Славянские узоры, их виды и значение. Узоры древних славян
Славянские узоры и орнаменты
Славянский орнамент отличался своей самобытностью, близостью к природе. Ведь многое в нем напоминает всевозможные травы, цветы, деревья. Часто использовались узоры, которые так или иначе олицетворяют Солнце, звезды. Наши предки обожествляли природу, поэтому и пытались отразить ее даже в предметах своего быта и своего творчества. Кроме того, в язычестве было распространено понятие о магии, о чем-то мистическом. Это тоже внесло свою лепту в становление славянского орнамента.
Славянский орнамент и его значение, на самом деле, являются отражением мировоззрения целого народа. Ведь все людские знания и мысли как бы зашифрованы в их творчестве, передаются по наследству потомкам.
Содержание статьи
Где использовались славянские орнаменты?
Славянские узоры и орнаменты можно было встретить на текстильных изделиях и одежде (постельное белье, полотенца, рубахи, платки, юбки, платья, сарафаны и другие вещи). Также славянские орнаменты были частым украшением предметов домашнего обихода, посуды, дома (как снаружи, так и изнутри). Предназначение этих орнаментов было различным: для красоты (например, одежда или посуда для праздников), для оригинальности, для защиты (то есть обережная функция), для привлечения каких-либо благ (любви, удачи, богатства).
Из предметов обихода особенно интересны прялки, потому что именно на них орнамент был обилен и богат. Это, скорее всего, связано с желанием уберечь женщину, а также привлечь удачу для ее рукоделия. А вот мужчины-воины, чтобы защитить себя на поле боя, вырезали орнаменты на своем оружии (например, на рукоятках холодного оружия).
Большого внимания заслуживают и полотенца, предназначавшиеся для праздников или каких-то обрядов (например, свадебных). Орнамент на полотенце представлял собой некий календарь, в котором можно отыскать семейные события или торжества.
Орнаменты и узоры в одежде
А как обстояло дело с орнаментом на одежде древних славян? Во-первых, узоры вышивались не на всей поверхности ее, а лишь на определенных частях: на воротнике, манжетах, разрезах, поясе. Причем более пристальное внимание уделяли воротнику и поясу: через воротник, по поверьям, душа человека покидает тело, а пояс проходит через пупок – центр тела. В целом, можно сказать, что эти места были наиболее уязвимыми. Необходимо было защищать и спинку одежды. Она тоже считалась самой незащищенной частью одежды.
Во-вторых, из орнаментов на одежде чаще всего использовали разного рода ромбы (символы плодородия, женского начала), затейливые крючки и завитки. Находилось место и для свастичных (солярных) символов. Нитки обычно использовали красного цвета, а также черного и белого. Красный цветы считался защитным, черный – это цвет земли. В мужской одежде иногда были узоры синего и зеленого оттенков. Первый был защитой от стихии, а второй – от травм и повреждений.
Славянская писанка: значения орнаментов
Когда речь заходит о славянских узорах и орнаментах, нельзя не упомянуть о писанках. Для тех, кто не в курсе, это раскрашенные или расписанные пасхальные яйца. В древности процесс росписи был частью магического обряда. То есть традиция красить яйца появилась еще задолго до прихода христианства. У славян писанка была неким оберегом, который дарил человеку защиту.
Подходили к делу с большой долей ответственности. Узорами для яиц были всевозможные геометрические фигуры, всевозможные знаки. Что касается цветов, то они были разнообразными, здесь не было строгих правил. Но чаще всего использовали черный, красный, желтый и зеленый цвета.
Сами орнаменты в основном олицетворяли природу и ее составляющие (растительные, животные символы), плодородие (ромбы, полосы). Популярным был знак Звезда Алатырь, или Крест Сварога. Безусловно, использовали для писанок и солярные символы, кресты.
Славянский орнамент для защиты
Славянские обережные орнаменты имели цель уберечь своего хозяина или всю семью от разных бед, горя, несчастья. Если речь идет о конкретном человеке, то его оберегала вышивка на его костюме, а также резьба на личных вещах или оружии у мужчин. А если говорить о целой семье или даже жилище, то тут стоит обратиться к росписи и резьбе домашней утвари, самого дома.
Вообще узоров и орнаментов «удостаивались» чаще самые «уязвимые» и опасные части дома: окна, двери, ворота. Ведь через них мог зайти вор, а также злые силы или завистливые люди. Даже от природной стихии, непогоды наши предки защищали свое жилище (например, символ Грозовик – чтобы уберечься от удара молнии). Часто славяне, чтобы уберечь скотину и свой урожай, наносили узоры на амбары, хлеба, конюшни и другие постройки, где хранилось зерно или находились животные.
Значение славянских орнаментов
По той причине, что Солнце для наших предков всегда было источником жизни, источником света, источником тепла, оно и встречается особенно часто в их причудливых узорах. Причем первостепенное значение всегда играли именно солярные знаки, свастики. Они символизируют торжество Солнца, а также играют роль оберега. Солнечные узоры обычно приближались по форме к кругу, составленному из нескольких линий-лучей.
Популярным узором были и разного рода кресты. Они могли быть равно- или разносторонними, с дополнительными линиями или затейливыми атрибутами. Крест для славян был символом единства мира, единства неба и земли, единства мужского и женского. Также он олицетворял добро, справедливость, гармонию.
Орнамент «засеянное поле» выглядел как ромб с четырьмя точками. Он привлекал материально благополучие, достаток в дом, а также успех и жизненную энергию.
Очень характерно, что славянские языческие орнаменты обращаются и к природным стихиям. Например, огонь в узорах – это символ Агни. Были отдельные знаки и для воды, воздуха, земли. Но самое главное здесь – это все то же обращение к природе, к ее могуществу, ее силе, ее благам.
Символика славянского орнамента богата и растительными мотивами. Особенно это прослеживается в вышивке, резьбе по дереву. Цветы, листья, деревья с ветвями, завитки и прочие символы флоры олицетворяли плодородие, бесконечность жизни.
Славянский орнамент в целом содержит обычные символы, известные и распространенные у славян. Подробное значение каждого из них Вы можете узнать из соответствующих статей.
Можно сказать, что вся важность жизни, вся ее ценность у славян была отражена в орнаментах, узорах. Последние, кстати могли значительно различаться у восточных, западных и южных ветвей славянского народа. Никогда славянский узор не был бессмысленным или сделанным наобум. У него всегда было свое предназначение, своя цель.
Славяне подходили к делу серьезно и основательно. Например, были дни, в которые можно было вышивать тот или иной символ, и дни, в которые это категорически запрещалось. Или некоторые символы, например знаменитую «Рожаницу», нельзя было вышивать самой себе. Это лишний раз доказывает, какими мудрыми были наши предки.
Древние коды в славянских орнаментах.
Источник
slavicnews.ru
Славянские узоры, их виды и значение
Еще во времена палеолита человечество познало искусство орнамента. В повторяющийся узор вкладывали ценную информацию. Такое изображение способно вызывать ассоциации, которые переплетаются между собой, помогают понять всю глубину произведения.
Традиционные славянские узоры таят в себе множество загадок древней культуры
Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы. Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.
На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.
Гармоничное сочетание цвета и замысловатого рисунка позволяет создавать настоящие шедевры
Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.
Красный цвет в славянских узорах
Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.
Красные узоры часто встречаются в традиционной женской одежде славян
В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.
Славянский орнамент черного цвета
Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.
От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.
Синий цвет в славянских узорах
Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.
Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.
Зеленые славянские узоры
У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой силой.
Несмотря на мистическую сущность, зеленый орнамент прекрасно смотрится на женской одежде
В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.
Зеленый цвет присутствует на обрядовой одежде
Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.
Белый цвет присутствует практически во всех славянских орнаментах
Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.
