О многом нам говорят и  династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке  с польским королем Казимиром, а  сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в  браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний. Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.

Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава - Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором Генрихом IV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха - Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.

Сын Мономаха - Мстислав - носил  второе имя, англосаксонское - Гарольд  в честь своего деда, трагическая  судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости  общего сопротивления врагам Древней  Руси.

Широкие династические связи  Руси сохранились и в XII в. с Византией, Венгрией, Северным Кавказом.

По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.

Феодалы не только владели  землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих  руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление  крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно  украшенных рукописей и дорогих  ювелирных изделий. Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел.

Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание" или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска, на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви), заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п.

turboreferat.ru

Культурные связи Древней Руси и меценатство — реферат

Преимущественно, хотя и не всегда,летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку.Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая"все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".

Древнейшая летопись называется"Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать".Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113г.

 

 

 

 

 

3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло

Больше тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Галичу,Переяславу, Белгород-Днестровску. Это все города ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII ст. - еще о134 городах, а в начале XIII ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов было значительно больше, только они не все вошли в летописи. Большинство этих городов сохранились и по сей день. А тогда в них работали ремесленники, зодчие,богословы, писатели и переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением славянская культура IX и X столетий во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, которые накопленные за столетия, мудрости и опыту, которые передали своим далеким потомкам их могущественные и мудрые пращуры.

Киевская Русь Х-ХІ столетий - время  единства славян, время ее славы  и могущества.Киевская Русь была наибольшим государством средневековой Европы. Уже в Х и XIстолетиях в Киевской Руси окреп феодальный строй с его двумя классами:крестьян-земледельцев и феодалов-землевладельцев. Угнетение крестьян становилось все большим, а в XI ст. стало просто невыносимым. Летописцы XI ст.отмечают ряд крестьянских восстаний, которые были поддержаны городскими низами.Восстания были придушены, и напуганы ими феодалы пошли на уступки. К тому времени развилась даже проповедь мягкого отношения к "сиротам" (как называли тогда крестьян), и при этом продолжали возникать все новые и новые княжества1 .

Киевская Русь была страной высокоразвитого  ремесла: искусство ремесла гончарного, металлообработки,ювелирного. В Х в. появляется гончарный круг, и на всей территории бывшего Киевского государства археологи до сих пор находят замечательные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью "Людота ковал", с этих пор русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавие.Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени.

Много украшений выполнено в  характерной технике зерна (на изделие  напаивался узор, который состоял  из великого множества шариков), применялся также скань-рисунок. Делались высокоценные ювелирные изделия, выполненные  в технике перегородчатой эмали,типично русские украшения.

Под большим влиянием церкви находился  и другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство  культовых домов, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основан в  середине XI ст. Антонием и Феодосием  Печерскими. Пещеры - это места, где  сначала селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникали  поселения, которые превращались в  общий монастырь. Рядом с Киевским известный также Иллинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толщи Болдиной горы, по пересказам основанный тем же Антонием около 1069. Также известен Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством  и связано с именем его апологета  преподобного Антония. Неординарное явление  христианской духовной культуры,названное еще исихией - это путь духовной практики преобразования человеческого духа через аскетизм, отход от мира. Подземные монастыри были кострами исихии на Руси, так как здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общих монастырях не была такой суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни шли в монастыри, но могли продолжать выполнять много мирских обязанностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим,иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении образования и создании литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце  Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена.Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси,осуществленные М.К. Каргером, помогли выяснить, что это здание площадью около900 кв. м., увенчаное, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, было грандиозным по замыслу и выполнению. Также многоглавым был Софийский собор в Киеве, сведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией.Археологические раскопки показали, что храм был окружен крепостной стеной митрополитского замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок написано на русские сюжеты:изображенная семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота на медведя.

 

4.  Культурные связи  Древней Руси и меценатство

О широких культурных связях Древней  Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе1 .

О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские  саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии -и впереди таких стран, как Германия и Италия.

О многом нам говорят и династические  связи князей. Сестра Ярослава Мудрого  состояла в браке с польским королем  Казимиром, а сестра Казимира была женой  сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой  трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний.Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.

Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь  песню. Любая из 16 строф песни, которая  рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: "Только русская  дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в  Киеве еще и до сих пор Елизавету  можно узнать среди других дочерей  Ярослава по этой самой золотой гривне на шее.

Династические связи князей Древней  Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава- Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором ГенрихомIV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха -Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.

Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в  честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и  Мстиславу Великому о необходимости  общего сопротивления врагам Древней  Руси.

Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией,Венгрией, Северным Кавказом.

Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью,существовала даже особая корпорация купцов-"русариев", то есть тех,кто торговал с Киевом.

Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди"Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она"ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в концеXI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег,записал: "Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого,как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого!".

По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские  князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.

Феодалы не только владели землями  и эксплуатировали крестьян. Они  сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий.Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел1 .

Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание"или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска,на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви),заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п. .  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русь как государство формировалось  и развивалось на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, сказавшись на этнических и этнографических особенностях давнего населения ряда территорий Украины.

