Древние манускрипты. Древний манускрипт подтвердил первенство Индии в создании математического нуля
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что таят в себе древние колдовские манускрипты? (непознанное). Древние манускрипты


Манускрипт Такенучи: неизвестная история человечества?

Манускрипт Такенучи ― серия загадочных документов, которые 1 500 лет назад человек по имени Такенучино Матори переписал смесью японских и китайских иероглифов.

Тест взят из ещё более древних рукописей. Согласно легенде, «боги» написали оригинальный манускрипт божественными иероглифами много тысячелетий назад.

В необычном манускрипте описана история человечества с момента создания до появления христианства. В нём говорится об эпохе, когда люди жили в мире и гармонии под управлением сына верховного Бога.

Тексты Такенучи хранила семья Такенучи, потомков Такенучино Матори, сына легендарного японского героя Такенучи но Сукуне. В книге Яамане Кику «Подлинная история мира, скрытая в Японии» говорится, что манускрипты передавались из поколения в поколение и хранились в храме Косокотайцзингу на горе Омицзин в префектуре Тояма.

Непонятно, каким образом Такенучино Матори сумел сделать перевод с «божественного языка». Но согласно современной транскрипции, тексты Такенучи описывают историю всех стран в «божественную эпоху». Там рассказывается о четырёх периодах в древнем мире, которые начались примерно 300 миллиардов лет назад.

Семь поколений «небесных богов» в эпоху Тенцзин.Эпоха Йоко/Кото ― 25 поколений.Династия Фукиэдзу ― 73 поколения.Династия Каньямото ― 125 поколений, начавшаяся в 660 г. до н.э. и продолжающаяся по сей день.

В начале говорится, что до сотворения существовало море жидкой грязи. Для формирования мира потребовалось 22 миллиарда лет. Появились первые Бог и Богиня, небо и земля были разделены, созданы Солнце и Луна. Постепенно, в течение шести поколений, сформировалась Земля. В пятом поколении боги породили создателя наций с сияющим телом, который спустился на гору Курай в Японии.

В течение семи поколений различные существа создали технологии, включая транспорт, письменность, управление погодой, сельское хозяйство и компьютеры. Седьмое поколение дало начало мировым императорам, начиная с Сумера-Микото. В манускрипте Такунучи Сумера-Микото называют «Сыном Солнца», потому что он произошёл от Бога Солнца.

Дети Бога Солнца основали высшую древнюю династию, и спустя 8 миллиардов лет их потомство спустилось в мир, чтобы основать собственные страны. В манускрипте Такенучи говорится, что человечество возникло не в результате эволюции, а было создано богами.

Сыновья богов сотворили людей пяти рас (белые, краснокожие, синие, жёлтые и чёрные) и рассеяли их по Земле. Япония стала центром мира, откуда боги создавали расы и расселяли их в другие регионы.

В эру Кото в мире существовало единое мировое правительство, которое возглавлял первый божественный император Сумера-Микото. Сумера-Микото разделил мир на 16 регионов и назначил в каждом регионе царя.

Герб Сумера-Микоты ― хризантема с 16 лепестками, символизировала 16 регионов. Эта хризантема сегодня используется как императорская печать и герб семьи японского императора. Она также изображена на японских паспортах.

Хризантема с 16 лепестками известна не только в Японии. Она изображена на вавилонских воротах Иштар, во дворце Альгамбра в Испании и на некоторых местах в Риме, Египте и других регионах. Это совпадение или между этими регионами в древности существовали связи?

Офис мирового правительства располагался в горах Хида в Японии. Храм Косокотайцзингу считался самым священным. Он был посвящён предкам человечества. Храм был построен из нержавеющего металла под названием хихиирокане. Согласно манускрипту Такенучи, люди всех пяти рас приезжали в храм на ежегодный праздник.

В документах говорится, что Сумера-Микото часто путешествовал по всему миру. Он передвигался на воздушном транспортном средстве под названием амено-укифуне («летающие корабли»). Места, где приземлялись летающие корабли, назывались «хане» (ветры). В Японии многие географические названия включают слово «хане». Это были древние посадочные полосы. Даже сегодня один из аэропортов в Токио носит название аэропорт Ханеда.

В основе социальной структуры было сельское хозяйство. Земля принадлежала богам, но управлялась людьми. Хотя люди получали землю в аренду, им не надо было платить налоги. Никто не контролировал и не эксплуатировал их. Люди наслаждались плодами своего труда. Сумера-Микото хотел нести счастье народу, который любил и почитал его.

Но Сумера-Микото решал, кто станет царём региона, а кто не годится для этого. Он наделял правителя властью или забирал власть в зависимости от способностей человека.

Это перекликается с древними шумерскими текстами, где говорится, что древние цари напрямую назначались богами, а самые первые цари сами были богами.

В тексте упоминается строительство многочисленных «хирамито» («храмов») для бога солнца. Слово «пирамида» якобы произошло от слова «хирамито». Пирамиды были рукотворными, либо форме пирамид придавали форму природных холмов. Сумера-Микото использовал пирамиды для общения с небесными богами.

Как и в похожих легендах, золотой век окончился, когда люди перестали почитать богов. В данном случае это произошло при династии Фукиэдзу, которая положила конец тысячелетнему процветанию. Из-за природных катастроф два континента ― Тамиара и Мийой, затонули в океане.

В конце династии 200-метровое цунами опустошило Японию. Эти бедствия возникли из-за того, что душа людей испортилась. Люди забыли Сумера-Микоту, стали надменными и вызвали гнев богов.

Самый поразительный момент в манускрипте Такенучи ― упоминание о Моисее и Иисусе, которые якобы закончили жизнь в Японии.

Ещё более удивительно, что там расположены их могилы. Так называемая могила Иисуса (который якобы дожил до 106 лет) расположена в отдалённых горах северной Японии в странном маленьком городке Синго в префектуре Аомори.

Само название городка ― Кирисуто по Сато, что означает «город Христа». В нескольких минутах езды от центра расположена могила с высоким деревянным крестом высотой в 2,5 метра, обнесённая оградой.

Согласно манускрипту Такенучи, Моисей тоже умер в Японии в возрасте 583 лет. Его предполагаемая могила находится у подножья горы Ходацу в префектуре Исикава.

Выяснить подлинность и происхождение документов Такенучи сейчас невозможно, потому что первоначальная рукопись была конфискована правительством и позднее утеряна.

По словам Ичиро Ямане, внука Кику Ямане, который написал книгу «Подлинная история мира, скрытая в Японии» манускрипт Такенучи ― пропагандистский материал, который написали японские военные. Они хотели оправдать идею, что император Японии должен править миром. Ведь, согласно манускрипту, человечество расселялось из Японии, и Япония была центром мира.

В XIX веке Киямаро Такенучи основал ответвление синтоизма на основе манускрипта Такенучи.

Сегодня многие эксперты считают, что манускрипт Такенучи ― это просто искусная подделка. Другие считают, что там есть доля правды. Поскольку оригинальный текст навсегда утерян, эта тайна, вероятно, никогда не будет разрешена.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Что таят в себе древние колдовские манускрипты? (непознанное)

Дикие Хозяйки

Веру в возможность подчинения своей воле природных или сверхъестественных сил разделяли все народы мира в древности и в Средние века. Однако постичь прикладную магию и освоить азы ритуальной практики не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд, поэтому все больший интерес вызывают древние колдовские манускрипты.

Наверное, самой известной по своему названию колдовской книгой является «Некрономикон», или «Книга мертвых». Образ этого фолианта, буквально пропитанного черной магией и содержащего в себе заклинания, способные поднять покойников из могил, широко распространился не только в специальной литературе, но даже и в кино, например, в фильме «Зловещие мертвецы». Однако мало кто знает, что «Некрономикон» является на самом деле ни чем иным, как великолепной мистификацией великого американского литератора XX века. Идея этого, похожего на художественное произведение, магического труда принадлежит знаменитому оккультисту и писателю романов-ужасов Х.П. Лавкрафту (1890-1937). Он часто упоминал о «Некрономиконе» в своих работах и постепенно создал культ последователей, веривших, что книга существует на самом деле и основывается, хотя бы частично, на реальных фактах! Владельцы букинистических магазинов и книгоиздательств неоднократно получали заявки на это произведение, так что к началу 90-х годов по меньшей мере три версии «подлинного» «Некрономикона» были опубликованы...

Однако существовало и немало действительно серьезных магических книг, написанных как в эпоху Средневековья, так и в новое время. Старые справочники по практическому колдовству, многие из которых, возможно, относятся к древним источникам, широко распространялись среди интересующихся и были особенно популярны, начиная с XVII и до начала XIX века. Люди, изучающие ритуальную магию, все еще продолжают обращаться к ним, хотя сейчас появились и более современные издания.