Алатырь Другое название – крест Сварога, восьмилепестковая звезда. Это Око Рода. Его наносили на одежду ведающих людей, знак выступал оберегом в опасном и дальнем пути. Крест соединяет в себе все сварги, двуглавы и триглавы и множество других священных символов, так как он является основой всего сущего.
Символ алатырь
Алтырь в вышивке
Этот символ имеет множество названий: Рожаница, Мать мира, Богиня дома и другие. Она оберегает весь свой род, семью, очаг, детей. Берегине позволено хозяйничать на небе, в природе, она отвечала за плодородие. Женский образ вышивали с поднятыми или опущенными руками в знак оберега и благословения.
Образ берегини вышитый на подушке
Воплощение Мироздания, центр и ось мира, олицетворение всего Рода. Женщины вышивали Древо жизни на рушниках, чтобы семья была крепкой и здоровой. В сознании славян место Мировому дереву отводилось в центре мира, посреди океана на островке суши. Ветки тянутся к небу, в кроне восседают боги и ангелы. А корни уходят глубоко под землю, в Преисподнюю, где обитают демонические сущности, бесы. Берегиня и Древо познания были взаимозаменяемы. Часто Богиню дома изображали с корнями вместо ног – знак земли.
Кулон с изображением мирового дерева
Известный всем знак свастики берет свое начало у славянских народов (отрицательное значение он приобрел благодаря Гитлеру и нацисткой армии). Коловрат, или Солнцеворот, самый древний и глубоко почитаемый языческий оберег. Считался самым мощным обережным знаком, который олицетворяет единение Рода, его непрерывность, Коловращение всего и вся. Так получила знаковое воплощение идея о Вечном Возрождении.
Различного рода свастики встречаются у многих народов мира
По направлению вращения свастики (посолонь\противосолонь) определяют Солнце летнее и зимнее. Стремление по ходу солнца (Яви) светлое, это Созидательная сила, некий символ управления энергией, превосходства над сущей материей. Ей противопоставлена левосторонняя свастика (Солнце Нави), это торжество всего земного, превосходство материальной сущности и инстинктивности вещей.
Противосолонь
Свастика в вышивке
Несомненно, самыми распространенными были символы, которые несли счастье. Орепей (или Арепей) один из них. Такое название гребенчатый ромб получил в Рязанской области. В других регионах он известен как дубок, колодец или репейник. Сам ромб в славянской орнаментальной традиции имеет много толкований: земледелие, плодородие, считалось, что и женское, солнце.
Символ орепей вышивался на мужской и женской одежде
Знак с располагавшейся в ней точкой означал землю, засаженную семенами. На одеянии женщины в районе плеча Орепей обозначал Мировую гору, Алатырь-камень с богом, сидящим на нем. Врата в мир иной вышивались на подоле. На локте значит предок. Часто узор из ромба заканчивался крестами. Так славяне считали, что распространяют счастье и благо на все четыре стороны. Символ засеянной нивы приносил славянам достаток, успех, богатство, увеличивал жизненные силы, давал человеку уверенности в себе.
В наши дни этот символ можно встретить и на более современной одежде: футболках, батниках и т.п.
Знак Перуна (бога-громовержца) изображался как крест с шестью концам, который был вписан в шестиугольник или круг. Сначала его могли использовать только мужчины и исключительно в воинской среде, его изображали на оружии и доспехах воинов. Считалось, что Громовник пагубно действует на женскую энергетику. Позже орнамент стали наносить на простую одежду и жилище, чтобы защититься от разрушительной молнии. Часто этим знаком украшались ставни и дверные косяки.
Славянский оберег громовник
Небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья.
Амулет Макошь
Пример схемы для вышивки Макошь
Символ помогает призывать на помощь силу богов, он охраняет, исцеляет, помогает обрести гармонию и счастье. Знак, похожий на петлю, способен соединять разорванные, растерянные и разбитые части в единое целое.
Домашний оберег Бережа
Серебряный медальон Бережа
Вода выступала не только как стихия, она – знание, начало которого в Межмирье. Олицетворение Смородины-реки, которая служит границей между Явью и Навью, река, несущая знания древних предков, забвение и смерть. Река Ра – светлая дорога к богу. Несет знание высшего уровня и дарует бессмертие молочная река в Ирии.
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок
Сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.
Славянский символ Свадебник
Сильное и слабое начала в Свадебнике обозначаются цветом: мужское – красное (огонь), женское – синее (вода). Объединение энергий двух Стихий порождает новую универсальную энергию и является проявлением бесконечной жизни во времени и пространстве.
Амулет Свадебник
Свадебник в традиционной вышивке
В культуре древних славян Огневица являлась сильным женским оберегом. Благотворное влияние оказывалось только на зрелый женский организм и сформированную душу. Не допускалось наличие этого образа на одежде молодых девушек и девочек. Огневица эффективно действовала на замужних женщин, которые родили хотя бы одного ребенка. Она защищала от всего дурного, начиная от случайного слова и заканчивая целенаправленными злыми деяниями.
Символ Огневица
Неся сакральный смысл, Огневицу вышивали только на одежде, ее не встретишь на предметах быта. Этот символ способен отвести от женщины всякую беду, направить ее на позитивные устремления. В тандеме с ней часто выступает Славец – свастичный солярный символ, помогающий оберегать женское здоровье. Славяне знали, что Огневица усиливает действие энергетических потоков обережных символов, которые находятся рядом с ней.
Вышитая подушечка с символом Огневица
Стрибожич направляет свою энергию созидания на защиту от стихий (ураган, метель, шторм, засуха и другие). Оберег давал неприкосновенность всему Роду и хозяйству Рода. Любили этот символ и моряки. Они вырезали знаки на плавательных судах, и Стрибожич дарил им хорошую погоду. Почитали его земледельцы и хлеборобы. Вышитый на рабочей одежде, узор призывал прохладный ветер в жаркий полуденный зной. Существует мнение, что лопасти ветряных мельниц строили в соответствии с расположением лепестков символа. Это позволяло использовать энергию ветра наиболее эффективно.
Медальон Стрибожич
Огромное значение славяне придавали цветовой гамме. Красные лопасти знака – солнечная энергия, активность. Внутренне пространство белого цвета означает единение с Вселенскими небесами, то место, где берет начало энергия. Внешний синий цвет говорит о сакральности, высшей ступени духовного становления. Эту мудрость не дано постичь всем, она дается только избранным.
Вышивка Стрибожич в традиционных цветах
Спираль – знак мудрости. Узор синего цвета означал сакральную мудрость. Орнамент, выполненный в других цветах, был оберегом от злых сил и сглаза. Славянские женщины любили вышивать спиральные образы на головных уборах.
Сама по себе спираль – древнейший символ Вселенной, ведь по этому принципу располагаются многие галактики. И человечество с древнейших времен развивается по спирали вверх.
Оберег спираль
Постичь всю красоту обережных славянских символов возможно в том случае, если изучить их значения. Наблюдая узорную вышивку, рассматривая причудливые переплетения орнаментов, глаз теряет фокус, и картина становится «голографической». Внимание переключается между темными и светлыми знаками. Где темное – все земное, а светлое – небесный мир.
Каждый узор таит в себе свое послание, читать которое нужно научиться
Желая расшифровать заложенный в узорах смысл, необходимо учитывать то, что в зависимости от расположения обережной символики на одежде меняется и ее трактовка. Славяне принимали трехчастное деление мира: Явь, Навь и мир, где отведено место человеку. Соответственно: горловина, плечи – это высший божественный свет, подол – Преисподняя, рукава – срединный человеческий мир.
Размещая один знак в разных мирах, он обретал и различные значения. Мужское и женское, свет и тьма, земля и небо, верх и низ – такие противоположности в итоге приводят к тому, что процесс движения, развития происходит непрерывно и вечно.
