Письмо. Типы письма (идеографическое, слоговое, алфавитное). Типы древнего письма
История письма. Типы письма.
Любая история имеет предысторию. В нашем случае – это предписьмо.
Предвестниками письма послужили непреднамеренные сигналы, информировавшие человека о природе, о других людях (следы, сломанные ветки, следы костра, остатки пищи, запахи, звуки). Позже стали использоваться другие сигналы по их образцу: указатели дороги, дымовые сигналы, загнутые ветки, стрела.
Затем стали использоваться символические предметные послания (Геродот: миф? рассказ? о Дарии). «Предметное «письмо» существовало у многих народов Африки, Северной Америки: ожерелья из зерен, ракушек и пр., – с их помощью составляли целые послания. И тогда, примерно 10 тыс. лет назад, и возникло предписьмо и началась история письма.
Предметное письмо представляют также системы мнемонического характера: палочки, метки, зарубки, бирки, носы («Заруби себе на носу», нем. «Das kerbe ich dir an»). Использовались камешки. Реликты – четки. У перуанских инков было распространено письмо кипу – узелковое письмо. Оно использовалось для указания числа животных, предметов. Состояли из шнурков и узелков, шнурки были разноцветными, узлы простые и сложные.
Гельб: все сообщения, что кипу служило для передачи хроник, исторических событий – чистейшая фантазия.
Индейские вампумы – пояса, состоявшие из рядов (до 49!) шнуров, на которых находились шнурки и раковины, узлы. Использовались для передачи чисел, значений.
У африканского народа йоруба: 2 раковины каури рядом – мир и согласие, 2 порознь – раздор. Гельб: примечательно, что при этом уже были зачатки фонетического письма. Так, 6 раковин означали выражение симпатии, т.к. слово efa означает и «шесть», и «привлекательный». Полученные в ответ 8 раковин воспринимались как положительный ответ, согласие, т.к. eyo означает в этом языке и «восемь», и «согласие».
В предметном письме письма как такового нет. Письмо имеет начертательный, а не предметный характер. Письмо начинается там, где на какой-то материал или предмет наносятся каким-то инструментом какие-то знаки.
Есть лингвистические доказательства разграничения предметного письма и собственно письма – это этимология слов, обозначающих письмо или процесс письма: англ. to write – от др.сканд. rīta – вырезать, выскребать, царапать; лат. scribere нем. schreiben, англ. (de) scribe, inscribe.
I. Семасиография, или идеография (ориентирование на план содержания).
А. Пиктография (ориентирование на общий смысл сообщения или на ситуацию действительности).
В. Иероглифика, или логография (ориентирование на слово).
II. Фонография (ориентирование на план выражения)
А. Силлабография, или графический знак, обозначающий слог.
В. Фонемография (означаемое – фонема)
Таблица демонстрирует, что типы письма определяются тем, насколько они опосредованы звуковой речью и какие единицы звукового языка они передают.
I. Пиктография (рисуночное письмо) – это внеязыковая знаковая система, так как она напрямую выражает мысль, а не слова или предложения. Это параллельный к звуковой форме языка способ передачи информации.
Пещерная живопись, наскальные рисунки можно признать пиктографией тогда, когда они несут элементы условности. Преимущество пиктографии – доступность всем. Это не связано с языком. Но рисунок, говоря о культуре, ничего не говорит о языке народа. Прочитываются пиктограммы (если на камне – петроглифы) неоднозначно.
Алфавита, инвентаря знаков не было. Поэтому не все лингвисты признают пиктографию первоначальным типом письма.
Н.М.. Дьяконов не относит пиктографию к письму. Очевидно, нельзя принять терминологию В.А. Истрина, который называет пиктографию фразографическим письмом. Каждый тип письма соответствует уровню развития языка, а пиктография появилась тогда, когда не выделялись единицы письма.
Пиктография – способ, параллельный устной речи. Появилась она примерно 3000 лет назад. Пиктография как тип письма возникла в VIII – VI вв. до н.э.
Возникают крупные обособленные племена => появляется необходимость передачи информации через время и пространство.
В пиктографическом письме не ставилась цель идеальной прорисовки элементов, но передавалась понятийная информация, заключенная в рисунке. Пиктографию мог «прочесть» любой. Но пиктография не прочитывается, а разгадывается => неоднозначность «прочтения». Для правильной дешифровки нужны знания условий проживания племени, символики данного общества.
Более совершенный тип письма – иероглифика (у др. авторов – идеография).
Путь от пиктографии к иероглифике знаменовался нарастанием условности, упрощением, схематизмом => не знаки-иконы, а знаки-символы.
Появляется возможность изобретать собственные имена и абстрактные понятия.
Пример переходного этапа: письмо ацтеков – картинопись. Их книги назывались кодексами; символы наносились на выделанную кожу или кору смоковниц, были иллюстрации. Содержание – календарь, исторические даты, дары. Использовался ребусный принцип: ицкоатль = змея + стрела.
