Древний рим женщины. Какой был правовой статус женщины в Римской Империи? Могли ли женщины заседать в сенате?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые могущественные женщины Древнего Рима — Весталки! 10 любопытных фактов! Древний рим женщины


хранительница очага или некто больший?

Путь Женщины в Древнем Риме: хранительница очага или некто больший?

Тема отношений между мужчиной и женщиной всегда интересовала и будет интересовать как учёных-историков, так и обывателей. И сегодня, в эпоху эмансипации, в XXI веке, когда женщины стали играть большую роль не только в бытовых и семейных отношениях, но и в политической и экономической сферах на государственном уровне, когда патриархальные отношения всё стремительнее уходят в прошлое, интересно изучить статус женщины древнего мира, что наверняка позволит понять истоки некоторых острых проблем современности.

В наше время невольно задумываешься: «Каким было отношение к женщине раньше?», «Относились ли к «слабому полу» как к божеству не только в храме, молясь перед женскими изображениями, но и в повседневной жизни?» Несмотря на многочисленные возвышенные образы женщин, созданные в античной литературе, женщина официально считалась существом диким и лишенным разума. На наши вопросы, к сожалению, нельзя дать точных ответов. Рассматривая историю Рима царского периода, очень сложно говорить о положении женщины в обществе. Такая ситуация создаётся за счёт отсутствия источников, содержащих информацию  о повседневной жизни людей того времени, плохой изученности периода правления семи первых царей Рима (с начала правления первого римского царя Ромула – с 753 года до н. э. — до окончания правления последнего царя Рима – до 509 года до н. э.), который строится в основном на полулегендарных, а иногда и вовсе мифических событиях! Однако именно этот факт сделает наше исследование интереснее, ведь, несмотря на все  сложности, мы постараемся понять: «Кто же такая — женщина в Древнем Риме?» Мы постараемся пройти весь путь древнеримской женщины со всеми жизненными трудностями: от её рождения и воспитания до смерти. В конце хочется сказать, что какими бы психотипами не мыслили римские мужчины, концепция женщины, как существа им не равного, была главенствующей во всех сферах жизни древнеримского общества. Однако римляне понимали, что без «слабого пола» невозможна одна из главнейших функций семьи — репродуктивная. Поэтому, фактически, исключая женщин из жизни общественной и политической, в семейной и в бытовой её областях, римские мужчины  оставляли за ними ведущую роль.

 

Часть 1

Первые годы жизни девочек в Древнем Риме. Рождения и воспитание.

Рождение ребёнка для римлянина всегда было большим праздником независимо от пола новорождённого. По обычаю, отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю — это значило, что он признавал его своим законным ребёнком. Однако не все было настолько радужно: отец мог отвергнуть дитя, и тогда новорождённого выбрасывали. Право продать ребёнка или даже убить также целиком принадлежало главе семьи.

Первым же ритуалом в жизни каждого младенца являлся ритуал наречения, который и сейчас во многом сохраняет своё значение. Отношение римлян к наречению дочерей было особым. Интересный факт о наречении новорождённых приводит Плутарх в «Римских вопросах»: «Почему мальчикам дают имя на девятый день от рождения, а девочкам на восьмой? Может быть, девочек нарекают раньше, чем мальчиков, сообразуясь с их природой: женщины и растут, и расцветают, и созревают быстрее, чем мужчины?» Что же касается самого наречения, женщина имела 2 имени: родовое и личное. Незамужних девушек и женщин принято было называть с упоминанием имени отца, а замужних  — мужа.  Позднее женщины носили лишь родовое имя. Причём, что интересно, если сразу у нескольких римлянок в роду оказывались одинаковые имена, их нумеровали: Клавдия Терция (третья), Клавдия Квинта (пятая) и т.д.

Теперь поговорим о вскармливании младенцев. Стоит сказать, что новорождённого  в старых римских семьях обычно вскармливала мать, о чём свидетельствуют изображения на старых саркофагах матери, кормящей ребёнка. Считалось, что вскармливая дитя сама, мать не прерывает уз любви, которые соединяют её с ребёнком. Однако со временем матери стали пользоваться услугами кормилиц. В Риме, в период Поздней Республики, на эту роль обычно брали рабынь-гречанок, «поскольку они кормили детей одновременно «молоком и культурой». Особенно много значила кормилица для повзрослевшей девушки: она была ей и старшей сестрой и доброй подругой, способной дать совет.

Что же касается вопроса воспитания девушек в Риме, нельзя не отметить, что первые годы жизни девочек проходили в играх и развлечениях. Причём девочки и мальчики, в младшем возрасте, «воспитывались» вместе: ссорились, мирились, поколачивали друг друга и так по сто раз на дню. Однако с взрослением пути братьев и сестёр начинали расходиться. Поворотной точкой был семилетний возраст: мальчики «уходили из детства» под руководством отца, девочки же оставались с матерью и няней.

Дальнейшее воспитание девочек строилось на традиционной идее: девочка должна была стать женщиной — хозяйкой дома и хранительницей домашнего очага. Поэтому с малых лет девочек, прежде всего, обучали  женским рукоделиям, а именно – прядению и ткачеству. Однако дело состояло не только в обучении молодых девушек жизненно важным навыкам, но и в том, что в небогатых домах, где придерживались добрых старых нравов, одежда на всю семью выделывалась руками всех женщин в семье. В состоятельных же семьях матрона (в Древнем Риме почётное название свободнорождённой замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию) обязана была хотя бы руководить данным процессом. Во всем другом разница между воспитанием девушек из благородных семейств и девочек из простонародья была лишь в том, кто именно давал им знания о ведении домашнего хозяйства. В первом случае, это была вся женская часть дома, состоящая, в том числе, и из служанок, в  другом – родная мать. Цель данного воспитания была одна: девушек готовили к роли будущих жён и матерей.  Стоит оговориться лишь в одном: моральное воспитание девушек из богатых семей  предписывало им оставаться целомудренными и, в большей степени, невежественными, проявляя покорность родителям и будущему супругу. Дочери же «маленьких людей» (мелких ремесленников, пастухов, земледельцев и т.п.) зачастую получали нравственное воспитание на улице.