Главная цель всех колдовских книг - заклинать и удерживать в повиновении демонов ада и природных духов, которые давали чародею силу и богатство или делали его способным наслать порчу и умертвить своих врагов. Магические манускрипты давали точные, но иногда и малопонятные инструкции для проведения подобных ритуалов, советовали колдуну, какими инструментами ему пользоваться, какую одежду носить и какие заклинания читать днем и ночью - в определенное астрологией время. Книги также содержали рецепты мазей и настоев, способы создания магического круга, талисманов, амулетов, оккультных изображений и клейм

инструкции о том, как приносить в жертву животных и птиц и как бороться с непокорными демонами. Они советовали чародею постепенно готовиться к периодам полового воздержания и отказа от пищи в нужные дни, призывали использовать в ритуалах лишь чистые с точки зрения магии материалы. В колдовских трудах обычно описывалась также полная иерархия духов и демонических существ, которых можно было вызвать с помощью заклинаний, приведенных здесь же.

Магические, или, как их еще называли, «книги тьмы», вошли в повседневное употребление примерно с XII века. Следует отметить, что их использовали не только колдуны, но и врачи, да наконец, просто знатные и богатые люди, которым необходимо было достичь чего-либо с помощью потусторонних сил.

Следуя сложившимся ритуальным традициям, «книги тьмы» всегда переписывались только от руки. Материал для всех этих трудов взят в основном из египетских и эллинских (греческих) текстов, датируемых, как правило, 500-100 гг. до н.э., а также из древнеиудейских и латинских литературных источников.

Интересен тот факт, что читатели и авторы «книг тьмы» далеко не всегда считали себя сторонниками дьявола или злых духов! По средневековым понятиям, иметь дело с демоническими существами часто обозначало лишь заключение договора с ними. Подлинной же целью мага было обмануть силы зла таким образом, чтобы не выполнять самому свою часть сделки, и книжная премудрость помогала ему в этом.

Какие же колдовские книги были наиболее известны в прошлом и продолжают считаться таковыми по сей день? Наиболее известен из них труд «Ключ Соломона», который дал материал для множества других подобных произведений. Этот текст приписывается библейскому царю Израиля Соломону, который, как свидетельствуют легенды, получил от Бога небывалую мудрость и силой своих магических способностей заставил повиноваться демонов, а потом изгнал их из Палестины. Книга колдовских заклинаний для вызова духов, автором которой считают Соломона, достоверно существовала уже в I веке до н.э. и неоднократно упоминалась в литературе на протяжении многих столетий. С течением времени она постепенно увеличивалась в объеме, впитывая в себя разные позднейшие добавления.

Наиболее древний фрагмент «Ключа Соломона» - это греческий вариант, датируемый примерно 1100-1200 гг., который составляет часть магического сборника, хранящегося в Британском музее. Из истории книги известно, что в 1350-х годах папа Иннокентий VI приказал ее сжечь, а в 1559 г. этот же труд был снова предан церковному проклятию.

Наибольшую же популярность «Ключ Соломона» получил в XVII веке. Своеобразным дополнением к нему служит небольшая книга «Лемегетон», также приписываемая царю Израиля, где излагаются основы черной и белой магии.

Среди «книг тьмы» известен и минувший «Гримуариум Верум». Основанное в основном на «Ключе Соломона», это произведение было написано по-французски. Вероятное время его создания - середина XVII столетия, хотя некоторые маги утверждали, что ее перевел с древнеиудейского некий священник-доминиканец и этот перевод был опубликован впервые еще в 1517 году.

«Манускрипт Гонория» впервые увидел свет в Риме между 1628 и 1671 годами и приписывается папе Гонорию, которого современники считали могущественным чародеем. Некоторые полагают, что книга основана на иудейской каббале, но, видимо, связь эта незначительна, так как в тексте содержится много христианских элементов. Собственно же магический аспект разработан здесь весьма поверхностно.

Авторство «Книги Священных таинств Абрамелина Мага» принадлежит одноименному немецкому колдуну из города Вюрцбурга, который написал ее для своего сына в 1459 году. Этот труд оказал позднее огромное влияние на знаменитого мага Алистера Кроули, став одной из его любимых книг.

«Книга Черной Магии и Договоров» была создана в 1898 году Артуром Эдуардом Уэйтом - центральной фигурой в мистическом Герметическом Ордене Золотой Зари. В первой части своей работы Уэйт рассказывает о других «книгах тьмы», а вторая именуется «Полным сводом Черной Магии».

Но особенно популярным среди адептов темных сил было написанное в XVII веке французское оккультное произведение под названием «Гранд Гримуар» («Великая Колдовская книга»). Этот труд по черной магии включает в себя подробнейшие инструкции по некромантии, которые, как говаривал Артур Уэйт, «только опасный маньяк-убийца или закоренелый преступник» попытался бы выполнить на практике!

Фолиант «Черная курица», созданный в конце XVIII века в Риме, не претендует на звание старинного манускрипта. Интересен он другим: в этой книге особое внимание уделяется магическим кольцам, оберегам и талисманам, а впервые в печати она появилась под более благозвучным названием «Сокровища Старца из Пирамид».

Что же касается прикладной магии, то манускрипты, в которых собраны ритуалы, легенды, правила и этические нормы колдовства, сведения о растениях и правила знахарства, песнопения, гадания, заклинания и обряды шабаша, называются «книгами теней» и служат «настольным пособием» для чародеев в их повседневной работе. Так получилось, что общепринятой «книги теней» по черной магии не существует, и поэтому каждый ковен (община) ведьм имеет свою книгу, которую эти сообщества постоянно дополняют и переделывают. Кроме того, многие из колдуний добавляют в них свой личный опыт, так что, по негласному правилу, эти произведения магической литературы не подлежат широкой огласке.

Как велит традиция, в каждом ковене ведьм должен иметься только один экземпляр «книги теней», который хранит у себя верховная жрица или жрец общины. В идеале магический манускрипт обязан быть рукописным, но на деле же в современном неоязыческом движении эти тексты нередко распространяются на компьютерных дискетах или лазерных дисках.

К сожалению, пока мало сведений о том, существовали ли «книги теней» до нового возрождения интереса к колдовству в середине XX века. В прошедшие времена знания чародейства передавались из поколения в поколение изустно, но некоторые из потомственных колдуний утверждают, что их предки все же описывали свои ритуальные действия в особых магических книгах. Одним из таких литературных источников была, например, опубликованная в Великобритании книга Ч.Лиланда «Арадия, или Евангелие ведьм» (1899), в которой раскрывались колдовские приемы, заимствованные из арсенала древних этрусков.

Не стоит, однако, считать, что различного рода магические книги - это чисто западное явление, не имеющее никаких корней в нашей истории. В период XV - XVII вв. немало переводов с латинского и греческого появилось и на Руси. Для русского общества той поры к любимейшим из этих книг относились в первую очередь те, которые повествовали об астрологии. Среди них наиболее известны «Рафли», «Аристотелевы врата», «Звездочетец» и другие. В этих сборниках повествовалось о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех данных обстоятельств на судьбы людей. Подобные книги использовались для составления всякого рода предсказаний, в частности и об общественных событиях - войнах, неурожаях и т.п.

Естественно, что православное духовенство не одобряло интереса народа к астрологии и считало пользование такими книгами грехом: «...в них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дней рождения своего, чинов получения и урока житию, а чародейники от бесовских научений пособие им творят и по планетам гадают!»

Что же до самих книг, то, скажем, «Аристотелевы врата» - это перевод очень древнего латинского произведения, по преданию, написанного самим древнегреческим философом, а «вратами» в ней называются части и главы книги. Кроме описанных выше существовали также «Громовник», повествующий о погоде, эпидемиях, бурях и землетрясениях, «Мысленник» - трактат о мироздании, «Волховник» - сборник народных примет, «Сновидец», «Путник» - описание дорожных встреч одиноких паломников со злыми и добрыми потусторонними существами, «Зелейник» - целительский травник и много других.

Все эти книги церковь объявляла «еретическими писаниями» и предавала проклятию тех, кто ими пользовался. Однако интерес к этим таинственным манускриптам не ослабевает до сих пор. Вполне вероятно, что это связано глубинное содержание этих магических книг отражало языческие представления народов разных культур.

relax.wild-mistress.ru

Тайна древнего манускрипта Войнича | Секреты Планеты

Древний манускрипт Войнича уже несколько сотен лет является одной из неразгаданных тайн прошлого, над которой бились величайшие умы человечества… В 1912 году орден иезуитов решил открыть семинарию в старинной вилле Мондрагон, расположенной в итальянском городке Фраскати. Для реставрации требовались немалые деньги, и представители ордена тайно выставили на продажу часть древних книг, бережно сберегавшихся в иезуитских хранилищах, в том числе и на самой вилле Мондрагон. Потенциальные покупатели отбирались долго и тщательно, и, кроме того, книги продавались с условием, что никто не узнает, где именно они были приобретены.

