Ур древний город. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение УР, ДРЕВНИЙ ГОРОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Ур древний город


Ур, Допотопный город

Ur Dopotopnyy gorodРаньше на этом месте, расположенном на юге нынешнего Ирака, был цветущий город, столица сильного царства. В наши дни от всего великолепия древнего Ура остались руины, окруженные пустынной местностью. Стараниями ученых были раскопаны его постройки. И в первую очередь — зиккурат, главный храм Ура и место поклонения богу Луны — Сину. Здесь, на центральной площади, устраивались грандиозные празднества в честь бога и приравненного к нему правителя самого Ура.

2500 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ

В исторической традиции Месопотамии Ур — один из древнейших городов Шумера.

Руины библейского города Ур находятся в Южной Месопотамии, или в Двуречье, на плоской каменистой равнине. Русло реки Евфрат, на которой в древности стоял город, теперь проходит севернее. А местность вкруг Ура давно превратилась в пустынную.

То, что осталось от великого города, находится на округлой возвышенности, именуемой Телль-эль-Мукайяр, что в переводе с арабского означает Глиняный холм.

Местонахождение зиккурата — главного храма Ура — было установлено в 1850 г. британским натуралистом и энтузиастом археологии Уильямом Лофтусом. Так как у него было задание исследовать развалины города Сузы в Хузестане, подробным изучением развалин занялся другой археолог-любитель (в британской колониальной администрации было много таких охотников за сокровищами) — служащий британского консульства в Басре Джон Тейлор. Он работал по заданию Британского музея: музей поручал эту работу любителям, так как профессионалы зачастую не рисковали работать в таких гиблых местах, где вероятность крупной находки была мала.

В 1853-1854 гг. Тейлор обследовал руины зиккурата. Ему повезло: он обнаружил четыре глиняных цилиндра — знаменитые «Цилиндры Набонада» — в четырех углах верхней части зиккурата. На них имелся длинный клинописный текст. К тому времени клинопись в основном уже была расшифрована, и Тейлор установил, что Набонад — последний царь Нововавилонского царства, правивший в 556-539 гг. до н. э., восстанавливал древние храмы. Из надписей следовало, что он восстанавливал их здесь, в древнем Уре.

Колоссальную работу проделал в 1922-1934 гг. выдающийся английский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960 гг.), точно определивший культурные уровни раскопок Ура: от середины 6-го тыс. до н. э. и до 400 г. до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата. Тот же Вулли открыл практически все известные сегодня постройки Ура и его окрестностей.

Совсем рядом с руинами Ура сохранились следы культуры эль-обейд: останки храма богини-матери Нинхурсаг и кладбище. В конце 5-го — первой половине 4-го тыс. до н. э. культура тут достигла высокого уровня: развивалось земледелие и скотоводство, началось выращивание финиковой пальмы, был изобретен гончарный круг, построены сеть оросительных каналов и крупные поселения из глиняных домов с монументальными храмами на платформах, воздвигнутых на центральной площади. Это и есть самый ранний исторический Ур. Он покрыт 2,5-метровым слоем речного ила, что свидетельствует о большом наводнении. Чарльз Вулли принял их за следы Великого потопа: в шумерском сказании говорится, что Ур был построен еще до него.

2750-2315 гг. до н. э. — раннединастический период истории Двуречья. Город стал центром государства: это была аграрная страна площадью около 100 км2. Ур ощутил свою силу, установив контроль над южным участком дельты Евфрата и вступая в стычки с соседями. В 2500-2425 гг. до н. э. в Южной Месопотамии было правление первой династии Ура. К этой эпохе относятся Царские гробницы: большинство было разграблено еще в глубокой древности, но в некоторых Вулли обнаружил разнообразные погребальные принадлежности (головные уборы из золота, музыкальные инструменты, сосуды из золота, серебра и меди), по которым позднее восстановили обряд погребения. Эти предметы говорят об огромных богатствах, собранных в городе благодаря торговле через Персидский залив со странами Востока, именуемыми в клинописных надписях Маганом и Мелуххой.

Это был расцвет архаического Ура.

