Древние игрушки. Древние славянские игрушки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние славянские игрушки. Древние игрушки


Игрушки, которыми играли наши предки

Древние славянские игрушки

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице - Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга - это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли - «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Древние славянские игрушки

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала - погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Древние славянские игрушки

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

    Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Древние славянские игрушки

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Древние славянские игрушки

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице — Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга — это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли — «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Древние славянские игрушки

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала — погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Древние славянские игрушки

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

    Источник

slavicnews.ru

Древнегреческие игрушки - Сергей Алданов

Поглядеть на то, какими игрушками  играли в Древней Греции, забавно и поучительно. С одной стороны, темы игрушек вечны.

С другой, интересен материал -  у древних греков это, прежде всего, керамика. Хотя, конечно, текстильным или деревенным игрушкам сохраниться было б сложнее.

Очень популярной оказалась игрушка лошадка (или  бычок) на колесиках.

Одна из самых старых и древнегреческих игрушек, лошадка на колесиках X в. до нэKerameikos Archaeological Museum in Athens

Бычок на колесиках из Magna Graecia, керамика, архаический период, Louvre.Возничий на повозке, Афины

Керамическая лощадка на колесиках, IV в. Ancient Agora Museum in Athens

Конечно, всегда были куклы.Кукла из Таренто, III  в. до нэ, керамика.Campana Collection; purchase, 1861

Керамические фигурки из Олимпии.

Неожиданно гротескная куколка, продукт древнегреческого прогрессивного дизайна

Древнегреческая куколка-марионетка из редкого  материала -слоновой кости.http://www.sagecraft.com/puppetry/definitions/historical/chapter1.html

Еще были фигурки других животных, погремушки, свистульки.

Свистулька.The Museum fuer Kunst und Gewerbe  Hamburg

Группа лебедей с лебедятами VIII в. до нэ.Staatliche Antikensammlungen, Munich, Germany

А для чего нужна была такая штуковина?

Судя по игрушкам, греки были  родители неплохие, любящие  и изобретательные.

aldanov.livejournal.com

славянские игрушки — Славянская культура

Славянские игрушки

Наверняка вам будет интересно и не менее любопытно узнать, какие детские забавы были в старину у наших бабушек и дедушек, и почему им некогда было скучать! Эти игрушки живут и по сей день, ведь они так милы сердцу и духу)) Вот почитайте. 

Наверняка вам будет интересно и не менее любопытно узнать, какие детские забавы были в старину у наших бабушек и дедушек, и почему им некогда было скучать!

Эти игрушки живут и по сей день, ведь они так милы сердцу и духу)) Вот почитайте.

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины. Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Кукла - закрутка

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик - голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга - это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

Славянские игрушки

Славянские игрушки

Славянские игрушки

Славянские игрушки

источник: vk.com/club83914003?w=wall-83914003_5 

Похожие статьи:

Ремесла → Славянские куклы обереги

Арт-работы → Jon Hodgson

Ремесла → Русская тряпичная кукла

Ремесла → Как сделать славянскую обрядово-обережную куклу?

Ремесла → Ренессанс тряпичной куклы

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Игрушки в древности, история игрушек

2015-11-02_110359И как у всякого детства, у античности свои игрушки. Так, честь изобретения погремушки приписывается Спартанцу Архитасу. И вся Греция передавала рассказ Ксенофонта о том, как хромой Агесилай — царь Лакедемона, гроза персидских сатрапий,— ездил верхом на палочке, играя в лошадки со своим сыном.

Игрушки в древности встречали эллина при рождении и сопровождали в могилу. Первая из них становилась амулетом, хранила от порчи, несчастья, предательства. Деревянными ласточками встречали весеннее обновление природы — Персефону, вернувшуюся из мрачного Аида на зеленую землю. Игрушки приносили в храмы, посвящали всесильным богам. В элевсинских таинствах — мистическом культе Деметры и Вакха — участники священной процессии несли в дар «лилейно-раменному» богу переполненную корзину игрушек.

История погремушки

Древнеиталийский миф вложил первую во вселенной погремушку в руку маленького Юпитера. Согласно преданию, прапогремушка представляла собой звенящий шар, составленный из золотых кружков.

Как и в соседней Греции, игрушки встречали граждан Великого города сразу при рождении. Мальчику на девятый день, девочке на восьмой родственники, знакомые, слуги и рабы дарили металлические вещицы: золотые и медные мечи с именем отца, топорики с именем матери, две соединенные руки, звездочки, фигурки зверей и животных… Подарки нанизывались на шнурок и надевались на шею.

Игрушки античности

Археологические раскопки, отрывки рукописей, роспись сосудов, детали фресок рассказывали об античной игрушке довольно много. Задолго до начала нашего летоисчисления крутились жуки на длинных нитках, разлетались заполненные свинцом бабки, уличные разносчики продавали мячи, обручи, кубари.

Мячи обычно сшивали из разноцветной кожи и набивали волосом, тряпками, травой.Обручи выгибали из железа, привешивали к ним колечки для большего шума и подгоняли либо одной палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на концах.

Часто встречаются археологам такие игрушки античности: оловянные человечки, буквы костяной азбуки, щиты, волчки, деревянные кони и повозки, барабаны, кимвалы. Но, судя по числу находок, наибольшей любовью детей и спросом родителей пользовались трещотки. Считалось, что их шум и звон обладают магической способностью отгонять злых духов.

