Древние египтянки. Интересные факты о Древнем Египте. Особенности Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 интригующих загадок, связанных с Древним Египтом. Древние египтянки


Кулибины Древнего Египта

Фото:

Эпиляция волос воском в Древнем Египте.

Для большинства читателей упоминание о Древнем Египте связано с величественными Пирамидами, мумиями или загадочной фигурой Сфинкса. Но предметы и документы, обнаруженные во время раскопок, показывают, что жители страны фараонов давным-давно придумали и создали многое из того, чем мы пользуемся в сегодняшней жизни: к примеру, перьевые ручки и чернила, высокие каблуки или раздвижные двери. Рассмотрим несколько подобных изобретений, которые наиболее прочно вошли в наш быт.

Для полости рта

Профессор Франк Рули из Цюрихского университета много лет посвятил изучению египетских мумий. Он утверждает, что древние жители африканской страны часто страдали от зубной боли. В этом повинен мельчайший песок, который вместе с едой постоянно попадал в полость рта и стирал зубную эмаль.

Исследователи считают, что именно в Древнем Египте применялись первые стоматологические пломбы. Они делались на основе смолы, которую смешивали с порошком из малахита — камня, обладающего свойствами антисептика.

Кроме того, древнеегипетские лекари признаны изобретателями зубной пасты. Поначалу (от 3000 до 5000 лет назад) она состояла из смеси пемзы, пепла и уксуса, которая очищала зубы, но при этом повреждала эмаль. Согласно дошедшим до наших дней рекомендациям врачей, чистку следовало проводить утром и вечером. Паста наносилась на зубы с помощью пальцев, но чуть позже древние египтяне придумали зубную щетку. Один конец этой палочки был заострен и служил зубочисткой, а к другому концу крепилась жесткая кисточка.

Примерно 2000 лет назад состав зубной пасты изменился и стал более полезным. Австрийский профессор Герман Харрауэр отыскал в Музее истории искусств Вены древнеегипетский папирус с записью ингредиентов порошка, который очищает зубы и делает их белыми. В его состав входили соль, мята, перец и высушенные цветки ириса. При соединении со слюной порошок превращался в пасту.

Любопытно, что современные медики лишь сравнительно недавно узнали о целебных свойствах ириса для укрепления десен. По просьбе профессора Харрауэра венские дантисты приготовили данную смесь, соблюдая указанные пропорции, и испытали ее на добровольцах. Оказалось, что у древнеегипетской пасты приятный вкус, она хорошо очищает зубы и надолго сохраняет приятные ощущения в полости рта.

Также впервые в истории человечества древние жители долины Нила применяли драже для освежения дыхания — небольшие жевательные шарики, в состав которых входили древесная смола, корица и мед. Запах изо рта в те времена осуждался не только из-за того, что был неприятен окружающим, — он считался признаком бедности: у данного человека нет денег, чтобы следить за собой.

Бритье и депиляция

Конечно, египтяне не были первыми людьми, которые начали бриться. Археологи обнаружили, что таким образом волосы на лице и теле заостренными камнями удаляли еще неандертальцы — около 100 тысяч лет назад. Тогда процесс бритья был тесно связан с татуировками — на очищенную кожу наносились специальные порезы, в которые втирали красящее вещество.

Но древние египтяне стали первыми, кто брился регулярно, — причем это делали и женщины, и мужчины. На лице и голове удалялись все волосы, включая брови. Это было связано со многими причинами. Отсутствие волос помогало защититься от вшей и кожных болезней. Воины могли не опасаться, что противники ухватятся за их волосяной покров. Огромную роль играли религиозные соображения — древние египтяне считали, что, сбривая волосы, они становятся чище перед богами.

Кроме того, право носить бороду (как знак власти) имели только фараон и особо приближенные к нему люди, причем эти бороды были искусственными.

Любопытно, что известная женщина-фараон Хатшепсут из XVIII династии, правившая в XV веке до нашей эры, во время официальных церемоний тоже носила накладную бороду. В то время как другие народы удаляли волосы каменными скребками, древние египтяне придумали бритвы — они делались из меди или бронзы и имели серповидную форму.