Были обозначения таких понятий, как день, ночь, вода, число и др.
Использовались рисунки для вторичных значений многозначных слов: черепаха = успех, счастье; змея = мудрость, долгая жизнь.
Иероглиф – «священные письмена». Вообще, это фигурный знак письма, обозначающий целые понятия (=идеограмма) или отдельное слово (=логограмма), иногда фонограмма, когда передавался слог или звук. Наличие фонограмм – первый шаг к фонетизации письма.
Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи. Эволюция письма в целом проявляется в нарастании фонетизации письма. Идеограммы и логограммы не передают звучания, но ориентация на план выражения все же есть.
У иероглифов есть свой инвентарь – «алфавит» => иероглифический текст прочитывается однозначно. Иероглифика возникла тогда, когда слово стало выделяться как отдельная реальность. Где появилось иероглифическое письмо? Точки зрения:
1) Наиболее древнее – египетское письмо (монументальное; линейное иератическое письмо = письмена жрецов, но по содержанию – светские тексты; демотическое письмо – упрощенное, схематическое).
2) Большинство считает, что родина – Древний Восток. Наиболее древняя письменность ( 5000 лет назад) – письменность шумеров (Ирак, Иран и др.), это письмо – клинопись. Самые первые образцы – глиняные таблички. У шумеров появляются первые знаки => произвольность. Здесь широко использовался ребусный принцип. Благодаря ему передавался звуковой образ: ti – стрела, жизнь. Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные виды (кроме письма майи).
Фонетизация характерна для всех словесно-слоговых типов письма.
Китайская иероглифика, XIII в. до н.э.
В IIIв. до н.э. китайцы использовали более 3000 иероглифов. В XVII в. – 4500 иероглифов. Сегодня – более 9000 отдельных иероглифов. В совокупности и простые, и сложные дают 60000 иероглифических знаков.
Основу китайской иероглифики составляют несколько сот идеограмм, восходящих к рисункам определенных предметов.
Вторая группа – восходящие к рисункам, но обозначающие абстрактные понятия – модификации рисуночных знаков первой группы.
Третья группа – сложные знаки, образованные путем удвоения или сложения простых иероглифов (два дерева – лес). В одном иероглифе может быть до 50 начертательных элементов.
Для различения омонимичных слов используются детерминативы, Недостаток – большое количество знаков, долго усваивается грамота. Этим способом трудно передавать абстрактные понятия. Большая сложность передачи грамматических значений. Консерватизм письма приводит к тому, что расходятся письменная и устная формы языка. Почему, тем не менее в Китае сохранился этот тип письма? Это связано с типом языка – он изолирующий (аморфный). Словоизменения в нем практически нет. Создание знаков письма шло, как и в устной речи: корень за корнем, знак за знаком. Также это связано с идеологией народа; общество закрыто, оно обращено вовнутрь, на свою культуру, историю. Китайцы могут читать тексты любого века.
В Японии – канá – на основе китайской иероглифики. Близкие по культуре народы посредством письма могут общаться друг с другом. Общность китайской иероглифики поддерживает общую культуру и историю соседних народов. Иероглифы помогают общаться людям, говорящим на разных диалектах. Сохранение старого письма поддерживает, питает этническое самосознание народа, историческую преемственность культуры.
II. Фонография
II А. Силлабография – письмо, в котором графический знак обозначает слог.
Возникло во 2-1 тыс. до н.э. Число знаков: 35-40 (древнеиндийский) – 200-250 (эфиопский).
Преимущества этого письма в том, что 1)количество слогов меньше, чем количество разных слов; 2) появилась возможность передачи грамматических значений.
Типы силлабографии:
1. Эламский клинописный: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный или согласный:
ta, te, ti, tu
at, et, it, ut
tam, tim, tem, tum.
2. Западно-семитский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный, причем без различения разных гласных:
tx, mx, kx.
3. Кипрский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:
ta, te, ti, tu, to.
4. Японский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:
ta, te, ti, tu, to
da, de, di, du, do (для звонких).
В этом типе письма часто заимствование.
Слоговой принцип письма на современном этапе сохраняется в Индии. Письмо деванагари (=«алфавитный список богов»): 13 знаков для согласных, 33 слоговых знака с «а», а сочетание согласных с другими гласными передается с помощью надстрочных и подстрочных знаков. Скопление согласных передается лигатурами. Если в конце слова отсутствует гласный, то это обозначается специальным запретительным знаком.
Японское письмо кана: 48 знаков.
Пример создания письма в наше время: североамериканское племя ирокезов, их вождь Секвойя «увидел во сне» письмо и придумал его. Оно состояло из 85 знаков.