Воспитание и взросление девушек проходило в стенах дома, в родной  семье. В Риме женщина ценилась, в первую очередь, как мать, но она была и хранительницей дома, поэтому девочки с детства готовились к этой роли, независимо от своего социального положения. В семейном кругу дочери рано усваивали традиции общества того времени: почтение к богам и законам, скромность, послушание и трудолюбие. Все эти качества в дальнейшем должны были помочь стать хорошей хозяйкой, матерью и женой. После ступени взросления в кругу семьи, девушке предстояло едва ли не самое важное событие в её жизни, от которого целиком и полностью зависела её дальнейшая судьба. Поэтому в следующей статье мы поговорим о свадьбе, а точнее о традициях, свадебном ритуале и облачении невесты.

Юлия Гаркушенко

history.mirtesen.ru

Какой был правовой статус женщины в Римской Империи? Могли ли женщины заседать в сенате?

Положение женщин в Древнем Риме было не завидным, хотя конечно не самым плохим в мировой истории. Женщина всегда находилась под властью мужчин. Существовало три основных ограничения дееспособности женщин: отеческая власть (patria potestas) отца семейства (pater familias), опека (tutela), заменявшая отеческую власть для несовершеннолетних и женщин после смерти отца, и manus (буквально «рука» — традиционно употребляемое латинское обозначение этого рода супружеской власти) супруга в рамках традиционного брака. Подчиненное положение женщины в римском праве выступает и еще во многих аспектах, обычно существенным образом ограничивавших ее свободу действий. Первое из этих ограничений — отсутствие политических прав. Ведь женщина, даже считаясь civis Romana, не пользовалась ни одним из основных прав римского гражданина: не могла служить в армии, голосовать в собраниях, избираться на государственные должности, следовательно и заседать в Сенате она не могла. 

Но если выйти за рамки юридических норм и посмотреть на неформальное положение, то можно увидеть, что у женщин было определенное положение. Она была матроной, матерью семейства, почитаемой рабами, клиентами и детьми, пользующаяся уважением своего мужа, любимая всеми, хозяйка своего дома; ее влияние проникает даже на площадь народного собрания и в курию сената. Жена действительно была хозяйкой всего того, над чем муж был хозяином. Каждый в доме, не исключая даже мужа, звал ее domina, (госпожа), и Катон Старший выразил лишь в преувеличенной форме по существу совершенно верное замечание, когда в шутку восклицал: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен».

Подробнее о положении женщин в Древнем Риме можно прочитать в специальной главе книги М.Е. Сергеенко "Жизнь Древнего Рима" 

thequestion.ru

Женщина в древнем Риме. Часть первая. | Путешествия во времени

римлянки

Принято считать древнеримский закон очень строгим для женщин. Сами римляне были такого мнения… «Наши предки, — говорит Тит Ливий, — запретили женщине заниматься частным делом без поддержки мужа. Они хотели, чтобы она всегда была под главенством своего отца, или брата, или своего мужа». Когда она не занята вместе с рабами меливом пашни или приготовленим еды, она должна вместе с рабами прясть и ткать погрубелыми и потрескавшимися руками етруйскую шерсть, заботиться о хозяйстве, кормить детей, она не может сама выйти на улицу, только в обществе своего мужа, или служанок; не может сама распоряжаться своим имуществом, она по закону является дочерью своего отца, который, как отец, может налагать на нее любое наказание. Положение ее, как видим, не очень отличается от положения рабыни. Вместе с тем мы замечаем, как действительность далека от теории. В самом начале истории Рима оказывается, как велика была разница между положением одной и второй.

Эта женщина, которая замкнута в доме и является первой из служанок, пользуется у себя дома всеобщим уважением, даже со стороны главы семьи. Она сидит рядом с ним за столом, а не прислуживает ему, день рождения празднуется и она получает подарки: на улице прохожие уступают ей дорогу, запрещено прикоснуться к ней, даже когда ее привлекают к суду. Мужчина часто поручает ей вести разные дела и советуется с ней в делах, касающихся их обоих.

Потому и женщина играет важную роль в римской истории. «На всякой странице», говорит М. Гюде, «упоминается о ней». Напрасно закон исключает ее от участия в общественных делах. Непрестанное ее вмешательство явное или скрытое имеет решительное влияние на государственные дела. Кажется, что римляне облюбовали себе в своих летописях и легендах связывать имя какой-нибудь героини с каждым славным историческим событием. Если верить традиционной истории, то Рим обязан своим величием не менее добродетели своих женщин, чем мудрости законодателей и храбрости войска. Супружеская преданность и дочерняя любовь, соединившие сабинян и латинян, образовали римский народ. Дважды порабощенный тарквиниями и децемвирами Рим обязан своему освобождению добродетели Лукреции и невинности Виргинии. Мольбы жены и матери помогли упросить Кориолана (выдающегося древнеримского генерала) спасти республику. Наущения амбициозной жены вдохновили Лицинию славные аграрные законы, которые довершили триумф римской демократии, последних героев римской республики, обоих братьев Гракхов воспитала и руководила своими советами славная мать Корнелия.

Хотя все эти рассказы может и полулегендарные, это неважно, в них мы видим проявление народного чувства, непоколебимое свидетельство уважения и почета, которое римляне в старину чувствовали к своим женам и матерям.

Идеал женщины и жены, его выработал себе римлянин в старые времена, такой: мы с одной стороны видим пренебрежение к женщине, будто к старшей служанки, командированной на кухню, а с другой стороны высокое уважение к подруге, на которой лежит домашнее хозяйство, к матери его детей, это откровенно проявляется в надгробных надписях республиканской эпохи. Чаще всего вспоминают такую: «Прохожий, я хочу тебе сказать всего несколько слов. Задержись и читай. Видишь здесь могилу достаточно красивой женщины. Родственники назвали ее Клавдией. Она любила своего мужа душой, имела двух сыновей, одного оставляет на земле, второго сама похоронила. Язык ее был приятен, ход почтенен, берегла дом, пряла шерсть. Я сказал. Продолжай свой путь».

