Письменность древнего вавилона. Вавилонское царство и Ассирия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глиняные письма Вавилона. Письменность древнего вавилона


Письменность

 

Вавилонская Башня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

 

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.

 

 

 

 

 

www.ancientvavilon.narod.ru

Вавилонское царство и Ассирия

В XIX в. до н.э. среди шумерских городов возвышается Вавилон [шумер. Кадингирра («врата бога»), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon] - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата (к юго-западу от современного Багдада). Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (правил в 1792-50 до н. э.) превратил Вавилон в крупнейший политический, культурный и экономический центр не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня15. В 1595 г. до н. э. в Вавилон вторглись хетты под предводительством Мурсили I, разграбившие и разорившие город. В начале 1-го тыс. до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя.

Последующий период истории Вавилона был связан с непрекращающейся борьбой с Ассирией. Город неоднократно разрушался и отстраивался заново. Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.).

Древнее государство в Северном Двуречье Ассирия (на территории современного Ирака) в 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8 – 1 -я пол. 7 вв. до н. э.

В 626 до н. э. Набопаласар, царь Вавилона разрушил столицу Ассирии, провозгласил отделение Вавилона от Ассирии и основал нововавилонскую династию. Вавилон усилился при его сыне, царе Вавилонии Навуходоносоре II (605-562 до н. э.), который вел многочисленные войны16. За сорок лет своего правления он превратил город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены. С 539 г.до н.э. Вавилон практически перестал существовать как независимое государство. Он завоевывался то персами, то греками, то А. Македонским, то парфянами. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о величественном городе, спрятанном под холмами.

В

Археологические исследования Вавилона

Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразившим те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Помимо этого, сохранилось описание греческого историка Геродота, побывавшего в Вавилоне во время своего путешествия, составленное между 470 и 460 до н. э., но в деталях «отец истории» не вполне точен, так как не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Интерес к Вавилону вспыхнул после того, как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. В 1765 году датский ученый К. Нибур отождествил Вавилон с арабской деревушкой Хилле. Начало систематическим раскопкам положила немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899). Она сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. До Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, немецкая экспедиция раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Музее Передней Азии в Берлине17.

О

Письменность

дним из крупнейших и наиболее значительных достижений ранних цивилизаций было изобретение письменности.Древнейшая в мире система письма представляла собойиероглифы, которые первоначально носили рисуночный характер. В дальнейшем иероглифы превратились в символические знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, то есть обозначали сочетания двух или трех согласных звуков18. Другой разновидностью иероглифов – идеограммами - обозначали отдельные слова и понятия.

Рисуночный характер иероглифическая письменность утратила на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э.. Около 3000 г. до н.э. в Шумере возникла клинопись.Этот термин ввел в начале XVIII века Кемпфер для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Название клинопись соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях шумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу — глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях. Клинопись - письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых 300 наиболее употребительны. В их числе более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам.

studfiles.net

Глиняные письма Вавилона — Славянская культура

Глиняные письма Вавилона

Любая деятельность, направленная на получение дохода — бизнес. В идеале видятся светлые и просторные офисы, подтянутые сотрудники и справедливое, корректное начальство. В действительности все менее радужно, но общие черты те же: офис, кипа деловых бумаг, свечение мониторов и жужжание оргтехники. Чтобы отправить  электронное письмо, требуется несколько минут. Заверить документ — печать и нотариус. А что вы скажете о глиняном письме, создать которое мог далеко не каждый человек? А о глиняной печати? В Вавилоне были храмы, жизнь которых несравнима с современными. Кроме религиозной ветви, вавилонский храм развивал и другие: культурную, промышленную и коммерческую. Этакий бизнес-центр. Кроме того, при храмах часто жили представители правительства, отвечающие за сбор налогов и выдачу кредитов населению. Да-да, эта зараза овладела человечеством уже с давних пор. Причем деньги на кредит выделялись из храмового капитала, и под приличный процент — в отдельных случаях он достигал 34%. Бизнес… Но стоит отметить, что в уплату налогов и кредита помимо бывших в обиходе денег принимали и "натуру": продукты, скот, изделия ремесленников. Объяснялось это просто: не каждый налогоплательщик мог похвастать кусочками серебра определенной формы, которые служили в то время деньгами. Каждая операция отражалась на глиняной табличке. Думаю, что такой способ применялся во многих цивилизациях древности, однако особо обратить внимание хочу именно Вавилон. Один из мировых центров, явно выделяющийся на общем фоне, без устали совершенствовал свою инфраструктуру и, как ни странно, бизнес. Несмотря на повальную неграмотность, вавилонские дельцы ухитрялись заключать самые настоящие договора и соглашения. В этом процессе обязательно участвовал писец, которого можно сравнить с современным секретарем.

