Русский народный промысел. Старинный русский народный промысел. Ремесла и народные промыслы. Древние ремесла картинки
Картинки гончарного ремесла, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения гончарного ремесла
ArturVerkhovetskiy
7003 x 4674
ViktoriaSapataBO
7360 x 4912
ArturVerkhovetskiy
6718 x 4484
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
Wavebreakmedia
5760 x 3840
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
jankratochvila
2562 x 1708
ArturVerkhovetskiy
4659 x 6981
Wavebreakmedia
5760 x 3840
ru.depositphotos.com
Русские народные ремесла — Щи.ру
Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.
Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.
Основные ремесла русского народного промысла:
Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.
Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.
Подробнее >>
История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.
Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.
Подробнее >>
Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.
Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.
Подробнее >>
Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.
Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.
Подробнее >>
Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.
Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.
Подробнее >>
Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.
Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Походили изделия на бочонки и вазы с ручками, также имелись самовары с уникальными краниками в форме дельфинов.
Подробнее >>
Тульские пряники. Кислые, пресные, пышные и сдобные. Их дарили в качестве прощальных подарков, сувениров, а также выпекали и покупали для свадебных гуляний и поминальных вечеров. Для производства фигурной выпечки использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева.
Пряники для народа русского были любимым лакомством. Их делали в виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Кто первым испек знаменитые тульские пряники – неизвестно. Первые упоминания о выпечке имеются в трудах конца XVII века.
Подробнее >>
Урал славится запасами своих недр и связанными с ними производствами. Каслинское художественное литье русских мастеров прославило их на весь мир в 1900 году на выставке в Париже. Само направление зародилось задолго до данного события, в XVIII веке.
Отливали из чугуна предметы быта и декоративные элементы интерьера, дополненные миниатюрными скульптурами животных. В перечне производимых товаров присутствовали плиты, решетки, скамейки, вазоны и многое другое.
Подробнее >>
История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.
Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.
Подробнее >>
Особым видом промысла среди русских мастеров в конце XIX века считалась Абрамцево-кудринская резьба. Работали мастера с натуральным деревом, создавая из него не просто предметы быта, а произведения искусства. В перечне их изделий были вазы, декоративные блюда, ковши, солонки, шкатулки и др.
Отличало изделия от других резных предметов декора и быта сочетание геометрической и плоскорельефной резьбы.
Подробнее >>
Скопинские гончарные изделия долгое время не пользовались особым спросом, так как были грубыми и примитивными по форме. Переломный момент произошел в середине XIX века, когда секреты производства фигурных изделий и нанесения глазури на их поверхность узнали местные мастера гончарных дел.
Ряд изделий из глины дополнился красивыми декоративными вазами, фантазийными фигурками животных и прочими элементами декора.
Подробнее >>
schci.ru
Русский народный промысел. Старинный русский народный промысел. Ремесла и народные промыслы
Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.
Роспись
Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.
Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Самые известные русские народные художественные промыслы, это:
Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже – в конце XIX века.
Художественные народные промыслы - Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому помыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент – конь с красивой вытянутой шеей.
Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости. Это Жостовская и Мезенская роспись, Федоскинская и Палехская миниатюры и многое другое.
Гончарный промысел
Как известно, русичи были преимущественно людьми оседлыми и работящими. В обиходе активно использовалась разнообразная глиняная посуда. Поэтому популярным в те времена был такой русский народный промысел – гончарное дело.
Мало кто знает, что изначально этим занимались исключительно женщины. И только значительно позже этот промысел полностью перешел в сильные руки мужчин.
Как правило, занимались этим ремеслом в местах природного скопления глины. Как правило, возле них образовывались деревни и поселения. Секреты гончарного дела передавались из поколения в поколение.
Самыми известными в России округами, которые славились своими мастерами, изготавливающими чудесные изделия из глины стали Новгород, Смоленск, Рязань, Гжель, Вологда и многие-многие другие. Обычно, это были районы, находящиеся вблизи рек и озер.
Из глины делалась не только посуда. Широкое распространения получили различные игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. Яркий тому пример - народные промыслы Гжель. Изначально здесь изготавливались различная керамическая посуда. Сейчас в любой сувенирной лавке России можно найти керамическое изделие с фирменным неповторимым голубым узором.
В Нижегородской области гончарный промысел возник еще в XVI веке. Одним из его центров стало село Богородское. До сих пор там проходит фестиваль мастеров и поклонников этого ремесла.