На другом читаем: «Здесь покоится Аммона, жена Марка, очень хорошая и очень красивая, неутомимая прялка, набожная, целомудренная, сберегательная, невинная, берегла дом». Такое восхваление вошло в обычай и его употребляли на надгробных надписях даже и в эпоху империи, и в далеких провинциях, которые еще не были романизированы. Разумеется, не все то, что было написано, соответствовало действительности, потому что редко встречались мужчины, как Ульпий Цердо, который на могиле своей жены написал: «… К Клавдии. В день ее смерти я составил благодарность богам и людям». Наконец у римлян сложилась поговорка «De mortuis aut nihil aut bene» — «или ничего не вспоминать об умерших, или только хорошо».

Таким образом, римлянка вынуждена было жить в суровых условиях и материальных заботах, с другой же стороны ее окружали уважение и почет, зато выработался у римлянок заранее особый характер: серьезность, в основе которой была решимость. Она не знала нежности, ласки, мягкости, посему не встречаем у римлянок мечтательности и сентиментальности, которые так свойственны особенно женщинам славянского происхождения. Римлянка, прежде всего, старалась твердо бороться с жизненными трудностями. И это наблюдаем не только у женщин, но и у молодых девушек.

Но было бы ошибкой думать, что тип римской матроны со временем не претерпел модификации. Под конец республики медленно наступали различные изменения в условиях, в которых находились женщины. Изменились обычаи, законы, верования. Мы видели, что в старину через самое замужество женщины подвергались ничем неограниченной власти мужчин. Впоследствии отмечено, что из этого возникают большие злоупотребления. Чтобы это исправить, придумано соответствующие комбинации. Выдавая молодую девушку замуж, принимают меры, которые бы воспрепятствовали мужчине своевольно распоряжаться приданым жены. Одновременно вводят юридические формы, благодаря которым женщина становится почти полной обладательницей своего имущества.

С облегчением условий брака распространяется обычай разводится. В первые пять веков истории Рима случаи разводов были очень редкими; начиная с шестого века разводы бывают все чаще и что очень важно без серьезных причин, просто из-за желания изменений, большей роскоши, чтобы добыть большего влияния и поддержки. Женитьба становится недолговременной связью, которую завязывают и развязывают по прихоти и выгоде. «… Какая женщина, — пишет Сенека, — стесняется теперь будучи разведенной, когда уважаемые и славного рода матроны считают свои годы не по наименованию консулов, а наименованию своих мужей? Они разводятся, чтобы жениться, и женятся, чтобы развестись». Честолюбцы считали ряд последовательных бракосочетаний необходимыми мерами в своей политической карьере.

Так Сулла принудил Эмилию, дочь Скавра к замужеству, развелся с Глабрионой, чтобы жениться на Помпее, а Кальпурний Пизон расстался с вдовой Цинны, он хотел тоже разлучить Цезаря с дочерью Цинны, но Цезарь не согласился на это. Помпей, имея дело в суде, которое боялся проиграть, обручился с дочерью Антистия, председателя суда, но выиграв дело, он тут же покинул невесту и женился на Эмилии, а потом женился последовательно, как того требовали политические обстоятельства, с Муцией, дочерью Сцеволы, с Юлией, дочерью Цезаря, и под конец с Корнелией, вдовой Лициния Красса. Вообще он был пять раз женат, Цезарь и Антоний четыре раза, а Сулла, как Помпей пять раз. Во времена империи сатирики вспоминают женщин, которые восемь, а то даже и десять раз вступали в брак.

Такие примеры «благородных» римских патрициев легко нашли последователей и среди более простых плебеев. Аристократия научила честолюбивых демократов, которые хотели с ними сравниться, что браки можно так же легко развязать как и связать, почему и в нижних верстах римского общества весьма распространяются разводы.

Продолжение читайте в следующих статьях.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще, пожалуй, отдельного внимания заслуживает то, как древнеримские женщины воспитывали своих детей, какие сказки им рассказывали на ночь, какие игры играли с ними. Хотя в те далекие времена не было многих современных развивающих детских игр (как, скажем, увлекательные игры Винкс на этом сайте), но были многие другие. Часть из них увы безвозвратно забыта и утеряна в глубине веков, но из тех что мы знаем, то большой популярностью еще в древнем Риме пользовалась (впрочем популярная и ныне) игра – пантомима, развивающая артистический талант и творческие способности деток (хотя и взрослых тоже).

travel-in-time.org

Секс в Древнем Риме.

Секс в Древнем Риме.Секс в Древнем Риме. image

Атмосфера в Древнем Риме была абсолютно раскрепощенной и лишенной каких-либо сексуальных табу. Свободному римскому обществу было разрешено почти все, что только могло приносить сексуальное удовольствие. По большей части это было связано с тем, что восточные и греческие тенденции постепенно выхолащивали основы суровой римской воинской культуры.

Сексуальная жизнь в Древнем Риме до сих пор считается эталоном лояльности ко всем формам плотских наслаждений. Недаром из латинского языка до нас дошло так много сексуальных терминов — коитус, куннилингус, мастурбация, фелляция...

Женщины в Древнем Риме

Несколько иначе, чем греки, относились к своим женам римляне. Считалось, что грек женится, чтобы иметь детей и хозяйку в доме. Римлянин же искал верную подругу и спутницу жизни. Римлянка пользовалась уважением дома и в обществе: в ее присутствии нельзя было говорить грубости и вести себя непристойно. В своем доме римлянка была полновластной хозяйкой. Жена могла вкушать пищу за одним столом с мужем и его друзьями, и бывала в обществе.imageЧто касается секса, то в Риме женщина уравнивалась с мужчиной в праве получать удовольствие от любви. Более того, считалось, что, не вкусив в полной мере эротического удовольствия, она никогда не родит здорового ребенка. С началом нашей эры в Риме расцвела эмансипация. Женщинам разрешалось наследовать состояния своих мужей, погибших на войнах. Они также получали деньги в случае развода, что стало настоящей революцией. Состоятельные дамы вслед за мужчинами отдались эротическому досугу.