Глиняная клинопись — достаточно сложное ремесло. У меня лично язык не повернется назвать это простым написанием букв, и сравнить его с привычной рукописью. Чтобы продавить штрихи и символы на мягкой глине, нужна была определенная ловкость и сноровка, а для овладения этим мастерством требовались значительные затраты времени. В условиях древнего мира им располагали немногие, поэтому даже стоящие у власти люди бахвалились тем, что могли нацарапать что-то вменяемое на табличке. Из этого можно сделать выводы о количестве и востребованности писцов: люди этой профессии ценились на вес золота. Вавилоняне оставили потомкам колоссальное письменное наследие, содержащее, в том числе, и торговые договора. Их сохранилось невероятное количество, так как еще до нашей эры власти издают закон об обязательном письменном сопровождении сделок, которое должно быть заверено подписями и свидетелями. Это касалось абсолютно всех соглашений, даже самых мелких и незначительных. Между прочим, аналогичный закон был принят в просвещенной Европе только в XVII веке.

Теперь нужно сказать несколько слов о самой подписи, которую участники ставили на табличке. Так как мало кто из них умел писать, то они пользовались простым до гениальности изобретением какого-то древнего умника: печатью. Печать могла иметь самую разную форму, изготавливалась обычно из камня, а владелец носил ее с собой в качестве украшения на шее. Изображение, нанесенное искусным камнерезом, содержало характерную для владельца бытовую сцену или культовый предмет. После составления документа оттиски своих печатей ставили и непосредственные участники, и свидетели договоренности; задача писца — проследить за наличием подписей и уточнить на табличке имена сторон. Кроме секретарей, являющихся неизменными спутниками делового человека, существовала еще одна категория писцов, представители которой работали на улице. При себе у них всегда было несколько комочков глины и палочки из тростника или дерева. Их целевой аудиторией были активные участники деловой жизни Вавилона, проходившей у ворот города. Дожидаясь полного устного соглашения, писец уточнял все нюансы сделки и в течение нескольких минут составлял оригинальный договор. Честность писца не подвергалась сомнению: договаривающиеся стороны чаще всего были неграмотны, и не могли проверить подлинность написанного. Тем не менее, печать прикладывалась, и сделка считалась состоявшейся. Изредка могла потребоваться копия оригинального документа, но это скорее исключение, чем правило.

