ГЛАВА I. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Источники права древнего египта
Государственный строй древнеегипетского государства. Источники права Древнего Египта.
1. В период Раннего царства Начинает формироваться Государственный аппарат.
В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.
В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.
2. Особенность государственного строя Древнего царства Заключается В Централизации управления.
Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством.
Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.
Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.
После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.
3. Начало эпохи Среднего царства Характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти Способствует ограничение фараонами власти номархов - Происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, А Также воинство, охранявшее царя.
4, Основной чертой государственного строя в период Нового царства Становится Укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали заработами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.
5, Регулярной армии В Древнем царстве Не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства Возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве Идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается Постоянная боеспособная армия Из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.
Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов Наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.
Полицейские функции Сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.
6, Суд В Древнем Египте не был отделен от администрации.
В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.
Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.
Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.
Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:
1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
2) религиозные - убийство священных животных, чародейство:
3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание;
5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.
Вопрос 6
stydopedya.ru
ГЛАВА I. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
§1. Источники права Древнего Египта.
Древнейший источник права Египта - обычаи и традиции. Существовали и кодифицированные законы. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту: по преданию, при основании древнего государства он вручил жрецам 42 священные книги, из которых 12 определяли прерогативы царя и законы правления.
Как сообщает Диодор Сицилийский, первым законодателем Египта был первый царь первой династии Мневис, вторым - царь Сахизис. Диодор и Геродот передают, что он опубликовал закон, согласно которому, воспрещались займы без предоставления в залог мумии отца должника или собственной мумии получателя займа, которую нельзя было переносить в усыпальницу по смерти должника, пока не уплачен долг.
Значительная законотворческая деятельность проводилась в царствование Рамзеса II (XII в. до н.э.). Наконец в VIII в. до н.э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоящий из 8 книг - 40 свитков. Этими законами впервые было запрещено долговое рабство, а крестьянам разрешалось продавать свои наделы. Большое место в кодексе отводится регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам. Кодексы эти содержались в архивах «6 палат» как величайшая святыня.
По словам Геродота, египтяне впервые выразили мысль о бессмертии человеческой души - причем душа бессмертна не как часть природы, а как нечто иное - дух самостоятелен сам для себя. Египетское религиозное право распространялось на индивида и после смерти: главным изображением на гробницах является суд в царстве мертвых: бог Озирис представлен с весами; перед ним стоит душа умершего. Кроме того, умершему вручались документы на его прижизненные покупки: было найдено множество мумий с папирусами под мышкой - папирусы оказались купчими документами на земельные участки и тому подобными актами, в которых строго указывалось все, даже канцелярские издержки при оформлении купчей.
§2. Система права Древнего Египта.
Обязательственное право. Долгое время в Египте договоры заключались в устной форме, подкрепляясь торжественной клятвой, произносимой перед жрецами и должностными лицами. Лишь при Бокхорисе договоры освобождаются от религиозной оболочки и появляются письменные акты. Договор купли-продажи получает значительное распространение с развитием товарно-денежного оборота. Купля-продажа земли или строений была формализованной и совершалась в три последовательных этапа: 1) соглашение между покупателем и продавцом о предмете продажи с указанием на то, что платеж произведен полностью; 2) подтверждение договора клятвой, которую давал продавец; 3) ввод покупателя во владение землей, что происходило перед судом, и регистрация имени покупателя вместо имени продавца в поземельной книге. Право собственности переходило лишь с передачей вещи, т.е. вводом во владение землей.
Договор займа. Объектом его были как деньги, так и продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила до издания законов Бокхориса личность должника или его родственника. Кредитор мог при неуплате долга в срок обратить в рабство должника или «заложенное лицо». Допускался залог мумий. Законами Бокхориса долговое рабство было отменено.
Заключались договоры найма имущества: передачи имущества во временное возмездное пользование нанимателя. Имели место договоры товарищества, по которым участники объединяли свои средства для достижения общей материальной цели. Встречались договоры поклажи (хранения чужих вещей), хранение было бесплатным; поклажа реализовывалась как добрсоседская сделка, поставленная под покровительство религии.
