Джинны (араб. جن) — духи в арабской мифологии, позже ставшие частью учений ислама, в которых выступают как правило в роли нечисти (как черти и бесы в христианстве). В доисламскую эпоху джинны у арабов почитались как боги. Согласно вероучению ислама, джины были созданы из чистого бездымного пламени, они не воспринимаемы ни одним из 5 основных чувств человека, живут параллельно с людьми, но появились раньше них и так же восприимчивы к вере/неверию в Аллаха.
Согласно арабской мифологии существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, сила, марид (малик). Самыми могущественными и злыми из них являются ифриты — джинны, повелевающие огнём, считаются слугами шайтана, которые могут серьёзно навредить людям[1]. Гуль — существо из арабских мифов, обычно женского пола, обитающее в пустынях и на кладбищах и питающееся свежей мертвечиной. Мариды (Малики) — джинны воздуха или воды, рациональные и разумные создания, номинальные монархи всех джиннов. Сила — слабейшие из джиннов, неспособные менять облик и крайне уязвимые к древесине (один удар деревянной палкой мгновенно убивает их).
В западной культуре джинн прежде всего известен из сборника сказок Тысяча и одна ночь как волшебный дух со скрещенными руками, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна.
В доисламской культуре
Согласно археологическим находкам, в северо-западной Аравии люди поклонялись джиннам как богам. В древней Пальмире люди поклонялись «джиннаям» — хорошим богам[2]. В частности тот факт, что раньше арабы-язычники поклонялись джиннам как богам, указывает сура из Корана:
Они установили родство между Ним [Аллахом] и джиннами, но джинны знают, что они будут собраны [для наказания]
Мекканцы поклонялись джиннам, делая им жертвоприношения[3].
В римской мифологии джиннам соответствуют гении, а в древнегреческой — даймоны, или демоны (др.-греч. δαίμων).[источник не указан 277 дней]
Джинны в исламе
Согласно вероучениям ислама, Аллах создал три вида разумных существ: Ангелов из света, людей из глины и джиннов из палящего пламени[4]. Слово происходит от арабского слова джанна ‘скрытый’. Таким образом, джинны невидимы для людей.
…Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени
Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану, который на тот момент ещё не был проклят и, являясь ученейшим и набожным джинном, был вхож в окружение ангелов) и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)»[5].
Как гласит вероучение ислама, джинны, как и люди, имеют выбор быть праведными или пойти по пути тьмы.
…Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне
Таким образом, среди джиннов есть праведные (мусульмане) и отступники, которые служат сатане, известные, как шайтаны. Многие джинны приняли ислам, когда услышали чтение Корана пророка Мухаммеда:
…Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: „Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу“».
Изображение джиннов из арабского манускрипта 14 века
Мусульмане верят, что многих людей ко лжи и многобожеству склонил Иблис (аналог Люцифера или сатаны в христианстве), джинн, который удостоен высших привилегий и лично был избран Аллахом жить в небесах вместе с ангелами, однако, опьянённый своей властью, ослушался приказа Бога и был изгнан из небес.
Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это — прямой путь. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
Джинны во многом схожи с людьми, они нуждаются в пище, женятся, имеют детей и умирают, Бог посылал им тоже пророков[6][7]. Хотя продолжительность жизни джинна гораздо больше, чем человека. Как и люди, джинны предстанут перед великим судом и праведные среди них попадут в рай[8].
По мнениям салафизма, Джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Также джинны способны овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делают это с целью нанесения вреда, или если влюбляются в человека. Для того, чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «БисмиЛляh».
Социальная организация джиннов во многом роднит их с человеком. У них есть своя семья, дети, цари, суды, свадьбы и прочие ритуалы[9]. Некоторые хадисы делят джиннов на 3 вида: те, кто умеют летать, похожих на змей, собак и тех, что непрерывно путешествуют[10]. Абдуллах ибн Масуд, сопровождающий пророка Мухаммеда, отмечал, что когда джинны прибыли слушать чтение Корана пророка, он видел их лично и охарактеризовал, как существ, похожих на различные живые формы от гадов и змей, до высоких людей в белых одеждах[11]. Джинны могут принимать облик драконов, диких ослов и ряда других животных[12]. Иногда джинн принимает облик человека, чтобы ввести в заблуждение людей[13]. Некоторые хадисы также утверждают, что джинны могут жить на костях, воссоздав плоть, и питаться навозом[14].
