Государственный строй древней индии игпзс. 6.Государственность в Древней Индии. Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственный и общественный строй Древней Индии. Государственный строй древней индии игпзс


6.Государственность в Древней Индии. Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй

Древнеиндийское гос-во возн. как рабовладел., тем не менее в его праве отсутст. отчетливое противопостав. свободных и рабов. Рабский труд не играл значит. роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существ. особ-тью древнеиндийского рабства было наличие гос. зак-ва, направл. на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Общ. строй.

Правители первых гос. образ. (протогосударств) раджи вып. простейшие функции упр-я, обесп. внешнюю без-ть, вершили суд, распоряж. как военачальники фондом земель.

В нек/х гос. образ. власть раджи была выборной, лишь со временем утв. наследств. принцип получ. царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотач. в руках совета старейшин.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств возникают первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных гос. образ., возн., возвышающ. и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной гос. власти, ставшая характ. чертой древнеиндийской цивилизации.

С усилием общ. неравенства военный вождь племени (раджа),который ранее выб. собранием и не мог быть смещен им ,все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного упр-я, а дол-ть раджи велась борьба между представит. знатных и могуществ. родов в племени. Со временем эта должность станов. наследственной.

Самым крупным и сильным гос-вом того времени была Магадха. Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объедин. под своей властью почти всю тер-рию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассм. как особая веха в развитии древнеинд. государ-ти. Это был период крупных полит. событий. Созд. объедин. индийского гос-ва способств. общению разл. народов, взаимод. их культур, стиранию узких плем. рамок.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой гос-ва считался царь. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

Центр. адм.-военный аппарат в Индии был относит. слаб по сравнению с др. гос-ми Др. Востока, что было тесно связано с сохр. важной роли в гос-ве органов общинного самоупр-я.

Индусская полит.-религ. концепция «богоугодного царя» (девараджи) предпис. ему вып. особой драхмы. Царю вверялось также осущ. правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, д/б возгл. борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важн. функцией царей была орг-ция публ. работ, освоение и заселение царских земель, стр-во ирригац. сооружений.

Сохр. гос. единства требовало твердого гос. упр-я.

Спец. группа царских чиновн. была связана, например, с орг-цией упр-я царским хоз-м, с деят-тью по пополн. царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призв. надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр.

Особой сложн. в империи Маурьев отличалось адм. деление и связ. с ним система местного упр-я. Лишь часть тер-рии империи нах. под непосред. упр-ем царя и его двора. Самой крупной адм. единицей была провинция. Среди них выд. пять наиболее крупных провинций, управл. царевичами, и погран. провинции, управл. др. членами царской семьи. В ф-и правителя провинции входила защита ее тер-рий, охрана порядка, сбор налогов, обесп. строит. работ.

Менее крупной адм. единицей был округ, возгл. окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской адм-цией.

Наиб. извест. явл. Законы Ману (Ману-мифический бог).

В период созд. Законов ману в Индии уже хорошо пон. разницу между соб-тью и владением при этом. Законы указ. 7 возм. способов возн. права соб-ти: наследование, получ. в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполн. работы, а так же получ. милостыни. Среди осн. видов соб-ти Законы наз. землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Для древней Индии харак. большая патриарх. семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зав. от своего супруга и сыновей. Брак предст. собой имущест. сделку ,в рез-те к/й муж покупал себе жену и она станов. его соб-тью. Законы ману опред. полож. женщины сл. образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подверг. страшным карам, вплоть до смертной казни.

Среди прест., наз. Законами Ману, на первом месте стоят гос.. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Среди имущ. преступ. Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь.

В древней Индии сущ. две системы судов - царские и внутриобщинные.

Высшей суд. инст. был суд, в к/м участвовал сам царь или замещ. его суд. коллегия (сабха), состоящая из назнач. царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

studfiles.net

Общественный строй и государственный строй Древней Индии. Закону Ману — История государства и права зарубежных стран

Общественный и государственный строй в Древней Индии. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства ,направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность ,право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительные пережитки первобытно - общинного строя. Примитивные государственные образования складывались в

Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

ifreestore.net

Государственный и общественный строй Древней Индии

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 34Следующая ⇒

Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э. Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо Даро.

Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением. Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии посте-

пенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия. Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым

целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати. Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахманы (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы-кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти. Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось

за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения. Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением. и крестьяне, рабы и представители завоеванного В основной своей массе это были ремесленники и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и пред-

ставителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители.

Все это приводит к формированию кастового общественного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как «варна», что можно

трактовать как «вид» или «разряд». Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны. Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, воз-

никла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.

Царские земельные владения находились под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и пограничные провинции, управляемые другими членами царствующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помо-

щи собственной дружины, используемой в качестве аппарата принуждения. Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города». Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из 800,400,200,10 селений и соответствующих им в органах местного управления управителей. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий, выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права, которое представляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием. Цивилизация Древней Индии относится к так называемым речным цивилизациям. Для строения жизненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное применение силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характеризовался тсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свободные общинники. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью. Армия как инструмент правящих кругов играла огромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обусловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим «дважды рожденным», брахманам, надлежало молиться. Итак, спецификой древнеиндийского строя был

кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшатриев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И последней кастой были шудры - земледельцы. В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех остальных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.

mykonspekts.ru