Одним из избранных стал известный американский антиквар Вилфрид Войнич, муж знаменитой Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод». Итальянские иезуиты были бы удивлены, если бы узнали ту часть биографии Вилфрида Войнича, которую он тщательно скрывал. На самом деле звали его Михаил Войнич, а родился он в 1865 году в Российской империи. После гимназии учился в Московском университете на химическом факультете, а затем стал террористом-подпольщиком, вступив в движение «Народная воля». Он был замешан в очень многих неприятных и кровавых операциях, за что был арестован и сослан в Сибирь, но умудрился бежать и в 1890 году оказался в Лондоне. Здесь его ждала Этель Лилиан Буль, дочь знаменитого математика Джорджа Буля. Познакомились молодые люди в России, где Этель работала гувернанткой и имела тесные связи с российскими революционерами.

Этель и Михаил, сменивший имя на Вилфрид, поженились и позже эмигрировали в США, где бывший боевик превратился в респектабельного торговца антиквариатом и букиниста и где никто не знал о его кровавом прошлом…

Загадочное письмо

И вот судьба привела его в Италию, в иезуитские хранилища, где он приобрел 30 старинных книг, каждая из которых являлась раритетом. Среди прочего Войнич купил очень странную рукопись, весьма заинтересовавшую его. Она представляла собой манускрипт в 246 страниц размером 17 на 24 см, украшенный необычными рисунками. Но самым поразительным оказалось то, что книга была написана на неизвестном языке! И прочесть ее до сих пор никому не удалось…

Опытный взгляд Войнича да тировал книгу предположительно XIII веком. Но прямых доказательств этого не нашлось. В рукописи оказалось сопроводительное письмо, адресованное ученому-иезуиту Атанасиусу Кирхеру. Автором письма был Ян Маркус Марци, являвшийся ректором пражского университета в середине XVII века. В письме он рассказывал об истории рукописи. Некогда она была куплена в Праге императором Рудольфом II у неизвестного торговца за 600 дукатов – огромную по тем временам сумму. Рудольф считал, что она принадлежит перу знаменитого ученого Роджера Бэкона.

Затем император подарил манускрипт своему фармацевту и доверенному лицу Якобусу де Тепенецу, о чем оставил дарственную надпись на книге. Позже Войнич выяснил, что произошло это в 1608 году. После смерти де Тепенеца рукопись попала к Марци, и тот в 1666 году отправил ее Кирхеру, заметив при этом, что он единственный человек, который сможет ее прочесть.

Неизвестно, прочел ли ученый иезуит эту рукопись, но хранилась она вместе с остальной перепиской Кирхера на вилле Мондрагон во Фраскати, которую иезуиты приобрели в 1866 году.

Обнаженные в воде

Когда древний манускрипт оказался в руках у Войнича, он тут же попытался расшифровать его. Но ничего не получалось. Текст книги написан на латинице, но не относится ни к одному из известных языков. Всего в рукописи Войнича более 170 ООО знаков, причем в книге нет слов длиннее 10 букв. Некоторые буквы встречаются только в начале слова, другие только в конце, а некоторые всегда в середине – как в арабском письме.

Почти на всех страницах имеются картинки. Если судить по ним, то в книге имеется несколько разделов – ботанический, астрономический, биологический, космологический, фармацевтический и рецептный.

В ботаническом расположены изображения растений, в астрономическом – диаграммы с Луной, Солнцем и звездами. В биологическом разделе текст обтекает рисунки обнаженных купающихся женщин.

Космологический раздел содержит рисунки, предположительно объясняющие картину мироустройства – некое подобие карты с островами и вулканами.

В фармацевтическом разделе изображены части растений и аптекарские сосуды. Рецептный раздел состоит из коротких абзацев, разделенных пометками.

Перец Колумба

Войнич так и не смог расшифровать рукопись и обратился за помощью к виднейшим ученым того времени, впрочем, согласно договоренности с иезуитами, скрывая истинную историю книги и то, как она попала к нему в руки. Но никто так и не смог прочесть таинственную книгу, хотя несколько раз казалось, что тайна манускрипта разгадана.

В 1919 году за расшифровку древнего манускрипта Войнича  взялся профессор Уильям Ньюболд, ведущий криптограф из США. Спустя два года он опубликовал свою версию расшифровки. Он предположил, что строка на последней странице – это ключ к тексту. Основываясь на этой строке, он придумал шифр и написал «перевод» книги. Согласно Ньюболду, манускрипт написан Роджером Бэконом в XIII веке и рассказывает о строении внутренних органов человека, клеток, сперматозоидов, а также о затмении Солнца и туманности Андромеды – знания, неизвестные в XIII веке.

Впрочем, Ньюболд признавался, что каждый раз при расшифровке у него получаются новые результаты. После смерти профессора британский криптограф Джон Мэнли опубликовал статью, в которой доказал, что Ньюболд принимал за знаки штрихи, появившиеся на манускрипте от старости.

Расшифровку признали недействительной, но тем не менее до сих пор это единственная досконально проработанная версия. Все остальные ученые не смогли выдвинуть ничего похожего, хотя применяли самые разнообразные методы.

В 1930 году Войнич умер, и рукопись досталась по наследству его жене. Она предпринимала еще ряд попыток расшифровать рукопись, тем более что криптография к тому времени ушла далеко вперед, но все они оканчивались безрезультатно, впрочем, все-таки расширяя при этом знания о манускрипте.

Так, в 1944 году ботаник Хью О’Нилл увидел на страницах рукописи американские подсолнух и красный перец – что доказывало, что рукопись все же не могла быть написана раньше путешествий Колумба. Правда, в древнем манускрипте Войнича красный перец изображен зеленым, а подсолнух имеет странную форму.

Незадолго до смерти писательница завещала рукопись своей подруге, оставив ей письмо, которое было вскрыто только после смерти Войнич. В нем она рассказала подробную историю рукописи.

В 1961 году рукопись приобрел за 25 тысяч долларов антиквар из Нью-Йорка Ганс Краус. Спустя несколько лет он подарил ее Йельскому университету, где она хранится сейчас – в библиотеке редких книг под номером MS 408.

Многие современные исследователи пытаются расшифровать загадочный манускрипт Войнича, но результатов так и нет, несмотря на наличие сверхмощных компьютеров и сложных криптографических программ.

Единственное, что при помощи современной техники удалось доказать – что рукопись точно не является подделкой и набором бессмысленных знаков, как утверждали многие исследователи…

Манускрипт Войнича Манускрипт Войнича
Эту статью ищут по запросам:
  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1825 A6Bw32eiazqokSFUqLSDEVZN5_ChanpeekQwuVdvIfJp3SiPFHdCcpqwOm6hnleK 6effe498a48c277a12bf0aeeec680f48a6c4dcef&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme
  • древние манускрипты о инопланетных рассах
  • тайна манускрипта войнича

planet-secrets.ru

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

Веру в возможность подчинения своей воле природных или сверхъестественных сил разделяли все народы мира в древности и в Средние века. Однако постичь прикладную магию и освоить азы ритуальной практики не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд, поэтому все больший интерес вызывают древние колдовские манускрипты.

Наверное, самой известной по своему названию колдовской книгой является «Некрономикон», или «Книга мертвых». Образ этого фолианта, буквально пропитанного черной магией и содержащего в себе заклинания, способные поднять покойников из могил, широко распространился не только в специальной литературе, но даже и в кино, например, в фильме «Зловещие мертвецы». Однако мало кто знает, что «Некрономикон» является на самом деле ни чем иным, как великолепной мистификацией великого американского литератора XX века. Идея этого, похожего на художественное произведение, магического труда принадлежит знаменитому оккультисту и писателю романов-ужасов Х.П. Лавкрафту (1890-1937). Он часто упоминал о «Некрономиконе» в своих работах и постепенно создал культ последователей, веривших, что книга существует на самом деле и основывается, хотя бы частично, на реальных фактах! Владельцы букинистических магазинов и книгоиздательств неоднократно получали заявки на это произведение, так что к началу 90-х годов по меньшей мере три версии «подлинного» «Некрономикона» были опубликованы...

Однако существовало и немало действительно серьезных магических книг, написанных как в эпоху Средневековья, так и в новое время. Старые справочники по практическому колдовству, многие из которых, возможно, относятся к древним источникам, широко распространялись среди интересующихся и были особенно популярны, начиная с XVII и до начала XIX века. Люди, изучающие ритуальную магию, все еще продолжают обращаться к ним, хотя сейчас появились и более современные издания.