II Б. Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность. Такое письмо не отвлекает мышление от содержания =>экономия мыслительной дея-тельности. Подходит, в отличие от слогового, к языкам любого типа. Фонетизация достигает предела. Устная речь передается полностью. Графема передает фонему. Чтение вслух. Передаются грамматические показатели, лексика, синтаксис. А знаки препинания передают и супрасегментные явления.
Формировалось это письмо во 2-1 тыс. до н.э.
Типы алфавитного письма:
Консонантно-звуковое: обозначаются только согласные (Восточные алфавиты). Лишь со средних веков в богослужении гласные стали обозначаться с помощью диакритических знаков.
Вокализованно-звуковое: обозначаются и согласные, и гласные (Западные алфавиты).
Зачатки алфавитного письма – в Египте. Но вопрос этот остается спорным.
Гельб считал, что древние греки разработали алфавитное письмо. Но Фридрих и другие ученые считают, что алфавитное письмо возникло в Финикии, т.е. это западно-семитское квазиписьмо, 12-10 вв. до н.э.
Греки заимствовали финикийское письмо, но добавили в него знаки для гласных, изменили направление письма с на . Промежуточное направление письма – бустрофедон (как «змейка»).
Финикийское письмо сформировано на основе протобиблского слогового письма, а протобиблское – на основе шумерской иероглифики => шумерское письмо положило начало всем современным алфавитам, кроме письма народа майя.
Существует три типа алфавитов (различаются способом обозначения гласных):
кириллица, латиница и др.: знаки и для гласных, и для согласных;
арабский, еврейский, арамейский и др.: гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими знаками;
индийский, эфиопский и др.: гласные обозначаются диакритическими знаками, слитыми с согласными.
Принципиально важно понимать, что между разными типами и подтипами письма как этапами эволюции и типологии письма нет жестких границ. Каждый имеет реликтовые явления предыдущего типа и зачатки более совершенного будущего. Фонетизация письма в зачаточном виде встречалась уже в предписьме («ребусный принцип»). В фонемографии сохранились следы всех предыдущих типов письма.
studfiles.net
17. Возникновение и развитие письма
Звуковой язык - важнейшее средство человеческого общения, вторым таким средством является письмо. Письмо возникло значительно позже языка. Появление его было вызвано потребностью сохранения информации во времени и передачи ее в пространстве Первоначально для передачи информации на расстояние использовались различные предметы, которым придавалось условное значение (засохшая ветка, например, сообщала о смерти вождя, стрела - о приглашении на охоту или объявлении войны). Примером такого «символического письма» может служить послание скифов персидскому царю Дарию, предпринявшему в 514 г. до н.э. против них поход. Это послание состояло из птицы, лягушки, мыши и пяти стрел. Смысл этого «письма» персидские жрецы расценили как угрозу: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на нашу землю». Позднее произошел своеобразный отбор предметов, использующихся в посланиях. Древние инки, например, использовали шнуры различных цветов с узелками, а северно-американские индейцы племени ирокезов - наборы раковин. Однако возможности такого письма были ограничены. Идею письма как системы знаков человечество открыло примерно 5 тыс. лет назад.
Письмо - это система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени. Материалом для письма первоначально служили камни, глина, бамбук, доска, кора или листья деревьев, кожа животных, кости и даже черепашьи панцири и лишь значительно позднее - бумага. Древнейшее в мире литературное произведение - «Эпос о Гильгамеше» написано шумерами на глиняных табличках. При раскопках столицы хеттских царей археологи нашли целую «библиотеку» глиняных табличек (около 20 тыс.).
Науке известны несколько типов письма, исторически сменявших друг друга. Первоначально для передачи информации применялось рисуночное письмо или пиктография (от лат. pictus 'писанный красками' и греч. grapho 'пишу'). Пиктография - это вид письма, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, изображающие предметы и явления действительности. Сообщение здесь не расчленяется на слова, а передается как бы целиком. Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита, однако это письмо просуществовало вплоть до XX в.: оно, в частности, было распространено у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири. Для пиктографии, в отличие от буквенного письма, характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей определенным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как «день», и как «на следующий день, завтра», и как «солнце»), т.е. пиктограмма может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру. И хотя пиктограммами трудно выразить отвлеченное содержание, некоторые народы создали достаточно развитые системы пиктографии, позволяющие сообщать о сложных явлениях мира природы и человека.
Пиктография не утратила своего значения и сегодня, она используется как вспомогательное средство общения в виде указателей на дорогах, выставках, международных соревнованиях, а также как художественное средство в детских рассказах в картинках.
С течением времени пиктография была заменена другими видами письма, хотя в архаических видах письма довольно трудно провести границу между «чистой» пиктографией и письмом, фиксирующим звуковую речь. Рисуночный характер древних иероглифических систем (древнеегипетской, ранней китайской, критской, хеттской) указывает на их происхождение из пиктографии.