Но самым интересным изобретением в плане удаления волос на теле стала женская депиляция. Да-да, ее тоже придумали древние египтяне! Начиная с IV тысячелетия до нашей эры египетские женщины, чтобы выглядеть красивее, стали удалять волосы на ногах. Сначала их просто сбривали, но после этой несложной процедуры они вырастают вновь. Женщины распаривали ноги в горячей воде и выдергивали волоски специальными щипчиками. Процедура, конечно, была очень болезненной. В конце концов одна из цариц Древнего Египта (разные источники указывают на Нефертити или Клеопатру) изобрела метод депиляции, близкий к современному. Густая масса из меда, воска и сока растений наносилась на ноги и после застывания отдиралась вместе с волосами. Не правда ли, очень похоже на сегодняшние средства?

Первые парики

Бритые головы мужчин и женщин надо было каким-то образом защитить от палящего солнца. Именно этим ученые объясняют еще одно изобретение древних египтян — парики. Кроме основной задачи, они должны были украшать своего владельца и показывать его социальный статус.

Парик эпохи царствования Аменемхета III. Примерно две тысячи лет до н.э.

Самые большие и дорогие парики из человеческих волос носили наиболее знатные и богатые жители страны. Парики более бедных людей делались из овечьей шерсти, растительных волокон и даже веревок. Искусственные волосы имели черный или темный цвет, лишь в последние несколько столетий существования древнеегипетского государства пришла мода на светлые и даже яркие изделия — оранжевые или голубые.

Древнеегипетские парики отличались правильной геометрической формой — например, трапеции или шара. Их стиль сохранился до наших дней: популярная стрижка каре по сути не что иное как воспроизведение парика Клеопатры — длинная густая челка и строгие контуры.

Иногда для охраны от солнечных ударов на первый парик надевали второй — и прослойка воздуха между ними защищала голову от жары. Прически на париках делали специально обученные рабы-парикмахеры. Как свидетельствуют записи на папирусах, в домах богатых и знатных египтян каждый из них был мастером только одной операции, так что укладка, завивка, вплетение украшений и прочие манипуляции с париками проводились очень долго и тщательно.

В эпоху Нового царства (с XVI по XI век до нашей эры) внутри париков помещали небольшие емкости с ароматическим маслом, которое через специальные отверстия источало приятный запах.

Красота требует жертв

Среди изобретений Древнего Египта можно также выделить ряд средств косметики и макияжа. Согласно исследованиям ученых, украшение лица и тела зародилось в этой стране 4500 лет назад и примерно через 1000 лет достигло своего расцвета. Причем косметика была популярна как среди женщин, так и среди мужчин.

Особое внимание древние египтяне уделяли макияжу глаз. Они верили, что накрашенные ресницы и густая подводка век препятствуют проникновению злых духов через глазные яблоки. Кроме того, косметика помогала защитить органы зрения от яркого солнца.

Самым красивым цветом глаз египтяне считали зеленый. Мужчины и женщины обводили веки тушью, изготовленной из сажи с добавлением толченых минералов галенита и малахита и имевшей зеленоватый оттенок. Из этой смеси при высушивании делали твердые палочки, которыми потом обводили контуры глаз и намазывали веки. Таким образом появились первые косметические карандаши.

Примерно через тысячу лет для подводки глаз стали применять густую массу из сурьмы, помета крокодила, воды и меда. Ее наносили тонкой палочкой — это уже был прообраз современной щеточки для туши.

Женщины-египтянки ассоциировали себя с кошками, которые считались очень красивыми и грациозными созданиями. Поэтому глаза подкрашивали так, чтобы они выглядели слегка удлиненными и похожими на кошачьи, — практически так же наносится макияж и в наши дни.

Для придания лицу белизны древние египтяне обрабатывали его порошком из муки и гипса или покрывали свинцовыми белилами. Лишь очень богатые люди могли позволить себе пользоваться дорогой рисовой пудрой. Кожу лица очищали пемзой и мелким песком. После этого, чтобы лицо стало светлее (в Древнем Египте, как и во многих жарких странах, белая кожа ценилась как признак красоты и знатности), на него наносили довольно оригинальную мазь. Ее рецепт дошел до нас в записях о процедурах, которые регулярно делала Клеопатра. Основным компонентом был помет крокодила, куда добавляли белила. Красота воистину требовала жертв!

Кроме декоративной, египтяне применяли и лечебную косметику. Женщины делали маски из пшеничного теста, вымоченного в ослином молоке, или из толченых улиток с бобовым отваром. Все косметические секреты тщательно оберегались, потому что египтяне верили, что украшение человеческого тела носит магический характер: позволяет продлить молодость и быть желанным для противоположного пола.