Тем не менее, культура Древней Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в общественной жизни (возникновение государства, формирование древнерусской народности и т.п.) привели к качественным сдвигам  в развитии культуры, в результате чего она за сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное  место в мировой средневековой  культуре.

Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеских сословий,объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма предоставляли всей культуре общенародный характер и высокою жизнеспособность.

Высокий взлет культуры Древней  Руси был обусловлен существенными  сдвигами в разных сферах общественной жизни - развитием феодальных отношений;становлением древнерусской государственности; обособлением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; внедрением христианства и др. Новые явления и процессы в древнерусской культуре - это не только суммарное следствие действия общественных сил и факторов, а и активный самостоятельный фактор влияния на разные сферы жизни, то есть культура вместе с тем выступает и как объект, и как субъект исторического развития.

Список использованных источников

1. Брайчевский М.Ю. Утверджение христианства на Руси. - К., 1988.

2. Златоструй. Древняя Русь Х-XIII веков. - М., 1990.

3. Культурология. История Святой Культуры / Под ред.А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1998.

4. Культурология. Навчальное пособие для студентов высших начальных Учреждений..М.: "Феникс"., 1995.

 

yaneuch.ru

Культурные связи Древней Руси и меценатство — реферат

Содержание

Введение………………………………………..2

1. Значение принятия христианства  для культуры Древней Руси…………..4

2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература……………………………………….7

2.1 Письменность, образование и  наука………………………………………7

2.2 Древнерусская литература и  ее жанры………………………….9

3. Развитие градостроительства, архитектура  и ремесло…………………….13

4. Культурные связи Древней Руси и меценатство……………………….16

Заключение………………………………………………….20

Использованная литература………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура Древней Руси -выдающееся явление мировой средневековой культуры. Хронологически она охватывает IX - с. XIIIв. Культура эта развивалась в общем контексте мировой культуры, но имела лишь ей присущие черты, обусловленные конкретными историческими обстоятельствами и восточнославянскими традициями, которые сказались в планировании и застройке городов, в композиционных особенностях архитектурных ансамблей и отдельных сооружений, своеобразности декоративно-прикладного искусства и пластики.

Феномен необыкновенного взлета культуры Древней Руси часто объясняют  тесными контактами ее с Византией, Хазарией, странами Центральной и  Западной Европы. Их влияние на развитие культуры Руси в самом деле было значительным, но не решающим. Чтобы зерна передовых культур, прежде всего византийской, могли дать густые восхождения в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленный грунт. Именно такой был культурный грунт восточных славян, который вобрал многовековые традиции местного развития,обогащенного влиянием соседей.

Культура Древней Руси выросла  на грунте материальных и духовных достижений тех народов,которые на протяжении предшествующих тысячелетий заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в старинные времена на ее территории, оказывали содействие культурному обмену между народами.Но вместе с тем они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего разнообразия материальных и духовных достояний грядущих народов отбирались те, что наибольшей мерой отвечали климатическим и геополитическим условиям существования на нашей земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым тенденциям культурного развития. В конце концов, это и образовало самобытную отечественную культуру, обусловило ее неповторимость.

Торговля, война, дипломатические  контакты оказывали содействие оживлению  культурной жизни русичей. Но культурная поступь Древней Руси предопределялась,в первую очередь, собственными потребностями и силами, которые их удовлетворяли. Вот почему посторонние влияния, даже из наиболее передового в тогдашнем мире государства - Византии, могли лишь ускорить те тенденции,потребность в которых уже ощущалась. Они не омрачали оригинального вида культуры средневековой Руси, которое осталось уникальным явлением мирового значения.

Красноречивым свидетельством этой особенности  древнерусской культуры может служить  любая ее область, но, прежде всего  это делают наглядно памятки культуры материальной.

Важным элементом культуры народа есть государственность. Именно она  выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения.Первым государством восточных славян была Киевская Русь, которая сформировалась в конце VIII - ІХ ст. на базе ряда союзов племен. На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подверглась влиянию со стороны своих соседей, в частности Хазарского каганата и Византии. От них Русь позаимствовала отдельные элементы государственной структуры. Вместе с тем следует помнить, что процесс создания государства восточных славян имел и собственные глубинные традиции. В границах территории Украины они относятся к VI-V ст.д.о н.э. Это греческие города-государства в Северном Причерноморье и скифское государство с центром на Нижнем Днепре.

1. Значение принятия  христианства для культуры Древней  Руси

Значение принятия христианства для  культуры Древней Руси

Без сомнения, важнейшей культурной составной восточнославянского  общества становится принятие Русью  христианства. Характер исторического  выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее разнообразных  цивилизаций сделало плодотворное влияние на духовную жизнь и культуру народа Киевской Руси. Тем не менее, это обстоятельство неоднократно создавало  критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную  проблему выбора.

Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном  направлениях. По этому пути из юга, из Византии,христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения,что во многом обусловило выбор князя Владимира, равно как и до него - княгини Ольги, а еще раньше - киевских князей Аскольда и Дира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии1 .