Оргия в бане с участием трех и пяти дам стала привычным мероприятием, что и запечатлевали в своих работах древнеримские художники. 

Проституция и публичные домаПроституция в Древнем Риме приняла поистине колоссальный размах. С набеленными лицами и подведенными сажей глазами вели свое древнее ремесло римские проститутки. Они стояли повсюду — у стен Колизея, в театрах и храмах. Посещение женщин легкого поведения считалось у римлян весьма обычным явлением. Дешевые блудницы продавали быстрый секс в кварталах старого города. Жрицы любви более высокого ранга, поддерживаемые банщиками, действовали в римских термах. Как и в Древней Греции, римская проституция также имела свою классификацию: то или иное название указывало на специфику развратницы. Например, Alicariae или булочницы – девицы, что держались вблизи булочников и продавали лепёшки в форме мужских и женских половых органов. Diobolares — старые, изношенные проститутки, что требовали за свою любовь только два аса. Nani – маленькие девочки, которые начали заниматься проституцией еще с шестилетнего возраста.

image

По мере расцвета Римской империи ряды представительниц древней профессии пополнялись за счет иностранных рабов. Существовали даже так называемые “фермы блудниц”, владельцы которых покупали рабов или воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Легальным источником была и работорговля. Сутенеры покупали женщин и отправляли их на заработки. Сексуальное использование рабынь было в Риме разрешено законом. Ненаказуемо было и изнасилование рабыни сутенером. Владельцы борделей предлагали также и мальчиков.

Римские куртизанки

Существовал в Древнем Риме и особый род проституции . Куртизанки, принадлежавшие к этому классу, назывались "bonae meretrices", что указывало на их более высокое совершенство в ремесле. В действительности они не имели никакого отношения к обыкновенным жрицам любви. У всех у них были свои привилегированные любовники, и они напоминали собою греческих гетер. Как и последние, они имели большое влияние на моду, искусство, литературу и на всё патрицианское общество.

image

Начиная с 40-го года н.э. проститутки в Древнем Риме должны были платить налоги. Их расчет производился исходя из одного акта в день. Заработанное сверх этой нормы налогом не облагалось. Все римские цезари крепко держались за налог на живой товар, приносивший казне изрядный доход. Даже в христианском Риме выгодный налог долгое время сохранялся. После 30 лет проститутка в Риме почти не котировалась. Обычным уделом таких блудниц были пьянство, болезни и ранняя смерть. Редкой женщине удавалось скопить немного денег на старость.

image

Что касается публичных домов, то в Риме обитательниц борделей звали «lupae» (волчицы), а сами бордели назывались «lupanaria». В городе существовали дешевые постоялые дворы. Когда хозяин спрашивал приезжего, желает ли он комнату «с или без», то это означало «с девушкой или без». На счете постоялого двора, найденном в Помпеях, значилось: за вино – 1/6, за хлеб – 1, за жаркое – 2, за сено для осла – 2 и за девушку – 8 асов. В публичных домах на каждой комнате указывалось имя обитавшей там девушки и ее минимальная цена. Когда у нее был гость, она запирала дверь и вешала табличку с надписью «Занято».

Древнеримские бани

Помимо борделей потребности в сексе в Древнем Риме также удовлетворялись и в термах или банях. Начиналось обычно с того, что раб втирал масло в кожу клиента. Состоятельным посетителям бань всегда предлагались на выбор несколько мальчиков для обслуживания. Юноши из бедных семей здесь часто становились любовниками пожилых клиентов. Взамен они получали образование и продвижение по службе. В одном только Риме число бань с эротическими услугами достигло к 300 году более 900.

image

До четырех часов бордели открывать не разрешалось, чтобы не отвлекать молодых людей от учебы. Большую часть гостей составляли либо очень юные, либо очень старые мужчины; последние предпочитали малолетних девочек. В эпоху, когда воцарился лозунг «Кто не наслаждается, сам не может усладить», потребность в таких заведениях была весьма велика. В Помпеях, где едва насчитывалось 20 тысяч жителей, во время раскопок было обнаружено семь публичных домов, одни из них одновременно служили кабаками, другие – цирюльнями. В «Vicolo del Lupanare» можно и сейчас увидеть напоминающие пещеры помещения со сложенными из камня кроватями. На внешних стенах выведены заманчивые надписи: «Для любящих жизнь сладка, как для пчел (в этих ячейках)». На другом публичном доме была надпись «Hic habitat felicitas» («Здесь обитает наслаждение»).

imageСексуальные предпочтения древних римлян

Секс в Древнем Риме не подразумевал под собой наличие каких-либо отношений между двумя партнерами. Мужчины и женщины могли заниматься им, когда хотелось. Не существовало никаких моральных или юридических обязательств между ними, и ничто не ограничивало количество сексуальных партнеров друг друга. В Древнем Риме оральный секс был самой дешевой сексуальной услугой. Считалось нормальным, когда проститутка или мужчина более низкого социального статуса (раб или должник) удовлетворял партнера. Для остальных это было унизительным занятием. Так, например, свободно рожденным женщинам строго настрого запрещалось оказывать подобные ласки. Более того, оральный секс был даже более постыдным, нежели анальный. Древние римляне верили, что у исполнителей таких услуг присутствует дурной запах изо рта и их часто не приглашали за обеденный стол. Женщины, им занимавшиеся, считались в Риме "нечистыми", с ними не пили из одного бокала, их не целовали.

imageВ Древнем Риме были широко распространены массовые оргии, известные всем как вакханалии. Особенно безобразными они стали во время эпохи Нерона (I в. до н.э.), где практиковались почти все виды половых извращений: гомосексуализм, лесбиянство, групповой секс, садизм, мазохизм, вуайеризм и так далее. Безнравственность римлян доходила до того, что они вовлекали в свои оргии детей. В конце концов подобные массовые оргии были запрещены в 186 году н.э.Описание оргии в древнеримском романе Петрония "Сатирикон"

