Идолы древние. Уральский идол оказался древнее египетских пирамид
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шигирский идол — старше египетских пирамид. Идолы древние


Больший Шигирский идол - Достояние планеты

Мировая история пишется завоевателями. Поэтому история Америки фактически начинается с Колумба, а Урала - с Ермака. Между тем, существуют свидетельства, что на территории Урала находилось несколько древних высокоразвитых цивилизаций, о которых и по сей день мало, что известно. Например, скандинавские скальды воспевали богатую страну Биармию, расположенную на территории нынешнего Пермского края. Особенно викингов восторгал храм биармийцев, построенный в честь божества Юмалы, который снаружи был обложен золотом и алмазами, а украшений внутри его, состоящих тоже из золота и драгоценных камней, нельзя было увезти и на четырех кораблях.

Но если Биармия существовала после Рождества Христова, то почти четыре тысячи лет назад, задолго до появления первых городов в Европе, в предгорьях Южного Урала расцветала целая цивилизация ариев, имеющих развитую сеть городов, металлургию, земледелие. Ныне их поселения известны как Аркаим.Но самая древняя цивилизация существовал на Среднем Урале 9,5 тысяч лет назад.

SHigirskij_idol_-3.jpg Поразительная находка

Главным вещественным доказательством существования развитой древней цивилизации на территории Среднего Урала стал так называемый «Шигирский идол», найденный 24 января 1890 года в торфянике на берегу Шигирского озера близ города Калата (ныне Кировград). Весьма любопытна и предыстория этой находки.

Оказывается, одно из первых поселений русских людей на Среднем Урале возникло именно в том месте, где 9 тысяч лет назад до них жили люди. Русские первопроходцы в середине XVII века в глухой таежной местности Тагил-Нейвинского междуречья облюбовали небольшой уголок, где поставили свои дома, назвали поселок Калата и занялись добычей медного колчедана. А потом в этих местах нашли россыпные месторождения золота. Вскоре Калата стала центром золотодобычи, вокруг нее, как грибы, стали появляться прииски: Шуралинский, Язовский, Касьяновский 1-й и Касьяновский 2-й, Глуховский и другие. Охота за золотом шла нешуточная. Летом 1754 года крестьянин деревни Калаты Алексей Федоров отыскал самородок весом в один фунт двадцать золотников (более 400 г). Но открыть «золотое» место приказчикам хозяев этих мест Демидовых отказался. За что те упекли фартового мужика в свою нижнетагильскую тюрьму, где бедолага провел аж 27 лет. В XIX веке земли сменили своих хозяев. Вместо Демидовых править на них стали представители шведского дворянского семейства, перешедшие на русскую службу графиня Мария Стенбок-Фермор и ее сын Александр.

В 80-х годах XIX века золотоискатели в торфянике на берегу Шигирского озера случайно обнаружили множество древних изделий из кости и камня: кинжалы, луки, весла и даже ковшички с великолепным гравированным орнаментом. Торф оказался прекрасным консервантом для древностей.  Граф А. А. Стенбок-Фермор, надо отдать ему должное, понял важность найденного на его землях исторического наследия и допустил для исследования торфяника археологов из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа.

В результате в 1890 году на 2-м Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырёх метров была сделана удивительная находка. Из-под слоя грязи извлекли часть большой деревянной скульптуры, на которой явственно проступали человеческие черты. Вскоре рядом нашли еще несколько фрагментов, которые все вместе и составили облик «Шигиринского идола».

SHigirskij_idol-2.jpg

 В музее

Уральские древности, найденные возле Калаты, вскоре обрели свое место в различных музеях, в том числе в Эрмитаже и Парижском музее естественной истории, куда передал найденные им экспонаты французский барон Ж.О. де Бай. А Шигирского идола граф А. Стенбок-Фермора передал музею Уральского общества любителей естествознания. В начале ХХ века хранитель музея Д.Лобанов и археолог В. Толмачев основательно занялись его исследованием и реконструкцией. В результате из различных частей был воссоздан первозданный образ идола в виде огромной деревянной статуи, ростом 5,3 метра с выразительной головой и туловищем или туловом, как называют его ученые, со всех четырех сторон испещренным надписями и резными геометрическими узорами. Выходило, что на Урале обосновался самый большой деревянный идол, когда-либо найденный на земле. Было установлено, что он изготовлен из цельного бревна сибирской лиственницы и служил неким ритуальным целям. Оставалось только диву даваться, как жители старины глубокой каменными топорами изготовили такую большую и сложную скульптуру. Причем, нижний конец фигуры - затесанное на конус бревно с выемкой в основании, свидетельствовал, что идол не вкапывался в землю, а возможно был переносным и крепился к дереву или столбу.

Вообще, конечно, из Шигирского идола еще в начале ХХ века следовало делать мировую сенсацию и символ земли Уральской, воплощенный в сувенирной продукции. Однако он тихо-мирно лежал в запасниках краеведческого музея. Правда, благодаря этому пережил революцию и прочие политические катаклизмы, хотя и уменьшился в размерах. В годы Великой Отечественной войны фондам Свердловского областного краеведческого музея пришлось потесниться из-за эвакуированных на Урал экспонатов ленинградского Эрмитажа. Именно тогда была безвозвратно утрачена нижняя часть тулова Шигирского идола, длиной 193 сантиметра. Но даже в укороченном виде он все равно остался самой большой древней деревянной скульптурой в мире. Однако о его наличии знали, по сути дела, только специалисты.