Древний Ур находился на возвышающемся над равниной овальном холме. Он был застроен тесно сгрудившимися глинобитными домами с внутренними двориками и плоскими крышами. С севера и запада Ур окружал Евфрат: его воды заходили в город через узкие протоки, образуя две обширные гавани. Рядом с ними расположилась торговая часть города. На самом верху холма находился священный участок: здесь стояли зиккурат и Экишнугаль — «нижний храм» бога Сина (Нанны).

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УРА

Правители Ура создавали его и способствовали процветанию ради собственного величия: еще при жизни они были приравнены к богам. Город погиб, когда его правители переоценили собственные силы и недооценили противника.

В конце XXIV в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего, удостоившего город великой чести: назначил свою дочь его верховной жрицей-энтум — супругой Сина, бога-покровителя города.

Постепенно Ур набрал такую силу, что стал центром объединенной Месопотамии. Это произошло после изгнания из страны кочевников-кутиев и основания новой династии Ура правителем города Ур-Намму.

Представители этой династии становились царями Шумера и Аккада, их считали богоравными. Они же тогда поняли, что управлять можно не мечом, а глиняными табличками: археологи обнаружили в Уре десятки тысяч хозяйственных документов, говорящих о сложной системе управления государством и полном подчинении человека чиновной бюрократии.

Ур был столицей царства, правители не жалели денег на строительство и праздники. Этот этап истории называют Шумерским Возрождением: переживали расцвет литература и архитектура.

Именно в это время, в правление царя Ур-Намму, в городе был воздвигнут зиккурат, к настоящему времени частично восстановленный.

Зиккурат представлял собой подобие пирамиды, сложенной из трех огромных глиняных платформ, облицованных кирпичом из обожженной глины. Предположительно, наклонные стены ярусов зиккурата были выкрашены в черный, красный и белый цвет, что символизировало соответственно землю, жизнь людей и мир Богов. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, словно открывающимся прямо в небо. На вершине сооружения находился небольшой храм-алтарь бога Луны Сина. Рядом с зиккуратом располагались дворцово-храмовый комплекс, представлявший собой одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами, а также царская усыпальница, состоявшая из наземной и подземной части.

Самый великий день в году для жителей Ура — праздник Сина. Люди устремлялись к зиккурату, откуда правил своими подданными царь Месопотамии, где принимали людей чиновники царя, где вершили суд, где казнили и миловали. Под торжественный голос труб из святилища выносили статую Сина и погружали на Магур — лодку, на которой бог Луны путешествует вокруг Земли. Лодку поднимали на руках, и она плыла над толпой, медленно двигаясь вокруг зиккурата, подобно Луне вокруг Земли.

В конце XXI в. до н. э. в Месопотамию вторглись кочевые племена. В 2003 г. до н. э. Ур был захвачен, разграблен и разрушен. Найден клинописный текст «Плача о гибели Ура» — пронзительного поэтического сочинения. Город нашел в себе силы возродиться и вновь расцвести в правление аморейской династии Ларсы в конце XX — середине XVIII в. до н. э. Вулли утверждал, что тогда Ур имел площадь около 2,3 км2, а его население достигало 35 тысяч человек.

Ур погиб дважды. Сначала он пострадал от политической недальновидности собственных правителей, которые выступили на стороне Южного Двуречья против власти правителей Вавилона. Вавилоняне утопили восстание в крови, разрушили городские стены.

В дальнейшем, в Нововавилонский период Нижней Месопотамии, Ур сохранил свое значение торгово-ремесленного центра. Но засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия вызвали бегство населения на север Месопотамии.

В IV в. до н. э. город с пятитысячелетней историей опустел.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Ур указывается в Библии (Быт. 11:28-31) как родина родоначальника многих народов Авраама. В Библии город назван Ур Халдейский. Общепринятым местоположением древнего Ура считается современная местность Тель-эль-Мукайяр в Южном Ираке. Однако существовал еще и город под названием Ур в Северной Месопотамии.