"... Рабыня вытащила из-за пазухи две тесьмы и связала ими нам руки и ноги... Девчонка бросилась ему на шею и, не встречая сопротивления, осыпала его бесчисленными поцелуями... Напоследок явился кинэд (продажный гомосексуалист) в зеленой одежде из мохнатой шерсти, подпоясанной кушаком. Он то терся о нас раздвинутыми бедрами, то пачкал нас вонючими поцелуями... Наконец Квартилла, подняв хлыст из китового уса и высоко подпоясав платье, приказала дать нам, несчастным, передышку...".

image

В те времена было широко распространено и скотоложество. Массовые публичные совокупления животных и людей в Древнем Риме являются уникальным феноменом в истории человечества. Звери были специально обучены такому спариванию. Если девушки или женщины сопротивлялись, то животное предпринимало попытку изнасилования. Для таких мероприятий тренировали разных зверей: быков, жирафов, леопардов и гепардов, диких кабанов, зебр, жеребцов, ослов, огромных собак, обезьян и других.

image

Гомосексуальные отношения

Секс во всех его проявлениях между однополыми партнерами существовал и в Древнем Риме, но без разделения на сексуальные ориентации. Для достижения физического удовольствия считалось нормальным заниматься сексом, в том числе, и с партнером своего пола. Это совершенно не зависело от сексуальных предпочтений человека в жизни.

image

Однако на однополые отношения между мужчинами в Риме существовали определенные табу. В частности, мужчина более высокого социального статуса обязательно должен был выполнять активную роль в сексе. В противном случае его публично высмеивали и изгоняли из высшего общества. Он лишался права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде. На вершине социальной иерархии в древнем Риме стояли, так называемые, «мужественные» или «Vir» мужчины, которые считались «непроникновенными проникновенцами». «Vir» в переводе с латинского означает «мужчина» и от этого слова произошло английское «virility», которое переводится как «мужественность».

image

В Древнем Риме также были и лесбийские отношения. К примеру, в самом начале весны в Риме справляли празднество Венеры Плодотворной. Замужние женщины и взрослые девушки отправлялись на гору Квиринал. Там находился чудовищных размеров фаллообразный идол, вытесанный из лимонного дерева. Женщины взваливали его себе на плечи и под пение эротических гимнов несли его в храм Венеры Эрицейской. Затем, в течение нескольких часов, они предавались в храме любовным играм, по окончании которых возвращали идол на прежнее место. 

Секс и искусство Древнего Рима

Эротическое искусство в Древнем Риме достигло своего наивысшего расцвета. Изображения любовных оргий стали почти основной темой искусства. Причем откровенное изображение совокуплений в те времена вовсе не считали порнографией. Сексуальными картинами украшали все публичные места и даже стены домов. Сюжеты, вызывающие эротическое удовольствие, также изображались на посуде и предметах домашнего быта. При раскопках древнеримского города Помпеи были найдены многочисленные свидетельства римской сексуальности. Так, например, дома у римлян высшего сословия были украшены фресками и произведениями искусства, изображающими людей, беззастенчиво участвующих в сексуальных оргиях. Сады были украшены статуями богов плодородия с огромными фаллосами. Таверны и бордели, посещаемые более низшими слоями населения, обладали своей спецификой проявления сексуальности. В частности, там можно было увидеть различные талисманы и амулеты.

image

Секс завоевал и театральную сцену. Повсеместно в Риме устраивались представления акробатического секса, которым артисты занимались в самых невероятных позах. Такую сексуальную «разрядку» обычно показывали в перерывах между представлениями. Исполнители театрального секса были не менее популярны, чем серьезные артисты, а картинами их выступлений расписывали стены таверн. На эротическом шоу в Риме особенно ценились актеры с огромными фаллосами, которые можно было разглядеть издалека. Однако большой член вовсе не был знаком мужской красоты. Древние римляне и античные греки скорее считали его комичным.

image

Знаменитые римляне

image

Император Тиберий — всю свою жизнь он наслаждался сексом во всех его формах. В старости он даже содержал личный спортивный зал, где у него на глазах разыгрывались всевозможные сексуальные игры. Когда он плавал, юные мальчики, которых он называл "рыбками", двигаясь между его ног, лизали и ласкали его.

image

Император Калигула — в Древнем Риме законы против инцеста, как и многие другие законы, были очень суровыми. Во времена становления римской республики людей, совершивших данное деяние, приговаривали к смертной казни. Возможно, самым известным безнаказанным человеком в Древнем Риме, совершившим инцест, можно считать Калигулу (12 – 41 года н.э.). Одну из своих трёх сестёр, Друзиллу, отнял у мужа и содержал как свою законную жену.

image

Валерия Мессалина – самая известная нимфоманка Древнего Рима. Само её имя часто используется как синоним нимфомании, так называемый "комплекс Мессалины" (повышенная сексуальная возбудимость и потребность с предъявлением соответствующих требований к партнерам). Имея ненасытный сексуальный аппетит, она прославилась и как проститутка, и как соблазнительница. В возрасте шестнадцати лет она вышла замуж за императора Клавдия. Считается, что активную половую жизнь она начала вести в возрасте тринадцати или четырнадцати лет. Если ей нравился какой-либо мужчина, Клавдий приказывал ему подчиниться её прихотям (замужество за императором давало ей большие преимущества). Дио Кассий утверждал, что она снабжала своего распутного мужа служанками в качестве сексуальных партнёрш. Сама же она часто развлекалась с клиентами в местном публичном доме. Однажды она даже устроила соревнования по сексу, бросив вызов самой известной в Риме проститутке. Они состязались, кто сможет удовлетворить больше мужчин за 24 часа. Валерия вышла победительницей, сумев за сутки "принять" 25 мужчин.

imageimageimageimageimageimage

Конец древнеримской свободе секса положила христианская религия, когда она в начале IV века стала проникать в Рим. Запреты стали крепчать с каждым днем, и с греховными удовольствиями было покончено. Героями времени стали суровые аскеты — святые отцы, посвятившие себя служению Всевышнему. О несчастной богине любви Венере больше уже никто не вспоминал.   http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/43266_seks_v_drevnem_rime

 

s30556663155.mirtesen.ru

Самые могущественные женщины Древнего Рима — Весталки! 10 любопытных фактов!

