Биология древнейшие люди. Тема: Первые люди. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по биологии на тему "Первые люди, древнейшие люди, древние люди". Биология древнейшие люди


Направления эволюции человека. Древнейшие люди

Общие предки человека и человекообразных обезьян. Среди первых мелких млекопитающих – насекомоядных (с. 57) – в мезозойскую эру обособилась группа животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку. Следовательно, человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в близком родстве. Это равные ветви общего родословного ствола.

В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса вытеснялись степями. В этих условиях эволюция одной группы древнейших человекообразных обезьян пошла по пути создания орудий труда, развития руки как органа труда, хождения на двух ногах, приспособления к наземному образу жизни. На земле в процессе освоения новой среды им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселившими эти пространства: у одних были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще в период жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, обладали отличным слухом и объемным зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов; руками они цеплялись и придерживались за ветви, строили гнезда.

Различные формы наследственной изменчивости и отбор особей с полезными изменениями играли ведущую роль на этом этапе эволюции. Стадный образ жизни помогал в борьбе с сильными хищниками, в заботе о потомстве, в передаче опыта.

Наши отдаленные предки в течение огромного периода времени совершенствовались как наземные двуногие существа. Многие обезьяны погибали а борьбе за существование. В процессе естественного отбора из поколения в поколение отбирались и сохранялись полезные наследственные изменения.

В 30-х годах нашего века и позднее в Южной Африке были найдены остатки существа, названного австралопитеком (лат. «аустралис» – южный и греч. «питек» – обезьяна). По строению черепа, зубов и других частей скелета австралопитековые стояли значительно ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. У них были более крупная мозговая коробка, укороченная лицевая часть черепа и зубы, сходные с зубами современного человека. Самое замечательное, что строение их таза было подобно человеческому. Это были высокоразвитые двуногие человекообразные обезьяны. При помощи верхних конечностей, свободных от функций опоры тела. и передвижения, они получили возможность употреблять предметы природы в качестве орудий, а позднее и изготовлять их из гальки. Одновременно с австралопитековыми существовали другие формы, бесспорно признаваемые предками человека. Поэтому многие ученые полагали, что эта группа представляет тупиковую ветвь эволюции человека.

Открытия в Восточной Африке за последние 20 лет (1959-1980) показали, что австралопитековые жили свыше 5 млн. лет назад. Более поздние из них являются непосредственными предками человека и получили название человека умелого. Это очень важные открытия, так как они свидетельствуют о достаточности времени для эволюции наших далеких предков путем отбора в популяциях.

По мнению одних антропологов, человека умелого следует считать все еще австралопитеком. Другие ученые относят его к древнейшим людям. Морфологически он мало отличался от человекообразных обезьян. Отличие состояло в первых проблесках сознания, связанных не только с употреблением природных предметов в качестве орудий, но и с изготовлением примитивных режущих и рубящих орудий из гальки.

В процессе становления человека различают три стадии, или фазы: древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Эти стадии не сменяли одна другую с полным исчезновением предыдущей, а сосуществовали, и далеко не в мирных отношениях. Популяции, принадлежавшие к видам более прогрессивным по материальной культуре, состоявшие по преимуществу из сильных и сообразительных особей, оттесняли другие популяции в худшие местообитания или уничтожали их физически. Разрыв между культурами разных популяций и видов рода людей, живших в одно и то же время, был огромным. Кроме направления, ведущего в конечном счете к человеку, были тупиковые боковые ответвления. Одновременно существовали н разные человекообразные обезьяны.

Древнейшие люди. Переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку совершился через ряд промежуточных форм, совмещавших черты обезьяны и человека – обезьянолюдей.

Питекантроп – «обезьяночеловек» [27]. Его остатки впервые были обнаружены на острове Ява. Позднее остатки питекантропа обнаружены в Африке, Азии и Европе – он широко распространился в Старом Свете, а отсюда уже по всем материкам. Питекантроп ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 170 см. Черепная коробка была у него такой же длины и ширины, как у современного человека, но более низкая и состояла из толстых костей. Объем мозга достигал 900-1100 см3. Лоб очень покатый, над глазами сплошной костный валик. Лобные и височные доли, связанные с речью, развиты лучше, чем у обезьяны, а развитие височных долей указывает также на хороший слух. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было.Части скелета питекантропаРис. 27. Части скелета питекантропаПитекантропы делали из камня примитивные скребки, сверла, пользовались огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было.