■ В ходе раскопок экспедиция Чарльза Вулли обнаружила два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. Внутри были найдены деловые документы и письма, позволившие даже проследить историю отдельных семей. Они жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

■  В мифах Нижней Месопотамии, связанных с богиней Нинхурсанг, заметно сходство с мотивами, которые впоследствии появятся в Библии: блаженный остров Тильмун (прообраз библейского Эдема), запретный плод, изгнание из рая и даже сотворение женщины из ребра мужчины.

■ Относительно смысла названия Ур наука не имеет четкого ответа. Некоторые ученые считают, что оно происходит от шумерского слова «уру» — город, специалисты по клинописи расшифровывают его как «место, где живет свет».

■ Роберт Тейлор — отец Джона Тейлора — также прославился в области археологии. Во время службы в колониальной армии,в 1830 г., среди руин ассирийской столицы Ниневии («Атлас» №344), полковник Тейлор нашел первый из пока найденных экземпляров призмы Синаххериба. Она представляет собой 38-сантиметровую гексагональную (шестигранную) призму с клинописной надписью, рассказывающей о правлении ассирийского царя Синаххериба и датируемой 689-691 гг. до н. э. В 1850 г. призму выкупил у вдовы полковника Британский музей, где артефакт сейчас и находится.

■ Погребальный обряд правителей и жрецов Ура включал и жертвоприношение. Неизвестно, было ли оно добровольным или насильственным, хотя большинство ученых склоняются к тому, что оно совершалось по доброй воле. Например, царицу или жрицу Пу-аби сопровождала в загробный мир целая свита: две служанки, десять придворных дам в богатых одеждах, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Всего же в каменных склепах обнаружены останки 74 человек, принесенных в жертву.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Археологический комплекс древнего города Ур (5-е тыс. до н. э. — IV в. до н. Э,): жилые кварталы (3-2-е тыс. до н.э.), зиккурат, храмы, некрополь и царская гробница (1-я династия, XXVII-XXV вв. до н. э.). оборонительные стены, гавани, храмы, дворец, мавзолей (3-я династия, ок. 2112-2003 до н.э.).

ЦИФРЫ

Площадь древнего города: 2,3 км2.Площадь раскопок: 0,96 км2.Зиккурат: высота — 25 м, длина — 64 м, ширина — 46 м.Высота над уровнем моря: 7 м.Удаленность: 350 км к югу от Багдада, 160 км к северу от Басры.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Местонахождение: юг Ирака.Административное местоположение: мухафаза Ди-Карэ.Основан: 5-е тыс. до н.э.Оставлен: IV в. до н.э.Ближайший город: Насирия — 745 000 чел. (2014).Язык: иракский диалект арабского.Этнический состав: иракские арабы.Религия: ислам (шиизм).Денежная единица: иракский динар.Река: Евфрат.Аэропорт: Багдад (международный).

Атлас. Целый мир в твоих руках №382

Читайте в этом номере:

ТОЛЕДО: Сердце ИспанииСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЧАСТЬ IX. ЛОМОНОСОВ: Под знаком апельсинового дереваМОНО: Рожденное дваждыСЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ НИГЕРИЯ: На границе СахеляУР: Допотопный городХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА: Владения бога Нум-Торума

 

asonov.com

Тайна города Ур | Древний мир

Журнал: Ступени Оракула №5, май 2018 годаРубрика: Остров сокровищАвтор: Макс Маслин

Фото: шумерский город Ур (Месопотамия)Необычные захоронения в круглых гробах и даже глиняных кувшинах потрясли специалистов. Никогда прежде они не видели ничего подобного. Началась подготовка к масштабной экспедиции, которая длилась 2 года. И вот наконец в 1927 году английский археолог Леонард Вулли приступил к раскопкам древнего города.

