Культура древнего. Культура Древнего Египта: кратко об архитектуре и литературе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта (стр. 1 из 7). Культура древнего


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

  1. Древнее царство: 3197—2160 гг. до н. э.

  2. Среднее царство: 2160—1580 гг. до н. э.

  3. Новое царство: 1580— 1100 гг. до н. э.

  4. Поздний период: 1100 г. до и. э. — 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним — жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже — крестьяне, еще ниже — ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды — рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян — это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные — крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покро­витель фараонов — символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Письменность и литература

Египтяне — создатели иероглифического письма, в кото­ром информация передается с помощью рисуночных знаков, неадекватных алфавиту. Умение зафиксировать мысль пись­менно египтяне считали важнейшим качеством мудрости. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и кар­тинно-образными знаками. Искусство живописцев практи­чески не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. Древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда остались в их текстах. Живопис­ное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изоб­разительный знак предмета — значило сберечь и увекове­чить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, де­лом жрецов.

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. На первый взгляд, такая иероглифическая система письма чрезвычайно сложна. Однако в процессе ее изучения выяснилось, что египетские письменные знаки передавали и звуки. Гласных не писали, поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ста­вился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. В Египте появился первый алфавит, азбука из 25 букв.

Кроме иероглифов употреблялись и другие виды письмен­ности. Практические потребности вызвали к жизни иератичес­кое письмо (деловое скорописное). Особенностью иератики яв­ляется связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каж­дый знак пишется отдельно. Гораздо позднее появился еще один вид письма - демотика. Система этого письма та же: звуковые знаки, определители, но намечается попытка обозна­чить гласные.

Основным материалом для письма был папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали перпендикулярно друг другу так, что края нахо­дили один на другой. Полоски смачивали водой и клали под пресс. После высыхания получался лист папируса. Писали чернилами, а в качестве ручки употребляли тростниковую палочку, распушенную на конце.

История расшифровки египетской письменности связана с Жаном Франсуа Шампольоном. Постоянно читая труды, ка­сающиеся Египта, он глубоко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — прочесть древнеегипетские тексты. В этом исследовании он пошел своим собственным путем. К тому времени был обнаружен так называемый «Розеттский камень» — каменная (базальтовая) плита, покры­тая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Ценность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Сравнивая отдельные слова и фонетические знаки, можно было раскрыть тайну египетских иероглифов. Шампольон сумел в 1822 г. дешифровать не только этот текст, но и многие другие, написанные на папирусах, став крупнейшим научным авторитетом в египтологии.

Литература. Развитие письменности и технология обра­ботки папируса (тростника) для письма привели к появлению литературы. Значимость слова, не магического, а человечес­кого, слова как выражения человеческой мудрости, проявля­лась в Древнем Египте особенно ярко.

Египет — родина исторической повести, сказок, басен, лю­бовной лирики («Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Ре­чения», «Песнь арфиста» и др.). Религиозно-мистические, медицинские, научные тексты, хроники и летописи составля­лись и хранились в скрипториях («домах жизни») при хра­мах или записывались на стенах гробниц и пирамид, т. е., письменность являлась неотъемлемой частью древнеегипет­ского искусства.

Научные и технические достижения

Науки в Древнем Египте носили прикладной характер: ма­тематика, астрономия, механика были связаны с сельским хо­зяйством (ирригационные и земледельческие работы), мо­реплаванием, строительством. Химия и медицина (в основ­ном, хирургия) — с искусством бальзамирования.

О высоком развитии математики свидетельствуют матема­тические трактаты. Из них видно, что египтяне оперировали с дробными величинами, умели возводить в степень, решали уравнения с двумя неизвестными. Особенно велики были до­стижения в области геометрии: вычисление площадей раз­личных фигур, приемы вычислений объемов пирамиды и ци­линдра.