Между прочим, умницы древнего Вавилона придумали и защиту своих договоров от подделки и исправления оригинала. Конечно, для современных "специалистов" это семечки, но в то время, по всей видимости, этот способ имел отличную репутацию. Делалось это достаточно просто: после завершения сделки и заверения ее всеми нужными печатями писец готовил для таблички своеобразный конверт. Комок глины раскатывался в тонкий пласт, размер которого немного превышает табличку сделки, и в него заворачивали договор. Убрав лишнюю глину, писец дублировал договор на самом "конверте", а стороны снова ставили печати. Получалась полная копия оригинала. Что давал такой способ защиты? Во-первых, практически 100% отсутствие фальсификации. Если внешняя надпись не совпадала с внутренней, то можно уверенно предсказывать большую беду обманщику. А подделать глиняный конверт невероятно сложно. Для начала, найти тех же свидетелей, да еще новая глина при высыхании сожмется и, скорее всего, треснет сама или повредит оригинал. Снять конверт нельзя — только расколоть. Хлопотное дело. Для сравнения: современные бумажные письма легко вскрыть и запечатать обратно так, что комар носа не подточит; а электронная почта взламывается даже новичком хакерского дела. В памяти всплывает фраза из фильма "Ночь в музее": "Ларри. кто эволюционировал?.." Современные ученые долго ломали голову над тем, как же писцы заворачивали табличку в глину так, чтобы они не слипались. И составами всякими-разными пропитывали, и исхитрялись так и этак. Ни одна примочка не помогла. А потом кто-то догадался поэкспериментировать, и попробовал просто обернуть. Свершилось чудо! Ничто лишнее никуда не прилипло. Даже непривычно — как это, без добавок, и вдруг работает.

Для скептиков, у которых на языке вертится вопрос "А зачем мне это надо знать, особенно детали сделок в Вавилоне?" Действительно, содержание большинства клинописных табличек представляет собой подробности того или иного соглашения. Это могут быть условия аренды определенного дома, или договор с ремесленником о поставке согласованного количества кирпичей к конкретному сроку, или сведения о зарплате — да много чего. По сути, эти сведения могут интересовать только исследователей. И еще людей с неограниченной фантазией и развитым воображением. Ведь эти таблички — словно кусочки мозаики, цельное полотно которой подробно и без прикрас рассказывает о жизни знаменитой цивилизации.

  Несколько тысяч человек, без устали трудившихся на благо письменности (и своего кошелька, чего греха таить), позволили через тысячелетия рассмотреть жизнь целой эпохи, которую представляли крупные города Месопотамии. А, судя по нынешней моде, мы своим потомкам оставим флеш-карту с изображениями котиков, и окаменелость в виде фирменных джинсов.

Похожие статьи:

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 3

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 1

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 2

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 4

Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Месопотамия | Клинопись Вавилона

Билингвы, двуязычные надписи, сыгравшие свою золотую роль в расшифровке древнекоптского письма египтян, предпринятой гениальным Шампольоном, в вавилонских табличках встречаются не единожды. Есть и трехъязычные тексты, но ни один из этих языков не был знаком ученым. Первый перевод осуществил немецкий учитель Георг Гротефенд в сентябре 1802 года. Для сравнения он взял новоперсидские части двух надписей. До него был известен всего один клинописный значок — отделение слова от слова. Слова состояли из знаков числом до десяти. Гротефенд решил: это буквы, а не слоги. Он отыскал повторяющиеся слова.Затем возникла догадка: ведь повторяться столь часто могут имена и титулы царей. По-гречески и по-римски имена и титулы восточных царей передавали так: “N, царь великий, царь царей, NN царя сын”. К примеру, Дарий, сын Гистаспа; Ксеркс, сын Дария. Ксеркс был первым именем, прочитанным в клинописи. Гротефенд проверил имена царей по Библии; по сравнению с нею, имена отличались звучанием: Кхшхер-ше, Дархеуш, Гоштасп. Прочитал исследователь и имя бога Ахурамазда, и слово «великий». Но открытие Гротефенда не произвело ни на кого впечатления и было опубликовано только через 80 лет.

Когда в Египте нашли алебастровую вазу из Вавилона с надписями на четырех языках, один из которых был иероглифический, а три клинописные, вазу послали Шампольону. Он-то и прочитал опять то же имя: Ксеркс. Всего в вавилонских надписях насчитано 500 разных знаков.

Через 50 лет после Гротефенда англичанин Генри Раулинсон прочитал гигантскую надпись на скале — это был рельеф из Персеполя. Бехистунская скала в Загросе поднимается на высоту 1000 метров почти отвесно над равниной. Начиная со стометровой высоты на скале сохранилась клинопись на вавилонском и персидском языках и рельефный рисунок. Больше десяти лет Раулинсон перерисовывал эти знаки — четыреста двадцатиметровых строчек. На рисунке царь Дарий, а перед ним 9 бунтовщиков со связанными сзади руками, а сам он попирает ногами поверженного врага. Надпись повествовала о том, как царь Дарий справился с бунтом и сел на трон царств, им тут же перечисленных.