Возникновение труда оказалось могучим толчком к развитию мозга. Дарвин придавал исключительное значение высокому умственному развитию наших предков. даже наиболее древних.

Развитие ума сделало большой шаг вперед с возникновением речи.

По мнению Ф. Энгельса, зачатки речи возникли у древнейших людей в виде нечленораздельных звуков, имевших значение различных сигналов.

Интересны находки синантропа – «китайского человека», жившего несколько позднее питекантропа. Его остатки найдены в 1927-1937 гг. в пещере недалеко от Пекина.Внешне синантроп во многом напоминал питекантропа. Однако синантроп был более развитым. Объем его мозга достигал 850-1220 см3; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Возможно, он добывал и умел поддерживать огонь, одевался, видимо, в шкуры. Были обнаружены мощный, до 6-7 м, слой золы, трубчатые кости и черепа крупных животных, орудия из камней, костей, рогов.

В 1907 г. близ города Гейдельберга (современная территория ФРГ) была найдена массивная нижняя челюсть, без подбородочного выступа, но с зубами, подобными зубам современного человека [28].Нижняя челюсть гейдельбергского человека

Рис. 28. Нижняя челюсть гейдельбергского человека. Для сравнения красным цветом обозначена челюсть современного человекаПитекантропа и синантропа считают двумя видами первого подрода – обезьянолюдей (род людей). Некоторые ученые относят сюда же и человека умелого. Он является представителем первой, начальной стадии превращения обезьяны в человека По выражению Ф. Энгельса, это «формировавшиеся» люди. Древнейшим людям был свойствен каннибализм.

На этой стадии развития человека формирование особенностей его физического склада, связанных с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находилось под контролем естественного отбора.

1. Какие черты характерны для древних человекообразных обезьян? 2. Почему австралопитековых многие ученые считают тупиковыми ветвями в эволюции человека? 3. Кого из предков человека и на каком основании относят к древнейшим людям?

blgy.ru

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ - ЕГЭ 2018 - Произведения школьной программы

ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство

Общим предком человека и человекообразных обезьян считаются насекомоядные плацентарные, которые жили в мезозое. В палеогене кайнозоя от них отделилась ветвь, которая привела к появлению парапитеков — предков современных человекообразных обезьян. От парапитеков отделилась ветвь, которая привела к появлению дриопитеков; полагают, что это произошло примерно 20 млн лет назад. Дриопитеки дали две ветви: одна из них привела к появлению современных человекообразных обезьян, а вторая — к появлению австралопитеков (время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 млн лет назад). Австралопитеки жили в Южной и Восточной Африке и представляли собой переходную форму от обезьяны к человеку. Одновременно существовало несколько видов австралопитеков. От одного из таких видов отделилась и в дальнейшем эволюционировала ветвь, которая и дала начало роду Человек {Homo). 'Как правило, выделяют три этапа эволюции человека: древнейшие, древние и первые современные люди.

К древнейшим людям относят Человека прямоходящего {Homo erectus). Они жили примерно 1 млн — 200 тыс. лет назад. Представителями древнейших людей являются питекантроп (объем мозга 900- 1100 см3), синантроп (объем мозга 1220 см3) и гейдельбергский человек (объем мозга не был определен, так как была найдена одна челюсть без подбородочного выступа; в челюсти сохранились зубы, которые имели такое же строение, как и у современного человека). Древнейшие люди были каннибалами. Они изготавливали каменные орудия труда, возможно, пользовались огнем, но не умели его добывать; жилищ они не строили. Максимального расцвета они достигли примерно 600-400 тыс. лет назад.

На этой стадии антропогенез находился полностью под контролем естественного отбора.

