Древние люди 5 класс урок. План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс. Древние люди 5 класс урок


План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

Древний мир. 5 класс

Тема: Древнейшие люди.

Педагогические цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним , с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные результаты:

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний.

 Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, словесный.

Основные термины и понятия: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило, присваивающее хозяйство.

Образовательные ресурсы: учебник, проверочные материалы, атлас, рабочая тетрадь.

План:

  1. Теории происхождения человека.
  2. Облик далёких предков.
  3. Орудия труда.
  4. Первые занятия древнейших людей.
  5. Овладение огнём.

1 этап  Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Быстрое включение в деловой ритм.

2 этап Проверка домашнего задания

Задание №1. Соотнесите:

Название науки

Определение

1. Археология

А. наука о народах

2. Геральдика

Б. «наука о древности», изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

3. Генеалогия

В. наука о времени

4. Хронология

Г. наука о гербах

5. Этнография

Д. наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств

Задание № 2. Распределите по группам.

Исторические источники

Вещественные

Письменные

Жилища, посуда, глиняные таблички, орудия труда, монеты, надписи на камне, оружие, сборники законов, древние книги, произведения искусства.

3 этап  Постановка учебной задачи.

С помощью археологии и других исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Изучение истории Древнего мира мы начинаем со знакомства с жизнью первобытных людей.

-Каких людей мы называем первобытными? (ответы детей)

-Давайте обратимся к словарю. (дикие, некультурные)

-Найдите теперь новый термин первобытные люди в учебнике.

(Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов)

Первобытные люди жили очень давно.

-Сформулируйте тему урока. (Древнейшие люди)

- На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (ответы детей)

Как жили древнейшие люди?

Почему первобытный человек не мог выжить в одиночку?

4 этап Усвоение новых знаний и способов действий

Работа в группах по карточкам, выступление групп по теме как появился первый человек и заполнение таблицы.

Человек издавна пытался найти ответы на вопросы, кто он такой, откуда он произошёл, какого его место в мире и природе. Этот поиск свойственен не только современным людям, но и древним. Но в отличие от современности, когда нам помогают различные науки, в древние времена человек пытался объяснить непонятные ему вещи с помощью мифов, в которых действовали сверхъестественные силы. Поэтому и мы, следуя за историческим процессом, узнаем, что говорят мифы и сказания о происхождении человека.

1 группа   Шумерская мифология

2 группа   Египетская и греческая мифология

3 группа   Миф древних индийцев

4 группа   Миф североамериканских индейцев и австралийских племён

5 группа   Скандинавская мифология

6 группа   Библейское сказание

Народы, создавшие мифы

Идеи мифов

Шумеры

Первые люди вылеплены из глины

Египтяне

Первые люди вылеплены из глины

Греки

Первые люди вылеплены из земли и воды

Древние индийцы

Первые люди произошли из частей тела бога Брахмы

Североамериканские индейцы

Первые люди произошли от черепахи

Австралийские племена

Первые люди произошли от разных животных

Скандинавы

Первые люди сделаны из дерева

Палестинцы

Первые люди вылеплены по образу и подобию Божьему

Вывод: существует разные теории появления человека. С некоторыми из них мы уже познакомились – это теория божественного происхождения человека. Однако, есть ещё научная теория происхождения человека.

- Как вы думаете, какую теорию происхождения человека мы будем изучать на уроках истории? (ответы детей)

На вопрос о том, когда появились первые люди, до сих пор нет однозначного ответа. Большинство учёных считают, что у человека  и обезьяны был общий предок. Это была человекообразная обезьяна, жившая на деревьях. Потом лесов стало меньше и человекообразной обезьяне пришлось приспосабливаться к жизни на открытых местах. Примерно 5-8 млн. лет назад пути развития человекообразных обезьян разошлись: одни так и остались в животном мире, другие начали долгий путь в миллионы лет, чтобы превратиться в человека. Ближайшими родственниками древнейших предков человека были «австралопитеки» (южная обезьяна). Они жили примерно 3-4 млн. лет назад, а 2 млн. лет назад появился древнейший человек. Археологи нашли останки древнейшего человека, рядом с ним предметы из  оббитой гальки. Этого человека ученые назвали «человек умелый».

-Давайте посмотрим, где жил этот человек?

Работа с картой.

- На каком континенте жили древнейшие люди?

- Каким цветом обозначен район проживания?

- Каким знаком обозначены стоянки?