Ибн Таймия определял всех джиннов, как невежественных, неправедных и склонных к предательству[15], таким образом придерживаясь радикальных вероучений салафизма, а также утверждал, что джинны воплощают магию, которую призывают неправедные маги, сотрудничая с ними, обеспечивают «скрытой истиной» гадалок и имитируют голоса умерших людей во время сеансов[15].
В 33 аяте Суре Ар-Рахман Бог упоминает, что джинны способны попадать за границу вселенной, однако только по божьей воле. Если же джинн по своей воле захочет войти за пределы неба и подслушать божественные указы ангелов, то если окажется замеченным, по воле Бога он будет сожжен небесной звездой.
Джинны Сулеймана
Как утверждает Коран, Сулейман (Соломон в христианстве), один из самых великих правителей израильского царства, получил силу от Бога, способную повелевать самыми могущественными джиннами. В христианстве они более известны, как Демоны Гоетии, с помощью джиннов, Соломон велел им исполнять разные обязанности в зависимости от их способностей и наказывал за неповиновение.
[Мы подчинили] Сулейману [Соломону] ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени.
Сулейман заставлял работать джиннов усердно, много и наказывал за неповиновение. Сулейман после смерти остался сидеть, оперевшись на свой посох, и джинны думали, что он продолжает наблюдать за ними:
Когда же Мы предписали ему умереть, они узнали об этом лишь благодаря земляному червю, который источил его посох. Когда же он упал, джинны уяснили, что если бы они знали сокровенное, то не оставались бы в унизительных мучениях.
Джинны в фольклоре
Джинны встречаются практически во всех фольклорах мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата, где появилось современное понятие джинн, а женщина — джинири. Существовали в то время и легенды о джинири, например, о Джейхал Джинири. Несмотря на то, что исламские богословы придавали мало значения джиннам, мусульманская художественная литература изобилует рассказами о джиннах, о любовных историях, сокровищах, которые они хранят и множественных попытках искусить правоверных аскетов. Джинны были популярнейшими персонажами в арабском и мусульманском средневековом фольклоре и зачастую выступали в роли злодеев, в своей роли были схожими с бесами и чертями в европейском фольклоре.
Джинны являются действующими лицами в сказках «Тысячи и одной ночи» и др. Чаще джинны выступают виновниками всяких бедствий: болезней, внезапной смерти, или, наоборот, помогают людям. Женщины-джинны заманивают мужчин.
Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов.
Палестинцы верят, что джинны могут принимать абсолютно любую форму (не)одушевленных объектов, могут принимать облик стариков и нищенок. Палестинские женщины не открывают сосуды с маслом, веря, что после заката солнца они принадлежат джиннам, а если всё-таки была необходимость открыть сосуд, то нашептать заклинания с именем божьим. Палестинцы и арабы также верят, что джинны появляются на улицах ночью и поэтому ночью люди стараются не садиться на ступени, а проходя по лестнице, шепчут имя Бога. Если ребёнок нечаянно падал на ступеньки, то это место кропили водой и солью. Также ради защиты детей от порчи джинна, их не стоило наказывать накануне пятницы и подпускать к зеркалу после заката. Среди арабов не принято прыгать через костёр, так как считается, что этим они вызывают гнев у джиннов, которые могут наслать порчу в виде бешенства и падучей. Перед тем, как потушить огонь, арабы (в частности, палестинцы) говорят: Ба’д ас-самах, йа сакени-н-нар! («Позвольте-ка, жители пламени!»). Ночью также не следовало свистеть, мести пол или играть на свирели, дабы не злить джиннов. Среди палестинцев бытует миф (не связанный с исламской доктриной) о создании джиннов, согласно которому прародительница Ева рожала по 40 детей за раз, и выкидывала 20 самых некрасивых из них, Бог сжалился над ними и превратил в джиннов[16].