Главная цель всех колдовских книг - заклинать и удерживать в повиновении демонов ада и природных духов, которые давали чародею силу и богатство или делали его способным наслать порчу и умертвить своих врагов. Магические манускрипты давали точные, но иногда и малопонятные инструкции для проведения подобных ритуалов, советовали колдуну, какими инструментами ему пользоваться, какую одежду носить и какие заклинания читать днем и ночью - в определенное астрологией время. Книги также содержали рецепты мазей и настоев, способы создания магического круга, талисманов, амулетов, оккультных изображений и клейм; инструкции о том, как приносить в жертву животных и птиц и как бороться с непокорными демонами. Они советовали чародею постепенно готовиться к периодам полового воздержания и отказа от пищи в нужные дни, призывали использовать в ритуалах лишь чистые с точки зрения магии материалы. В колдовских трудах обычно описывалась также полная иерархия духов и демонических существ, которых можно было вызвать с помощью заклинаний, приведенных здесь же.

Магические, или, как их еще называли, «книги тьмы», вошли в повседневное употребление примерно с XII века. Следует отметить, что их использовали не только колдуны, но и врачи, да наконец, просто знатные и богатые люди, которым необходимо было достичь чего-либо с помощью потусторонних сил.

Следуя сложившимся ритуальным традициям, «книги тьмы» всегда переписывались только от руки. Материал для всех этих трудов взят в основном из египетских и эллинских (греческих) текстов, датируемых, как правило, 500-100 гг. до н.э., а также из древнеиудейских и латинских литературных источников.

Интересен тот факт, что читатели и авторы «книг тьмы» далеко не всегда считали себя сторонниками дьявола или злых духов! По средневековым понятиям, иметь дело с демоническими существами часто обозначало лишь заключение договора с ними. Подлинной же целью мага было обмануть силы зла таким образом, чтобы не выполнять самому свою часть сделки, и книжная премудрость помогала ему в этом.

Какие же колдовские книги были наиболее известны в прошлом и продолжают считаться таковыми по сей день? Наиболее известен из них труд «Ключ Соломона», который дал материал для множества других подобных произведений. Этот текст приписывается библейскому царю Израиля Соломону, который, как свидетельствуют легенды, получил от Бога небывалую мудрость и силой своих магических способностей заставил повиноваться демонов, а потом изгнал их из Палестины. Книга колдовских заклинаний для вызова духов, автором которой считают Соломона, достоверно существовала уже в I веке до н.э. и неоднократно упоминалась в литературе на протяжении многих столетий. С течением времени она постепенно увеличивалась в объеме, впитывая в себя разные позднейшие добавления.

Наиболее древний фрагмент «Ключа Соломона» - это греческий вариант, датируемый примерно 1100-1200 гг., который составляет часть магического сборника, хранящегося в Британском музее. Из истории книги известно, что в 1350-х годах папа Иннокентий VI приказал ее сжечь, а в 1559 г. этот же труд был снова предан церковному проклятию.

Наибольшую же популярность «Ключ Соломона» получил в XVII веке. Своеобразным дополнением к нему служит небольшая книга «Лемегетон», также приписываемая царю Израиля, где излагаются основы черной и белой магии.

Среди «книг тьмы» известен и минувший «Гримуариум Верум». Основанное в основном на «Ключе Соломона», это произведение было написано по-французски. Вероятное время его создания - середина XVII столетия, хотя некоторые маги утверждали, что ее перевел с древнеиудейского некий священник-доминиканец и этот перевод был опубликован впервые еще в 1517 году.

«Манускрипт Гонория» впервые увидел свет в Риме между 1628 и 1671 годами и приписывается папе Гонорию, которого современники считали могущественным чародеем. Некоторые полагают, что книга основана на иудейской каббале, но, видимо, связь эта незначительна, так как в тексте содержится много христианских элементов. Собственно же магический аспект разработан здесь весьма поверхностно.

Авторство «Книги Священных таинств Абрамелина Мага» принадлежит одноименному немецкому колдуну из города Вюрцбурга, который написал ее для своего сына в 1459 году. Этот труд оказал позднее огромное влияние на знаменитого мага Алистера Кроули, став одной из его любимых книг.

«Книга Черной Магии и Договоров» была создана в 1898 году Артуром Эдуардом Уэйтом - центральной фигурой в мистическом Герметическом Ордене Золотой Зари. В первой части своей работы Уэйт рассказывает о других «книгах тьмы», а вторая именуется «Полным сводом Черной Магии».

Но особенно популярным среди адептов темных сил было написанное в XVII веке французское оккультное произведение под названием «Гранд Гримуар» («Великая Колдовская книга»). Этот труд по черной магии включает в себя подробнейшие инструкции по некромантии, которые, как говаривал Артур Уэйт, «только опасный маньяк-убийца или закоренелый преступник» попытался бы выполнить на практике!

Фолиант «Черная курица», созданный в конце XVIII века в Риме, не претендует на звание старинного манускрипта. Интересен он другим: в этой книге особое внимание уделяется магическим кольцам, оберегам и талисманам, а впервые в печати она появилась под более благозвучным названием «Сокровища Старца из Пирамид».

Что же касается прикладной магии, то манускрипты, в которых собраны ритуалы, легенды, правила и этические нормы колдовства, сведения о растениях и правила знахарства, песнопения, гадания, заклинания и обряды шабаша, называются «книгами теней» и служат «настольным пособием» для чародеев в их повседневной работе. Так получилось, что общепринятой «книги теней» по черной магии не существует, и поэтому каждый ковен (община) ведьм имеет свою книгу, которую эти сообщества постоянно дополняют и переделывают. Кроме того, многие из колдуний добавляют в них свой личный опыт, так что, по негласному правилу, эти произведения магической литературы не подлежат широкой огласке.

Как велит традиция, в каждом ковене ведьм должен иметься только один экземпляр «книги теней», который хранит у себя верховная жрица или жрец общины. В идеале магический манускрипт обязан быть рукописным, но на деле же в современном неоязыческом движении эти тексты нередко распространяются на компьютерных дискетах или лазерных дисках.

К сожалению, пока мало сведений о том, существовали ли «книги теней» до нового возрождения интереса к колдовству в середине XX века. В прошедшие времена знания чародейства передавались из поколения в поколение изустно, но некоторые из потомственных колдуний утверждают, что их предки все же описывали свои ритуальные действия в особых магических книгах. Одним из таких литературных источников была, например, опубликованная в Великобритании книга Ч.Лиланда «Арадия, или Евангелие ведьм» (1899), в которой раскрывались колдовские приемы, заимствованные из арсенала древних этрусков.

Не стоит, однако, считать, что различного рода магические книги - это чисто западное явление, не имеющее никаких корней в нашей истории. В период XV - XVII вв. немало переводов с латинского и греческого появилось и на Руси. Для русского общества той поры к любимейшим из этих книг относились в первую очередь те, которые повествовали об астрологии. Среди них наиболее известны «Рафли», «Аристотелевы врата», «Звездочетец» и другие. В этих сборниках повествовалось о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех данных обстоятельств на судьбы людей. Подобные книги использовались для составления всякого рода предсказаний, в частности и об общественных событиях - войнах, неурожаях и т.п.

Естественно, что православное духовенство не одобряло интереса народа к астрологии и считало пользование такими книгами грехом: «...в них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дней рождения своего, чинов получения и урока житию, а чародейники от бесовских научений пособие им творят и по планетам гадают!»

Что же до самих книг, то, скажем, «Аристотелевы врата» - это перевод очень древнего латинского произведения, по преданию, написанного самим древнегреческим философом, а «вратами» в ней называются части и главы книги. Кроме описанных выше существовали также «Громовник», повествующий о погоде, эпидемиях, бурях и землетрясениях, «Мысленник» - трактат о мироздании, «Волховник» - сборник народных примет, «Сновидец», «Путник» - описание дорожных встреч одиноких паломников со злыми и добрыми потусторонними существами, «Зелейник» - целительский травник и много других.

Все эти книги церковь объявляла «еретическими писаниями» и предавала проклятию тех, кто ими пользовался. Однако интерес к этим таинственным манускриптам не ослабевает до сих пор. Вполне вероятно, что это связано глубинное содержание этих магических книг отражало языческие представления народов разных культур.

Интересные материалы:

Кто такие медиумы? Изображение – убийца

nlo-mir.ru

Страна древних манускриптов - Это Кавказ

Фото: Евгений Костин

Недавно в Махачкале заработала современная лаборатория по консервации и реставрации древних рукописей — первая и единственная на Северном Кавказе. Здесь, в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, хранится больше 3 тысяч рукописей на восточных языках — и самая ранняя из них датирована XI веком. О феномене найденных в Дагестане манускриптов мы побеседовали с главным научным сотрудником института, ученым мирового уровня, востоковедом, доктором исторических наук, профессором Амри Шихсаидовым.