Дети делают вывод, что древнейшие люди жили более 2 млн. лет назад в Восточной Африке.

- Почему древнейшие люди проживали в Восточной Африке? ( тепло, много еды)

Работа с иллюстрациями и текстом учебника.

- Как выглядели древнейшие люди?

Работа по вариантам

1 вариант:  Чем первобытный человек отличается  от современного человека?

2 вариант: Чем первобытный человек отличается от обезьяны?

Задание: выберите из предложенного списка, что относится к человеку, а что – обезьяне: живут на деревьях; появились на Земле 2 млн. лет назад;  ходят на двух и четырёх конечностях; походка не вполне прямая, прыгающая; появились на Земле 13-15 млн. лет назад; есть цепкий хвост, покрыты шерстью, грубое лицо с широким приплюснутым носом, использовали палку-копалку, каменное рубило; не разговаривали; издают звуки.

Дети делают вывод, первобытный человек больше похож на обезьяну, а отличался он от обезьяны тем,  что умел изготавливать орудия труда.

Орудия труда – это то, чем человек работает.

                                             Орудия труда

Палка-копалка                  Дубина                 Заострённый камень

У человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и  зубов, как у хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжёлой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Работа с иллюстрациями

Задание: рассмотрите орудия труда древнейшего человека. Из какого материала они сделаны?

- Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда?

Занятия древнейших людей

                                           Собирательство                       Охота

- Как охотились древнейшие люди?

Задание: прочитайте текст п. 3 §1 учебника и изучите иллюстрацию на с.11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

  1. Хищник и его жертва.
  2. Поведение людей.
  3. Результаты схватки.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа называется присваивающим.

- Как древнейшему человеку удалось  выжить?

  1. Люди объединились перед опасностью в окружающем мире в человеческое стадо.

(Человеческое стадо – это древнейший коллектив родственников, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.) Учёные не знают сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее 30 и не более 100.

- Почему небольшое стадо было обречено на гибель?

- Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе было затруднительно?

  1. Человек смог постепенно овладеть огнём.

Работа с текстом учебника.

- Что огонь давал людям? (тепло, защиту от диких животных, можно было готовить пищу, применять во время охоты)

Дети делают вывод, что овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.

5 этап  Закрепление знаний и способов действий

Выполняют задания 2 и 3 в рабочей тетради №1

6 этап     Подведение итогов

Дети отвечают на вопросы поставленные в начале урока

7 этап   Рефлексия

- Какие цели стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- А что воспринималось легко?

- Попробуйте дать оценку урока?

8 этап  Информация о домашнем задании

§ 1, вопросы, основные понятия и термины. Нарисовать орудия труда (по желанию).

Раздаточный материал.

  1.  Шумерская мифология.

«Давным-давно на земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль… Он сотворил день, дал всем растениям жизнь. Он же изобрёл мотыгу и плуг – первые орудия земледельца.

Главным помощником Энлиля стал бог дождя и вод – брат Энлиля  Энки. Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водам заливать сушу. Он сотворил много полезных дел.

Племя великих богов … всё больше и больше умножалось … И им не стало хватать пищи. И вот боги и богини обратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан, которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот для питания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал…

Тогда его мать говорит ему:

«О мой сын, встань со своего ложа…

сотвори то, что мудро,

Сотвори служителей для богов, дабы они

произвели себе подобных.»

Энки просыпается и отвечает матери:

«О мать моя, существо, имя коего ты назвала уже есть, -

Запечатлей в нём образ богов!

Замеси сердце глины, что над бездной,-

Превосходные царственные мастера сделают глину густой,

Ты же дай рождение конечностям.

Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой…

Нинмах  запечатлит в нём образ богов.

Это – человек…»

Однако не всё шло так, как было задумано. Перед сотворением человека Энки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепить из глины людей, то у неё вначале получались лишь уродцы.

        Энки стал лепить из глины людей, и тоже получались лишь уродцы, но затем он сделал и хороших людей.

  1. Египетская мифология.

Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животный.

Греческая мифология.

         Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.

        

  1. Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма Люди же появились из тела Пуруши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву вначале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчленённой на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали войнами, из бёдер его были созданы земледельцы, а из ног родились низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошёл из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землёю. Так из великой  жертвы вечные боги сотворили мир.

  1. Миф североамериканских индейцев.

Однажды было жаркое лето, что водоём, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.

Различные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

  1. Скандинавская мифология.

Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звал их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла.