Семейное и наследственное право. Семья в Египте характеризуется сохранением значительных пережитков матриархата. Широко распространены браки между братьями и сестрами. Дети именовались не по отчеству, а по имени матери, сын матери и брат матери пользовались большим почетом среди родни. Женщина занимала в доме высокое положение («владычица дома»). Брак оформлялся договором, по которому женщина выступала полноценным субъектом права. По брачному договору жена сохраняла свое собственное имущество, и муж обязывался платить ей определенные суммы на ее личные расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на имущество мужа. Совершенно свободным был развод. В случае развода по инициативе женщины, она обычно получала определенную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Однако, когда развод происходил по настоянию мужа, все его имущество переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми: все дети наследовали поровну и дочери приравнивались к сыновьям.
Начиная с 5-ой династии, женщина уже не признается равной мужу. Допускалось многоженство. У зажиточных египтян появились гаремы.
Египетскому праву известно было и завещание. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно раздела долей и относительно имущества, предназначенного пережившему супругу. Он мог также по завещанию установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязательства приносить жертвы богам после его смерти.
Уголовное право. Кровная месть после образования государства была отменена. Наказания были суровы, смертная казнь применялась очень широко, совершаясь в форме сожжения или посажения на кол. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право покончить жизнь самоубийством. По законам Бокхориса смертная казнь могла быть заменена продажей в рабство.
Помимо смертной казни применялись членовредительские наказания: отрезания ушей, носа, рук, языка, кастрация и т.п., наказания принудительными работами, заключение в тюрьму. Были и бесчестящие наказания - выставление виновного к позорному столбу.
Малейшие посягательства на основы государственного строя карались беспощадно: в случае измены, заговора, восстания против государства, казни подвергался не только непосредственный виновник, но и его мать, сестры, вся семья. При этом мятежник лишался права погребения - его тело уничтожали. Тяжким преступлением считалось и нарушение правил религиозного культа - за это также полагалась смертная казнь. К таким преступлениям относились: умышленное убийство животного, посвященного Богу (ибиса, кошки, совы), выбрасывание нечистот в Нил, откапывание могил, погребение в запретной зоне. Смертная казнь полагалась за чародейство. Одним из самых тяжелых преступлений считалось околдовывание человека магическими заклинаниями или напитками.
За разглашение государственной тайны отрубали язык. Наказуем был и подлог, за что отрубали руку. За подделку печатей, монет, употребление фальшивых мер и весов отрубали обе руки. Влекли смертную казнь также убийство, клятвопреступление, а иногда - ложный донос. Суровое наказание влекла кража - за кражу скота полагалось отрубать руку, а за кражу скота, принадлежащего храму - изувечивать виновного и отдавать в рабство. Кража в гробницах каралась отрезанием ушей, носа и посажением на кол.
Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.
В случае прелюбодеяния женщине отрезали кончик носа, а ее соучастника подвергали кастрации. Такая же участь ждала виновного в изнасиловании.
ГЛАВА II. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.
Общественный строй
Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч.
Первичную классификацию категорий населения можно представить следующим образом:
СВОБОДНЫЕ
ЗАВИСИМЫЕ
Полноправ
ные общин
ники
царские люди
зависимые земледельцы (гуруши)
рабы
1-я категория
(авилум) полноправ
ные
2-я категория (мушкенум) неполноправ
ные
их оганизовывали в рабочие группы для возделывания царско-храмовых земель (псевдолатифун
дий)
пленные, преступни
ки,
рожденные в рабстве
за долги
получали жалованье в виде «должност
ных наделов»
им выдавались неотчуждаемые обязательные наделы, за пользование которыми они выплачивали в казну долю урожая
В судебнике Хаммурапи акцентируется внимание на правовом положении трех групп людей: полноправных (авилум), неполноправных (мушкенум) и рабов. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в предписаниях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный личности мушкенума, штраф был меньше, чем за вред, претерпеваемый полноправным. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.
Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.
Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (отражавшаяся в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полноправными, а в административном плане, как утверждают источники[1]) зачастую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общинах Вавилонии и, в силу этого, не могли считаться полноправными.
