Древний египет мумии. Проклятье фараонов Древнего Египта. Ожившая мумия Рамзеса II
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проклятье фараонов Древнего Египта. Мумия и Титаник. Древний египет мумии


мрачные тайны египетских фараонов (6 фото)

Египетское мумифицирование В Египте же мумифицирование зародилось только в 4500 году до нашей эры. Столь точную дату позволили выяснить раскопки английской экспедиции, проведенные в 1997 году. Египтологи относят самые ранние захоронения мумий к так называемой баддарийской археологической культуре: в то время конечности и головы мертвецов египтяне оборачивали льном и рогожей, пропитанных специальным составом.

В популярной культуре обряд мумификации ассоциируется исключительно с древним Египтом. Это объясняется тем фактом, что именно египетские мумии стали известны еще нашим далеким предкам. Но современные историки выяснили и более древнюю культуру, практиковавшую мумификацию. Это южноамериканская культура андских индейцев Чинчорро: здесь находили мумий, датированных еще 9 тысячелетием до нашей эры. Но все же внимание современных историков приковано именно к египетским мумиям — кто знает, какие тайны могут скрывать эти хорошо сохранившиеся мертвецы. 

Египетское мумифицирование

В Египте же мумифицирование зародилось только в 4500 году до нашей эры. Столь точную дату позволили выяснить раскопки английской экспедиции, проведенные в 1997 году. Египтологи относят самые ранние захоронения мумий к так называемой баддарийской археологической культуре: в то время конечности и головы мертвецов египтяне оборачивали льном и рогожей, пропитанных специальным составом.

Античные свидетельства

Античные свидетельства Процесс классической мумификации древности воссоздать историкам не удается до сих пор. Дело в том, что единственные сохранившиеся сегодня свидетельства об этапах мумификации принадлежат античным авторам, в том числе и таким великим философам как Геродот, Плутарх и Диодор. Во времена этих путешественников классический процесс мумификации Нового царства уже деградировал.

Процесс классической мумификации древности воссоздать историкам не удается до сих пор. Дело в том, что единственные сохранившиеся сегодня свидетельства об этапах мумификации принадлежат античным авторам, в том числе и таким великим философам как Геродот, Плутарх и Диодор. Во времена этих путешественников классический процесс мумификации Нового царства уже деградировал.

 Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью — Геродот

Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью — Геродот

Сосуды хранения

Сосуды хранения Все извлеченные из трупа органы тщательно сохранялись. Их промывали специальным составом, а затем помещали в сосуды с бальзамом, канопы. На одну мумию приходилось 4 канопа — их крышки украшали головы богов: Хапи (бабуин), Думаутеф (шакал), Квебехсенуф (сокол), Имсет (человек).

Все извлеченные из трупа органы тщательно сохранялись. Их промывали специальным составом, а затем помещали в сосуды с бальзамом, канопы. На одну мумию приходилось 4 канопа — их крышки украшали головы богов: Хапи (бабуин), Думаутеф (шакал), Квебехсенуф (сокол), Имсет (человек).

Мед и скорлупа

Мед и скорлупа Существовали и другие, более изысканные способы забальзамировать усопшего. К примеру, тело Александра Македонского мумифицировали в необычном «белом меду», который никогда не таял. В раннединастическом периоде же бальзамировщики напротив прибегали к более простому способу: тела покрывались штукатуркой, поверх которой шла роспись маслом. Таким образом оставалась скорлупа, с прахом внутри.

Существовали и другие, более изысканные способы забальзамировать усопшего. К примеру, тело Александра Македонского мумифицировали в необычном «белом меду», который никогда не таял. В раннединастическом периоде же бальзамировщики напротив прибегали к более простому способу: тела покрывались штукатуркой, поверх которой шла роспись маслом. Таким образом оставалась скорлупа, с прахом внутри.

Мумии инков

Мумии инков В конце 1550 года испанский чиновник случайно наткнулся на мумии инков, спрятанных в потайной пещере неподалеку от Перу. Дальнейшее исследование выявило и другие пещеры: у индейцев оказался целый склад мумий — 1365 персон, бывших когда-то основателями главнейших родов культуры.

В конце 1550 года испанский чиновник случайно наткнулся на мумии инков, спрятанных в потайной пещере неподалеку от Перу. Дальнейшее исследование выявило и другие пещеры: у индейцев оказался целый склад мумий — 1365 персон, бывших когда-то основателями главнейших родов культуры.