Загадки идола

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце ХХ века идол начал разрушаться. В связи с этим было решено изготовить для него на уральском оборонном заводе специальную «оберегающую» витрину. А перед тем, как упрятать его навеки в ней, решили, наконец, разобраться с его возрастом. Благо, новейший радиоуглеродный анализ позволял установить его довольно точно. Для верности тридцать граммов древней древесины, извлеченной из идола, отправили сразу в две разные лаборатории - в Санкт-Петербург и в Москву. Результаты анализов совпали и вызвали настоящую сенсацию - идол оказался супер-долгожителем. Его возраст оценили в 9,5 тысяч лет. То есть, эту фигуру высекли задолго и до Всемирного потопа, и всех прочих известных событий в истории человечества.

После этого заключенный в новую красивую витрину Шигирский идол, наконец, был выставлен в музее для всеобщего обозрения. Это сразу привлекло к нему большой интерес, и начали широко обсуждаться версии его предназначения.

Этнографы высказывают предположение, что в Шигирском идоле древние увековечили лунный календарь, зашифрованный в узорах на его тулове. Среди изображений исследователи нашли персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Но, прежде всего, на идоле выделяются  семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Предположительно это изображения духов, обитающих в разных мирах. А их число - семь и натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное, как лунный календарь.

Однако более достоверной кажется версия доктора философских наук, профессора Валерия Чудинова, что идол - скульптура древнеславянской богини болезней и смерти Мары. Ее ставили на болоте, которое у древних ассоциировалось именно с царством мертвых, а идол служил своеобразным стражем в него. Чтобы оттянуть свое путешествие в это царство, Мару старались задабривать, несли к подножию истукана различные дары.

Профессор попытался расшифровать узоры на идоле и истолковал некоторые из них как слова: «Маара» и «Бог», а также фраз: «Тонкие миры Мары» и «У Маре таятся несметная воинов рати». А где таятся «воинов рати»? Конечно, в загробном мире.

Другие загадки

Шигирийский идол далеко не единственная загадка Среднего Урала. Неподалеку от города Полевского, у подножья горы Караульной было обнаружено несколько десятков древних птицевидных идолов, а также 8 медных идолов с человеческой головой и рыбьим туловищем, отлитых в одной форме.

А на Северном Урале на  самом краю плоской вершине горы Мань-пупу-нер застыли в вечном карауле каменные идолы - семь гигантских фигур, высотой с четырнадцатиэтажные дома.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА-ПРИЗРАКИ – ДО ПРИХОДА ЕРМАКА

«ЗРЯ ВЫ ЕГО ПОТРЕВОЖИЛИ!»

"В 2 РАЗА СТАРШЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД"

 

ЗАГАДКИ ШИГИРСКОГО ТОРФЯНИКА. ЧАСТЬ1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО УРАЛА

 

ЗАГАДКИ ШИГИРСКОГО ТОРФЯНИКА. ЧАСТЬ 2. ДОПОТОПНЫЙ ИДОЛ

dostoyanieplaneti.ru

Языческие идолы славян — Язычество

Языческие идолы славян являлись обязательным элементом жреческих обрядов Древней Руси. Несомненно, что древние славяне преклонялись идолам и за пределами храмов. Нестор летописец писал о поклонении идолам, стоящим на холмах, при этом ни разу не говорит о храмах в этом аспекте. Благодаря раскопкам археологов мы имеем представление о виде древнерусского святилища, которое располагалось на холме. Такое святилище называли капищем — «капь» переводится как идол. Капище было ограждено по кругу земляным валом. На вершине вала горели священные кострища. Также создавали и второй вал – внешний, который служил границей святилища. Территория между двумя этими валами называлась требищем, поскольку именно здесь славяне «потребляли» жертвенную пищу. Славяне верили, что, устраивая такие ритуальные пиры, они становятся сотрапезниками богов.

Языческие божки идолы были разных размеров – от совсем маленьких до огромных. Материал, из которого их делали, тоже был разным – некоторые были сделаны из дерева и выкрашены в позолоту либо серебро. Другие делали из металла, меди. Многие золотые и серебреные идолы, а также божки, сделанные из драгоценных камней, и сегодня вводят в состояние восторга и удивления современных ученых. Некоторые идолы были сделаны в довольно странном образе – с несколькими головами или лицами, но типаж практически у всех был человеческий.

На современных фото статуи языческих идолов облачены в одежду, которая скомбинирована из деревянных, металлических и тканевых элементов. Практически у всех божков было оружие. Оружие и иные необходимые вещи разлаживались вокруг идола. Как правило, идолы находились в стоячей позе. Древние славяне считали идолов не просто божественным изображением, люди верили что божок – хранилище, дом его духа. Это особенность считается отличительной чертой только у славянских идолов.

Все сохранившиеся и найденные идолы были откопаны преимущественно на территории Черноморского побережья и Приднестровья. Это фигурки величественного бога с бородой и мечом у пояса, держащего в руках рог. На шее у него ожерелье. По версии современников, эти идолы были сделаны в шестом-пятом веках до нашей эры нашими предками земледельцами, серьезно торговавшими в то время с греческими городами.