Золотой шлем

Начали археологи с городского кладбища, но, увы, ничего стоящего там не обнаружили. Обычные могилы горожан не представляли для специалистов никакого интереса. Все покойники, как это и было принято у шумеров, были захоронены по стандарту: лёжа на боку, с чуть согнутыми коленями и руками, сложенными перед собой на уровне рта. Одни тела были завернуты в циновки, другие покоились в гробах. Видимо, способ захоронения зависел от социального ранга умершего.Но, как бы то ни было, во всех могилах были одежда, оружие, инструменты и утварь.И лишь одно захоронение стояло особняком. В нём было обнаружено множество посуды, сделанной из глины, камня, меди и даже драгоценных металлов, три копья и кинжалы, инкрустированные золотом. Ясно было, что это захоронение отнюдь не рядового человека. Вот только оно было основательно разграблено.Но основной сюрприз поджидал исследователей в гробу. Сняв крышку, они увидели мужской скелет, опоясанный серебряным поясом, рядом лежал невероятной красоты кинжал в позолоченных ножнах, золотой и серебряный топоры, множество дорогих украшений. Но все это не шло ни в какое сравнение со шлемом, лежавшим рядом с покойным. Выполненный в форме парика, он был отлит из чистейшего золота. Шлем глубоко находил на череп и отлично защищал лицо воина с двух сторон.Цилиндрическая печать, обнаруженная в могиле, позволила предположить, что хозяина гробницы звали Абарги. Ведь именно это имя было выгравировано на ней.

Верхняя могила

Окрылённый невероятной находкой, Вулли принял решение продолжать раскопки. И вскоре наткнулся на ещё одно гигантское захоронение, расположенное чуть выше предыдущего. В первой комнате археологи обнаружили останки пятерых воинов, вооружённых кинжалами. Они лежали на боку, прислонившись друг к другу. Было ясно, что их задача — охранять вход в покои какого-то знатного усопшего.Экспедиция продолжила работу и спустя несколько дней наткнулась на вторую комнату с останками женщин в золотом убранстве. Шею каждой украшали лазуритовые и сердоликовые ожерелья. У стены археологи обнаружили остатки некогда роскошной арфы. Дерево давно сгнило, струны истлели, зато гвоздики и накладки сохранились прекрасно. Тело же арфистки покоилось прямо на инструменте.У входа — того самого, что стерегли пять охранников, — обнаружились кости двух мулов, запряжённых в воз, по виду напоминавший сани. Повозку украшали мозаика и отлитые из золота головы львов. Тут же бнаружили доску для игры в кости с фишками и инструменты: золотую пилу и серебряную стамеску.Но больше всего археологов удивила золотая соломинка, инкрустированная лазуритом. Она была такой длинной, что с её помощью можно было пить из кувшина, стоящего на полу. Вулли, никогда прежде не сталкивавшийся ни с чем подобным, предположил, что соломинка предназначалась для питья пива.В центре комнаты стоял сгнивший сундук из дерева. Когда-то в нём хранились ткани и съестные припасы, но время всё уничтожило. За сундуком была расставлена погребальная посуда — чаши из драгоценных металлов, вставленные одна в другую. У стены обнаружились две копии лодок: медную совсем уничтожило безжалостное время, а вот серебряная, длиной около 60 сантиметров, прекрасно сохранилась. У лодки были высокая корма и столь же высокий нос. Остались целыми и весла с изящными лопастями, напоминающими листья.Археологи ликовали, ведь их открытия были невероятными. Однако все понимали, что ни один из скелетов, обнаруженных здесь, не принадлежал знатной особе. Это были останки придворной свиты, не более того. Но где же тогда находилось тело правителя?

Ещё одно открытие

Так и не отыскав останков хозяина верхней могилы, археологи вновь продолжили свою работу. И вскоре обнаружили ещё несколько погребальных комнат.В одной из них стояли два воза. В каждый была впряжена тройка мощных быков. Останки конюхов и возниц лежали тут же. За повозками, у стены, покоились девять женских скелетов в богатом убранстве. Здесь, так же как и в гробнице хозяина золотого шлема, была найдена арфа, украшенная бычьей головой, и сама арфистка.На полпути к погребальной камере обнаружили останки двух воинов. Каждый был вооружён связкой дротиков. У одного дротики были с золотыми наконечниками, у другого—с серебряными. Вход в погребальное помещение, там, где коридор сужался, стерегли ещё два стража, вооружённые кинжалами. В остальных комнатах покоились останки придворной свиты. И все! Загадок в этой истории становилось все больше. Нижнее захоронение оказалось полностью разграбленным. Хозяина верхней могилы археологам никак не удавалось отыскать.