Интересные материалы:

В Египте найден древний вертеп, возраст которого - 5 тысяч лет (3 фото) 10 не очень приятных странностей древних египтян (11 фото)

nlo-mir.ru

Проклятье фараонов Древнего Египта. Ожившая мумия Рамзеса II

Начало истории >>

Среди участников экспедиции и их окружения прошла волна смертей, последовавшая после открытия гробницы Тутанхамона.

Вскоре после оглашения в прессе результатов раскопок, крупный промышленный бизнесмен в Англии Джоэл Вулф отправился в Египет, чтобы осмотреть сокровищницу всех времен.

Он вынудил Картера, ведающего экспедицией, выдать ему разрешение на осмотр погребального склепа. Провел он в нем почти весь день, а вернувшись в отель скоропостижно скончался. Симптомы все были те же: озноб, высокая температура, потеря рассудка и быстрая гибель.

Кто следующий за проклятием?

Рентгеноскопию извлеченной из золотого саркофага Тутанхамона мумии поручили Арчибальду Джугласу Риду. Его работа была проведена безупречно и заслужила высокую оценку у экспертов. Но стоило ему прибыть на родину, он ощутил резкий приступ тошноты, слабость и после двухчасового бреда погиб.

За несколько лет один за одним умерли все участники экспедиции, производившие раскопки и извлечение сокровищ из гробницы, и те, кто был причастен к исследованию мумии фараона Древнего Египта. Всего 22 человека. Для всех них смерть имела одинаково непредсказуемый и скоротечный характер. Проклятие фараона не пощадило врачей, лингвистов, историков с мировыми именами: Ла Флор, Каллендер, Уинлок, Эстори…

Несколькими годами позже, в 1929 году скончалась по заключению врачей «от укуса москита» вдова Карнарвона. У помощника Картера Ричарда Бателла, молодого, здорового мужчины, отказало сердце. Египет охватила паника. История с проклятием фараона прошла по всей Европе. Вслед з а ними погиб родной брат лорда и сиделка, присутствующая при гибели мецената. Уходили из жизни люди, которые никоим образом не касались археологического открытия и никогда не были в Долине Царей в Луксоре. Картер спокойно встречал сообщения о их гибели.

Закоренелый холостяк, он волновался только об участии своего питомца, который разделял с ним его его каирскую жилплощадь – соловей. В день когда погиб от неизлечимой и неизвестной болезни коллега Картера и видный ученый Ричард Бателл, археолог не обнаружил в клетке своей птицы. Он заметил только чешую серебристой змеи, поспешно уползающей в окно. Он долго сожалел о своем друге и никак не воспринял сообщение о том, что Бателл умер из-за закупорки сосудов легких. Картер же оказался единственным долгожителем, которого не тронуло проклятие фараона Древнего Египта.

Мумия Рамзеса II ожила!

После случая с Бателлом в Каире началась смута. Люди были напуганы неведомым заболеванием, которое не жалеет никого. Знали об этих слухах и работники Египетского музея Каира, куда в 1886 году была перевезена мумия фараона Рамзеса II.

Вечер был жарким. Духота скопилась в зале с коллекцией саркофагов Национального музея древностей. После захода солнца в здании включили электрический свет. И тут случилось непоправимой. Из саркофага, где хранилась мумия фараона Древнего Египта Рамзеса II, издался протяжный звук. Скрипнули шарниры усыпальницы. И тут присутствующие увидели картину, от которой всех бросило в дрожь. Рот мумии царя был перекошен неслышным воплем. Тело дрогнуло, бинты для бальзамирования лопнули, и руки, скрещенные на груди, выпрямились, с силой ударив по стеклянной крышке саркофага. Осколки разлетелись в разные стороны. Люди в панике бросились на лестницу, кто-то из гостей прыгал в окошко.

В утренней прессе были обсуждены со смаком все обстоятельства этого шокирующего события. Однако министерство древностей в своих комментариях указало, что на самом деле объяснениетакого странного «поведения мумии» достаточно простое. При скоплении людей в зале создалась невыносимая духота и влажность. А мумия должна храниться в сухом воздухе прохладной усыпальницы.

Как бы там ни было с климатическими условиями, но мумия застыла, повернув голову в северном направлении – к Долине Царей. Разбитое стекло вскоре заменили. Руки запеленали как и прежде в крестообразном состоянии. Однако лицо фараона Древнего Египта так и осталось повернутым к северу.