Неандертальцы (древние люди) появились около 300 тыс. лет назад и за время своего существования успели создать довольно высокую культуру. Но примерно через 150-200 тыс. лет после них появился Человек разумный, или современный человек (современных людей, существовавших в тот период, принято называть кроманьонцами; такое название было дано по месту находки скелетов и орудий труда в местечке Кроманьон во Франции), который в короткий срок совершенно вытеснил неандертальца и привел к его полному исчезновению. Причины преимущества современного человека перед неандертальцем те же, что и причины преимущества человекоподобных обезьян перед остальными млекопитающими. Они уступали своим конкурентам по физической силе и по развитию материальной культуры, но зато обладали большей гибкостью кисти, строением гортани, способствовавшим лучшему развитию членораздельной речи, и рядом других признаков, обеспечивающих более быстрое интеллектуальное развитие. Вытеснив неандертальцев, кроманьонцы заимствовали и использовали некоторые элементы их культуры.

Кроманьонцы и современные люди — это один вид Homo sapiens, относящийся к роду Людей. В этом виде выделяют 3 большие расы: негроидную, монголоидную и европеоидную. Некоторые ученые выделяют еще две большие расы: австралоидную и американскую. Кроме того, существуют смешанные расы, которые сформировались в зонах контактов больших рас.

Расы — это исторически сложившиеся группы людей, которые отличаются определенными наследственными физическими особенностями. Люди, принадлежащие к разным расам, отличаются по цвету кожи, волос, разрезу глаз, по строению век, очертанию головы и т.д. Эти различия несущественны, и человечество в целом представляет собой единый биологический вид. Принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiensдоказывается одинаковым строением их черепа, мозга, стопы, наличием одних и тех же групп крови и, главное, одинаковым количеством и строением хромосом, что дает возможность различным расам свободно скрещиваться и давать полноценное потомство. Расы — это открытые генетические системы.



scribble.su

Урок по биологии на тему "Первые люди, древнейшие люди, древние люди"

Перекрестный опрос по теме предыдущего урока. Проверка закрепления материала по МПМ

1.Комплексная наука, изучающая происхождение человека, этапы исторического развития, расовые особенности, его материальное и духовное наследие (антропология)

2.Кем впервые был введен в науку термин антропология (Аристотелем)

3.Основной раздел антропологии (антропогенез)

4.Кто в своей работе поместил человека в класс млекопитающих, отряд приматов и назвал человеком разумным (К. Линней)

5.Английский ученый, применивший эволюционное учение к человеку, доказывая его происхождение от обезьяны (Ч. Дарвин)

6.Какие признаки доказывают общее происхождение человека и хордовых животных (черты эмбрионального развития)

7.Что определяет принадлежность человека к подтипу позвоночных (развитие позвоночника, наличие 2 пар конечностей, сердце в грудной полости)

8.Что свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих (четырехкамерное сердце, развитая кора головного мозга, молочные железы и зубы трех видов)

9.На какие три семейства делиться группа человекообразных, узконосых обезьян (гиббоны, понгиды и люди)

10.Сколько рудиментов насчитывается у человека (свыше 90)

11.Развитый хвост, густой волосяной покров на теле с дополнительными сосками это примеры (атавизм)

12.Как с латинского языка переводиться «атавизм»? (отдаленный предок)

13.Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

14.На этом этапе зародыш напоминает простейшее животное вольвокс (бластула)

15.Схожа с многоклеточными двухслойными кишечнополостными (гаструла)

kopilkaurokov.ru

Первые люди. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа.

План-конспект урока

Тема: Первые люди. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа.

Цель: сформировать у учащихся представление об общих предках человека и человекообразных обезьян , о первых , древнейших , древних и ископаемых людях современного типа ; сформировать умение сравнивать предков человека и объяснять их сходство и различие , выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.

Оборудование : видеоролик , презентация , раздаточный материал для оформления презентаций (картинки ,иллюстрации с изображением предков современного человека).

Ход урока:

1.Организационный момент (создание коллаборативной среды путем демонстрации видеоролика об обезьянах в зоопарке ).

- Прочитайте тему урока.

-Является ли данная тема для вас новой или у вас есть определенные знания о происхождении человека ?

-На каких уроках вы получили эти знания ?

-Могли бы вы сформулировать свои вопросы по новой теме ?

-Так чем же нам предстоит заняться сегодня на уроке ?

-Да, нам предстоит найти ответы на поставленные вопросы.

2 . Актуализация знаний.

  1. Когда и от кого произошли приматы.