Когда-то каждый крестик и завиток нес в себе глубинный смысл
Древние славяне должны были соблюдать золотую середину, держать в балансе две стороны силы. Символы создавались и совершенствовались столетиями, они вобрали в себя особые сакральные смыслы, магию, труды предков. Это сильные защитные обереги, поэтому об их красоте и эстетике нужно судить в самую последнюю очередь. Очень долго мастера чтили каноны, по которым вышивался орнамент, ведали смыслом. Но к началу ХХ века многое растерялось.
Современные вышивальщицы уже не могут объяснить того, что ими вышито, но где-то в далеких глубинках еще живут древнейшие узоры и радуют своих почитателей. Еще живут люди, которые сознательно носят обережную одежду, вникая и постигая тайны прошлого.
Одежда с этнической вышивкой славян постепенно возвращается в моду
Славянский костюм всегда вызывал восхищение у заморских купцов. Одеждой умело подчеркивали внешнюю и духовную красоту. Немалую роль играет ритм геометрических деталей. Познать истину, ощутить гармонию и великолепие возможно через творчество. Тем не менее, не стоит на бегу разглядывать загадочный орнамент. Для этого нужно особое настроение, духовный настрой, когда человек слышит свое сердце и готов идти по его зову.
xn--b1altabgdr.org
Славянские узоры
Славянские узоры – символ весеннего возрождения женской красоты.
Радость жизни доступна нам всегда, но именно сейчас, этой весной, хочется протянуть ладони к солнцу, слиться с потоком радости и впустить в окно ветер счастливых перемен! То молодой Бог Ярило согревает нас своим теплом и помогает преобразиться, вздохнуть глубже, расправить плечи и улыбнуться Весне! И всем девушкам и женщинам хочется прихорашиваться и привлекать внимание, скинув оковы зимней стужи и серых дней. А как же делали это наши предки Древние славяне?
Мы можем обратиться к прекрасному творчеству северных мастериц, которые вручную вяжут милые вещицы для девушек, воплощая древнюю магию обережного славянского рисунка в повседневных вещах. Так дошли до наших дней образы древнеславянских узоров. И люди в наши дни стараются бережно хранить эти традиции предков. Наши глаза радуются, глядя на эти незатейливые искренние узоры. Мы душой чувствуем тепло и защиту, как приходят к нам красота, удача, благополучие. И одев такое очелье, засветится лицо девицы нежностью весенней, привлекая в свою жизнь светлую взаимную любовь и судьбоносную встречу с суженым.
Замечательно осознавать, что соблазны века нынешнего не заменят нам общения с живой природой, не позволят забыть наши Родовые корни, кто мы есть в своей сути и откуда пришли. Да, по-прежнему в почете наследие наших предков, дошедшее до нас из глубины веков, собранное мастерами по крупицам и с добротой сотворенное в славянских орнаментах и узорах.
В те далекие времена…
На первый взгляд, в истории возникновения славянских орнаментов и других старинных ремесел, кроется небольшое противоречие. Из древних рукописей стало известно, что не только у современного человечества ослабевала прямая связь с высшим Божественным источником. По замыслу эволюции, в человеке изначально заложено стремление к накоплению знаний и завоеванию новых территорий.
Так, век за веком, следуя вызовам материального мира, наши предки, подобно нам, шли за новым опытом. И развитие души и разума шло порой в ущерб высшим Заповедям Богов жить в простоте и радости. И конечно, наши предки, следуя за благами мира, расширяли опыт познания. И чтобы не ослабли их поколения, должны были как-то сохранять ту хрупкую связь с Духовным питающим Первоисточником.
И стали они украшать жилища и одежду, создавать искусства, ремесла и орнаменты, наделенные символами связи и поддержки Богов, Ангельских сущностей. Которые напрямую отождествляли с природой, геометрией, оберегающей символикой и цветами Радуги. Воспевали они все, что окружало их. Богосозданную природу, Небеса и Солнце, животный и растительный мир земли. Так Боги «спустились» на Землю к людям.
Творение сердцем…
Полотнище ткани представлялись как жизнь человека, переплетенные нити – его судьба, вышитый орнамент – прямое обращение к божественной помощи. К вышитым орнаментам Славяне относились как к сильным оберегам. Матери, верные жены и дочери вкладывали всю силу поддержки и безусловной любви к близким и возлюбленным, вышивая ту или иную вещь. Мужья и братья в дальних походах были согреты этой любовью и защитой от вражеского оружия. Дети росли сильными, спокойными и здоровыми. Девицы и юноши легко находили путь к сердцам друг друга и создавали гармоничные пары-половинки.
Велика была фантазия наших предков в создании узоров. Цветочные, растительные мотивы, изображения символов земных стихий, чудных птиц-пав, оленей, животных и деревьев. Приуроченные ко всем жизненным событиям, свадьбам, именинам, рождению ребенка, на плодородие и щедрый урожай. Вплетались цвета магического белого, также, символизирующий мудрость, зрелость и достаток черный цвет. Свежий юный - зеленый, небесный синий, и конечно красный – универсальный цвет животворящего Солнца и могущества Рода, притягивающий энергию гармонии и любви. Чаще его использовали в праздничной, свадебной и детской одежде.
Во всем своем многообразии и богатстве символов, передавалась эта традиция из поколения в поколение. И Славянская магия обережной вышивки, равно как и сила Рода наших предков приумножалась, в сохранности дойдя до наших дней.
На современный лад…
Несомненно, сегодня в моде славянские орнаменты, воссозданные как элементы самобытной Славянской одежды в трикотажных изделиях. Свитера, шапочки, повязки-очелья, перчатки-митенки, гетры вяжут вручную мастерицы артели «Северная сказка». Они как нельзя лучше подходят для теплой весны. Когда погода переменчива, то солнышко улыбнется, то задует прохладный ветер.
В этой коллекции вязаного трикотажа ручной и машинной работы, представлена переработка народного славянского костюма для их потомков. В основу коллекции легли традиционные обережные узоры, которые служили вышивками-оберегами нашим предкам испокон веков. Вы можете носить вещи из этой коллекции в повседневной жизни, благодаря ярким цветам чарующей простоте моделей, и, одновременно, проникнуться духом древней славянской магии.
Возможно, познакомившись ближе с этим творчеством, мы захотим мысленно поблагодарить современных умельцев и наших мудрых пра-родителей, создавших нестареющие ценности и вечную красоту Славянской орнаментальной вышивки.
< Назад
Вперёд >
slavyane.org
Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
Вся жизнь, весь быт, вся культура славян пронизана разного рода символикой. Славянские узоры и орнаменты издавна украшали большинство предметов обихода (посуда, домашняя утварь), одежду и даже дома. Эти знаки и символы носили характер оберега, защиты от злых сил и сглаза. Славянские обережные узоры также приносили удачу воинам, беременным женщинам, защищали дом от воров и пожаров. Узоры в славянском стиле можно встретить и сегодня, особенно в неоязыческих движениях, возрождающих славянскую культуру.
Где можно было встретить славянские узоры?
Жилище. Особенно ворота и двери, окна. Изображали чаще всего солнце, небо, громовые знаки (Перуна), землю, птиц, растения. Вообще тема природы прослеживается во всей жизни славян.
Прялки. Узоры на них были призваны защитить владелицу от зла и нечисти.
Оружие. Конечно, отправляясь на войну, солдат должен был защититься. Для этого славянский узор и наносился.
Полотенце – один из самых «уважаемых» предметов быта. Именно на нем выносили хлеб-соль, именно его использовали в свадебных и других обрядах, именно в него кутали новорожденного. Расшивали полотенца разнообразными красивыми орнаментами и причудливыми фигурками.
Славянский узор на одежде чаще был в области воротника, рукавов, поясов, подола. Важно, что украшали и спину. Ведь эта самая незащищенная часть тела.