Врачи разгадали тайну проклятья фараонов

Долина Цари, Луксор (Египет)
Долина Цари, Луксор (Египет)

Через 35 лет после того как погиб английский меценат, профинансировавший проведение раскопок в Долине Царей, и благодаря которому гробница Тутанхамона стала известна миру, ученым удалось выяснить, что явилось причиной его скоропостижной кончины. И смерти нескольких участников экспедиции и близким им людей. Джоффри Дин, занимающий должность главного врача в госпитале Порт Элизабет в Южной Африке, нашел вирус – грибок, который вызывал имеющиеся у больных симптомы: головокружение, слабость, потеря рассудка.

Распространителями болезнетворных микроорганизмов могли стать любые животные, в том числе летучие мыши. Именно они были постоянными обитателями покоев фараона Древнего Египта. Болезнь эта передается дыхательным путем, поэтому сиделку лорда Карнарвона постигла вскоре та же участь.

Заключение о причине гибели участников экспедиции

В 1962 году, после оглашения результата исследований болезнетворных бактерий доктором Дином, медик Эззеддин Таха из Университета Каира собрал специальное совещание. Оно было посвящено его открытию тайны проклятия фараона Тутанхамона. В течение продолжительного времени доктор Таха наблюдал за состоянием здоровья археологов и штатными работниками Египетского музея, которые работали с мумией. В их легких он обнаружен наличие микроскопических грибков Aspergillus niger, которые долгое время оставались закрытыми в пирамидах и гробницах. Ученый заключил, что теперь можно вполне спокойно отправляться на поиски новых сокровищ, поскольку существует вакцина против этих болезнетворных бактерий.

Возможно, науке стали бы известны истинные причины гибели лорда Карнарвона и участников команды, если бы его самого не постигла та же участь: проклятие погубило Таха.

Пустынная дорога посреди песков между Каиром и Суэцем. Проходящая мимо машина тут – большая редкость. Никаких дорожных разметок, знаков, резких поворотов и спусков. Выезжающий с двумя сотрудниками доктор Таха отправились по этой дороге в Суэц. В дороге произошла авария, они врезались с лимузином: все трое погибли на месте, пассажиры и водитель другой машины не пострадали. При вскрытии в дыхательных путях медика была обнаружена эмболия – разрыв сосудов дыхательных путей…

Продолжение истории >>

Видео о Древнем Египте. Проклятье фараона Тутанхамона.

drevniy-egipet.ru

Мумии: культ мертвых в Древнем Египте - Древний Египет

 Мумия фараона Сети I и его прижизненное изображение. Умер более трех тысяч лет назад

 В Египте возник наиболее известный культ мертвых, который когда-либо существовал на земле. Древние египтяне верили, что душа человека будет жить вечно, если уберечь тело от разложения. Большую часть населения хоронили без перевязки и гробов

Бог загробного культа Анубис ведет фараона на суд

 в простых могилах на деревенских кладбищах. В горячем сухом песке тела высыхали, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий. Примерно с 3400 г. до н.э. тела знатных людей стали готовить к вечной жизни с помощью мумификации. Древнеегипетские бальзамировщики достигли такого совершенства, что научились сохранять трупы на тысячелетия.

  Мумификация представляла собой религиозное действие, осуществляемое под руководством жрецов. До нас не дошло никаких древнеегипетских инструкций по мумификации, и лишь немногие изображения объясняют, что происходило в палатке бальзамировщиков. Однако, изучив мумифицированные тела и свидетельства о бальзамировании, оставленные древнегреческими историками, египтологи смогли воссоздать этот процесс с относительной точностью. 

Сундук с канопами из гробницы Тутанхамона. В них помещены внутренние органы фараона

 Первым этапом мумификации было извлечение мягких, быстро разлагающихся внутренних органов. Сначала через нос удаляли мозг, используя металлический зонд и ложку с длинной ручкой. Иногда голову полностью промывали водой. Так как египтяне не понимали важности мозга – они считали, что человек думает сердцем, - его просто выбрасывали.

Затем кремневым ножом делали надрез в левой части живота и удаляли остальные внутренние органы. Сердце оставляли - считалось, что оно понадобится мумии в загробной жизни. Внутренности промывали пальмовым вином и хранили в отдельных сосудах, называемых канопами.