Наверняка Вам известно, что в древние времена у женщины было очень мало прав, она была больше похожа на товар, который нужно удачно продать(выдать замуж), чтобы укрепить свое положение.

Но есть еще один интересный факт — тогда народ был невероятно религиозен и на женщин-жриц понятие товара не распространялось.

Это были уважаемые члены общества, которые являлись связующим звеном людей и богов. Сегодня мы поговорим о самых могущественных женщинах Древнего Рима — Весталках.

Во времена, когда Римом правили легендарные цари, а до рождения Иисуса оставалось не менее 700 лет, зародился культ богини Весты. Жрецы обещали царю Нуму Помпилию, что богиня будет вечно оберегать город от любых несчастий, если он зажжет огонь, который никогда не погаснет.

Для охраны огня были отобраны лучшие девственницы, которые позже стали жрицами. Истории они известны как весталки.

1. Девственность — залог вечности огня, но всё же…

Весталками могли стать только целомудренные девы. Однако служить им приходилось не всю жизнь, а всего 30 лет. По истечении срока службы жрицы могли жить нормальной половой жизнью.

Считалось, что, если весталка нарушит свой обет и не сохранит девственности, огонь перекинется на город и спалит его дотла.

2. Самые влиятельные среди женщин

Женщины в Древнем Риме не имели права голосовать либо владеть собственностью. Сначала они принадлежали отцу, затем — мужу.

Но весталки считались особенными, ведь они защищали город от бед. Поэтому они имели привилегии наравне с мужчинами.

3. Весталка — желанная невеста

В те времена весталка была желанной невестой для любого мужчины. Ведь эти жрицы имели расширенные права, а также им полагалась высокая пенсия.

4. Глупый Гелиобал

25-й император Рима прославился оргиями, которые устраивал по всей стране. У него было 5 жен и 2 мужа. Но, хоть Гелиобал предпочитал проводить время со своим слугой, жениться он решил на весталке. Насильно овладев одной из них, он надеялся, что добьется уважения римлян и получит божественное потомство. В итоге императора зарезали и выбросили тело в Тибр.

5. Быть весталкой — это честь

Стать весталкой было наибольшей честью для любой девушки. Семьи патрициев наперебой предлагали своих дочерей в услужение богине Весте.

Изначально весталки были только из благородных семей. Но позже из-за сложностей с поиском девственниц стали брать и безродных девушек. Их обучали на протяжении 10 лет. Затем весталки несли 10-летнюю службу.

Продолжение на следующей странице:

6. Власть в их руках

Весталок настолько почитали, что они имели право миловать осужденных на смерть самим Юлием Цезарем. Если кто-то даже случайно ранил одну из жриц — его ждала смертная казнь. Бывало, что осужденных отпускали, если они случайно встречали весталок. Одним своим прикосновением они освобождали рабов.

7. Суровая кара за ослушание

Бывало, что весталки не справлялись с обязанностями и огонь попадал на улицы Рима. Тогда в качестве наказания жриц избивали палками и изгоняли из города. Если же девушка нарушала обет хранить девственность, то ее ждала смертная казнь. Проливать кровь весталок было запрещено, поэтому их погребали заживо.

8. Наша служба и опасна, и трудна

Весталки часто подвергались физическим наказания за плохую службу. Им приходилось спать на соломе и недоедать. Однако они неплохо справлялись: за тысячелетнюю историю культа Весты, священный огонь так и не погас.

9. Пламя погасло

Жрицы веками охраняли пламя, оберегающее Рим от врагов. С приходом христианства император Феодосий закрыл храм и погасил пламя в 394 году. Язычники считали это ошибкой, ведь всего через 16 лет Рим пал под натиском готов и был разграблен.

10. Язычество против христианства

Римская империя распадалась, и язычники обвиняли христиан в том, что это они разгневали богов, которые покинули их.

Христианский богослов Августин, напротив, обвинял во всём язычников. Он заявил, что их боги — фальшивка, поэтому они не защитили Рим. А христианский Бог наслал на них испытание за плохое поведение.

Весталки были важной частью культуры и истории Древнего Рима. Культ богини Весты давал людям веру в то, что они находятся под защитой богов. Римский пантеон вообще довольно разнообразен и удивляет своей продуманностью, а также изобилием всевозможных обрядов.

У каждого народа во все времена были свои боги. Ведь всем нужно верить во что-то.

mardentro.ru

Женщина в древнем Риме. Часть вторая. | Путешествия во времени

Римская женщина

В поздние времена Римской республики на небосклоне древнеримской религии распространяются новые религиозные верования. Из Греции и с Востока прибывают новые культы, далекие от холодной строгости римской старой религии, они особенно потакают душевным страстям женщин: культ Вакха, выродившийся в развратные оргии, который привел к известному процессу вакханалий; культ Кибелы, великой фракийской богини, которую римские матроны почитали ежегодной процессией к устью Тибра; культ Изиды, главной египетской женской богини. Вместе с ними наехали в Рим новые жрецы, прорицатели, волшебники, которые злоупотребляли легковерностью женщин, обманывая их своим фиглярством и волшебством.

Все эти новости глубоко волновали общественное мнение. Нужно стать в середине между противоположными элементами, которые находятся между собой в борьбе, чтобы понять это зрелище, которое нам дают женщины этой эпохи, чтобы оправдать извращения одних и лучше оценить других, которые остались верными старой традиции.