Врачи (сину) самых различных специальностей име­лись уже в Древнем царстве. Многие болезни описаны в медицинских трактатах довольно подробно. Кроме лекарств, среди которых были очень сложные по составу, египетские врачи применяли магию, заговоры, заклинания. В Египте возникла первая в истории медицины теория возникновения болезней: египетские врачи считали причиной многих забо­леваний изменения деятельности сосудов и сердца. Описано много случаев повреждений и лечения черепа, мозга, облас­ти шеи, горла, ключиц, грудной клетки, конечностей. Древ­ние египтяне подошли к изучению физиологии, к убеждению связи деятельности головного мозга и других органов.

С древ­них времен развивается астрономия. Египтяне располагали звезды по созвездиям, но называя их по-своему, вели наблю­дения за планетами.

В эпоху Среднего царства начали со­ставляться «энциклопедии», т.е. сборники слов, виды про­дуктов питания, виды злаков, сорта хлеба, виды животных, описания чужеземных городов и т. п. Египтяне впервые куль­тивировали яблоню, гранат, маслину. Развились и начала других наук: зоологии, географии, физики, химии.

Влияние египетской науки заметно в области научных терминов. Египетские слова для самых разнообразных по­нятий через греческий, латинский, древнееврейский, араб­ский языки были восприняты романскими, германскими, славянскими языками и имеют широкое хождение до сих пор: Ливия, оазис, ибис, лев, папирус, химия, натр, стибиум (сурьма), а само слово «хими» означает «Египет».

Египтяне — создатели первой в истории человечества аг­рарной экономики.

Художественная культура.Искусство.

Общие характеристики древнеегипетского ис­кусства:

  • религиозный и погребальный характер;

  • монументальность объемов,

  • геометричность линий, прочность материалов;

  • традиционность и синтез всех жанров с доминантой ар­хитектуры.

Архитектура находилась на службе у фараона и жрецов и должна была выражать идею незыблемости власти обоже­ствленного правителя, стать символом ее вечности, всеподавляющей мощи. Практически неограниченные ресурсы рабс­кого труда позволяли воплотить систему религиозных воззре­ний в грандиозные сооружения: храмы и гробницы.

Гробницы (мастабы, пирамиды и скальные) символизиро­вали «вечный дом» души и тела. Их величие и роскошь строго регламентировались в соответствии с занимаемым положе­нием умершего. Внутри помещалось все необходимое для заг­робной жизни: утварь, оружие, украшения, даже слуги — «ушебти» (глиняные фигурки в виде человеческой фигуры, условно играющие роль слуг). Стены покрывались роспися­ми (фресками) со сценами из жизни захороненного. Рядом с гробницами строились заупокойные храмы.

Со времен от Древнего Царства до Нового конструкция хра­мов не претерпела принципиальных изменений, но измени­лись размеры и соотношение отдельных частей.

Пирамида выражает идею исключительности фараона и принадлежность его к рангу богов. Самые знаменитые пира­миды Древнего царства — пирамиды Джосера, Хеопса, Хеф- рена и Микерина. Пирамида Джосера — ступенчатая, явля­ется частью огромного архитектурного ансамбля.

Пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Ее высота 147 м, длина наклонной стороны — 235 м, площадь — 550 ООО м2. Строили это сооружение 20 лет. В качестве стро­ительного материала использовали каменные блоки весом 2,5 т каждый, а всего таких блоков — 2 500 штук.

Начиная со Среднего царства переосмысливается архи­тектурный стиль и больше внимания уделяется заупокойным скальным храмам и гробницам.

В Новом царстве появляются колонные храмы (гипостиль- ные), что свидетельствует о прогрессе в области архитекту­ры и строительства. Такие храмы посвящались многочислен­ным богам. В городах Луксоре и Карнаке были построены са­мые знаменитые храмы, к которым даже прорыли каналы для ладьи фараона. Колонны в храмах выполнялись в виде расти­тельных элементов: нераспустившегося цветка лотоса, ство­ла пальмы, стебля тростника, а их поверхность и стены по­крывали иероглифическими надписями и рельефами. Огром­ное количество колонн и их чрезвычайно большие размеры (до 25 м) осуществляли идею божественного величия, подав­ляя каждого туда входящего.