Край библиотек

Фото: Евгений Костин

Амри Шихсаидов в хранилище Фонда восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН

— Иногда мне кажется, что рукописи кто-то производит — так много мы их находим. Нигде на Северном Кавказе нет подобных объемов рукописного наследия, как в Дагестане. Где мечеть — там коллекция. Несмотря на годы воинствующего атеизма, многие рукописи сохранились. В одном только хранилище нашего института собрано более 3 тысяч манускриптов, 1500 печатных книг, в том числе на дагестанских языках, около 6 тысяч писем. Но большая часть сосредоточена в мечетях, медресе, частных коллекциях. Нам известно о 50 тысячах рукописей, находящихся в республике.

— Чем объяснить такое обилие библиотек на небольшой территории?

— У нас древнейшие на Кавказе и в России мечети — в Дербенте и Кумухе. Начиная с X века они начали появляться в разных частях Дагестана, а в XIII—XVI веках были уже почти во всех селениях. Обычно в мечетях и медресе имелись коллекции рукописных книг. Обычно в них хранилось от пяти до нескольких сотен рукописей. Знание в исламе считалось доминантной ценностью. В мусульманском мире уважение к книге вообще, а к Корану в частности приняло культовый характер. В Дагестане это проявлялось особенно ярко.

Арабский тут стал языком науки, образования, частной и официальной переписки, эпиграфических памятников (эпиграфика — надписи на камне, дереве, металле. — Ред.). Он был средством общения дагестанских ученых со своими «коллегами» в странах арабо-мусульманского мира. Дагестанцы читали прибывавшие арабские книги, переписывали, создавали свои сочинения. Востоковеды обнаружили на территории республики большое число библиотек, принадлежавших, как правило, дагестанским ученым XVII—XX веков. Связь ученых Дагестана и Ближнего Востока, существовавшая фактически с начала IX века, когда арабы перестали воевать, в XV—XIX веках была сильнее и продуктивнее, чем сейчас, в век скоростных перелетов и интернета.

Такое множество библиотек, возможно, объясняется и тем, что здесь, на маленьком клочке земли, было много владений, обществ, государств. Каждый правитель заботился о сохранении библиотек, медресе, мечетей. Библиотека не расчленялась, передаваясь целиком из рода в род по мужской линии.

— Как же бумага могла сохраняться иногда почти тысячелетие?

— Дагестанцы держали Кораны в чистоте, в солнечную погоду в тени сушили страницы. Кроме того, арабы никогда не клали книги вертикально, на образок, только горизонтально. Так что кожаный переплет погибал первым делом, а страницы оставались в целости. Одним словом, если хозяин следит за книгами, то они сохраняются.

Фото: Евгений Костин

В лаборатории по консервации и восстановлению древних памятников письменной культуры

— Дошли ли до нас сведения о тех людях, кто переписывал древние манускрипты?

— Да, информация о них, как правило, остается в рукописях. Число переписчиков было огромно: ученые, руководители медресе, ученики-муталимы. В XV веке в Дагестане жил Гарун, сын Ахмада, — профессиональный переписчик из села Шири. На его счету более 10 ценных рукописей, переписанных за 35 лет деятельности. В том числе один из главных арабских толковых словарей Средневековья «Тадж аль-луга ва сихах аль-арабия» («Корона языка и Достоверная книга по арабскому языку») лексикографа X века Исмаила аль-Джаухари. Словарь содержит 40 тысяч арабских слов и объяснения к ним. При этом расположение слов идет по последней букве, по-русски это было бы так: доМ, аэродроМ, альбоМ. В Дагестане самое большое количество копий этой книги.

«Книги закапывали в землю»

— Как удалось спасти столько написанных по-арабски рукописей, несмотря на отношение советской власти к мечетям?

— Из более чем полутора тысяч мечетей в Дагестане к 1940−1950 годам осталось только 17. Это была трагедия для дагестанской науки. Рукописи не просто уничтожались: считалось, что все написанное справа налево — это реакционная литература. Люди боялись показывать арабские книги. Их забирали из мечетей и домов, сжигали, бросали в реки. Многих алимов (ученые-богословы. — Ред.) репрессировали, а их рукописные собрания уничтожили. В итоге в полном составе рукописные собрания мы находили лишь в единичных случаях. Но простые жители смогли сохранить часть рукописей — закапывали книги в землю, прятали в стенах домов.

После Великой Отечественной войны отношение к исламу изменилось. В Москве и Ленинграде свободно издавали арабские тексты. А в Дагестане даже в 1980 году нередко цитаты на арабском изымали из работ востоковедов.

— Сейчас паломники во время хаджа вывозят множество арабских рукописей из Дагестана. Насколько они ценные?

— К сожалению, немало случаев, когда рукописи продаются и покупаются. Дагестанские манускрипты появляются на рынках Эмиратов, Саудовской Аравии, Англии и других стран. Во время хаджа нелегальный вывоз рукописных Коранов и других ценных книг увеличивается, хотя большинство паломников это осуждает. Бывают случаи, когда вывозятся внешне красивые рукописи, но не представляющие научного интереса.

— Можете ли вы определить стоимость, скажем, Корана, переписанного в XIII веке?

— В институт, где я работаю, иногда обращаются владельцы рукописей с просьбой определить их стоимость. Если владелец предлагает институту ее купить, цену определяет комиссия, но в частном порядке мы этого не делаем. Цена свободная. Помню, один дагестанец продал институту солидную библиотеку — около 100 рукописей — и на эти деньги сыграл свадьбу сына.

Библиотека имама Шамиля

— Считается, что одной из самых богатых библиотек обладал предводитель горского сопротивления в XIX веке Шамиль. Сохранились ли книги?

— Известно, что когда Шамиль перебирался из Чечни в Дагестан, он вез на одном коне драгоценности, на шести — золото и серебро, а на семи лошадях — рукописи. Шамиль был одним из образованнейших людей своего времени, его собрание — одно из крупнейших в XIX веке. С этой библиотекой Шамиль не расставался даже в плену в Калуге.

Долгое время считалось, что она пропала. Совершенно неожиданно в конце 90-х благодаря международным связям моей дочери, востоковеда Натальи Тагировой мы получили весть от немецкого коллеги Клеменса Сидорко, писавшего книгу о Дагестане. Оказалось, что часть библиотеки — 130 рукописей — находится в США в библиотеке Принстонского университета. Туда они попали, будучи купленными у египетского ученого и коллекционера Абрахама Яхуда — вероятно, он приобрел их во время путешествий у потомков Шамиля, проживавших в Стамбуле.

В библиотеке мы нашли труды по арабской филологии, толковые словари, мусульманское, особенно шафиитское, право, сочинения по поэтическому творчеству, логике, догматике. Другая часть собрания Шамиля — еще 30 книг — находится в Национальной университетской библиотеке Тель-Авива.

Среди книг есть переписанные молодым Шамилем, готовившимся к карьере ученого. На некоторых книгах стоит его печать с шестиугольной звездой. На записях в книгах он завещает их своим детям по мужской линии, а если она прервется, то по женской.

Покрывало с Каабы для ученого

— Вы учились у известного арабиста Игнатия Крачковского, создавшего первый академический перевод Корана на русский язык. Как он оценивал рукописи, найденные в Дагестане?

— Главным достижением востоковедения тех лет он считал обнаружение арабов, прибывших в VIII веке в Среднюю Азию и до сих пор живущих там. А вторым по важности открытием называл дагестанскую литературу на арабском языке. Настаивал, чтобы мы изучали ее систематически, в том числе для понимания истории России и Кавказа.

Фото: Евгений Костин

Коран начала XIV века, переписанный в Иране

Я учился на арабском отделении восточного факультета Ленинградского государственного университета с 1946 по 1951 год, этот факультет называли Меккой и Мединой для востоковедов, ведь здесь помимо Крачковского преподавали такие академики, как Струве, Тарле, Орбели. Академик Крачковский читал нам лекции по древнеарабской литературе и Корану. Брал невероятной логикой, эрудицией и огромным обаянием. В старших классах школы я на каникулах подрабатывал секретарем судебных заседаний — слушал заседание на лезгинском, а протокол писал по-русски. Поэтому все, что в студенческие годы рассказывал нам Крачковский, я успевал записывать почти дословно. У меня до сих пор сохранились тетради с его лекциями. Был я и в его большой ленинградской квартире — помню, на стене висел кусочек шелковой материи от покрывала, снятого с Каабы в Мекке. Этот кусочек, говорил мой учитель, оберегал его во время бомбежек Ленинграда. Перевод Корана Крачковский не успел выпустить при жизни. Это был Коран, переведенный для спецкурса, который он читал студентам. И я желаю всем такой спецкурс, который потом можно было бы издать.

— Как сейчас меняется рукописный фонд вашего института?

— Есть такое правило в российской археографии: библиотека должна оставаться там, где она зародилась. Последнее время мы больше изучаем, чем пополняем фонд. В селениях Цулда Чародинского и Урада Шамильского районов жители построили здания, где хранятся рукописные коллекции и любой желающий может их увидеть. Я воспринимаю это как важный этап сохранения рукописей: владельцы коллекций видят, что ученые и государство занимаются рукописями, что за хранение их хвалят, а не преследуют. Кроме того — это ведь их собственность.