В азербайджанских сказаниях джинны любят верховую езду: они тайком садятся на лошадей и скачут до тех пор, пока те не придут в изнеможение. Хозяева лошадей, чтобы поймать джинна и наказать его, мажут спины лошадей смолой и пускают их в поле. Когда джинн садится на лошадь, то прилипает к её спине и не может освободиться. Страшным наказанием для джинна считается, если воткнуть в его тело иголку, которую сам джинн почему-то не может вынуть. Джинн делается покорным рабом того, кто воткнёт в его тело иголку. Чтобы избавиться от рабства, джинн тайком от своего хозяина просит какого-нибудь ребёнка вынуть из тела иголку, обещая дать за это яблоко; но как только иголка вынута, джинн моментально исчезает[17].
Во время геноцида в Руанде, хуту и тутси избегали мусульманских районов, так как верили, что мусульмане и их мечети были под покровительством джиннов. В Чьянгугу не уничтожали мечети, так как верили, что они под защитой джиннов и боялись их гнева[18].
Джинн широко известен в западной культуре, из сказки об Аладдине из сборника «Тысячи и одной ночи» как волшебный и могущественный дух в большом тюрбане, заточённый в сосуд и обязанный исполнить 3 желания того, кто потёр сосуд и высвободил джинна.
В римской мифологии аналогом джиннов выступали гении или даймоны др.-греч. δαίμων (демоны) в древнегреческой культуре.
Джинны имеют много общего с демонами, бесами в христианской культуре или шеддимами в иудаизме, основным отличием служит то, что джинны в исламе, как и люди, имеют выбор быть праведными или слугами сатаны, а христианство причисляет абсолютно всех демонов ко злу, также, если в христианской доктрине, все демоны — падшие ангелы, то джинны были изначально сотворены Богом, какие они есть, не имея ничего общего с ангелами.
Джинны в искусстве
Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. Эта отметка установлена 28 мая 2017 года.
Литература
Вход в приемную Модеста Матвеевича был заложен крест-накрест двутавровыми железными балками, а по сторонам, сабли наголо, стояли два здоровенных ифрита в тюрбанах и в полном боевом снаряжении. Нос каждого, красный и распухший от насморка, был прободен массивным золотым кольцом с жестяным инвентарным номерком. Вокруг пахло серой, паленой шерстью и стрептоцидовой мазью. Я задержался на некоторое время, рассматривая их, потому что ифриты в наших широтах существа редкие. Но тот, что стоял справа, небритый и с черной повязкой на глазу, стал есть меня глазом. О нем ходила дурная слава, будто он бывший людоед, и я поспешно пошел дальше. Мне было слышно, как он с хлюпаньем тянет носом и причмокивает за моей спиной.
— Джинны — очень, очень вредные и хитрые существа! — с чувством сказал дракон.
Кинематограф
Джинны — популярнейшие сказочные персонажи в мировом кинематографе. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. В книге Софьи Прокофьевой «Ученик волшебника» джинн даже отдал предпочтение вместо протёртого им «локтями и коленками… до дыр ветхого от древности медного кувшина» голубому термосу современного волшебника. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил его из заточения, и исполняет его желания. Классическим воплощением джинна стал британский фильм «Багдадский вор» (1940 год). Джинн выступает в нём как исполинское существо человеческого облика, подчиняющееся воле мальчика, вызвавшего его из лампы.
В советском фильме «Волшебная лампа Аладдина» (1966) джинн предстает в своем каноническом облике: существо из огня.
Джинны не всегда являются добрыми духами, исполняющими желания именно так, как этого желают. Тому подтверждение фильм режиссёра Роберта Картцмана «Исполнитель желаний» 1997 года и фильм Джека Шолдера «Исполнитель желаний 2» 1999 года. Отталкиваясь от этой идеи, он создал злого джинна, который собирает души, чтобы освободить своих собратьев из другого мира и вместе с ними править землей. Джинн готов выполнить любое желание, но нужно быть предельно внимательным к мелочам, чтобы он не извратил его.
Фильмы
Багдадский вор (Великобритания, 1940 год)
Старик Хоттабыч (СССР, 1956)
Волшебная лампа Аладдина (СССР, 1966 год)
Седьмой джин (СССР, 1976)
Я мечтаю о Джинни - 15 лет спустя (США, 1985)
Новые сказки Шахерезады (СССР, 1987)
Я всё ещё мечтаю о Джинни (США, 1991)
Джинн без бутылки (США, 1992)
Чудо-пляж (США, 1992)
Казаам (США, 1996)
Исполнитель желаний (США, 1997 год)
Исполнитель желаний 2 (США, 1999 г.)