  1. Миф о сотворении человека по образу и подобию Божьему содержится в Библии.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

Дата: ___________

Тема:§1. Древнейшие люди.

Цель:

  • Рассказать учащимся о происхождении жизни на Земле, о жизни древнейших людей.
  • Развить знания учащихся по истории древнейшего периода нашей Земли. Помочь учащимся в формировании представления об истории как науке, изучающей прошлое человечества на основе исторических источников;
  • Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Оборудование: карта, атласы, иллюстрации, хрестоматия по истории древнего мира, презентация «Древнейшие люди», компьютер, видеопроектор, видеопроектор, экран.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение.
  3. Объяснение новой темы «Древнейшие люди»
  4. Обобщение.
  5. Домашнее задание.

Введение.

Задание:

  • Прочитайте каждый самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите новую информацию о понятии.

Вопросы:

  • Итак, что же такое история?

Заслушиваются ответы. Подчеркивается, что история – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом, а не сочиняет и придумывает её, как считали когда-то древние, относя историю к искусствам.

  • Какое понятие в этой части параграфа можно считать новым? (всемирная история). Почему?

Идет обсуждение. Понятие записывается на доске.

Самопроверка. Взаимопроверка.

        Предлагается открыть словарь исторических терминов и понятий на стр. 209 в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить свое представление о нем.

Вопрос:

  • Подумайте, как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древним миром).

Таким образом, дети, мы узнали для чего нам нужно изучать историю. Без знании истории прошлого, невозможно узнать будущее.

А теперь перейдем к изучению темы «Древнейшие люди».

План

1.Происхождение человека.

2.Древнейшие орудия труда.

3.Охота древних людей.

4.Овладение огнем.

Задание на урок

Запишите в тетради. Чем древние люди отличались от животных?

1.Происхождение человека.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке.    ПОЧЕМУ?

Здесь в районе Олдувайского ущелья англичанин Эванс обнаружил останки австралопитека (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад

Древних людей , которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “человек умелый».

Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги,уменьшилась передняя челюсть стал исчезать волосяной покров на теле .

С течением времени древние люди изменили место своего жилья. Если австралопитеки жили на деревьях ( Почему?), то habilis-ы начали строить жилища самостоятельно.

Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их. Люди жили стадами. Почему?

2.Древнейшие орудия труда.

Основным занятием древних людей было собирательство.

Но, даже довольствуясь дарами природы, древние люди изготовляли орудия труда.

На их производство  шел камень. Первым орудием труда, было, рубило –  галька, заостренная с одного края. Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обрабатывали её скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки. Рубила были непрочны ми, быстро ломались, поэтому их нужно было очень много.

Другими орудиями древнего человека были отщепы - образовавшиеся после обработки гальки. Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных.  Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб.

Из них как правило делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды

3.Охота древних людей.

Кроме собирательства другим важнейшим занятием наших далеких предков была охота.

Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями.

Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

4.Овладение огнем.

Очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряя их, и делали копья. Кроме того для загона животных применялись факелы –  животные опасаясь огня бежали туда где его нет –  к ловушке.

Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать, как получить пламя, не завися от природы. Многие племена использовали до сер. 20 века способ известный сотни тысяч лет назад – трение 2-х палочек.

В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались люди, подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей.

Почему?

Самым важным следствием стало употребление вареной или жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека.

За короткий срок, после овладения огнем, древний человек  приобрел современный облик.

Обобщение.

Выберите правильный ответ.

Древних людей живших в Южной Африке называли

питекантропы

Homo habilis

австралопитеки

Сначала древние люди жили...

на деревьях

в пещерах

в шалашах

Основным занятием древних людей было...

собирательство

охота

изготовление орудий

Первый огонь древние люди получили...

ударяя камни

трением палочек

от лесных пожаров

Домашнее задание.

 Прочитать §1. ответить на вопросы стр. 13

Литература.

О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории  древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории  древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

 имени Героя Советского Союза  А.В. Гусько

станица Новоминская Каневской район

Конспект урока  по истории Древнего мира

в 5 классе   на тему

«Древнейшие люди».

                                                                                            подготовила

учитель истории

Сергиенко Марина Владимировна

станица Новоминская Каневской район

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема урока:    Древнейшие люди

Цель урока: 

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
  2. Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  3. Продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Тип урока: комбинированный.

Понятия и даты: собирательство, стадо, орудия труда, первобытные люди,2 млн. лет назад – появление первого человека.