В центральной части России были широко известны и применялись глиняные изразцы. Такое искусство требовало особого мастерства и выдержки. Глиняными обналичниками украшались дома богатых бояр, а также многие церкви и соборы.
Ткачество и кружевоплетение
Это практически такое же традиционное искусство для России, как и роспись или резьба по дереву. Однако, этот старинный русский народный промысел нес в себе магические функции. Ведь одежда у славян - это не только способ защиты от холода и непогоды, но и хороший способ лишний раз уберечься от любого сглаза, порчей или болезней.
Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении уже многих веков он практически не изменился. В то же время это и визитная карточка каждого народа, проживающего на территории России. В них же заложена информация о его развитии, о важных событиях и героях.
Самыми известными стали такие изделия народных промыслов:
Предметы царского обихода. В средние века это мастерство очень ценилось и часто в домах богатых бояр и князей можно было увидеть вышитые посольские скатерти, узорные ткани и специальные льняные полотна. Наибольшую известность приобрели мастера Кадашевской слободы и Хамовников Московской области. Также ценились изделия из Черкасово и Брейтово Ярославской области.
Пуховые платки. Это изделия, также как матрешка или хохлома, являются визитной карточкой России. Наибольшую известность приобрели Оренбургские пуховые платки. Впервые о них стало известно еще на заре XVIII века. Они делаются из мягкого и теплого козьего пуха, а также шелковых, хлопчато-бумажных и прочих нитей, взятых за основу. Также известны полушерстяные и шерстяные павлово-посадские набивные платки.
Кружевоплетение. Впервые этот народный промысел получил распространение в XVII веке. В ручную кружево изготавливается с помощью деревянных палочек-коклюшек. При этом они имеют специальные выемки для нитей. Именно с помощью этих палочек мастерицы плетут нужные узоры. Исконными центрами кружевоплетения на Руси были Вологда, Михайловский район в Рязани, Советский район в Кировской области и Елецкий район в Липецкой области.
Как и многие народные промыслы России, ткачество и кружевоплетение в советский период и сегодня практически не развивается. Осталось довольно мало мастеров, которые могли бы полностью воссоздать технику и узоры по старинным обычаям.
Кузнечное дело
Русь всегда славилась крепкими и здоровыми людьми. Не зря кузнечное дело стало одним из самых почетных и почитаемых ремесел у наших предков. Именно об этих сильных и выносливых людях ходили легенды и составлялись былины, как о гордости народа и его героях.
Железо было известно еще нашим прямым предкам – славянам. И уже в XI веке этот русский народный промысел получил наибольшее распространение. Даже самые крупные княжества располагались именно возле залежей руды и глины.
Обычно кузнецы самостоятельно добывали и обрабатывали металл. При этом сама техника ковки практически не изменялась вплоть до XIX века. Сначала кусок металла разогревался с помощью кузнечного горна, а затем с помощью молота уплотнялся металл и удалялся весь шлак.
Ремесленники изготавливали не только мечи. Они давали людям замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое-многое другое.
Основными центрами кузнечного дела в России стали город Златоуст, который ценился и почитался нашими царями, как оружейная столица, Павловский острог, Сибирь, город Белев и многие-многие другие. Иименно эти места прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы России.
Резьба по дереву и кости
Еще одно древнее, но не до конца забытое ремесло. У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. Именно для этого и существовали различные народно-прикладные промыслы. Особенно ценились изделия из натуральных материалов: камень, кость или дерево.
Кроме того что из них делали различные предметы быта, художественные поделки и проч., с помощью резьбы украшались фасады зданий, делались скульптуры и т. д.
Особую популярность получили такие народные промыслы:
Шемогодская прорезная береста. Это искусство берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли.
Варнавинская резьба по кости. Это искусство народных промыслов нижегородских мастеров. Возникла она на основе особой домовой резьбы, выполняемой по дереву. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Ведь каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба. Этот неординарный художественный промысел стал широко известен в XIX веке. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Кроме этих народных промыслов, Россия богата мастерами, которые могут не просто наносить узоры на камень, кость или дерево. Они как-бы дополняют естественный рисунок материала собственной работой. Именно поэтому эти изделия становятся такими необычными и неповторимыми.
Народные промыслы: игрушки
Главное для любой семьи – это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки: из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.