Гробница царицы

Отчаявшиеся исследователи решили расширить зону поиска на северо-восток и вскоре обнаружили погребальную комнату с обрушившейся сводчатой крышей. К нижней могиле она вроде бы никакого отношения не имела, так как была отделена от неё массивной плитой без признаков входа. Зато она была продолжением верхней могилы — той самой, хозяина которой так и не удалось отыскать. У Вулли вновь появилась надежда. Он понимал, что именно здесь должна находиться гробница правителя. И не ошибся. Правда, это был не правитель, а правительница, ибо Вулли открыл единственное неразграбленное захоронение царицы Шумера.Повелительница возлежала на деревянных носилках вся в убранстве из золота. Оно было похоже на уборы придворных дам, но намного богаче. Останки покрывали бусы и ожерелья, руки украшали кольца и браслеты. Две служанки стерегли покой госпожи: одна — у ног, вторая — у изголовья. В гробнице было обнаружено множество драгоценностей. Одна только диадема из лазуритовых бус с нашитыми на них миниатюрными золотыми фигурками чего стоила!Но кем была эта знатная женщина и как её звали? Вскоре Вулли нашёл ответ и на этот вопрос. На трёх печатях, обнаруженных им в погребальной камере, значилось имя — Пуа-би. В переводе с аккадского (повелительница была родом из Аккада, а не из Шумера) оно означало «Слово отца». На одной из печатей была запечатлена сцена пира: двое пьют пиво через длинную соломинку, похожую на ту, что была найдена в предыдущей могиле.Между верхним и нижним захоронениями была какая-то связь, в этом Вулли не сомневался ни на минуту. Но зачем понадобилось хоронить царицу поодаль от её склепа, буквально над могилой царя? В других захоронениях специалисты никогда не встречали двухэтажных могил.То, что царицу похоронили над её царственным супругом, свидетельствовало о том, что распорядители точно знали, где он захоронен, потому-то и смогли вписать гробницу госпожи в нижний погребальный массив.По версии Вулли, Пуаби была супругой царя Ура Абарги и после своей смерти пожелала покоиться рядом с мужем. Те, кто отвечал за организацию похорон, в точности выполнили приказание царицы, правда по пути разграбили могилу царя. Подняв сундук, стоявший в одной из верхних погребальных комнат, археологи обнаружили лаз в нижнюю могилу царя. Через него-то древние грабители и вынесли всё, чем снабдили Абарги его подданные.

bagira.guru

УР, ДРЕВНИЙ ГОРОД - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - Энциклопедические словари

УР, ДРЕВНИЙ ГОРОД

? один из древнейших городов мира, в южной Вавилонии, на левом берегу Евфрата, "У. халдеев" Библии, погребенный под холмом Мукаяр. Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина (см.), "дома великого света", а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже ? медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. ? Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин ? носили титул сначала "царей Сумира и Аккада", потом царей "четырех стран" и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла (см.) находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара (см.). Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в Британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками Пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. См. Taylor, "Notes on the ruins of Muqeyer" (в "Journ. of the R. As. Soc.", 1855). Надписи изданы в "Cuneiform Inscript. of Western Asia" (I), перевод ? в "Keilschriftliche Bibl." (III, I). См. Thureau Dangin, "Dungi roi d'Ur et ses successeurs" (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида (см.), повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского "дома великого света" (И-сир-гал), "основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги".

Б. Т.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Словари → Энциклопедические словари → Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УР, ДРЕВНИЙ ГОРОД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

Ур древний город - это, что такое Ур древний город?

Сборник словарей и энциклопедий → Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона → Слова на букву «У» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона → Ур древний город в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Ур древний город

— один из древнейших городов мира, в южной Вавилонии, на левом берегу Евфрата, "У. халдеев" Библии, погребенный под холмом Мукаяр. Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина (см.), "дома великого света", а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. — Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин — носили титул сначала "царей Сумира и Аккада", потом царей "четырех стран" и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла (см.) находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара (см.). Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в Британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками Пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. См. Taylor, "Notes on the ruins of Muqeyer" (в "Journ. of the R. As. Soc.", 1855). Надписи изданы в "Cuneiform Inscript. of Western Asia" (I), перевод — в "Keilschriftliche Bibl." (III, I). См. Thureau Dangin, "Dungi roi d'Ur et ses successeurs" (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида (см.), повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского "дома великого света" (И-сир-гал), "основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги". Б. Т.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://1slovar.ru/brokgauz_efron/104793/;
  • HTML-код ссылки: <a href='http://1slovar.ru/brokgauz_efron/104793/'>Что означает Ур древний город в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона</a>;
  • BB-код ссылки: [url=http://1slovar.ru/brokgauz_efron/104793/]Определение понятия Ур древний город в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона[/url].