Важны были и цвета узоров. По данным этнографов и ученых, славянские орнаменты изображались с использованием трех основных цветов.
Красный – это жизнь, сила природы.
Черный – это смерть, окончание.
Белый – это промежуточное положение между жизнью и смертью.
Славянские узоры и их значение
Значение славянских узоров в основном связано с природой, верой, добром. Значение узоров в славянской вышивке заключалось в своеобразной защите. Вышитую одежду и другие предметы носили те, кто идет в путь, ждет ребенка, идет на войну и по другим поводам.
Крест – это символ жизни и вечности, а также единения женского и мужского.
Ромб – это символ плодородия, также олицетворяет женское начало.
Алатырь – восьмиконечная звезда, крест Сварога. Символизирует Вселенную, мудрость, начало Рода и жизни. Можно встретить на рубашках, а также в качестве оберега для путешествующих.
Белобог – символизирует свет, добро, счастье. Он убережет от ругани и споров в семье, принесет любовь и взаимопонимание.
Боговник – знак Божьей помощи человеку, покровительства добрых и светлых сил.
Богодар – символ мудрости и справедливости, данных богами.
Вайга – напоминает свастичные знаки, только с более круглыми очертаниями. Является олицетворением богини Тары.
Валькирия – знак мудрости и справедливости, а также чести, долга и благородства. В основном оберегает воинов.
Ведаман – символизирует память о предках, традициях, мудрости.
Ведара – олицетворяет хранение веры первопредков.
Велес – символ напоминает перевернутую заглавную букву «А». Помогает в торговле и других денежных делах.
Велесовик – символ защиты любимого человека, находящегося далеко.
Всеславец – знак огненный. Спасает от пожара жилище, а семью от ссор.
Водяной – покровитель водоемов.
Волот – знак, который означает силу, чтобы защищать Родину и творить добро.
Волшебный знак Рода – крест с двенадцатью концами, или комбинация из четырех обычных крестов. Оберегает от внешних сил.
Гаруда – знак божественный, олицетворяет небесную колесницу.
Грозовик – символ управления стихией и природой. Обычно использовали для защиты дома от непогоды.
Громовик – знак бога Индры, который оберегает мудрость.
Древо Жизни – это олицетворение рождения, единства, соединения между мирами (подземным и божественным).
Дуния – это знак единства земного и небесного. Он защищает Род.
Духобор – символ огня жизни. Он избавляет человека от болезней как психических, так и физических.
Духовная свастика – это знак гармонии и единства.
Духовная сила – ассоциируется с самосовершенствованием, развитием духовного начала человека.
Дхата – это знак, означающий составляющие человека: тело и душа, дух и совесть.
Дый и Мара – женское и мужское начало.
Символ единения семьи – это защита для семьи.
Жива – олицетворение красоты, молодости, здоровья. Является оберегом для молодых женщин.
Зайчик – это знак радости и солнца. Оберегает беременных.
Засеянное поле (ромб с точками) – означает новую жизнь, плодородие, богатство, удачу.
Звезда креста – знак удачи и успеха, достижения цели.
Звезда Лады-Богородицы – это знак единения Бога и природы. Помогает женщинам обрести семейное счастье и гармонию.
Зерван – означает противоположности, которые объединяются вместе.
Зима – знак окончания, смерти.
Знич – это символ небесного бога огня, источника жизни.
Инглия – это так называемый Первичный Огонь, дающий жизнь.
Исток – это зарождение души.
Колард – означает обновление и преображение. Оберегал молодых мужчин, которые должны стать отцом.
Коловрат – знак солнца, бога Ярилы.
Коляда – символ доброты и света, чистоты.
Колядник – победа, сила для мужчин.
Ладинец – символизирует богиню Ладу, покровительницу женщин.
Леля – узор, оберегающий девочек и дарящий привлекательность.
Маричка – знак света божьего, который проливается на землю.
Мир – символ четырех стихий и начала жизни.
Молвинец – оберег от зависти и сглаза, сплетен.
Морок – означает приход зимы, холодов.
Нараяна – знак, олицетворяющий духовное развитие человека.
Небесный Вепрь – символ Рамхата, или воссоединения прошлого и будущего, земного и небесного.
Небесный Крест – оберегает своего носителя силой предков.
Новая жизнь – изображается в виде ромба с точкой по середине. Оберегает беременных.
Новородник – символ небесной силы, плодородия, продолжения рода.
Обережник – то же, что звезда Инглии, но с солярным знаком в центре. Он несет счастье и радость.
Огневик – оберег, который наносили на потолки и крыши домов.
Огневица – знак, который защищает женщин от зла. Часто встречался на вышивках: сарафаны, поневы.
Огнеглаз – знак в виде глаза с солярным символом. Спасает от сглаза и порчи.
Одолень – трава – означает защиту от недугов и болезней.
Орепей – символизирует землю и приносит счастье, душевную гармонию.
Остинец – другое его название Вестник. Знак хороших перемен.
Посолонь – знак захода солнца, терпения и покоя.
Правда – означает верное соблюдение закона и справедливость.
Предок – знак объединения предков и потомков, их связи.
Процесс – знак постоянных изменений и перемен в жизни.
Путник – оберегает странников и тех, кто отправляется в путь. Чаще можно было его видеть на сумках.
Радинец – символ младенце, который оберегал их. Вышивали его на люльках, чтобы защитить малыша от дурного глаза.
Расич – знак силы и мощи.
Ратиборец – символизирует смелость и отвагу, мужественность. Вышивали на одежде воинов.
Репейник счастья – предназначался для того, чтобы «зацепить» счастье.
Рогатая – оберегал скот и урожай.
Родовик – оберегает силу, переданную предками.
Рожаница – знак, помогающий женщине стать матерью.
Рубежник – символ границы между земным и подземным мирами.
Руевит – знак храбрости, воинственности.
Рыжик – знак света и хорошего урожая.
Садхана – относится к солярным знакам. Олицетворяет путь к цели и исполнение ее.
Свадебник – знак, символизирующий объединение двух семей, родов.
Сваор – символ движения, достатка.
Сварог – означает справедливость, мудрость.
Свастика – знак постоянного круговорота земли.
Славец – символ, который оберегает девушек и женщин.
Солард – знак плодородия и света.
Таусень – символизирует осень.
Троян – знак целительства, здоровья.
Фаш – очищающий огонь от эгоизма.
Хорс – помогает в делах.
Целебник – огонь, спасающий от болезней.
Древние коды в славянских орнаментах.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Славянские узоры и орнаменты
Вся жизнь, весь быт, вся культура славян пронизана разного рода символикой. Славянские узоры и орнаменты издавна украшали большинство предметов обихода (посуда, домашняя утварь), одежду и даже дома. Эти знаки и символы носили характер оберега, защиты от злых сил и сглаза. Славянские обережные узоры также приносили удачу воинам, беременным женщинам, защищали дом от воров и пожаров. Узоры в славянском стиле можно встретить и сегодня, особенно в неоязыческих движениях, возрождающих славянскую культуру.
Где можно было встретить славянские узоры?
Жилище. Особенно ворота и двери, окна. Изображали чаще всего солнце, небо, громовые знаки (Перуна), землю, птиц, растения. Вообще тема природы прослеживается во всей жизни славян.
Прялки. Узоры на них были призваны защитить владелицу от зла и нечисти.
Оружие. Конечно, отправляясь на войну, солдат должен был защититься. Для этого славянский узор и наносился.
Полотенце – один из самых «уважаемых» предметов быта. Именно на нем выносили хлеб-соль, именно его использовали в свадебных и других обрядах, именно в него кутали новорожденного. Расшивали полотенца разнообразными красивыми орнаментами и причудливыми фигурками.
