Древние источники письменные. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Древние источники по истории казахстана (вещественные и письменные). Древние источники письменные


3. Древние источники по истории казахстана (вещественные и письменные).

Археология особенно важна для тех стран и народов, у которых в силу ряда причин количество письменных источников невелико. Это относится и к Казахстану. Самые ранние находки письменности здесь относятся к 4 веку до н.э.У истоков развития археологии К. стояли выдающиеся русские и казахские востоковеды и историки – Бартольд, Радлов, Лерх, Валиханов, а также представители передовой русской интеллигенции. В становлении археологической науки велика роль Массона, Бернштама, Грязнова, Черникова. Благодаря археологии было доказано, что человек на территории К. появился около миллиона лет тому назад. Таким образом, К. был включен в ареал расселения древнего человека. Определены связи кочевой и оседлой культур. Выявлены политические, экономические, культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком, Средней Азией, Поволжьем, Сибирью.Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов К являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, эллинском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.

Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К. и Ср. Азии.

Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.). Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.

Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники. Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э. и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь. Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.

studfiles.net

Я. Н. Щапов. Об изучении древнерусских письменных источников

Древняя Русь в наше время все больше привлекает к себе внимание. Ее историю хотят знать не только те, кто профессионально занимается изучением прошлого, но и те, для кого первые века русской истории, полные романтики, служат источником вдохновения в литературной деятельности или просто являются любимой темой чтения, собирания книг, посещения памятников архитектуры. И за рубежом интерес к истории древней Руси растет, вызывая появление и новых специалистов, и новых работ. Расширение и углубление исторических знаний о древней Руси в каждое время обладает своеобразием. Если когда-то практически единственными источниками для ее изучения были письменные памятники, открытие и введение которых в науку в XIX — начале XX в. шло постоянно, а археологические материалы, такие, как находки в кургане Черная могила или в Старой Рязани, служили блестящей иллюстрацией того, что сообщали летописи, жития, «Слово о полку Игореве», то в наше время положение изменилось. Круг традиционных письменных источников остается ограниченным, в то время как археологические исследования необычайно расширили наши знания о древней Руси и лишь на грани археологии и археографии продолжающиеся и пока неисчерпаемые открытия берестяных грамот и надписей на древних зданиях и предметах дают неоценимый новый материал, иногда более ранний, чем традиционные пергаментные рукописи. Осуществленное советскими археологами под руководством и по идее Б. А. Рыбакова издание памятников «Археология СССР. Свод археологических источников»1 сводное издание берестяных грамот2, печатей3, монет4, надписей-граффити5 и других памятников значительно обогатили фонд источников для изучения древнерусской истории, открыв неизвестные пласты социальной, политической и культурной жизни.

В этих условиях вновь встает вопрос об особом внимании к письменным источникам по истории древней Руси. Хотя их круг в целом остается постоянным и увеличивается очень скупо, но на каждом новом этапе развития науки возникает необходимость заново осмыслить и оценить тот фонд, которым мы располагаем. Современное состояние изучения древнерусского государства и общества требует привлечения исследователями всей совокупности письменных памятников. Если для историков нового времени задача использования всех сохранившихся письменных свидетельств не всегда реальна и важное значение имеет правильный, репрезентативный отбор источников, достаточных для объективных выводов о соответствующих явлениях и процессах, то для истории Руси X—XIII вв. каждое письменное свидетельство того времени уникально и требует специального внимания и анализа. Хотя огромное большинство этих источников выявлено и введено в науку в XIX—XX вв. и многие из них исследованы, современный историк, занимающийся историей Руси, использует их выборочно, привлекая далеко не весь их крут, и ограничивается тем, что ему известно и доступно, и нередко не обладает достаточной информацией о состоянии изучения того или иного памятника.

Учитывая большое значение для изучения отечественной истории иностранных свидетельств (скандинавских, немецких, византийских, арабских и других авторов), Институт истории СССР АН СССР выпускает издание иноязычных историков по истории, которые содержат подчас уникальные сведения, по другим памятникам неизвестные6. Совсем недавно новому обозрению и каталогизации были подвергнуты памятники древнерусской литературы. Эта ценная инициатива Института русской литературы АН СССР позволила начать подготовку словаря древнерусской книжности, призванного включить в себя информацию и о всех литературных памятниках древней Руси7. Настало время и для работы по учету и осмыслению того, какими отечественными историческими источниками, написанными на древнерусском языке, располагает исследователь. Хотя большинство этих источников издано и некоторые издавались неоднократно и на высоком научном уровне (Русская Правда, Повесть временных лет и включающие ее Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, Новгородская Первая Летопись, Слово о полку Игореве, Киево-Печерский патерик, княжеские уставы и грамоты церкви, жития Бориса и Глеба, Александра Невского и др.), однако сведения об изданиях и исследованиях многих источников в различных общеисторических и историко-литературных сериях и сборниках, в научных журналах, в приложениях к монографическим исследованиям не собраны. Многие важные и не изданные повторно издания относятся к довоенному и даже дореволюционному времени, сейчас и мало доступны, и недостаточно известны, не говоря уже о том, что они отражают пройденные этапы отечественной археографии и текстологии. Немало этих изданий, однако, остается вне внимания исследователей, занимающихся древней Русью, что не может не сказываться на изучении этого периода отечественной истории.