После копирования (с риском для жизни!) Раулинсон обнаружил в надписи более 200 имен царей, царств и народов. Кроме имен, первыми словами, прочитанными в клинописи, были «царь», «народ», «страна», “бог”.

Но все еще неизвестно было, на каком языке говорили вавилоняне и ассирийцы. Ассирийцы оставили учебные таблички-словари: они изучали вавилонский язык. И когда с их помощью, наконец, прочли слова вслух, то в звучании сразу обнаружилось огромное сходство с древнееврейским языком.

Позже прочли шумеров. В шумерских табличках удалось подобраться к истокам клинописи. Они писали не знаками, а штрихами — рисунками предметов. Клинопись — сложное письмо: знаки, идеограммы, слоги, слова, звуки в них можно толковать как угодно. И, в общем-то, толкуют до сих пор.

Дольше всех из старинных начертаний держались круги и полукружия, а также идеограммы царей и богов — звездообразные знаки. Так, Иштар изображалась в виде 8-конечной звезды, рядом с солнцем и луной. Мардук — в виде копья. Конечно же, переписывающиеся вавилоняне умели читать письма. Это обстоятельство также подталкивает ученых к тому, чтобы досконально овладеть утерянным и восстанавливаемым способом передачи информации.

Вернуться к содержанию рубрики Месопотамия

www.mysterylife.ru

Вавилонская азбука: где впервые появилась тригонометрия

Обычно при слове «тригонометрия» гуманитарный ум начинает клинить. Все эти синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы способны вызвать ступор у любого неподготовленного человека. Зато у математиков глаза загораются! Ну чем не другой язык? Поэтому неудивительно, что первую тригонометрическую таблицу времен царя Хаммурапи обнаружили в Вавилоне — возможно, из-за таких записей и расчетов по углам и сторонам треугольника и пошла легенда о Вавилонском смешении языков.

Клинописная тригонометрия

На самом деле глиняную табличку нашли в Ираке еще в начале 20 века и только в 1945 году смогли интерпретировать, что на ней написаны какие-то математические данные. Плитка размером 12,7 на 8,8 см широко известна как Plimpton 322 и названа так по имени его владельца, американского филантропа Джорджа Артура Плимптона, который приобрел артефакт в 1922 году у торговца археологическими находками и древностями Эдгара Банки (с которого, поговаривают, списали образ Индианы Джонса).

Вавилонская азбука: где впервые появилась тригонометрия

Сравнив стиль надписей с другими глиняными табличками, исследователи пришли к выводу, что Plimpton 322 относится к периоду от 1822 до 1726 годов до н.э., то есть примерно к тому времени, когда царь Хаммурапи правил Вавилонской империей. Когда ученые поняли, что речь идет о тригонометрии, им пришлось пересмотреть историю этой науки. Раньше считалось, что первыми тригонометрическими расчетами были работы греческого астронома Гиппарха около 120 года до нашей эры.

Этот вывод свидетельствует о том, что вавилоняне, а не древние греки, первыми изучили тригонометрию, используя ее в архитектурных расчетах для построения пирамид, храмов и дворцов.

Библиотека Вавилона

В чем же была сложность расшифровки таблицы? Эксперты интерпретировали 15 строк символов, написанных на планшете в четыре столбца, как описания 15 прямоугольных треугольников с разными вариантами острых углов. Еще 70 лет назад исследователи поняли, что цифры рядом с треугольниками составляют так называемые «Пифагоровы тройки» — наборы из трех натуральных чисел х, у и z, которые удовлетворяют уравнению z^2 = x^2 + y^2. Понять-то поняли, но зачем нужна была эта таблица, ответить не могли.