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной  психологией народа, особенностями  его художественно-эмоционального восприятия мира. "Повесть минувших лет" содержит много сведений о  сомнениях Владимира и его  бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарии,князь был недоволен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры. Конечное решение - выбор христианства византийского обряда - определили такие причины:

"И пришли мы в Греческую  землю, и ввели нас туда, где  служат они Богу своему, и не  знали - на небе или на земле  мы: так как нет на земле  такого зрелища и красоты такой,  и не знаем,как и сказать об этот, - знаем мы только, что находится там Бог с людьми, и служба их лучшее, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, так как каждый человек, если укусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь находиться в язычестве".

В приведенном отрывке отразилось то сильное впечатление, которое  справило на русичей, византийское богослужение.По мнению игумена Иоанна, присущее русичам образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достичь абсолюта одним порывом воли, нашло благоприятный грунт.

Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке.Сначала крещение принимали некоторые воины, которые принимали участие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадало).

Около 988 г. Владимир Великий крестился  сам, крестил свою жену и бояр и  под страхом наказаний заставил креститься киевских людей и всех русичей. Так Русь стала христианской.Живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Древней Руси находились под большим влиянием христианской мысли.

Формально Русь стала христианской. Угасли похоронные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по селам  насыпали языческие курганы, молились Сварожичу, взыскивали буйные праздники старины. Язычество начало свой длинный путь слияния с христианством.Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Письменность, развитие  образования и науки.Древнерусская литература

2.1 Письменность,образование и наука

Огромным культурным переворотом,который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и помог накопить необходимый опыт, знания, возможность развивать художественное слово,закреплять и сохранять словесные произведения для потомков и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности.

Фактором, который подготовил принятие христианства Русью, стало создание во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами  братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), которые прибыли из Византии в Великоморавское государство по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания. В Х в. уже есть свидетельство об использовании кириллицы на Руси. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках -греческом и славянском. О широком распространении грамоты среди разных слоев общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Так Новгородские берестяные грамоты повсеместно встречаются, начиная с XI ст1 .

Началось бушующее развитие книжного искусства Киевской Руси.Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью. Оно владело собственным составом книг, обязательных для отправления разного рода богослужений, для монастырских чтений, которые были обязательными, для пропаганды христианства, для обучения служителей церкви.Такими были произведения исторические, церковно-певчие, богословские,проповеднические и прочие. Все они требовали не только единой азбуки, а и высокоразвитой письменной системы в целом.

Уже существовало высокое искусство  перевода. При Ярославе Мудром была переведена "История иудейской  войны" Иосифа Флавия.

Наиболее распространенной грамота  была среди городского населения. Горожане оставили надписи - "граффити"на стенах церквей Киева, Смоленска, Новгорода. Среди таких надписей раздумия о жизни, жалобе, молитве. Владимир Мономах, будучи молодым князем, во время церковной службы написал на стене Софиевского собора в Киеве - "Ох тяжело мне" - и подписался христианским именем Василий.

Итак, внедрение христианства активизировало процессы распространения образования, послужило причиной организации  и развитие школьного дела. Тем  не менее, вначале "книжное письмо" не приобрело более или менее  значительного распространения, ограничивалось небольшим числом "лучших людей" или "нарочитых чадей". Есть сведения, что Владимир после крещения Руси 988 года создал в Киеве при Десятинной церкви первую школу для детей местной аристократии. Из летописи известно, что сын Владимира Ярослав Мудрый в Новгороде в 1054 г. создал школу для 300 детей старост и духовных лиц.Обучение велось родным языком, а учили в этой школе чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

Обстоятельства того времени и  потребности жизни требовали  определенных знаний, так как просвещенные люди требовались для церкви, и  для государства,для замещения церковных должностей и разных должностей административного характера, для поддержания широких торговых связей, ведения больших хозяйств в боярских имениях и др.

Бушующее замко-, храмостроительство, которое развернулось после внедрения христианства, требовало высококвалифицированных мастеров-художников для их обрамления, певцов для церковных отправлений. Поэтому кроме общеобразовательных школ на Руси начали создавать отдельные школы пения, живописи, резьбярства,гутництва, художественного кузнечества и т.п.

2.2 Древнерусская литература  и ее жанры

В Древней Руси большую роль в  литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в.использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма:текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями(Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 1 .

В основу литературного языка лег  живой разговорный язык Древней  Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровье и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкий ему, язык старославянский,церковнославянский. Именно на нем моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, велось богослужение. Будучи одним из диалектов древнеболгарского языка, церковнославянский имел большой набор абстрактных понятий, которые осели в древнерусском языке настолько крепко, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, ум, истина.

Вся древнерусская литература делится  на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть  собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который  прослеживался даже в описании истории,в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.

Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография"Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.

Первые оригинальные произведения,написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст.Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати".

Жанровое разнообразие древнерусской  литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.

В литературоведении жанром принято  называть тип достижения, которое  складывается постепенно и развивается  с течением времени. В связи с  тем, что средневековые достижения, как правило,преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным.Распределение достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно.Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово"писатели называли и торжественный язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская.  

yaneuch.ru