Славянский узор на одежде чаще был в области воротника, рукавов, поясов, подола. Важно, что украшали и спину. Ведь эта самая незащищенная часть тела.
Важны были и цвета узоров. По данным этнографов и ученых, славянские орнаменты изображались с использованием трех основных цветов.
Красный – это жизнь, сила природы.
Черный – это смерть, окончание.
Белый – это промежуточное положение между жизнью и смертью.
Славянские узоры и их значение
Значение славянских узоров в основном связано с природой, верой, добром. Значение узоров в славянской вышивке заключалось в своеобразной защите. Вышитую одежду и другие предметы носили те, кто идет в путь, ждет ребенка, идет на войну и по другим поводам.
Крест – это символ жизни и вечности, а также единения женского и мужского.
Ромб – это символ плодородия, также олицетворяет женское начало.
Алатырь – восьмиконечная звезда, крест Сварога. Символизирует Вселенную, мудрость, начало Рода и жизни. Можно встретить на рубашках, а также в качестве оберега для путешествующих.
Белобог – символизирует свет, добро, счастье. Он убережет от ругани и споров в семье, принесет любовь и взаимопонимание.
Боговник – знак Божьей помощи человеку, покровительства добрых и светлых сил.
Богодар – символ мудрости и справедливости, данных богами.
Вайга – напоминает свастичные знаки, только с более круглыми очертаниями. Является олицетворением богини Тары.
Валькирия – знак мудрости и справедливости, а также чести, долга и благородства. В основном оберегает воинов.
Ведаман – символизирует память о предках, традициях, мудрости.
Ведара – олицетворяет хранение веры первопредков.
Велес – символ напоминает перевернутую заглавную букву «А». Помогает в торговле и других денежных делах.
Велесовик – символ защиты любимого человека, находящегося далеко.
Всеславец – знак огненный. Спасает от пожара жилище, а семью от ссор.
Водяной – покровитель водоемов.
Волот – знак, который означает силу, чтобы защищать Родину и творить добро.
Волшебный знак Рода – крест с двенадцатью концами, или комбинация из четырех обычных крестов. Оберегает от внешних сил.
Гаруда – знак божественный, олицетворяет небесную колесницу.
Грозовик – символ управления стихией и природой. Обычно использовали для защиты дома от непогоды.
Громовик – знак бога Индры, который оберегает мудрость.
Древо Жизни – это олицетворение рождения, единства, соединения между мирами (подземным и божественным).
Дуния – это знак единства земного и небесного. Он защищает Род.
Духобор – символ огня жизни. Он избавляет человека от болезней как психических, так и физических.
Духовная свастика – это знак гармонии и единства.
Духовная сила – ассоциируется с самосовершенствованием, развитием духовного начала человека.
Дхата – это знак, означающий составляющие человека: тело и душа, дух и совесть.
Дый и Мара – женское и мужское начало.
Символ единения семьи – это защита для семьи.
Жива – олицетворение красоты, молодости, здоровья. Является оберегом для молодых женщин.
Зайчик – это знак радости и солнца. Оберегает беременных.
Засеянное поле (ромб с точками) – означает новую жизнь, плодородие, богатство, удачу.
Звезда креста – знак удачи и успеха, достижения цели.
Звезда Лады-Богородицы – это знак единения Бога и природы. Помогает женщинам обрести семейное счастье и гармонию.
Зерван – означает противоположности, которые объединяются вместе.
Зима – знак окончания, смерти.
Знич – это символ небесного бога огня, источника жизни.
Инглия – это так называемый Первичный Огонь, дающий жизнь.
Исток – это зарождение души.
Колард – означает обновление и преображение. Оберегал молодых мужчин, которые должны стать отцом.
Коловрат – знак солнца, бога Ярилы.
Коляда – символ доброты и света, чистоты.
Колядник – победа, сила для мужчин.
Ладинец – символизирует богиню Ладу, покровительницу женщин.
Леля – узор, оберегающий девочек и дарящий привлекательность.
Маричка – знак света божьего, который проливается на землю.
Мир – символ четырех стихий и начала жизни.
Молвинец – оберег от зависти и сглаза, сплетен.
Морок – означает приход зимы, холодов.
Нараяна – знак, олицетворяющий духовное развитие человека.
Небесный Вепрь – символ Рамхата, или воссоединения прошлого и будущего, земного и небесного.
Небесный Крест – оберегает своего носителя силой предков.
Новая жизнь – изображается в виде ромба с точкой по середине. Оберегает беременных.
Новородник – символ небесной силы, плодородия, продолжения рода.
Обережник – то же, что звезда Инглии, но с солярным знаком в центре. Он несет счастье и радость.
Огневик – оберег, который наносили на потолки и крыши домов.
Огневица – знак, который защищает женщин от зла. Часто встречался на вышивках: сарафаны, поневы.
Огнеглаз – знак в виде глаза с солярным символом. Спасает от сглаза и порчи.
Одолень – трава – означает защиту от недугов и болезней.
Орепей – символизирует землю и приносит счастье, душевную гармонию.
Остинец – другое его название Вестник. Знак хороших перемен.
Посолонь – знак захода солнца, терпения и покоя.
Правда – означает верное соблюдение закона и справедливость.
Предок – знак объединения предков и потомков, их связи.
Процесс – знак постоянных изменений и перемен в жизни.
Путник – оберегает странников и тех, кто отправляется в путь. Чаще можно было его видеть на сумках.
Радинец – символ младенце, который оберегал их. Вышивали его на люльках, чтобы защитить малыша от дурного глаза.
Расич – знак силы и мощи.
Ратиборец – символизирует смелость и отвагу, мужественность. Вышивали на одежде воинов.
Репейник счастья – предназначался для того, чтобы «зацепить» счастье.
Рогатая – оберегал скот и урожай.
Родовик – оберегает силу, переданную предками.
Рожаница – знак, помогающий женщине стать матерью.
Рубежник – символ границы между земным и подземным мирами.
Руевит – знак храбрости, воинственности.
Рыжик – знак света и хорошего урожая.
Садхана – относится к солярным знакам. Олицетворяет путь к цели и исполнение ее.
Свадебник – знак, символизирующий объединение двух семей, родов.
Сваор – символ движения, достатка.
Сварог – означает справедливость, мудрость.
Свастика – знак постоянного круговорота земли.
Славец – символ, который оберегает девушек и женщин.
Солард – знак плодородия и света.
Таусень – символизирует осень.
Троян – знак целительства, здоровья.
Фаш – очищающий огонь от эгоизма.
Хорс – помогает в делах.
Целебник – огонь, спасающий от болезней.
Древние коды в славянских орнаментах.
Источник
slavicnews.ru
Символы в орнаментах древних славян
В самые древние времена люди старались украсить свои изделия примитивными рисунками, складывая из них удивительные орнаменты. Пытаясь понять окружающий мир, значение природных явлений, люди изображали силы и образы природы символическими знаками, веря, что так им удастся задобрить суровые к ним стихии и привлечь добрые природные дары и явления, получить защиту от нездоровья и гибели.
Наши древние предки не владели тонкостями живописи, свои изображения они создавали с помощью знаков, имевших определенное значение. Так, например, горизонтальной прямой линией изображали землю, волнистой – воду, вертикальной наклонной – дождь, крест означал огонь или солнце. Из этих и других знаков составляли орнамент, который нес какую-то конкретную информацию.
Не понимая сути природных явлений, древние люди считали их живыми существами, имевшими чувства и осознанно совершающими действия, поэтому и изображали их в виде животных, птиц и загадочных мистических образов.
Образные знаки накапливались и совершенствовались веками. Одним из основных в орнаментах земледельцев был знак Солнца. Этот знак присутствовал в украшениях всех предметов быта и труда славян.