Применялась и классификация свободного населения по профессиональному признаку. В эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др.
Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе, родственниками царя.
Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничество, которое было наделено землей – земля могла переходить по наследству или обращаться в, своего рода, пенсию.
Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи.
Среди свободных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.
Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая. Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками рабства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родителями; неоплатность должника. Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались особые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца. Впрочем, такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать или обменять раба.
По законам Вавилона, власть владельца раба не была четко ограничена, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой защитой. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ – такие дети считались свободными после смерти отца.
Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.
Личные права: казенному рабу и вольноотпущеннику дозволялось жениться на свободной, и дети от такого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ)
Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим тоном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
В более выгодном положении находились рабы-должники из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они, чаще всего, приравнивались по положению к младшим членам семьи. Если человек становился долговым рабом или был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из членов своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор отвечал по закону. В любом случае, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным
В целом, исходя из содержания Законов Хаммурапи, можно заключить, что основной целью законодателя являлась защита традиционных прав и имущества исконного вавилонского населения - особенно в тех случаях, когда личности или имуществу вавилонянина что-либо угрожало. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, недостающую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой. Вообще население и особенно полноправные обеспечивались максимальной поддержкой закона, выступавшего как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны - от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.
Источники права
Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, в том числе и судебный. Относительно рано появляется и другой источник права – закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных прецедентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе[2]. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Однако составленные Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.
Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, оканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывал 282 статьи[3]. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме сельскохозяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.
Законы Хаммурапи, в отличие от большинства восточных кодификаций, не содержат ярко выраженных религиозного и морализующего элементов. По своему назначению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные представления о справедливости. Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
stydopedia.ru
Право Древнего Египта — реферат
Реферат на тему «Право Древнего Египта»
Источники древнеегипетского права.
Правовые принципы и отдельные предписания египтян находили закрепление в разнообразных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, жреческих трактатах, храмовых хрониках, «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках и папирусах.
Древнейшим источником права был обычай, тесно связанный с религиозными нормами и мифическими предписаниями. По легенде, бог-луна, Тот, дал начало древнейшему законодательству, передав египетским жрецам 42 священные книги, 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам.
В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. Самого фараона приравнивали к весам.
Так как древние египтяне, выводили свое законодательство из божественных установлений, то и нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат — ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу — душе умершего).
Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.
Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующий живой источник своих законов. Возможно, именно потому, что застывший письменный закон был несовместим с божественным величеством фараона, который не мог ограничиваться в своих инициативах, попытки крупных систематизаций законодательства были так редки в истории права Древнего Египта. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех следующих фараонах: при фараоне первой правящей династии Менесе (конец IV тыс. до н. э.), при фараоне Сазихисе в эпоху Древнего царства, при фараоне ХХ династии Рамсесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бокхорисе (720–715 гг. до н. э.).
Французский египтолог Ж.-Ф. Шапмольон в своем кратком описании правления Рамсеса Великого указывает на то, что «он хотел упрочить благополучие его (Египта. — Е. Т.) жителей и обнародовал новые законы», среди которых «наиболее важным был тот, который предоставлял все классам его подданных право собственности во всей его полноте». Рамсес Великий разделил свое государство на 36 провинций, которыми управляли назначенные чиновники в соответствии «с полным кодексом писаных законов».
Фараон Бокхорис известен как крупный социальный реформатор и законодатель, деятельность которого послужила образцом для Солона в период проведения им реформ в Афинах (594 г. до н. э.). В кодексе Бокхориса, состоявшем из свитков папируса, большое место отводилось регламентации торговых сделок и иных договоров, фиксации формуляров частноправовых контрактов. От царских «законов» (хеп) отличались его «наказы», или инструкции (теп-ред), узаконения, регулировавшие должностное право и адресованные джати, жрецам, воинам, ремесленникам и др.
В целом ряде случаев силу источника права приобретали судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры. Так, известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) с царем Параху, главой государства Пунт (современное Сомали). Мирный договор 1296 г. до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержащим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров.
Гражданское право.
Право собственности.