Дмитрий Сафонов

etokavkaz.ru

Древний манускрипт подтвердил первенство Индии в создании математического нуля

Многолетние поиски древнейшего в мире нуля наконец-то завершены. Точку в споре археологов, математиков, историков и лингвистов поставили физики из лаборатории радиоуглеродного анализа при Оксфордском университете: им удалось датировать древнюю математическую рукопись, известную как «манускрипт из Бахшали».

История поисков древнейшего нуля невероятно увлекательна как попытка отследить концептуальные сдвиги в мышлении человечества – об этом написано множество статей и книг, авторы которых поэтично называют свои изыскания «математической одиссеей».

«Сегодня мы воспринимаем ноль как должное, как самое обычное число, используемое ежедневно. Мы привыкли к тому, что весь современный цифровой мир основан на принципе «ничто/нечто», «ноль/единица». Но ведь были времена, когда такого числа просто не было», — заметил Маркус дю Сотой (Marcus du Sautoy), знаменитый математик из Оксфорда.

До вынесенного оксфордскими физиками «приговора» по датировке рукописи из Бахшали насчитывалось четыре претендента на звание древнейшего прародителя современного нуля. Не далее как в январе 2017 года многие СМИ почти официально объявили таковым знак нуля в виде точки, содержащийся в древнекхмерской надписи из Трапанг Прей на северо-востоке Камбоджи: «На пятый день убывающей луны эпоха Чака достигла своего 605-летия». Эту запись, вырезанную в камне, археологи датировали 687 годом нашей эры, то есть она предшествует ангкорской цивилизации.

   Фото: Древнекхмерская надпись К-127 из Трапанг Прей (Камбоджа), 687 год. Еще недавно эта точка считалась древнейшим символом нуля, предшественником современного символа 0. Фото: Amir Aczel

Еще одна надпись, вырезанная в камне, содержит символ нуля в виде точки: ее оставила после себя цивилизация, существовавшая на юге индонезийского острова Суматра, некогда испытавшая сильное влияние индийской культуры. Надпись датируется 688 годом нашей эры.

Древнейший символ нуля в виде кружка, а не точки, датируется 876 годом и был обнаружен в надписи на стене храма в индийском городе Гвалиор.

Четвертым – на самом деле первым – претендентом всегда была рукопись из Бахшали: лингвисты и математики индийского происхождения давно подозревали, что она очень древняя хотя бы потому, что текст записан на диалекте санскрита, исчезнувшем в IV веке нашей эры. Но датировать рукопись иными, более материальными методами до сих пор не удавалось из-за чрезвычайной хрупкости артефакта.

Современная история рукописи хорошо известна: в 1881 году потемневшие от времени листы березовой коры случайно откопал сельский житель в окрестностях поселка Бахшали (50 км от города Пешавар в современном Пакистане). В то время эти земли были частью Британской Индии, загадочную находку передали британским властям, а в 1902 году любопытный манускрипт, в котором быстро опознали математический текст, приобрела Бодлианская библиотека Оксфорда, где он и хранится до сих пор.

   Фото: Манускрипт из Бахшали в Бодлианской библиотеке Оксфорда. Фото: Bodleian Libraries, University of Oxford

Березовая кора в качестве носителя древней математической мудрости оказалась не лучшим выбором: от рукописи сохранилось лишь 70 небольших и очень хрупких фрагментов. Однако остатки текста неплохо читаются и давно расшифрованы. Обрывки записей содержат множество математических задач, а в них – сотни символов нуля в виде жирной точки: по мнению большинства исследователей, именно этот знак позже эволюционировал в современный символ 0.

Дело, конечно, не только в графическом символе. Ученые давно пытаются датировать один из величайших прорывов в истории математики – создание концепции нуля в его современном понимании: числа со своими правами и правилами. Подобное открытие невозможно совершить без предшествующей математической традиции. Точки-нули в манускрипте из Бахшали оказались именно такими, историческими.

Подобные открытия невозможно понять без контекста и конкретики. Начнем с датировки. Для анализа из берестяных листов рукописи были взяты три микроскопических образца (современные технологии наконец научились обходиться чрезвычайно малым количеством органики, еще несколько лет назад такое было просто невозможно). Результаты датирования оказались ошеломляющими: все три фрагмента относятся к разным эпохам. Один был датирован 680-779 годами (что совпало с общепринятой в Европе датировкой манускрипта), второй – периодом 885-993 гг., тогда как третий фрагмент, взятый из листа № 16, стал сенсацией: его датировали 224-383 годами нашей эры (см. заглавное фото).

Как мы уже упоминали, многие ученые и без применения современных технологий относили создание рукописи к III-IV веку. Например, индийский профессор математики М.Н.Чаннабасаппа, изучавший манускрипт еще в 1970-х годах, датировал его 200-400 годами нашей эры. Помимо чисто лингвистического аспекта (язык рукописи – разновидность буддийского гибридного санскрита, исчезнувшая в начале IV века), язык математики предоставил другие подсказки: например, Чаннабасаппа выделил в тексте пять специфических математических терминов, которые отсутствуют в работах великого индийского ученого Арьябхаты (476–550 гг.), из чего сделал вывод, что манускрипт из Бахшали не мог быть создан позже V века.

Джордж Джозеф (George Joseph), известный математик индийского происхождения, в своей книге «Хохолок павлина: неевропейские корни математики» делает обоснованное предположение, что «манускрипт, возможно, является поздней копией текста, созданного в первые века нашей эры».

Еще в 1930-х годах исследователи рукописи обратили внимание на разницу в почерке, словно текст записывал не один человек, а по меньшей мере пять. На одном листе переписчик даже оставил замечание по поводу ошибки в правиле, вписав свою ремарку между строк – автор оригинального текста наверняка исправил бы ошибку, взяв чистый лист бересты. Еще один переписчик оказался нерадивым неряхой – его часть текста изобилует помарками и нелепыми описками.

Европейские специалисты предлагали более поздние датировки всего манускрипта – IX и даже XII век, пребывая в уверенности, что Индия могла лишь заимствовать научные достижения у греков и арабов. Однако с этой точкой зрения никогда не соглашались лингвисты (из-за уже не раз упомянутого языка рукописи), а индийские ученые с самого начала отстаивали математическое первенство своей родины. В научных спорах использовались такие аргументы как отсутствие в манускрипте целочисленных уравнений и других математических открытий, которые быстро распространились после трудов Арьябхаты в V веке – следовательно, рукопись была создана раньше.

Радиоуглеродная датировка, с одной стороны, многое расставила по местам и однозначно подтвердила древность текста, с другой – необычный разброс дат вызвал новые вопросы, главный из которых – как листы из разных столетий оказались вместе в виде единого текста? И почему в более поздних фрагментах не отражено развитие индийской математической мысли, открытия великих ученых Арьябхаты, Брахмагупты (598–670 гг.) и других? Предсказуемо ожидается новая волна научных работ, посвященных истории математики, но уже с учетом необычной датировки манускрипта из Бахшали. 

Пока же главная новость, попавшая во все мировые СМИ – обнаружение древнейшего символа математического нуля: датировка части манускрипта III веком означает, что путь к пониманию нуля начался за несколько столетий до знаменитого сочинения индийского астронома и математика Брахмагупты «Усовершенствованное учение Брахмы» (Brāhmasphuṭasiddhānta), написанного в 628 году.

До сих пор считалось, что «Усовершенствованное учение Брахмы» — древнейший текст, в котором ноль является полноправным числом (оригинал работы, к сожалению, не сохранился). Это мнение вряд ли изменится даже после датировки рукописи из Бахшали – все же Брахмагупта был первым, кто наделил ноль правами числа, создав правила арифметических операций с нулем, сегодня известные каждому школьнику: 1 + 0 = 1, 1 — 0 = 1, 1 x 0 = 0. С делением на ноль Брахмагупта, впрочем, ошибся – он считал, что 1 ÷ 0 = 0. Пятьсот лет спустя другой индийский математик, Бхаскара II, предложил иной вариант ответа – не ноль, а бесконечность, и это решение полагали правильным на протяжении многих столетий. В современной математике принято считать, что любое число n ÷ 0 = неопределенность, то есть результат не определяем и не имеет смысла.

В рукописи из Бахшали ноль еще не фигурирует в качестве самостоятельного числа, однако уже пытается занять свое место в десятичной системе счисления (той самой, которую мы используем сегодня – 1234567890, тоже родившейся в Индии). Манускрипт доказывает наличие математической традиции: из заложенного в нем «зерна» позже выросла современная концепция нуля, впервые описанная Брахмагуптой в VII веке и продолжающая развиваться в наши дни.