Оборудование: карта и иллюстрации учебника, рабочие тетради, гипсовая копия головы древнего человека.

План урока:

1.Облик далеких предков

2.Первые орудия труда

3.Охота и овладение огнем

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Проверка д/З.

Что такое история?

Кого называют археологами?

Как работают археологи?

Как находят археологические памятники?

Что называют историческим источником?

О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

Какие виды исторических источников вы знаете?

Что такое периодизация?

3. Изучение нового материала.

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)

Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.

Работа с картой где жили древнейшие люди

где следы их жизни не обнаружены

почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)

Работа с иллюстрациями учебника

Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей.   чем древние люди отличались от людей нашего времени?

(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека. 

чем древнейшие люди отличались от обезьян?

(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать

что называют орудием труда?    Орудие труда- это то , чем человек работает – записать

что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

Как древнейший человек добывал себе пищу?      Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь

Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать

В стаде было несколько десятков человек.      Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших         к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся  происходило страшное.

Подумайте, как люди научились добывать огонь?   (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Когда на земле жили древнейшие люди?

На каком материке найдены следы древнейшего человека?

В чем главное отличие человека  от животных?

какие орудия труда древнейшего человека вам известны?

почему первобытные люди жили группами

как назывались эти коллективы

что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его.  

  1. Д/З: параграф 1.

Список использованной литературы:

1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая  История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г.

2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев  Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г.

3.Г. И. Годер   История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г.

4.Г.И. Годер  Задания и задачи по истории Древнего мира.  М., Просвещение, 1996 г.

nsportal.ru

Урок на тему "Древние люди" ( 5 класс)

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

Грачев Алексей Александрович 

Класс:

5

Дата урока:

26.09.17

Время урока:

45

Предмет:

история 

Тема:

"Древние люди"

Компетенция:

Компетентный педагог

Зона роста:

Интерактивные технологии и методы обучения1 Внедрение интерактивного обучения для активизации учебно-познавательной деятельности

Цели урока:

Обобщение и применение знаний, полученных в ходе изучения главы «Жизнь первобытных людей».

Задачи урока:

- научить применять полученные знания; - научить взаимодействовать в группе; - развить критическое мышление; - раскрыть творческий потенциал.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

Использование впервые веб-квеста на уроке истории.

1.Организационный этап: Учащиеся заранее делятся на группы по 10 человек и занимают места соответственно. Учащимся произвольно раздаются карточки с ролями и заданиями ( для каждой группы подготовлено 10 карточек). Учащиеся знакомятся с содержанием карточек и получают следующую инструкцию: « Представьте, что мы с вами смогли переместиться во времени на многие тысячелетия назад и оказались в членами одного из древних племен. У каждого из вас есть карточка, на которой написано, какую именно роль вы будете играть в этом племени и какое задание вам предстоит выполнить. Вы должны постараться как можно лучше вжиться в эту роль, используя те знания, что мы получили на наших уроках. Задание можно выполнить только, общаясь с другими членами племени. Ваша задача на этот урок решить все задания племени, которые записаны у каждого из вас на карточках. На доске записаны правила поведения во время урока. За несоблюдение правил группа будет оштрафована. Соберитесь с мыслями, продумайте свои действия и приступайте.»

 проблемное обучение

 

 30 мин

2. Основной этап: На этом этапе дети общаются в группах и пытаются решить свои задачи. Учитель наблюдает за группами, не допускает возникновения конфликтов, по мере необходимости направляет обсуждение в правильное русло. 3.

Основные правила:

1.В игре побеждает то племя,

которое быстрее и качественнее

выполнит все задачи.

2.Решение задач достигается в ходе

РАЗГОВОРА!!!

3.Чтобы услышать, достаточно

слушать! Говорим ТИХО!!! За

создание шума с племени будут

сниматься очки!

Племя № 1.

Ты – вождь.

Ты стал вождем после своего отца вождя. Ты имеешь большой и

богатый дом. У тебя есть рабы из числа пленных другого племени.

Твоя задача:

Собрать воинов и пойти войной на соседнее племя. Продумать

стратегию предстоящего похода.

Подсказка:

Для успешного похода ты должен собрать всех своих земледельцев и

скотоводов, поэтому ты не сможешь совершить поход прежде, чем они

разрешат свои проблемы.

Племя № 1.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 1

Ты – земледелец 1.

Из тебя вышел не очень хороший скотовод, но отличный земледелец.