В 1893 году во время расчистки русла реки был найден Новгородский идол высотой в семьдесят пять сантиметров. Черты его лица выполнены очень примитивно и грубо, на голове вырезана шапка.

Примерно в 980 году князь Владимир разместил в столице огромные статуи языческих богов. С особой роскошью был выполнен Перун, усы которого сделаны были золотыми, а голова – серебряной. Исходя из описаний, славянские идолы представляли собой деревянные столбы, в верхней части которых были вырезаны человеческие лица.

Языческий идол как объект поклонения воспринимался древними славянами с особым трепетом и уважением.

До сегодняшнего дня сохранилось очень маленькое количество божков, и это связано не только с введением на Руси христианства. Основная причина в том, что идолы были вырезаны из дерева, а этот материал крайне подвержен негативному влиянию окружающей среды. Славяне выбирали для своих идолов дерево совсем не по причине дешевизны сырья, дело в том, что они верили, что деревянный идол соединит в себе силу божества и дерева. Хотя, принятие Русью христианства тоже сыграло свою роль в этом процессе – огромное количество капищ было разгромлено, а деревянные идолы были сожжены. Что касается каменных божков – то их находки, как правило, очень случайны, и довольно сложно определить исторический период, к которому они относятся, и их принадлежность к определенному народу.

pagandom.ru

Найденный на Урале огромный идол оказался древнее пирамид. Что о нем известно?

27 апреля 2018, 22:29

Загадочную фигуру нашли в торфянике на склоне Уральских гор. Спустя почти 130 лет ученые установили, что Шигирский идол более, чем в два раза старше пирамид древнего Египта. Но кто его создал и зачем? Читайте подробности в материале «360».

РИА «Новости» / Екатерина Власенко

Установлена точная дата создания Шигирского идола — деревянной скульптуры, обнаруженной на территории Урала еще в позапрошлом веке. Команда исследователей из Германии пришла к выводу, что ей 11,5 тысяч лет. О своей работе ученые отчитались в археологическом журнале Antiquity.

Это более чем в два раза больше возраста египетских пирамид и делает находку древнейшей деревянной статуей в мире, подчеркивает сайт Phys.org в пятницу. Его существование указывает на то, что жители послеледниковой Евразии обладали вполне развитой культурой еще в те времена, когда по Земле блуждали мамонты и саблезубые тигры.

Как его нашли

Шигирский идол хорошо знаком археологам и историкам древнего мира. Его обнаружили почти 130 лет назад, в одном из торфяников на склоне Уральских гор. Тогда там находился прииск графа Алексея Стенбок-Фермора, сейчас рядом с этими местами расположен город Кировград.

Из-под толстого слоя торфа, работники графа, подняли на поверхность странную плоскую фигуру. Они еще не знали, что сделали одно из важнейших открытий в мировой археологии.

Странную деревянную скульптуру, вырубленную из цельного бревна лиственницы, Стенбок-Фермор передал местным исследователям. Вернее то, что от нее осталось — по началу, это была груда обломков, которую любители старины кропотливо собирали словно пазл эпохи Ледникового периода.

Успешная реконструкция была завершена лишь в 1914 году. Выструганный древними людьми идол, оказался по-настоящему огромен — более пяти метров в вышину. Его венчала голова, напоминающая человеческую, а поверхность была покрыта загадочными рисунками. Кроме орнамента, на идоле вырезаны личины — лица, в которых можно различить человеческие и звериные черты.

Что выяснило исследование

С момента обнаружения идола, не стихали споры об эпохе его создания. Предполагалось, что он создан относительно недавно — две или три тысячи лет назад.

Данные первого радиоуглеродного анализа удивили многих ученых, 9,8 тысяч лет казались невозможным возрастом. Ведь, по мнению ряда антропологов, охотники-собиратели той эпохи не были в состоянии создать такую большую статую и украсить ее сложными рисунками и орнаментами.

От немецких исследователей ждали разрушения мифа о древности Шигирского идола, но комплексная программа исследования, включавшая самые передовые методы определения датировки, бесспорно доказала — идол еще старше, чем считалось.

Wikipedia

Значения открытия

Новые данные позволяют с уверенность говорить, что ученые недооценивали суровых охотников, боровшихся за выживание на холодных землях Евразии вскоре после завершения Ледникового периода. Этот факт признал один из авторов научной работы Томас Тербергер из Геттингенского университета.

Мы пришли к выводу, что охотники-собиратели умели выражать свои идеи и имели сложные ритуалы. Ритуалы начались не с появления оседлой культуры, а с охотников

— Томас Тербергер.

В период когда сходили льды и расширялось лесное пространство, на территории древнего Урала уже расцветали первые ростки цивилизации. Несмотря на все тяготы выживания, люди находили время для искусства. Пусть в ту эпоху оно и воспринималось как магия — идол, по всей видимости, был выражением духовных практик и религиозных представлений первых людей.

Для чего его создали

Точное предназначение Шигирского идола пока достоверно установить невозможно — естественно, никаких письменных или устных источников о жизни той древней эпохи не сохранилось. Но, исследуя орнамент и восемь личин скульптуры, ученые сделали несколько выводов.