   Фото: Один из листов манускрипта из Бахшали. Фото: Bodleian Libraries, University of Oxford

«Благодаря новейшему исследованию манускрипта мы выяснили, что уже в III веке индийские математики заложили зерно той идеи, на которой фактически строится весь современный мир», — сказал Ричард Овенден, хранитель Бодлианской библиотеки (в последние годы активно занимающийся ее оцифровкой).

Ему вторит Маркус дю Сотой: «Манускрипт из Бахшали – свидетельство рождения концепции нуля как отдельного числа со своими правами и правилами, и это революционное событие произошло в Индии».

Дю Сотой говорит о нуле из Бахшали как об идее, зачатке будущей концепции, поскольку формально символы для обозначения отсутствия (т.н. «заполнители») уже использовались в разных культурах, но их эволюция прекратилась по разным причинам. Еще 5000 лет назад в Шумере, а затем и в древнем Вавилоне существовал особый символ в виде двух маленьких клиньев для обозначения пустующей позиции в записи числа – как в современном примере «101» (ноль обозначает отсутствие десяток). Египетскому нулю, разделявшему положительные и отрицательные значения, не меньше 4000 лет. У древних китайцев не было символа нуля, но это не помешало им создать позиционную систему счисления и успешно работать с дробями и уравнениями. Независимо от всех, на другом континенте, в первые века нашей эры майя создали собственную сложную календарную систему, в которой использовали стилизованный символ панциря черепахи для обозначения отсутствия, «пустого места».

Греческие астрономы для той же цели – обозначения пустой позиции – использовали букву ο, омикрон (с этой буквы начиналось слово «оуден», ничто). Однако, несмотря на ультрапередовые для своего времени познания в математике и геометрии, у древних греков не было символа нуля. Знак для обозначения «пустого места» был, а символа нуля и даже зачатков концепции такого числа не было. То, что в наши дни кажется абсолютно очевидным, пробивало свой путь в Европу чрезвычайно долго и трудно. Слишком разные культуры, слишком разное мышление. В Европе распространение индийской (вернее, уже индийско-арабской) системы счисления началось только в XII-XIII веках (!), и произошло это благодаря сыну итальянского торговца, который однажды заинтересовался математическими познаниями восточных купцов. Этого человека, ставшего первым великим математиком Европы, звали Леонардо Пизанский (1170-1250): в наши дни он больше известен под своим прозвищем, Фибоначчи.

«Идея и символ нуля восходят к индийской культуре, которая издревле находила блаженство в постижении пустоты, бесконечности. Удивительно осознавать, насколько философские традиции народа оказались важны в сотворении великих математических открытий», — заметил дю Сотой. В Европе, по его же словам, подобные культурные основания просто отсутствовали.

«Европейцы, даже когда им представили уже готовый ноль, продолжали сопротивляться – "зачем вообще нужно число для ничего?"», — смеется дю Сотой, а его коллега Дэвид Чивалл, сотрудник оксфордской лаборатории радиоуглеродного анализа, в коротком видео о датировке манускрипта из Бахшали приводит немного анекдотический пример: «Это как если бы незнакомец подошел к тебе и спросил – «сколько коров на твоем лугу?», а ты такой «что за глупости, нет тут никаких коров», а он тебе – «неверно, на лугу ноль коров!», и это, на самом деле, совершенно революционная идея». Маркус дю Сотой назвал этот концептуальный сдвиг «прыжком веры», «прыжком в абстрактное». 

Возвращаясь к рукописи из Бахшали, ученые до сих пор точно не знают, с какой целью был создан этот манускрипт. Он сильно отличается от всех известных древнеиндийских работ по математике: во-первых, текст написан «прозой», тогда как общепринятой формой изложения была поэтическая; во-вторых, его содержание сугубо математическое, без лирических и прочих отступлений, характерных для древнеиндийских научных трудов; в-третьих, текст очень подробный и даже многословный, по сравнению с поэтическими, но достаточно лаконичными работами других авторов, которые ограничивались кратким изложением правил и крайне редко приводили примеры. Тогда как рукопись из Бахшали выстроена по четкой схеме:

1) Изложение правила (сутра),2) Изложение примеров (удахарана),3) Демонстрация действия правила (карана).

Уникальность артефакта несколько осложняет понимание его назначения. Одни исследователи полагают, что текст представлял собой математику в чистом виде, работу «ученого для ученых», тогда как другие уверены, что манускрипт из Бахшали служил своеобразным пособием по математике для торговцев: «основное содержание текста – практические задачи на тему "это купил, это продал, сколько в итоге получилось?"», — поясняет дю Сотой.

«Учебник» содержит такие разделы как дроби, извлечение квадратного корня, арифметические и геометрические прогрессии, «правило трех» (если три элемента пропорции известны, то всегда можно найти четвертый), простые уравнения, системы линейных уравнений, квадратные уравнения, неопределенные уравнения второго порядка, вычисления площади и объема, доходы и расходы, прибыль и убыток… Иными словами – превосходная арифметика, немного геометрии и довольно продвинутая алгебра, по уровню знаний на столетия опередившая арабскую алгебру IX века.

Вот пара задач из рукописи Бахшали:

У одного купца есть 7 лошадей асава, у второго – 9 лошадей хайя, у третьего – 10 верблюдов. Каждый отдает пару своих животных, по одному животному каждому из своих сотоварищей. После этого их состояние в денежном выражении уравнивается. Вычислите стоимость каждого животного и общую стоимость животных во владении каждого из трех купцов.

Это один из примеров неопределенного (диофантова) уравнения, содержащего более одного неизвестного. У этой задачи есть несколько вариантов решения. У другой задачи решение одно:

Царю прислуживают два мальчика-пажа. Один за свою работу получает 13/6 динаров в день, второй – 3/2. Первый должен второму 10 динаров. Рассчитайте, через сколько дней суммы в их владении сравняются.

В манускрипте из Бахшали для решения этой задачи используется «правило трех», ответ – через 30 дней денежные накопления мальчиков-пажей сравняются, у каждого будет по 55 динаров.

В современной записи задач и их решений невозможно обойтись без символа нуля. Рукопись из Бахшали пестрит крупными точками, которые в одних случаях обозначают ноль, в других – неизвестное (современный х). При этом в рукописи есть задача, ответ на которую – ноль, однако место ответа оставлено пустым. Эта особенность всегда интриговала исследователей, словно они получили возможность в реальном времени наблюдать становление идеи: обозначения нуля (отсутствия, пустоты, «сунья») и неизвестного еще не полностью разделились и используются параллельно в одном и том же тексте.

   Фото: Древнейший символ нуля (точка) на листе № 16 манускрипта из Бахшали, датированный III-IV веками нашей эры.

   Фото: Bodleian Libraries, University of Oxford / National Geographic

Любопытно, что в Индии «двойное» значение символа сохранилось до сих пор – и пустота, и неизвестность. По мнению многих ученых, это лишнее доказательство того, что философская концепция нуля действительно родилась в Индии: ноль как пустота (отсутствие всего), ноль как «дыра» (отсутствие чего-либо), ноль как заполнитель пустого места, ноль как нейтральная позиция между разнонаправленными процессами и, наконец, ноль как число.

Всё одарено смыслом у того,У кого пустота имеет смысл;Всё лишено смысла у того,У кого пустота не имеет смысла.Нагарджуна (II век н.э.), «Муламадхъямака-карика», XXIV, 14. Перевод В.П.Андросова

Развитие концепции нуля в математике открыло для человечества невероятные возможности познания – изучение бесконечности, вакуума в квантовой физике, рождения и смерти Вселенной… Теперь мы знаем, где и когда это началось: с невзрачной точки на хрупкой 1700-летней бересте из Бахшали.

Источник

 

dostoyanieplaneti.ru

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

Наверное, самой известной по своему названию колдовской книгой является «Некрономикон», или «Книга мертвых». Образ этого фолианта, буквально пропитанного черной магией и содержащего в себе заклинания, способные поднять покойников из могил, широко распространился не только в специальной литературе, но даже и в кино, например, в фильме «Зловещие мертвецы».

Jднако мало кто знает, что «Некрономикон» является на самом деле ни чем иным, как великолепной мистификацией великого американского литератора XX века. Идея этого, похожего на художественное произведение, магического труда принадлежит знаменитому оккультисту и писателю романов-ужасов Х.П. Лавкрафту (1890-1937). Он часто упоминал о «Некрономиконе» в своих работах и постепенно создал культ последователей, веривших, что книга существует на самом деле и основывается, хотя бы частично, на реальных фактах! Владельцы букинистических магазинов и книгоиздательств неоднократно получали заявки на это произведение, так что к началу 90-х годов по меньшей мере три версии «подлинного» «Некрономикона» были опубликованы…

Однако существовало и немало действительно серьезных магических книг, написанных как в эпоху Средневековья, так и в новое время. Старые справочники по практическому колдовству, многие из которых, возможно, относятся к древним источникам, широко распространялись среди интересующихся и были особенно популярны, начиная с XVII и до начала XIX века. Люди, изучающие ритуальную магию, все еще продолжают обращаться к ним, хотя сейчас появились и более современные издания.