Русские народные промыслы детям:
Матрешка. Самая известная игрушка, ставшая символом России. Впервые эта деревянная куколка появилась в конце XIX века. В общей сложности она состоит из 8 частей. Выточил куклу обычный токарь. Затем она была раскрашена и приобрела вид русской девочки с такими же, только меньшими копиями внутри.
Игрушка Богородская, резная. Эти игрушки стали изготавливать еще в XVI-XVII веках. При этом, мастера делали не только обычные скульптурки, но и специальные движущиеся фигурки. Это охотники, крестьяне, звери или птицы, а также целые сценки из повседневной сельской жизни.
Дымковские игрушки. Народные промыслы этой слободы известны практически по всей России. Еще в XV веке возникла традиции делать забавные игрушки-свистульки из глины. Эти фигурки животных, людей и птиц несли в себе древние образы. Традиции этого промысла передавались не как обычно, от отца к сыну, а от матери к дочери.
Перечислять все известные и старинные династии, которые посвятили свое мастерство детям, можно бесконечно. И у каждой игрушки был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.
Стеклодувное производство
Это одно из самых тяжелых и интересных занятий одновременно. В России стеклодувный промысел появился не так давно – в XVIII веке. Его основателем стал князь Меньшиков. И, несмотря на то что изначально на производство были приглашены иностранцы, впоследствии занятие превратилось в наш национальный русский народный промысел.
Центром стеклодувного производства стал город Клин. Именно там сейчас можно попасть на сказочную выставку елочных игрушек и украшений. Почему именно этот подмосковный городок? Этот край богат залежами ценнейшего для стеклодувов песка – кварцевого, без которого невозможно производство.
Еще одно место, известное на всю страну, это Гусь-Хрустальный. Этот городок обязан своим названием старинной стеклодувной фабрике, основанной в XVIII веке и принадлежащей известным русским предпринимателям Мальцовым.
Сейчас на этом чудесном заводе производят самые разнообразные изделия из этого хрупкого материала. Это фужеры и бокалы, вазы и штофы, а также интересные сувениры и даже предметы интерьера.
Современные выставки народных промыслов
Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров – продолжать развиваться. Популярность – это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.
Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.
Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.
Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:
Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
Этномир – мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.
Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в Архангельской области посещают мастера из Ярославля, Костромы, Москвы, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы – хохлома, игрушки и гжель.
Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.
Ножевой промысел
Художественная обработка металла была распространена практически по всей территории России. И в разных районах появились целые центры производства ножей, посуды, разнообразных столовых приборов.
Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».
Русские ножи и столовые приборы были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.
Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.
Ювелирное дело на Руси
Это один из самых ценных и востребованных народных промыслов нашего народа. До сих пор изделия древних русских мастеров поражают ум и воображения посетителей и экспертов многочисленных музеев и выставок. Ювелирное дело примечательно тем, что в его основе лежат многие художественные ремесла и народные промыслы. Это ковка, резьба, роспись и многое-многое другое.
Ювелирные украшения сопровождали русского человека от рождения до самой смерти. Даже на младенца одевали какие-либо бусы, а девочкам прокалывали уши в возрасте 6-8 лет. Мальчикам, как правило, полагалась одна серьга. Помимо этих украшений, в народе были популярны разнообразнейшие браслеты, перстни и драгоценные кольца, застежки и прочее. Самым распространенным материалам на Руси было золото, серебро и жемчуг. Позже, в период развития активных торговых отношений, появились рубины, изумруды, сапфиры и гранаты.
Несмотря на то, что российскими княжескими домами довольно часто приглашались именно иностранные мастера, на Руси было множество собственных героев. Это Гаврила Овдокимов, который делал крышку раки для погибшего цесаревича Дмитрия, московские мастера Иван Попов, Третьяк Пестриков и Афанасий Степанов.