По одной из версий, идол воплощает представление о лесных духах или демонах, по другой — является знаком-предупреждением о месте, которое лучше не посещать.

Чтобы лучше понять кто и зачем создал мистический артефакт, исследователи отправили экспедицию на Урал, пишет сайт Tech Times. Им удалось отыскать сотни предметов, созданных в одно с ним время. Это костяные наконечники, кинжалы и рога лося, украшенные звериными мордами.

Возможно, новые находки подскажут какой смысл древние резчики вложили в удивительную скульптуру, чьи загадочные личины пристально смотрят на окружающий мир вот уже более 11 тысяч лет.

360tv.ru

Древняя Беларусь. Идолы - боги, истуканы, кумиры, олухи

Древняя Беларусь археологи нашли около полусотни идолов — скульптур языческих богов, которым белорусы поклонялись тысячелетиями. А когда начало расширяться христианства, сторонники старой веры скрывали своих кумиров в болотах, лесах, на кладбищах и ходили к ним молиться. Так продолжалось вплоть до начала 20-го века.

 

 Почему почитание идолов так сильно закрепилась в психологии белорусов? 

 

Языческие верования у белорусов оказались очень живучими. Можно даже говорить, что через века на белорусских землях существовали параллельно христианская и языческая веры.

 

 Слово «идолы» больше применяется в научном смысле. В народной же памяти сохранились другие названия — истуканы, боги, истуканы, кумиры, идол, олухи, каменные бабы .

 

 

древняя беларусь

Древняя Беларусь. Идол из д. Грабовцы Жабинковского района Брестской области

 

Идолов найдено в Беларуси достаточно много, около полусотни. Большинство из них каменные скульптуру. Много их стояли при дорогах, или на кладбище почти до недавнего времени. Некоторые идолы попали в музей. Если вообще они появились на белорусских землях?

 

♦♦♦♦♦

 

Древняя Беларусь хронологически диапазон бытование идолов весьма широк — от эпохи неолита до XI-XII веков.

 

 Самыми древними можно считать деревянные статуи, найденные при раскопках поселения эпохи неолита и раннего бронзового века у деревни Осовец Бешенковичского района. 

 

 

древняя беларусь

 

 

Одна скульптуру сделана из дерева, вторая — из рога. Это — изображения мужчин, и исследователи связывают их с героями мифов. Но большинство известных идолов относится к концу I — начала Второй тысячелетия, когда наблюдались попытки возвести язычества в ранг государственной религии.

 

Вы сказали, что изображения идолов связаны с мифологические персонажи. Не означает ли это, что архаичные люди имели свое представление, как должен выглядеть их идол.

 

 

Древняя Беларусь

Идол в форме гриба

 

В основном такая информация есть о каменные идолы. Большинство из них сильно стилизованные под человеческие фигуры. Выделяются идолы из Шклова и Слонима, которые имеют четкие антропоморфные черты лица. 

 

Это — погрудная изображения мужчин без рук и с заостренным низом. На слонимским идоле выделяется борода и нос с горбинкой

 

 

Древняя Беларусь. Слонимский идол. Датируется приблизительно X в.

Слонимский идол. Датируется приблизительно X в.

 

Погрудная изображения — это что-то вроде современных бюстов, которых так много было поставлено в Беларуси коммунистической пары.

Наиболее известные погрудная изображения — это Шкловский и слонимский идолы. 

 

Расширенными были также слупападобныя скульптуры с высеченными сверху лицами — от одного до четырех. Если искать аналоги в сегодняшнем дне, то это что-то вроде скульптурных композиций. 

 

 

шкловский идол

Шкловский идол

 

Таких идолов археологи нашли в Ульлянавичах Сенненского района, в лесах по берегам Припяти, Случи, Березины. Существовали трохтварныя идолы, весьма схематичны — в мельнице Каменецкого, Богуславца Пружанского районов. И наконец — археологи также занаходили маленьких идальчыкав на городищах в Миорском районе, также около Полоцке и Орше.

 

Идол, обнаруженный в Ворониловичском сельсовете, в 0,6 км к юго-западу от д. Бутьки на старом кладбище. Ныне перевезен в Пружанский краеведческий музей. Выявила и обследовала в 1986 году Т.Н. Коробушкина. Фото Ильи Бутова. Источник: http://nlo-mir.ru/civilizacia/27515-kamennye-idoly-belarusi-22-foto.html

Идол, обнаруженный в Ворониловичском сельсовете, в 0,6 км к юго-западу от д. Бутьки на старом кладбище. Ныне перевезен в Пружанский краеведческий музей. Выявила и обследовала в 1986 году Т.Н. Коробушкина. Фото Ильи Бутова.

 

 

Это Вы говорили о каменных идолов. Есть сведения, что существовали идолы, сделанные из драгоценных металлов. Так, известный хронист Матвей Стрыйковский в XVII веке упоминал о находке в руинах старого здания в Витебске идола Перуна из золота.

 

Также есть сведения, что в XIX веке в лесу на берегу реки Пони в бывшем Борисовском уезде в дупле старого дуба нашли два идальчыки — один из серебра, второй — из бронзы. 