Постепенно с усложнением хозяйственной жизни и общественной структуры раннеклассового общества, с ростом его запросов, связанных с передачей информации на расстояние и сохранением ее во времени, произошло оформление письменности в собственном смысле этого слова. Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различают идеографическое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно-звуковое (или алфавитное).
Идеографическое письмо (от греч. idea 'понятие' и grapho 'пишу') - это «письмо понятиями». При идеографии сообщение уже передается не целиком, а расчленяется на слова, каждое из которых передается условным знаком. Если в пиктографическом письме знак изображал предмет, то в идеографическом - понятие. Элементарные графические символы несли в себе определенный смысл. Идеограмма могла и не иметь сходства с обозначаемым предметом, она была лишь условным знаком, передающим значение слова. Знак в идеографическом письме соответствовал слову в любой его грамматической форме, однако круг передаваемых им значений был ограничен. Позднее на основе идеографического письма развилось иероглифическое (от греч. hieroglyphoi 'священные письмена', первоначально как тайное письмо жрецов), которое позволяло передавать более сложные и более длинные тексты. Идеография сохраняется и сегодня. Наиболее совершенным видом идеограммы являются арифметические знаки, каждый из которых передает абстрактное понятие (ср., например, знаки деления, равенства, сложения, умножения и т.д., а также сами цифры: арифметическое выражение 2x2 = 4 русский, англичанин, китаец озвучат по-разному, но смысл его они поймут одинаково).
Однако возможность передачи информации с помощью чистой идеографии была довольно ограниченной, поэтому с течением времени ее вытеснили другие виды письма. Идеографическое письмо существовало лишь как переходное от пиктографии к словесно-слоговому письму. Оно использовалось либо в хозяйственных записях (где число понятий в силу самого содержания текста было довольно ограниченным), либо в ритуальных. Примером идеографического письма может служить древнейшее шумерское письмо.
Значительно дольше просуществовал словесно-слоговой тип письма, являющийся логическим продолжением идеографического. В основе его лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы, либо понятийные, т.е. уточняли круг понятий, к которым относится данное слово. По мере развития этого письма оно становилось все более приспособленным для передачи не только целых слов, но и их частей, отдельных морфем. Таково, например, китайское письмо, являющееся единственной сохранившейся системой словесно-слогового письма.
Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи (не случайно элементы этого письма используются в математических, алгебраических, химических и др. формулах). Однако оно имело и свои недостатки, среди которых наиболее существенными были многочисленность знаков (от нескольких сотен до многих тысяч) и трудность при освоении чтения. По мере развития этого письма появлялись все более точные способы различения слов и их значений: возникали знаки, соответствовавшие частям слова, передававшие звучание его слогов. Так внутри словесно-слогового письма зарождались элементы силлабического (слогового) письма.
Силлабическое письмо- это письмо, знаки которого передают последовательность звуков в слоге, а не слово в целом. Эти последовательности могут быть разных типов: CV, VC, CVC, реже CCV или только V. Для каждой из этих последовательностей использовался свой знак. Большинство знаков служило для обозначения последовательности VC-a, если же за согласным следовал другой гласный (не «а»), то знак изменялся по форме, а если за согласным следовал еще один согласный, то из знаков, обозначавших эти согласные, составлялась одна буква (лигатура).
Силлабическая система письма возникла вследствие упрощения словесно-слогового типа письма (именно таким путем образовалось кипрское письмо, развившееся из критского словесно-слогового письма), хотя иногда в его основе могло лежать буквенно-звуковое, в частности, консонантное письмо, в которое вводилась дополнительная огласовка (индийское письмо брахми и кхароштхи). Наибольшее распространение силлабическая система письма получила в Индии и Юго-Восточной Азии.
Несмотря на преимущества этой системы письма по сравнению с словесно-слоговым (главным из которых было значительно меньшее количество знаков: число их колебалось от ста до трехсот), она имела и существенные недостатки: трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов, и громоздкость. Поэтому эта система не выдержала конкуренции с фонографической (или буквенно-звуковой) системой письма, получившей наиболее широкое распространение.
Фонографическая (от греч. phone 'звук' и grapho 'пишу') или алфавитная система письма - это система, в которой отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук, соответствующий фонеме или ее аллофону (хотя бывают и исключения, когда для обозначения одного звука используется несколько знаков, ср. нем. sch для передачи звука [ш] или tsch - [ч]). Эта система позволила сократить число знаков до двух-трех десятков, обеспечив при этом точную передачу не только содержания высказывания, но и звукового состава морфемы и слова во всех его грамматических формах.