Совершенным типом женщин второй категории считают славную Корнелию, мать Тиберия и Гая Гракха. Она происходила из одного из славнейших родов Рима; была младшей дочерью Сципиона Африканского Старшего. Замужем была с Тиберием Семпронием Гракхом, председателем демократической партии. Муж ее умер, оставив ее еще молодой вдовой с 12 детьми (!). Она имела возможность второй раз выйти замуж, многие сватались к ней, среди них был даже египетский царь Птолемей Фискона. Но она всем отказала, чтобы отдаться целиком воспитанию своих детей, среди которых только трое ее пережили. Общеизвестно, как старательно она воспитывала обоих Гракхов. Одной гости, которая пришла к ней похвастаться своими великолепными достоинствами она дала такой ответ: сначала затянула разговор, пока ее сыновья не вернулись из школы. Взяв их за руки, привела их к своей гости и сказала: «А это мои добродетели». Из этого видим, что она к духовной культуре, которую получила в наследство от отца, присоединила изящество поведения, которое тогда начало распространяться в Риме.

Она очень интересовалась греческой литературой, и латинский язык у нее был очень хорошим. Она прославилась на литературном поле. Письма ее еще во времена Цицерона считались образцовыми. Сохранились до нашего времени отрывки двух писем. Печальный был конец ее жизни. Старший сын Тиберий погиб во время гражданских смут перед дверью храма, посвященного богине верности (Фидес).

Младший сын Гай не испугался продолжать дело старшего брата. Напрасно писала она ему: «Неужели такое короткое время, которое мне осталось жить, не может остановить тебя, чтобы ты не возражал и не раздирал республики? Когда, наконец, наша семья перестанет безумствовать? Когда нам станет стыдно разрушать республику? Если так, однако, обязательно должно быть, делай что тебе угодно, когда я не буду слышать. Тогда ты принесешь мне жертву по завещанию предков и будешь молиться божествам твоей матери, а не стыдно тебе обратиться с молитвой к тем божествам, от которых ты отвернулся? Пусть Юпитер не допустит, чтобы ты дошел до такого безумия! Я боюсь, что ты через это на всю жизнь накличешь себе такую боль, от которой никогда не будет покоя». Но он остался глух на этот назойливый призыв и бросился в водоворот политической борьбы. Как его брат, преследуемый ненавистью враждебной партии, был вынужден бежать, метнулся в священную рощу богини Фурины, где одинокого верного ему товарища упросил нанести ему смерть.

После этого второго жестокого удара судьбы, который она мужественно перенесла, Корнелия переселилась в Мизенуму, где имела дачу, и провела в одиночестве остаток своей жизни. Пользовалась там большим уважением, ее посещали видные писатели, присылали подарки цари-союзники Рима. Рассказывают, что она любила рассказывать о жизни и смерти своих сыновей и добавляла:… они погибли в храме в священной роще богов, они имеют могилу, которую заслужила их добродетель, потому что они отдали свою жизнь за высшее добро, за счастье народа».

Когда в глазах современников Корнелия была образцовым типом материнской любви, то Порция, жена Брута, убийцы Цезаря, была образцом супружеской любви, преданной и энергичной. Будучи дочерью или вернее сестрой Катона Утицкого, ей, очевидно, была свойственна эта строгость, эта гордость, этот серьезный взгляд на жизнь, который мы по исторической традиции связываем с именем Катона. Ее муж, обдумывая покушение на Цезаря, стал молчаливым, замыкался от нее, не спал ночью, или внезапно просыпался от сна. Она догадывалась, что он кроется перед ней с какой-то мыслью, последствия которой могли быть очень важны. Она могла его спросить, но первое хотела убедить его и себя, она заслуживает доверия.

Римская женщина

С этой целью нанесла себе ножом глубокую рану в бедро, следствием которой была сильная лихорадка и кровоизлияние, очень беспокоившее Брута. Тогда, как повествует нам Плутарх, так ему сказала: «Будучи дочерью Катона, я вышла за тебя, не только для того, чтобы как первая лучшая рабыня, делить с тобой стол и ложе, но чтобы быть тебе товарищем в счастье и несчастье: а как же я могу высказать свою привязанность к тебе, когда не разделяю с тобой тайного горя и тайной заботы. Я знаю, что природа женская вообще слишком слаба, чтобы скрыть тайну, но добрая духовная пища и хорошее окружение важно, к тому же я дочь Катона и жена Брута; до сегодняшнего дня я тоже считала себя слабой, но теперь испытала себя и могу победить боль». Сказав это, она показала Бруту свою рану и рассказала, как ее себе нанесла, чтобы испытать себя.

Брут, очевидно, не имел смысла не доверять своей жене. Он, наверное, знал историю, которую рассказывает Плутарх в труде «О лишнем разговоре». Однажды римский сенат в течение нескольких дней тайно обдумывал одно дело. Жена одного сенатора, хоть и умная, но прежде всего женщина, досаждала мужу назойливыми просьбами сказать ей, что это за дело. Она клялась, что никому не скажет, проливала горькие слезы, мол, муж не имеет к ней никакого доверия. Сенатор решил ее испытать. «Ты заставляешь меня», сказал он. — «… открыть ужасное дело. Жрецы сообщили, что видели, как летал в воздухе жаворонок с золотым шлемом и с копьем, и мы не зная, что предвещает это явление, счастье или несчастье для Рима, обсуждаем его с теми, кто разбирается в полете птиц. Но вразумляю тебя никому не рассказывать.» После этого сенатор спокойно пошел на заседание сената.

Сенаторша начала в присутствии одной служанки рвать себе волосы, бить себя в грудь и кричать: О горе, бедный мой муж, бедная наша отчизна, что делать? Служанка, конечно, стала расспрашивать. Сенаторша рассказала ей причину своего ужаса, добавляя, как это делают все с долгими языками, чтобы никому об этом не говорила. Едва хозяйка вышла из дома, служанка рассказала историю своей подруге, та в свою очередь приятелю, который случайно к ней зашел, так что слух о чрезвычайном явлении дошел до сената раньше, чем туда прибыл сам сенатор. Как только появился в сенате, его встретили со словами: «ты приходишь из дома, значит, ничего не знаешь?» «Что случилось такого?» — спросил удивленный сенатор. «Видели жаворонка с золотым шлемом и с копьем, консулы сейчас начнут обсуждать это дело?» Сенатор улыбнулся и подумал: «не долго ты, милая женушка, ждала, когда здесь об этом уже знают?!» Он сразу обратился к консулам и объяснил, откуда вышла эта молва.