Египетская архитектура с ее органичностью удачно соче­тала растительные мотивы с геометризмом форм, строгой симметрией и ритмическим повторением идентичных обра­зов, действовала на зрителя гипнотически, рождала благого­вение, т.е. выступала как символ системы духовного и эконо­мического порабощения.

При возведении грандиозных сооружений — пирамид, храмов — использовался труд разных ремесленников: ка­менотесов, камнерезов, изготовителей кирпича, штукату­ров, плотников, дорожных рабочих, землекопов, а также ва­ятелей-художников, металлургов, золотых и серебряных делмастеров. Каждый работник выполнял одну, строго опреде­ленную часть работы или небольшую группу операций. Весь процесс строительства был четко организован. В распоряже­нии египетских строителей были чертежи. Математические правила, необходимые для строительных работ, записывали на стенах храмов или на папирусах. В массовом строитель­стве использовался кирпич-сырец, в монументальных — гор­ный камень. Дерево использовалось лишь в исключительных случаях, в самых необходимых конструкциях как самый доро­гой материал. Глина позволяла возводить прочные сооруже­ния без сложных лесов. Металл (золото, серебро, медь, элек­трон, бронза) использовали при отделке интерьеров храмов для инкрустации.

На всем древнеегипетском строительстве лежит печать большой изобретательности. Простыми средствами была со­здана подавляющая грандиозность. И строительство, и архи­тектура отмечены многовековым сохранением традиций. С ар­хитектурой неразрывно были связаны скульптура и живопись.

Скульптура и живопись.

Скульптура, развиваясь в не­скольких жанрах, отражала религиозный и традиционный ха­рактер культуры: заупокойный портрет, гигантские скульп­турные изображения сфинксов (лев с лицом фараона) как символа сверхчеловеческой сущности правителя, многочис­ленные высокие и низкие рельефы (плоская скульптура), мел­кая пластика.

Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось раз­граничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Каноническая культура выработала язык, отвечающий идее постоянства — графический язык, лаконич­ность, четкий контур, строгую, ясную линию.

Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нор­мы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписыва­ющих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим твор­ческую деятельность мастера.

Канон господствовал и во внутреннем убранстве храмов и гробниц, и в самой скульптуре: статичность поз, обобщен­ность форм, раскрашивание, инкрустация.

В живописи канон проявился в особом изображении фи­гур на плоскости: тело развернуто одновременно в несколь­ких положениях (фас и профиль), а тематика сюжетов строго ограничена.

Лишь в период правления фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его жены Нефертити в Новом царстве произошел уход от традиций в связи с реформой, в результате которой «отме­на» всех богов и культов и установление единого культа бога Солнца (Атона) привели к изменениям и в искусстве. Таким образом, на протяжении 30 лет в Египте существовал моно­теизм. Этот период получил название «амарнский период» по имени арабской деревушки Тель-эль Амарна, возле которой археологи обнаружили развалины города Ахетатона с памят­никами материальной культуры эпохи Эхнатона. Уход от ка­нона привел к появлению светских реалистических начал в искусстве. Памятником этого периода являются алебастро­вый портрет царицы Нефертити, сокровища гробницы фара­она Тутанхамона.

Египетская культура на всем протяжении своего существо­вания является типичным примером культуры восточного, азиатского типа, где все подчинено идее божественности и по­давлению личностного начала в человеке.

4

studfiles.net

кратко об архитектуре и литературе

Египет был, пожалуй, самым развитым государством в период первых цивилизаций. Наибольшего расцвета достигла культура Древнего Египта. Кратко представить ее довольно-таки сложно, поскольку античный период, равный 2000 с лишним лет, условно разделен на три царства (Древнее, Среднее, Новое), развитие каждого из которых имело свои характерные особенности. культура Древнего Египта кратко