Солнце как стимулятор

Жаркое солнце стало причиной еще одного изобретения древних египтян — солнцезащитных очков. Простые жители страны прикрывали глаза папирусными козырьками. Но для богатых и знатных изготавливались пластинки из прозрачного камня, которые скреплялись металлической перемычкой и напоминали пенсне. Подобные очки были обнаружены в гробнице Тутанхамона (фараон из XVIII династии, правивший в XIV веке до нашей эры), пластинки в них были выполнены из изумруда, а соединение — из бронзы.

Как видим, многие современные для нас предметы придумали тысячи лет назад — и мы всего лишь усовершенствуем то, что было привычной частью жизненного уклада древних египтян.

«Тайны ХХ века»

Источник:

https://salik.biz

Источник: https://salik.biz/articles/44741-kulibiny-drevnego-egipta.html

male.mediasalt.ru

Интересные факты о Древнем Египте. Особенности Древнего Египта

Египет – одна из самых интересных и загадочных стран древнего мира. Многое, что мы знаем о нем, вызывает неподдельное изумление, но еще больше нам неизвестно. Эта страна по-прежнему хранит множество загадок и тайн. Интересные факты о Древнем Египте позволяют узнать чуть больше о жизни этого государства.

интересные факты о древнем египте

Удивительной является природа Древнего Египта, которая во многом определяла занятия и образ жизни населения. Он находился по берегам великой реки Нил, второй по длине в мире.

Географическое положение страны своеобразно. В древности Египет располагался в Нильской долине, которая находилась в нижнем течении реки и представляла собой длинный и узкий оазис, от 1 до 20 километров в ширину. Он располагался между двумя горными цепями, и этим объяснялась относительная замкнутость государства.

Климат в то время на территории Северной Африки не был таким засушливым, как сейчас. Иногда выпали обильные дожди и дули влажные ветра. Все это способствовало зарождению в Нильской долине цивилизации.

Самыми тяжелыми для жителей страны были апрель и май, когда из пустыни дули сильные ветра, принося с собой тучи песка.

Природа Древнего Египта отличалась богатством и разнообразием животного и растительного мира. Густые заросли папируса кишели птицами. В пустыне обитали дикие быки, козы, гепарды, львы, страусы и шакалы. В Ниле водилась во множестве рыба, и обитали стада гиппопотамов, на которых устраивали охоту фараоны.

Великий Нил

Интересные факты о Древнем Египте невозможно представить без главного богатства страны – Нила. Это одна из самых своеобразных и загадочных речных систем мира. Долгие тысячелетия лучшие умы, начиная с античных времен, пытались решить загадку об истоке великой реки. В Египте Нил течет как одна река, но выше он представляет собой две речные системы: Голубой и Белый Нил. Это и приводило в замешательство исследователей, пытавшихся разыскать его исток.

Особенности Древнего Египта – это не только его великие и загадочные сооружения. В нижнем течении Нил ежегодно разливался, затопляя долину. Притоки реки несли плодородный ил, играющий огромную роль в сельском хозяйстве страны. Его слой достигал толщины от 4,5 до 16 метров. Для древних египтян Нил поистине был даром богов, как назвал его Геродот. Это единственная река, протекающая сквозь Сахару и несущая жизнь в безводной пустыне.

школа в древнем египте

Египтяне жили, подчиняясь распорядку, который задавал своими разливами Нил. Поэтому вместо привычных нам четырех сезонов у них было три: период затопления (ахет), сева, роста и уборки урожая (перет) и время засухи (шему).

Научные познания египтян

Интересные факты о Древнем Египте обязательно должны включать в себя рассказ о науках великого государства. Когда в Европе еще продолжался каменный век, страна фараонов уже была высокоразвитым государством. Конечно, бессмысленно пытаться ставить на один уровень знания древних египтян и современные науки. Но по сравнению с другими государствами, существовавшими в то время, научные познания ученых Египта не могут не поражать. На высоком уровне были математические знания. Математику использовали для вычисления площади посевов и объема зернохранилищ. Египтяне могли производить сложные геометрические построения, вычислили «золотое сечение» и активно использовали его в скульптуре и архитектуре. Они знали о дробях и могли извлекать квадратные корни.

Хорошо были развиты астрономические познания. В Египте был составлен солнечный календарь, который состоял из 365 дней, созданы водяные часы и проведена группировка звезд в созвездия.