Центрами ювелирного ремесла стали центральные регионы, породившие народные промыслы – гжель, художественная ковка и роспись и т.д., Нижний Новгород, Красное село, Великий Устюг и многие другие.
fb.ru
Забытые ремесла земли Русской - Записки профессора Преображенского
Бондарь.Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.Сапожник.Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви.ЛапотникЛапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.ПлетельщикРемесленник изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.Столяр.Профессиональный рабочий, искусный мастер, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе.Гончар.Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.Ложкарь.Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей)в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.Игрушечник.Мастер, изготавливающий игрушки из различных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.Красильщик.Ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.Валяльщик.Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии («пимы»), история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет.Ткач.До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.Вышивальщица.Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.Прялка.Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.Кружевная мастерицаНа Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.Кустарь.Кустарное производство — мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда. Кустарный метод производства используется людьми с глубокой древности. Первоначально кустари ставили своей целью удовлетворить нужды собственного хозяйства, однако с развитием товарно-денежных отношений всё большее количество произведённых ими товаров стало поставляться на рынок. Преимущественно это была бытовая продукция: посуда, мебель, украшения, сувениры, одежда, обувь. Однако с течением времени в продажу стали поступать и другие товары, например оружие.Пахарь.Пахарь — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.
pilip-pilipich.livejournal.com
ремесло Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#47768629 - Hipster Head with huge beard with lettering Craft beer against..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38908514 - Cardboard background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55806149 - Handmade, crafts workshop, art fair and festival poster, flyer
#36551961 - Leather craft tools and utensils on a white wooden background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31875581 - Pottery Craft Ceramic Clay In Potter Human Hand. Toned Instant..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11351098 - Handicraft workshop
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51783694 - Top view of table with elements for scrapbooking, tools for decoration..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48013960 - Kids crafts in kindergarten. Creative children crafting decorations..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46644576 - Assortment of beer glasses on a wooden table.
Похожие изображения
ru.123rf.com
Ремесло на Руси. Изразцовое искусство.:Charming Russia
Ремесло на Руси всегда широко отражало народный быт, его обычаи и вкусы. Так же и изразцовое искусство. В основном его создавали безымянные народные мастера резьбы по дереву, гончары и живописцы, а также выходцы из ремесленников, работающих в маленьких гончарных мастерских, которых было великое множество по всему Русскому государству. Сюжетами для изразцов, изготовленных русскими мастерами, чаще всего служили моменты из окружающей их жизни, растительного и животного мира, из легенд и преданий, а также из схожих отраслей прикладного искусства, таких как резьба по белому камню, вышивка, набойка и кружева.
Впервые русское изразцовое искусство появилось на территории Древнего Киева X-XI веков, Старой Рязани и Владимира XII века. Здесь при раскопках археологи обнаружили первые русские изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей. Первыми образцами керамической плитки, создаваемой на территории Руси, можно назвать изразцы, производимые из красной глины, отличительным признаком которых являлся рельеф.
Изразец является достаточно сложной конструкцией, состоит которая из румпы и лицевой части. Так, румпа укреплялась на гончарном круге, а лицевая часть получала свой узор за счет использования специальной деревянной формы. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), или как терракотовый изразец, не иметь покрытия. Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
В прошлые века изразцами украшали не только внешние, но и внутренние покои зданий.
После завершения нанесения рисунка фон покрывался слоем глины, на который наносилась цветная эмаль. Изделия обжигали, наносили еще один слой глазури и снова обжигали, после чего плитку можно было использовать. Слово «изразец» образовалось от действия – «образить здание», как говорили в Древней Руси ремесленники.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Обрамление юго-западного угла основного объема храма.
Дом-особняк Н.В. Игумнова, Большая Якиманка, 43 (1888-1893, арх. Н.И. Поздеев)
Уникальная постройка в русском стиле - крупный купеческий особняк, в декор фасадов которого вплетено огромное количество разнообразных полихромных изразцов, выпущенных заводом М.С. Кузнецова.
Михайловский Сад в Петербурге. Изразцовая майолика, украшавшая некогда столбы ограды, была утеряна практически полностью. На место вернули 25 изразцов пяти видов.
Уже в XV веке изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. В те древние времена деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение.
Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. Как мы уже заметили, использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древнекиевскими мастерами. Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен. Вторая половина XVII века известна производством терракотовых, зелёных (муравленых) и многоцветных изделий.
Один из немногих уцелевших изразцов на фасаде церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в Ярославле. Все, что с такой любовью и талантом сделано нашими предками, изуродовано в годы советской власти.
В это время изразцы активно применяются в Ярославле и других городах Русского Государства для отделки фасадов зданий. Ярославские изразцовые мастера начали сразу изготавливать многоцветные плитки, минуя муравленые. Они в больших количествах производили изразцы-розетки, пояса, многоизразцовые клейма, антаблементы. Розетки своими изображениями похожи на московские, остальные изделия довольно самобытны, существенно отличаются от московских как изображениями, так и оттенками эмалей.