Необходимую информацию о всех известных (введенных в науку) древнерусских памятниках призвано дать новое научное справочное издание — аннотированный справочник «Древнерусские письменные источники», подготавливаемый в Институте истории СССР АН СССР. В нем будут энциклопедические статьи о каждом из памятников: их краткие характеристики, указания на важнейшие издания и исследования. По охвату источников справочник должен быть исчерпывающим, представляя сведения о всех сохранившихся (целиком или во фрагментах) источниках на древнерусском языке. Хронологически издание будет включать сведения об источниках с древнейшего времени русской письменности до конца XIII в. Издание должно быть рассчитано прежде всего на историков, занимающихся историей Руси и близких проблем, но может быть полезно и для историков древнерусского языка, литературы и письменности. В него войдут статьи о тех памятниках, которые являются источниками по истории страны, а не только истории языка, литературы и пр. Такое целевое назначение предусматривает включить в книгу древнерусские произведения и документы, сохранившиеся в списках как XI—XIII вв., так и ^более позднего времени. Достижением современной науки является привлечение памятников XI—XIII вв., сохранившихся в поздних списках и переработках, которые не могут быть источниками по истории языка древней эпохи, но содержат ранние исторические сведения о ней. Вместе с тем многие источники истории древнерусского языка и литературы, например древнерусские переводы византийских произведений или надписи на стенах, содержащие только имена или молитвы, нет основания включать в справочник. Не включаются в него и те произведения древнерусских авторов (например, Кирилла Туровского), которые не содержат местных исторических регалий и построены на общехристианском литературном материале.

При составлении словника справочника его авторы проводили и некоторые другие ограничения. Так, в него не вошли произведения, которые ни в какой форме до нас не дошли (например, житие Антония Печерского) и поэтому не могут служить историческим источником. Не включены и те древнерусские рукописи (списки) XI—XIII вв., которые могут быть источником для изучения истории письменности, книжной культуры, искусства, но не содержат конкретной информации по истории. В качестве источника из рукописей этого времени привлекаются или включенные в них древнерусские памятники (например, жития в Успенском сборнике), или записи на них писцов, заказчиков и других лиц, несущие историческую информацию, или, наконец, сборники исторических, литературных, правовых памятников, важные сочетанием включенных в них произведений. Есть основания включить в книгу и ранние русские переводы иностранных посланий на Русь и других связанных с нашей страной документов как сохранившихся в оригиналах, так и известных только в древнерусском переводе (например, Послание патриарха Германа II митрополиту Кириллу 1228 г.). Каждому источнику в справочнике посвящается отдельная статья, содержащая такие сведения, как название памятника, отражающее его жанровую принадлежность и принятое в науке, его характеристику с указанием важнейших исторических сведений, содержащихся в нем. Дается информация о результатах источниковедческого изучения памятника в науке с приведением мнений исследователей о времени и месте его возникновения, его содержании и авторе, даются археографические и текстологические сведения о памятнике: взаимоотношении его редакций, о старших списках. Избранная рекомендательная библиография включает указания на публикации текста (различных типов), исследования, переводы памятника на другие языки. Произведениям, включенным в состав других (например, летописных сводов), но имеющим особое происхождение (договоры с Византией, Поучение Владимира Мономаха и др.) или представляющим самостоятельный научный интерес (летописные повести), посвящаются отдельные статьи.

Справочник призван дать информацию, которая может быть использована для компьютерной обработки. С этой целью каждая статья должна содержать однотипные сведения, отчасти формализованные и расположенные в определенном порядке, и включать основные реалии источника для их вынесения в указатели (имена, географические названия, исторические понятия и термины, даты, шифры рукописей и пр.). Статьи располагаются в справочнике по жанрово-тематическим группам, а внутри них по тематическим подгруппам и хронологии. Важнейшую группу составляют памятники историографии. Это своды и летописи, начиная от «Начального свода» конца XI в. и кончая Галицко-Волынской летописью XIII в. и Летописцем Переяславля-Суздальского; летописные (в том числе смоленские) записи XII в. в сборниках, «Летописец вскоре» с русским продолжением, летописные повести, сказания о постройке и освящении церквей, повести о монголо-татарском нашествии. В следующую группу входят Повесть о хождении калик из Новгорода, Хождение игумена Даниила XII в. и Книга паломник архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) начала XIII в. Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли и Моление (Слово) Даниила Заточника условно объединяются в одну группу. Также условно в одну группу соединены различные перечни (индексы). Это списки иерархов (митрополитов, новгородских архиепископов, игуменов Киево-Печерского монастыря), перечни русских епархий, ранние списки книг «истинных и ложных». «Учение» Кирика Новгородца как образец естественнонаучного произведения составляет отдельный раздел.

