Додинастический Египет. История — Путеводитель по Египту
Эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.).
Коллаж из шести додинастических артефактов из древнего Египта Madman2001, GNU 1.2
Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).
Появление в Египте земледелия
В VIII—VII тысячелетии до н. э. на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические культуры. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.
Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.
Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.
Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период
В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.
Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть.
Палетка Нармера Jeff Dahl, CC BY-SA 3.0
Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.
Сосуд с изображением корабля периода второй цивилизации Накада Guillaume Blanchard, CC BY-SA 1.0
Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
egypt-ru.touristgems.com
Додинастический период (Древний Египет) | 61vek вики
Додинастический период (конец X тыс. ПД — ок. 900 г. истории) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. X тыс. ПД), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. I тыс. истории). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 600 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — Амратский (Накада I, Первый додинастический; 1 пол. I тыс.) и Герзейский (Накада ΙΙ, Второй додинастический; сер. I тыс. — ок. 900 г.). Завершает его правление так называемой Нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (что и сделал Нармер).
Появление в Египте земледелия Править
В VII-VIII тысячелетии ПД на территории зеленой тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале X тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине X тысячелетия в Верхнем Египте относятся Тасийская и Бадарийская, энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (X тысячелетие ПД) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна ее грубая лепная керамика.
Первый додинастический период Править
На рубеже X тысячелетия ПД и I тысячелетия истории на смену Бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит культура Амратская (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период Править
В середине I тысячелетия Амратскую культуру сменяет Герзейская. Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганистанский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта Править
Палетка Нармера
В последние два столетия I тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 5898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны еще более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 900 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
ru.61vek.wikia.com
Додинастический период — WiKi
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).
Появление в Египте земледелия
В VIII—VII тысячелетии до н. э. на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические культуры. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.
Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.
Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.
Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период
В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.
Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.
Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Хронология
На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер, С. Хендрикс, Ф. Раффаэле.
Додинастический период и культура Негада. (даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделыпериода Культурыпериода ФазыНегада В. Кайзер[2]1957 г., 1990 г. С. Хендрикс[2]1996 г. Ф. Раффаэле[3]2002 г.
Ранний
Фаюм А, Бадари и др.
—
…
—
…
—
5200−3900
—
Амратская ранняя
Ia
…
—
…
—
3900− …
—
Ib
…
—
…
—
… −3750
—
Средний
Амратская поздняя
Ic
…
—
…
—
3750− …
—
IIa
… −3500
—
… −3500
—
… −3600
—
Герзейская ранняя
IIb
3500−3400
—
3500−3400
—
3600− …
—
Герзейская средняя
IIc
3400−3300
—
3400−3300
—
… −3400
00дин.
Поздний
Герзейская поздняя
IId1
3300−3250
—
3300−3250
—
3400− …
IId2
3250− …
—
3250−3200
—
… −3300
Семанийская
IIIa1
… −3200
—
3200−3150
00−0дин.
3300− …
IIIa2
3200−3120
00−0дин.
3150−3120
… −3200
IIIb1
3120−3080
3120−3050
3200− …
0дин.
IIIb2
3080−3060
—
… −3090/3060
Начало династического периода и культура Негада.
Раннединастический
IIIc1
3060−3020
I−IIдин.
3050−2950
I−IIдин.
3060−3000
Iдин.
IIIc2
3020−2950
—
3000−2920
IIIc3
—
—
—
—
2920−2860
IIId
—
—
—
—
2860−2710
IIдин.
Примечания
Литература
Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5. (рецензия книги: Солкиным В. В.)
Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3.
Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8. (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.
Ссылки
ru-wiki.org
Додинастический период (Древний Египет) Википедия
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).
Появление в Египте земледелия
В VIII—VII тысячелетии до н. э. на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические культуры. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.
Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.
Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.
Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период
В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.
Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.
Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Хронология
На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер, С. Хендрикс, Ф. Раффаэле.
Додинастический период и культура Негада. (даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделыпериода Культурыпериода ФазыНегада В. Кайзер[2]1957 г., 1990 г. С. Хендрикс[2]1996 г. Ф. Раффаэле[3]2002 г.
Ранний
Фаюм А, Бадари и др.