  Удалив внутренние органы, египтяне покрывали тело натром и оставляли в закрытой комнате на 40 дней. Натр, или углекислый натрий – дезинфицирующее и влагопоглощающее вещество, - был главным ингредиентом в процессе мумификации. Иногда бальзамировщики нитками привязывали ногти на пальцах рук и ног, чтобы они не отпали, растворившись в соли. После всех процедур лишенное влаги тело омывали, окутывали в ткани и промасливали. 

Золотая маска тутанхамона. Большинству мумий фараонов на лицо надевали золотую маску, испещренную магическими заклинаниями.

 Последним этапом бальзамирования, финальной стадией подготовки тела к загробной жизни, являлось обертывание тела льняными бинтами. Каждый бальзамировщик специализировался на бинтовании какой то определенной части тела. Каждый палец бинтовался отдельно. Затем бинтами порывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки. И заключительный штрих – расписная маска, передающая черты лица умершего.

onhistory.ru

Интересные факты о мумиях - Интересное в сети!

О существовании мумий было известно с античных времён. Их находили во многих уголках мира, но всё же египетский опыт мумификации не имел себе равных.

Интересные факты о мумиях

В древнем Египте считалось, что физическое тело должно присоединиться к душе в загробной жизни, поэтому следует сохранить его как можно лучше. Благодаря мумиям современная наука много узнала о жизни, питании, болезнях и смерти древних египтян.

Слово «мумия» происходит от средневекового арабского слова «mūmiya», означавшего «битум» или «нечто, пропитанное битумом».

24.-youtube-610x370

Археологами обнаружены мумии не только людей, но и множества разнообразных животных — шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, грызунов, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

23.-c-610x407

Богом мумификации в древнем Египте был Анубис – существо с телом человека и головой шакала. Видимо, поэтому обнаружено так много мумий шакалов.

Anubis2-610x481

Первых мумий в древнем Египте начали делать около 3400 лет до н.э., но только через восемьсот лет египтяне поняли, что для лучшей сохранности необходимо удалять внутренние органы. С течением времени мумификация стала сложным и длительным процессом, который мог длиться до 70 дней.

21.-w-610x445

Первым человеком, детально описавшим процесс мумификации, стал греческий историк Геродот, посетивший Египет около 450 года до н.э.

20.-w-610x924

Хотя в нашем сознании мумии ассоциируются с Египтом, на самом деле южноамериканское племя под названием чинчорро начало изготавливать мумии гораздо раньше. Согласно недавно найденным археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро имеют возраст около 7000 лет, что вдвое старше египетских мумий.

19.-w-610x458

Не всем мумиям придавалась одна и та же поза. Например, поза со скрещенными на груди руками, хорошо знакомая нам по фильмам, принадлежала королевским особам мужского пола.

17.-pixabay-610x488

Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первым мумифицированным. Разумеется,  его останки никогда не были найдены.

16.-w-1-610x443

После того, как мумию полностью оборачивали в ткань, поверх надевалась специальная одежда с изображениями Осириса. Считалось, что это поможет умилостивить бога подземного царства.

15.-w-610x884

Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировались только фараоны. На самом деле процедуру мог заказать любой человек, обладавший достаточными средствами.

14.-w-2-610x505

Древние египтяне верили, что все положенные в гробницу предметы помогут умершему в загробной жизни. Его сопровождали произведения искусства, орудия, драгоценности, и даже рабы.

13.-w-2-610x1033

Согласно египетским мифам, гробницы были запечатаны проклятием, которое падёт на каждого вошедшего. И действительно, многие археологи погибли при странных обстоятельствах. Однако никакие проклятия не помешали неизвестным смельчакам разграбить часть драгоценностей, сопровождавших мумию.

12.-c-1-610x409

В викторианскую эпоху популярным развлечением на вечеринках было разворачивание мумий. Хозяин покупал мумию, и гости разворачивали её. Странный способ повеселиться, не правда ли?

11.-c-610x370

В ту же викторианскую эпоху порошок мумии входил в состав  многих лекарств и доктора уверяли пациентов в их прекрасных лечебных свойствах. Без комментариев.

10.-w-610x448

Рамзес III боялся рептилий и поэтому его мумию снабдили амулетом, который должен был охранять его от змей в загробной жизни.