Тебе досталась плодородная земля, на которой ты выращиваешь

ячмень и пшеницу. Но ты имеешь конфликт с соседями из-за воды для

полива, т.к. им приходится брать воду из пруда, выкопанного твоей

семьей. Близость болот не позволяет им выкопать свой пруд.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 1

Ты земледелец 2.

Ты владеешь не очень большими землями. Выращиваешь зерновые и

овощные культуры. Близость твоих владений к болотам не позволяет

тебе выкопать собственный пруд для полива и тебе приходится каждый

раз обращаться за водой к соседям, которым это не очень нравится.

Конфликт нарастает.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 1.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 1.

Ты – скотовод 1.

Ты разводишь свиней и овец. У тебя довольно большое стадо. Но на

днях ты обнаружил, что из твоего стада пропало несколько овец. Ты

подозреваешь двоих своих соседей в краже.

Твоя задача:

Найти и вернуть своих овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 1.

Ты – скотовод 2.

Ты разводишь коров и овец. У тебя не очень большое стадо. Но на днях

ты обнаружил, что к твоему стаду прибилось несколько овец. Ты

решил, что это отличный шанс увеличить свое стадо и никому не

сказал о происшествии. Однако твой сосед подозревает тебя в краже

своих овец.

Твоя задача:

Решить конфликт с овцами, сохранив своё стадо, включая

прибившихся овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 1.

Ты – скотовод 3.

Ты разводишь коз и овец. У тебя довольно большое стадо. Недавно ты

выменял у одного из соседей еще несколько овец для выведения новой

породы. Но другой твой сосед обвиняет тебя в краже его овец.

Твоя задача:

Доказать свою невиновность.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя №1.

Ты – ремесленник.

Ты много учился и стал лучшим ремесленником племени. Ты делаешь

медные орудия труда, украшения из серебра и золота, работаешь с

глинной.

Твоя задача:

Создать и преподнести вождю идола бога войны, прежде, чем он со

своими войнами отправится на соседнее племя. Убеди вождя и жреца,

что именно этот идол должен быть использован для колдовского

обряда перед военным походом.

Подсказка:

Изобрази идол на бумаге. Подумай, какие качества он должен в себе

отражать.

Племя № 1.

Ты – жрец.

Ты проводишь колдовские обряды. Ты умеешь обращаться к духам,

проводишь жертвоприношения.

Твоя задача:

Провести колдовской обряд, чтобы задобрить духа войны для

предстоящего похода.

Подсказка:

Продумай обряд, что он будет в себе содержать ( молитву, ритуальный

танец, жертвоприношение). Продумай детали.

Племя № 2.

Ты – вождь.

Ты стал вождем после своего отца вождя. Ты имеешь большой и

богатый дом. У тебя есть рабы из числа пленных другого племени.

Твоя задача:

Собрать воинов и пойти войной на соседнее племя. Продумать

стратегию предстоящего похода.

Подсказка:

Для успешного похода ты должен собрать всех своих земледельцев и

скотоводов, поэтому ты не сможешь совершить поход прежде, чем они

разрешат свои проблемы.

Племя № 2.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 2.

Ты – земледелец 1.

Из тебя вышел не очень хороший скотовод, но отличный земледелец.

Тебе досталась плодородная земля, на которой ты выращиваешь

ячмень и пшеницу. Но ты имеешь конфликт с соседями из-за воды для

полива, т.к. им приходится брать воду из пруда, выкопанного твоей

семьей. Близость болот не позволяет им выкопать свой пруд.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 2.

Ты земледелец 2.

Ты владеешь не очень большими землями. Выращиваешь зерновые и

овощные культуры. Близость твоих владений к болотам не позволяет

тебе выкопать собственный пруд для полива и тебе приходится каждый

раз обращаться за водой к соседям, которым это не очень нравится.

Конфликт нарастает.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 2.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 2.

Ты – скотовод 1.

Ты разводишь свиней и овец. У тебя довольно большое стадо. Но на

днях ты обнаружил, что из твоего стада пропало несколько овец. Ты

подозреваешь двоих своих соседей в краже.

Твоя задача:

Найти и вернуть своих овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 2.

Ты – скотовод 2.

Ты разводишь коров и овец. У тебя не очень большое стадо. Но на днях

ты обнаружил, что к твоему стаду прибилось несколько овец. Ты

решил, что это отличный шанс увеличить свое стадо и никому не

сказал о происшествии. Однако твой сосед подозревает тебя в краже

своих овец.