Школа в Древнем Египте – система образования

Государство на берегах Нила отличалось хорошим семейным образованием, в котором одинаковое внимание уделялось обучению и мальчиков, и девочек. Для этой страны был характерен следующий идеал человека: немногословный, умеющий терпеть лишения и удары судьбы. В этом ключе и шло обучение.

Школа в Древнем Египте была доступна только мальчикам из богатых семей, остальные могли обучаться дома. В первую очередь, ученику надлежало научиться слушать учителя и повиноваться ему. Самыми действенными методами обучения древние египтяне считали физические. Учеников били за любые провинности, мало того, родители сами просили построже воспитывать их отпрысков.

Обучение велось для того, чтобы дать ребенку профессию, которой владели мужчины в семье. Таким образом, она передавалась по наследству. Школьные занятия проводились с раннего утра до вечера в довольно суровых условиях. Ничего не должно было отвлекать ученика от поставленной задачи. Интересно, что первыми «прописями» маленьких учеников были черепки глиняной посуды.

Положение женщин

Вопрос этот очень интересен. Как жили в Древнем Египте женщины и какое место занимали в обществе? Об этом сохранилось очень мало информации. Ученые-египтологи не имеют достаточного количества сведений даже о таких знаменитых в истории правительницах, как Хатшепсут, Нефертити и Клеопатра. Известно, что египтянки имели право заключать сделки наравне с мужчинами и владеть имуществом. Важных государственных постов занимать они не могли, но многие были образованными.

природа древнего египта

Гигиена

Древние египтяне были очень чистоплотными людьми. Омовение водой они совершали несколько раз в день, а утренний туалет фараона и высших должностных лиц представлял собой важную церемонию. Обязательным условием для знати было ежедневное посещение парикмахера или цирюльника. Широкое применение имели разнообразные косметические средства.

как жили в древнем египте

Женщины Древнего Египта тщательно следили за прической. И жена фараона, и скромная крестьянка тратили немало времени на правильную и ровную укладку волос. Этот обряд был настолько серьезен, что мужчины на время покидали дом, чтобы не мешать женщинам привести себя в порядок.

Одежда

Жаркий сухой климат Египта диктовал свои условия в одежде. Жители страны предпочитали носить льняные хитоны, напоминающие длинные рубахи, подол которых обшивали бахромой. Поверх они надевали легкие шерстяные плащи белого цвета. Такое описание оставил об одежде египтян историк Геродот.

особенности древнего египта

Погребальный обряд

Рассматривая интересные факты о Древнем Египте, нельзя не затронуть отношение к смерти египтян и их своеобразную погребальную церемонию. У них была очень сложная система субстанций души человека, которая, по их представлениям, состояла из шести частей или состояний. Сохранение после смерти тела человека помогало в его будущей загробной жизни. С этой верой связан обряд мумификации умершего, который проводили жрецы. Нужно было точно следовать ритуалам, чтобы дать возможность душе благополучно добраться до загробного мира.

женщины древнего египта

Заупокойный культ играл огромную роль в жизни древних египтян. Все – от фараонов до простых крестьян, с рождения начинали заботиться о своей будущей загробной жизни. Правители и состоятельные жители строили для этого гробницы и усыпальницы.

Почитание скарабея

Кроме кошек, египтяне почитали еще одно живое существо – жука-скарабея. Это еще одна интересная особенность Древнего Египта. Скарабея они считали священным насекомым Солнца, а путь с востока на запад, по которому жук катит свой навозный шарик – это символ рождения и движения светила по небу. Бога Хепри, создателя мира и человека, а также утреннего восходящего солнца, египтяне стали изображать с головой скарабея.

интересные факты о древнем египте

Заключение

Древний Египет – страна загадок и чудес, непохожая на другие государства прошлого. Интересных фактов о ней так много, что только перечисление их займет не одну страницу.

fb.ru

Костюм Древнего Египта

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.Рабыни ходили практически нагими.Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Среднее царство (2000— 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды — легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Корона фараона с уреем:

Корона фараона Древнего Египта с уреем

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок — клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей.Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия): Костюм древнеегипетской царицы и костюм фараона
Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени — сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды — «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него — плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором — рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) — символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Обувь

Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передником из прозрачной плиссированной ткани; клафт):Костюм фараона и костюм царицы Древнего Египта

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин — с длинными и пышными спиральными локонами.Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы — длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные — блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» — небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Древнеегипетский головной убор с ястребом:Древнеегипетский головной убор с ястребом

Костюмы знатных египтян. На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:Костюмы знатных египтян