Культура Древнего Египта: кратко о Древнем царстве

Эта эпоха является для Египта периодом настоящего расцвета – золотым веком для развития культуры. Наибольшего развития достигает архитектура, которой свойственны черты монументализма. Большинство из построек связаны с заупокойным культом. Древние египтяне отрицали смерть. Они верили, что душа человека обязательно вернется к нему. Поэтому создавались гробницы, а усопших - мумифицировали. Вместе с архитектурой в Древнем царстве развивалась скульптура. Ей были присущи некоторые особые приемы “египетского стиля”, в которых и заключаются главные особенности культуры Древнего Египта. Так вот, отличительной чертой скульптур было то, что они создавались на плитках, которые покрывались с обеих сторон рельефными изображениями людей. При этом лицо и плечи изображались в фас, а ноги и голова в профиль. Знаменита плита фараона Нармера. Ее высота составляет 64 метра. На ней, помимо рельефных картинок, имеются иероглифические надписи, рассказывающие о личности того, чье изображение высечено на плите. Кстати, в эпоху Древнего царства окончательно сформировалась письменность, был изобретен лист папируса и была создана система счета. Письму в Египте были обучены в основном жрецы и писцы, которые вели счет в хозяйстве, и скульпторы. Другой особенностью является идеальная симметричность изображенных фигур.искусство и культура Древнего Египта

Среднее царство

Культура Древнего Египта кратко о Среднем царстве может нам поведать следующее. В эту эпоху начинается строительство храмов для египетских богов, которые изображались либо в виде людей, либо полуживотными-полулюдьми. Храмы не только служили религиозным целям, но и считались административными учреждениями, в которые имели доступ только священнослужители – жрецы. Верховным богом считается Ра – бог солнца, а Фараон числился сыном солнца. Если до этого в основном строились заупокойные сооружения, то в Среднем царстве наряду с ними создавались священные храмы, украшенные гигантскими колоннами, обелисками, шикарным элементами декора. Наиболее грандиозным был храм Аменемхета III, который в дальнейшем был назван греками Лабиринтом. К архитектуре этого периода относятся легендарная пирамида Хеопса, Сфинкс и др. Искусство и культура Древнего Египта в эту эпоху развивались и в других направлениях. Например, наблюдается расцвет художественной литературы. Был написан, пожалуй, первый в мире роман - «История Синухета», а повесть «Беседа разочарованного со своей душой» - настоящий философский трактат о пессимизме, разочаровании и вере. Вот такая она загадочная и удивительная культура Древнего Египта.

особенности культуры Древнего Египта

Кратко о Новом царстве

В этот период совершенствуется искусство рельефа. На стенах храмов при помощи этой техники изображается вся история Египта. До наших дней сохранился храм Хатшепсут, расположенный в Дейр-Эль-Бахри. Рельефные изображения, украшающие стены храма, настолько реалистичны, что невольно происходит погружение в прошлое. Наиценнейшими образцами скульптур данного периода, дошедшими до нас, считаются работы скульптора Тутмеса - портреты фараона Эхнатона и его легендарной жены Нефертити. Что же касается литературы, то в Новом царстве она становится многожанровой. «Книга мертвых», принадлежащая этому периоду, считается религиозной энциклопедией того времени. Среди «шедевров» светской литературы можно назвать сказку «О двух братьях», а также произведения, относящиеся к любовной лирике, – «песни для услады сердец».

fb.ru

Культура Древнего Египта | Мудрый Философ

Культура Древнего Египта

На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Се­вере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к культурам Древнего Востока (или Ближнего). Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько геогра­фическое, сколько культурологическое понятие. Культура Древнего Египта одна из самых древних — она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых традиционных. Поэтому ее относят к восточному обществу.

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия. Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным — до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы — оросительная система была раз­витой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу — рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине — фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание — 5 га, высота — 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?

Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспри­нимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космо­са, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов. Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона. Сверхчеловеческое — это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь — бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Культура Древнего Египта. Фараоны. Изобразительное искусство

Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию ороситель­ной системы требовал четкой организации работ, практичес­ких навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные по­знания египтян в математике и астрономии. Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожже­вой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они вне­сли в медицину. Египетские жрецы были не только служителя­ми культа, но и одновременно врачами, метеорологами, мага­ми. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финан­совую систему, но носили довольно обширный характер.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства: мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, раз­витие литературных жанров не останавливалось.

Культура Древнего Египта. Фараоны. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве древние египтяне остави­ли нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изобра­жение человека в скульптуре у египтян отличалось статично­стью, неподвижностью. Если это было изображение на камен­ной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги — в профиль. Это объяс­няется тем, что одним из источников живописи была пиктог­рафия — переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой компози­ции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора — два раза графически выше остальных (простых) людей.

Мифологию, религию и культуру древних египтян помога­ют представить найденные археологами «Тексты пирамид» — сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми со­провождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов», которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI — XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых».

Вселенная, согласно представлениям египтян, создана бо­гом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса — симво­ла жизни. Жизнь — это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения — это осо­бенность их религии. Каждое божество выступало в виде ка­кого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифо­логии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут — богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Оси­рис — бог подземного царства, его жена Исида — богиня пло­дородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу — бог ветра, Нут — богиня неба, Тефнут — богиня влажности. Геб — бог земли, Сет — бог луны, Неферт — богиня красоты.

Духовный мир древних египтян был тесно связан с их ве­рой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего. По­этому такое огромное значение придавалось бальзамирова­нию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в тради­ции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (роспи­си гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).

Культура Древнего Египта. Фараоны. Изобразительное искусство

Символами египетской культуры являются не только фа­раоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх — египетский крест с петлей — «ключ Нила» — атрибут богов и власти. Это культура рабов­ладельческого общества и такой его разновидности, как ра­бовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики — это монументальная каменная архитек­тура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономи­ческие познания, скульптурный портрет, литературные па­мятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры — начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Восто­ка. Многие ее достижения через греческую и римскую антич­ность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:Культура Древнего ВостокаКультура Древнего КитаяКультура Древней Индии

Читайте также:Первобытная культураАнтичная культураСредневековая культураКультура Западноевропейского ВозрожденияКультурное значение РеформацииКультура Нового Времени

www.mudriyfilosof.ru

Культура Древнего Египта. Культурология

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Стоит заметить, что она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил побудут более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, кᴏᴛᴏᴩый заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение кᴏᴛᴏᴩого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю ϲʙᴏей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).

Древний Египет

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Стоит отметить, что остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в ϲʙᴏю очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в ϲʙᴏего бога. При этом некᴏᴛᴏᴩые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением кᴏᴛᴏᴩой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Алюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. При всем этом существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою ϲʙᴏего слова.

Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по ϲʙᴏей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнею Египта.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при ϶ᴛᴏм принадлежит богу мудрости Тоту, кᴏᴛᴏᴩый выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К ϶ᴛᴏму периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории ϲʙᴏей культуры.

В ϶ᴛᴏт период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, побудет первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается ϲʙᴏеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в кᴏᴛᴏᴩой формируются специфические каноны искусства.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, кᴏᴛᴏᴩая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, кᴏᴛᴏᴩая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым ϶ᴛᴏ осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Стоит заметить, что он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Стоит заметить, что она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Стоит заметить, что они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.

Пирамиды вызывали весьма разные, порой прямо противоположные оценки и суждения. Римский философ Филон Александрийский дает им весьма скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые на горах камня». Напротив, у Гёте они вызывают восхищение: «Самая удивительная архитектурная идея, кᴏᴛᴏᴩую невозможно превзойти». Римский писатель Плиний видит в них «тщеславную гордость фараонов, стоившую невиданных денег».

Думается, что такая неоднозначность в суждениях не случайна. Пирамиды не безупречны. Видимо, главный их недостаток — чрезмерность. Стоит заметить, что они требовали неимоверных, фантастических средств и усилий: их строили десятки тысяч людей в течение десятков лет. Стоит заметить, что они истощат и надрывали египетскую экономику Все ϶ᴛᴏ вынудило фараонов отказаться от них, и после XVII в. до н.э. их уже не строили.

Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Важно заметить, что одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Стоит заметить, что она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Кстати, эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает ϲʙᴏеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. В наибольшей степени известными скульптурными творениями будут «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.

Среднее царство

Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, кᴏᴛᴏᴩое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В ϶ᴛᴏт период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря ϶ᴛᴏму невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В ϶ᴛᴏт период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в кᴏᴛᴏᴩом наряду с заупокойными побудут другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Стоит заметить, что он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при ϶ᴛᴏм глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, ϶ᴛᴏт храм, как и большинство других, не сохранился.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от ϶ᴛᴏго периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание кᴏᴛᴏᴩых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Культура Древнего Египта

Введение

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» – «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы (приведен на рисунке 1) – прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Рисунок 1 – Египетский мастаб в поперечном разрезе

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Рисунок 2 – Пирамида Джосера

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Рисунок 3 – Пирамида Хеопса

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков – два миллиона триста тысяч. Срок строительства – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду – по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

mirznanii.com

Культура древнего мира

Культура древнего мираОчаги цивилизации Древнего мира возникали в Месопотамии, долинах Нила, Инда и Хуанхэ, в бассейне Средиземного моря и Чёрного морей, других зонах.

Контакты между народами обуславливали обмен идеями и техническими достижениями. Каждый этнос усваивал и приспосабливал эти заимствования к собственному образу жизни и мышления. Так фундаментальные формы деятельности, характерные для всех народов, модифицировались и адаптировались, порождая новые формы мировосприятия. Между древними цивилизациями существовали тесные связи, выразившиеся в распространении письменности, взаимообогащении в области литературы и искусства. Наследием древности стали весьма важные достижения, определившие дальнейшее развитие всей человеческой цивилизации. Именно тогда человек впервые избавился от необходимости добывать пропитание охотой и собирательством, открыв возможность выращивать растения и животных.

О состоянии родового дома Фёдора Достоевского (+Видео)О состоянии родового дома Фёдора Достоевского (+Видео)

Оседлый образ жизни обусловил появление сёл и городов. В городских центрах начали возводить первые сооружения из обработанного дерева, кирпича и отшлифованного камня. В древнем мире возводили города по определённым планам, чтобы подчеркнуть ценность памятников искусства и архитектуры. Народы древнего мира изобрели свод, купол и колонну. Они же придумали колесо, гончарство и металлургию. Благодаря их находчивости стали использоваться для письма свитки папируса, глиняные таблички и пергамент. Древние цивилизации разработали письменность, которая дала возможность сохранять для будущего мысли и открытия людей, описания исторических событий.

Народы древнего мира придумали театр (комедии, трагедии, музыкальные представления), новые направления в поэзии (лирика, элегия, эпопея) и создали первые философские трактаты. В древних странах были изобретены цифры, счёт, системы мер и весов.

Жажда знаний привела к созданию наук: астрономии, медицины, математики, геометрии, истории, географии. Древний мир породил первые формы государственной организации: монархию, администрацию со специальными служащими, право, которое регулировало отношения между людьми и властями. Древний породил и демократию. В экономике величайшим открытием была монета. В древности обрели ясные очертания различные формы правления: аристократия (власть лучших), демократия (власть народа), тирания (власть узурпатора), монархия (власть одного человека). Демократия придала импульс ораторскому искусству, политике и юриспруденции.

На пространстве древних цивилизаций сложились две основные формы религии: политеизм (египтяне, народы Двуречья, древние греки, римляне и др.) и монотеизм (зороастризм, вайшнавизм, иудаизм, буддизм, религия древних гетов, христианство). Религиозные верования вдохновили людей на написание первых литературных текстов. В древнем мире появилось Христианство – ведущая религия современности.

Многочисленные ценности древних цивилизаций составляют базис нынешней мировой науки, культуры и экономики.

 

 

Источник: moldovenii.md

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md


Смотрите также