Твоя задача:

Решить конфликт с овцами, сохранив своё стадо, включая

прибившихся овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 2.

Ты – скотовод 3.

Ты разводишь коз и овец. У тебя довольно большое стадо. Недавно ты

выменял у одного из соседей еще несколько овец для выведения новой

породы. Но другой твой сосед обвиняет тебя в краже его овец.

Твоя задача:

Доказать свою невиновность.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 2.

Ты – ремесленник.

Ты много учился и стал лучшим ремесленником племени. Ты делаешь

медные орудия труда, украшения из серебра и золота, работаешь с

глинной.

Твоя задача:

Создать и преподнести вождю идола бога войны, прежде, чем он со

своими войнами отправится на соседнее племя. Убеди вождя и жреца,

что именно этот идол должен быть использован для колдовского

обряда перед военным походом.

Подсказка:

Изобрази идол на бумаге. Подумай, какие качества он должен в себе

отражать.

Племя № 2.

Ты – жрец.

Ты проводишь колдовские обряды. Ты умеешь обращаться к духам,

проводишь жертвоприношения.

Твоя задача:

Провести колдовской обряд, чтобы задобрить духа войны для

предстоящего похода.

Подсказка:

Продумай обряд, что он будет в себе содержать ( молитву, ритуальный

танец, жертвоприношение). Продумай детали.

Племя № 3.

Ты – вождь.

Ты стал вождем после своего отца вождя. Ты имеешь большой и

богатый дом. У тебя есть рабы из числа пленных другого племени.

Твоя задача:

Собрать воинов и пойти войной на соседнее племя. Продумать

стратегию предстоящего похода.

Подсказка:

Для успешного похода ты должен собрать всех своих земледельцев и

скотоводов, поэтому ты не сможешь совершить поход прежде, чем они

разрешат свои проблемы.

Племя № 3.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 3.

Ты – земледелец 1.

Из тебя вышел не очень хороший скотовод, но отличный земледелец.

Тебе досталась плодородная земля, на которой ты выращиваешь

ячмень и пшеницу. Но ты имеешь конфликт с соседями из-за воды для

полива, т.к. им приходится брать воду из пруда, выкопанного твоей

семьей. Близость болот не позволяет им выкопать свой пруд.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 3.

Ты земледелец 2.

Ты владеешь не очень большими землями. Выращиваешь зерновые и

овощные культуры. Близость твоих владений к болотам не позволяет

тебе выкопать собственный пруд для полива и тебе приходится каждый

раз обращаться за водой к соседям, которым это не очень нравится.

Конфликт нарастает.

Твоя задача:

Решить конфликт с соседями.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 3.

Ты – старейшина племени.

Ты стар и мудр. За твоими плечами знания и опыт. Ты принимал

решение в выборе вождя племени. Ты считаешься знатным человеком

в племени. К твоему мнению прислушиваются. У тебя большие

владения.

Твоя задача:

Разрешать споры между соплеменниками.

Подсказка:

Для того, чтобы успешно разрешить конфликт между соплеменниками,

следует выслушать всех участников конфликта.

Племя № 3.

Ты – скотовод 1.

Ты разводишь свиней и овец. У тебя довольно большое стадо. Но на

днях ты обнаружил, что из твоего стада пропало несколько овец. Ты

подозреваешь двоих своих соседей в краже.

Твоя задача:

Найти и вернуть своих овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 3.

Ты – скотовод 2.

Ты разводишь коров и овец. У тебя не очень большое стадо. Но на днях

ты обнаружил, что к твоему стаду прибилось несколько овец. Ты

решил, что это отличный шанс увеличить свое стадо и никому не

сказал о происшествии. Однако твой сосед подозревает тебя в краже

своих овец.

Твоя задача:

Решить конфликт с овцами, сохранив своё стадо, включая

прибившихся овец.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя № 3.

Ты – скотовод 3.

Ты разводишь коз и овец. У тебя довольно большое стадо. Недавно ты

выменял у одного из соседей еще несколько овец для выведения новой

породы. Но другой твой сосед обвиняет тебя в краже его овец.

Твоя задача:

Доказать свою невиновность.

Подсказка:

Для успешного разрешения конфликта следует обратиться к

старейшинам.

Племя №3.

Ты – ремесленник.

Ты много учился и стал лучшим ремесленником племени. Ты делаешь

медные орудия труда, украшения из серебра и золота, работаешь с

глинной.