Большую группу представляют риторические произведения. Это Поучение Владимира Мономаха, авторские поучения церковных деятелей, анонимные поучения против язычества, о христианской вере и обрядности, похвальные слова. Не менее многочисленна и ценна группа агиографических памятников: княжеских житий, цикла о Борисе и Глебе, житий печерских монахов из Патерика, сказаний о чудесах и других источников. Малоизучена в качестве исторического источника и очень недостаточно используется группа гимнографических произведений. Здесь объединены молитвы, каноны и службы древнерусским святым, содержащие исторические реалии вроде указания на происхождение из Пскова княгини Ольги в посвященном ей каноне. В группу посланий входят Послание Владимира Мономаха к кн. Олегу, послания церковных деятелей, международные послания из Руси и на Русь. Разнообразны и многочисленны памятники права. Сюда входят Русская Правда и дополнительные статьи к ней, Закон судный людем Пространной и Соединенной редакций, возникших на Руси, княжеские уставные грамоты городам, княжеские церковные уставы и грамоты, договоры Новгорода с князем Ярославом, договоры Руси с Византией, внешнеполитические и торговые договоры Новгорода, Смоленска, Полоцка, новгородские княжеские и частные земельные акты, духовные грамоты кн. Владимира Васильковича, ярлык хана Менгу-Темира и др. Выделены канонические памятники, представляющие собой изданные А. С. Павловым и другими историками правила и ответы киевских и новгородских иерархов, ответы на вопросы Сарайского епископа и пр., а также анонимные правила и епитимийники, изданные С. И. Смирновым, «Исповедание веры» митрополита Илариона.

Особую группу составляют сборники и устойчивые комплексы статей, такие, как Пролог, Киево-Печерский патерик как цельное произведение, "Успенский и Устюжский сборники, Кормчая Русской редакции XIII в., сборник «Мерило праведному» и др. В справочник включаются записи на книгах с историческими сведениями: записи писцов, владельцев и переплетчиков, записи с упоминанием должностных лиц, поминальные и др. Выход из печати Сводного каталога славяно-русских рукописей XI—XIII вв.8 облегчает работу по их выявлению и использованию. Важно включить в книгу и лапидарные надписи. Это прежде всего граффити на стенах Киевских Софийского собора, Печерского монастыря, Михайловской церкви, черниговского Спасского собора, новгородских Софийского собора и церкви Спаса на Нередице, надписи из Старой Ладоги и Смоленска, а также надписи на камнях и предметах, сделанные как при изготовлении последних, так и позднее, в виде граффити. Наряду с датированными надписями, собранными в издании Б. А. Рыбакова9, в справочник включаются тексты, не имеющие точной даты, и новые открытия в этой области. В книгу будут включены берестяные грамоты, которые прочитаны и содержат исторические сведения. Хотя особая форма этих документов предполагает представить их в отдельном разделе (по городам, раскопам, усадьбам и хронологии), однако по существу это столь же разнообразный источник, как документы на пергамене и бумаге, и исследователь заинтересован скорее в том, чтобы иметь их характеристику по таким же жанрово-тематическим группам, как и всех других. Систематизация берестяных грамот потребует некоторого увеличения числа групп и выделение новых, но это возможно сделать в процессе подготовки текста справочника. Последний раздел книги должны составить поддельные документы, созданные как в средневековье, так и в новое время, с их характеристикой и указанием литературы. Здесь имеются в виду подделки не отдельных списков подлинных древнерусских сочинений (например, пергаментные списки Русской Правды, Слова о полку Игореве и житий, выполненные И. Бардиным), а известные в науке поддельные под древность произведения. Таковы так называемая «Влесова книга», «Сказание о Руси и о вещем Ользе» А. Я. Артынова, грамоты об основании Туровской епископии, о передаче Печерскому монастырю г. Василева, вкладная посадника Ивана Фомина Муромскому монастырю, грамота Ивана Берладника, целая серия грамот кн. Льва Даниловича и др. Сведения об этих подделках, приведенные в справочнике, призваны помочь не специалистам в истории освободиться от гипноза их «древности» и обратить свое внимание на многочисленные подлинные древнерусские документы, достойные изучения и популяризации. Подготовка справочника, посвященного древнерусским письменным источникам, позволит специалистам систематизировать и оценить то богатое историческое наследие киевского времени, которым обладает наша культура. Работа над ним покажет, какие из источников требуют монографического исследования на археографическом или источниковедческом уровне, что не имеет научных изданий и пр. Это в свою очередь позволит начать новое академическое издание «Памятники истории древней Руси» на современном научном уровне.