Вавилонская азбука: где впервые появилась тригонометрия

Только недавно с помощью сложных вычислений ученые поняли, что речь идет о принципиально новом виде тригонометрии. Вместо углов и кругов он основывался на соотношениях между цифрами «Пифагоровой тройки». Возможно, такой непривычный выбор связан с тем, что если современные люди в основном используют десятеричную систему счисления, то жителям древнего Вавилона этого было мало и они пользовались шестидесятеричной!

Как бы то ни было, находка открывает много интересного не только для историков, но и для математиков. Специалисты уже сейчас говорят, что тригонометрические изыскания древней погибшей цивилизации станут отличным подспорьем для современной математической науки.

travelask.ru

Нововавилонская империя

   Известный еще с 3 тыс. до н.э., Вавилон достигает особого величия к середине 6 века до н.э. В правление Навуходоносора II город стал центром мировой торговли с населением до 1 млн. чел., он развивался по строгому плану. В центре города нахоился так называемый "внутренний город", включавший священный участок с храмами и дворцами. Его площадь достигала 10 кв. км с населением 200 тыс. чел. Он был окружен тройной стеной из кирпича-сырца на битумной связке высотой до 20 м и толщиной 7; 7,8; 3,3 м. Восточная и западная части города соединялись мостами, стены и башни были увенчаны зубчатыми парапетами.

   Внутренний город окружался рвами. Главный северный вход - ворота Иштар - был защищен цитаделью с 4 башнями, облицованными глазурированными керамическими кирпичами с орнаментами и изображением львов, быков и чудовищ.

Застройка основного города носила хаотичный характер, в основном в один, реже в два этажа, с террасами сверху. Во внутреннем городе застройка была регулярная, с 3-4-этажными зданиями, ширина улицы - 4 м. Основная дорога, проходящая через весь город, - "дорога процессий" - соединялась с главным храмом и северными воротами Иштар. Священный участок насчитывал до 53 храмов и занимал площадь 30 га. В северной его части стоял квадратный в плане (91 х 91 м) зикккурат высотой в 91 м. Он был построен из кирпича-сырца и облицован обожженым кирпичем. На 7 террасе находился сверкающий голубой лазурью храм-обсерватория. Цвета зиккурата - черный, белый, пурпурный, голубой, красный, серебрянный, золотой. Южный двор священного участка занимал храм Мардука, где стояла золотая статуя бога.

Дворец Навуходоносора II

   В отличие от дворцов Ассирии и ранних вавилонских, дворец в Вавилоне отличался своей композицией с амфиладой дворов длинной до 300 м. К центральному двору примыкал большой тронный зал (18 х 60 м) царя. В нем сохранилось панно длинной 20 м, выполненное из глазурированного кирпича. Толщина стен до 7 м, перекрытия - своды.

   К южным укреплениям дворца примыкал дворцовый парк на высоте 20 м. Это так называемые "сады Семирамиды".

Висячие сады Семирамиды

   Они были построены Навуходоносором для его любимой жены Аметис - медийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии.

   Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Вода подавалась вверх специальными подъемниками. Сады находились на значительной высоте и были видны издали. Это и дало повод называть их висячими.

Письменность и памятники письменности в Древней Месопотамии.

Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV — III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры.

в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. Таблички делали из тонких сортов глины,  очищая  ее  в  воде  от  соломы  и других примесей, в том числе и от минеральных солей. Соли уд&1ялись и с помощью обжига. Однако, поскольку в Месопотамии не было леса, обжигу подвергались лишь наиболее важные тексты (царские надписи, экземпляры произведений, предназначенные для хранения в библиотеках). Огромное большинство табличек просто сушили на солнце. Обычно таблички изготовлялись размером в 7—9 см в длину. Наиболее важные царские (а иногда и храмовые) надписи писали также на камне и металлических пластинках. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н, э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII— VI вв. до н. э. При раскопках в Хор-сабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш  от 25 до  30  см  высотой  и  шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некоторое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении   хранились   архивные   документы.Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов.