Родоначальником всех видов алфавитного письма является финикийское буквенное консонантное письмо (III тыс. до н.э.). Это было силлабическое письмо со знаками для слогов типа CV, где гласным мог быть любой звук (в том числе нулевой). Происхождение его до сих пор не установлено, хотя существует несколько гипотез - египетская, ассиро-вавилонская, крито-микенская и др. В «классическом» финикийском алфавите было 22 знака, расположенных в определенном порядке. Каждый знак имел свое название: b «bet» 'дом', d «dalet» 'дверь', k «kaf» 'ладонь', n «nun» 'рыба' и т.д. Значение финикийского письма огромно: от него происходят практически все современные алфавиты мира. Развитие их шло в трех направлениях: южном, восточном и западном. К южной ветви финикийского письма восходит современное эфиопское письмо. К восточной ветви - арамейский алфавит, широко распространенный на Ближнем Востоке (более простое арамейское письмо вытеснило вавилонскую клинопись). Западную ветвь финикийского письма возглавляет греческий алфавит. В настоящее время единственным прямым наследником древнего финикийского алфавита является самаритянское письмо, до сих пор используемое небольшой группой (несколько сот человек) последователей самаритянской религии.
Новая система письма давала возможность передавать речь путем фиксации звуков с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся букв. Однако текст, записанный без гласных и обычно без словоразделов, был малопонятен, поэтому финикийский алфавит везде, где он был воспринят, был дополнен знаками, передающими гласные звуки: в восточных алфавитах с этой целью использовались диакритические значки над или под буквой: в еврейском и сирийском письме - это маленькие точки или группы точек, в арабском - маленькие буквы, так называемые «матери чтения». В западных алфавитах были созданы специальные буквы.
В древнегреческом алфавите было, например, 24 буквы, 17 из которых обозначали согласные, а для передачи гласных были использованы знаки финикийских согласных, которых не было в греческом языке: α (альфа), ε (эпсилон), ι (йота), υ (упсилон), η (эта), ο (омикрон). Таким образом, «греки первыми разложили речь на согласные и гласные звуки» (А. Мейе). Переход к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных, существовавших в языке, был крупнейшим культурным достижением, поскольку греки тем самым создали первый в истории человечества настоящий алфавит. Отныне в европейских алфавитах были буквы как для гласных, так и согласных. Греки изменили также и направление письма: пройдя через стадию письма с поворотами (т.е. одна строка в одну сторону, а вторая - в другую, так называемый бустрофедон (от греч. bus 'бык' и strepho 'поворачиваю', т.е. 'поворот борозды при пахоте земли'), они стали писать не справа налево, как финикийцы, а слева направо. Древнегреческое письмо предположительно возникло в VIII в. до н.э. По форме букв оно почти полностью совпадает с финикийским, лишь позднее в нем появились дополнительные буквы: φ (фи), ψ (пси), ω (омега), χ (чи), ξ (кси). «Архаическое» греческoe письмо существовало в трех вариантах - восточно-греческом, западно-греческом и фригийском.
Из восточно-греческого письма в V-IV вв. до н.э. развилось «классическое» греческое письмо, а затем византийское, которое в дальнейшем легло в основу славянской кириллицы, древнеготского и коптского (христианско-египетского) письма.
На основе западногреческого варианта возникли италийские ал-фавиты, в том числе этрусский (VII в. до н.э.), из которого, как предполагают, развилась латинская письменность. В эпоху расцвета Римской империи латинское письмо приобрело «международный» характер. Однако и после падения Рима, благодаря влиянию католической церкви, оно сохранило свое широкое распространение. Именно латинский алфавит лег в основу многих западноевро-европейских алфавитов, в том числе и западнославянских, хотя в неко-торых из них он был дополнен диакритическими знаками (ср. чеш., слц. š [ш], ž [ж], č [ч]).
Фригийский вариант греческого письма был воспринят новофригийским языком, о чем говорят надписи на культовых памятниках, керамике, а также новофригийские тексты.
Восточнославянские и отчасти южнославянские (сербский, македонский, болгарский) алфавиты были созданы на основе восточногреческого письма: к 24 буквам византийского алфавита было добавлено еще 19 букв для передачи специфических славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке. Славянский алфавит был Создан славянскими первоучителями Кириллом и его братом Meфодием и получил название «кириллица» (хотя существует мнение, что эта азбука была создана позднее учениками и последователями Кирилла и Мефодия, а славянские первоучители создали другую славянскую азбуку - «глаголицу»). Графический облик славянских букв был стилизован по византийскому образцу. В кириллице применялись надстрочные знаки - ударения, сокращения слов с титлами и выносными буквами, мягкости и др. Буквы кириллицы могли иметь и цифровое значение (в этом случае над буквой ставился знак титла, а по сторонам точки - буква. Кириллица получила распространение у православных славян (восточных и южных), некоторое время, как предполагают, она использовалась и западными славянами и до XIXв. - румынами. Собственно кириллица сохранилась только в религиозной литературе (в памятниках старославянской письменности), однако на ее основе развилось восточнославянское, болгарское, сербское и македонское письмо. В каждом из славянских алфавитов она претерпела некоторые изменения, связанные с тем, что одни буквы были утрачены (например, буква «ять») и введены новые.