Орнаменты использовались в разных видах творчества народа: гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество и, конечно, вышивка. И везде центральное место занимал символ Солнца, изображавшийся в виде розеток, а иногда ромбов или коней.
Для земледельца главной кормилицей была земля. От ее плодородия зависела его жизнь. Плодородную землю сравнивали с матерью, женщиной, которая продолжает род. Существуют разные названия этого образа – Берегиня, Макошь, Мокоша, Рожаница, Мать-Земля и другие.
Фигура женщины изображалась очень условно. Иногда она напоминала дерево с поднятыми ветками. Даже голову обозначали символически в виде ромба – древнего солнечного символа.
Этот женский образ напоминает о скифских глиняных фигурах. Руки каменных баб так же, как и у материнского знака плодородия, подняты вверх. Каменные бабы создавались в одежде с орнаментами по подолу, на которых просматриваются знаки солнца и проросших зерен. Женская фигура с устремленными к небу руками символически объединяла землю с небом.
Старинные способы вышивки
Вышивка – это вид народного творчества, который сохранил наибольшее количество древних узоров, развил их качественно и применяет с учетом их символического значения. Вышитые орнаменты славянские народы наносят на многие предметы одежды, украшают ими свой быт.
Большое внимание уделялось древними людьми защите тела человека от внешних злых воздействий. Ткань получала защиту от плохих сил в процессе ее изготовления, поэтому через нее они не проходили, а вот края одежды, открытые для посторонних глаз, надо было защищать обереговыми символами. Вышивали орнаменты на нагрудном разрезе сорочки, воротнике, на краях рукавов или манжетах, на подоле, который был виден из-под верхней одежды.
Основной цвет традиционной вышивки – красный. Он имеет важное символическое значение. Красители использовались разные, поэтому существовало большое количество оттенков.
Древние вышивки выполнялись счетными швами, при которых аккуратно высчитывали нитки ткани для получения ровных стежков. Вышивальщица начинает работу с разметки расположения и величины орнаментов большими стежками. Существует несколько видов счетных швов, среди них наиболее популярны швы «набор», «роспись» и «счетная гладь».
Материал ниток для вышивания
Нитки из хлопка – хорошая защита от сглаза и порчи, исходящих от недобрых людей.
Шерсть восстанавливает нарушенную энергетику, поэтому она замечательно подходит для тех людей, которые подверглись нападению энергетических вампиров, имеют физические или нервные болезни. Узоры шерстяными нитками располагают на вороте, на груди – напротив сердца и солнечного сплетения, по подолу рубашки внизу живота. В этих частях тела находятся главные чакры. Шерстяными нитками вышивают узоры с изображениями животных, деревьев и плодов. Этот материал не подходит для вышивания звезд и птиц. Теплая шерсть подходит для вышивки солнца – источника тепла и света.
Узоры из льняных ниток успокаивают. Наиболее подходящими для льна являются изображения древних символов солнца, птиц, деревьев и звезд.
При составлении орнамента вышивки для какого-то одного изделия нужно избегать сочетания узоров-оберегов разного назначения. Например, успокаивающие знаки не сочетаются со знаками активности и сильной энергии. И те, и другие знаки хороши, но вышивать их надо на разных изделиях. Материал ниток тоже нужно подбирать однообразный для всего орнамента вышивки.
Если вы вышиваете оберег, то не делайте узелков из ниток ни с лицевой, ни с обратной стороны вышивки, потому что узелки нарушают плавность течения защитной энергии.
Расположение вышивки на одежде и цветовое решение орнаментов
Есть два вида расположения вышитых орнаментов на одежде: традиционное – воротники, рукава, подолы, пояса, и нетрадиционное – те места, которые вы именно хотите защитить и направить к ним положительную энергию.
Цвет орнамента подчеркивает и усиливает влияние магических знаков на человека.
Орнаменты красного цвета разных оттенков, содержащие знаки в виде крестов и окружностей, являются оберегом в любви.
Узоры красные или черные, изображающие петуха или коня, оберегают маленького ребенка. Помогут школьнику не переутомляться от учебы орнаменты из синих и фиолетовых ниток.
Голубая вышивка или золотисто-зеленая способствует успеху в любой профессии.
Изготовление оберегов
За долгие времена в искусстве изготовления оберегов сложились некоторые традиции, которых следует придерживаться, чтобы оберег имел действенную силу.
Первое правило – самое основное. Вы не должны создавать оберег сами для себя.
Второе правило. Оберег создается для близкого человека с большим желанием, с искренней любовью. Под принуждением, в результате уступки настойчивым уговорам, хороший оберег создать невозможно.
Третье правило. Наибольшую силу имеют обереги, изготовленные вами для своих кровных родственников, особенно близких, таких как дети, сестры и братья, родители.
Родство между супругами не является кровным, но если супруги объединены родством душ, создали счастливую дружную семью, то их обереги друг для друга будут иметь большую силу.
Со дня свадьбы супружеская пара уже имеет взаимные обереги – это обручальные кольца. По старинной традиции они должны быть серебряными. По форме обручальные кольца должны быть просто гладкими, без вставок, драгоценных камней и узоров, так как от этого их магическая сила уменьшается. Нельзя надолго снимать обручальные кольца, чтобы не нарушить взаимную духовную связь. Обручальные кольца относятся к парным магическим оберегам.
Четвертое правило. Перед изготовлением оберега изучите магические свойства материалов. Материалы, из которых вы будете делать оберег, должны хорошо подходить тому человеку, для которого вы оберег изготавливаете.
Пятое правило. Занимаясь изготовлением оберега для приятного вам родственника, вы должны все время думать о нем хорошее, чувствовать его энергетику, понимать его характер и желания.
Соблюдая эти несложные правила, вы создадите для близких людей замечательные обереги, которые привлекут к ним желаемые блага и отгонят от них неприятности.
С древних веков самым распространенным оберегом славян была вышивка. Для ее создания требовались доступные для простых людей материалы – льняные, шерстяные и хлопковые нитки. Учитывая значения орнаментов и расцветок, вышивальщицы создавали сильные обереговые вышивки на одежде близких людей, рушниках и других тканевых изделиях для дома.
Вышивка-оберег на детской одежде
В селах было принято шить одежду малышам из поношенных родительских вещей. Ткани этих одежд были уже не раз выстираны, поэтому становились достаточно мягкими для кожи малыша. Но главное, что родительские вещи вобрали в себя их энергию, способную защитить ребенка от сглаза и болезней. Одежду детям шили в зависимости от пола – девочкам из маминых вещей, мальчикам из папиных. Так девочки в начале жизни получали энергию материнства, а мальчики мужскую сильную энергию.
Подрастая, дети приобретали собственную небольшую защитную силу. В три года им шили первую в жизни рубашечку из новой ткани. Двенадцатилетние девочки уже надевали девичьи сорочки, а мальчики – первые взрослые штаны.
Одежда детей до трех лет была не просто из мягкой ткани, она имела вышивку, которая сохранялась от одежды родителей. Эта вышивка влияла на детей, передавая им наследственность, связь поколений. Обереговые вышивки накапливали многолетний опыт старшего поколения и передавали его младшему. Чувствуя энергию отца-охотника, мальчик, став старше, проявлял интерес к охоте, дочь вышивальщицы интересовалась вышивкой. В любом случае дети через вышивку ощущали защитную силу своих родителей.
Когда приходил срок шить ребенку его собственную рубашку, мать создавала для него индивидуальную обереговую вышивку, для которой использовала красные нити. Вышивка для взрослых могла иметь разные цвета. Женские красные вышивки дополнялись черным цветом – цветом земли, защищающим от бесплодия. Мужские обереговые вышивки включали синий и зеленый цвета, защищающие от природных стихий и от ранений. Пока внешние опасности не касались детей, они были защищены своим родом, им было достаточно одного красного цвета – цвета родственной связи.
Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.