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.Украшения египтяне хранили в ларцах.Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

 

mir-kostuma.com

Женщины Древнего Египта - Калейдоскоп

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет». (497x699, 104Kb)Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей (700x525, 73Kb)Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.http://freemarket.kiev.ua/images_message/291/136813/425062/334951.jpgОгромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни». (700x525, 69Kb)Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

Художник Альма - Тадема Лоуренс

 Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой. (700x412, 66Kb)

 В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

 (700x525, 79Kb)

Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

Феномен «невидимости» и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.

http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/1218/Fresco__Priest_Guarding_the_Entrance_to_the_Mummy_Room_Figurative_art_Representational_art_Fine_art_Visual_arts_20th_Dynasty_Twentieth_Dynasty_b.jpg

Характерная черта древнеегипетской общественной организации заключалась в том, что, несмотря на достаточно большое количество прав, роль царицы была специфической. Для этой роли всегда характерны несколько особенностей, которые можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.

Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.http://www.koteiko.ru/2009_Post/03/Egipet/Egipt_cats_koteiko.ru_7.jpg

Многочисленные титулы главной жены фараона служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа 3, Эхнатона, Рамсеса 2 и др. Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса 2, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным. Но было!

http://img3.nnm.ru/0/5/c/9/9/05c9978b52dadfc2114925dbca152f4b_full.jpg

Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса 2 и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.

Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоёв древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.

http://sr.gallerix.ru/1302260771/A/1979181864/

 

Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.ревние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.

Литература:1.     Женщина в античном мире: сборник статей. – М.: Наука, 19952. Дорогами тысячелетий: сборник ист. Очерков и статей. – М.: Мол. Гвардия, 1987, кн.1, 2.3. ! Монтэ. П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Пер. с французского Ф.Л.Мендельсона.- М.: М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 19894. Женщина-фараон на троне Древнего Египта. «Аномалия», № 17 (125), 1996г.Даньшина Виктория

 Текст отсюда: Женщина в Древнем Египте

alindomik.livejournal.com

Загадки Древнего Египта

Египетские пирамиды

В 2014 году известный голливудский режиссёр Ридли Скотт снял кинофильм «Исход: Цари и боги». Роли древних египтян в картине сыграли светлокожие актёры. Этот факт вызвал бурю негодования у людей, считавших, что далёкие предки современных египтян были темнокожими. Кто прав? К сожалению, точный ответ на этот вопрос вам не дадут даже учёные, десятилетиями исследующие цивилизацию Древнего Египта. Но есть факты, которые могут помочь нам выяснить ответ на эту загадку.

Геродот

Египетские пирамиды

Геродот называл потомков египтян темнокожими

Прославленный древнегреческий историк Геродот был одним из первых людей, косвенно проливших свет на вопрос о внешности древних египтян. Ещё за 100 с лишним лет до завоевания Египта полководцем Александром Македонским Геродот написал, что жители Колхиды (исторической области, располагавшейся вдоль восточных берегов Чёрного моря, занимающей Колхидскую низменность и близлежащие районы) имели египетские корни. Их кожа была тёмной, а волосы – густыми и кудрявыми. Помимо этого, представители обеих этнических групп практиковали обрезание и аналогичным способом изготавливали ткань.

Немногословное описание Геродота вызвало нескончаемые дебаты. Самыми спорными стали слова melanchroes («тёмная или чёрная кожа») и andoulotriches («вьющиеся или кудрявые локоны»). Некоторые учёные утверждают, что слово melanchroes означало любого человека, кожа которого была более тёмной, чем у греков. Кроме того, Геродот писал, что внешность обитателей Колхиды «не может что-то доказывать, ведь похожие черты имели и представители других народов». Что он имел в виду? Может быть, то, что жители этого региона по внешности не сильно отличались от других азиатов?

Рамсес II

Мумия Рамсеса II

ДНК-анализ останков Рамсеса II показал, что у фараона были рыжие волосы

В XIX столетии сторонники рабства начали утверждать, что предки современных египтян были столь продвинутыми только потому, что имели кавказское происхождение. Они предположили, что правители и жрецы в Древнем Египте имели белую кожу, а их рабы были темнокожими. В то же время афроцентристские историки уверяли всех в африканском происхождении древнеегипетской цивилизации. По их мнению, древние египтяне были представителями негроидной расы. Правда, скорее всего, где-то посередине.