На основе кириллицы в СССР были созданы алфавиты для народов, ранее не имевших своей письменности (якуты, ингуши, чуваши) или имевших, но на иной основе, в частности, на арабской или на латинской (абхазы, туркмены, узбеки и др.).
Предполагают, что с греческим византийским письмом связана и другая славянская азбука - глаголица, название которой происходит от старославянского слова «глаголъ» 'речь, слово'. Совпадая почти полностью с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличается от нее самой формой букв. Глаголическое письмо широко употреблялось в Моравии, откуда проникло в Болгарию и Хорватию (в Хорватии оно просуществовало вплоть до XVIII в.).
Таким образом, большинство существующих в настоящее время алфавитов восходит к одному источнику - финикийскому алфавиту, и лишь некоторые алфавиты находятся за пределами этого круга, в частности албанский. Неясно происхождение грузинского алфавита, существующего в двух видах - церковном (хуцури) и светском (мхедрули). Возможно, что оба алфавита связаны с восточной ветвью финикийского письма, однако это еще не доказано.
studfiles.net
Основные этапы развития письма
Реферат
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА
Выполнил
Проверил
2007
Содержание
1. Предыстория письма………………………………………… 3
2. Основные этапы развития письма………………………… . 6
2.1 Пиктографическое письмо…………………………… 8
2.2 Идеографическое письмо……………………………..10
2.2.1 Идеографическое и смешанное письмо………..........10
Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Письмо, которым мы пользуемся в настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и прошло всевозможные ступени развития на пути к достижению совершенства.Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма. Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. Но до этого люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами. Эти средства могли носить непреднамеренный и преднамеренный характер. Например, следы человека на песке или мягкой земле, пепел от костра, извещали других людей о том, что здесь проходил человек. Такие способы оповещения носили непреднамеренный характер. Подобные ситуации могли неоднократно повторяться. На основе этого со временем складывалось и преднамеренное использование этих сигналов в качестве средств общения]. То есть появились попытки фиксации отдельных сообщений. Таким образом, начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности.
Ранее не было необходимости в фиксации сообщения, так как люди жили небольшими и разрозненными семейно-родовыми группами и для удовлетворения потребности в общении было достаточно устной речи.
Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение.
Дирингер называет эти средства мнемоническими или напоминательными. Он их сводит к двум основным типам: "Во-первых, напоминанием для лица, передающего сообщение, те или иные вещественные предметы, как готовые (например, стрелы при объявлении войны), так и специально сделанные при составлении сообщения, подлежащего передаче (например, зарубки на палочке, узлы и т.п.).
Во-вторых, напоминанием могли служить начертания, либо изобразительные (то есть рисунки, изображающие события или вещи, о которых нужно напомнить), либо условные (то есть рисунки и начертания, связанные с данной вещью или событием не безусловно, а по условию с людьми, пользующимися этими начертаниями – причем последние могли быть специально придуманы для данного случая или же быть общеизвестными в среде пользующихся ими)" [1, с.6-7]. То есть Дирингер не выделяет пиктографию как письмо, он относит ее к средствам мнемоники. Он обосновывает это тем, что рисунки–напоминания не фиксировали речь, они могли представлять лишь отдельные предметы, сцены и комплексы изображений.
Наибольшего развития получили так называемые вампумы – у североамериканских индейцев, а также кипу – у перуанцев.
"Письмо" вампум представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера. Раковины окрашивались в разные цвета, символизировавшие отдельные понятия. Используя нити с определенно расположенными раковинами разных цветов, можно было выразить относительно сложную мысль. Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя широкие пояса вампум. С помощью поясов вампум племена американских индейцев составляли договоры, заключали союзы и уполномочивали послов.
Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение. Нередко шнуры навязывали на палочку, которую посылали с гонцом.
В науке нет единства мнений относительно назначения "письма" кипу. Одни считают, что оно служило только для статистических целей. Другие полагают, что "письмами" кипу, кроме этого, записывали собрания законов, историю жизни, правления инков, хроники важных событий и даже стихотворения.
Кроме кипу и вампум у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками, которые использовались, по мнению ученых, как для счета, так и для закрепления разного рода отношений (торговых, финансовых и т.п.).
Для передачи своих мыслей на расстояние люди пользовались даже животными. В этом отношении можно привести пример из истории. "Когда древнеперсидский царь Дарий, стремившийся к мировому владычеству, потребовал от скифов, чтобы они немедленно ему подчинились, последние послали в виде ответа птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
Расшифровывалось это так : "Персы, если вы не умеете летать подобно птицам, прятаться подобно мышам, прыгать по болотам подобно лягушкам, то будете поражены нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю" [2, с.6].
Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.
Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени. Однако они еще не были письмом в подлинном смысле этого слова.
2. Основные этапы письма.
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). "Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма" [7, с.20] Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. Также, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.
Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:
"1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;
3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;
4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;
5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки" [3, с.36-46].
В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы:
2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) бук- венное письмо [7, с.20].
Однако эти классификации не так распространены.
2.1 Пиктографическое письмо.
Изначальным этапом развития начертательного письма явилось письмо рисуночное или пиктографическое (от лот. pictus – "картинный", "нарисованный" и греч. grapho – "пишу"). "Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения" [7, с.23].
Пиктографическое письмо посредством рисунка, который называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы.
Пиктография – наиболее древний способ письма. Это еще не настоящее письмо в собственном смысле слова. В нем нет ни членения на слова, ни порядка слов.
При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия, причем смысл пиктограммы расшифровывался независимо от передачи его звуковым языком. Пиктографические знаки могли быть понятны людям, говорящим на разных языках. Пиктографические знаки должны были быть очень ясными, наглядно передавать изображение конкретных предметов. Резкость линий рисунков обуславливало то, что пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, на камнях, на рогах и костях животных.
Появление пиктографического письма связано с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя.
Письмо — система графических знаков, употребляемых для фиксации речи. При помощи начертательных (графических) знаков письмо позволяет передавать речь на расстоянии и сохранять речевые произведения во времени.
Основными типами (системами) письма являются:
идеографическое письмо,
слоговое, или силлабическое письмо,
алфавитное письмо.
Идеографическое письмо (от греч. idea ‘идея, образ’ и grapho ‘пишу’) — система отражения понятий при помощи графических знаков. Постепенная схематизация рисунков привела к их превращению в условные значки — иероглифы (от греч. hieros ‘священный’ и glyphe ‘то, что вырезано’). При этом графические значки передают не звучание слов, а из значения. На этом принципе письма построена китайская иероглифическая письменность.
Слоговое письмо — система графических знаков, которые передают разные слоги, то есть сочетания звуков. Этот тип письма представляет уже фиксацию звучащей речи (слогов) на письме. Ярким примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо деванагари, которое используется и в ряде современных индийских языков — например, в хинди. Русское письмо также частично использует слоговой принцип (см. Принципы русской графики). Материал с сайта //iEssay.ru
Алфавитное письмо — система графических знаков, при помощи которых фиксируются отдельные звуки, т.е. это буквенно-звуковое письмо. Совокупность таких графических знаков (букв) называется алфавитом. Следует подчеркнуть, что буквы таких алфавитов соответствуют звукам, выполняющим смыслоразличительную функцию — фонемам. Поэтому алфавитное письмо часто называют фонематическим письмом. Впервые такая система письма появилась в Древней Греции. В дальнейшем алфавитное письмо стало использоваться в системах письменности большинства языков мира. Для русского языка используется алфавитное письмо на основе кириллицы.
На этой странице материал по темам:
типы письменности
типы письма
тип письма
письмо типы письма
типы написаний
iessay.ru
Значение письменности в человеческой культуре (реферат)
Реферат, 17 страниц с указанными источниками.
Содержание
Вступление
Источники сведений о письме
Эволюция письма
Рисунки
Предписьменности
Словесно слоговые системы
Славянская письменность
Предыстория славянской письменности
Значение письменности в истории славянских народов
Значение письменности для человечества
Письмо как искусство
Письмо и религия
Письменность и наука
Выводы
Вступление
Для своей семестровой работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.
Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.
Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.
«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И. Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е.Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».
Источники сведений о письме
Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.
«Письменное наследие таких примитивных народов, как американские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при его естественном развитии.
Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.
Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развития детей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией может способствовать изучению происхождения языка и письма» .
Эволюция письма
Рисунки
«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тот предмет, который изображал» . «Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)» . Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.
Предписьменности
«К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином "сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.
Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.
К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.
Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традиции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.
При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении предмета или существа.
Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии. Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в истории письма».
Словесно слоговые системы
«Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н.э. Отсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.
Так как из семи систем три — протоэламская, протоиндская и критская — не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах — шумерской, египетской хеттской и китайской.
Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.
Тип I — шумерский
Тип II — египетский
Тип III — хеттский
Тип IV— китайский.
Слоговые системы
Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.
Тип I — эламский клинописный
Тип II — западносемитский
Тип III — кипрский
Тип IV — японский
Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».
Алфавитные системы
«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных» .
«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма. Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация. Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.
Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит» .
Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о развитии всех остальных.
Славянская письменность
Предыстория славянской письменности
«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А. А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) —.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX—X вв. Важнейший из них — сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков.
Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам. Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность. По мнению академика Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.
Размышляя об эволюции славянского письма, Л. В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» — т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В. А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б. А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской — середины II тысячелетия до н.э. Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» — ту, которая сразу вошла в культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).
«В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма. В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.
Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.
В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве. В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.
В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли. Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)».
Значение письменности в истории славянских народов
«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры — той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, — идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее» .