Изразец западной стороны крыльца храма Иоанна Предтечи, что на Волге, в Ярославской области.
В Ярославле изразцовое искусство достигает особых высот. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. Такие храмы как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого отличаются особым богатством и разнообразию изразцовой кладки. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.
Слева: многоцветный эмалевый изразец с розеткой, на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, постр. 1671 - 1687 г.г. в Ярославле.
Справа: многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением розетки, на церкви Николы Мокрого, постр. 1672 г. в Ярославле.
Фрагмент стены Церкви в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, постр. 1671 - 1687 г.г. в Ярославле.
Храм не взорвали при большевиках, однако рядом с ним построили промышленное предприятие, которое портило её своими грязными выбросами. В 1931 году богослужения здесь прекратились. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида, что не могло не сказаться и на фресках храма.
Часть отделки стены в Церкви Ильи Пророка в Ярославле.
В странах Европы изразцы известны начиная с VIII века, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком.
Почему-то принято считать что изразцовое ремесло появилось в России с началом царствования Петра I, но ещё до рождения Петра I и начала царствования династии Романовых на Руси было очень развито гончарное ремесло и непосредственно изготовление керамических изделий. Но, как ак мы знаем, Петр I был большой любитель европейской культуры и всячески старался переписать историю древней Руси. Приведём несколько доказательств.
Многоцветные изразцы с рельефной поверхностью стали изготавливать в XV-XVI веках в городах, расположенных рядом с Москвой. В самой столице многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).
Вероятнее всего, они были выполнены в Калуге, так как изготовлены из светлой желто-розовой глины, которая характера именно для этого производства. По предположениям, богатый купец Никитин вызвал в Калугу мастера из Беларуси, который знал секреты приготовления цветных эмалей. Возможно, в тот период и началось вовлечение мастеров из Беларуси в русское производство изразцов, которое впоследствии расширил патриарх Никон.
Из Беларуси были переселены опытные мастера-изразечники, которые в 1654 г. стали делать изразцы для украшения Иверского Валдайского монастыря, в 1658 г. — Воскресенского Новоиерусалимского. После низложения патриарха Никона новоиерусалимских мастеров перевели в Москву. С 1666 г. они, как и московские гончары, жили в Гончарной слободе, где и перенимали друг у друга секреты ремесла.
Известным гончаром Москвы в XVII в. был белорусский мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес, который изготовлял керамические поливные изразцы с многоцветным узором для Храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Изразцовый фриз, так называемое "павлинье око" — наиболее известная особенность великолепного убранства храма выполненое Степаном Ивановым и Игнатом Максимовым и другими белорусскими мастерами. На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.
Недалеко от Москвы, на берегу озера стоит Иосифо-Волоколамский монастырь. Все архитектурные сооружения этой старинной крепости опоясаны изразцовыми поясами, где керамические печати былых времен запечатлели в себе часть истории человечества.
Из мастеров, которые в конце XVII в. клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, известным был также "Ивашка Семенов сын Денежка". О выполненных им заказах сохранилось много сведений. Выписка из документа, хранящегося в Российском Центральном государственном архиве древних актов, на основании которого составлена эта задача:
В 1683 г. И. Денежка "уговорился сделать в хоромах государынь царевен в 3 комнатах да в крестовой ( молельной ) 4 печи ценинных круглых, да в мыленке печь ценинную ж, да под теми хоромами в подклетах и в теплых сенях 4 печи зеленые... Ивашку дать за ценинный образец по шти денги, а за зеленые по четыре денги". Денга — монетка, равная 0,5 коп. Следовательно, "шти денги", которые заплатили И. Денежке за ценинный изразец, есть 6 денег = 3 коп., а за муравленый — 4 денги = 2 коп.
На изразцовых керамических плитках стали изображать богатырей, мифических животных, затейливые узоры с цветами. И, как правило, изображение рисовалось на зеленом фоне. Цветными орнаментами опоясывали купола церквей, окна, карнизы, порталы входов в здание.
Ведущее начало в изготовлении новых изразцов принадлежало мастерам резьбы по дереву, которые изготавливали формы, а цветовые решения выполняли гончары. Чаще всего, изразцы с одним и тем же рисунком имели множество вариантов раскраски. Этот новый вид многоцветных изразцов, которые называли ценинными или фряжскими, как нельзя лучше отвечал вкусам тех времен. Данные изразцы отлично сочетались с пышностью декора культовых и светских зданий "узорочьем", которое широко было распространено в XVII веке.