Арабские ночи (США, 2000 год)
Не целуйтесь с джинном из бутылки (Германия, 2003)
Зови меня Джинн (Россия, 2005)
Хоттабыч (Россия, 2006)
Святилище красных песков / Red Sands (США, 2009)
Битва титанов (США, 2010)
Джинны (Франция, 2010)
Сверхъестественное (США, 2005)
Джинн (США, 2014)
Телесериалы
Мультфильмы
Книги
Аниме и манга
Компьютерные игры
Примечания
↑ Ифрит
↑ Hoyland, R. G. Arabia and the Arabs: From the Bronze Age to the Coming of Islam.
↑ Коран 72:6
↑ ар-Рахман 55:14.
↑ См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 1, с. 139.
↑ аз-Зарият 51:56
↑ Muḥammad ibn Ayyūb al-Ṭabarī, Tuḥfat al-gharā’ib, I, p. 68; Abū al-Futūḥ Rāzī, Tafsīr-e rawḥ al-jenān va rūḥ al-janān, pp. 193, 341
↑ Tafsīr; Bakhsh az tafsīr-e kohan, p. 181; Loeffler, p. 46
↑ Ṭūsī, p. 484; Fozūnī, p. 527
↑ Fozūnī, p. 526
↑ Fozūnī, pp. 525—526
↑ Kolaynī, I, p. 396; Solṭān-Moḥammad, p. 62
↑ Mīhandūst, p. 44
↑ Abu’l-Fotūḥ, XVII, pp. 280—281
↑ 1 2 Ibn Taymiyyah, al-Furqān bayna awliyā’ al-Raḥmān wa-awliyā’ al-Shayṭān («Essay on the Jinn»), translated by Abu Ameenah Bilal Phillips
↑ Джинн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987—1988.
↑ Ҹин (сказка о джинне). — Азербайджанские сказки. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1963. — Т. IV. — С. 171-173. (азерб.)
↑ Kubai, Anne (April 2007). «Walking a Tightrope: Christians and Muslims in Post-Genocide Rwanda». Islam and Christian-Muslim Relations (Routledge, part of the Taylor & Francis Group) 18 (2): 219–235. DOI:10.1080/09596410701214076.
Литература
ru-wiki.org
Джинн — AERIE Wiki
Ифриты
Джинны, возможно, являются самыми популярными персонажами исламской мифологии и арабского фольклора. Это могущественные духи со множеством сверхъестественных способностей, часто злые, но иногда не очень. Из "1001 ночи" и сочинений исламских богословов джинны проникли в современный поп-арт ("Синдбад, ну где же джинн?" - видимо, это самый почитаемый ролевиками рекламный ролик), в "большую литературу" и, разумеется, в фэнтези.
Джинны AD&D являются аборигенами четырех первичных стихийных планов (а не масляных ламп, как верят некоторые). Среди населения этих негостеприимных краев они, несомненно, являются самым могущественным видом и имеют сложившуюся культуру и государственную систему с ярко выраженными восточными корнями - падишахи, визири, султаны, шейхи... К смертным все джинны относятся с плохо скрываемым презрением, но упомянутые выскочки нередко умудряются подчинять их своей воле и заставлять таскать грузы или там выполнять три желания - что никоим образом не улучшает межрасовых взаимоотношений. Помимо упомянутых талантов, джинны являются великими мастерами иллюзий и обладают способностями, соответствующими родной для джинна стихии.
Джинны с плана Земли называются Дао (Dao). Они наиболее тупы и примитивны, а также злобны и вредоносны. Если их принуждают выполнять желания, превратное понимание заказа этими джиннами гарантировано почти всегда. Любопытно, что у них, в отличие от прочих джиннов, органы власти носят неарабские корни - главаря величают ханом, а мелких царьков и вовсе гетманами да атаманами.
Джинны Воды - Мариды (Marid) - являются самыми могущественными и редкими. Даже среди джиннов мариды отличаются выдающимся высокомерием и самолюбованием. Они способны на очень многое, но большинство волшебников сходится во мнении, что выгода от приручения марида не стоит затрачиваемых усилий - проще все сделать самому.