Главная цель всех колдовских книг — заклинать и удерживать в повиновении демонов ада и природных духов, которые давали чародею силу и богатство или делали его способным наслать порчу и умертвить своих врагов. Магические манускрипты давали точные, но иногда и малопонятные инструкции для проведения подобных ритуалов, советовали колдуну, какими инструментами ему пользоваться, какую одежду носить и какие заклинания читать днем и ночью — в определенное астрологией время. Книги также содержали рецепты мазей и настоев, способы создания магического круга, талисманов, амулетов, оккультных изображений и клейм; инструкции о том, как приносить в жертву животных и птиц и как бороться с непокорными демонами. Они советовали чародею постепенно готовиться к периодам полового воздержания и отказа от пищи в нужные дни, призывали использовать в ритуалах лишь чистые с точки зрения магии материалы. В колдовских трудах обычно описывалась также полная иерархия духов и демонических существ, которых можно было вызвать с помощью заклинаний, приведенных здесь же.

Магические, или, как их еще называли, «книги тьмы», вошли в повседневное употребление примерно с XII века. Следует отметить, что их использовали не только колдуны, но и врачи, да наконец, просто знатные и богатые люди, которым необходимо было достичь чего-либо с помощью потусторонних сил.

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

«Некрономикон» — книга мертвых

Следуя сложившимся ритуальным традициям, «книги тьмы» всегда переписывались только от руки. Материал для всех этих трудов взят в основном из египетских и эллинских (греческих) текстов, датируемых, как правило, 500-100 гг. до н.э., а также из древнеиудейских и латинских литературных источников.

Интересен тот факт, что читатели и авторы «книг тьмы» далеко не всегда считали себя сторонниками дьявола или злых духов! По средневековым понятиям, иметь дело с демоническими существами часто обозначало лишь заключение договора с ними. Подлинной же целью мага было обмануть силы зла таким образом, чтобы не выполнять самому свою часть сделки, и книжная премудрость помогала ему в этом.

Какие же колдовские книги были наиболее известны в прошлом и продолжают считаться таковыми по сей день? Наиболее известен из них труд «Ключ Соломона», который дал материал для множества других подобных произведений. Этот текст приписывается библейскому царю Израиля Соломону, который, как свидетельствуют легенды, получил от Бога небывалую мудрость и силой своих магических способностей заставил повиноваться демонов, а потом изгнал их из Палестины. Книга колдовских заклинаний для вызова духов, автором которой считают Соломона, достоверно существовала уже в I веке до н.э. и неоднократно упоминалась в литературе на протяжении многих столетий. С течением времени она постепенно увеличивалась в объеме, впитывая в себя разные позднейшие добавления.

Наиболее древний фрагмент «Ключа Соломона» — это греческий вариант, датируемый примерно 1100-1200 гг., который составляет часть магического сборника, хранящегося в Британском музее. Из истории книги известно, что в 1350-х годах папа Иннокентий VI приказал ее сжечь, а в 1559 г. этот же труд был снова предан церковному проклятию.

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

В темное время суток приходят мысли. В темноте приходят идеи

Наибольшую же популярность «Ключ Соломона» получил в XVII веке. Своеобразным дополнением к нему служит небольшая книга «Лемегетон», также приписываемая царю Израиля, где излагаются основы черной и белой магии.

Среди «книг тьмы» известен и минувший «Гримуариум Верум». Основанное в основном на «Ключе Соломона», это произведение было написано по-французски. Вероятное время его создания — середина XVII столетия, хотя некоторые маги утверждали, что ее перевел с древнеиудейского некий священник-доминиканец и этот перевод был опубликован впервые еще в 1517 году.

«Манускрипт Гонория» впервые увидел свет в Риме между 1628 и 1671 годами и приписывается папе Гонорию, которого современники считали могущественным чародеем. Некоторые полагают, что книга основана на иудейской каббале, но, видимо, связь эта незначительна, так как в тексте содержится много христианских элементов. Собственно же магический аспект разработан здесь весьма поверхностно.

Авторство «Книги Священных таинств Абрамелина Мага» принадлежит одноименному немецкому колдуну из города Вюрцбурга, который написал ее для своего сына в 1459 году. Этот труд оказал позднее огромное влияние на знаменитого мага Алистера Кроули, став одной из его любимых книг.

«Книга Черной Магии и Договоров» была создана в 1898 году Артуром Эдуардом Уэйтом — центральной фигурой в мистическом Герметическом Ордене Золотой Зари. В первой части своей работы Уэйт рассказывает о других «книгах тьмы», а вторая именуется «Полным сводом Черной Магии».

Но особенно популярным среди адептов темных сил было написанное в XVII веке французское оккультное произведение под названием «Гранд Гримуар» («Великая Колдовская книга»). Этот труд по черной магии включает в себя подробнейшие инструкции по некромантии, которые, как говаривал Артур Уэйт, «только опасный маньяк-убийца или закоренелый преступник» попытался бы выполнить на практике!

Что таят в себе древние колдовские манускрипты?

Вот уже двенадцать веков об этой книге ходят жуткие легенды

Фолиант «Черная курица», созданный в конце XVIII века в Риме, не претендует на звание старинного манускрипта. Интересен он другим: в этой книге особое внимание уделяется магическим кольцам, оберегам и талисманам, а впервые в печати она появилась под более благозвучным названием «Сокровища Старца из Пирамид».

Что же касается прикладной магии, то манускрипты, в которых собраны ритуалы, легенды, правила и этические нормы колдовства, сведения о растениях и правила знахарства, песнопения, гадания, заклинания и обряды шабаша, называются «книгами теней» и служат «настольным пособием» для чародеев в их повседневной работе. Так получилось, что общепринятой «книги теней» по черной магии не существует, и поэтому каждый ковен (община) ведьм имеет свою книгу, которую эти сообщества постоянно дополняют и переделывают. Кроме того, многие из колдуний добавляют в них свой личный опыт, так что, по негласному правилу, эти произведения магической литературы не подлежат широкой огласке.

Как велит традиция, в каждом ковене ведьм должен иметься только один экземпляр «книги теней», который хранит у себя верховная жрица или жрец общины. В идеале магический манускрипт обязан быть рукописным, но на деле же в современном неоязыческом движении эти тексты нередко распространяются на компьютерных дискетах или лазерных дисках.

К сожалению, пока мало сведений о том, существовали ли «книги теней» до нового возрождения интереса к колдовству в середине XX века. В прошедшие времена знания чародейства передавались из поколения в поколение изустно, но некоторые из потомственных колдуний утверждают, что их предки все же описывали свои ритуальные действия в особых магических книгах. Одним из таких литературных источников была, например, опубликованная в Великобритании книга Ч.Лиланда «Арадия, или Евангелие ведьм» (1899), в которой раскрывались колдовские приемы, заимствованные из арсенала древних этрусков.

Не стоит, однако, считать, что различного рода магические книги — это чисто западное явление, не имеющее никаких корней в нашей истории. В период XV — XVII вв. немало переводов с латинского и греческого появилось и на Руси. Для русского общества той поры к любимейшим из этих книг относились в первую очередь те, которые повествовали об астрологии. Среди них наиболее известны «Рафли», «Аристотелевы врата», «Звездочетец» и другие. В этих сборниках повествовалось о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех данных обстоятельств на судьбы людей. Подобные книги использовались для составления всякого рода предсказаний, в частности и об общественных событиях — войнах, неурожаях и т.п.

Естественно, что православное духовенство не одобряло интереса народа к астрологии и считало пользование такими книгами грехом: «…в них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дней рождения своего, чинов получения и урока житию, а чародейники от бесовских научений пособие им творят и по планетам гадают!»

Что же до самих книг, то, скажем, «Аристотелевы врата» — это перевод очень древнего латинского произведения, по преданию, написанного самим древнегреческим философом, а «вратами» в ней называются части и главы книги. Кроме описанных выше существовали также «Громовник», повествующий о погоде, эпидемиях, бурях и землетрясениях, «Мысленник» — трактат о мироздании, «Волховник» — сборник народных примет, «Сновидец», «Путник» — описание дорожных встреч одиноких паломников со злыми и добрыми потусторонними существами, «Зелейник» — целительский травник и много других.

Все эти книги церковь объявляла «еретическими писаниями» и предавала проклятию тех, кто ими пользовался. Однако интерес к этим таинственным манускриптам не ослабевает до сих пор. Вполне вероятно, что это связано глубинное содержание этих магических книг отражало языческие представления народов разных культур.

 

 

www 

vzglyadzagran.ru


Смотрите также