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах.

studfiles.net

Клинопись - Как научиться рисовать

Одним из центров древнейшей цивилизации, как известно, была территория Передней Азии и прежде всего Месопотамия. В IV тысячелетии до н. е. сюда с Востока пришла сначала в южную часть народность, называемая шумерами, которая позже расселилась на северной части края. Здесь шумеры стали создателями культуры, о которой мы узнаем из раскопок древних городов Ур, Киш, Лагош, Ниппур и других, которые были, по-видимому, большими религиозными центрами. Нет сомнения, что шумеры выработали собственную систему письма, которая распространилась на огромной территории. Вообще, именно их считают изобретателями клинописи, которая развилась в свою очередь с письма образного. Клинопись, как показывает само название, складывалась из клиньев, расположенных в разных направлениях. Клинопись также доходила в своей эволюции и к фонетическому письму. Тот факт, что вавилоняне, которые постепенно освоили шумерскую культуру, вместе с жителями северных районов Междуречья, ассирийцами, добыли себе господствующее положение на всей территории Передней Азии, привело к распространению здесь клинописи. В XV ст. до н. е. их язык стал дипломатическим языком соседних стран. Даже в египетском городе Эль-Амарне в архивах хранится большое количество глиняных табличек, покрытых ассировавилонським письмом. В городе Ниппур были обнаружены остатки архива и большой библиотеки, принадлежавшей храму; это были глиняные таблички, которые происходили частично из шумерских, а частично с вавилонских и ассирийских источников. В храме города Ниппур располагалось много помещений, часть которых, несомненно, принадлежала библиотеке, а также архиву. Таблички хранились в глиняных или деревянных сундуках и в плетеных корзинах, которые стояли на глиняных цоколях или на деревянных полках, прикрепленных к стенам. Чтобы таблички не отсыревали, сундуки покрывали смолой.

Писались эти таблички на мягкой глине металлической, деревянной или сделанной из слоновой кости трехгранной палочкой. Итак, выбор клиновидной формы письменных знаков не произвольный акт писца, а обусловлен материалом, на котором писали, и формой орудия для письма; треугольная палочка придавала письму клиновидный характер. Древнейшие памятники клинописи на глине принадлежат к последним столетиям IV тысячелетия до н. э. Однако в городе Киш была найдена известковая плита, которая относится примерно к 3200 годам до н. э. Сейчас она хранится в Оксфорде. Таблички сушили на солнце или, как кирпичи, выжигали в печах, что придавало им твердости. Часть найденных табличек не была выжжена, в результате чего их нельзя было отделить друг от друга. Текст на табличках размещался с обеих сторон, причем одна сторона была слегка углублена, тогда как вторая - ровная или немного выпуклая.

Раскопки в Малой Азии и в Месопотамии дали науке большое количество табличек и фрагментов из них. Большинство из них хранится теперь в европейских и американских библиотеках и музеях.

Литературная жизнь Вавилонии и Ассирии отражена в многочисленных письменных памятниках. Наверное можно сказать, что во всех храмах были помещения, предназначенные для копиистов-переписчиков, которые производили письменные памятники клинописи.

Вавилонское силабическое письмо- силаби, около 3000-27000 гг. до н.э.

Более ста лет назад при раскопках английские археологи в Ниневии, столице Ассирии, исследовали библиотеку и архив царя Ашшурбанипала (669 - 633 гг. до н. Э.). Более 20 тысяч целых табличек, найденных там, хранятся теперь в Британском музее.

Глина, из которой сделаны таблички, высшего качества и тщательно выжженная, чем та, из которой изготовлены таблички, найденные в других местах Малой Азии. Письмо на этих артефактах выразительнее. Это была заслуга многочисленных «каллиграфов», работавших при дворе царя Ашшурбанипала. Царь (при всей его жестокости), видимо, был заядлым коллекционером и собирал со всех концов края, в том числе вне границ своего государства, письменные исторические памятники.