9.-w-610x458

Сердце – единственный орган, который древние египтяне оставляли внутри мумии. Они считали сердце вместилищем ума и эмоций – тех качеств, которые понадобятся покойнику на том свете.

8.-w-610x558

Изготовление мумий было очень прибыльным бизнесом, дававшим работу многим людям — от бальзамировщиков и хирургов до священников и писарей.

7.-w-610x802

Если снять все оболочки, то вес средней мумии составит около 3 килограммов.

6.-w-610x410

Большинство мумий фараонов имело золотую маску с магическими письменами. Маска Тутанхамона изготовлена  из чистого золота. Если бы она продавалась сегодня, она бы стоила около 13 миллионов долларов.

5.-w-610x813

Иногда рот мумии оставляли открытым,  чтобы облегчить покойнику дыхание в загробной жизни. Возможно, именно этот обычай стал причиной страха, что мумия может ожить.

4.-w-610x761

Иногда мумий используют для калибровки томографов в больницах, на таких уровнях излучения, которые опасны и даже смертельны для живого человека.

3.-w-610x466

Король Карл II верил, что пыль мумии содержит секрет величия. У него хранилось несколько мумий, с которых он собирал осыпавшуюся пыль и втирал в свою кожу.

2.-w-610x458

Современные спальные мешки часто делают шире в плечах и уже в ногах, что делает лежащего внутри человека похожим на мумию. Это не простое совпадение, дизайн спального мешка действительно был скопирован у мумий.

1-w-610x458

©

dymontiger.livejournal.com

Тайны и загадки Древнего Египта

Мумии и мумификация   Древний Египет, как и любое другое  древнее  государство,  хранит в себе много тайн, многие из которых до сих пор не разгаданы.  Одна из наиболее интересных тайн –  мумификация. Именно благодаря исследованию мумий, учёные разгадали множество загадок, связанных с Древнем Египтом. Мумии донесли до наших времён традиции и искусство того времени. Легенды и проклятия мумий до сих пор будоражат умы многих людей. Мумификация одна из интереснейших тем в истории Древнего Египта.

Происхождение слова "мумия".

   Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии. Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор» вниз по течению и выбрасывается на берег. На берегу оно засыхает, затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит далее, что ещё вещество mumia можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство mumia хорошо помогает при лечении ушибов и ран.

Постепенно название лекарства перекочевало в европейских языках и на тела, из которых его "добывали", т.е. непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также до сих пор в русском языке существует мумиё — название лекарственной смолы.

Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху" (транслит.: sAhw)

Возникновение мумифицирования в Египте.

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, т.е. примерно в 4500 - 4100 гг. до н.э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации.

   По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня Исида. Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).В разных источника даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним "мастером" (так его называет Геродот), а целым коллективом.Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими. Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсети с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсети хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

   Вот современное описание бальзамирования, сделанное на основе научных изучений мумий. Сначала удалялись внутренние органы, так как на них больше всего сказывался эффект гниения, тем более, что считалось, что пищевые органы загрязняют плоть и через нее душу человека. Бальзамировали обычно впятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса и одевал маску. Тело тщательно вычищали от органов и их остатков, после чего промывали вином. Потом тело обрабатывали солью - натроном. Единственной проблемой было выпадение от соли ногтей покойника, из-за чего их стали присоединять проволокой или надевать на них наперстки. Позже покойника омывали в воде и высушивали на солнце. Голову обычно набивали бинтами или наполняли нагретой смолой. Вынутые органы не выбрасывались - их помещали в канопы, 4 специальных сосуда. Последствием бальзамирования было обязательное изменение цвета кожи, сильная потеря в весе, кожа вваливалась (особенно на щеках), зубы выпирали наружу. Щеки набивали опилками для восстановления полноты, в провалившихся местах вставляли льняные вкладыши или бинты. Позже уже использовали смолу, которая исправляла контуры тела, заполняя все полости. Потом мумию пеленали. Последним штрихом была деревянная табличка или расписная маска, которые передавали черты лица усопшего.

Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, Мумия кошки когда им было около 2 лет. Кошки были самыми почитаемыми обитателями древнеегипетского жилища. Они уничтожали крыс и мышей, которые могли бы наводнить зернохранилища, а также помогали при охоте на птиц и рыбалке. В XIX веке большое количество мумий кошек было отправлено в Англию для использования в качестве удобрения.