—
…
—
…
—
5200−3900
—
Амратская ранняя
Ia
…
—
…
—
3900− …
—
Ib
…
—
…
—
… −3750
—
Средний
Амратская поздняя
Ic
…
—
…
—
3750− …
—
IIa
… −3500
—
… −3500
—
… −3600
—
Герзейская ранняя
IIb
3500−3400
—
3500−3400
—
3600− …
—
Герзейская средняя
IIc
3400−3300
—
3400−3300
—
… −3400
00дин.
Поздний
Герзейская поздняя
IId1
3300−3250
—
3300−3250
—
3400− …
IId2
3250− …
—
3250−3200
—
… −3300
Семанийская
IIIa1
… −3200
—
3200−3150
00−0дин.
3300− …
IIIa2
3200−3120
00−0дин.
3150−3120
… −3200
IIIb1
3120−3080
3120−3050
3200− …
0дин.
IIIb2
3080−3060
—
… −3090/3060
Начало династического периода и культура Негада.
Раннединастический
IIIc1
3060−3020
I−IIдин.
3050−2950
I−IIдин.
3060−3000
Iдин.
IIIc2
3020−2950
—
3000−2920
IIIc3
—
—
—
—
2920−2860
IIId
—
—
—
—
2860−2710
IIдин.
Примечания
Литература
Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5. (рецензия книги: Солкиным В. В.)
Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3.
Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8. (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.
Ссылки
wikiredia.ru
Додинастический период (Древний Египет) - это... Что такое Додинастический период (Древний Египет)?
Додинастический период (конец V тыс. — ок.
3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.[1]). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Накада ΙΙ, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой нулевой династии, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).
Появление в Египте земледелия
В VIII—VII тысячелетии на территории зелёной тогда Сахары отчасти в связи с наступающей засухой начался распад афразийской языковой общности, и одна из их ветвей, объединявшая будущих египтян с ливийцами, двинулась на восток. Очевидно, в начале V тысячелетия племена египтян пришли в Египет, где уже проживали какие-то автохтоны, может быть, даже земледельцы, но не знавшие ирригации.
К середине V тысячелетия в Верхнем Египте относятся тасийская и бадарийская энеолитические, культуры. Тасийцы были земледельцы-скотоводы, однако основным источником пищи для них оставались охота и рыболовство. Они жили родовыми общинами и, вероятно, первыми начали проводить оросительные работы, самые примитивные. Представители культуры Бадари разводили не только мелкий, но и крупный рогатый скот, урожай хранили в специальных закромах (об этом позволяет судить появление домашней кошки, призванной защитить зерно от грызунов). Появились небольшие каналы, однако охота и рыболовство всё ещё сохраняли значение. Бадарийцы умели плавить медь, поступавшую с Синайского полуострова.
В Нижнем Египте к этому же периоду (V тысячелетие) принадлежит неолитическая Фаюмская культура, земледельческо-скотоводческая. Известна её грубая лепная керамика.
Если начало додинастического периода совпало с неолитическим субплювиалом — относительно влажным климатом, когда территория Сахары была покрыта зеленью, то ближе к его окончанию начинается засушливый климат, продолжающийся до наших дней, сопровождающийся расширением пустыни до её современной территории.
Первый додинастический период
На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Накада Ι). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.
Второй додинастический период
В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Накада ΙΙ (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.
«Нулевая династия» и объединение Египта
В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Накада II пришла Накада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединения номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историк Манефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою. Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение сокола Гора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.
Хронология
На сегодняшний день исследователями не определено чётких временных границ для культур и периодов додинастического Египта, в связи с этим в работах разных египтологов могут встречаться несколько различные датировки. Также существуют различия в названиях культур или их фаз, что дополнительно вносит запутанность для неспециалистов в этом вопросе. Учёные занимавшиеся/занимающиеся изучением хронологии культур протоегиптян — Ф. Питри, В. Кайзер (нем. Werner Kaiser), С. Хендрикс, Ф. Раффаэле.
Додинастический период и культура Накада.(даны приблизительные временные границы в годах до нашей эры)
Разделыпериода Культурыпериода ФазыНакада В. Кайзер[2]1957 г., 1990 г. С. Хендрикс[2]1996 г. Ф. Раффаэле[3]2002 г.
Ранний
Фаюм А, Бадари и др.