В библиотеке царя Ашшурбанипала была широко представлена вавилоно-ассирийская литература и шумерские тексты. Следует отметить, что Ашшурбанипал создавал свою библиотеку в ниневийськом дворце, не прибегая к ограблению древних храмовых библиотек Ассирии и Вавилонии. Опытные переписчики, которых он рассылал по всем храмам страны, делали копии с древних письменных памятников, обрабатывали их, как позже делалось в известной Александрийской библиотеке.

Из этих копий и состояла его библиотека. В ней было собрано более 30 тыс. табличек. Ассирийские переписчики расширили способ пользования царской печатью, чем уже в зародыше был заложен принцип печати. Они вырезали декрет в глиняной доске и затем отражали его на влажных мягких глиняных табличках, получая нужное количество копий.

Развертка циллиндрической печати Урзана. VIII вв. до н.э.

В 612 г. до н. э. вавилоняне и мидяне, захватив Ниневию, разрушили библиотеку. После этого нашествия ассирийцы недолго противостояли завоевателям, в 605 г. до н. э., когда был взят последний пункт ассирийского сопротивления г.Кархемиш, Ассирийская держава перестала существовать.

Своеобразные «библиотеки» из глиняных табличек, заполненных клинописью, оставили после себя и другие народы Малой Азии. Почти 15 000 таблиц большого размера найдено близ Анкары (Турция) в столице хеттов. Они также пользовались вавилонской клинописью. Хетты первыми применили в письме диакритический знак. Разобрался в хеттских письменах, которые были смесью слов хеттских и ассиро-вавилонских, чешский ученый Ф.Грозный. В 1915 г. ему удалось расшифровать и хеттские иероглифы, состоящие из знаков идеографического и фонетического письма.

Угаритский клинописный алфавит XV-XIII вв. до н.э. (по З.Кулунджичу)

К первой четверти ХХ в. высшей ступенью развития клинописи ученые считали персидское письмо, но в 1928 г. по северо-сирийской местности Рас-Шамра, французская экспедиция раскопала остатки архива древнего финикийского города Угарит. Здесь когда-то была знаменитая финикийская школа писцов. Было найдено глиняные списки c пятью языками: шумерский, аккадский (Вавилон), египетский, хеттский и угаритский. Глиняные таблички угаритского письма были покрыты клинописью вавилонского происхождения; это было алфавитное клинописное письмо. Хотя билингвы для дешифровки этих текстов не было, однако уже в 1930 г. тексты Рас-Шамра прочитали независимо друг от друга различные ученые Ш. Виролле, Г. Бауэр и Е. Дорм. Это открытие дало науке древнейший клинописный алфавит не протофиникийського языка. Угаритское письмо было в обиходе в XV - XIII вв. до н. э. Следовательно, под общим названием шумеро-вавилонской-ассирийской клинописи подразумевают клинопись, которая была распространена в странах Передней Азии среди пятнадцати народов Месопотамии, Ирана и других, принадлежащих к различным этническим группам и говорящих на разных языках (например, эламиты, каситы, хетты, митаннийцы, хурриты, урартийцы, персы). В зависимости от языковых особенностей народов, воспринявших клинопись, существовало несколько разновидностей этого письма. Найдены было даже клинописные таблички на египетском языке.

Особое внимание ученых привлекает э л а м с к о е письмо. Элам - древняя страна, расположенная к северу от Персидского залива и к востоку от нижнего течения реки Тигр. В течение столетий Элам был одним из наиболее развитых государств Западной Азии, однако в 640 г. до н. э. он попал в зависимость от Ассирии. Территорию Элама заселяли не семитические и не индоевропейские племена, которые говорили на языке, родственном с языками кавказской группы.