Античные образцы игрушек остроумны и разнообразны. Трещоткам придавали и неожиданные геометрические формы и привычные очертания животных — лошадей, уток, овец. Самым стандартным прототипом была плодовитая свинья — счастливая в потомстве, она слыла покровительницей детей.

Куклы в древности: история

Но все же в игрушечных уголках древности первенствовали куклы. Их делали из простой и слоновой кости, дерева, глины, воска. Иногда это был всего лишь грубый чурбанчик без рук и без ног. Или — стойкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались тогда углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Дорогие куклы — верх мастерства и изобретательности. В богатых одеяниях из пурпурных тканей, с янтарными или костяными украшениями, с роскошным приданым — обстановкой, утварью, игрушечными особняками и загородными виллами, эти куклы могли изумить самые избалованные взгляды.

Пышный расцвет пластических искусств угадывался за кукольными торсами, вырезанными с глубоким знанием анатомии. Высокие законы прекрасного, трагического и смешного управляли мастерами, лепившими кукольные лица. Они столь же выразительны и характерны, как театральные маски. Прически этих кукол сложны и изящны, а руки и ноги свободно сгибаются в суставах.

Театральные куклы-марионетки, естественно, еще более подвижны. После знакомства с ними известие об античной автоматической игрушке уже не покажется фантастическим. Подлинность его скреплена авторитетом Аристотеля — учитель Александра Македонского упоминает игрушечный механизм, приводимый в движение течением ртути и песка.

Кукольные уголки маленьких римлян пополнялись десятки раз в году — с каждым триумфом, обрядовым торжеством, праздничными публичными играми, посвящением в таинства, датой рождения, наречения имени… Игрушечное великолепие все возрастало, и наконец его приносили в дар домашним богам: ларам и пенатам — хранителям и покровителям очага. Римский мальчик становился юношей.

По материалам старинного журнала

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Какой игрушка на Руси была

Этот цикл посвящается «кустарям, мастерам и художникам – всем, кто сделал игрушку своей работой, ремеслом и художеством – на радость детям».

Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки. Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго. Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.

muzey-igruchki_02

Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.

С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.

d0530134be_1000Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала (берегся каждый лоскуток) и лаконизм передававшихся по наследству приемов. Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.

foto_2__2

Предпочтительными были образы коней и птиц – мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин.Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт. Они изменялись с ростом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески.

zybka

Они и развлекали, и защищали ребенка от зла. Ведь, как считали крестьяне, нечистая сила боялась звона, шума, солнечных цветов и знаков. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке, конструкция, форма и декор которой имели архаичную форму. В языческой культуре праславянской древности маленькие колесницы посвящали природным божествам, от которых зависел земледелец. Каталку мальчика – будущего защитника – украшали фигуркой коня, девочки – будущей продолжательницы рода – птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну - коня, а дочери – куклу.

67311321_1291210273_25Всегда игрушку делали из того, что было под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы. Такую куклу-стригушку, только большую, ставили между стеклами, где в морозные дни она напоминала о лете и солнце, а также вбирала в себя лишнюю влагу. Дети их получали только после «службы между рамами».

2481

Осенью и зимой – когда время для рукоделия было больше – мастерились и украшались детские «потешки»: тряпичные куклы и глиняные свистульки – два основных вида русской игрушки. Если рассматривать ее с точки зрения материала.Гораздо позже игрушка становится предметом ремесла. «Потешки» выполнялись мастерами, для которых производство служило добычей средств к существованию. В крестьянской семье в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняную игрушку.

Постепенно производство игрушек вышло за рамки одной семьи или двора. Возникали крупные промысловые центры. Как Сергиев Посад с его деревянными изделиями. Существует предание, что первую игрушку здесь вырезал сам Сергий Радонежский. А в XVII веке город стал крупнейшим центром по производству «потешных возков», коней и птиц.

Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей - лошадки, фигурки коров, оленей, петуха и утки близки по описанию Сергиево-Посадским изделиям.Еще полвека назад почти в каждой деревенской семье, а порой и в городской, играли самодельными куклами. Но постепенно, с ростом промышленных предприятий, миллионами начали выпускать игрушки из пластмассы. Традиция домашней куклы почти «умерла».Не устарела лишь тряпичная кукла. Глиняные и деревянные игрушки тоже сохраняют традиции. Но, воспринимаются они уже не как предмет детских забав, а как национальный сувенир.

Анастасия Некрасова

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Древо Рода: Древние игрушки славян

06.08.2013 Древние игрушки славян

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.

Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.

Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.

Почему важны традиционные деревянные игрушки

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

"Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева "Ауку" - спеленатого младенца. Ребятишки поиграли "Аукой" и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он "Ауку" и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную ."Ауку" и заказал еще несколько штук".

Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки "с движением". Каждый мастер делал свои привычные игрушки. "Фигуристы" вырезали людей, "зверисты" - зверей, "птичники" - птиц. Одни резали только "щелкунов", "орешников" - деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.

Другие ладили так называемые "разводы" - укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.

Забытые простонародные игрушки

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова. СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Кукла - закрутка

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик - голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга - это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

 

Источник 

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

drevoroda.ru


Смотрите также