Государственное устройство древнего рима. § 13. Древнейшее государственное устройство Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3.3 Территориальное устройство. Государственное устройство древнего рима


§ 13. Древнейшее государственное устройство Рима

§ 13. Познакомившись со строем древнейшего римского общества, мы можем лучше понять и устройство древнейшего Римского государства. Скудость источников дозволяет нам представить только краткий очерк этого устройства.

Древнейшее государственное устройство состояло из трех органов: царя, сената и народного собрания.

§§ 14-16. Царь*(39)

§ 14. Основание царской власти.Была ли царская власть в Риме выборной или наследственной? На этот вопрос наши источники не дают ясного и надежного ответа. Наиболее вероятный вывод из них (подкрепляемый и сравнительной историей права) тот, что в Древнем Риме, как и у других индоевропейских народов, в народе сохранялось убеждение, что царская власть должна быть наследственна. Но в действительности этот принцип был часто нарушаем по разным причинам: царь умирал без потомства; могущественный узурпатор захватывал власть силой или благодаря иным влияниям (богатству, уму, поддержке влиятельных родов). В таком случае власть царя основывалась на выборе. Но кто имел право выбирать и каким порядком, это едва ли было определено в то время так точно и подробно, как рассказывают римские писатели: история других народов показывает, что даже при сравнительно более высокой степени развития народа избрание главы государства не совершается с соблюдением таких подробных и точных правил, какие соблюдались, по словам римских писателей, при избрании римского царя. Да и из рассказа самих римских писателей о вступлении на престол отдельных царей видно, что эти правила почти никогда не соблюдались вполне. Вероятнее всего, что хотя некоторые из них и соблюдались, но не считались необходимыми, так что царь, вступивший на престол без соблюдения их, все-таки считался законным царем.

Избрание царя, по рассказам римских писателей, состояло из следующих четырех актов: interregnum, creatio regis, inauguratio и auctoritas patram или lex curiata de imperio*(40). После смерти царя из числа сенаторов десять лиц облекались властью управлять государством и озаботиться приисканием кандидата в цари. Эти десять отправляли свою обязанность по очереди (по 5 дней). По истечении срока назначались новые 10 сенаторов, и т.д. впредь до избрания царя. Эти 10 правителей назывались interreges, а время их правления interregnum*(41). Interreges избирались только из патрициев.

По соглашению с сенатом междуцари избирали кандидата в цари, который затем подвергался выбору в куриатном собрании (creatio regis)*(42).

По избрании царя совершался третий акт: ауспиции, с целью узнать, одобряют ли боги его выбор. Этот акт назывался inauguratio*(43). Инаугурация совершалась в присутствии народного собрания.

Наконец, некоторые римские писатели говорят, что был еще четвертый акт, который они называют различно. Ливии говорит, что избранный царь должен был получить еще auctoritas patrum (1, 17. 22. 33), Дионисий - утверждение патрициев (2, 60), Цицерон - облечение властью посредством особого постановления куриатного собрания, так называемого lex curiata de imperio (Rep. 2, 13. 17. 18. 20. 21). Существовал ли этот акт при избрании царя и в чем он заключался, этого, по неудовлетворительности источников, выяснить невозможно.

studfiles.net

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...........…...... 2

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме ................................................. 4

1.1. История возникновения Древнего Рима ……….…………………………...…….. 4

1.2. Предпосылки возникновения государства, его признаки ....................................... 8

Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима в царский период …………. 13

2.1. Общественные отношения ………………….……….…..…………………..……. 13

2.2. Государственный строй …..………………………………….……………..…....... 16

2.3. Государственные должности и замещения ………………….…….…………..... 18

Глава 3. Образование Римской республики. Государственное устройство Древнего Рима в период республики …………………………………………….………….....… 19

Глава 4. Образование Римской империи. Государственное устройство Древнего Рима в период империи …………………………………………………….…...……... 23