      

Мумии древних властителей

   Великие египетские пирамиды были не только гробницей фараонов, но и местом собрания величайших сокровищ, которыми, якобы в загробной жизни, должны были пользоваться монархи. И поэтому не мудрено, что уже с XX века до Р. Хр., то есть, четыре тысячи лет назад, в Египте появился особый класс грабителей, специализировавшихся на ограблении пирамид. Пирамиды же имели прекрасную систему защиты, включая всевозможные лабиринты, и ловушки, в которых погибало немалое количество искателей легкой наживы. Но страсть к обогащению брала верх, и именно «благодаря» этим разбойникам большинство сокровищ пирамид не дошло до нашего времени.  Часто бывало и так, что «профессия» грабителя пирамид передавалась от отца к сыну, как что-то почетное. И вот, одна из таких семей просуществовала до нашего времени, начиная с XIII века до Р. Хр. вплоть до 1881 года, более трех тысяч лет, хотя звучит это невероятно. Эта семья проживала в деревне Курна, недалеко от знаменитой Долины царей. Один из ее представителей Абд аль-Расул в 1869 году обнаружил в одном из ущелий захоронение нескольких фараонов, причем совершенно нетронутое грабителями. В течение последующих затем лет эта семья очень разбогатела, продавая находки. Но однажды эти драгоценные предметы увидели ученые — профессор Гастон Масперо и его ассистент Луксору. Не сумев ничего добиться от Абд аль-Расула, они обратились к местному правителю Дауд-паше. В результате расследования, в ходе которого были применены даже пытки, араб согласился показать найденное им захоронение. И вот 5 июля 1881 года были обнаружены захоронения и мумии Яхмеса Первого (1580-1555), Аменхотепа Первого (1555-1545), Тутмоса Третьего (1479-1447), Рамзеса Второго (1301-1235), в общей сложности 40 мумий, среди которых, особо подчеркнем, и Тутмос Третий, в правление которого на евреев обрушились страшные гонения.Мумия Рамсеса II В период Среднего Царства покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масок изготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, вид штукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.

Реалии и суеверия.

   Процесс бальзамирования подробно описан в канонических папирусах Египта. После проведения необходимых мероприятий по сохранению бренного тела (вымачивание в рассоле, наполнение опорожненных полостей травами, пеленание бинтами, пропитанными бальзамами и ароматическими маслами) совершалась сложная, но чрезвычайно важная процедура придания покойному внешнего сходства с живым человеком - ведь египтяне верили в загробную жизнь и старались подготовить к ней усопшего должным образом.В течение многих веков вплоть до эпохи Просвещения в различных медицинских трактатах приводились десятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унции порошка из мумии или кусочка ее погребального покрова. Давались и магические рекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет дом и имущество от напастей, а носимый на шее в шелковом мешочке ноготь со среднего пальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.В европейских аптеках, внушая страх суеверным клиентам, висели якобы привезенные из Египта мумифицированные чучела обезьян, кошек, крокодилов. В XVI в. в Германии власти издали распоряжение, согласно которому аптекари не должны помещать подобные экспонаты в витринах, а при появлении женщины, ожидающей ребенка, и вовсе обязаны закрывать вредоносные предметы занавеской. Люди верили, что, взглянув на них, дама родит младенца-урода.Раскрыта главная тайна египетских фараонов.Одну из главных тайн древнего Египта можно считать раскрытой. Немецкие исследователи восстановили технологию мумификации, которую применяли египтяне – химики из университета Тюбингена утверждают, что тела фараонов прекрасно сохранились благодаря кедровому маслу. Ученые, следуя методу, описанному в работе римского энциклопедиста Плиния-старшего, выделили из масла бальзамирующий экстракт гваякол. Тесты показали, что это вещество обладает антибактериальными свойствами и при этом не повреждает ткани тела. Проанализировав материал, найденный рядом с одной из мумий, химики получили подтверждение, что египтяне использовали именно гваякол – его остатки прекрасно сохранились в древней материи. Отчет об этом открытии, который немцы опубликовали в журнале Nature, вызвал огромный резонанс в среде египтологов. Некоторые из них смутились, признав, что долгое время не замечали очевидной вещи, другие настаивают на том, что профессора из Тюбингена ошибаются, а для бальзамирования тел фараонов использовался сок можжевельника, как считали ранее. Кстати, в греческом языке слова "кедр" и "можжевельник" имеют сходные корни. В трудах древних греков неоднократно упоминается кедровый экстракт, но ученые, не будучи специалистами в мертвом языке, считали, что речь идет о можжевельнике. "Можжевеловое" заблуждение поддерживало и то, что многие из обнаруженных мумий сжимали в руках ягоды этого растения. Однако, судя по всему, ягоды не имели к бальзамирующему препарату никакого отношения, если только египтяне не использовали две различные технологии для сохранения тел покойных.