—
…
—
…
—
5200−3900
—
Амратская ранняя
Ia
…
—
…
—
3900− …
—
Ib
…
—
…
—
… −3750
—
Средний
Амратская поздняя
Ic
…
—
…
—
3750− …
—
IIa
… −3500
—
… −3500
—
… −3600
—
Герзейская ранняя
IIb
3500−3400
—
3500−3400
—
3600− …
—
Герзейская средняя
IIc
3400−3300
—
3400−3300
—
… −3400
00дин.
Поздний
Герзейская поздняя
IId1
3300−3250
—
3300−3250
—
3400− …
IId2
3250− …
—
3250−3200
—
… −3300
Семанийская
IIIa1
… −3200
—
3200−3150
00−0дин.
3300− …
IIIa2
3200−3120
00−0дин.
3150−3120
… −3200
IIIb1
3120−3080
3120−3050
3200− …
0дин.
IIIb2
3080−3060
—
… −3090/3060
Начало династического периода и культура Накада.
Раннединастический
IIIc1
3060−3020
I−IIдин.
3050−2950
I−IIдин.
3060−3000
Iдин.
IIIc2
3020−2950
—
3000−2920
IIIc3
—
—
—
—
2920−2860
IIId
—
—
—
—
2860−2710
IIдин.
Примечания
Литература
Крол А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с. — ISBN 5-7380-0210-5 (рецензия книги: Солкиным В. В.)
Прусаков Д. Б. Природа и человек в древнем Египте. — 1999.
Прусаков Д. Б. Раннее государство в древнем Египте. — М.: «Институт востоковедения РАН», 2001. — 176 с. — (Социоестественная история). — ISBN 5-89282-163-3
Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. — 2009.
Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. — М.: «Праксис», 2004. — 376 с. — (Historia rerum). — 1000 экз. — ISBN 5-901574-33-8 (рецензия книги: Прусаков Д. Б., Большаков А. О. Вестник древней истории. 2006, № 1. С. 191—201).
Midan-Reyns B. The Prehistory of Egypt. From the First Egyptians to the First Pharaohs. — Oxford, 2000.
Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. — London-New York: Routledge, 1999.
Ссылки
dic.academic.ru
Династический период
Династический период Египта включает в себя правление 30 династий. Хронология истории этой эпохи существования Египта поделена на множество этапов.
Хронология династического периода Египта
Ранее царство (I-II династия) - 3120-2778 гг. до н. э.
Древнее царство (III-VI династия) - 2778-2263 гг. до н. э.
Первый переходный период (VII-X династия) - 2263-2070 гг. до н. э.
Среднее царство (XI-XII династия) - 2160-1785 гг. до н. э.
Второй переходный период (XIII-XVII династия) - 1785-1580 гг. до н. э.
Новое царство (XVIII-XX династия) - 1580-1075 гг. до н. э.
Третий переходный период (XXI-XXVI династия) - 1075-656 гг. до н. э.
Позднее царство (XXVII-XXX династия) - 656-332 гг. до н. э.
Ранее царство
Ранее царство – время правления I и II династии (3120-2778 гг. до н. э.). Информации о первых династиях очень мало. Осталось всего несколько памятников и предметов, где указывается имена правителей того времени. Точно никто не знает имя первого фараона, но многие эксперты считают, что это был Нармер. Он сделал страну единой, объединив Верхний и Нижний Египет в 3100 г. до н. э. После этого стала проводиться интенсивная внешняя политика. Ведется успешная торговля с Сирией, Финикией и странами Синайского полуострова, а вот с азиатскими соседями фараоны I династии вступают в военное противостояние.
Древнее царство
Древнее царство – правление III-VI династий (2778-2263 гг. до н. э.). Джосер был первым фараоном III династии, он получил полномочия в 2780 г. до н.э. Во время его правления и последующих фараонов в Египте на 150 лет наступила эпоха процветания и стабильности. В стране начала активно развиваться архитектура. В это же время жил известнейший египетский архитектор Имхотеп, которому принадлежит идея построения громадной ступенчатой пирамиды. Династический Египет этого периода, также характеризуется тем, что появился сложный государственный аппарат, который жестко контролировался верховным правителем.
Фараоны 6 династии пытаются захватить новые территории. Пиопи I отправил войска в Нубию и Палестину в 2400-2375 гг. до н. э. Следующий правитель Пиопи II организовал военный поход тоже в Нубию в 2287-2193 гг. до н. э.
Первый переходный период
Первый переходный период – правление VII-X династий (2263-2070 гг. до н. э.). Государство распалось на части. Правители 7 династии управляли страной всего 70 дней, так написал Манефон. Фараоны IX и X династии смогли частично стабилизировать обстановку в стране, но их власть простиралась только до Среднего Египта. Например, Хети IV смог освободить крупную часть Нила от Азиатского господства. Фараонам этих династий также приходилось воевать с правителями Верхнего и Среднего Египта.
Несмотря на анархию в стране, в этот династический период Египта активно развивается древнеегипетская литература. Мир увидел письмена: «Поучение царю Мерикара», «Пророчестве Нефертити», «Речении Ипувера».
Среднее царство
Среднее царство – правление XI и XII династий (2160-1785 гг. до н. э.). В военном противостоянии фараоны X династии проиграли мятежным фиванским властителям, создавшим XI династию.
Следующую династию основал Аменемхет I благодаря захвату власти, правил с 1991 г. по 1962 г. до н. э. Фараоны XII династии начали восстанавливать торговые отношения с Палестиной и Сирией. Вторглись войсками в Нубию и захватили огромную ее часть. Аменемхет III (1849-1801 гг. до н. э.) реконструировал и улучшил оросительную систему, существовавшую в стране, и она работает до сих пор.
Второй переходный период
Второй переходный период – правление XIII-XVII династий (1785-1580 гг. до н. э.). Династический Египет обратно приходит в упадок. Фараоны XIII династии, которых насчитывалось 50, быстро освобождали трон. Недолго у власти и 72 правителя XIV династии продержались.
Гиксосы появились в Египете около 1725 г. до н.э. и начали грабить страну. Спустя пол столетия один из их вождей захватил египетский трон. Правители XV и XVI родом из гиксосов. Фиванские фараоны смогли защитить часть страны.
В 1600 до н.э. фиванский фараон Камос сумел избавить страну от чужеземцев. Его брат Яхмос (1580-1590 гг. до н.э.) создал XVIII династию и вернул Египту территорию, которая была у него в период Среднего царства.
Новое царство
Новое царство – правление XVIII-XX династий (1580-1075 гг. до н. э.). Тутмос внук Яхмоса захватил дополнительные территории для страны к северу и югу от границы. Тутмос III вообще совершил 17 военных вторжений в Азию. Одержал победу над армиями Палестины и Сирии. Подчинил больше половины восточных соседей. Династический период Египта, когда 32 года правил Аменхотепа III (1455-1419 гг. до н. э.) принес стране процветание и благоденствие.
Его сын Эхнатон не стремился контролировать ситуацию в стране. Этим воспользовались покоренные народы и Египет быстро потерял завоеванные страны.
Фараону XX династии Рамсесу III (1204-1173 гг. до н. э.) приходится воевать с армиями «народов моря» на востоке и севере.
В 1075 г. до н.э. Рамсеса XI умирает, и страна распадается на 2 части.
Третий переходный период
Третий переходный период – правление XXI-XXVI династий (1075-656 гг. до н. э.). Часть страны, в которую входит Нижний и Средний Египет контролирует XXI династия. Ливийский предводитель Шешонк I в 945 г. до н. э. захватывает власть и основывает XXII династию. В 925 г. до н. э. он ведет эффективную военную компанию против Палестины.
В 727-720 гг. до н. э. правитель Тефнахт создает XXIV династию и захватывает себе район Мемфис и дельту Нила. Фараон Тахарка (690-664 гг. до н. э.) смог объединить Египет и Нубию в единое целое.
Ассирийский царь Ассархаддон в 671 г. до н.э. покоряет Египет.
Фараон Псаметих I с 663 г. по 656 г. н.э. избавляет Египет от ассирийского ига.
Позднее царство
Позднее царство – правление XXVII-XXX династий (656-332 гг. до н. э.). В 526 г. до н.э. царь Персии Камбис нападает на Египет и побеждает и основывает XXVII династию фараонов. Династический Египет становится свободным в 404 г. до н.э., благодаря военным талантам правителя из Саисы Амитрея. В 380 г. н.э. приходит к власти XXX династия из Севенниты. В 332 г. до н.э. армия Александра македонского захватывает Египет.