  2. Какие признаки были характерны для первых приматов и где они обитали?

  3. Где и когда жили дриопитеки? Какую роль в эволюции человека они сыграли ?

  4. На какие ветви разделились дриопитеки ?

  5. Дайте характеристику Австралопитекам. Какой образ жизни они вели?

  6. В чем состоит сущность общественного образа жизни?

  7. Чем различаются человек умелый и австралопитек?

3. Тестирование «Происхождение и эволюция человека»

  1. Первая научная гипотеза о происхождении человека была разработана:

  1. К.Линнеем.

  2. Ч. Дарвином.

  3. Ж.Б. Ламарком.

  4. Э. Геккелем.

  1. Впервые научно доказал происхождение человека от древних человекообразных обезьян:

  1. К. Линней.

  2. Ж.Б. Ламарк.

  3. Ч. Дарвин.

  4. Ф.Энгельс.

  1. Вторая сигнальная система присуща:

  1. Птицам.

  2. Приматам.

  3. Человеку.

  4. Всем млекопитающим.

  1. Взгляды на происхождение человека изложены в работе Ч.Дарвина :

  1. «Жизнь Эразма Дарвина».

  2. «Система природы».

  3. «Философия зоологии».

  4. «Происхождение человека и половой отбор».

  5. «Выражение эмоций у животных и человека».

  1. В Южной Африке найдены остатки :

  1. Кроманьонца.

  2. Синантропа.

  3. Неандертальца.

  4. Австралопитека.

  5. Питекантропа.

  1. Человек появился:

  1. В палеозойскую эру.

  2. В протерозойскую эру.

  3. В архейскую эру.

  4. В кайнозойскую эру.

  5. В мезозойскую эру.

  1. Наиболее близкой формой к человеку является человекообразная обезьяна :

  1. Горилла.

  2. Шимпанзе.

  3. Орангутанг.

  4. Гиббон.

  1. Копчик ,зуб мудрости , апендикс -это пример :

  1. Гомологии.

  2. Ароморфозов.

  3. Атавизмов.

  4. Рудиментов.

  5. Аналогий.

  1. Укажите, какими доказательствами эволюции являются атавизмы :

  1. Сравнительно-анатомическими.

  2. Эмбриологическими.

  3. Палеонтологическими.

  4. Биогеографическими.

  5. Генетическими.

  1. Многососковость , развитие хвоста и волосяного покрова на всем теле человека-это пример:

  1. Ароморфозов.

  2. Атавизмов.

  3. Аналогий.

  4. Рудиментов.

  5. Гомологии.

Взаимопроверка тестов , по ключу спроектированному на интерактивной доске и оценивание по шкале оценивания.

  1. А

  2. В

  3. С

  4. D

  5. D

  6. D

  7. A

  8. D

  9. A

  10. В

Шкала оценивания:

«5» - 10 правильных ответов

«4»- 8-9 правильных ответов

«3»-5-7 правильных ответов.

infourok.ru

Ответ §24. Как появился человек на Земле

1) Укажите, где появились первые предки человека и как их называют.

 

 

2) Рассмотрите рисунок. Отметьте сходство и различие между древним предком человека и современным человеком.

 

 

  • Ответ: Черты сходства: прямохождение, пятипалые конечности с обособленным большим пальцем, схожие черты строения.

    Особенности современного человека: волосы не по всему телу, s-образный позвоночник, владение речью.

 

3) Заполните таблицу.

 

  • Ответ:

    Эволюция человека

     

    Вид людей

     

    Образ жизни

    Человек умелый

    Умел изготавливать орудия, со временем научился добывать огонь, строить жилища, охотиться совместно

                   

    Человек разумный

    Использовал для жилья пещеры, умел рисовать

                   

    Человек современный             

    Привычный нам

         

 

4) Назовите способы, которыми древние люди добывали себе пищу.

 

 

5) Объясните, каким образом человек умелый создавал свои орудия труда.

 

 

6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, определите и опишите, в каких условиях обитали предки современного человека.

 

  • Ответ: Был жаркий климат, цивилизация, конечно, отсутствовала. Первобытные люди строили хижины или селились в пещерах. Люди жили общинами, вместе охотились.

tetrab.ru


Смотрите также