Значение письменности для человечества
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».
«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».
«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма» .
На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.
Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.
Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.
Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.
Письмо как искусство
«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этом отношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являются практические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическое воздействие. Эстетическая сторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служить только целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средством коммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальное письмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписи некоторых вывесок и реклам нашего времени. Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте является одной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общие закономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущи другим формам последнего» .
Письмо и религия
«Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу — покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма.
С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить. Примитивный человек боится магической силы ее "слов". Вера в универсальные символы в том виде, в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами, чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита» .
Я считаю, что подобная вера в божественное происхождение письма, которая существует и по сей день, послужила источником для создания множества легенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.
Письменность и наука
Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что не было бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не было бы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчас знаем.
Выводы
Таким образом значение письменности в человеческой культуре очень велико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных и экономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может существовать без письма.
Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.
Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.
Список использованной литературы
Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.:Радуга, 1982. – с. 30 – 223.
Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIX веков, 2004. - с.92 – 191.
Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. М.:Знание, 1989. – с. 6 – 62.
Соцкультурные исследования, 2004. – с. 51-54.
http://savelaleksandr.narod.ru/IZOB/page11.html
Автор: Маргарита Гладкова
fevt.ru
Образы русского письма: полуустав
Типология графики полуустава XV - XVII вв. всё ещё остается мало разработанной. На данном этапе говорить о ней можно только в самых общих чертах.
По всей видимости, уже начиная с 1410-х гг. и вплоть до XVII вв. имеет место графическое разнообразие полууставных почерков, в котором можно выделить (на уровне наиболее общих тенденций) две противоположных друг другу группы:
А) Фундаментальные, геометричные «почерки», встречающиеся в основном в наиболее торжественных рукописях, в частности, предназначавшихся непосредственно для совершения богослужения: Евангелий, Апостолов, Псалтырей (см. например: для XV в. - Четвероевангелие РНБ Кир.-Бел.44/49; для XVI в. - Четвероевангелия Кир.-Бел.28/33; Кир.-Бел.50/55; Кир.-Бел.46/51, Кир.-Бел.35/40; Кир.-Бел.29/34; Сол.144/144; Сол.130/130; Сол.118/118; для XVII в. – Требник Соф.1066). По этой причине, такие «почерка» зачастую называют «литургическим полууставом». Иногда, их также называют «уставом» подчеркивая определенную типологическую близость этих «почерков» и роскошного письма уставных рукописей XI – XIV вв.
Б) «почерки», тяготеющие к более свободным живописным формам: характеризующиеся значительным количеством кривых линий в начертаниях, обилием элементов, выходящих в межстрочные расстояния, и пр. Такие «почерки» зачастую называют «скорописным полууставом», имея в виду их определенную близость к другому типу письма - скорописи. Данные «почерки» можно встретить в «четьих книгах» (учительная, житийная литература и пр.) (См. например: Четвероевангелие Кир.-Бел.79/84; Четвероевангелие Кир.-Бел.83/88; Четвероевангелие Кир.-Бел.76/81), так и в документах (Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№41 – 1448-1462 гг.; грамота ОСАГ оп. I.№42 – 1448-1462 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№54 – 1448-1462 гг.; Данная грамота ОСАГ оп. I.№55 – 1459-1470 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№66 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№71 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№78 – 1484-1488 гг., Жалованная льготная грамота ОЖалованная грамота ОСАГ оп. I.№134 (1534 г)).
Подчеркнем, что подавляющее большинство полууставных «почерков» находится между этими двумя «полюсами» полууставной графики (см. например, для XV в. - Кир.-Бел. XI, Кир.-Бел. XII, Кир.-Бел.36/161; для XVI - Кир.-Бел.11/136, Кир.-Бел.12/137; Кир.-Бел.76/81; Кир.-Бел.75/80; Кир.-Бел.49/54; Соф.30; для XVII в. – Минея декабрьская Соф.223, Житие Зосимы и Савватия Соловецких Сол.175/175), и внутри самих «полюсов» отнюдь не наблюдается какого-то графического единства.
Турилов А.А. Восточнославянская книжная культура конца XIV – XV в. и «второе южнославянское влияние» // Турилов А.А. Межславянские связи эпохи средневековья и источниковедение истории и культуры славян. Этюды и характеристики. М.,2012. С.522;Турилов А.А. Гурий Тушин // Православная энциклопедия;Турилов А.А. Закхей // Православная энциклопедия;Синицына Н.В. Отождествление почерков русских рукописей конца XV – первой половины XVI в. и его трудности // проблемы палеографии и кодикологии СССР. М., 1974 С.99-107;Синицына Н.В. Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С.288-291;Костюхина Л.М. Русские полууставные почерки XVI века // История и палеография. М., 1993. С.279-280;Костюхина Л.М. Книжное письмо в России XVII в. М.,1974. С.49-50, 62 и др.