Заключение.

  В заключении надо сказать, что отношение  древних  египтян  к  смерти, как и у многих других народов уникально и ни с  чем  не  сравнимо.  Всё что выражено  древнеегипетскими   художниками    и архитекторами является  неотъемлемой частью  истории  всех  времён.  Египетская  тематика  долго  не  покинет современную литературу и  кинематограф.  Египетские  мумии  будут  удивлять человеческий разум ещё не один десяток лет,  также,  как  это  было всегда.  Ещё дольше будут  беспокоить  учёных-археологов  и  исследователей-египтологов неразгаданные тайны Древнего  Египта.  На  мой  взгляд  ни  одна древняя цивилизация, ни африканская,  ни  азиатская  не  превзойдет  Древний Египет по количеству загадок и  неясностей,  преподнесенных  человечеству  в ходе изучения его истории.

tasherittakemet.ucoz.ru

Мумия - это... Что такое Мумия?

Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.

Происхождение слова «мумия»

Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. В XVI-м веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворожденных детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий»[1].

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.

Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw).

Древнейшие мумии: культура Чинчорро

Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).

Возникновение мумифицирования в Египте

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх.1:3)[источник не указан 299 дней] бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Канопы

Канопы — схема: четыре сына Гора слева направо — это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф Канопы, фото Nina Aldin Thune

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Различные виды мумий

В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается. Тела, заполненные смолой, имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты.

Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.

Третий тип мумий — обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.

Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Македонского было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».

Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, — тлело.

Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии XI династии обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующей, XII династии, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — XIII—XVII династий. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий XVIII—XXI династий конечности гнутся и не ломаются.

Мумии вне Египта

Мумии гуанчей

На языке гуанчей (Канарские острова) мумия называлась Axo или Xayo.

Мумии Инков

Впервые мумии инков обнаружил испанский чиновник в Перу Поло де Ондегардо в конце 1550 годов в городе Куско.

Согласно Доклада королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.[2]

Интересные факты

  • Мумия из Нижней Туры. В 2009 году в городе Нижняя Тура работники коммунальных служб нашли мумифицированное тело[3] мужчины, который умер в своей квартире почти 13 лет назад — в 1996 году. Так как родственников у него не осталось, а с соседями он не был в дружественных отношениях, то просто никто не придал значения его исчезновению, соседи решили, что он куда-то уехал. Сначала в 1999 году за неуплату отключили электричество, а в 2005 году суд заочно лишил мужчину права пользования жилым помещением и снял с регистрационного учета.

Мумии в кинофантастике

После находки гробницы Тутанхамона возник интерес к египетской тематике. 22 декабря 1932 года состоялась премьера фильма ужасов «Мумия». В дальнейшем на эту тему было снято много продолжений и ремейков.

Мумии в компьютерных играх

Литература

  • Мумия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.
  • Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.
  • Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. — М., 2001.
  • Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб., 1997.
  • Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Проклятье фараонов Древнего Египта. Мумия и Титаник

14 апреля 1912 года от берегов Саутгемптона отплыл один из самых грандиозных кораблей за всю историю – Титаник. Он отправлялся в Нью-Йорк. На борту судна находилось две тысячи пассажиров. Им упралял один из лучших капитанов, морской волк Смит, имеющий отличную репутацию и не допустивший ни одной ошибки за всю свою карьеру. Но в этот день с ним случилось что-то невообразимое: он отдавал приказы, совершенно не отдавая отчет в их последствиях. Сначала он приказал увеличить скорость, изменил направление следования корабля. Команде не удалось быстро эвакуировать людей, приказ о спуске шлюпок, которых по странному стечению обстоятельств оказалось слишком мало для такого количества пассажиров, последовал слишком поздно.