1Археология СССР: Свод археологических источников/Под общ. ред. Б. А. Рыбакова. Издается с 1961 г. 2Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте: (Из раскопок 1951 г.). М., 1953. 3Янин В. Л. Актовые печати древней Руси. М., 1970. Т. 1, 2. 4Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет X-XI вв. Л., 1983. 5Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966; Он же. Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976; Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. М., 1978. 6Мельников Е. А. Скандинавские рунические надписи: Тексты, перевод, комментарии. М., 1977. 7Буланин Д. М., Дмитриев Л. А. Задачи и принципы издания «Словаря писателей, деятелей книжной культуры и литературных памятников древней Руси» // Рус. лит. 1980. № 1. С. 109—120; Творогов О. В. Древнерусская книжность XI—XIII вв.: (О Каталоге памятников) // Духовная культура славянских народов: Литература, фольклор, история. Л., 1983, С. 5-18. 8Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI-XIII вв. М., 1984. 9Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв.//САИ. 1964.. Вып. Е1-44.

historylib.org

Искажение древниx письменныx источников об Армении в XIX–XX векаx

Искажение древниx письменныx источниковС середины XIX в. наблюдается иное отношение к Армении, обусловленное сложившейся новой геополитической обстановкой в Передней Азии. Европейские страны (Англия, Германия, Австро-Венгрия) в политическиx целяx не желали допустить раздела Турции, который дал бы возможность создать государство Армения на армянскиx территорияx.

В этиx условияx некоторые исследователи, выступая в поддержку поднятой на щит противоармянской политики своиx правительств, пошли на искажение исторических фактов. Немецкие, английские и другие европейские исследователи отрицают или фальсифицируют сообщения древниx письменныx источников об армянаx и Армении.

Они отвергают также свидетельства об армянском происхождении индоевропейцев и Армении как их прародине. Без веской аргументации опровергаются упоминания об армянском происxождении бриттов, баварцев и другиx племен, приведенные в древниx английскиx и германскиx письменныx источникаx.

Об искажении европейской историографией древниx Письменныx источников и сведений, касающиxся Армении, в XIX–XX векаx

Без всяких обоснований признаются недостоверными сведения древних историографов об армянаx и Армении 119 . Сомнительными полагают даже слова Библии о прибежище Ноева Ковчега – горе Арарат (выдвигается ошибочная версия о горе Арарад или Джуди-даг области Кордук, наxодящейся на юге Армянского нагорья). С 1880 г. в Османской империи запрещается использование названия Армения, оно заменяется вымышленными и не соответствующими действительности наименованиями Анатолия и Курдистан.

Известно, что название Анатолия относится к Малой Азии, наxодящейся к западу от Армянского нагорья, а Курдистан, как упоминалось выше, название вымышленное.

Снова вводится в обиход мнение упомянутого ранее Иоганнеса Турмайра, который, пытаясь обесценить свидетельства об армянском происxождении баварцев, замечает, что в таком случае после потопа все народы произошли из Армении.

Возвращение к этому заявлению Турмайра есть попытка отрицания свидетельств германскиx древниx письменныx источников об армянском происxождении баварцев. В ответ на это заявление снова обратимся к сообщению Беросса о потопе.

Внимательно вчитываясь в отрывок, представленный нами в разделе «Армения и Германия», мы видим, что до потопа есть страна под названием Армения, где жили бессмертные (боги) и смертные, получившие бессмертие по велению богов.

И после потопа есть страна под названием Армения, где, однако, Боги не позволяют жить спасенным, веля им возвратиться в Вавилон. А это означает, что не всем разрешалось жить в Армении.

Однако заметим, что в какое-то время утвержденный порядок был нарушен. Сегодня на большой части страны Араратской проживают люди, не имеющие ни дуxовной, ни материальной связи с этой страной и территорией.

В одном из начальных разделов данной книги упоминается также английский историк Бенджамин Торп, который в 1861 г. издал «Англо-саксонскую хронику» («The Anglo-Saxon Chronicle»), исказив сообщение о происхождении древниx жителей Британии – бриттов – из Армении.

В примечании к тексту он вскользь замечает, что, по всей вероятности, это описка и бритты пришли не из Армении, а из французской Бретани, которая в древности называлась Арморикой. В 1953 г. «The Anglo-Saxon Chronicle» издается снова, и на сей раз это «исправление» обнаруживается уже в самом тексте хроники. В обоиx случаяx факты искажены и Армения становится Арморикой.

Со второй половины XX в. учëные снова обращают взоры к армянам. Как было сказано выше, антропологические, лингвистические, арxеологические и другие исследования вынуждают историков вернуться к разговору об Армении.

В свете обнаруженных новыx данных складывается точка зрения, согласно которой Армянское нагорье и близлежащие территории являются прародиной индоевропейцев/арийскиx  племен, армяне – одной из самых древниx наций, а армянский язык – древнейшим языком Передней Азии120.

Познакомимся с рядом выдвинутыx мнений. Так, итальянский генетик Л.Л. Кавалли-Сфорца пишет: «…с точки зрения генетики, в частности, курганные народы происxодят в крайнем случае из Переднеазиатского неолита и туда эмигрировали из Турции»121 (автор ошибочно использует название Турция).

Говорится также об эпоxе миграций: «Если миграция из Анатолии началась 9,5 тысяч лет назад, а курганное погребение датируется 6 тысячами лет назад, то прошло 3,5 тысячи лет до того, как они, выйдя из Анатолии, возможно, через Балканы, дошли до Волго-Донской области» (вместо названия Армянское нагорье или Армения используется название Анатолия).

Группа лингвистов разныx национальностей под руководством биолога Квентина Аткинсона, исследуя этимологию большого числа современныx слов из разных языков индоевропейской семьи, убедительно доказывает, что прародиной всеx индоевропейскиx языков является Анатолия (надо понимать – Армянское нагорье и Малая Азия). Для сопоставления были взяты односложные корневые слова (mayr – мать, hac – xлеб, vors – оxота и т.д.), которые имеют общее происxождение и одинаковое звучание в несколькиx языкаx122.

Кроме того составлено генеалогическое древо индоевропейскиx языков, где армянский упоминается как один из древниx языков123. После новыx исследований К.Аткинсон и Р.Грей утверждают с уверенностью, что «индоевропейскому языку 8 – 9,5 тысяч лет, он древнее, чемпредполагалось, и происходит из Анатоли и» 124 (надо понимать, из Армении).

Английский арxеолог Колин Ренфрю, который ещë 1987 г. высказал воззрение, что прародину индоевропейцев следует искать в районе Чатал-xююка (Кония, к северо- западу от Кил икийского Тавр а, VII–VI тысячелетия до н.э.) , первый зафиксировал и принял гипотезу Р.Грея и К.Аткинсон а о прародине индоевропейцев125.

Американский лингвист Меррит Рулен пишет в своей книге, исследуя вопрос исконной родины и ндоевропейского праязыка с применением метода сравнительно-исторического анализа: « Генетические исследования показывают, что ген древниx земледельцев Малой Азии /следовало указать и Армянское нагорье. – А. Т./ эмигрировал в Европу и там претерпел определенные изменения»126.

Генеалогическое древо индоевропейскиx языков

Об этом свидетельствуют новые исследования ученых, осуществленные недавно 127 . Подверглись сравнению данные ДНК останков из древних захоронений Армении (Гегарот, III–II тысячелетие дo н.э.) и материал ДНК современных армян.

Они идентичны. В свою очередь им идентичны показатели ДНК современных европейцев. Интересно, что большинство народов Ближнего Востока по своим генетическим признакам отличаются от hay-арменов, а это означает, что эти народы произошли в результате смешения различных племен, на протяжении веков и тысячелетий обитавших на территории Ближнего Востока (среди ближневосточных народов сравнительно мало генетически изолированного населения (популяций).

vstrokax.net

Древнейшие письменные источники (Х-ХI века)

План:

1. Отражение истории Отечества в письменных источниках X-XI вв.

2. Эпиграфические источники по истории Отечества.

3. Надписи на воске и дереве как исторические источники.

4. Берестяные грамоты – древнейшие письменные источники Древней Руси.

1. В древнейшее время на Руси так же, как в других славянских странах, по-видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. От Х века сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства славян с письменными записями и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Они написаны греческим письмом, письмом типа кириллицы (греческими буквами с добавлением знаков для выражения специфических славянских звуков) и кириллицей. Древнейшей, относящейся к Х веку, считается кириллическая запись одного слова на корчаге из Гнездова, которое читается по-разному, один из вариантов прочтения - "гороухша".

Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70-е годы Х века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами "Русской Правды". Сферой деятельности, породившей надписи на цилиндрах, является существовавшая в Х веке на Руси система государственного (княжеского) фиска, определяющая механизм сбора, хранения и транспортировки материальных и денежных средств, взимаемых в качестве налога, и других сборов. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской "буквенной" цифровой системы.

Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца Х - начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства. Графика кириллическая, язык болгарский. Формула легенд на монетах однотипна: "Владимир, а се его злато (сребро)". Она отражает атрибутику государственной (княжеской) принадлежности знаков оплаты. Традиция чеканки монет продолжалась недолго, от конца 980-х годов до 1018 г.

Еще одна категория надписей представлена легендами на металлических печатях, принадлежавших русским князьям и церковным иерархам. Они привешивались к официальным документам, посланиям (язык греческий, время распространения конец Х-ХI век). Древнейшая печать содержит имя князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.). По типу к ней примыкает печать, приписываемая князю Святославу (ум. в 972 г.), но надпись на ней неразборчива (по языку и виду письма). К XI веку принадлежат два устоявшихся массива печатей: 1. Киевских митрополитов (с 1037 г.). Содержат легенду на греческом языке типа: "Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России". 2. Русских князей (с сер. XI века). Содержат легенду на греческом языке типа: "Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха. Привеска печатей к официальным документам относится к одной из старинных и устойчивых традиций в Европе. Обычай вислой печати и многие особенности ее оформления на Руси были заимствованы из Византии. Сведения об использовании вислых печатей русскими князьями встречаются в договорах Х века Игоря (944 г.) и Святослава (971 г.) с греками. Сохранившиеся древнейшие печати и письменные сведения говорят о том, что печати, как аксессуары письменных посланий, возникли на Руси в дохристианское время и связаны с княжеским (государственным) делопроизводством. С принятием христианства эта традиция расширилась за счет печатей церковных иерархов. Русские печати Х-ХI веков свидетельствуют о существенной роли греческого языка и греческой буквенной графики в ранний период древнерусской письменности. Традиция вислой печати на Руси охватывает период Х-ХV веков. Наиболее устойчивым употребление греческого языка в них было в X-XII веках, включая печати новгородских посадников и епископов различных епархий. Затем греческий язык на печатях даже духовных лиц вытесняется русским.

2. Следующую группу надписей образует эпиграфика (граффити, надписи на камнях и изделиях). Граффити - записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити 1052 1054 гг., написанные кириллицей, встречаются в Софии Киевской - кафедральном соборе древнерусской митрополии. К граффити примыкают надписи на камнях и предметах (мечах, утвари). Древнейшей датированной каменной надписью является знаменитая Тмутараканская надпись 1068 г., зафиксировавшая по распоряжению князя Глеба Святославича ширину Керченского пролива. Древнерусская эпиграфика по графике письма - кириллическая. Редко встречаются граффити, выполненные глаголицей, например, в Новгородском Софийском соборе.

Сферу деятельности, вызвавшую к жизни древнерусскую эпиграфику, можно подразделить на неофициальную и официальную. Граффити преимущественно относятся к неофициальной деятельности. Их делали священнослужители и грамотные прихожане. Содержание отражает события как местной, так и общерусской жизни.

Изучение эпиграфики показывает, как из века в век совершенствовалось и расширялось употребление русского кириллического письма. Встречаются, кстати, и глаголические надписи, но они не были широко распространены. Обилие же кириллических надписей на вещах, на разного рода предметах - вся эта развитая, богатая эпиграфика говорит о высокой степени грамотности и духовной жизни древнерусского народа.

3. К рассмотренным выше памятникам древнерусской письменной культуры примыкают и такие виды, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Археологи находят так называемые церы, представляющие собой небольшие дощечки с бортиками по краям. Углубление до краев бортиков заполнялось воском, две церы (дощечки) соединялись наподобие диптиха и могли закрываться наподобие книжки, восковыми поверхностями внутрь. В открытом состоянии на восковых поверхностях текст наносился писалом. Острой частью писала записывали слова, а плоским концом - лопаточкой затирали написанное, когда надобность в нем проходила, подготавливая восковую поверхность для новых записей. Древнейшие церы, найденные в Новгороде, относятся к концу XI века. Сфера деятельности, которая была связана с восковой письменностью или обусловила ее существование, - обучение детей. Об этом свидетельствует вырезанная на обороте одной из цер кириллическая азбука.

К восковым надписям примыкают записи на грифельных дощечках, но относятся они к более позднему времени, возможно, не ранее XVII века. Первоначально они были связаны с обучением в царской семье и аристократических кругах, заимствованы в качестве элемента западноевропейского обучающего средства.

Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абака. Абаком называется способ счета, при котором числовые "записи" производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков, плодовых косточек и пр.) на какой-нибудь ровной поверхности (земле, столе, доске и т.п.). На Руси для счета использовались сливовые и вишневые косточки; древнейшие захоронения, в которых находят счетные косточки, относятся к XI веку. Сферой деятельности, обусловившей существование древнерусской числовой письменности в системе абака, была торговля, финансовые операции и научные занятия.

Кроме описанных видов древнерусской письменности, существовали и другие, например, специального назначения надписи на дереве. Так, в древнерусских договорных текстах встречается термин "дъска", который имеет смысл долговой записи. Вероятно, это упоминание о деревянных бирках, которые использовали многие народы. Особыми знаками на небольшом деревянном бруске вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Брусок раскалывался вдоль надписи на две части: одна оставалась у должника, другая - у взаимодавца. При возвращении долга его величина удостоверялась совпадением надписи на обеих частях при их складывании. Сферой существования этого вида надписей были торгово-финансовые отношения в народной среде.

Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками - религиозные праздники. Сферой существования этого вида письменности был народный быт.

4. Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Древнейшая из них относится к 20-м годам XI века. Берестяные грамоты - уникальные письменные источники, одно из выдающихся открытий науки XX столетия. Первая берестяная грамота была обнаружена в 1951 г. Новгородской археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. С тех пор каждый год раскопок приносит новые находки. Сейчас известно свыше восьмисот берестяных грамот из различных городов.

Новгородские берестяные грамоты - самые древние. Они относятся к ХI-ХV векам. Для получения бересты березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали. Использование бересты для письма обусловлено дороговизной пергамена - основного писчего материала в ХI-ХV веках и отсутствием еще в то время бумаги. Текст наносился с помощью простого инструмента, который назывался писало. С одной стороны оно имело заострение наподобие шила, им царапали текст, с другой стороны писало имело лопаточку вроде отвертки, им буквы продавливали. Писала встречаются в культурном слое Новгорода, датируемом Х веком, берестяных грамот от этого времени пока не найдено.

Содержание писем на бересте, главным образом, бытовое, сопоставимое с современной частной перепиской. Только берестяные послания были более краткими, пришлите, купите, сделайте или передайте, попросите того-то. Много записей делового, торгового, финансового, учебного назначения. Они отражают торговые сделки, возвращение долгов, выплату налогов и пошлин, результаты урожая, ремесленную деятельность, обучение грамоте и счету, любовные и семейные отношения и пр.

Содержание берестяных грамот - это реальная жизнь человека Древней Руси в его заботах и каждодневном труде. Очень мало среди них текстов религиозного содержания. Берестяная письменность почти не пересекалась с книжной, как бы дополняла ее. Сферой, обеспечивавшей существование берестяной письменности, был сам народ, его высокая грамотность. Об этом свидетельствует большое количество писал, которые находят археологи в новгородских средневековых раскопках на всех хронологических уровнях, начиная с Х века.

 

stydopedia.ru

«Повесть временных лет». Древнейший письменный источник Руси

Большинство известий о жизни древнего государства славян - Киевской Руси - почерпнуто из одного источника. Этим грандиозным литературным и историческим памятником является «Повесть временных лет».

Создание «Повести временных лет» приписывают Нестору – одному монаху, жившему в Киево-Печерском монастыре. Великая работа была написана им в 1113 году. Летопись характеризирует своего автора как человека исключительно начитанного, обладающего умением выбирать источники и анализировать их, а также придавать им особую форму. Ученые, которые исследовали «Повесть временных лет», пришли к выводу, что она составлена по более раннему источнику, который до нас не дошел. На Руси летописание было распространенным явлением. Поэтому, возможно, труд Нестора основывался на Древнейшем Киевском своде.

повесть временных лет

Сама традиция записывать историю государства зародилась в Софийском монастыре, однако в одиннадцатом веке центром летописания стала главная святыня Киева. В Лавре жили многие прославленные отшельники и святители, которые приложили руку к сохранению исторических знаний. Среди них числится не только Нестор, но и Никон Великий, Феодосий, Антоний.

«Повесть временных лет» написана для того, чтобы удовлетворить интерес народа к собственному прошлому. В этом произведении рассказывается о происхождении златоглавого Киева и Руси, о первых князьях, Аскольде и Дире, о приходе Рюриков от варяг и их влиянии на государственность. Эта летопись прославляет величие и могущество державы, в ней чувствуется искренняя и огромная любовь к родине. Автор восхищается мужеством дружины, которая отправляется в бравые походы и привозит победы. Он скорбит о поражениях и плачет над погибшими в братоубийственных феодальных войнах.

летопись временных лет

Летопись временных лет является самым ранним источником, который на сегодняшний день доступен ученым. В нее вошли как исторические факты, записанные для будущих поколений, так и притчи, рассказы, предания, поговорки и даже песни. В ней не только описывается происхождение славянского народа, начиная с расселения по Земле сыновей патриарха Ноя, она довольно точно и объективно описывает соседей Киевской Руси. Нестор собрал воедино данные о традициях и нравах ближайших племен, о греках и болгарах. Он не только документировал важные вехи истории своей страны, он показал ее место среди других мировых держав. И без сомнения, это место было почетным и очень влиятельным.

создание повести временных лет

К сожалению, «Повесть временных лет» не дошла к нам в первозданном виде. Ее по крупицам собирали из сводов, которые являются продолжением повести. Ипатьевская и Лаврентьевская летописи в своем начале цитируют произведение Нестора. Можно предположить, что она также была щедро украшена картинками и миниатюрами. Кроме исторической ценности, свод представляет литературное богатство, поскольку отражает речь и атмосферу государства того периода. Летопись, словно узорами, пересыпана фразеологизмами, гиперболами, сравнениями.

Главное то, что смысл этого старинного древнерусского произведения все-таки дошел до нас, и мы можем насладиться этими строками, полными мудрости и восхищения перед Отчизной.

fb.ru

Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Поиск Лекций

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.

Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье.

Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии».

Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

+7. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.

Гос-во усуней. Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Во главе гос-ва стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город. Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Хозяйство усуней было комплексным. Они разводили различные виды животных. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Усуни разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали предметы обихода и оружие. Из цветного камня и благородных металлов делали украшения. Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот.

Государство кангюй. Государство кангюев возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Источники скупо освещают историю кангюев. В “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек. По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи. Сложным является вопрос об этническом характеренаселения Кангюя. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ирано-язычных саков. Основным занятием кангюев было полукочевое скотоводство. На развитие земледелия указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и сырцовом кирпиче. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Ирригация имела ограниченные размеры. Кангюйцы умели выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. В жизни кангюйцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость.// Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание. Иерархия чиновников была очень громозд­кой и сложной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию К. и вскоре оказалась между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь образовался новый этнос, который мы будем называть гуннами. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. От неор­ганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошед­шая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница. Существовала част­ная семейная собственность на скот. Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

+8. Городская культура Казахстана. Историко-культурное значение Великого Шелкового пути.

Сосредоточие городской жизни Юг и Семиречье. Город — центр ремесла, торговли, сельского хозяйства. Устойчивые каноны архитектуры — согдийский культурный комплекс. Распространяется тюркский культурный комплекс — Юг и Мавераннахр. Сложилась своеобразная культура — синтез согдийского и тюркского культурного комплекса. 25 городищ на юге Казахстана, самые крупные Испиджаб, Отрар. В городах выделяются арк (цитадель), шахристан (внутренний город), рабад (пригород). В юго-западном Семиречье 27 городищ. 2 типа домов: квадратные или прямоугольные в плане однокомнатные наземные, двухкомнатные дома, имеется кладовая. Получила развитие местная торговля.

В 15-17в в Казахском ханстве продолжало развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о (30 крепостях Туркестана). Это были города:

1 Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран – на правобережье Сырдарьи

2 Аркук, Ак-Курган, Узгент - на левом берегу Сырдарьи

3 Сузак, Кумкент - на северных склонах Карату

Культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них.

Города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль:

Сыгнак - стал (торговой гаванью) для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он был столицей первых казахских правителей.

Яссы (с 16в в Туркестан)- торговый пункт, земледельческого округа. На рубеже 16-17вв стал столицей Казахского ханства. Его отличали мощные оборонительные укрепления. Был главным религиозным центром.

Отрар – являлся крупно-ремесленным центром южно-казахстанских земель. Он в 16 в. долгое время был местом пребывания шайбанидских наместников в Туркестане.

Сауран - был известен в 16 в. системой оборонительных сооружений. Стена Саурана построена из блоков, чередующихся кладкой из сырцовых кирпичей. Ее высота достигает 6 метров на ней видны остатки 4-х круглых башен. За стеной находился ров глубиной до 3 метров, шириной от 20 до 50м.К воротам ведут 20м узкие проходы, образованные выступающими отрезками стен.

Сайрам - было хорошо укрепленной крепостью, крупным торгово-ремесленным центром на юге Казахстана на стыке торговых и военных путей из Мавереннахра в Туркестан и Семиречье. Он являлся административным центром самостоятельного вилайета. Сузак - на северных склонах Каратау был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства, хорошей крепостью, торговым и ремесленным центром, вдвинутым в степь.

План города (15-17вв).

Они были выстроены по такому же плану, как и города предшествующего времени.

Хисар - центр. Часть города. Здесь находились правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки, ремесленные мастерские и жилые дома. Территория за хисаром была пригородом, сельской зоной.

Махалла (кварталы)- города состояли из кварталов, каждый из которых имел 6-12 домов. Площадь квартала в среднем не превышала 150кв.м. сред. число домов в квартале-11.В каждом квартале есть2-3 больших многокомнатных дома,1-2 маленьких, одно,2х комнатные, а остальные приблизительно одинаков. Это говорит о том, что здесь не было бедных и богатых, в 1м квартале жили бедные и богатые.

Отрар, Сыгнак, Сузак - в среднем по 5500чел

Сауран- 11000чел. Он имел вдвое больше территории, чем Отрар

Туркестан - 9180

Сайрам - 7560

Карасаман, Икан, Узгет, Карачук, Суткент, Аркук, Котан, Ак-Курган, Карнак - от 1500- 2000 чел.

Таким образом, в Казахстане число городского населения не превышало 70000 чел.

В середине II – века до нашей эры начинает функционировать Шелковый путь. Во II – V вв., Шелковый путь, если начинать с востока, начинался в древней столице Китая и шел в районы Ланчжоу, далее вдоль Нань – Шаня, к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разделялась на «Северный путь» и «Южный путь».

В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. Так в VI – VIII веке основное была трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Восточный Туркестан.

Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями.

Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов

poisk-ru.ru

Письменные источники о истории древних славян

Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в I в. н. э. Плиний, пользовавшийся данными карты полководца Агриппы и сам служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами. Называя эти земли Скифией, Плиний, невидимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами». Свидетельство Плиния отвечает археологической карте расположения племён к северо-востоку от Эльбы, где жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.

Очень важны свидетельства Тацита, хотя он специально описал Германию и поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён. Отмечая этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни венеды ближе к германцам, чем к кочевникам-сарматам. Это свидетельство Тацита вполне подтверждается характером культуры славянских племён того времени. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов попрежнему включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180 гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сар-матией, а Балтийское море — Сарматским океаном.

Венедов Птолемей упоминает среди племён Европейской Сарматии, помещая их по всему Венедскому заливу (так он называет юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Определить точно восточную границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н. э. (так называемая Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.

world_history_encyclopedy.academic.ru


Смотрите также