Hаиболее популярными в CRPG являются огненные джинны, или Ифриты (Efreet). В отличие от прочих джиннов, ифритов сложно спутать с людьми-переростками - их тела состоят из обсидиана, бронзы и пламени. Центром ифритской цивилизации является легендарный Медный Город в сердце плана Огня, но они часто встречаются в мире смертных - волшебник может поработить вызванного ифрита на 1001 день, отсюда и их распространенность в CRPG (по крайней мере, я надеюсь, что их авторы исходят именно из таких соображений, а не из "а вот здесь, пожалуй, поставим ифрита - красиво будет"). Ифриты склонны к жестокости и легко раздражаются. Они ненавидят джиннов воздуха.
Воздушные джинны так и называются - Джиннами. Тихо звереем и отчаянно завидуем англоамериканским геймерам, для которых "Genie" и "Djinn" являются совершенно разными словами. Они наиболее близки к джиннам из оригинальных источников - выполняют желания, создают яства и напитки для толпы народу, переносят своих хозяев на огромные расстояния, управляют воздушными вихрями. Они также наиболее дружелюбны к смертным и склонны иногда помогать без принуждения.
Есть и пятая разновидность джиннов - Джанны (Jann). Они созданы из всех четырех первичных элементов. Джанны являются самыми слабыми из джиннов и мало чем отличаются от людей.
Источник Форумы SkyNet по материалам Monstrum Magnum Игромании
От типа монстра зависит, какие заклинания и как на него подействуют. К примеру, на нежить и животных не действует заклинание Удержать персону, зато нежить подвержена воздействию Изгнания нежити.
wiki.aerie.ru
История происхождения джина | About the Drinks
К истории возникновения подлинного джина есть много вопросов. Существует одна версия, по которой этот напиток был открыт в XII веке голладскими монахами. Считалось, что он является лекарством от чумы. Самой популярной версией считалось, что первый ждин изготовил аптекарь и его звали Францискус Сильвиус в 1550 году. Он хотел найти недорогое средство, которое лечит от почечной болезни. Именно он взял яноды можжевельника и дистиллировал их со спиртом. Новое полученное лекарство было очень приятное на вкус. Джин назвали французским словом «jenever» — французское название можжевельника. Его так назвали потому, что джин обладал можжевеловым вкусом. В то время когда была тридцатилетняя война солдаты узнали, что настойка из можжевельника обладает согревающими свойствами. Ее они привезли в Англию, где она продавалась в аптеках.
ИСТОРИЯ ДЖИНА
Дальнейшее развитие истории джина было связано с Вильгельмом III Оранского, который появился на престоле в 1689 году. Он был по происхождению голландцем и не очень хорошо владел английским, но это ему не помешало стать английским королем. Чтобы расположить к себе своих подданных, английскому королю пришлось запретить завозить в страну импортные спиртные напитки. Он создал местную промышленность. Первым делом запрет коснулся голландского напитка из можжевельника.
Впоследствии англичане больше производили алкогольные напитки с можжевельными ягодами и стали появляться винокурни. Тем самым у джина появилась вторая родина в Англии, и британцы изменили сложное название на простое «джин».
Следующие сорок лет джин стали производить в десятки раз больше, но качество этого напитка было довольно сомнительным. Так как джин был очень дешевым по сравнению с другими спиртными напитками и им увлеклись люди с небольшим достатком. Англичане не допускают распространения пьянства, и поэтому правительство наложило большой налог на перегонку, хранение и продажу. Но это привело к тому, что стало появляться подпольное производство с изготовлением низкокачественного продукта. Чтобы отрегулировать производство этого напитка, вскоре правительство было вынуждено выдавать лицензию и это привело к очень большой конкуренции среди производителей. Каждый производитель изобретал свой рецепт. В итоге качество джина стало выше и появилось много торговых фирм.
Джин с годами менялся. Сначала его вкус был сладковатый, но несколько грубый. Технология производства усовершенствовалась, а строгий контроль над качеством помог сделать напиток более изысканным, утонченным, ароматным и более сухим без сладковатого вкуса.