Фрагмент протоэламского письма; строчки читаются сверху вниз (последовательность строчек- справа налево)

Эламиты к заимствованию вавилонской клинописи имели свое автохтонное письмо. Из архаичного эламского письма дошло до нас девять двуязычных надписей на эламском и вавилонском языках. Это - идеографическое письмо, которое мало отличается от шумерского фигурного. Сохранилось несколько глиняных табличек. Характер письма - линейный, форма знаков - геометрическая, направление письма - справа налево, иногда наоборот; Дешифровано это письмо лишь частично. До нас дошел также букварь, которым эламиты пользовались для дешифровки вавилонских надписей; этот букварь значительно облегчил изучение архаического письма. На иллюстрации ниже приведена сравнительная таблица эламского и вавилонского письма:

Сравнительная таблица эламского и вавилонского письма

Позже эламиты отказались от собственной письменности и приняли вавилонскую клинопись, в который, однако, внесли свои изменения. Этот вид письма, называемый н о в о э л а м с к о й клинописью, очень упрощенный, большинство знаков которого являются составными. Клинописью пользовался народ, древнейший на территории Советского Союза, государства Урарту (Ванское царство с IX - VI вв. до н. э., территория современной Армении). Урартийцы сооружали многоэтажные крепости и замки, остатки которых были найдены вблизи Еревана. Большие каменные глыбы с клинописью Урарту экспонируются в Государственном историческом музее в Ереване. Надписи рассказывают о военных походах и строительстве. Известно, что ставленник Урарту в стране Мусасир Урзана пользовался цилиндрической печатью с клинописным текстом (VIII в. до н. Э.).

Найденные в развалинах дворцов ассирийских и вавилонских царей глиняные таблички и эпиграфические надписи персидских царей ученые стремились прочитать, но расшифровка их была очень длительным и кропотливым делом. Еще в 1621 г., когда итальянский купец Пьетро де ля Валле привез с собой копии клинописи из руин Персепольського дворца персидского царя Дария в Иране, специалисты заинтересовались ими, но изучение этих памятников началось лишь в конце XVIII в., после того, как датский путешественник Карстен Нибур опубликовал привезенные им в Европу копии этих текстов.

Перед учеными встала чрезвычайно трудная задача. В 1800 г. за дешифровку клинописи взялся молодой учитель гимназии из города Геттингена (Германия) Георг Фридрих Гротефенд. Рассматривая таблички персидских царей, он заметил, что некоторые слова на всех табличках повторяются много раз. Гротефенд предположил, что они составляют царский титул и чаще повторяющееся слово является «царь». Вспомнив имена персидских царей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса, исследователь попытался поставить на место клинописных знаков буквы. По количеству букв к незнакомому слову подошло староперское «Даривуш», что означает «Дарий». Так раскрылась первая тайна надписи. Благодаря сравнениям и рассуждениям, Гротефенд пришел к определенным выводам относительно содержания надписей. Но он не знал древнеперсидского языка, а поэтому сопоставление царских имен и титулов могло дать условные результаты. Из восемнадцати-двадцати определенных таким способом знаков правильными были только десять, однако в то время это можно было считать большим достижением. Особый успех в дешифровке клинописных памятников выпал на долю Генри Роулинсона, английского офицера, служившего в персидской армии. В 1835 он взялся за изучение надписи на высокой Бегистунской скале, где был высечен клинописный текст на тысячу строк с изображением Дария I. Первые 414 строк выполнены на древнеперсидским языке, остальные - нововавилонском и эламском языках. Этот текст содержал несколько десятков имен, что и дало Роулинсону богатый материал для ознакомления с древнеперсидской речью и письмом, а следовательно, позволило прочитать незнакомый текст.

Рельеф с клиновидной надписью на Бегистунской скале. Дарий побеждает мятежников.

Известно несколько разновидностей клинописи, которые возникли и развивались постепенно с образного письма. Такой переход начался до 2700 гг. до н. е .; окончательное завершение указанного перехода произошло до 2350 гг. до н. е.:

Переходные формы ассировавилонской клинописи

Позже на смену клинописи приходит арамейское письмо, которое зародилось в Передней Азии.

Сайт paintmaster.ru

paintmaster.ru


Смотрите также