 

Древний идол

 

Около Пинске была найдена небольшая статуэтка, так же как и у деревни Богданово на Вилейщине. Виленская археологическая комиссия первую определила как образ бога войны Кавоса, а вторую как литовскую богиню Праврыму .

 

 

Идолы из драгоценных металлов отождествляются с конкретными божествами. А обычные каменные идолы тоже

 

Небольшой серебряный идол из д. Стайки

Небольшой серебряный идол из д. Стайки

 

Трехголовые идолы исследователи связывают с богом Триглаву. По преданий, на горках в Свирь на Мяделшчыне, в Кричеве, на Перуновой Гарри возле деревни Дараганово Осиповичского района, на берегу озера Воловье около Полоцка поклонялись Перуну. 

 

Значит, там стояли изображения идола Перуна. А вот другой пример. В середине XIX века около Кобрине холм называли «капище Можаны». В 1963 году, когда около Шклова откопали идола, то местные люди назвали его олух.

 

Невельский идол

Невельский идол. Район Полотска

 

Упоминания о идолов сохранились в летописях и хрониках разных народов, в том числе и белорусов. Значит, можно сравнивать. Так как выглядели идолы из наших земель в контексте мировых аналогов? Можно что-то говорить об их этнокультурной принадлежности.

 

Специалисты считают, что идолы из Беларуси в большинстве имеют близость к надбалтыйскага историко-культурного окружения концу I — начала Второй века. Это подтверждается четкими параллелями с территории Поморья, исторических Пруссии и Яцьвягии. Значительно меньшее количество белорусских памятников имеет сближение с памятниками надчарнаморскай культурного пространства. В целом же исследователи делают выводы о самобытность белорусских языческих скульптурных изображений.

 

А еще на белорусских землях найдены идалападобныя каменные кресты. Один из них широко известен. Сейчас он находится в Музее валунов в Минске, а ранее стоял у дорогой, недалеко от городка Долгиново на Вилейщине. Так это крест или идол.

 

древняя беларусь

 

 

Действительно, это уникальный памятник. Ученые спорят, что это — переделанный на крест идол, или скульптура времен раннего двухверъя. Долгиновский крест напоминает фигуру женщины. 

 

В том месте, где должен быть живот, — маленькая выпуклыми фигурка ребенка. 

 

Она в точности повторяет очертания большой фигуры. С обратной стороны креста — 4 восьмиконечные крестики. Подобный идол был найден на кладбище в Кобрине, но судьба его неизвестна.

 

В XIX веке парки при многих имениях украшали так называемые каменные бабы? Что их объединяет с идолами.

 

Тогда была мода на» половецких баб «. Их привозили из южных степей. Такие скульптуры стояли в Гомельском парке, в зубки около Клецке, в Добровлянах на Сморгонщине, в Славгороде, в Крынках около Витебске. Скульптура из Крыма была перевезена в Витебский музей, с Зубков — в Национальный музей в Минск.

 

 

Древняя Беларусь каменный крест

 

 

Вернемся к идолам-богам. Где им поклонялись? Существовали какие-то сакральные места — храмы, площадки.

 

Археологические исследования капищ подтверждают, что это так. В капище, что в Ходасавичах Рогачевского района, обнаружено в центре ямка, где мог стоять идол. Вообще характерной особенностью капищ было размежевание сакральной и прафанальнай пространства.

 

 Площадка акружалася рвом, в котором зажигались костры. Роль святилища нередко выполняли и городища-убежища. Размеры святилища были разные. В конце I — начала Второй тысячелетия уже существовали языческие центры, храмы, монастыри. Было и сословие языческих сьветаров.

 

 

Долгиновский идол в месте первоначального обнаружения. Фото Георгия Лихторовича

Долгиновский идол в месте первоначального обнаружения. Фото Георгия Лихторовича

 

Христианство, расширяясь, боролась с язычеством. Разрушали святилища, и на их местах часто возводили новые храмы. Деревянных идолов сжигали, каменных сбрасывали в водоемы, закапывали в землю. Так они сохранились вплоть до ХХ века.

 

В Беларуси сторонники старой веры пытались скрывать своих кумиров. Их затягивали в глухие болотистые места, куда могли добираться только свои. Имеются сведения, что в середине XIX века около Докшиц местные жители хоронили идола от полиции. 

 

 

языческое капище

 

 

Еще в начале ХХ века на острове Богинской озера Браславский стоял каменный идол в половину человеческого роста. Голова у него уже была отбита. Называли идола «был просто». В 1983 году во время археологического обследования берегов озера от одной старушки удалось услышать, что на ее памяти на острове стояли «литовские боги».

 

 В ХХ веке в Смолевичском районе когда села Слободка стоял идол «Царь Давид». Каменный идол был и на берегу озера Кривое в Ушацком районе, на берегу озера святцы, около деревни Юрьева в Смолевичском районе. 

 

 

Есть упоминание, что в XIX веке при дороге из Речицы в Бобруйск на холме в долине Днепра стоял четырехлицый идол. Были идолы при дорогах у деревни Грэцавичы Берестовицкого района, деревни цеплять на Пружанском. Около деревни Ализаравичы, что под Речицей, каменный идол стоял в часовне на кладбище.

 

Капище Минск

 

Кладбище — это неприкосновенное, сакральное пространство.