Это интересно: В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (древнеегипетского фараона, правившего примерно в XIII столетии до нашей эры). Прошло почти 100 лет, прежде чем французские исследователи решили подробно её изучить. Результаты проведённых анализов показали: фараон имел рыжие волосы. Стоит ли напоминать, что у темнокожих африканцев такой цвет волос не встречается? Считается, что Рамсес II имел ливийские корни. Если это так, значит, он был светлокожим.

Тутанхамон

Изображение Тутанхамона

Тутанхамон имел скандинавские корни?

Современные изображения одного из самых известных древнеегипетских фараонов, Тутанхамона, становятся причиной серьёзных разногласий среди учёных.

Это интересно: Тутанхамон стал правителем Египта в возрасте 9 лет. Произошло это примерно в 1330 году до нашей эры.

Многие афроцентристские учёные уверены, что изображение фараона Тутанхамона как белокожего является расистским и неточным. Но ещё больше страсти накалились, когда современные египетские учёные расшифровали генетический код Тутанхамона.

Несмотря на то что исследователи, анализировавшие ДНК Тутанхамона, не предоставили никакой информации касательно его принадлежности к какой-либо расе, представители разных неонацистских организаций принялись утверждать, что Тутанхамон имел светлую кожу. Более того, по их словам, фараон имел скандинавское происхождение.

В то же время египетское правительство недавно было обвинено в сокрытии сведений о том, что Тутанхамон в действительности был евреем. И кому верить?

Kmt

Река Нил

При разливах Нила пустыни превращались в оазисы, богатые чернозёмом

Жители Древнего Египта называли своё государство Kmt (произносится как «Кемет»), что означает «чёрный». Но почему египтяне использовали такое название? Некоторые учёные считают, что подразумевалось выражение «земля чёрных людей». Другие уверяют, что оно имело отношение к «чёрной земле».

Современные лингвисты склоняются ко второму варианту. По их словам, ежегодные разливы Нила превращали сухую пустынную территорию в цветущий оазис, богатый плодородным чернозёмом. Чернозёмы контрастировали с покрытыми песком землями, которые египтяне именовали dsrt (в переводе – «красная земля»).

Мать Клеопатры

Клеопатра

Клеопатра могла быть темнокожей

Египтологи считают, что у Клеопатры были греко-македонские корни. Но достоверно неизвестно, кем была мать Клеопатры и откуда она была родом.

Историки утверждают, что по политическим мотивам великая древнеегипетская царица приказала лишить жизни свою сводную сестру (вероятно, имевшую того же отца, что и Клеопатра, но другую мать) Арсиною IV.

Известно, что Арсиноя была наполовину африканкой. Следовательно, мать Клеопатры, как и сама царица, также могла иметь африканское происхождение. В девяностых годах прошлого века археологи заявили, что нашли могилу Арсинои IV. К сожалению, ДНК-анализ обнаруженного в ней скелета оказался бесполезным.

Классики же предпочитают вообще не обсуждать расовую принадлежность Клеопатры. Они считают, что нам следует оценивать только её великие дела, не обращая внимания на такие несущественные вещи, как цвет кожи или происхождение.

Египетское искусство

Настенные рисунки древних египтян

Древние египтяне изображали себя с коричневой, красной или чёрной кожей

В сохранившихся до наших времён древнеегипетских храмах хранятся статуи, папирусы, многочисленные настенные рисунки и другие артефакты, позволяющие составить нам более-менее полное представление о том, какими себя видели их создатели.

Древние египтяне изображали своих современников с разной по цвету кожей – от светло-коричневой до красной, жёлтой или чёрной. Причём кожа мужчин обычно была темнее женской. Это различие, скорее всего, обуславливалось тем, что представители сильного пола большую часть времени работали на улице. К сожалению, произведения искусства, созданные представителями древнеегипетской цивилизации, были не особо реалистичными. Вполне возможно, что и цвет кожи у изображаемых на рисунках людей имел символический характер.

К примеру, изображение людей с лицами либо волосами красного цвета означало, что они находились во власти бога Сета, властелина пустыни. Некоторые исследователи предполагают, что египтяне при создании своих произведений могли специально изображать себя с красноватой или медной кожей, чтобы отличаться от жителей Судана, нубийцев, которые имеют чёрную кожу на рисунках.

Большой сфинкс

Большой Сфинкс

Сфинкс имеет черты лица человека негроидной расы

Статуя Большого Сфинкса в Гизе была построена примерно за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Многие египтологи считают, что лицо Сфинкса принадлежит фараону Хафру, но абсолютной уверенности в этом нет.

В 1780 году историк Франсуа Вольней после посещения Гизы написал, что Сфинкс «имеет черты лица, свойственные негроидной расе». Другими словами, жители Древнего Египта были темнокожими. Но современные учёные оспаривают это предположение, утверждая, что по лицу статуи практически невозможно решить загадку об этнической принадлежности. Дело в том, что за несколько тысячелетий дожди, ветер, зной и другие погодные явления сильно подпортили внешний вид Сфинкса.

Это не помешало эксперту-криминалисту Фрэнку Доминго провести в начале девяностых годов прошлого века замеры лица Сфинкса и сделать на основании полученных данных вывод, что оно точно не принадлежит фараону Хафру. По мнению Доминго, статуя, вероятней всего, изображает человека, принадлежащего к негроидной расе.

Новая раса

Археологические раскопки

Археологи позволяют нам узнавать о древних египтянах всё больше

В конце XIX века древнеегипетскими артефактами всерьёз заинтересовался британский учёный Уильям Мэттью Флиндерс Питри.

Это интересно: Питри сделал весомый вклад в египтологию, ведь именно он первым обнаружил доисторическую культуру, предшествовавшую Древнему Египту.

Но многие другие идеи, выдвинутые Уильямом, были довольно спорными. К примеру, он утверждал, что цивилизация раннего Египта появилась вследствие вторжения «Новой расы», сумевшей завоевать «декадентскую доисторическую цивилизацию». Учёный утверждал, что египетские артефакты доисторического периода не имеют ничего общего со своими более поздними аналогами. То есть «Новая раса», вероятно, уничтожила или изгнала на другие территории всё население доисторического Египта. Питри предполагал, что представители «Новой расы» могли иметь ливийское или персидское происхождение.

Восточная пустыня

Верблюды в пустыне на фоне пирамид

Предками египтян могли стать кочевники из Восточной пустыни

В 2002 году египтолог Тоби Уилкинсон представил общественности результаты исследования наскальных изображений, обнаруженных на территории так называемой Восточной пустыни (регион Сахары, протянувшийся от Красного моря до долины Нила). Наскальные рисунки, датируемые примерно 4000 годом до нашей эры, показывают типичную долину реки Нил с лодками, рыбаками, крокодилами, бегемотами и т. д. Аналогичные образы встречаются также в более поздних рисунках, относящихся к династическому периоду истории Египта. Это сходство позволило Уилкинсону предположить, что древние египтяне пришли из Восточной пустыни.

Учёный уверен, что их предками стали полукочевые скотоводы, перемещавшиеся между берегами рек и засушливыми территориями Восточной пустыни. Она охватывала земли современного Египта, восточной части Судана и Эфиопии.

Зубы

Древнеегипетская статуя

Как же выглядели представители древнеегипетской цивилизации?

Это интересно: Исследование почти тысячи скелетов древних египтян, проведённое в 2006 году, показало, что их зубы были одинаковыми вне зависимости от возраста останков. Такое же строение челюсти имеют представители современных народов североафриканского региона. Зубы же европейцев и обитателей Ближнего Востока кардинально отличаются от исследованных.

Автор исследовательской группы, Джоэл Айриш, высказал предположение, что древние египтяне имели смешанное происхождение (у них были нилотские, левантские, ливийские и другие корни). По мнению Айриша, смешение народов произошло задолго до династического периода – «Золотого века» Древнего Египта.

Как видите, даже авторитетные учёные, вооружённые современным оборудованием, не могут прийти к общему мнению по поводу того, как выглядели древние египтяне. Но неужели эта загадка на самом деле такая важная? Может, нам стоит просто гордиться наследием, оставленным древнеегипетской цивилизацией и не задаваться лишними вопросами?

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Пища и косметика в Древнем Египте.

Часть II – Пища и косметика в Древнем Египте

Надежда Добрецова,специально для сайта www.ancient-luxor.com© Stratomedia, Inc.

То, чем питались древние египтяне, стало нам известно благодаря Городу мертвых, на западном берегу Нила. Здесь, в гробницах бывших жителей города Фивы находится множество свидетельств того, что в гробницы своих родных, как при захоронении так, и после него египтяне приносили жертвы в виде пищи. Это делалось потому, что они искренне верили, что после смерти мумифицированное тело покойника ждет возвращения ка или аху – мифологической сущности египтянина, которая стремится вернуться в мир живых. (При этом душа человека являет собой совсем другое – она отправляется в царство мертвых). Еда и одежда нужны были для того, чтобы ка по возвращении не разгневалось и не нанесло вреда живым. В гробницу приносили пищу, которую человек с удовольствием ел при жизни.