Вернувшись с заседания домой, закричал жене: «Ты погубила меня, ты выдала тайну нашего собрания, твой проклятый язык привел к тому, что я должен пойти в ссылку!» Она хотела возразить и защищая себя сказала: «Ведь кроме тебя еще есть триста других сенаторов, знавших эту тайну». «Какие триста?», ответил сенатор, «эту тайну придумал я сам, чтобы испытать тебя!». Сенатор этот, добавляет Плутарх, умный мужчина и чтобы испытать женщину, как дырявый сосуд, влил в него не масла или вина, только воду.

Этим благородным личностям Корнелии и Порции современные историки противопоставляют других, в которых, кажется, накоплены все недостатки и пороки нового поколения.

Клавдия была дочерью Клавдия Пулхара, и сестрой известного народного трибуна Клодия. Первый раз была замужем за Цецилием Метеллом, который умер через три дня после свадьбы. Был распространен слух, что она его отравила. Этой клевете, пожалуй, несправедливой, дало повод легкомыслие ее поведения. Она последовательно имела отношения со славным поэтом Катуллом, который прославил ее в своих песнях под именем Чеснии, а затем с оратором Клелием Руфом, поселившимся на Палатине по соседству с ее домом, чтобы быть ближе к ней. Катулл, узнав об этом покинул ее, а когда покинул ее и Руф, то она сговорилась с его врагами, которые по ее требованию подали на него иск в суд, обвиняя его в различных преступлениях, между прочим, в том, что он хотел ее отравить. В конце концов, это была привлекающая красота.

«Квинтия» говорит Катулл «представляется многим хорошей, я нахожу, что она высокая, белая, простая, эти приметы за ней я признаю, но вместилище этих примет дает красоту, я возражаю. Она не имеет привлекательности, в этом здоровом теле нет ни капли остроты и привлекательности. Это Лесбия красивая, лучше всех, она забрала всю красоту, а для других ничего не осталось. «

Большие ее полные огня глаза дали ей фамилию «волоокая», как Юнона. Походка ее была привлекательной, гордой. Высоко образованная, и поэтесса, занималась теми искусствами, которые тогда только было завезены (импортированы) в Рим из Греции — танцами и музыкой. Дружили с ней тогдашние выдающиеся писатели, политические деятели, вельможи. Было время, когда она убеждала Цицерона развестись с простоватой Теренцией и жениться на ней; но Теренция увидела опасность и поссорила их между собой. Притягивала к себе умом и привлекательностью. Заманчивое и великодушное поведение завораживало всех. Организовывала пиры, которые, можно догадываться, были очень интересны, за десертом происходили поэтические состязания; из рук в руки переходили дощечки, на которых присутствующие писали сатирические стихи на современных деятелей или на злобу дня. Тоже устраивала блестящие празднования в своих садах над Тибром или на своей даче в Баях. Этот курорт тогда был очень модным в Риме, где помимо нескольких действительно больных развлекались толпы здоровых римлян и римлянок.

Продолжение читайте в следующих статьях.

P. S. Старинные летописи рассказывают: Отдельно стоит заметить, что древние римлянке (впрочем, как и многие современные женщины) весьма заботливо относились к своей внешности и стремились как можно дольше сохранить молодость и привлекательность. Разумеется, им не были доступны многие современные вещи пластической хирургии, там липосакция, ботокс губ (к слову, больше по теме можно посмотреть на сайте http://krasivaya-kozha.ru/), силиконовые груди и прочее. Зато во времена древнего Рима уже активно применялись всевозможные маски для лица, а состоятельные римские матроны с удовольствием принимали молочные ванны, искренне полагая, что они способствуют омоложения кожи.

travel-in-time.org

Женщины в Древнем Риме — femme-status.ru

Супруги римских императоров. Клавдия Октавия Клавдия Октавия была дочерью императора Клавдия, стала известна, как первая жена императора Нерона. Октавия получила имя в честь Октавии Младшей, которая приходилась сестрой императору Августу. Родилась Клавдия Октавия в древнем Риме. В 48 году ее обручили с Луцием Юнием Силаном Торкватом, однако в том же году ее мать — Мессалина решилась на на заговор против императора, в результате чего и была казнена. Клавдий женился на Агриппине Младшей, у которой уже был сын от первого брака. Благодаря интригам, которые плела Агриппина, помолвка Октавии и Луция Силана была расторгнута, поэтому Октавию выдали замуж за Нерона. Эта свадьба состоялась 9 июня 53 года. Читать далее →

Феминизм в Древнем РимеВ 3-ьем столетии до н.э., римские женщины заполнили Капитолийский Холм и заблокировали каждый вход в Форум, когда консул Марк Порций Като сопротивлялся попыткам аннулировать законы, ограничивающие использование женщинами некоторых видов товаров. ‘Если они победят сейчас, чего они будут требовать потом?’ кричал Като. ‘Как только они начинают быть нашей ровней, они хотят стать нашими начальниками’. То восстание оказалось исключительным, как бы то ни было. В течение большей части истории, только изолированные голоса высказались против низкого положения женщин в обществе. Читать далее →

Женщины в Древнем мире

В теории женщины в Древнем Риме были немного более обеспечены, чем их современницы в Афинах и других городах-государствах Греции. Согласно древнеримским законам женщина переходила из-под власти своего отца под власть своего мужа, и даже представительницы богатых семей или старые женщины, овдовев, также нуждалась в мужчине, который должен был контролировать их финансы, но к началу первого столетия до н.э. женщины начали получать большую свободу на практике. Обобщения относительно статуса женщин в древнем мире являются всегда трудной задачей, и никогда и нигде теория и практика не были так обособлены, как в Древнем Риме. Читать далее →

www.femme-status.ru


Смотрите также