К девичьим орнаментам относились: символ ее рода, земли, Богини судьбы, символ дня рождения девочки и символы женских рукоделий.
Мальчикам вышивали символы огня и солнца, животных-тотемов, символ рода и дня рождения, колокольчики, символы ремесел для мужчин.
До двенадцати лет некоторые обереги мальчиков и девочек могли быть одинаковыми, просто детскими. После двенадцати лет подростки носили уже более определенные юношеские или девичьи обереги, которых по количеству становилось меньше, ведь подростки уже не такие беззащитные, как малыши. В одежде добавлялся пояс.
В вышитых орнаментах для подростков изображались Боги, как покровители. Девичьи вышивки содержали знаки плодородия, а юношеские – знаки воинов. Малышам такие знаки не вышивали.
Вышитые обереговые орнаменты защищали детей, оберегали их от зла и несчастий, объединяли всех людей с Природой.
Еще очень древние люди создавали свои орнаменты. Они украшали ими предметы, которые их окружали и помогали жить в суровых природных условиях. Узорами люди украшали глиняную посуду и орудия своего труда. Узоры складывались из прямых и волнистых линий, точек, ромбов и так далее. Ученые до сих пор пытаются понять значение этих знаков и высказывают свои гипотезы.
По их мнению, древний человек, будучи охотником, понимал, что бивень дикого зверя – это его сила и оружие. Ромб представлял собой срез бивня или сам бивень, он означал могущество и огромную силу. Чтобы укрепить свою силу, люди изображали ромб на окружающих предметах и даже на своем теле.
Несколько набежавших друг на друга ромбов означают удачную охоту, жизнь, плодородие. Повторение узоров изображает заклинания человека к природным силам и богам с просьбой об успехе в охоте и прочих жизненных делах.
Кроме ромбов, были и другие знаки. Горизонтальными прямыми линиями обозначали землю, волнистыми линиями – воду, ровными косыми линиями изображали дождь, преграждающий движение к солнцу.
Древние люди создали много знаков, обозначающих солнце, так называемых солярных знаков. Они довольно разнообразны. Среди прочих символов, солнце изображается разными видами крестов. Некоторые из них располагаются внутри окружности, и весь знак напоминает колесо. Возможно, древние люди, наблюдая, как солнце катится по небосводу в течение дня, представляли его в виде огненного колеса. Вместо круга часто изображались загнутые концы креста, символизирующие постоянное движение солнца. Этот знак назывался ярга или коловорот. Он символизировал благополучие.
Разгадывая символы наших предков, мы начинаем понимать их отношение к окружающему миру, к природе. Древние люди создавали свои орнаменты в качестве заклинаний к силам природы, прося у них покровительства и защиты. Следующие поколения берегли и умножали символы, означающие добро, удачу, изобилие, щедрые урожаи.
Назначение оберегов соответствует названию – оберегать нас от различных бед в тяжелые времена. Какое бы негативное воздействие ни направляли на человека злые силы, оберег защитит своего хозяина силой древних символов наших предков. Защита оберега действенна при заболеваниях, как естественных, так и навлеченных порчей или сглазом. Оберег встанет преградой на пути враждебного давления на психику, душу и эмоции человека, защитит от внушений, приворотов, депрессии.
За долгие века наши предки накопили знания о магической силе предметов и символов, их способности оберегать людей от всего плохого. Обереговой силой наделяются разные вещи – ожерелья, браслеты, кулоны, предметы быта, украшения над входом в дом, на воротах, на окнах, вышитые магические узоры на одежде, изображающие символы покровителей человека и природных богов.
Сейчас большинство навыков защиты, которыми постоянно пользовались древние славяне, уже забыто. Мы стали более открыты и беззащитны перед теневым миром, его злыми силами. Они беспрепятственно попадают в наше тело, сознание, в нашу жизнь, разрушая и подавляя нас. Нас мучают непонятные недомогания, а мы не понимаем, что это за болезни и откуда они взялись.
Оберег воздействует на определенные цвета ауры, восстанавливая поврежденные места и не допуская к ним влияние разрушительных сил. Надев одежду с вышивкой необходимого цвета и орнамента, вы защищаете себя от губительного влияния, навязывания вам чужих мыслей и усиливаете целостность и гармоничность своей ауры, что является необходимым условием здоровья.
Возникают вопросы: какими бывают обереги, как выглядят, из чего сделаны? Самыми сильными являются обереги, накопившие свою благотворную силу в течение многих поколений семьи, передаваемые по наследству. По женской линии передается большинство семейных оберегов – украшения, декоративные предметы быта, одежда. По мужской линии передаются предметы мужского обихода, изготовленные специально для мужчины вашего рода. Далеко не в каждой семье есть такие обереги, поэтому нужно самим изготовить оберег для своих родных, который потом будет передаваться следующим поколениям. Изготовить ювелирное изделие под силу только профессионалу, а для нас самым доступным является изготовление оберега из вышитого орнамента. Это очень эффективный оберег. Особенно обережная вышивка хороша для малышей, ведь на них не наденешь украшения в виде кулонов и колец. Такая вышивка должна состоять из изображений добрых магических древнеславянских существ: собаки, коня, петуха, сказочных птиц. Различные природные силы тоже имеют свои обозначения, сложившиеся с древних славянских времен.
Древнеславянские обереговые знаки
Волнистые линии – знаки Воды. Реки и подземные течения изображались горизонтальными волнами, дождь – вертикальными.
Громовник (круг или шестигранник с шестиконечным крестом внутри) – знак Грома и бога Перуна, которого называли громовержцем. Этот знак был оберегом воинским, а также защищал от грозы.
Ромб или квадрат, разделенный на четыре равные части означал вспаханное поле, с точками внутри квадратов – поле засеянное. Это был знак земли, знак плодородия.
Колокрес (крест всередине круга) – знак Солнца. Преграждает путь злу, знак защиты и закрытости.
Крада (решетка) – знак Огня. Этот знак символизирует огонь погребальный или жертвенный.
Крес – знак Огня. Изображался в виде прямого или косого равностороннего креста.
Месяц – знак Месяца, Луны.
Гребень петуха, имеющий семь выступов – знак Огня.
Рог изобилия – знак изобилия и богатства.
Ярга, коловорот – знак Солнца. По направлению вращения определяют знак Солнца Яви – светлого Солнца и знак Солнца Нави – темного Солнца. Солнце Яви является созидательной, благотворной силой, Солнце Нави, наоборот, разрушает и уничтожает.
Дерево с поднятыми или опущенными ветвями – знак долгой жизни, взаимосвязи всех явлений жизни в природе.
Спираль – знак мудрости. Здесь важна цветовая гамма: если спираль в синем или фиолетовом цвете, то это знак сокровенных знаний, если спираль красная, белая или черная, то этот знак может отогнать самые сильные теневые сущности.
Треугольник – знак Человека. Обычно в верхней его части находятся небольшие окружности или точки. Означает доброжелательное общение между людьми.
Знаки богов
Фигура женщины с поднятыми к небу руками – богиня Макошь, с опущенными вниз руками – богиня Лада. Обычно рядом с ними изображали оленей. Им соответствуют небесные созвездия Медведиц – Большой и Малой, которые когда-то называли Лосиными созвездиями.
Знаки животных и птиц
Бык – Велес.
Волк – Ярило.
Ворон – Велес, мудрость и смерть.
Змей – Велес, Земля, мудрость. Имеет отношение к Нижнему Миру.
Конь – Солнце, Солнечные боги.
Лебедь – Мара, зима, смерть.
Медведь – Велес.
Лосиха или Олениха – Богини Плодородия (Рожаницы).
Орел – Гром, бог Перун.
Петух – Огонь, Агунь
Сокол – Огонь, Агунь
Кукушка – жизнь, Жива.
Козел – плодовитость, плодородие.