 

 Оттуда их никто не мог забрать. По поверьям, если что-нибудь забрать с кладбища, то будет смерть. Подобные случаи в ХХ веке зафиксирован с культовыми камнями. В деревне Сянежычы Новогрудского района камень-следавик перетянули на кладбище. 

 

В деревне Смоляны Пружанского района, когда атеисты угрожали уничтожить поклонный камень-следавик, тогда местные жители перетащили его на кладбище, а в 1990-х годах вернули назад и сейчас украшают цветами, молятся возле него. 

 

следавик

 

 

В 1887 году в лесу возле деревни Ульлянавичы Сенненского района нашли каменный столб с высеченной сверху головой и перенесли на кладбище. Идолы ставились и на католических, и на православных, и на униатских, и на протестантских кладбище.

 

 

 

Все это — убедительные доказательства того, что белорусы через целое тысячелетие сохраняли языческую традицию поклонения идолам.

 

Психологи, философы, этнографы подчёркивали двухверье как одну из черт белорусского ментальности. Можно вспомнить белорусский традицию надевать каменные кресты.

 

 Около деревни Голошево Толочинского района каменный крест называют «бабой» и считают, что это окаменевшие женщина. Подобные кресты есть у Лельчицком районе. 

 

 

древняя Беларусь

 

 

На кресте вешают передники, косынки. Украшают каменные кресты в церкви в Погосте Загородским Житковичского района, в Усихсьвяцкай церкви в Турове. Около деревне Клепача в Слонимском на кладбище стоял идалападобны камень. Его перенесли в церковь и долгое время ему носили ахвераваньни. Но в конце ХХ века из церкви он исчез.

 

При князе Владимире Святом, когда начинался процесс христианизации, и белорусские земли в определенной степени были зависимыми от Киева, им уделялось гораздо меньше внимания, чем, например, Новгорода. В XVI-XVII веках на наших землях применялись католицизм, православие, униатство, кальвинизм, иудаизм, ислама, а позже появились и старообрядцы.

 Пункт о религиозной терпимости даже был внесен в Статут ВКЛ 1588 года.

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Шигирский идол - старше египетских пирамид.

idol-shigirs

Шигирский идол — самая древняя деревянная статуя в мире. Как показали совместные исследования российских и немецких учёных, деревянный идол,  обнаруженный на Урале, старше египетских пирамид и английского Стоунхенджа.

Исследования уникальной археологической находки проводились летом 2014 года учёными Германского археологического института (Берлин), департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии (Ганновер) и московского Института археологии Российской Академии Наук.

id-shigirskiy-idol-v-muzee

«По результатам совместных исследований российских и немецких ученых, возраст Шигирского идола установлен — 11 000 лет. Таким образом, Шигирский идол по возрасту примерно в два раза старше египетских пирамид. Учёным, исследовавшим деревянного идола, удалось подтвердить, что идол был изготовлен из лиственницы», — рассказала директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова.

idol-srez

Ведущий сотрудник института археологии РАН Михаила Жилина, пояснил, что для проведения радиоуглеродного анализа были взяты пробы дерева с глубины 2-3-х сантиметров с полотна Шигирского идола, так как поверхность дерева уже подвергалась воздействию консервантов.

idol

Высота Шигирского идола составляет 5,3 метра. «Изначально Шигирский идол уже был разделён на 10 фрагментов. При отборе материала для лабораторного исследования идол был не распилен, а надпилен, и взято менее 2 граммов древесины. Такой способ отбора проб не нанёс никакого ущерба реликвии», — пояснила директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова.

1-surinИстория находки Шигирского идола.

В середине XIX века на Урале властвовала «золотая лихорадка». Залежи золота были найдены и на Шигирском торфянике, золотоносные жилы залегали под толщами торфа на глубине до 8 метров. На золотых приисках выработки велись в открытых разрезах, а Шигирское озеро было частично осушено. Работавшие на Шигирском торфянике старатели то и дело находили необычные предметы, уникальные изделия, вырезанные из дерева, рогов и костей различных животных, артефакты из камня и глины. Благодаря консервирующим свойствам торфа, все древнейшие артефакты сохранились в идеальном виде, несмотря на то, что были изготовлены тысячелетия назад. Не смотря на столь солидный возраст, древние находки выглядели как новенькие.

Первая в этой местности археологическая экспедиция  начала работать в 1880 году под руководством М.В. Малахова.

1

В последующие годы на Шигирским торфяником были предприняты новые археологические изыскания, которые обнаружили десятки стоянок древнего человека вокруг Шигирского озера. Исследователи Шигирских торфяников откопали в его пластах тысячи археологических находок и человеческих  останков, принадлежащих к разному времени. Среди находок археологов много резных фигурок животных, птиц, наконечников стрел. Во время археологических раскопок найдены многочисленные бытовые предметы — ножи, глиняные сосуды и посуда, рыболовные крючки и грузила, вёсла, деревянные лыжи и т.д.

idol-shigirskiy-idol-v-muzee

В 1887 году Шигирские находки вызвали большой интерес на проходившей в Екатеринбурге крупной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.Исследователи Шигирского озера и торфяников пришли к выводу о том, что эти места были обитаемы с глубокой древности на протяжении многих тысячелетий.sh-idol-02

К сожалению, прежде чем на Шигирском торфянике появились археологи, многие уникальные предметы были безвозвратно утрачены. Не исключено, что в их числе были и не менее сенсационные находки, чем главная находка — Шигирский идол, обнаруженный в 1890 году.