Египетская мумия и гибель Титаника

В трюмы Титаника были помещены около 40 тысяч кг припасов: овощей, фруктов, 7 тысяч мешком форе, 35 тысяч яиц … и одна мумия Древнего Египта. Ее перевозил из Лондона в Нью-Йорк лорд Кантервилл. Останки принадлежали известному египетскому оракулу Аменофисом IV. Под головой мумии помещалась фигурка Осириса, на которой были начертаны слова: «Встань из праха и погибнут все, кто встал у тебя на пути». После некоторых организационных мероприятий, ее было решено поместить возле трюма капитана. Известно, что жертвы проклятия фараонов страдали помутнением рассудка и бредили. Может быть, именно эта мумия Древнего Египта стала для капитана Смита западней?

Возможно древние египтяне использовали для охраны покоев фараонов и радиоактивные излучения.В 1948 году ученый-физик Луис Булгарини заявил на конференции: «Считаю, что жрецы во времена Древнего Египта знали свойства урана и возможность расщепления атома. Они использовали эти знания для защиты гробниц».

Знаменитый египтолог Гонейм заметил: «Давно научно доказано, что при проведении мумификации древние египтяне использовали смолы, добываемые с побережья Красного моря. Они содержали радиоактивные частицы. Бинты мумий, найденные в гробницах, были пропитаны этим веществом. Очевидно и пыль в склепах являлась источником радиации. Это наводит на мысль, что для древние египтяне использовали при проведении религиозных обрядов это вещество. Скорей всего они олицетворяли его с воплощением Ра – культом Солнца».

В ходе научных исследований Джатт Верилл обнаружил, что каменные панели пирамид майя пропитаны составом, содержащим радиактивно заряженные смолы.

Проклятие сущности Ка

Вместе с ядовитыми консистенциями существовали и другие защитные средства, которые использовали жрецы в Древнем Египте для защиты захоронений с мумиями, в том числе в пирамидах.

Согласно религиозным убеждениям древних египтян сущность человеческого «я» воплощалась в трех субстанциях: «Хат» – это его физическая оболочка, «Ба», олицетворявшая духовную силу, то есть душа, и «Ка», которое представляло собой единство Хат и Ба.

Внутренняя сущность каждого человека, его Ка, индивидуально и неповторимо. Это начало обеспечивает защитную оболочку для энергетического поля и обеспечивает соединение двух начал.

Ка управляет только живым телом. Как только человек отправляется в Царство мертвых Осириса, Ка теряет контроль и покой. Для того чтобы смягчить участь Ка читались молитвы, совершались обряды жертвоприношения. На саркофагах и гробницах изображался облик умершего. Они помогали Ка обрести новую оболочку и воплотиться в нем. По этой причине Ка был привязан к месту захоронения. Рассерженный дух, оставшийся без его обители, тела, не щадил никого. Древние египтяне свято верили в его существование и боялись его гнева. Были и те, кто умело управлял этой энергией, в основном, жрецы.

Это объясняет то, что грабежами занимались не простые граждане, они бы не осмелились нарушить покой фараона Древнего Египта. Расхищали гробнице те, кто владел знаниями о имели соответствующий сан при исполнении религиозных служб. Они владели данными о точном месте нахождения гробнице и сокровищах.

Ученые установили, что гробница Тутанхамона уже была открыта. Об этом свидетельствуют, как утверждает сам Картер, царские печати. Вероятно место захоронения было открыто Оремхебом, находящимся в должности главного военноначальника при фараоне Тутанхамоне в Древнем Египте. Он же после гибели молодого царя занял его трон, продолжив династическую линию. Был ли повинен Оремхеб в его смерти, наукой не доказано. Зато известно, что он приложил все усилия для того, чтобы стереть имя Тута со стен всех храмов и святынь. К слову он имел неограниченную власть над жрецами. Однако, по неизвестной причине через несколько лет после открытия гробницы мумия фараона была возвращена на место, где пролежала в полном одиночестве и темноте несколько веков.

Известно, что перед закрытием гробницы фараонов возле нее совершался обряд кровополитного жертвоприношения. Гибло множество рабов, участвующие в строительстве усыпальни. Они знали входы и выходы, расположение коридоров и камер. Но причина была не только в этом. Их сущность Ка, не нашедшая покоя в склепе, должна была неминуемо погубить в гневе любого вошедшего в гробницу. Но современная наука вряд ли сможет объяснить этот древний египетский религиозный обычай…

 

Читайте также:

Кого проклял Тутанхамон: гробница древнего Египта

Проклятье фараонов Древнего Египта. Гробница Тутанхамона

drevniy-egipet.ru


Смотрите также