Свинья – достаток, плодородие.
Значение цвета орнамента
Цвет оберегового орнамента защищает какую-то определенную чакру человека.
Красный – защита самой нижней чакры, отвечающей за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.
Оранжевый защищает вторую чакру – почки и половую энергию.
Желтый защитит третью чакру – солнечное сплетение, центр жизненной энергии.
Зеленый защищает четвертую чакру – сердечную. К этой чакре относятся также легкие, позвоночник, руки. От нее зависят эмоции человека.
Голубой оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.
Синий – защита шестой чакры, находящейся в области «третьего глаза» и отвечающей за интеллект человека.
Фиолетовый защищает седьмую чакру – область темечка, связывающей человека с Богом.
Кроме того, цвет может означать стихии природы, влияющие на нашу жизнь.
Белый означает свет, чистоту и священность. Иногда это цвет траура и Смерти.
Красный символизирует Огонь, Солнце (небесный Огонь), кровь.
Зеленый – символ Жизни и Растений.
Черный символизирует Землю.
Золотой – символ Солнца.
Синий означает Воду и Небо.
Подобрав орнамент, цвет и состав ниток, можно приступать к вышиванию оберега для родного человека, чтобы защитить его от той беды, которая могла бы с ним случиться. Выполненный по правилам, действенный оберег будет храниться в вашей семье долгие годы.
Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку.
etnoxata.com.ua
Сакральный смысл орнаментов древних славян
. Это цитата
Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания
Рассмотрим ритуальное полотенце – рушник древних славян с орнаментом, который показан на рисунке 1. Далее мы будем совмещать изображение макета рушника с матрицей Мироздания.Рис. 1. Фрагмент вышивки северорусского полотенца – рушник, как считается, изображает богинь плодородия и магический орнамент , символизирующий плодородие. Такие полотенца использовались в ритуальных целях. «Рушни́к - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.
Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные – символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические – ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.
До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение».
В словаре Даля о ряде назначений полотенца – «рушника, ширинки» в славянских обычаях сказано следующее: «Рушник – полотенце – Рукомытие – размывание рук, обряд между родильницей и бабкой (повитухой). На 9-ый день после рождения ребенка обе моют вместе руки, и вторая (повитуха) получает ширинку (полотенце) от роженицы.
Ширинка - низанная жемчугом. Фата, плат (платок полотенце), т.е. не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и производишь все чудеса!»».
Славяне знали что тот, кто принимал роды ребенка, должен быть «развязан» с «судьбой» этого ребенка. И это не суеверие – это сакральные знания древних. Более того, плацента, в которой рос ребенок в матке матери должна быть «похоронена» и ни в коем случае не должна быть употреблена для изготовления «лекарств».
Например, собаки при рождении щенят поедают это место, а место откусанной пуповины на теле щенка зализывают. Они делают это инстинктивно, но это «знание» дает возможность потомству быть здоровым. Современное безбожное общество с помощью невежд модельеров раздело молодых девушек и женщин, выставив «напоказ» демоническим силам все детородные «области» последних. О каком здоровом потомстве нации может идти после этого речь. Эти невежды, мнящие из себя неизвестно что, просто убийцы нации и не только у нас в стране. Славянские женщины даже в простом варианте поверх рубах носили фартуки с «защитным» орнаментом. Наши предки были умнее современных «мудрецов моды», можете не сомневаться в этом. И я не ханжа.
На рисунке 2 показан результат совмещения макета рушника с северорусской вышивкой на его концах с матрицей Мироздания.Рис. 2. На рисунке показана модель ритуального полотенца, совмещенная с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения макета ритуального полотенца с матрицей было горизонтальное «основание орнамента» и характерный узор орнамента как показано на рисунке. Изменив характер рисунка на боковых частях орнамента на модели полотенца, я сохранил количество ветвей орнамента в его центре.
Модель идентична оригиналу, который показан на рисунке 2.
1. Уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы, с которым совмещен орнамент на полотенце.
2. – соответственно 15-ый уровень двух миров матрицы.
3. – 9-ый уровень матрицы. Руки больших «Богинь» расположились на 17-ом уровне, а их головы касаются 18-го уровня матрицы. Руки малой «богини» расположились на 16 уровне матрицы, а основание на 15-ом уровне.
А – место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, где показаны два священных Тетрактиса и «звезда Давида». Характерный орнамент покрывает 7 уровней (вертикальная дуговая скобка) Верхнего и Нижнего мира матрицы.
Из рисунка видно, что Характерный «крючочный» орнамент, большие и малые «богини» и основание орнамента с чередующимися малыми вертикальными «метками» точно совместились с матрицей, и последняя была шаблоном или каноном для построения орнамента славянской вышивки. Обычно рушники имели размер в поперечнике равный 30-и сантиметрам и длину до 3-х метров и более – «Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной.».
Поперечный размер орнамента, как видно из рисунка равен 9-и уровням. Тогда соответственно 9 уровням матрицы, например, соответствуют 30 см, а трем метрам в сантиметрах – (300см/30см) = будут соответствовать 100 уровням матрицы Мироздания. С учетом размера Нижнего мира матрицы Мироздания в 36 уровней (Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания) в Духовном мире матрицы Мироздания верхний край орнамента ритуального полотенца достигнет – 100 уровней – 36 уровней = 64 уровня Духовного мира матрицы. До обители Верховного Господа остается – 108 уровней– 64 уровня = 44 уровня матрицы Мироздания. Тогда длина рушника должна быть увеличена на – (30см/9уровней)=3.34 х 44 уровня = 147 см. И ритуальное полотенце при ширине 30 см и длиной 447 см будет «простираться» от Божьего «дна Мироздания» в Материальном мире матрицы до «обители» Верховного Господа на 108-ом уровне Духовного мира матрицы. При этом оно «покроет» 144 уровня матрицы Мироздания!
И это не пустые вычисления. Они нас приводят к пониманию сакрального смысла ритуального полотенца славян. Очевидно «вытираться» после мытья полотенцем длиной в 4,5 метра, по меньшей мере, не удобно.
На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.
Рушник составной.
Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.
Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков. Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.
Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда. Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.
Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.
Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":
"Первая мать - Пресвятая Богородица,Вторая мать - сыра Земля,Третья мать - кая скорбь приняла. (Гол. Кн.220)" .
Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.
Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.
В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.
Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.
На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца . Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.
На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.
На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.
Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.
К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.
На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь . Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.
Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.
Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .
Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов .
Следующий рушник, на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!
Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного "иного" мира, "того света". Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!
Верхняя часть, "белый свет", имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом.
В середине стройное геометрическое изображение "столба" с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом - древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева.
Фигура увенчана дубовым листком - символом Перуна. Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням.
Например:
А святой ИльяПо межам ходил,По межам ходил,Житушко родил .
Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое - неживое, природное - рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса. Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что "идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи" . Однако не иллюстрирует свое сообщение. Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание:
"В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами".
В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия .
Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.
Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.
Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. "Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство" .
Дополнение
Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.
Символ солнца можно встретить чаще всего на наличниках домов. А вот он в вышивке:
Часто встречаются в вышивке различные животные, например, лоси.Ну и роженица, конечно же, как символ плодородия:
Серия сообщений "1 Русь. Славяне.":Часть 1 - Заповеди Числобога - Бога Хранителя Времени СлавянЧасть 2 - Живой свет! | Самовосстановление и Управление Событиями | Ясно-Видение...Часть 75 - ПоведалЧасть 76 - О реальностяхЧасть 77 - Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице МирозданияЧасть 78 - Три вида реальности.Часть 79 - Украинские свадебные традиции...Часть 84 - Книга Рода. Слово ВолхвовЧасть 85 - Книга Рода. Родная ВераЧасть 86 - Почему пелёнки и первые рубахи - из ношеной ткани