В Древнем Египте существовал свод всех земель страны «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны по держателям полей на текущий год. Верховным собственником всей земли был фараон. Он мог даровать пахотную землю вместе с рабами и инвентарем, как вознаграждение за службу отдельным воинам, жрецам и другим своим подданным. Эти земельные пожалования «дом номарха» приобретали статус временного частного землевладения джет, хотя государственные чиновники продолжали взимать с них часть дохода. Постепенно такие землевладения становились частной собственностью «дом отца моего». Землевладение дом номарха было неделимо, те владельцу дома принадлежало и все остальное владение. Наследовать его можно было лишь в случае назначения на ту же самую должность, а также было запрещено пользоваться двумя должностными владениями, чтобы избежать неприятностей при исполнении связанных с правом владения обязанностей.
В состав царско-храмового хозяйства помимо землевладений входили царские виноградники, каменоломни, медные и серебряные рудники, зернохранилища и тд. Все водные источники в Древнем Египте считались собственностью фараона и облагались в местных хозяйствах особым налогом, который распространялся на воду не только в каналах, водоемах, колодцах, но и даже в бурдюках, а также на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались.
По преданиям, жрецы издревле владели третью земель Египта. Эта земля предназначалась для службы богам и предкам, проведения различных священных обрядов. Храмовое землевладение отличалось особым режимом: оно, как земля богов, находилось под вечным покровительством фараона, освобождалось от ряда налогов и повинностей.
Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов — они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.
Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост ксерпов. Земли крестьян тоже считались собственностью фараона, за их использование землевладельцы-общинники платили налог. Земельный надел мог наследоваться по мужской линии при условии правильного культивирования почвы наследодателем.
Особую категорию составляла семейная собственность. Она находилась под контролем старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность для погребальных целей. Существовала особая категория священных земель, на которых запрещалось возводить частные постройки или разбивать сады. К ней относились земли под дворцово-храмовыми сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц, например священных соколов.
Обязательственное право
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.
Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы.
Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.
Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720—715 гг. до н. э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва. Некоторые из этих реформ послужили, по всей видимости, образцом для подражания афинскому законодателю Солону (594 г. до н. э.). Сходны с ними также реформы китайского императора Уди (II В. н. э.), но это сходство носит уже случайный характер.
В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Широко были распространены договоры перевозки грузов. Владельцы судов, как правило, состояли на государственной службе и являлись материально ответственными лицами, вследствие чего были обязаны возмещать владельцу ущерб в случае утраты, гибели или порчи товара. Во время длительного пути груз охранялся воинами соответствующих гарнизонов. При получении груза в пункте назначения местные работники в обязательном порядке должны были послать в столицу отчет о получении и распределении груза.
За нарушение обязательств древнеегипетским законодательством предусматривался штраф в размере двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В этих случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение.
Семейное право
Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.
Положение женщины в Древнем Египте существенно отличалось независимостью от положения женщин в других странах древности. Женщина играла значительную роль в социальной и хозяйственной жизни общества, занимала высокое положение в семье, была так называемой «владычицей дома».
Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданным из отцовского дома в дом жениха. Насилие и неверность с любой стороны обычно не допускались. Развод происходил по согласию или по причинам неверности или бесплодия. В поздний период женщина могла инициировать развод и имела покровительство закона в отношении раздела имущества. Иногда перед бракосочетанием достигалось соглашение, в котором женщина перечисляла свои собственные владения при вхождении в брачный союз, для того чтобы удержать их в случае развода.
Развод содействовал тому, что многие замужние египтянки становились одинокими в продуктивный период жизни, и потому сериальная моногамия была распространенной. Есть свидетельства, что множество бракосочетаний умерялось, по крайней мере, для мужчин, хотя это, вероятно, вело к заточению (удержанию) жен в обособленные дома.
Семья со многими детьми считалась идеалом. Дети именовались «штатными помощниками пожилых». Типическое домовое сообщество поддерживало овдовевших родителей и неженатых родственников. Были и приемные дети.
Для статусных отношений весьма характерным было равноправие Мужчины И ЖенщиныВ частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII В. до н. э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни.
О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.