Производить их стали в начале 1655 года, когда появились печные изразцы, выделанные гончаром Игнатом Максимовым из добрых глин, добытых в районе села Богородицына. Эти изразцы использовали в самом монастыре, а также Никон рассылал их как подношения. Иногда изразцы продавали. В начале 70-х годов многоцветные изразцы стали изготавливаться в московской гончарной слободе. В скором времени работы мастеров Москвы и Беларуси тесно переплелись между собой и стали практически не различимы. На провинциальных производствах многоцветные изразцовые плитки стали изготавливать в последней четверти XVII века.
Центром древнерусского интерьера во второй половине XVII столетия считалась печь, облицованная изразцами, а одним из основных элементов декора являлись изразцовые украшения церквей и колоколен. Многоцветная керамическая плитка с рельефной поверхностью органично сочетала красоту и богатство, делая декор из изразца главным элементом представления эстетики людей того времени.
Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е годы 17 века. Преображенская церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
Если в Европе изразцы изготавливались в основном для украшения интерьеров, то в России их использовали и как материал, способный длительное время удерживать тепло от каминов и печей. Изготовить печные изразцы было намного труднее, чем черепицу или плиты для вымостки полов. Исследования показывают, что первые изразцы на Руси были произведены из такой же глины, какой обмазывалась печь, а внешне напоминали глиняные горшки: они так и назывались – горшковые.
Изготовление изразцов представляет собой трудоемкий и длительный процесс. Вначале делали специальные формы для отображения рельефа картинки. Потом туда укладывалась сырая глина. Для того чтобы на изразцах при сушке не образовывались трещины, приходилось заготовки постоянно перекладывать и увлажнять слишком сухие места. Как только заготовка была просушена, ее обжигали в горячей печи. В результате получалась керамика однотонного цвета с выпуклым рельефным узором. Цветная эмаль варилось отдельно, пока изготавливались заготовки. Потом мастера кисточками из мягкого ворса белки наносили ее на изразцы. Разноцветную эмаль готовили на основе неорганических пигментов.
Искусство керамики очень тонкое дело. Итог работы зависел и от самой глины, и от того как были уложены дрова в печи, и от самого рисунка на изразце. Иногда случайная неожиданная помеха была виновницей новой удачной гаммы оттенков, которые придавали особенную живописность сооружениям архитектуры прошлых веков.
В то время применяли в основном пять тонов окраски: белый, желтый, синий, зеленый и коричневый. После завершения художественных работ разукрашенный керамический изразец сушили и опять обжигали. Только на этот раз печь наглухо замуровывали. Чтобы плитка не растрескалась от резкой смены температуры, мастер ждал до полного остывания печи и только затем разламывал ее. Порой печка показывала сюрпризы, так вместо зеленого фона обнаруживался желтый или синий. Возникали оттенки новых цветов, изменялись контуры очертания рисунков.
С XVII столетия изготовление плиток становится поистине народным промыслом, который расцветает в нескольких городах. Именно они и становятся центрами промышленного изготовления изразцов.
XVIII век стал временем расцвета производства изразцов в Москве. В этом веке соборы, дворцы и служебные помещения возводили, используя только три строительных материала — кирпич, белый камень и изразцы, но выглядели здания столь нарядно, что стиль, в котором они были построены, архитекторы назвали "узорочье".
Крутицкое подворье в Москве. Окна надвратного терема. Вид с севера.
При восстановлении старых памятников архитектуры необходимо получить керамические изразцы определенного цвета, размера и формы. Но изготовить их из обычных гончарных материалов не так-то просто. Да и обойдется это не дешево, ведь большое количество изразцов приходится делать заново, чтобы полностью восстановить ансамбль архитектурного украшения. Если просто наносить на выцветший рисунок масляные краски, то получится грубый и ляповатый узор. Поэтому реставраторы вместо глиняной заготовки используют цементную. На нее наносят тонкий слой эпоксидной смолы с добавлением красителей (земляные краски), а потом рисуют узоры. При таком методе сохраняется необходимый тон красителя, если дозировка правильно подобрана.