1slovar.ru

Ур - это... Что такое Ур?

Координаты: 30°57′44″ с. ш. 46°06′16″ в. д. / 30.962222° с. ш. 46.104444° в. д. (G) (O)30.962222, 46.104444

Древнее Междуречье

У́р (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия — IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат. “Ур халдеев” Библии, погребенный под холмом Мукайяр, и назван родиной Авраама.

Ном Ур

Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

История Ура

Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Ранний династический период (3000 — 2400 до н. э.). В XXIV-XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка Ур опять расцвёл во время правления 3-й династии Ура в XXI веке до н. э. став столицей “царства Шумера и Аккада”. Основатель этой династии — Ур-Намму — построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты).

В 3-м тысячелетии до н. э. город-государство (так называемая 1-я династия Ура), в XXI в. до н.э. столица Шумера и Аккада (3-я династия Ура). Храмы, зиккурат, некрополь времени 1-й династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, золотые украшения, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3—2-го тысячелетий до н. э.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом в эпоху Вавилонского периода. В IV веке до н. э. город был покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата.

В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями

Раскопки

Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина , “дома великого света”, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. — Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин — носили титул сначала “царей Сумира и Аккада”, потом царей “четырех стран” и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара. Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. Си. Taylor, “Notes on the ruins of Mugeyer” (в “Joarn. of the R. As. Soc.”, 1855). Надписи изданы в “Cuneiform Inscript, of Western Asia” (I), перевод — в “Keilschriftliche Bibl.” (III, I). Cм. Thureau-Dangin, “Dungi roi d'Ur et ses successeurs” (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида, повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского “дома великого света” (И-сир-гал), “основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги”.

В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Также был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Сравнительно недавно Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» — событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных.

См. также

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
  • Ур // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  • "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
  • Российский Энциклопедический cловарь

Ссылки

dic.academic.ru

Ур — википедия орг

Ур (клиноп. 𒋀𒀕𒆠, 𒋀𒀊𒆠, шум. Urim, аккад. Uru) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия[1] до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама.

Область, или ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

Поселение на месте Ура было основано в 5-е тыс. до н. э., в 4-е тыс. до н. э., в период Урука, Ур стал городом. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3-го тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 — 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами — Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком.

С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3—2-го тысячелетий до н. э.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.

Ок. 2310 года до н. э. Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV—XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиев урукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112—1996 до н. э.) в XXI веке до н. э., став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии — Ур-Намму — построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты). Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.

  Древнее Междуречье

Нашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III—II тысячелетий до н. э. привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003—1996 годы до н. э.) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 до н. э., но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы — школы, где обучались урские писцы.

Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял своё значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города. В IV веке до н. э. город был окончательно покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата. Древний город Ур является упоминаемым в Библии Уром Халдейским, откуда родом Авраам и его родные.

Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.

Раскопки Ура впервые произведены в 1854 г. служащим британского консульства в Басре Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву.

В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей.

Под руководством Вулли был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Десятилетия спустя Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» и учинил его перестройку — событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных. Во время Иракской войны американцы развернули в непосредственном соседстве с городищем авиабазу Али, за что также подверглись критике археологов.

www-wikipediya.ru

"Энциклопедия Брокгауза и Ефрона"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • ТолковыеНайти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • ОтраслевыеЭти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствованийЭтимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексикиЧем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранныеДвуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборникФразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмовЯзыковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Смогли тебе помочь? Поделись ссылкой на форумах, в соцсетях.

how-to-all.com


Смотрите также