Шигирский торфяник в далекой древности представлял собой систему озёр, на берегах которой жили наши далекие предки. Сейчас Шигирский торфяник занимает обширную естественную котловину, длина которой около 17 километров, а ширина – более 10 километров. В центре торфяника находится постепенно зарастающее Шигирское озеро.

Большой Шигирский идол (shigirsky idol) высотой пять метров был найден 24 января 1890 года при разработке в центре  торфяника в Шигирском озере, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга, близ деревни Калата (ныне город Кировград, Свердловская область).

На 2-м Курьинском прииске Шигирского торфяника, принадлежащего графу А.А. Стенбок-Фермору, под четырёхметровой толщей торфа были найдены грубо вырезанное весло, три больших деревянных ложки, и десять фрагментов деревянной скульптуры, позднее  вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол.

По распоряжению владельца Шигирского торфяника, графа А. А. Стенбок-Фермора, найденный деревянный идол передан в музей Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), ныне Свердловский областной краеведческий музей.

1-shigirskij_idol

Первую попытку собрать Большой Шигирский идол из уцелевших кусочков предпринял археолог Д.И. Лобанов. По версии Лобанова Шигирский идол должен был быть с руками, поэтому он использовал найденные части для формирования рук идола, и фигура идола вышла высотой 2,8 метра.

Однако, известный археолог В.Я. Толмачёв, изучивший все деревянные фрагменты идола в 1914 году, не согласился с версией Д.И. Лобанова. Проведя свою собственную реконструкцию,  археолог В.Я. Толмачёв выложил все фрагменты Большого Шигирского идола в длину 5,3 метра, и тщательно зарисовал их.

1tolmachyovК сожалению, военное время и революционное лихолетье не пощадили древние археологические находки, и нижняя часть Шигирского идола — 193 сантиметра безвозвратно утрачены. Нижняя часть идола сохранилась лишь на рисунках В.Я. Толмачёва.

idol-golova-etstche

На Шигирском торфянике найден не только Большой Шигирский идол, но и головы ещё двух человекоподобных деревянных идолов — это говорит о том, что в этих местах было большое языческое капище, существовавшее несколько тысяч лет.

idshigirskiy-idol-v-muzeeНа основе уникальных археологических находок, открытых на Шигирском торфянике, археолог А.П. Дмитриев в 1951 году выделил отдельную археологическую культуру, которая была названа Шигирской археологической культурой, существовавшей в конце II тысячелетия до нашей эры.

Рисунок Толмачёва. Способ работы каменными орудиями труда

Рис. Толмачёва. Способ изготовления идола из ствола лиственницы каменными орудиями труда

С момента уникальной находки среди археологов не было единого мнения по поводу датировки Шигирского идола, мнения учёных и археологов сильно разнились. Лишь в 1997 году учёные впервые провели радиоуглеродный анализ дерева, из которого сделан идол. Результаты превзошли даже все самые смелые предположения! Состоялась самая настоящая научная сенсация. Трудно было поверить, но этому деревянному идолу 9,5 тысячелетий! Идол гораздо старше знаменитых египетских пирамид. Новые исследования, проведённые летом 2014 года с участием немецких учёных, увеличили возраст Шигирского идола до 11 000 лет.

ido-shigirskiy-idol

В советские времена Шигирский идол никогда не экспонировался на выставках, а хранился в запасниках музея. ido-shigirskiy-idol-v-muzee

Спустя более века после сенсационной находки, летом 2003 года Большой Шигирский идол был впервые выставлен для посетителей  Свердловского областного краеведческого музея в специальном зале, который называется «Шигирская кладовая». 

Помимо Шигирского идола в зале краеведческого музея представлены архивные фотографии с места археологических раскопок, многочисленные находки экспедиций, работавших на Шигирском торфянике.

idol-shigirskiy-idol-muzee

Всего в двух небольших залах Свердловского областного краеведческого музея разместилось около 600 уникальных предметов. Главный научный сотрудник СОКМ, хранитель Шигирской коллекции, Светлана Савченко.

idol-shigirskiy-idol-muzee

Для сохранности самого уникального экспоната, не имеющего аналогов в мире, Шигирского идола — была создана специальная витрина, в стеклянном саркофаге поддерживается постоянная температура +16С, и другие оптимальные условия для сохранности идола. Для предотвращения разрушения и деформации идола, уменьшения силы тяжести, вертикально стоящего идола, его фрагменты  прикреплены к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление на части идола было минимальным. Стеклянная витрина подсвечена специальной подсветкой, создающей светотени подчёркивающие все рельефы и орнаменты древней статуи Шигирского идола.