Пища древних египтян

Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы?

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи, так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила. Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней  брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

Косметика и аромотерапия в Древнем Египте

Задолго до Клеопатры прекрасные жительницы Фив умели украшать себя и наводить порчу на соперниц

Из картин и барельефов в храмах нам хорошо известно, что древние жители Фив вне зависимости от пола и возраста не просто любили украшать себя декоративной косметикой, но прямо таки стыдились показаться на глаза без макияжа. Вот только была ли эта косметика сугубо декоративной?

Скорее всего, в седой древности косметические ухищрения египтян носили мистический и защитный характер. Во-первых, летняя жара и ночной холод, слепящие дали пустыни и ослепительный блеск разлившегося Нила неблагоприятно воздействовали на глаза людей. Это воздействие эффект хорошо знаком бедуинам и полярникам, которые стараются защитить свои глаза не только от световых эффектов, но и от больших перепадов температур. Так и древние египтяне страдали от глазных болезней, которые могли привести к полной слепоте и лечить которые египтяне не умели. Поэтому в самые разные эпохи Древнего Египта как мужчины, так и женщины смазывали веки различными целебными мазями, поверх которых наносили сурьму (Б. Уоллис). Ее привозили из стран востока. Лучший сорт сурьмы, который назывался месдемт или месетемет, стоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай до сих пор существует у некоторых народов Африки, где часто встречаются глазные болезни (А. Эрман). Дополнительно такая окраска позволяла защититься от сглаза и злых духов.

Впоследствии египетские женщины стали использовать мазь и сурьму не только для защиты зрения, но и для выделения естественной красоты глаз – белизны белков и яркости зрачков. Для декорации глаз в основном использовали два цвета – черный и зеленый, при этом зеленым проводили черту под глазами, а черным окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярко блестели. Существовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела, например, храмовые певцы и фараоны делали татуировки на плечах и предплечьях.

Широко использовали египтяне масла, благовония и их смеси. Масло применяли не только для натирания тела, но и для укрепления и ароматизации волос. Делалось это следующим образом: в чашу с маслом клали шар размером с кулак, сделанный из гигроскопичного материала, возможно хлопка или шерсти, который впитывал приличное количество масла, смешанного с благовониями. Затем главный умаслитель дома клал этот шар в специальный каркас и укреплял его на голове у хозяина и его гостей – масло из шара стекало на волосы в течение всего пира. А. Эрман: «Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить его Кеми (специальный сорт драгоценного благовония) и надеть на него прекрасные одежды и украшения». Нет, правда, данных о том, оставались ли эти дары у человека навсегда.

Вообще одним из развлечений на пиру считалось заняться туалетом – своим и своего соседа. Египтяне прямо во время еды натирали себя и друг друга благовониями, примеряли новые наряды и ожерелья, дарили или просто давали нюхать друг другу цветы.

Египтянам были известны духи многих видов, самым популярным из которых был состав кифи, состоящий из мирты, ракитника, ладана и других компонентов. Эти духи употребляли при натираниях, а также клали в огонь, чтобы пропитать ароматом помещение и одежду. Чем не ароматические палочки и аромолампы, которые, видимо, использовались не только в Древней Индии, но и в Древнем Египте? Здесь же лежат корни современной жевательной резинки – в духи египтяне добавляли мед и делали из смеси шарики, которые жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным».

В медицинской литературе египтян большое место занимает тема ухода за волосами. Например, для борьбы с сединой голову нужно было смазывать кровью черного теленка или кровью из рога черного быка или просто кровью черного быка, прокипяченной с растительным маслом. Египтяне верили, что черный цвет шерсти животного перейдет таким образом на волосы человека. В то же время есть данные о том, что египтяне умели красить волосы в черный цвет. Египтянки заботились не только о красоте собственных волос, но и об ее отсутствии у своих соперниц. Так, ревнивым дамам советовали: «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червя анарт или цветок сегет, свари червя или цветок в растительном масле и положи на голову сопернице». Здесь же давался рецепт противоядия от такого «подарка» – вареный в воде и затем измельченный панцирь черепахи, смешанный с жиром бегемота.

 

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

www.ancient-luxor.com


Смотрите также