4.1. Принципат ……………………………………………………………………….…. 24

4.2. Доминат …………………………………………………………………………...... 26

4.3. Падение Римской империи ……………………………………………………..…. 28

Заключение ………………………………………………………………………….…. 30

Список использованной литературы ……………………………………............….. 33

Введение

Актуальность темы исследования. Римское государство сложилось гораздо позже других древних государств. Но, несмотря на этот факт, оно достигло значительных результатов в экономической и политической областях, а так же в области культурного наследия. Изучение истории римского общества подразумевает исследование основных сторон его развития и выявления специфических, присущих только Риму черт. Продолжительность римской истории составляет более 12 веков. В течение этого времени Рим быстро развивался. Развитие империи привело к тому, что Рим в короткий срок подчинил себе всю Италию, а также большую территорию Средиземноморского бассейна. Именно специфика процесса развития древнеримской государственности определяет актуальность темы, так как Рим на протяжении своей истории прошел развитие от царства до империи.

История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии можно выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Степень научной разработанности. Литературные данные о возникновении Рима противоречивы. Это отмечают античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорил, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию. История образования древнеримского государства подлежит изучению на базе существующих мифов, легенд и преданий, что представляет определенную сложность в изложении исторических предположений.

Объектами исследования являются периоды становления Римской империи, а также предпосылки возникновения государства.

Предметом исследования является становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме.

Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:

- анализ признаков государства Древнего Рима;

- рассмотрение предпосылок возникновения государства;

- изучение этапов развития государства;

- анализ становления государства.

Задачи исследования определяют его структуру.Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

studfiles.net

3.3 Территориальное устройство. Государственное устройство в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

§ 5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Территориальной единицей признается обособленная часть терри-тории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами...

Амдминистративно-территориальное деление государства

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика - унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями...

Амдминистративно-территориальное деление государства

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства...

Амдминистративно-территориальное деление государства

4. Административно-территориальное устройство КНР

КНР является самым большим по численности государством в мире, где проживает более 55 различных национальностей, и третьим государством по размерам территории. Современный Китай - унитарное государство...

Конституционное право Бельгии

§ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному...

Конституционное право Великобритании

4. Территориальное устройство Великобритании

Статус Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Великобритания представляет собой государство, состоящее из Англии и ряда других территорий. Основными среди них являются Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия...

Конституционное право зарубежных стран

4. Территориальное устройство испании

4.1 Конституционный статус автономных сообществ По форме территориального устройства Испания, также как и Италия, является унитарным государством с широкой автономией. Территориальное деление страны является трехзвенным...

Конституционное право Королевства Испании

5. Территориальное устройство Испании

Согласно конституции 1978 года, Испания является государством автономий. Государство автономий представляет собой особую модель государственно-территориального устройства, вариант так называемого регионального (составного) государства...

Конституционное право Чехии

§ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление

Чехия - унитарное государство. Территория страны делится на области, районы и города. В соответствии с ст.8 Конституции Чехии гарантируется самоуправление территориальных самоуправляющихся единиц...

Конституционный строй Республики Беларусь

2 Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

В соответствии со статьей 9 Конституции Республики Беларусь «Территория РБ является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа …». Территория Республики Беларусь - пространство...

Понятие и формы государственного устройства

3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь является территория Республики Беларусь (ст. 9)...

Правовые основы территориальной организации местного самоуправления и их реализация

1.2 Территориальное устройство местного самоуправления современной России

В сфере территориальной организации местного самоуправления следует также четче определиться с понятием муниципальное образование. Правовое определение его в настоящее время отсутствует. Федеральным законом от 28 августа 1995 г...

Территориальное устройство Великобритании

Территориальное устройство Великобритании и Северной Ирландии

Государство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии...

Федеративные государства в арабском мире, их особенности

1. Политико-территориальное устройство государства

Политико-территориальное устройство государства - это организация государственной власти (а не иной) по территориальному признаку. Такое понятие характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями...

Форма территориального (государственного) устройства

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает...

pravo.bobrodobro.ru