Твоя задача:

Создать и преподнести вождю идола бога войны, прежде, чем он со

своими войнами отправится на соседнее племя. Убеди вождя и жреца,

что именно этот идол должен быть использован для колдовского

обряда перед военным походом.

Подсказка:

Изобрази идол на бумаге. Подумай, какие качества он должен в себе

отражать.

Племя № 3.

Ты – жрец.

Ты проводишь колдовские обряды. Ты умеешь обращаться к духам,

проводишь жертвоприношения.

Твоя задача:

Провести колдовской обряд, чтобы задобрить духа войны для

предстоящего похода.

Подсказка:

Продумай обряд, что он будет в себе содержать ( молитву, ритуальный

танец, жертвоприношение). Продумай детали.

 проблемное обучение

 

 5 мин

3. Заключительный этап проводит рефлексию: - Что понравилось и не понравилось и почему?

: На заключительном этапе учитель спрашивает, удалось ли группе решить все поставленные задачи. Если задачи решить удалось, дети могут поделиться тем, каким способом они этого достигли. Если что-то не удалось, дети стараются проанализировать, что и почему у них не получилось, что бы в перспективе подобное можно было не допустить или исправить. После того, как все группы высказались по заданиям, учитель

 проблемное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

План-конспект урока (история, 5 класс) по теме: Урок истории в 5 классе "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

Урок 2. Древнейшие люди

Урок разработан учителем

МОУ СОШ № 36 г. Ярославля

Пучининой Т.П.

Планируемые результаты урока

1.Предметные:

  • Формулировать  отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
  • Знать основные вехи в истории древнейших людей;
  • Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
  • Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;
  • Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.

2.Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
  • Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
  • Развивать логическое мышление;
  • Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.

3.Личностные:

Оборудование: карта мира.

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

Основные этапы урока и их содержание

(Жирным курсивом выделена информация, необходимая для усвоения этой темы на базовом уровне. Этот материал учащиеся записывают в свои рабочие тетради.)

1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.

Вопросы для беседы с классом:

-Что изучает Всеобщая (Всемирная) история?

-Какой этап Всемирной истории мы будем изучать в этом учебном году?

-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?

Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.

Тема нашего первого урока «Древнейшие люди». Сегодня на уроки мы узнаем о …

Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:

  1. Происхождение человека.
  2. Облик первобытного человека.
  3. Орудия труда.
  4. Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.
  5. Овладение огнем.

2 этап: изучение нового материала.

Изучение новой темы можно начать с беседы:

-Какие версии происхождения человека вам известны?

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?

Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.

Учитель сообщает, что  учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

Работа с картой:

1.Назовите известные вам части света.

2.Покажите их на карте.

3.Предположите, где могли появиться первые люди? Почему?

Подводим учащихся к выводу: родиной человечества является Африка.

Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. Их назвали австралопитеками – «южными обезьянами». Они появились на земле около 6 млн лет назад.

-Когда появились первые люди на земле?

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями:

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

4.Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени. Так появился «человек разумный». Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появились наши прямые предки. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного человека почти совпадали.

Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный».

Вопрос об овладении человека огнем учащиеся рассматривают в ходе выполнения домашнего задания.

3 этап: первичное закрепление изученного материала.

Для первичного закрепления, учащимся могут быть предложены следующие вопросы и задания:

1.Кого мы называем первобытным человеком? (Необходимо обратить внимание на то, что первобытным был не только древнейший человек, но и человек разумный).

2.Работа с лентой времени:

-начерти ленту времени

-отметь на ней когда появилась письменность

-отметь на ней, когда появились первые люди на земле

-отметь на ней когда появился «человек разумный»

-посчитай, сколько прошло тысячелетий, прежде чем «человек разумный» изобрел письменность.

3.Покажи на карте часть света, где впервые появились древнейшие люди.

4.В чем состоит главное отличие древнего человека от животных?

5.Для чего древний человек мог использовать рубило.

6.Работа по составлению схемы «Развитие древнего человека». (При работе над схемой учащихся можно попросить обратиться за помощью к материалу учебника.)

4 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Пересказ параграфа.

Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?

Составить план рассказа «Овладение древним человеком огнем».

Выучить записи в тетради.

Выполнить задание по контурной карте.

5 этап: рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке меня удивило…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»

nsportal.ru

Урок истории 5 класс ФГОС " Древнейшие люди"

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Слайд 4

Запись

Беседа

Слайд 5

Учебник: с.9

Запись

Слайд 6

Беседа

Слайд 7

§1 п.2, рис. на с. 12, 13

Слайд 8

Беседа

Беседа

Запись

Учебник: рис. на с.10

Слайд 9

Запись

Слайд 10

Беседа

Запись

Запись

Слайд 11

Слайд 12

Беседа

Запись

РМ №1

Работа с ЭОР

Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

(1)

Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

?? Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

?? Где располагалась прародина древнейших людей?

Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

(2)

Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

(3)

Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

?? Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Организует динамическую паузу

?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди.

Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных.

?? Гарантировала ли охота постоянную добычу?

?? Какие выводы можно сделать из этого факта?

(4)

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

(5)

Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

?? Каково было значение овладения огнём?

Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Задание классу: работа с ЭОР (задание по типу «верно-неверно»)

Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Обучающиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами

Ожидаемый ответ обучающихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ обучающихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

Ожидаемый ответ обучающихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Ожидаемый ответ обучающихся:

раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ обучающихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

отбирали добычу у хищников

Ожидаемый ответ обучающихся:

гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

«ветка после пожара»

Ожидаемый ответ обучающихся:

~ тепло и свет;

~ отпугивает животных;

~ пища вкуснее и питательнее

(обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

Ожидаемые ответы обучающихся:

  1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

  2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Обучающиеся работают с ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/26825/zhizn-i-byt-pervobytnyh-lyudey.html

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи;

показывать на карте места расселения древнейших людей;

рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

формирование представлений о ценностях коллективизма

multiurok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс | скачать бесплатно

Урок 2.

Тема урока: Первые люди на земле..

Цель урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
  2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  3. Воспитывать культуру учебного труда.

Учебное оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).

Ход урока

I .Организационный момент.

I I.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что изучает история

Древнего мира?»

1.Подготовка устного ответа по карточке № I. Работа 2 учащихся с терминами у доски.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:

  1. Кого называют археологами?
  2. Как работают археологи?
  3. Как находят археологические памятники?
  4. Что называют историческим источником? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Для того, чтобы узнать как. жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде, чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем, они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятники истории или исторические источнику.

2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

  1. Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
  2. Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
  3. Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

3.Развернутый ответ учащегося по карточке № 1. Проверка работы у доски.

Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей и да леком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и иачнем изучение истории Древнего мира.

Задача для учащихся: Как жили древнейшие люди?

III.    Изучение новой темы

План

1.Облик далеких предков.

2.Первое орудие труда.

3.Охота и овладение огнем.

На доске записаны тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились нм Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

2.Работа по карте (с. 15 учебника).

  1. Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Африке, Евразии кроме её северной части.)
  2. Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
  3. Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)        

3.Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника. Задание', рассмотрите рисунки (с. 13 учебника) и опишите облик древнейших людей.

.

4.Беседа по вопросам.

  1. Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза.) Демонстрация на с. 12 , посбия, таблица. И.С. Неодерталец, корманьонец, петикантроп и т.д.
  2. Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
  3. Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)

Эти определение дается и записывается на доске, детьми — в тетради И.С.

Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки- копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

5.Работа с текстом учебника (с. 18 учебника).

Задание: Выяснить, как охотились древнейшие люди?

6.И.С.Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

7.Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? (Выслушать доводы детей.) Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?». Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

8.Работа с художественной литературой.

Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке.

«... Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.

  1. Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, — и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
  2. Огонь умер... — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести,

становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и ...»

VI. Закрепление изученного на уроке

а)        Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на земле более        лет назад

(двух миллионов лет назад).

Главным отличием древнейших людей от животных было        (умение трудиться).

Древнейшими орудиями труда были:                (камень, палка-копалка).

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи__________________                 (собирательство, охота).

VII. Итог урока

Домашнее задание:        1. Прочитать §1 учебника

2. Подготовить развернутый ответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».

3. Знать определение терминов.

*Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

Дополнительная информация

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis— южный и греч. pitekos— обезьяна).

Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня — грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitekos— обезьяна и anthropos — человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия груда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1994. — С. 386—387.

        

А) Австралопитек

1. Около 2-2,5 млн. лет назад

Б) Homohabilis(«человек умелый»)

2. Около 250 тысяч лет

В) Homoerectus(«человек прямоходящий», питекантроп)

3. Около 4 млн. лет назад

Г) Человек разумный - неандерталец

4. Около 40 тысяч лет назад

Д) Человек разумный - кроманьонец

5. 1,5 млн. лет назад

nsportal.ru