Тайна Шигирского Идола

Тайны Шигирского идола Древнерусский язык древнее греческого

ru-sled.ru

Идолы — Язычество

идолы

У саамов существовали языческие идолы — грубо выполненные антропоморфные фигуры из дерева или камня. Они долго сохранялись вблизи саамских жилищ или промыслов, в уединенных живописных уголках, где совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Но среди культовых памятников наибольшей известностью пользовались сеиды. В числе первых европейцев, описавших капища саамов, был уже упомянутый И.Шеффер. В своей знаменитой Лаппонии он подчеркивал, что сеиды созданы не какими-нибудь искусными способами, люди находят на берегах рек или болот каменные глыбы причудливой формы, которые и служат символом бога Сторюнкаре и объектом поклонения. Источники указывают на территории Кольского полуострова немалое число мест, где совершались жертвоприношения. Так, на полуострове Рыбачьем, в районе Шарапова Наволока следы древнего капища найдены на плоской вершине одной из прибрежных скал. Здесь же в расселине можно увидеть скопление рогов и костей животных, некогда принесенных в жертву. В Печенгском районе известны древние капища недалеко от зимнего Пазрецкого погоста на озерах Сальмиярви, Ярв и др. На оз. Ловозеро, на вершине острова Колдун, в углублении под моховым покровом в 1980-е годы были обнаружены в большом количестве полу сгнившие оленьи рога, что напоминало вид капища в известном труде Шеффера. .

Священными камнями-сеидами обычно были такие валуны и скалы, которые хорошо выделялись на общем фоне ландшафта — возвышались на островах озер, среди болот или на вершинах горных тундр. Большая часть сеидов — естественного происхождения, как отмечал еще Шеффер, хотя некоторые, очевидно, воздвигались искусственно. .

В зависимости от сходства с обликом человека или животного сеиды можно подразделить на антропоморфные и зооморфные. Выразительное описание внешнего вида антропоморфного сеида в долине р. Поной дано В.В. Чарнолуским в книге В краю летучего камня (Чарнолуский, 1972). Издали каменная фигура напоминает приземистого человека, в печке, лицом она обращена к погосту. Весь человек сложен из семи больших плоских камней, только голова имеет вид усеченной пирамиды с вершиной (т.е. лицом ), обращенной к востоку — Семь маленьких камней-прокладок вложены между большими камнями. Отсутствует камень, изображающий шапку. Вокруг истукана достаточно свободного места — здесь, вероятно, происходили общие собрания старцев погоста, приносились жертвы этому каменному богу, проводились гадания. Он грубо сложен из камней, и притом так, что действительно производит впечатление божества (Чарнолуский, 1972. С. 100-101). В настоящее время сеиды можно выделить среди обычных валунов и скал, благодаря сохранившимся среди местного населения воспоминаниям, иногда по вещественным доказательствам. Так, прямым подтверждением связи того или иного отдельно стоящего камня с языческим культом служат следы жертвоприношений: присутствие у его подножья костей животных и птиц, оленьих рогов, находки монет и ружейных пуль. Известно, что иногда священный камень обмазывали кровью жертвенных животных или рыбьим соком. По мере их высыхания считалось, что сеид съел подношение.

pagandom.ru

Уральский идол оказался древнее египетских пирамид

19:12 30/04/2018

Ученые подтвердили возраст самой древней в мире деревянной скульптуры – уральского Шигирского идола, обнаруженного в конце XIX века под Екатеринбургом. Исследование международной группы специалистов опубликовал авторитетный научный журнал Antiquity.

Эксперты установили, что уральскому артефакту, сделанному из лиственничного бревна, 11 тысяч 600 лет. Таким образом это самый древний из сохранившихся до нашего времени памятников монументального искусства. Ранее это звание принадлежало гробнице фараона Хеопса в Гизе, которой всего 4500 лет.

Долгое время исследователи терялись в догадках касательно его возраста. В 1997 году российские ученые определили, что памятник был сделан 9800 лет назад.

Новое исследование, в котором участвовали немецкие и российские ученые под руководством Михаила Жилина из Института археологии РАН, выявило, что памятник еще более древний. Предки уральцев создали его 11,6 тысяч лет назад. Для установления возраста объекта его пришлось распилить, из-за чего в научной среде разразился громкий скандал.

Многие ученые считали, что древние предки уральцев не могли создать такую большую скульптуру и не имели столь сложного символического воображения, чтобы украсить творение такими узорами.

Чтобы доказать обратное, группа Жилина отправилась в район, где нашли идола. На глубине семи метров археологи нашли сотни костяных наконечников и ножей того же периода, а также рога лося с вырезанными на них мордами животных. Как отметил в статье ученый, древние люди прекрасно умели работать с деревом.

«Почтенный возраст этой статуи и другие наши открытия заставляют нас говорить о том, что охотники-собиратели имели сложные ритуалы и могли выражать абстрактные идеи в своем искусстве. Похоже, что религия и культура появились не вместе с фермерством, как считалось раньше, а задолго до этого», – говорит Томас Тербергер из университета Геттингена.

Большой Шигирский идол высотой 5 м был найден в конце XIX века при разработке Шигирского торфяника в окрестностях города Невьянска. Деревянная статуя украшена резным орнаментом, также на ней вырезаны лица различных персонажей. По распоряжению тогдашнего владельца земли графа Алексея Стенбок-Фермора идол был передан в музей Уральского общества любителей естествознания (сейчас это Свердловский областной краеведческий музей). 

Читайте также:

mir24.tv


Смотрите также