Новое в русском изразцовом искусстве стало появляться в первой четверти XVIII века – это изразцы с гладкой поверхностью. Впервые они появились в Петербурге. Петр I при строительстве заложенного им в 1703 году города, лично принимал участие в организации выпуска изразцов для отделки печей нового типа. Во время поездки в Голландию он познакомился с дельфтской расписной керамикой, и настойчиво потребовал замены древних многоцветных изразцов. Петром I в 1709 году в Ново-Иерусалимский монастырь были присланы два пленных шведа, которые должны были там организовать производство расписных изразцов с гладкой поверхностью.
Но одобрения изготовленные шведами образцы не получили. После чего в Голландию были посланы русские мастера, которым надлежало там обучиться кафельному делу. Русские гончарные мастера прошли обучение в Голландии и в совершенстве стали владеть техникой иноземной росписи.
Древние московские мастера не пожелали отставать от новшеств, введенных Петром I, и тоже стали изготавливать изразцы с гладкой поверхность и с синей росписью на них, в которой, как и в сюжетах, влияние Голландии было незначительным. Долгое время, особенно в провинции, наблюдалось применение одного из видов изразцов московских мастеров с синей сюжетной росписью и пояснительной надписью.
Но деятельность гончаров Москвы и Петербурга вскоре стала различаться. По всей видимости, одноцветная синяя роспись не пришлась по вкусу жителям древней столицы, и мастера решили перейти на полихромию. Где-то в 40-х годах XVIII века в Москве стал складываться новый вид многоцветных сюжетных изразцов с росписью. Такие изразцы изготавливались в середине и во второй половине XVIII столетия в центральной части России. Их лицевая пластина была прямоугольной формы, а румпа отступала от краев. Для росписи этих изразцов использовали 5 цветов глазурей: белую, желтую, коричневую, зеленую и синюю.
ХIХ век связан с широким распространением производства. Так, появляется большой ассортимент плиток, и они отличаются не только стоимостью, но и художественной ценностью. Кафельное производство в России напрямую связано с именем князя Меньшикова, первый завод по изготовлению изразцов был открыт им в Стрельне, потому неудивительно, что именно его дворец был отделан самыми лучшими панно. Здесь можно было увидеть различные пейзажи, библейские сцены, растительные мотивы, портреты и всё это было выполнено на кафеле наилучшего качества. Более того, во дворце Меньшикова имелись целые комнаты, отделанные изразцами – ими были покрыты не только камины и печи, плитка украшала всю площадь стен, а иногда и потолков.
До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера, которых называли живописцами, тогда им и стало принадлежать ведущее начало в изготовлении изразцов, а не мастерам резьбы по дереву, как было раньше.
Изразцовая (кафельная) печь в летнем дворце Петра I
Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на нее роспись и обжигали без нанесения красок. При втором обжиге эмали расправлялись и одновременно делали вплавление росписи. Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.
В 1917 году происходит революция, после которой многие виды искусств претерпевают большие изменения, в том числе и изразцовое искусство. Конструктивизм и пролетарские мотивы вытесняют русские узоры. В керамике начинают применяться различные производственные сюжеты, трудовые люди, не менее редко изображается и природа, но без каких-либо художественных изысков.
www.charmingrussia.ru
Забытые ремесла земли Русской - Руками созданное чудо - Изобразительное искусство - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
Хочу рассказать о ремеслах наших предков, которые давно уже канули в лету. Это сейчас существует множество автоматов и инструментов, облегчающих труд, а раньше все делалось умелыми мозолистыми руками.
Бондарь.Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.
Сапожник.Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви.
ЛапотникЛапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.
ПлетельщикРемесленник изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.
Столяр.Профессиональный рабочий, искусный мастер, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе.
Гончар.Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.
Ложкарь.Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей)в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.
Игрушечник.Мастер, изготавливающий игрушки из различных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.
Красильщик.Ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.
Валяльщик.Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии («пимы»), история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет.
Ткач.До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.
Вышивальщица.Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.
Прялка.Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Кружевная мастерицаНа Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.
Кустарь.Кустарное производство — мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда. Кустарный метод производства используется людьми с глубокой древности. Первоначально кустари ставили своей целью удовлетворить нужды собственного хозяйства, однако с развитием товарно-денежных отношений всё большее количество произведённых ими товаров стало поставляться на рынок. Преимущественно это была бытовая продукция: посуда, мебель, украшения, сувениры, одежда, обувь. Однако с течением времени в продажу стали поступать и другие товары, например оружие.
Пахарь.Пахарь — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.
Кузнец.Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность.