Додинастический период (Древний Египет). Древний египет додинастический период
Сколько длился додинастический период Древнего Египта
В раннединастический период, примерно с 5000 до 4400 до н.э., население проживало преимущественно в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила. Они вели полукочевой образ жизни, образовывали небольшие поселения, занимались выращиванием зерна и одомашиванием животных.
Некрополи строились на окраине населенных пунктов. При проведении церемонии погребения совершались обряды поклонения культам, имеющим вид животных. В гробницы помещали ткани, ювелирные украшения, керамику, фигуры женского плодородия. Лицо поворачивали на запад — в сторону заходящего солнца.
Культура додинастического периода
Накада брала исторические корни от времен Бадарийской культуры Древнего Египта, существовавшей около 4500 до н.э., и стала возможна благодаря расселению в Верхнем Царстве. Эпоха названа в честь города Накада, где были найдены археологические свидетельства тех времен.
Накада I
Ранний этап (Накада I) также называют Амратанским из-за артефактов, обнаруженных рядом с районом. Он тесно связан Бадарийской эпохой. Характеризуется это время проживанием населения в маленьких деревнях, которые занимались выращиванием сельской продукции вдоль берегов Нила. Культуру того времени отличает развитие художественного промысла: на первых рисунках были изображены бородатые мужчинские фигуры рядом с женскими.
Каждая деревня имела свой собственный идол, принимающий форму животного. Данное разделение легко в основу образования городов-номов, служивших первыми административными центрами Египта.
В период Накада I захоронение производилось вместе с статуэтками, которые, как считалось, предоставляли защиту в другом мире. Их изображения предшествовали фигурам Ушебти, найденных в гробницах древних египтян. Также в гробницу помещались продукты, оружие, амулеты и обереги, украшения, глиняные сосуды.
Накада II
Фараон Нармер, Египет
Накада II (Герзиан) связана с находками в районе нахождения села. Датируется примерно 3500 г. до н.э. Культура этого периода отличается развитием сельского хозяйства, возникновением системы искусственного орошения. Начали создаваться города. Плотность населения повышается.
Возникает более сложная резьба. При нанесении изображений, преимущественно животных, краски смешиваются. Наиболее известная из них – палитра Нармера. Развиваются навыки в металлообработке, в частности меди. Ведется торговля с народами Азии и Месопотамии. Образование религиозных культов Хатхор, Ра и Хоруса относится к этому времени.
Изменились поминальные процессии. Могилы (мастабы) стали строить в форме прямоугольника. Стены выкладывали из камня и дерева. Тело укладывали по направлению к восходящему солнцу. Появляется различие в погребальном инвентаре состоятельны и бедных по количеству керамики.
В период Накада II был построен храм Нехен (Хираконполис), где совершались культовые ритуалы в честь культа Гора. Овальный двор был окружен несколькими башнями. Техника позже была заимствована при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера.
Накада III
Царь Скорпионов, Египет
Накада III (Семанин) длилась короткий период, с 3200 по 3000 до н.э. Это время называют додинастическим периодом Древнего Египта или правлением нулевой династии. Появляются различия между культурой Верхнего и Нижнего Египта. На юге цари правили с храма Нехен. Их имена были заимствованы часто у животных: Скорпион, Крокодил, Сокол.
Статус фараона отмечен как олицетворение бессмертной сущности Ра или «Сына Ра». Он носил белую корону Верхнего Египта.
В Нижнем Египте, на севере, отмечено формирование бюрократической системы со строгой иерархией. Правители носили красную корону Нижнего Египта. Семь имен фараонов указаны на Палермском камне. Информации о них мало, некоторые ученые даже утверждают, что они выдуманы. Важным центром торговли и управления был Маали.
Религия додинастического периода Древнего Египта
Гор и Нехбет представляли Верхний Египет, Сет и Буто – Нижний Египет. Гриф и кобра были объединены как символы власти фараона, объединившего две части государства.
Существует легенда о том, что последователи Гора во главе с царями Нармер-Хор-Аха победили защитников Сета, что сделало Нехем самым мощным городом египетской империи.
На палитре Нармера изображено, что царь одевает венцы Верхнего и Нижнего Египта. Картинка включает символ Гора, представляющего Нижний Египет.
drevniy-egipet.ru
Додинастический период (Древний Египет) Вики
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).
Появление в Египте земледелия[ | код]
В VIII—VII тысячелетии до н. э. на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические культуры. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.
Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.
Первый додинастический период[ | код]
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.
Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период[ | код]
В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.
Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта[ | код]
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.
Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Хронология[ | код]
На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер, С. Хендрикс, Ф. Раффаэле.
Додинастический период и культура Негада. (даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделыпериода Культурыпериода ФазыНегада В. Кайзер[2]1957 г., 1990 г. С. Хендрикс[2]1996 г. Ф. Раффаэле[3]2002 г.
Ранний
Фаюм А, Бадари и др.
—
…
—
…
—
5200−3900
—
Амратская ранняя
Ia
…
—
…
—
3900− …
—
Ib
…
—
…
—
… −3750
—
Средний
Амратская поздняя
Ic
…
—
…
—
3750− …
—
IIa
… −3500
—
… −3500
—
… −3600
—
Герзейская ранняя
IIb
3500−3400
—
3500−3400
—
3600− …
—
Герзейская средняя
IIc
3400−3300
—
3400−3300
—
… −3400
00дин.
Поздний
Герзейская поздняя
IId1
3300−3250
—
3300−3250
—
3400− …
IId2
3250− …
—
3250−3200
—
… −3300
Семанийская
IIIa1
… −3200
—
3200−3150
00−0дин.
3300− …
IIIa2
3200−3120
00−0дин.
3150−3120
… −3200
IIIb1
3120−3080
3120−3050
3200− …
0дин.
IIIb2
3080−3060
—
… −3090/3060
Начало династического периода и культура Негада.
Раннединастический
IIIc1
3060−3020
I−IIдин.
3050−2950
I−IIдин.
3060−3000
Iдин.
IIIc2
3020−2950
—
3000−2920
IIIc3
—
—
—
—
2920−2860
IIId
—
—
—
—
2860−2710
IIдин.
Примечания[ | код]
Литература[ | код]
Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5. (рецензия книги: Солкиным В. В.)
Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3.
Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8. (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Реферат Додинастический период (Древний Египет)
скачать
Реферат на тему:
План:
Введение
1 Появление в Египте земледелия
2 Первый додинастический период
3 Второй додинастический период
4 «Нулевая династия» и объединение Египта
Примечания
Введение
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — Амратский (Накада I, Первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и Герзейский (Накада ΙΙ, Второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой Нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (что и сделал Нармер).
1. Появление в Египте земледелия
В VIII-VII тысячелетии на территории зеленой тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся Тасийская и Бадарийская, энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна ее грубая лепная керамика.
2. Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену Бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит культура Амратская (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
3. Второй додинастический период
.
В середине IV тысячелетия Амратскую культуру сменяет Герзейская. Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганистанский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
4. «Нулевая династия» и объединение Египта
Палетка Нармера
и Нулевая династия (Древний Египет).
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны еще более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Примечания
(англ.) Inscriptions Suggest Egyptians Could Have Been First to Write - query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9800E6D7153DF935A25751C1A96E958260&n=Top/Reference/Times Topics/Subjects/R/Reading and Writing Skills, The New York Times (16 December 1998).
wreferat.baza-referat.ru
Додинастический период
Додинастическим периодом в истории Древнего Египта считается эпоха от пятого до третьего тысячелетия до нашей эры. Этот период в науке называется последним доисторическим в пределах Египта, эпохой заключительного разложения отношений в племенах. В это же время сложилось социально разделенное общество и возникли новые государства, где процветало рабовладение. Также к этому периоду историки относят появление письменности в Египте.
По мнению историков, додинастический период в Древнем Египте ознаменован началом бурного развития культуры этого государства. При этом, культурный расцвет начался тогда, когда государство было раздроблено и его нельзя было считать сплоченным.
Формально Додинастический период подразделяется на четыре последовательных стадии:
Энеолит – начиная с 5500 года до нашей эры;
Накада I, Амратинский или Поздний додинастический период – начиная с 4000 до нашей эры;
Накада II или Герзин – начиная с 3500 года до нашей эры;
Накада III. Этот период известен в истории как нулевая фаза развития государства, отсюда свой отчет ведет история цивилизации.
Характеристика Энеолита
Под определением Энеолит скрывается начальный период эпохи металла, а сам термин переводится как "век меднокаменный". В Энеолите стали интенсивно создаваться медные орудия, но все еще пользовались популярностью каменные. Из камня продолжали производить ножи, стрелы, топоры, инструменты для обработки шкур и многое другое. Но металлургия в это время уже начала развиваться. Этот процесс можно разбить на следующие стадии:
Обработка меди аналогично камню – методом холодной ковки.
Отливка изделий и плавление меди в открытые формы.
Выплавка меди из материала руд.
Изобретение искусственных сплавов на основе меди, получение бронзы.
Популярность изделий из бронзы открыла обширные экономические возможности, многокилометровые торговые пути. На территории Египта господствует земледелие мотыжное и подсечное с применением металлических топоров. Также в этот период был изобретен гончарный круг, что послужило началом для развития классообразования.
Характеристика Накады I
Предполагается, что в период Накады I поселения имели внушительные размеры, было хорошо развито земледелие и скотоводство. Из кремня изготавливались ножи, кинжалы, гарпуны и бусы. Медь распространялась массово, но довольно медленно. В этот период открыты некоторые виды керамики, красная посуда с линейным орнаментом. Появилась в эту эпоху уникальная культура захоронения людей – в скорченном состоянии с ценными подношениями в виде статуэток, украшений и посуды. Впервые в сфере строительства применили кирпич, пик использования этой технологии придется на более поздние эпохи. Внутренней отделкой помещений занимались мало, рельефы получат популярность также немного позже. Бурно развивалась торговля, благодаря чему господствующая верхушка Египта быстро богатела, а классогенез усиливался.
Характеристика Накады II
Этот период связывают с абсолютным переключением хозяйственной деятельности Египта на производство. В крупном населенном пункте Иераконполе построили большой храмовый центр, началось увлечение скульптурным искусством. Более активно в этот период стала применяться бронза, однако и другие материалы не были заброшены. Продолжают улучшаться технологии обработки камня, меди, появляется фаянс. Широкое распространение получили белые сосуды из керамики. Эти емкости имитировали камень, а дизайн включал в себя цилиндрические печати, волнистые ручки – сказывалось азиатское влияние.
В конце периода начало свое развитие письмо, которое стало толчком к огромному прогрессу в развитии египетской цивилизации.
Характеристика Накады III
Судя по найденным надписям на камнях, Додинастический Египет начинает обретать первых руководителей в эпоху третьей Накады. Этот факт также подтверждают обнаруженные захоронения в границах Верхнего и Нижнего Египта. Представители правящей верхушки в этот период современной наукой выделяются, однако о результатах их деятельности можно выстраивать только гипотетические догадки. По некоторым предположениям, фараоны руководили территориями параллельно друг другу, государство не было объединено. Личность некоторых значимых людей того времени все же удалось установить, но об их конкретной роли ничего не известно. Были ли они правителями или нет, точного ответа наука не дает. Во многом, по данным причинам, историками этот период именуется "нулевой династией".
vse-lekcii.ru
Династический период Древнего Египта - это... Что такое Династический период Древнего Египта?
Династический период Древнего Египта
Автор первой истории Древнего Египта, Манефон, предложил хронологическое деление истории страны, охватывающее период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесён ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет (М., 1988):
Приведённые даты следует рассматривать как приблизительные, причём более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.
Раннее царство
Данные о Раннем царстве базируются на немногочисленных памятниках и нескольких предметах, содержащих надписи с именами царей. Подробных сведений о первых двух династиях не сохранилось. Колоссальные гробницы царей в Накаде, Абидосе и Саккаре, а также обширные могильники в Хелуане, к востоку от Нила, напротив Мемфиса, свидетельствуют, что постройки возводились преимущественно из глиняных блоков и дерева с ограниченным применением камня для сооружения стен и полов и для изготовления культовых табличек. Камень использовался для изготовления украшений, предметов обихода, сосудов разнообразных типов, зачастую изысканно украшенных, и немногочисленных статуй.
Важной чертой было укрепление в умах единства всей страны, отказ от рассмотрения Нижнего Египта как завоёванной территории. Активно велась внешняя политика: основными партнерами Египта были богатые деревом Финикия и Сирия, страны Синайского полуострова, торговавшие медной рудой, также осваиваются пути Аравийской и Ливийской пустнь. Фараонами I династии ведутся войны с азиатскими соседями.
Около сер. XXIX в. до н. э. царь Семхию сменил имя на «Периибсен», тем самым отождествив себя с мифологическим врагом бога Хора и перенёс столицу в Абидос. Нижний Египет после этого отделился и остался под властью II династии, по-прежнему чтившей Хора. Единство Египта было восстановлено последним из династии — фараоном Хасехемуи, завоевавшим Нижний Египет, и объединенное государство вошло в новый период своего развития.
Древнее царство
Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хеопса (Хуфу). В истории Древнего Египта это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная в Гизе ок. 2560 до н. э. и предназначавшаяся для захоронения фараона Хеопса. Эта пирамида — крупнейшее архитектурное сооружение Древнего мира (высота 147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; колоссальные известняковые и гранитные блоки, из которых построена пирамида, иногда достигающие в длину 6 м, плотно подогнаны друг к другу). Уступают ей пирамиды преемников Хеопса: Хефрена (Хафры) — 143 м и Микерина (Менкаура) — 66 м.
Члены царской семьи и знатные вельможи имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся ещё в додинастический Египет. В мастабах часто устанавливали статуи усопших.
В начале правления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды было введено новшество: на её внутренних стенах были вырезаны многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей VI династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.
Из-за скудности источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства немногочисленны. Возможно, вплоть до IV династии фараон был главным, если не единственным землевладельцем. Высшие придворные должности обычно занимали члены семьи фараона. Для управления требовалось множество сановников и писцов, что привело к формированию невероятно многочисленного и сложно устроенного государственного аппарата. Наиболее важные должности стали практически наследственными, но на протяжении долгого времени оставались под жестким царским контролем. Некоторые должностные лица, не принадлежавшие к родственникам фараона, носили титул «сын царя» исключительно благодаря своим государственным функциям.
Фараоны VI династии строили многочисленные храмы как в Верхнем, так и Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи I (ок. 2400—2375 до н. э.) предпринял военные походы на Синайский п-ов, в Палестину и Нубию. Его сын Пиопи II (2287—2193 до н. э.) также организовал поход вглубь Нубии и направил торговые миссии в страну Пунт (в районе совр. Сомали). Чрезмерная централизация власти и налоговый гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные настроения среди знати и всеобщее недовольство населения. Правители провинций, прежде бывшие верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. Они перестали строить свои усыпальницы по соседству с пирамидами фараонов и предпочитали находить упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ собственных резиденций.
Первый переходный период
После 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Согласно Манефону, VII династия включала 70 мемфисских правителей, которые царствовали в общей сложности всего 70 дней. Однако несколько царей IX и X династий, имевших резиденцию в Гераклеополе (в 90 км к югу от Мемфиса), отчасти восстановили порядок и стабильность. Один из них — Хети IV — изгнал азиатских завоевателей, захвативших значительную часть дельты Нила, и возобновил торговые отношения с Сирией. Однако его власть на юге распространялась лишь до Среднего Египта. Гераклеопольские правители были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта, а Хети IV в своих попытках одолеть восставших фиванских властителей, основавших XI династию, правление которой знаменует начало эпохи Среднего царства, заручился поддержкой номарха (правителя нома) из Сиута.
Время упадка (Первый переходный период) оказалось благотворным для творчества — при гераклеопольских правителях наивысшего расцвета достигла классическая древнеегипетская литература. «Поучение царю Мерикара» — послание фараона Хети III своему сыну, содержащее практические рекомендации правителю по приближению вельмож и преданных выходцев из народа — было создано в этот период. Описания бедствий того времени можно найти в «Пророчестве Нефертити» и «Речении Ипувера» (которое также может относиться ко Второму переходному периоду), в котором говорится о резком изменении климата и снижении урожаев, а также о растерянности людей, не понимающих, как созданное богами государство может прийти к такому упадку.
Среднее царство
Когда последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами, они обнаружили, что последние вступили в союз с правителями соседнего с Фивами Копта. Богом фиванцев был Монту, почитавшийся в таких религиозных центрах этой провинции, как Гермонтис и Тод. Верховным богом Копта был Мин, древнейшее египетское антропоморфное божество, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе — городе, расположенном на полпути между Фивами и дельтой. Храмовый комплекс фиванцев был перенесен в Карнак. Цари XI династии, носившие имена Интеф (Антеф) и Ментухотеп, отдавали предпочтение богу Монту, а верховным богом правителей XII династии, носивших имена Аменемхет и Сенусерт, стал Амон. При фараонах этих двух династий Фивы превратились в признанную религиозную столицу Среднего царства. Интефы и Ментухотепы разместили поблизости свою резиденцию, а у подножия западных гор, напротив Карнака, — царские усыпальницы.
Основатель XII династии Аменемхет I (ок. 1991—1962 до н. э.) был, по-видимому, узурпатором. Будучи визирем при дворе последнего Ментухотепа, он захватил власть в отсутствие законного наследника. Хотя он правил в течение 30 лет, его положение на престоле было непрочным. На двадцатом году царствования он назначил соправителем сына Сенусерта I, что показательно демонстрирует желание гарантировать преемственность власти. Когда Сенусерту отправился на войну, фараон был убит, как и позднее Аменемхет II (1911—1879 гг. до н. э.).
Резиденцией фараонов XII династии стала крепость Ит-Тауи, расположенная примерно в 30 км к югу от Мемфиса. Отсюда было удобно руководить строительными и иными общественными работами, восстановлением торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев — постоянного источника беспокойств. Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении — была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога.
Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849—1801 до н. э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления Аменемхета III функционирует до сих пор.
В период Среднего царства в Египте продолжается развитие технологий: усовершенствуется обработка земли, происходит освоение бронзы. Весь народ Египта делился на две части: трудовое население относилось к категории «царских людей», а чиновники государственного аппарата составляли элиту. Такие общественные отношения лишь претерпев некоторые изменения просуществовали в Египте вплоть до нач. I тыс. до н. э.
Второй переходный период
Как и в эпоху VI династии, Египет времен Среднего царства пришёл в упадок из-за ряда слабых правителей. Имя последнего фараона XII династии неизвестно, а следующая XIII династия насчитывает свыше 50 правителей. Их резиденция по-прежнему находилась в Иттауи, и они продолжали поклоняться файюмскому богу-крокодилу Себеку. На то же время приходится череда быстро сменявшихся 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в дельте. Именно в этот смутный период в Нижний Египет стали проникать многочисленные азиатские племена. Семитские имена нескольких фараонов XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже занимали трон.
Около 1725 до н. э. эти пришельцы, которых египтяне называли чужеземными правителями, а Манефон — гиксосами (досл. «цари-пастухи»), опустошили дельту. Спустя 50 лет один из их вождей взошёл на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и разрушители. Им удалось захватить значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добиться союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское иго.
Фараоны XV и XVI династий происходили из гиксосов, утвердивших новую столицу в городе Аварис (егип. Хат-Урат, совр. Телль эль-Даба). Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними шла борьба за трон. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов, которых они так и не сумели подчинить. Памятники того периода немногочисленны, однако этой эпохой датируется большое число находок скарабеев — вырезанных из камня жуков с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений о фараонах XV и XVI династий.
Около 1600 до н. э. Камос, последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету приближенных он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису — своему опорному пункту на границе с Палестиной. Камос умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос I (ок. 1580—1559 до н. э.), которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он захватил и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.
Новое царство
Возвышение в период XVIII династии
Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь ещё одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира.
Внук Яхмоса Тутмос I расширил пределы страны как в южном, так и в северном направлении. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью. Его внук Тутмос III был величайшим из всех египетских фараонов, однако ещё в детстве был оттеснен с трона своей мачехой, царицей Хатшепсут, двадцатилетнее правление которой отмечено значительными успехами во внешней торговле (снаряжение экспедиции в Пунт) и архитектуре (строительство зодчим Сенмутом заупокойного храма Хатшепсут Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри), при этом царица, по всей видимости, организовала по меньшей мере два полноценных военных похода. После смерти Хатшепсут Тутмос III, получив единоличную власть, сам предпринял 17 походов в Азию и, отличившись в целом ряде сражений, начиная с битвы при Мегиддо, разгромил коалицию правителей Сирии и Палестины, оттеснил могущественное государство Митанни и подчинил большинство восточных соседей.
Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правление Аменхотепа III (ок. 1455—1419 до н. э.), пожинавшего плоды завоеваний Тутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта.
Реформа Эхнатона
К тому времени основой могущества царской власти была поддержка войска и жрецов бога Амона-Ра. Однако после прекращения войн в Азии государство нуждалось в новых опорах. После смерти Аменхотепа III трон занял его сын Аменхотеп IV, который вошёл в историю как религиозный реформатор. Свое имя он сменил на Эхнатон (Ахенатон) в знак отрицания своей связи с богом Амоном, на которую указывало имя Аменхотеп. Эхнатон упразднил почитание бога Амона, удалился в основанную им близ Гермополя новую столицу Ахетатон (её развалины в настоящее время носят название Эль-Амарна) и провозгласил культ единственного истинного бога Атона, символом которого являлся солнечный диск. Могущественное жречество, связанное с культом Амона, было подавлено, храмы этого бога закрыты, и даже его изображения были стесаны или уничтожены.
Борьба с традиционной религией продолжалась 17 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Катастрофой для Египта обернулось его пренебрежение прямыми царскими обязанностями. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались тем, что Эхнатон ослабил бразды государственного правления. Такая ситуация предоставляла долгожданную возможность сбросить обременительное иго. Несколько преданных фараону номархов обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда их письма (сохранившиеся на табличках из Эль-Амарны) остались без ответа, они прекратили свои безуспешные попытки. От огромной державы, с таким трудом создававшейся предшественниками Эхнатона, практически ничего не осталось. Семенехкара (1348-47 гг. до н. э.) через некоторое время восстановил культ Амона и старым богам было возвращено их прежнее положение.
О богатстве Египта в эпоху правления XVIII династии можно составить представление по находкам сокровищ в открытой в 1922 гробнице Тутанхамона — зятя Эхнатона. Реальными правителями во время его царствования (ок. 1400—1392 до н. э.) были прежний верховный жрец Атона Эйе и главный военачальник Эхнатона Хоремхеб. После смерти юного фараона его вдове Анхесенамон предложил выйти замуж сын хеттского царя Суппилулиумы I, однако был убит египетской знатью. После с Анхесенамон выступил в брак Эйе, который считается последним царем XVIII династии, а Суппилулиума I полностью изгнал египтян из Азии.
XIX и XX династии
После выдвинувшегося на первый план за счёт своих хеттских походов Хоремхеб, основателя новой XIX династии, на троне оказался немолодой Рамсес I. В правление его сына Сети I (примерно 1337—1317 до н. э.) под власть Египта вернулись Палестина, Финикия и южно-центральная Сирия. Рамсес (Рамзес) II Великий (ок. 1317—1251 до н. э.) также воевал на этих территориях, то возвращая их под свою власть, то вновь теряя, а основным соперником Египта оставалось Хеттское царство. Однако возрожденная «держава» была столь непрочной, что Рамсес II счел целесообразным подписать договор о мире с Хаттусили III, царем могущественных хеттов, занявших принадлежавшее прежде египтянам место властителей Западной Азии.
За долгим правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций разных народов в Центральное Средиземноморье. Преемникам этого царя пришлось испытать вторжения ливийцев с запада, а Рамсес III (ок. 1204—1173 до н. э.), второй царь XX династии, столкнулся на севере и востоке с мощным союзом не родственных между собой племен-завоевателей — т. н. «народов моря», чьего натиска не выдержали даже могущественные хетты. Рамсес III успешно противостоял их полчищам, но его продолжительное пребывание на троне было омрачено войнами, восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. Рамсес III был последним великим правителем эпохи Нового царства. Около 1075 г. до н. э. после смерти последнего фараона XX династии Рамсеса XI, Египет распадается на две части — Фиванскую область во главе с верховным жрецом Амона Херихором, и объединяющее в себе Средний и Нижний Египет государство с центром в г. Танис.
Третий переходный период
В начале Третьего переходного периода южная часть Египта остается под властью наследников Херихора, а в среднем и Нижнем Египте правит XXI династия. В это время в ряде номов этих районов возывышаются бывшие ливийские военные предводители, осевших в Египте ещё в эпоху Нового царства. Один из них, Шешонк I в 945 г. до н. э. захватывает трон и становится основателем XXII династии, известную как «ливийская». Успешные попытки централизованого объединения приводят к тому, что Шешонку удается предпринять после смерти царя Израиля Соломона успешный поход на Палестину в 925 г. до н. э., однако уже его сын Осоркон I терпит поражение от царя Иудеи Асы приблизитеольно в 897 г. до н. э., а ко второй половине VIII в. до н. э. уже Египет перестает быть единым государством.
Усилившийся правитель из Саиса Тефнахт устанавливает твердую власть XXIV династии над дельтой Нила и районом Мемфиса (727—720 гг. до н. э.), а его преемник Бокхорис издает ряд законов, направленных против долгового рабства. Однако уже в 715 г. до н. э. к власти пришёл Шабака из XXV династии, самым значительным из фараонов которой был Тахарка (690—664 гг. до н. э.), объединивший Нубию и Египет в единое государство. Он также пытался соперничать с Ассирией и в итоге её царь Ассархаддон завоевал Египет в 671 г. до н. э.
Ассирийцы не стремились выстроить в Египте постоянную систему власти и удовлетворились признанием зависимости местных правителей. В «Истории» Геродота этот период называется «додекархия», то есть правление двенадцати царей, деливших страну между собой. В 663 г. один из них, Псамметих I, воспользовавшись войной Ассирия с другим правителем — Танутамоном, начинает расширять свои владения и вскоре контролирует дельту Нила, а к 656 г. до н. э. объединяет весь Египет, включая давно автономные Фивы и основывет XXVI династью, введя Египет в период «Саисского возрождения».
Позднее царство
На правление Псамметиха I приходится волна нашествия кочевников-скифов, не задевших сам Египет, но значительно ослабивших Ассирийское государство, чем и воспользовались фараоны. В 610 г. до н. э. Нехо II занял всю территорию Восточного Средиземноморья, однако уже в 600 г. до н. э. оказывается вытесненным оттуда вавилонским царем Навуходоносором II. Усиливающееся влияние Вавилона на внутреннюю политику Египта в итоге приводит к воцарению поддерживаемого вавилонянами военачальника Яхмоса (Амасиса), который после смерти Навуходоноссора прерывает контакты с государством Междуречья. Около 560 г. до н. э. он захватывает Кипр, а город Навкратис становится крупнейшим торовым центром. Благодаря этому налаживаются тесные контакты с греками, в произведениях которых можно найти много упоминаний о фараоне Амасисе.
К середине 520-х гг. до н. э. Египет остается единственным государством, не зависимым от Персии, однако в 526 г. до н. э. после смерти Амасиса персидский царь Камбис начинает войну против Египта и в итоге становится основателем новой XXVII персидской династии фараонов. Немалую роль в поражении египтян сыграли, по-видимому, неудачная дипломатическая политика Амасиса (Египет фактически оказался один на один с грозным соперником) и предательство видных египетских сановников (например, начальника флота Уджагорресента.
Господство персов, длившееся более века, окончилось в 404 г. до н. э., когда правитель из Саиса Амитрей, считающийся единственным правителем XXVIII династии, поднял восстание и изгнал их.
В 398 г. до н. э. к власти пришла XXIX династия из Мендеса, а уже в 380 г. до н. э. — XXX династия из Севенниты, к которой принадлежал отразивший новое персидское вторжение Нектанеб I. Но в 343 г. до н. э. Египет уже не смог воспротивится новому вторжению во главе с Артаксерксом III. Персидское владычество окончилось лишь со вступлением в Египет в конце 332 г. до н. э. войск Александра Великого, положившим начало нового эллинистического периода истории страны.
Причины упадка
В XI веке до н. э. трон занял военачальник Херихор, бывший одновременно верховным жрецом Амона. При нём Древний Египет превратился в теократическое государство, важные общественные и частные дела стали решаться путём прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывавший в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царём Верхнего и Нижнего Египта. Приходящая в упадок держава утратила Нубию.
Ключевые позиции в аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам — вождям призванных властями наёмных воинских отрядов и потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н. э. один из таких ливийцев, чей род гордился тем, что уже семь его поколений проживали в Гераклеополе, захватил трон в Бубастисе (совр. развалины Телль-Баста) в области Дельты и принял имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов египетский престол достался чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII (Ливийской) династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка. Представители царской власти пытались укрепить своё влияние союзом с религиозными институтами. Наследник престола назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога.
Тем временем крепло молодое Нубийское царство Куш, и ок. 730 до н. э. его доблестный правитель Пи (Пианхи), следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом Гермополь Великий и Мемфис и захватил трон. Представители XXV (Эфиопской) династии пытались править страной из столицы Куша Напата, но позже фараон этой династии Тахарка (ок. 689—663 до н. э.) был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н. э. войско Тахарка было разбито ассирийским царём Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамона, и разорил столицу Египта — Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны расположенного в Дельте Саиса. Они получили короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псамметихе I (ок. 663-610 до н. э.), основателе и первом фараоне XXVI (Саисской) династии, многие разорённые ассирийцами города были отстроены заново. Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времён, в первую очередь сооружения эпохи пирамид.
Теперь иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты торговые поселения, и во время царствования Псамметиха II там был построен знаменитый греческий город Навкратис. Яхмос II, или Амасис (ок. 569-525 до н. э.), вслед за отцом проводил прогреческую политику, возможно, надеясь на поддержку Греции в противостоянии нарастающей угрозе с востока. После его смерти кризис достиг апогея, и на Египет двинулись персы. Его преемник Псамметих III (ок. 526-525 до н. э.) был разбит в 525 до н. э. при Пелусии персидским царём Камбисом II, захватившим Египет вплоть до Нубии и провозгласившим себя фараоном, а завоёванную территорию — провинцией Персии. Таким образом к власти пришли фараоны XXVII (Персидской) династии, и это означало конец существования независимого Египта. Несмотря на ряд восстаний, в результате которых египтянам удавалось изгнать персов (ок. 404 до н. э. страна получила независимость на целых 60 лет), Египет оставался персидской провинцией вплоть до его завоевания в 332 год до н. э. Александром Великим.
Ссылки
brokgauz.academic.ru
Додинастический период. Культура Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Индийская культурно-историческая традиция
1.1 Ведический период
По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII-VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс...
Исполнительское творчество "Deep Purple" и "Led Zeppelin"
1.1 Ранний период
«Deep Purple» английская хард-рок-группа. Была образована в 1968 в Англии. В ее состав вошли: Род Эванс (Rod Evans) (р. 19 января 1945, Эдинбург; вокал), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) (р. 14 апреля 1945, Эйвон; гитара), Джон Лорд (Jon Lord) (р. 9 июня 1941, Лейсестер; клавишные)...
Клод Лоррен
1.4 Поздний период
В последние десятилетия (1660--80) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. Фигуры часто помещает в воображаемые строения; тематически -- это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия (например, "Пейзаж с Энеем на Делосе"...
Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского
9. ПЕРИОД БАУХАУЗА
В конце 1921 года Кандинский был направлен в Германию для создания международного отдела Российской Академии. Будучи вице-президентом Академии, он получил приглашение преподовать в новом учебном центре - Баузаузе...
Культура античного мира: культура Древней Греции
6.1 Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)
Самые ранние каменные статуи (начало VII в. до н.э.) были высечены в простой, монументальной манере, подражавшей стилю Крита и Египта. Фигуры изображались в застывших позах, с выставленной вперед левой ногой и руками, почти прижатыми к бокам...
Культура Древнего Египта
Додинастический период
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений...
Культура Древнего Рима
2. Царский период
Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои -- города на северо-западном побережье Малой Азии -- некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать...
Культура Древнего Рима
3. Период Республики
В эпоху ранней Республики (конец VI -- начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии...
Культура Древнего Рима
4. Период империи
Эпоха ранней империи -- принципата (конец I в. до н. э. -- II в. н. э.) -- время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы...
Период Мин XIV-XIX
1. Период Мин XIV-XIX
Прежде, чем углубиться в изучение архитектуры, необходимо дать характеристику социально-экономического и политического развития, рассматриваемых периодов, повлиявших на развитие искусства в стране...
Славянская культура. Русские календарные праздники
2. Весенний период
...
Славянская культура. Русские календарные праздники
4. Осенний период
культура праздничный календарный...
Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур
1.2 Доклассический период
В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На рубеже III- II тыс. до н.э...
Творческий метод Джованни Пиранези
1.1 Венецианский период
В городке Мольяно близ Венеции 4 октября 1720 года в семье каменщика Анджело из Пирано родился будущий художник Джованни-Баттиста Пиранези. Мать Джованни Лаура была сестрой инженера и архитектора Маттео Луккези...
Творчество Пабло Пикассо
2. “Голубой период”
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в Барселону с завершенными и начатыми полотнами, написанными в совершенно иной манере, чем та...
cult.bobrodobro.ru
Реферат Додинастический Египет
скачать
Реферат на тему:
План:
Введение
1 Появление в Египте земледелия
2 Первый додинастический период
3 Второй додинастический период
4 «Нулевая династия» и объединение Египта
Примечания
Введение
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — Амратский (Накада I, Первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и Герзейский (Накада ΙΙ, Второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой Нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (что и сделал Нармер).
1. Появление в Египте земледелия
В VIII-VII тысячелетии на территории зеленой тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся Тасийская и Бадарийская, энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна ее грубая лепная керамика.
2. Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену Бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит культура Амратская (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
3. Второй додинастический период
.
В середине IV тысячелетия Амратскую культуру сменяет Герзейская. Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганистанский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
4. «Нулевая династия» и объединение Египта
Палетка Нармера
и Нулевая династия (Древний Египет).
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны еще более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Примечания
(англ.) Inscriptions Suggest Egyptians Could Have Been First to Write - query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9800E6D7153DF935A25751C1A96E958260&n=Top/Reference/Times Topics/Subjects/R/Reading and Writing Skills, The New York Times (16 December 1998).